Научная статья на тему 'ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ОБЪЕКТ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ'

ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ОБЪЕКТ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
469
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭСТЕТОСФЕРА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ЭСТЕТИЗАЦИЯ / ПРОЕКТИВНАЯ ЭСТЕТИКА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дубин Р.Ш.

В статье рассматривается городское пространство как специфический объект эстетического восприятия. Современный город представляет собой полифункциональную систему, в которой поддерживается баланс между практическими, утилитарными и эстетическими потребностями горожан. Эстетосфера города рассматривается в статье как пространство соотнесения человека с миром культуры, природы и самим собой. Эстетический опыт, переживаемый в городском пространстве, по убеждению автора, имеет мультисенсорный характер, в его производстве участвуют все пять органов чувств. Эстетизация городского пространства, как процесс гармонизации среды, усиления выразительности визуальных форм, избавления от случайных и диссонирующих элементов, представляется необходимым аспектом при разработке условий для устойчивого развития города. В данном контексте представляется уместной опора на концепт проективной эстетики, получивший распространение в современном философском дискурсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URBAN SPACE AS AN OBJECT OF AESTHETIC PERCEPTION

The article considers urban space as a specific object of aesthetic perception. A modern city is a multifunctional system in which a balance is maintained between the practical, utilitarian and aesthetic needs of citizens. The aestheosphere of the city is considered in the article as a space of correlation of a person with the world of culture, nature and himself. The aesthetic experience experienced in urban space, according to the author, has a multisensory character, all five senses participate in its production. The aestheticization of urban space as a process of harmonizing the environment, enhancing the expressiveness of visual forms, getting rid of random and dissonant elements seems to be a necessary aspect in the development of conditions for the sustainable development of the city. In this context, it seems appropriate to rely on the concept of projective aesthetics, which has become widespread in modern philosophical discourse.

Текст научной работы на тему «ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ОБЪЕКТ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ»

СУОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ОБЪЕКТ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

УДК 711.4+18

https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-5103-104-112 Р. Ш. Дубин

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: radd24@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается городское пространство как специфический объект эстетического восприятия. Современный город представляет собой полифункциональную систему, в которой поддерживается баланс между практическими, утилитарными и эстетическими потребностями горожан. Эстетосфера города рассматривается в статье как пространство соотнесения человека с миром культуры, природы и самим собой. Эстетический опыт, переживаемый в городском пространстве, по убеждению автора, имеет мультисенсорный характер, в его производстве участвуют все пять органов чувств. Эстетизация городского пространства, как процесс гармонизации среды, усиления выразительности визуальных форм, избавления от случайных и диссонирующих элементов, представляется необходимым аспектом при разработке условий для устойчивого развития города. В данном контексте представляется уместной опора на концепт проективной эстетики, получивший распространение в современном философском дискурсе.

Ключевые слова: город, городское пространство, эстетосфера, эстетическое восприятие, эстетический опыт, эстетизация, проективная эстетика.

Для цитирования: Дубин Р. Ш. Городское пространство как объект эстетического восприятия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 5 (103). С. 104-112. https://doi.Org/:10.24412/1997-0803-2021-5103-104-122

URBAN SPACE AS AN OBJECT OF AESTHETIC PERCEPTION Radik S. Dubin

Moscow State Institute of Culture, Khimki city, Moscow Region, Russian Federation, e-mail: radd24@mail.ru

Abstract: The article considers urban space as a specific object of aesthetic perception. A modern city is a multifunctional system in which a balance is maintained between the practical, utilitarian and aesthetic needs of citizens. The aestheosphere of the city is considered in the article as a space of correlation of a person with the world of culture, nature and himself. The aesthetic experience experienced in urban space, according to the author, has a multisensory character, all five senses participate in its production. The aestheticization of urban space as a process of harmonizing the environment, enhancing the expressiveness of visual forms, getting rid of random and dissonant elements seems to be a necessary

ДУБИН РАДИК ШАМИЛЕВИЧ - аспирант кафедры культурологии Московского государственного института культуры

DUBIN RADIK SHAMILEVICH - PhD student at the Department of Culturology, the Moscow State Institute of Culture

© Дубин Р. Ш., 2021

aspect in the development of conditions for the sustainable development of the city. In this context, it seems appropriate to rely on the concept of projective aesthetics, which has become widespread in modern philosophical discourse.

