DOI: 10.24412/2619-0761-2023-1-48-56 УДК 711
ГОРОДСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СТОЛИЦЫ ГАИТИ, ПОРТ-О-ПРЕНСА
Затолокина Н.М. * Дуссап Сабин
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Белгород, Россия
*Е-таН: nm_zatolokina@yandex. ги
Аннотация. Городское развитие в Порт-о-Пренсе, столице Гаити, долгое время характеризовалось хаотичным и неформальным ростом, в основном, из-за неадекватного городского планирования и недостаточного регулирования. Этот неорганизованный рост привел к чрезмерной плотности застройки города, транспортным пробкам, загрязнению окружающей среды и повышенной уязвимости к стихийным бедствиям, таким как ураганы и землетрясения. Несмотря на сохраняющиеся проблемы, предпринимаются усилия по улучшению городского планирования Порт-о-Пренса, включая реализацию долгосрочных планов городского развития, строительство новой инфраструктуры и регулирование практики строительства. Однако реализация этих инициатив требует межведомственной координации и сотрудничества, а также активного участия местного сообщества для достижения устойчивых городских преобразований.
Ключевые слова: городское планирование, Порт-о-Пренс, Гаити, планы городского развития, новая инфраструктура, регулирование строительной практики.
Введение.
Уже более двух десятилетий Порт-о-Пренс испытывает серьезные градостроительные проблемы, которые, если ничего не изменится и не будут предприняты конкретные действия, могут привести к исчезновению столицы, имплозии со всех точек зрения. Нельзя говорить о городе без наличия основных инфраструктур, способных удовлетворить потребности общества и позволить ему иметь хотя бы базовый уровень жизни. Как следствие, необходимо задуматься об улучшении планирования городской инфраструктуры для ускорения структурной трансформации столицы. Нормальное функционирование города и успех любого проекта городского развития зависит от способности общества планировать свое развитие, основываясь на комплексе качественных, современных инфраструктур, адаптированных к потребностям.
Основная часть.
Гаити - островное государство в составе Больших Карибских Антильских островов площадью 27 750 км2 и общей протяженностью береговой линии 1 771 км. Регион Порт-о-Пренс расположен в Западном департаменте Гаити и занимает площадь около 666 км2. Город Порт-о-Пренс является столицей страны, а также крупнейшим городом региона, его площадь составляет около 36,04 км2. Регион Порт-о-Пренс также включает в себя несколько других городов и муниципалитетов, таких как Петион-Вилль, Карфур, Сите-Солей, Дельмас, Табарр и Кенскоф, а также близлежащие сельские районы. Население столицы в 2023 г. оценивается в 3 809 537 человек, а в 1950 г. оно составляло 133 278 человек. За последний год население Порт-о-Пренса увеличилось на 60 719 человек, что представляет собой годовое изменение на 1,62 %. Данные оценки и прогнозы численности населения взяты из последнего пересмотренного издания ООН "Перспективы урбанизации в мире" [1].
Сложным явлением, с которым сталкивается Порт-о-Пренс, является быстрый рост населения, вызванный оттоком сельских жителей. Порт-о-Пренс предлагает лучшие возможности трудоустройства; лучшие условия жизни с точки зрения инфраструктуры, доступа к здравоохранению и более высокого уровня образования; а также экономическое
сс) (D Содержимое этой работы может использоваться в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Любое дальнейшее распространение этой работы должно содержать указание на автора (ов) и название работы, цитирование в журнале и DOI.
давление, которое приводит к сокращению или даже отсутствию государственных услуг в сельских районах. Однако такой быстрый рост населения породил серьезные проблемы, связанные с давлением на природные ресурсы, такие как вода, пахотные земли и леса, что приводит к чрезмерной эксплуатации, ухудшению состояния окружающей среды и снижению качества жизни; нехваткой жилья, что приводит к росту цен на недвижимость и арендной платы и делает доступ к жилью практически невозможным для людей с низкими доходами; давлением на общественные услуги, такие как здравоохранение, образование и общественный транспорт; ростом спроса на продукты питания, что оказывает серьезное влияние на продовольственную безопасность. Такой быстрый рост имеет сложные экономические, социальные, экологические и политические последствия, которые необходимо учитывать для планирования устойчивого развития столицы.
