Научная статья на тему 'ГОРОДСКОЕ И СЕЛЬСКОЕ ПРОСТРАНСТВА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДЕТЕЙ: ПО МАТЕРИАЛАМ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ'

ГОРОДСКОЕ И СЕЛЬСКОЕ ПРОСТРАНСТВА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДЕТЕЙ: ПО МАТЕРИАЛАМ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
151
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД СОЧИНЕНИЙ / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЕТСТВА / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ИНДИКАТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО НЕРАВЕНСТВА ДЕТСТВА / METHOD OF ESSAYS / GEOGRAPHICAL SPACE OF CHILDHOOD / URBAN ENVIRONMENT / INDICATORS OF SOCIO-ECONOMIC INEQUALITY OF CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зубова Оксана Геннадьевна

В статье рассматривается организация городского и сельского пространства с точки зрения их дружественности по отношению к детям и подросткам. Пространственные характеристики мест, их оценка изучается в русле нового междисциплинарного направления - географии детства, сформировавшегося на стыке гуманитарной географии и социальных исследований детства. Для сбора эмпирических данных был выбран метод сочинения, предоставляющий детям возможность описать свое любимое место в городе. Всего было собрано 140 сочинений школьников в возрасте 9-17 лет из городов Комсомольска-на-Амуре, Астрахани, Калининграда, Москвы, Санкт-Петербурга, Черемхово и села Долгоруково. Представленные локации отличаются по своим размерам, удаленности от европейской части России и социально-экономическим возможностям организации пространства для детей. Через географические сочинения детей, в которых описывались любимые места, решались задачи изучения территории проживания с точки зрения пространственных, социально-экономических и субъективных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Зубова Оксана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URBAN AND RURAL SPACES IN THE VIEW OF CHILDREN: BASED ON MATERIALS OF GEOGRAPHICAL WORKS

The article considers the organization of urban and rural space in terms of their friendliness towards children and adolescents. The spatial characteristics of places, their assessment is studied in line with a new interdisciplinary direction - the geography of childhood, formed at the intersection of humanitarian geography and social studies of childhood. To collect empirical data, an essay method was chosen that provides children with the opportunity to describe their favorite place in the city. In total, 140 compositions were collected by schoolchildren aged 9-17 from the cities of Komsomolsk-on-Amur, Astrakhan, Kaliningrad, Moscow, St. Petersburg, Cheremkhovo and the village of Dolgorukovo. The presented locations differ in their size, remoteness from the European part of Russia and the socio-economic opportunities for organizing space for children. Through geographical essays of children, which described their favorite places, the problems of studying the territory of residence in terms of spatial, socio-economic and subjective characteristics were solved.

Текст научной работы на тему «ГОРОДСКОЕ И СЕЛЬСКОЕ ПРОСТРАНСТВА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДЕТЕЙ: ПО МАТЕРИАЛАМ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ»

УДК 304.3 Зубова О. Г.

Городское и сельское пространства в представлении детей: по материалам географических сочинений

Введение

В современном мире увеличивается число городских жителей, в том числе детей до 18 лет. Согласно представлению взрослых, город — враждебная для мира детства среда, включающая различные риски и вызовы. Взгляд детей на городскую жизнь отличается от взрослого. Через выбранные ими любимые места можно проанализировать восприятие географического пространства и существующие социально-экономические факторы неравенства, а также представления о том, каким должен быть удобный и дружелюбный город/село по отношению к детям. При этом ребенок выступает как активный субъект. Согласно концепции "лестницы участия", на разных уровнях дети могут вовлекаться в городские процессы, становиться активными участниками различных проектов и программ [12].

Пространственные характеристики мест, их оценка изучаются в русле нового междисциплинарного направления — географии детства, сформировавшегося на стыке гуманитарной географии и социальных исследований детства [6]. В рамках социогеографического подхода исследователями изучаются вопросы детско-подростковых мобильностей в городской и сельской средах, в том числе с использованием разных средств перемещений (велосипеды, ролики, скейты, общественный транспорт и пр.), взаимодействия детей и природных/социально-культурных объектов, участия детей в преобразовании среды.