Keywords: city, urban space, aestheosphere, aesthetic perception, aesthetic experience, aestheticization, projective aesthetics.

For citation: Dubin R. S. Urban space as an object of aesthetic perception. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2021, no. 5 (103), pp. 104-112. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/1997-0803-2021-5103-104-112

Города стали местом жительства для более чем половины населения планеты, значительная часть человечества существует сегодня в искусственной среде, созданной им самим. Город, «являясь пространственной формой уплотнения» человечества [2, с. 27], обладает своей логикой, диктует свой ритм жизни, это культурно кодированное, «проживаемое пространство» [14, с. 408], пространство, наполненное смыслами и эмоциями. Каждый город, таким образом, характеризуется своеобразием его социально-культурного потенциала [18, с. 88], спецификой мотивационных оснований деятельности и эстетическими особенностями городского пространства.

Эстетизация городского пространства представляется необходимым аспектом разработки условий для устойчивого развития города. Под эстетизацией городского пространства нами понимается процесс гармонизации среды, усиления выразительности визуальных форм, избавления от случайных и диссонирующих элементов. В целом -это внимание именно к многообразию выразительных форм, которые несут информацию: культурную, историческую, экологическую и т.д. [13]. Именно в связи с этим считаем, что проблеме эстетического потенциала городов должно быть отведено должное место при выполнении задач по управлению пространственным развитием города и в современной архитектурной практи-

ке. Именно это понимание необходимости «эстетической вовлечённости» легло в основу концепта проективной эстетики, получившего распространение в современном философском дискурсе [8, с. 86-97]

Основанием эстетизации городской среды - планирования и дизайна - должно быть создание благоприятных условий для жизни и деятельности горожан, организация общественных пространств и природных пейзажей, безопасных, комфортных, доступных, с сохранившимся историко-культурным наследием. Необходимо заметить, что это непрерывно идущий процесс создания «совершенного - качественного», эстетически и функционально осмысленного городского пространства, приоритетом которого являются интересов общины города. Эстетосфера города отражает связь человека и природы, эволюцию их отношений, движение «города к природе и идеям сотрудничества, к понятиям "этики" отношений человека с природой - "слияние" с природой с признанием доминирующего значения экологического подхода, определяющего всё многообразие связей человека и природы» [14, с. 13, 18].

Эстетическое можно рассматривать как сферу соотнесения человека с миром культуры, со способом его переживания для чувственно-целостного постижения места личности в нём, его цельноживого самоопределения через него и, наконец, выхода на

глубинные и предельные смысложизненные ценностные ориентации человеческого бытия. Через конкретную ситуацию эстетического отношения к определённому явлению человек способен подняться к мировоззренческому уровню обобщений, к сущностным глубинам и вершинам жизни человеческого духа, к глубинному самопостижению человека в предметном мире методом его целостного переживания [12, с. 20].

Эстетический опыт в современной эстетической мысли стал предметом пристального внимания многих исследователей. Всё чаще выражается несогласие редуцировать богатство эстетических переживаний, которые мы получаем в ходе эстетического опыта, к оценке, всё большую поддержку получает мнение о том, что «эстетический опыт значительно богаче, чем те категории, в которых выражает себя реакция на опыт. При этом из того, что эстетический опыт не следует смешивать с эстетической оценкой, вовсе не следует, что эстетический опыт не может стать чем-либо ценным ... в конце концов, можно заключить в свете сказанного, что ценить следует сам опыт, а не его оценку» (курсив наш. - Р Д) [10, с. 130].