Рис. 1. Гаити на карте мира
Для изменения интенсивности заселения столицы людьми применен расчет плотности населения города Порт-о-Пренс с плотностью 5 720 жителей на км2, хотя идеальной плотности населения для города не существует, это полезный показатель, который поможет:
- сравнить столицы некоторых соседних стран Карибского бассейна и понять разницу между ними: Гавана (Куба) - 2 925,5 жит./км2, Кингстон (Ямайка) - 1 380,1 жит./км2, Санто-Доминго (Доминиканская Республика) - 7 278,5 жит./км2, Сан-Хуан (Пуэрто-Рико) - 2 242,4 жит./км2 [2];
- иметь представление о демографических тенденциях;
- провести исследование социальной динамики для изучения моделей миграции, изменений в составе населения, социально-экономического неравенства и т.д.;
- оценка воздействия экономической деятельности;
- провести распределение ресурсов, которое определит ресурсы, необходимые для удовлетворения потребностей населения, такие как вода, электричество, транспорт, медицинские услуги и т.д.;
- провести оценку качества жизни с точки зрения загруженности дорог, времени в пути, стоимости жилья и т.д.;
- провести экологический анализ для определения экологических последствий, включая качество воздуха, управление отходами, потребление природных ресурсов и выбросы парниковых газов;
- оценить устойчивость города с точки зрения способности города удовлетворять потребности населения, окружающей среды и экономики;
- прогнозировать будущие потребности в жилье, инфраструктуре и общественных объектах на основе прогнозируемого роста населения;
- осуществлять городское планирование и развитие города для определения потребностей в жилье, инфраструктуре и общественных объектах.
Таким образом, для решения всех этих проблем, основными причинами которых являются быстрый рост населения в столице и неконтролируемая урбанизация, которая
приводит к многочисленным проблемам, таким как доступ к основным услугам (питьевая вода, электричество, санитария), городская мобильность, утилизация отходов, общественная безопасность и т.д.). Кроме того, урбанизация оказывается стратегией, которая может принести значительные экономические выгоды; может способствовать развитию транспортной, коммуникационной и другой инфраструктуры; может стимулировать экономический рост и поощрять инновации; может способствовать защите окружающей среды. Однако для успешной урбанизации Порт-о-Пренса важно осуществить эффективное городское планирование, учитывающее потребности жителей, экологические проблемы и экономические требования. Для целей урбанизации Порт-о-Пренс, столица Гаити, может предложить ряд преимуществ для социально-экономического развития города и его жителей. Некоторые из потенциальных преимуществ, выявленных в ходе анализа:
- улучшение инфраструктуры города, такой как дороги, мосты, канализация, электричество, общественный транспорт и т.д., тем самым улучшая качество жизни его жителей, облегчая доступ к основным услугам и стимулируя экономическое развитие;
- создание рабочих мест в строительстве, сфере услуг, торговле, промышленности и т.д., что будет стимулировать местную экономику, снизит уровень безработицы и повысит уровень жизни жителей Порт-о-Пренса;
- увеличение инвестиций, особенно в секторах недвижимости, туризма, технологий и т.д., для стимулирования экономического роста, повышения производительности и улучшения условий жизни населения;
- формирование и/или укрепление сложных и разнообразных социальных сетей и связей, что дает новые возможности для культурного обмена, межличностных отношений и профессионального сотрудничества;
- улучшение доступа к здравоохранению, медицинским учреждениям, лекарствам и медицинским технологиям, что способствует улучшению состояния здоровья.