Стимулами для развития географии детства, согласно Клэр Фриман, стало "изгнание детей из общественных пространств", "ограничение доступности для детей свободной игры на свежем воздухе вне присмотра взрослых", "затянувшаяся зависимость детей от взрослых" [11]. То есть география детства помимо пространственного взгляда на детей вовлечена в отстаивание субъектности ребенка, его права на выражение собственного мнения, в т.ч. в сфере городского планирования, окружающей среды и других.

Проблемы организации пространства детской повседневности тесно связаны с проблемой социального неравенства позиций детей в реализации возможностей жизнеобеспечения и развития, внутренние индикаторы которого показывают дифференциацию по уровню социально-экономического и культурно-образовательного семейного капитала, а также территории проживания детей [7].

Через сопоставление текстов сочинений детей, проживающих в мегаполисах, крупных, средних, малых городах и селе, можно выявить стратифи-цированность детского сообщества, множественности миров детства. На территории своего проживания дети совершенствуют навыки пространственной ориентации и имеют больше возможностей для демонстрации собственной субъектности, что также является актуальным направлением социологических исследований.

© Зубова О. Г., 2020

ЗУБОВА Оксана Геннадьевна, канд. полит. наук, доцент кафедры методологии социологических исследований социологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (г. Москва). E-mail: zubovaoksana@bk.ru

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 18-00-00976

Методология

Для сбора эмпирических данных был выбран метод сочинения, предоставляющий детям возможность, описать свое любимое место в городе/ селе по краткому плану: чем это место нравится, где оно расположено, как часто и с кем там бывает, что делает.

Сочинение как метод сбора данных редко встречается в социологических исследованиях, так как сложно собирать, обрабатывать и интерпретировать полученные данные [1]. Но в исследованиях с участием детей, он представляет богатый материал для изучения структуры сознания личности, особенностей социальных представлений и ценностей, а также эмоциональных реакций, сама форма сочинения является удобной для сбора данных, позволяет более гибко и творчески подходить к решению поставленных задач. Кроме того, работа с документальными источниками, позволяет выявлять особенности социокультурных характеристик через используемые языковые образы, а также скрытые проекции и существующие взаимосвязи личности с окружающей средой.

Метод сочинения в нашем исследовании расширил границы описания детьми пространства города, позволил определить отношение к территории проживания и основные маркеры, которые его формируют.

В 2019 г. были собраны 140 сочинений школьников в возрасте 9—17 лет из городов Комсомольска-на-Амуре (11), Астрахани (8), Калининграда (54), Москвы (23), Санкт-Петербурга (6), Черемхово (10) и села Долгоруково (28). Представленные локации отличаются по своим размерам, удаленности от европейской части России и социально-экономическим возможностям организации пространства для детей. По полу — 54% девушек, 46% юношей. Самая большая возрастная группа от 12 до 15 лет — 48%, от 9 до 11 лет — 23%, 16-17 лет - 29%.

Был проведен качественный анализ собранных сочинений. Методом анализа эмпирических данных стало осевое кодирование (по Страусс и Кор-бин). Были выделены следующие коды: любимое место в городе; его описание; построение маршрута от дома до этого места; чем это место привлекательно, для чего его посещают, сформированное отношение к территории своего проживания.

Через географические сочинения детей, в которых описывались любимые места, решались задачи изучения территории проживания с точки зрения пространственных, социально-экономических и субъективных характеристик.

Результаты и дискуссия

При анализе детских сочинений нами были выделены следующие характеристики описываемых мест: пространственные, позволяющие показать удаленность места от места жительства, его географическое описание, построение маршрута передвижения; социально-экономические, затрагивающие инфраструктуру, финансовую доступность, направленность на детей разных возрастов и личностные, связанные с привязанностью к месту, территории проживания, субъективностью выбора любимого места.

Физические характеристики городского пространства с позиции детей. Рассмотрим изучаемые локации с точки зрения пространственных характеристик выбираемых мест. Особое место занимают города мегаполисы, являющиеся главными по посещаемости из-за множества достопримечательностей, культурных и развлекательных объектов.