В зависимости от уровня визуальной активности среды варьируется степень когнитивного и эстетического её восприятия индивидом. Высокая концентрация разноплановых информационных носителей, которым присущи выразительная форма и яркая полицветность, деструктивно влияет на целостность архитектурного поля, рассеивает внимание индивида, создавая оптический дискомфорт, вызывая чувство усталости и подавленности [5, с. 87]. Город - это сложный, находящийся в постоянном движении организм, или система, выполняющая множество функций, которые осуществляются в разных местах, на разных участ-

ках и с разной скоростью. Это позволяет поддерживать баланс между практическими, утилитарными и эстетическими потребностями горожан [5, с. 87]. Проективная эстетика с её опорой на «эстетическую вовлечённость» в данном контексте представляет особый интерес: При этом мы не склонны полностью «растворять» эстетическое в утилитарном. Представляется, что эстетическое - как вызывающая соответствующую реакцию выразительность чувственно воспринимаемых форм - может рассматриваться как некий «бонус» по отношению к практическому, утилитарному назначению того или иного объекта.

Многие современные исследователи архитектуры акцентируют интеллектуально-эмоциональный аспект восприятия архитектурных форм. К. Абель подчёркивает, что «суть архитектуры есть не описание процесса выработки определённых артефактов», но - «способ, с помощью которого мы находим себя» [18, р. 154]. С. Шубович видит специфику восприятия архитектуры в том, что она создаёт «культурно-исторический каркас мироощущения человека в обществе» [15, с. 71]. Необходимо заметить, что только целостность восприятия включает человека в общий исторический контекст, придающий ему статус члена сообщества [4, с. 150].

Исследование С. Лишаевым эстетики пространства позволило разграничить два направления: эстетику времени и эстетику пространства, в которой он, в свою очередь, выделяет эстетику места («замкнутое место») и эстетику «направление пространства» («направление возможного движения») [6, с. 37]. Современный человек, как обобщает Лишаев, это «... свободный деятель», ищущий «... своё место в жизни ... творящий (или открывающий) новые места,

новые возможности...» [6, с. 41]. Для него открываются возможности «... эстетической встречи с пространством», ведь «человек пути» раскрывает «эстетическое восприятие ... открываясь ландшафту», где «новый ландшафт для путешественника - это предмет любви и поэтического описания» [7].

В контексте нашего исследования эвристически значимой представляется, сформулированная А. Ефимовым, трактовка городской среды как единства трёх уровней, обусловленных длительностью, «временностью» взаимодействия, а именно - среда «краткопродолжительного уровня»; «повседневная среда», основным предназначением которой является «снижение негативных факторов повседневности» и среда «вечного» уровня, «приближающегося к истории -мемориальные ансамбли и т.д.» [3, с. 159]. И именно эстетическое восприятие ингрупп и аутгрупп этой архитектурной среды будет происходить на разных его уровнях с разной степенью важности для каждого из них.

Эстетическое восприятие городского ландшафта существует параллельно с характеристиками пространственно-временного и социального измерения. Это эстетическое восприятие не существует независимо, но связано с другими измерениями. Преимущества и недостатки эстетического опыта обычно являются мотивацией для людей изменять городское пространство, поэтому измерение эстетического восприятия реагирует на социальное измерение и включается в диалектические отношения нескольких итераций в форме механизма обратной связи.

Построение ритмических рядов информационных носителей как в свободном пространстве, так и на фасадах зданий - один из самых простых и эффективных способов художественно-позиционной организа-

ции среды. Он позволяет нормализовать визуальное поле, подчинив его определённым векторам. Критерием такого упорядочения является подход, при котором каждый элемент воспринимается отдельно как полноценный художественно-информационный объект и, одновременно, как часть единой целостной системы объектов. Гармонизация ритмического порядка визуальных носителей в городской среде способствует их органическому сосуществованию друг с другом и с архитектурной формой.

Для этого критичен учёт масштабов плоскости, на которой размещают ритмический ряд, правильная организация интервалов между носителями, их частоты и размеров. Слишком плотные расположения элементов на небольшой площади интенсифицируют визуальную активность, а слишком большие интервалы между носителями нивелируют их структурную целостность. На основе системной ритмической организации линии, точки и пятна в качестве графических моделей для информационных носителей достигают параметра динамичности среды. Повторяемость форм и чередование плоскостей создают чувство движения в пределах архитектурных массивов.

Исследователь Т. Белько отмечает активную роль визуальных коммуникаций как средств формирования визуального образа территории, утверждая, что «... визуальный ритм города формируется не пространством и формами, которыми оперирует архитектура, а чередованием знаков визуальной коммуникации» [1, с. 1055].