Однако урбанизация может также создавать проблемы, такие как пробки на дорогах, загрязнение воздуха, рост цен на недвижимость, социальное отчуждение и т.д. Поэтому важно внедрить хорошо продуманную политику и планы урбанизации, чтобы максимизировать преимущества и минимизировать недостатки для жителей. Урбанизация Порт-о-Пренса - это сложный процесс, который требует тщательного планирования и долгосрочной приверженности устойчивому городскому развитию; для этого основой являются несколько важных следующих шагов:
- анализ текущей ситуации, поскольку важно понять текущее состояние города, включая проблемы, возможности путем постановки диагноза и с учетом оценки природных ресурсов, существующей инфраструктуры, демографических тенденций, социальных и экономических вопросов, а также существующих политик и планов;
- разработка видения и целей, включая цели по землепользованию, мобильности, инфраструктуре, жилью, окружающей среде и улучшению качества жизни горожан;
- подход к городской устойчивости, который станет ключевой концепцией, позволяющей создать устойчивый и жизнестойкий город, то есть развить способность системы и жителей адаптироваться, чтобы лучше противостоять опасностям, которые влияют на него, трансформируясь при этом, чтобы стать вечным;
- анализ вопросов городского планирования, поскольку они будут многочисленными и разнообразными, включая планирование землепользования, регулирование плотности населения, управление транспортом, защиту окружающей среды и содействие экономическому развитию;
- разработка генерального плана, который станет документом, определяющим широкие направления и приоритеты городского развития в столице. Он будет служить руководством для принятия решений и реализации предложений по долгосрочным проектам.
Этот генеральный план позволит определить приоритеты и цели городского планирования и установить ориентиры для землепользования, мобильности, планирования общественных пространств и инфраструктуры.
Перед любым процессом урбанизации важно начать с зонирования - важного процесса в городском планировании Порт-о-Пренса, который будет заключаться в разделении территории на зоны с определенными видами использования и правилами застройки. Для этого надо опираться на сбор данных о территории Порт-о-Пренса, включая топографию,
демографию, землепользование, существующую инфраструктуру, транспортные сети, зеленые насаждения и зоны риска, чтобы иметь хорошее представление о территории, где будут установлены конкретные цели зонирования, включая: содействие устойчивой мобильности; уменьшение транспортных пробок, которые в настоящее время являются головной болью; улучшение качества жизни населения Порт-о-Пренса; сохранение зеленых насаждений; защита зон риска; создание доступного жилья, что станет основной силой для достижения главной цели - урбанизации столицы, чтобы сделать ее пригодной для жизни во всех отношениях. Определны различные зоны, соответствующие установленным целям, которые могут включать: а) жилые зоны, б) общественные и деловые зоны, в) промышленные или производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры, г) зоны сельскохозяйственного использования, д) рекреационные зоны, е) территориальные зоны и ж) зоны специального использования [3].
1. Жилые зоны, которые представляют собой одну из основных проблем урбанизации Порт-о-Пренса из-за отсутствия доступного жилья в силу их расположения и, в основном, анархической конфигурации. В связи с плотностью населения, свободного места становится все меньше, что толкает жителей на строительство на склонах гор; на нестратегическое разделение, включая большие и маленькие участки земли под дома; большие участки предлагают больше места для семей, но маленькие участки позволяют уплотнять кварталы, что приводит к трущобам на равнинах и на высотах Порт-о-Пренса. Урбанизация без планировки дорожной сети, составляющей сеть дорог и улиц, может лишь создать серьезные проблемы для любого проекта развития. Главные улицы, по которым осуществляется автомобильное движение через Порт-о-Пренс, плохо развиты из-за их конфигурации, которая не соответствует нормам, поскольку кварталы чаще всего урбанизируются до строительства улиц, или их ширина меньше нормы, или их расположение относительно зданий, или выравнивание домов, что очень часто становится причиной дорожно-транспортных происшествий. Неправильные расчеты дорог также вызывают заторы в городских районах столицы, так как транспортные средства направляются на одни и те же дороги при отсутствии кольцевых дорог, а любые заторы на дорогах вызывают повышенное загрязнение окружающей среды, так как транспортные средства, выбирающие более длинные маршруты или застревающие в пробках, вызванных неправильными расчетами дорог, также производят больше загрязняющих выбросов, что может способствовать изменению климата и загрязнению воздуха. Сеть общественного транспорта, включающая автобусные линии и микроавтобусы, не регулируется государством, общиной или частным сектором, а регулируется на индивидуальной основе, что в долгосрочной перспективе потребует хорошего анализа, чтобы иметь возможность установить процедуру зонирования транспортной доступности и рассчитать маршруты с начальными и конечными точками для каждого участка дороги, определить временные интервалы, которые будут проходить параллельно с маршрутами, определяющими доступность для пешеходов. Для проведения всех расчетов необходимо составить сводную таблицу установленных маршрутов и перекрестков с окончательным расчетом количества транспортных единиц в час. Сеть водоснабжения включает в себя трубы и резервуары, обеспечивающие питьевой водой жителей города. В Порт-о-Пренсе вода добывается из примерно двадцати источников и десяти скважин. Родники расположены в горах, а скважины - на равнине Кул-де-сак. Производство воды стало недостаточным для удовлетворения потребностей всех жителей столицы в результате демографического взрыва последних нескольких лет, который не был предусмотрен и который заставил распределительную компанию практиковать сброс нагрузки. В планируемых районах (жилых, промышленных или коммерческих), где существует сеть, пользователи подключаются через домовое подключение; с другой стороны, в неблагополучных районах подключение оказывается очень сложным из-за отсутствия городского планирования, и для этого была создана система стояков, где на пересечении магистральной сети и сети микрорайона устанавливается головной счетчик [4].