Москва — самый крупный город страны, столица Российской Федерации. Город расположен на реке Москве, в центре европейской части России. Площадь населенного пункта — 2561,5 квадратный километр. Общая численность жителей Москвы на 1 января 2020 г. составила 12678079 человек, и она постоянно увеличивается [4]. При выборе любимого места в сочинениях школьники, прежде всего, указывали популярные достопримечательности и культурные объекты. Это Красная Площадь, ВДНХ, Старый и Новый Арбат, Воробьевы горы, Поклонная гора, Измайловский Кремль, Москва-Сити, Центральный детский магазин на Лубянке, Планетарий, Третьяковская галерея, музеи и выставочные комплексы на территории ВДНХ. Упоминаются спортивные объекты: пейнтбольный клуб, скейт-парк, футбольный стадион, домашняя арена клуба "Спартак". Среди развлекательных мест, выделяется

аквапарк "Мореон", музеи-аттракционы на территории Арбата, торговые центры.

Все эти места находятся далеко от места проживания детей. Основные маршруты передвижения выстраиваются с учетом метро, в котором школьники хорошо ориентируются, описание мест географически привязано к станциям метро: "Мое любимое место в городе - это Красная площадь, она находится в центре Москвы, на станции метро "Охотный ряд". Так как я живу за МКАДом, мне приходится долго ехать до центра" (15 лет, ж.), "Парк Горького находится на станции метро "Парк культуры", что достаточно далеко от моего дома" (13 лет, ж.), "Старый Арбат находится в часе езды на метро от моего дома" (14 лет, м.).

В своих любимых местах школьники бывают не так часто, как хотели бы, в основном с родителями, другими родственниками, но также самостоятельно и с друзьями. Из-за необходимости перемещений на дальние расстояние, у детей-москвичей сформировано другое отношение к возможностям посещения объектов на значительных расстояниях, в том числе и с использованием метро, наземного транспорта, электричек.

Присутствуют и описания мест, расположенных рядом с домом. Это в основном природные и спортивные объекты: парк Мещерский, лес в Переделкино, стадион возле школы и т.д. Главная их особенность в том, что здесь можно погулять, позаниматься спортом, встретиться с друзьями и до них можно дойти пешком или проехать недалеко на общественном транспорте.

Санкт-Петербург — второй по численности населения город в России, расположенный в Северо-Западном федеральном округе, на берегах реки Невы, в 634 километрах к северо-западу от Москвы. Площадь населенного пункта

— 1439 квадратных километров. Общая численность жителей на 2019 г. составила 5383000 человек, и она постоянно возрастает [2].

Среди любимых мест в Санкт-Петербурге участники исследования выделяли в основном центр города с его многочисленными архитектурными строениями, храмами и достопримечательностями, среди которых упоминали Исаакиевский собор, Петропавловскую крепость, Дворцовую площадь. Присутствуют общие описания, без детализации, подчеркивается, что сложно выделить любимое место, так как в городе огромное количество красивых памятников, музеев, парков, улиц, мостов и других культурных объектов. В эти места приходят гулять с семьей, учителями и классом, друзьями: "я люблю гулять по улицам и паркам с друзьями, особенно в центре" (13 лет, ж.). Подчеркиваются, что места расположены далеко от дома, маршруты посещения не выстраиваются, но упоминается достаточно частое их посещение, с целью прогулок и культурной программы, не только в праздничные дни и каникулы, но и в другое свободное время. Менять в этом городе авторы сочинений ничего не хотят, только призывают бережнее относиться и сохранять то, что уже есть. В сочинениях практически не описывались детские площадки. Интерес представляет одно из сочинений, где любимым местом стал кооперативный гараж, где "можно много чем заняться: провести дискотеку с мощными колонками, пожарить шашлыки, расписать доски в гараже, положить плитку" (13 лет, м.). Так как многие площадки уже не рассчитаны на подростков, они начинают осваивать новые территории для встреч и своего времяпровождения, это проявление потребности в самостоятельности и самоутверждении. В описываемом кейсе предлагается некрасивую стену расписать, чтобы сделать место своего постоянного посещения более комфортным и эстетически приятным, исходя из представления мира подростковой субкультуры.