Понятие «структурность» в визуально-коммуникативной среде города раскрывается через определение конструктивной функции информационных объектов, их способности упорядочивать, объединять,разделять и зонировать пространство. «Обра-

зование связи между информационными структурами и информационными процессами, с одной стороны, и урбанистическими структурами и инфраструктурными потоками, с другой стороны, способствуют лучшему пониманию отношений между пространством, временем и информацией, их разного влияния на социальные процессы и в конечном счёте на пространственную организацию» [12, с. 17]. Стремление человека к систематизации, обобщение полученной информации - базовые в процессе познания окружающего мира. Именно поэтому городская среда должна быть подчинена принципам функционального зонирования, чёткого выделения пространственных ориентиров, создания композиционных осей и т.д. Однако из-за глобальной урбанизации и усиленного развития городов эти требования очень часто игнорируют, а процесс формирования градостроительных структур становится стихийным. В таких условиях пространственная пластика носителей визуальных информаций играет решающую роль.

Эстетический принцип аккумулирует в себе все из упомянутых художественно-композиционных приёмов формирования городского коммуникативного пространства, однако отличается особым апеллированием к эмоционально-психологическому восприятию индивида на уровнях бессознательного, чувственного. Рассматривая среду как семиотическую категорию, исследователи Т. Пойдина и С. Бортников отметили: «пространство становится объектом эстетического восприятия. Итак, актуализируются критерии художественных качеств пространства, в первую очередь это оригинальность, масштабность, тектоническая организация, гармоничность, эмоциональная ориентация» [9, с. 404].

Познание, или то, как люди понимают окружающую среду, происходит через непосредственный сенсорный опыт в сочетании с воспоминаниями и опытом из прошлого. Психологические исследования восприятия и познания анализируют, как мы организуем, идентифицируем и интерпретируем информацию с помощью наших органов чувств. Другие эксперименты, в том числе проекты художников и дизайнеров, пролили свет на то, как мы придаём значение определённым местам и пространствам. Конкретные места и моменты порождают особые знания и опыт; предыдущий опыт затеняет понимание и побуждает людей узнавать определённые вещи или реагировать определённым образом.

Основой восприятия внешнего мира, в том числе городского пространства, является зрение. Визуальное восприятие фокусируется на таких элементах, как район, край, путь, узлы, ориентир, форма, цвет, объём, размер, порядок, разнообразие, возможность изображения, чёткость и т.д. Узнаваемость места во многом зависит от визуальных образов: цвета, архитектурной типологии, природных элементов.

Психологи, городские дизайнеры, ландшафтные архитекторы и рекламодатели -все выделяют видение как главный способ познания мира. Настолько, что, когда мы используем термин «восприятие», мы почти всегда имеем в виду визуальное восприятие. Но видения недостаточно, чтобы сформировать исчерпывающее представление о месте. Наши глаза не позволяют нам видеть за собой сзади, и угол нашего зрения ограничен тем, что находится перед нами. Это определяет своего рода «психологическую дистанцию» между тем, кто наблюдает, и тем, что наблюдается. В восприятии окружающего мира как такового и городского простран-

ства в частности большое значение имеют и остальные органы чувств, каждый из которых даёт нам свою специфическую информацию, дополняющую и уточняющую целостный образ.

«Наши чувства и опорно-двигательный аппарат рисуют чёткую картину чрезвычайно внимательного пешехода, который смотрит вперёд и вниз, но имеет ограниченное поле зрения вверх. Всё это описание горизонтального сенсорного аппарата является ключом к тому, как мы воспринимаем пространство, например, сколько зданий видят пешеходы, идя по улицам. Естественно, это также влияет на восприятие малоэтажных и высотных зданий в городах. В общем, верхние этажи высотных домов видны только издалека, а на городском пейзаже никогда не видны крупным планом» [20, р. 112].

Обоняние можно использовать для создания опыта, основанного на предыдущем опыте. Например, неприятный и опасный запах химикатов может вызвать чувство дискомфорта, но приятный запах в цветнике может заманить человека внутрь. Обоняние вызывает эмоциональные ощущения и, в отличие от зрения, напрямую включает познавательную активность. Действительно, обоняние имеет почти подсознательное отношение к эмоциям: запах поможет вспомнить ситуацию, место или город лучше, чем изображение. Он имеет большое значение для психики и поведения человека и оказал значительное влияние в том числе на строительство и развитие города. Культурное разнообразие запахов становится экологической составляющей различия между местами.