Система канализации обычно включает в себя трубы, канализационные станции и очистные сооружения, которые собирают и очищают сточные воды города. Известно, что
канализационная система Порт-о-Пренса находится в плохом состоянии. Система устарела, имеет недостаточные размеры и плохо обслуживается, что привело к серьезному санитарному кризису в городе. Отсутствие адекватных санитарных услуг имеет серьезные последствия для здоровья населения и окружающей среды. Неочищенные сточные воды часто сбрасываются прямо на близлежащие улицы, каналы и водотоки, загрязняя питьевую воду и распространяя болезни. Правительство Гаити и международные организации приложили немало усилий для улучшения системы канализации в Порт-о-Пренсе. Однако задача стоит огромная, а прогресс идет медленно. Решения по улучшению системы санитарии включают строительство новых станций очистки сточных вод, восстановление существующей инфраструктуры, улучшение управления твердыми отходами и повышение осведомленности о важности санитарии.
Электрическая сеть Порт-о-Пренса также находится в плохом состоянии. Перебои в подаче электроэнергии происходят часто, инфраструктура обветшала, а мощности по производству электроэнергии недостаточны для удовлетворения растущего спроса населения. Большая часть электроэнергии в Гаити вырабатывается из импортируемого ископаемого топлива, что делает стоимость электроэнергии высокой, а систему уязвимой к колебаниям цен на мировом рынке. Электрическая сеть Порт-о-Пренса управляется правительством Гаити и частными компаниями. Были предприняты усилия по улучшению системы, включая строительство новых электростанций, восстановление существующей инфраструктуры, установку новых распределительных сетей и поощрение использования возобновляемых источников энергии, таких как солнечная и ветровая энергия. Однако этим усилиям часто мешают такие проблемы, как коррупция, политическая нестабильность и трудности, связанные с управлением финансовыми и человеческими ресурсами.
Телекоммуникационная сеть включает в себя оптоволоконные кабели, базовые станции и инфраструктуру связи, позволяющую передавать голос и данные. В последние годы телекоммуникационная сеть значительно улучшилась, хотя все еще существуют проблемы, которые необходимо преодолеть. Предлагаемые решения включают строительство новой инфраструктуры, модернизацию существующих сетей и внедрение более современных технологий, таких как 4G и 5G.
Сеть управления отходами включает в себя контейнеры, сортировочные центры и перерабатывающие предприятия, которые собирают, сортируют и перерабатывают отходы, производимые жителями города. Сеть управления отходами сталкивается со многими проблемами из-за неадекватной инфраструктуры и нехватки квалифицированных кадров. В результате управление отходами является одной из основных проблем города, который сталкивается с высоким уровнем загрязнения и деградации окружающей среды. Сбор отходов в Порт-о-Пренсе часто осуществляется неформальными работниками, которые собирают и вывозят отходы на незаконные свалки на окраинах города. Эти места часто плохо управляются и оборудованы, что может привести к проблемам общественного здоровья и загрязнению окружающей среды. Правительство Гаити работает над улучшением управления отходами в городе. Осуществляются проекты по строительству мусороперерабатывающих заводов, улучшению сбора и транспортировки отходов, а также повышению осведомленности населения об ответственном обращении с отходами. Однако эти усилия сдерживаются экономическими трудностями, которые испытывает страна. Другими словами, город строится стихийно, гораздо быстрее, чем дорожная сеть, сеть электроснабжения или сеть питьевой воды и канализации.