В мегаполисах альтернатив организации досуга детей больше, дети перемещаются на более отдаленные расстояния, имеют возможность посещения культурных объектов и достопримечательностей, меньше пишут про свою повседневную жизнь в пространстве места проживания, так как реже гуляют во дворах. Каких-либо изменений вносить не хотят, только сохранить то, что уже есть. Высказывается пожелание сокращения расстояний, чтобы любимые места стали ближе к месту жительства и их чаще можно было посещать.

Астрахань входит в перечень исторических городов России. Располагается в верхней части дельты реки Волги, на 11 островах Прикаспийской низменности. Площадь — 208,70 км2. Численность населения на 1 января 2020 г.

- 671311 человек [5].

Дети, проживающие в Астрахани, среди любимых мест отмечали, прежде всего, исторические и культурные достопримечательности, которые являются визитной карточкой города. Это Астраханский Кремль, включающий соборы, музеи и другие объекты, Астраханский театр оперы и балета, памятник Петру I, музыкальный фонтан и скульптуры на городской набережной. Также были выделены центральные улицы и историческая часть города, в частности, Никольская улица, улица Кирова, Индийское торговое подворье, городская набережная. Больше всего отмечаются отреставрированные и построенные объекты, полюбившиеся жителям города, например, городская набережная: "Набережная в любое время года прекрасна, но летом - это рай земной... Вдоль набережной расположено множество уютных кафе и развлечений: аттракционы, игровые площадки, летний театр, - поэтому она считается одним из лучших мест для семейного отдыха" (15 лет, ж.) и театр оперы и балета: "безумно красивое здание, профессиональная театральная труппа, сохраняющая традиции театрального искусства, люблю это место за его грандиозность и величественность" (14 лет, ж.).

Практически все описываемые места находятся в центре города, поэтому их доступность определяется районом проживания детей и наличием в семье машины. Для кого-то посещение мест — это повседневная практика, особенно в летнее время, для кого-то посещение возможно только в выходные дни и городские праздники. Благодаря размерам города эти места для всех городских жителей, включая детей, физически доступны. В 12 лет дети посещают эти объекты с семьей, другими родственниками, в 16—17 лет предпочитают гулять здесь с друзьями. Но если есть младшие братья и сестры, места посещаются вместе с ними.

В сочинениях не были отмечены любимые места рядом с домом детей или рядом со школой. Вся сосредоточенность городской жизни наблюдается именно в центре, где организованы разные виды возможных активностей, в том числе, рассчитанные на семейный отдых.

Калининград — город в России, административный центр Калининградской области, являющийся самым западным областным центром РФ. Расположен при впадении реки Преголи в Калининградский залив. Численность населения в городе Калининграде на 1 января 2020 г. — 489359 человек [8].

В Калининграде большую группу описанных объектов составляют природные, в том числе находящиеся за пределами города. Одним из самых любимых мест являются парки, указывается их точное местонахождение и даже особенности расположения: "Юность" "расположен в южной части города рядом с Фридрихсбургской крепостью", Центральный парк культуры и отдыха — на "пересечении проспекта Мира и проспекта Победы, недалеко от Зоопарка и кинотеатра "Заря", Южный парк — в "южной части Калининграда, на пересечении ул. Аллея Смелых и Проспекта Калинина". Парки привлекают как своей природной красотой, так и возможностью развлечений, занятий спортом. Чаще всего по популярности упоминается Южный парк, потому что здесь можно "насладиться природой, прогуливаясь вдоль водоёма, посетить известный многим парк миниатюр, в котором установлено девять копий сооружений, находящихся на территории России (в масштабе 1:25)" (12 лет, ж.).