Звуковой ландшафт фокусируется на свойствах звука, таких как звуковые сигналы, звуковая метка, время реверберации, звуковые размеры. У каждого города своё

звучание. В отличие от пространства, созданного визуальным восприятием, которое является «секторальным», акустическое пространство является «всем окружающим»: «Оно не имеет очевидных границ и, в отличие от видения, имеет тенденцию подчёркивать само пространство, а не объекты в космосе. Звуки, по сравнению с видимыми вещами, более преходящи, более текучие, более несфокусированные, более неконтекстные, менее точные с точки зрения ориентации и локализации и менее улавливаемые. Прослушивание - довольно пассивное чувство; нельзя закрывать глаза. Следовательно, звук повсеместен; нет конца шуму транспорта, строительному и машинному гудению, шелесту листвы. Внезапная тишина может очень сбить с толку» [19].

Материалы, используемые для улиц, городской мебели и зданий, определяют новое звучание современного города: «Бетон, стекло и сталь создают "эффект каньона", который заглушает рычание и гудки транспорта, сирены и выхлоп из больших зданий. Звукорежиссёр и городской обозреватель Х. Ве-стеркамп подводит итоги параллельных разработок в современной архитектуре. Она отмечает, что новая международная архитектура, которая гомогенизирует нашу визуальную городскую среду, также гомогенизирует наш звуковой ландшафт» [20].

В целом в современном мире можно наблюдать общую гомогенизацию городского звукового ландшафта, из-за чего становится всё труднее распознать конкретное качество звука от города к городу. Частично это связано с ростом шумового загрязнения, производимого транспортом, движением, громкой музыкой для привлечения клиентов в магазины, а также с новыми моделями культурного поведения, которые постепенно изменили преобладающую звуковую среду.

Чувство вкуса тесно связано с проблемой выживания, а также с удовольствием или отвращением, и, как и обоняние, оно базируется на бессознательном. Еда связана с местными традициями, а также с привычками индивида, она может вызывать воспоминания о местах, ситуациях и людях. Текущие рыночные тенденции сформировали два разных отношения: с одной стороны, распространение супермаркетов и гипер-маркетов, быстрого питания на вынос и так далее, продающих стандартные продукты, а с другой - создание или переработка деликатесов, кондитерских и небольших ресторанов с широким выбором блюд, продуктов и типичные местные блюда.

В отличие от других органов чувств, которые имеют очевидную связь с пространственным измерением города, тактильные ощущения включают восприятие крупным планом, требуя от человека распознавания материального качества объектов [19, р. 59].

Люди касаются предметов окружающей их обстановки по-разному, и восприятие, возникающее в результате использования одного материала, а не другого, способно привести к значительным изменениям в общем восприятии места. Тротуар под ногами, поручень, который используем, когда поднимаемся или спускаемся по ступенькам, ручка на двери, сиденье, которое используем, чтобы остановиться и полюбоваться памятником или дождаться автобуса, - гладкое и шершавое, позволяющее скользить или споткнуться, тёплое и холодное и т.д. - всё в целом работает на создание тактильного образа городского пространства

Адекватное внимание должно быть уделено сенсорному качеству, и в процессах проектирования и планирования должны

быть реализованы особые правила, разработанные для защиты или улучшения восприятия в целом. В противном случае горожане будут продолжать рассматривать города как сенсорные чёрные точки и искать сенсорные удовольствия в основном в помещениях, в частных садах, общественных парках, а также в сельской местности и дикой местности за пределами города.

Воспринимаемый городской пейзаж конструирует измерение эстетического восприятия в сознании переживающего как проекцию объективного пространства-времени и общества в мышлении. Когнитивная схема - это глубокая структура познавательной деятельности. Субъекты понимают и интерпретируют мир, опираясь на схему. Эстетическое ощущение также формируется в процессе усвоения и адаптации когнитивной схемы.