2. Общественные и коммерческие зоны будут предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, учреждений среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских, религиозных, парковочных, торговых и других объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности горожан [5]. Организация общественных и коммерческих зон столицы будет сложным процессом, который потребует тщательного планирования и сотрудничества между муниципальными властями, проектировщиками, архитекторами, предпринимателями и жителями.
Основные шаги, которые можно предпринять для эффективной организации общественных и коммерческих зон, - это разработка генерального плана города, который
предполагает тщательный анализ инфраструктуры и потребностей города в услугах, а также определение районов, наиболее подходящих для коммерческой и общественной деятельности, с планом, учитывающим потребности жителей, историю и культуру города, а также цели устойчивого развития. Затем, после разработки генерального плана, необходимо будет определить, какие районы города отведены под коммерческую и общественную деятельность. Важно, чтобы коммерческие районы были стратегически расположены и легко доступны для потенциальных клиентов и работников. Общественные зоны также должны быть хорошо расположены, чтобы жители могли пользоваться общественными услугами. Проектирование и строительство коммерческих зданий должно отвечать потребностям бизнеса и клиентов, при этом должны соблюдаться стандарты безопасности и доступности. Общественные зоны должны быть спроектированы таким образом, чтобы создать места для отдыха и встреч жителей. Во-вторых, управление и техническое обслуживание должны быть одной из главных задач, поскольку после создания общественных и коммерческих зон муниципальные власти, как правило, упускают из виду стандарты технического обслуживания.
Рис. 3. Делимитация Порт-о-Пренс
3. Зоны производственной, инженерной и транспортной инфраструктуры будут включать в себя коммунальные зоны, где будут располагаться коммунально-складские объекты, объекты жилищно-коммунального хозяйства, транспортные объекты и объекты оптовой торговли; производственные зоны, где будут располагаться производственные объекты с различными стандартами воздействия на окружающую среду и все другие виды промышленной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Зоны производственной, инженерной и транспортной инфраструктуры будут предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и
инфраструктуры, включая сооружения и коммуникации железнодорожного, автомобильного, водного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, а также для установления санитарно-защитных зон этих объектов в соответствии с требованиями технических регламентов [6].
4. Зоны сельскохозяйственного использования - это территории, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения [7].
Из-за высокой урбанизации и плотности населения в городе мало сельскохозяйственных территорий. Однако за пределами города есть сельскохозяйственные районы, где жители Порт-о-Пренса получают сельскохозяйственную продукцию. Ближайшие к Порт-о-Пренсу сельскохозяйственные районы расположены на равнине Куль-де-Сак, которая находится к востоку от города. Эта равнина является основным сельскохозяйственным регионом Гаити и производит широкий спектр сельскохозяйственных культур, включая рис, кукурузу, фасоль, сахарный тростник, овощи и фрукты. Другие культуры, выращиваемые в этом районе, включают кофе, специи и лекарственные растения.
5. Рекреационные зоны будут включать зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, берегами общественных водоемов, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом [8].
6. В состав территориальных зон могут быть включены зоны особо охраняемых территорий. В состав зон особо охраняемых территорий могут включаться участки земли, имеющие особо ценное экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное и иное значение.
7. В состав особых зон могут включаться участки, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов и другими объектами, размещение которых может быть обеспечено только при выделении этих зон и недопустимо в других территориальных зонах [9, 10].
Вывод.
Городское планирование - это процесс организации и регулирования землепользования в городских районах для удовлетворения потребностей и интересов местных сообществ. Ожидаемые результаты городского планирования в столице Гаити - улучшение качества жизни жителей путем создания зеленых зон, увеличения возможностей общественного транспорта и регулирования промышленной и коммерческой деятельности; максимальное использование городского пространства путем сокращения разрастания городов и поощрения плотности застройки для повышения энергоэффективности и, таким образом, снижения затрат на инфраструктуру; содействие защите экологически уязвимых районов, естественной среды обитания и природных ресурсов, а также повышение безопасности за счет сокращения количества автомобилей на дорогах, улучшения уличного освещения и поощрения дизайна общественных пространств.