Также популярно Верхнее озеро — "там красиво в любое время года, есть лодочные станции, кафе и рестораны, можно покататься на велосипеде, роликах и т. д. - там есть специальное место для велодорожки, скейт-парк и детская площадка, рядом расположен парк Юность, где множество аттракционов, картинг и самое высокое место в городе - колесо обозрения" (16 лет, м.), Куршская коса — "естественный природный заповедник, расположенный на северо-западе России, вдоль Балтийского моря, между Калининградом и Клайпедой. Заповедник включает в себя несколько особенностей, моя любимая - "Танцующий лес"" (13 лет, ж.), Летнее озеро, где можно "заниматься моими любимыми делами: ездить на велосипеде, роликах, готовить шашлыки и просто прогуливаться" (12 лет, м.).

Вторую группу составляют достопримечательности и центр города: площадь Победы, улица Кутузова со старинными зданиями, Музей янтаря и т.д. Одно из главных среди них — остров Канта. В одном из сочинений описан подробный маршрут, как можно туда попасть: "Добраться до острова Кан-

та можно по центральным улицам Калининграда (ул. Октябрьская и Ленинский проспект). Выходить нужно на остановках "Рыбная деревня", "СК Юность" или "Дом культуры моряков". Если ехать на автомобиле, ориентиром может служить адрес: ул. Октябрьская, 2. Это идеальное место для семейных прогулок и культурного отдыха" (14 лет, м.). Все эти места расположены так, что до них можно добраться на общественном транспорте или даже дойти пешком: "остров Канта не слишком далеко от моего дома, поэтому мы с семьёй часто доходим до острова пешком" (13 лет, ж.).

Из образовательных и развлекательных объектов были выделены Дом искусств, зоопарк, пони-клуб "Каприолька" в Калининградском зоопарке ("Меня и других детей учат не только кататься на лошадях. Мы их чистим, ухаживаем за ними и кормим. Учат нас быть ответственными (10 лет, ж.), библиотека им. А. П. Соболева, так как там работает мама школьника, аква-парк. Среди спортивных объектов - футбольное поле "Пионер" ("Я хожу на футбол каждый день с моей командой и играют там в футбол" (10 лет, м.), скейт-парк ("В этом месте я набираюсь адреналина и становлюсь более смелым, изучая всё новые и новые трюки" (13 лет, м.).

Отличительной чертой сочинений является то, при описании объектов дети выстраивают маршруты не только до конкретного любимого места, но и продумывают варианты дальнейших возможных прогулок по городу: "Площадь Победы находится в самом центре Калининграда. Это достаточно далеко от моего дома, но несмотря на это я люблю гулять там с подругой. Это место очень красивое и интересное. В центре площади находится стела Победы. Рядом с ней есть несколько фонтанов... Недалеко от площади находится Верхнее озеро, где можно отдохнуть и полюбоваться природой, устроить пикник. Если проехать одну остановку от площади, и затем немного пройтись, можно дойти до острова Канта" (15 лет, ж.).

Комсомольск-на-Амуре — второй по величине город Хабаровского края и четвёртый на Дальнем Востоке России. Расположен на левом берегу Амура, в 404 км к северо-востоку от Хабаровска. Численность населения в 2020 г. составила 244 724 человек, наблюдается уменьшение [10].

Среди любимых мест в городе чаще всего отмечается парк Гагарина, где можно отдохнуть, покататься на роликах, аттракционах и получить много эмоций; такие природные объекты, как берег Амура, "ГЛК Холдоми", база отдыха "Альмир", сквер возле драматического театра, из спортивных объектов — батутный центр, школа бокса "Ринг 85". Посещают эти места нечасто, с семьей, в основном в праздничные дни, каникулы, выходные. Дети оценивают эти места как удаленные от места своего жительства, куда можно добраться на машине, общественном транспорте.

В сочинениях много описания природы: "на Холдоми очень чистый воздух, очень красиво и уютно. Летом я бываю просто из-за того, чтобы отдохнуть от городской суеты, а зимой мы с родителями и с друзьями едем туда чтобы покататься на лыжах и сноубордах". (15 лет, ж.). В детских сочинениях отсутствует описание повседневных объектов для времяпровождения, например, дворов, площадок, спортивных объектов рядом с домом.

Черемхово — небольшой город в Иркутской области, расположенный на реке Черемшанке, в 124 километрах к северо-западу от Иркутска. Площадь населенного пункта — 114 квадратных километров. Численность населения в 2020 г. составляет 50 154 человека [9].