Итак, системы коммуникаций в современной урбанистической среде являются одним из важнейших и эффективных факторов его преобразования. Они способны влиять и на формирование глобального образа города, и на эстетическое восприятие отдельных его частей. С помощью модификаций таких сущностных признаков информационно-коммуникативного пространства, как визуальная активность, динамизм, структурность и эстетизм, можно достичь невиданных качественных преобразований в пространственно-структурном и художественно-композиционном поле современного города. Приведённые категории выделены для более детального анализа различных формотворческих аспектов визуальных носителей. По характеру они взаимосвязаны, работают как единая система связанных между собой качеств, комплекс параметров для гармонизации и эстетизации пространства.

Si

^ Современные социокультурные практики bill! OI 1

Список литературы

1. Белько Т. В. Эволюция визуальных коммуникаций городской среды // Известия Самарского

научного центра Российской академии наук. 2012. № 14 (2-4). С. 1053-1057.

2. Беркинг Х. «Города, как людей, узнаешь по походке»: наброски об изучении города и городов

// Собственная логика городов: новые подходы в урбанистике. Москва : Новое литературное обозрение, 2017. С. 7-16.

3. Ефимов А. В. Колористика города. Москва : Стройиздат, 1990. 272 с.

4. Криворучко Н. Феномен исторического центра города (системный подход и учёт «фактора

человека»: проблемный аспект) // Коммунальное хозяйство городов : Научно-технический сборник. Харьков : ХНАМГ, 2002. Выпуск 36. Серия: Технические науки и архитектура. С. 149-152.

5. Линч К. Образ города / перевод с английского В. Л. Глазычева ; под ред. А. В. Иконникова. Москва :

Стройиздат, 1982. 328 с.

6. Лишаев С. А. Эстетика пространства. Санкт-Петербург : Алетейя, 2015. 288 с.

7. Лишаев С. А. Пространство и время в эстетическом опыте: от созерцания прекрасных форм

к эстетике становления [Электронный ресурс] // ЛогоСфера: философский журнал : [веб-сайт]. URL: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:http://www.runivers.ru/philosophy/ logosphere/460013/&gws_rd=cr&ei=qYm_Vvm4JILE6AS-h5SQBA

8. Орлов Б. В. Проективная эстетика как новый дискурс // Дискурс-Пи. 2019. № 16. С. 86-97.

DOI 10.17506/dipi.2019.35.2.8697

9. Пойдина Т. В., Бортников С. Д. Актуальные векторы архитектурно-дизайнерского творчества

в дискурсе «Человек - среда - культура» // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2. С. 402-405.

10. Радеев А. Е. Введение в элементарную эстетику. Лекция 2 [Электронный ресурс]. URL:

https://www.youtube.com/watch?v=d8CA-ll9H00 11 Радеев А. Е. Эстетический опыт как проблема // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2016. № 7 (69) : в 2-х частях. Часть 1. C. 129-132.

12. Середа Т., Мягченко Г. Ю. Эстетическая визуализация городского пространства // Аналитика

культурологии. 2008. Выпуск 12. С. 243-246.

13. Тхагапсоев X. Г. Идентичность как философская категория и мера социального бытия

// Философские науки. 2011. № S 1. С. 10-25.

14. Устин В. Б. Визуальная информация в эстетическом формировании городской среды: опыт

исследования художественного решения информационных систем : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения : 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн / Устин Виталий Борисович. Москва, 1984. 24 с.

15. Хассе Ю. «Город» - плавающий термин // Собственная логика городов: новые подходы

в урбанистике. Москва : Новое литературное обозрение, 2017. С. 395-421.

16. Шубович С. Гуманитарные и экологические проблемы архитектурного образования // Опыт

и перспективы развития городов : сборник научных трудов. Выпуск 19. Киев : Днепрогород, 2011. С. 63-71.

17. Юрик Я. Средства сохранения памяти в архитектурной среде городов // Инновационные подходы

к развитию литературы, лингвистики, культуры, искусства и философии : монография. Одесса : КУПРИЕНКО СВ, 2015.

18. Яргина З. Эстетика города. Москва : Стройиздат, 1991. 366 с.