Литература:
1. География Гаити [Эл. hecypc] https://www.worlddata.info/america/haiti/ index.php.
2. Плотность населения некоторых стран Карибского бассейна [Эл. ресурс] https://fr.db-city.com.
3. Виды территориальных зон часть 1 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ.
4. Питьевое водоснабжение в столичном регионе Порт-о-Пренс [Эл. ресурс] https ://www.pseau.org/outil s/ouvrages/ dinepa_gret_guide_pratique_des_comites_d_ea u volume 1 2013.
5. Правила городского планирования. Общественные-деловые зоны, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ.
6. Состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур.
7. Состав зон сельскохозяйственного использования, в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ.
8. Состав рекреационных зон, в ред. Федерального закона от 19.07.2011 № 246-ФЗ.
9. Состав территориальных зон, в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ.
10. Состав зон специального назначения, в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ.
Контактные данные:
Затолокина Наталья Михайловна, e-mail.ru: [email protected] Дуссап Сабин, e-mail.ru: [email protected]
© Затолокина Н.М., Дуссап Сабин, 2023
URBAN PLANNING - A TOOL FOR SOLVING URBAN INFRASTRUCTURE PROBLEMS IN HAITI'S CAPITAL, PORT-AU-PRINCE
N.M. Zatolokina*, Dussap Sabine
Belgorod state technological university named after V.G. Shoukhov, Belgorod, Russia
*E-mail: nm-zatolokina@yandex. ru
Abstract. Urban development in Port-au-Prince, the capital of Haiti, has long been characterized by chaotic and informal growth, largely due to inadequate urban planning and insufficient regulation. This disorganized growth has led to excessive densification of the city, traffic congestion, environmental pollution, and increased vulnerability to natural disasters such as hurricanes and earthquakes. Despite the continuing challenges, efforts are underway to improve Port-au-Prince's urban planning, including the implementation of long-term urban development plans, the construction of new infrastructure, and the regulation of building practices. However, the implementation of these initiatives requires inter-agency coordination and cooperation as well as active participation of the local community to achieve a sustainable urban transformation.
Keywords: Urban planning, Port-au-Prince, Haiti, urban development plans, new infrastructure, regulation of building practices.
References
1. Geography of Haiti. Electronic resource: https://www.worlddata.info/america/haiti/ index.php.
2. Population density of some Caribbean countries, https://fr.db-city.com.
3. Types of territorial zones, part 1 of article 35 of the Town Planning Code of the Russian Federation.
4. Drinking water supply in the Port-au-Prince metropolitan area, https:// www.pseau.org/outil s/ouvrages/ dinepa_gret_guide_pratique_des_comites_d_ea u_volume_1_2013.
5. Rules of urban planning. Public-business zones, in red. Federal Law No. 185-FZ dated July 2, 2013.
6. Composition of industrial zones, zones of engineering and transport infrastructures.
7. Composition of zones of agricultural use, in red. Federal Law No. 217-FZ of July 29, 2017.
8. The composition of recreational areas, in red. Federal Law No. 246-FZ dated July 19, 2011.
9. The composition of the territorial zones, as amended. Federal Laws No. 232-FZ of December 18, 2006, No. 217-FZ of July 29, 2017.
10. The composition of special-purpose zones, in red. Federal Law No. 458-FZ of December 29, 2014.
Contacts:
Natalia M. Zatolokina, [email protected] Sabine Dussap, [email protected]
© Zatolokina, N.M., Dussap Sabine, 2023
Затолокина Н.М., Дуссап Сабин, Городское планирование - инструмент для решения проблем городской инфраструктуры столицы Гаити, Порт-о-Пренса // Вектор ГеоНаук. 2023. Т.6. №1. С. 48-56. DOI: 10.24412/2619-0761-2023-1-48-56.
Zatolokina, N.M., Dussap Sabine, 2023. Urban planning - a tool for solving urban infrastructure problems in Haiti's capital, Port-au-Prince. Vector of Geosciences. 6(1). Pp. 48-56. DOI: 10.24412/2619-0761-2023-1-48-56.