Среди любимых мест в Черемхово чаще всего выделялся парк Культуры и отдыха, из-за его многофункциональности. Это красивый природный объект, где есть "сосновая роща, различные деревья и посадки", где "хорошо в любое время года", кроме того, в парке есть "большой спортивный стадион, роллердром, аттракционы", для развлечения и занятий спортом, "организуются праздники и другие мероприятия". Это популярное место для семейного отдыха и прогулок в выходные: "Мы всегда встаем очень рано, завтракаем и идем гулять, иногда мама с собой берет бутерброды и чай. В парке мы бегаем, фотографируемся, играем в футбол с папой и братом". (13 лет, м.). Также среди общественных мест описывалась площадь у мэрии, где проходят шествия и концерты.

Отмечались места рядом с домом, в частности "родной двор", детские площадки, особенно новые. Пример из сочинения: "площадка покрыта мяг-

ким асфальтом и на него не больно падать. Вокруг площадки есть клумбы. На них мама посадила цветы: розы, пионы, тюльпаны и георгины. Во дворе также растут яблоня и вишня. Весной все они очень красиво цветут". (12 лет, ж.). А также частный дом у бабушки, где "всегда пахнет чем-нибудь вкусненьким, что она стряпает".

Из торговых и развлекательных объектов — это магазин рядом с домом, где можно купить сладости и яркое, интересное кафе Harvard, где можно познакомиться с новыми людьми.

Все объекты расположены или рядом с местом проживания или недалеко, так что можно добраться с семьей и самостоятельно. Если во дворах есть новые площадки и территория для детей, то они становятся любимым повседневным местом, дети хотят, чтобы таких объектов было больше. Их отсутствие компенсируется наличием парка, где есть возможность организации разных форм активностей, можно провести время с семьей и друзьями.

Село Долгоруково — центр Долгоруковского района Липецкой области и Долгоруковского сельского поселения, расположено на железнодорожной линии Елец — Касторная. По организации инфраструктуры, образа жизни, масштабности территории отличается от города. Численность населения всего Долгоруковского района на 1 января 2020 г. составила 16498 человек [3].

Среди любимых описываемых мест много было спортивных объектов, прежде всего, площадок, расположенных рядом с домом, территория школы, где можно играть в футбол и бегать, территория рядом с бассейном, футбольное поле, а также стадион "Юность", где проходят соревнования и спортивные занятия. Данные объекты отмечали те, кто занимается любительским или профессиональным спортом: "Чаще всего свое свободное время я провожу на стадионе "Юность". Здесь я бываю часто, так как я занимаюсь футболом, именно тут проходят мои тренировки" (16 лет, м). "На стадионе проводятся различные соревнования и мероприятия, где я непосредственно принимаю участие" (17 лет, м.)

Также среди любимых мест упоминается центральная площадь, летний парк, сквер, клуб, местный ДК. Сюда подростки приходят погулять, встретиться с друзьями, покататься на велосипедах, посмотреть кино, потанцевать.

В одном из сочинений выделяется Музей-усадьба "Край Долгоруких", открытый в 1967 г. Другие часто упоминаемые объекты — стадион "Юность", Летний парк.

В представленных сочинениях не отображены маршруты для посещения мест из-за размеров территории, до всех описываемых мест можно добраться пешком. Выбор мест для организации детского досуга не очень многообразен, но при этом отражает различные потребности и интересы, а само пространство удобно, так как все центральные объекты расположены недалеко от места проживания детей.

Социально-экономические характеристики выбранных мест. В сочинениях отмечаются альтернативы бесплатного отдыха и выбора тех мест, где это можно осуществить, особенно в малых городах. Так в Черемхово школьник выбирает центральные площадки города из-за финансового фактора: "Мне нравится гулять по нашей аллее Славы около танка. Нравится наша площадь у мэрии, где проходят шествия и концерты. Мне нравятся эти места, потому что для этого не нужны деньги и можно быть там в любое время" (13 лет, м.).