19. Abel C. Architecture and Identity. Oxford, Architectural Press, 2000. 270 р.

20. Porteous J. D. Environmental Aesthetics: Ideas, Politics and Planning. London, Routledge, 1996.

21. Sepe M. Planning and Place in the City. Mapping Place Identity. London ; New York, Routledge, 2013.

References

1. Belko T. V. The evolution of visual communications of the urban environment. Izvestia of Samara Scientific

Center of the Russian Academy of Sciences. 2012, no. 14 (2-4), pp. 1053-1057. (In Russ.)

2. Berking H. "Cities, like people, you recognize by their walk": sketches on the study of the city and cities.

In: Own logic of cities: new approaches in urban studies. Moscow, New Literary Observer publishing house, 2017. Pp. 7-16. (In Russ.)

3. Efimov A. V. Colors of the city. Moscow, Publishing House "Stroyizdat", 1990. 272 p. (In Russ.)

4. Krivoruchko N. The phenomenon of the historical center of the city (a systematic approach and accounting

for the "human factor": a problematic aspect). In: Communal services of cities: Scientific and technical collection. Kharkiv, 2002. Issue 36. Series: Technical sciences and architecture. Pp. 149-152.

5. Lynch K. Image of the city. Moscow, Publishing House "Stroyizdat", 1982. 328 p. (In Russ.)

6. Lishaev S. A. Aesthetics of space. St. Petersburg, Aletheia Publishing House, 2015. 288 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Lishaev S. A. Space and time in aesthetic experience: from the contemplation of beautiful forms to the

aesthetics of becoming. Available at: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:http://www. runivers.ru/philosophy/logosphere/460013/&gws_rd=cr&ei=qYm_Vvm4JILE6AS-h5SQBA (In Russ.)

8. Orlov B. V. Projective aesthetics as the new discourse. Discourse-P. 2019, no. 16, pp. 86-97. DOI 10.17506/

dipi.2019.35.2.8697 (In Russ.)

9. Poidina T. V., Bortnikov S. D. Actual vectors of architectural and design creativity in the discourse "Man -

Environment - Culture". The world of science, culture and education. 2012, no. 2, pp. 402-405. (In Russ.)

10. Radeev A. E. An introduction to elementary aesthetics. Lecture 2. Available at: https://www.youtube.com/

watch?v=d8CA-ll9HO0

11. Radeev A. E. Aesthetic experience as a problem. Historical, philosophical, political and legal sciences,

cultural studies and art history. Questions of theory and practice. 2016, no. 7 (69), part 1, pp. 129-132. (In Russ.)

12. Sereda T., Myagchenko G. Yu. Aesthetic visualization of urban space. Analytics of Culturology. 2008,

issue 12, pp. 243-246. (In Russ.)

13. Tkhagapsoev X. G. Identity as a philosophical category and a measure of social existence. Philosophical

Sciences. 2011, no. S 1, pp. 10-25. (In Russ.)

14. Ustin V. B. Visual information in the aesthetic formation of the urban environment: the experience of

studying the artistic solution of information systems. Synopsis cand. history of arts sci. diss. Moscow, 1984. 24 p. (In Russ.)

15. Hasse Yu. "City" - floating term. In: Own logic of cities: new approaches in urban studies. Moscow,

New Literary Observer publishing house, 2017. Pp. 395-421. (In Russ.)

16. Shubovich S. Humanitarian and environmental problems of architectural education. In: Experience and

prospects for the development of cities: a collection of scientific papers. Issue 19. Kiev, 2011. Pp. 63-71.

17. Yurik Ya. Means of preserving memory in the architectural environment of cities. In: Innovative

approaches to the development of literature, linguistics, culture, art and philosophy. Odessa, 2015.

18. Yargina Z. Aesthetics of the city. Moscow, Publishing House "Stroyizdat", 1991. 366 p. (In Russ.)

19. Abel C. Architecture and Identity. Oxford, Architectural Press, 2000. 270 p.

20. Porteous J. D. Environmental Aesthetics: Ideas, Politics and Planning. London, Routledge, 1996.

21. Sepe M. Planning and Place in the City. Mapping Place Identity. London ; New York, Routledge, 2013.

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.