Примером стратификации детского сообщества выступает выбор платных/бесплатных мест отдыха. Другой пример из г. Черемхово связан с посещением кафе Harvard. "С моим лучшим другом мы там и познакомились и теперь после школы часто сидим, ... с семьей часто приходим туда, отмечаем дни рождения друзей, а иногда и родственников. Я бы хотел, чтобы таких кафе в городе было больше".

О бесплатных видах досуга писали и школьники из Комсомольска-на-Амуре: "в парке есть зона, где можно повеселиться и бесплатно. На том участке много разнообразных турников по которым мы постоянно идём". (15 лет, ж.) и из других городов.

В Калининграде одним из любимых подростками мест является кофейня: "в кофейне "Порт-О-Кофе" я бываю несколько раз в неделю. В основном

после школы/дополнительных занятий в компании лучших друзей. Мы громко смеёмся, обсуждаем прожитый день и что с нами происходило в течение трудного дня. Обычно я заказываю кофе раф с разными сиропами, но иногда могу позволить себе перекусить отличными вафлями или мороженым" (16 лет, ж.).

Привлекательность торговых центров и магазинов определяется возможностями различных покупок, что формирует устойчивое потребительское поведение детей. Из сочинений: "мое любимое место в городе - магазин около дома, если мы идем в магазин с бабушкой, то мне часто покупают сладости". (11 лет, ж.).

В сочинениях детей — жителей мегаполисов встречается понимание политики ценообразования. Так ЦДМ на Лубянке в Москве рассматривается как культурно-развлекательный объект, а не магазин, где очень завышенные цены и "поэтому покупать там ничего не стоит".

Описывают дети и стоимость посещений спортзалов, бесплатные дополнительные занятия, свои возможности посещения музеев, развлекательный центров, магазинов, кафе: "мне нравится бывать в Макдональдс. Я бываю там то часто, то редко, всё зависит от того, что у меня есть или нету денег". (13 лет, м.)

Редко, но встречается и выбор места в зависимости от того, что там можно подработать старшеклассникам, в частности на Южном рынке в Калининграде, но в сочинении не уточняется каким именно образом.

Субъективные маркеры выбора любимого места, их связь с формированием отношения к территории проживания. Любимые места являются важными составляющими организации городского и сельского пространства для детей. Любимое место для детей — это то место:

• где можно провести свое свободное время,

• куда периодически хочется возвращаться независимо от своей занятости и возможностей,

• место, которое связанно с хорошими воспоминаниями,

• атмосферное место,

• где можно отдохнуть от городской суеты,

• где можно подзарядиться энергией и поднять настроение, когда тебе одиноко или грустно,

• где можно встретиться с друзьями.

У всех рассматриваемых территорий сформирован положительный имидж. Дети любят те места, где живут, это не означает, что все хотят здесь остаться жить и дальше, но с местом сформирована положительная связь. Приведем примеры из сочинений: село Долгоруково "Я люблю свое село, оно небольшое, но очень красивое, в нем есть много красивых мест и достопримечательностей" (15 лет, ж)", "Мне нравится, что мое село развивается и преображается" (16 лет, м); Москва "нравится за обилие достопримечательностей и памятников культуры, мне повезло, что я здесь живу"; Санкт-Петербург "Я ничего не хочу менять в этом городе, он и так прекрасен (11 лет, ж); Черемхово "Я люблю свой город. В нём всё хорошо, все рядом. Если бы у меня спросили, в каком городе я хотел бы жить, то всегда отвечаю, что я остался бы здесь, где нахожусь" (13 лет, м.); Комсомольск-на-Амуре "В моём городе много прекрасных мест, и очень красивая природа" (15 лет, ж.); Калининград "Я люблю город, в нём много прекрасных мест: от восхитительного центра, до самых отдалённых краёв" (11 лет, м.), "Мне очень повезло родиться и жить в Калининграде. Этот город отличается от других городов, есть в нём что-то необычное, манящее, а его природа, море - это то, что заставляет влюбляться в Калининград снова и снова" (15 лет, ж.); Астрахань "удивительный город и здесь очень много мест, дорогих моему сердцу. Я люблю свой город, и именно поэтому каждый уголок мил мне" (13 лет, ж.), "этот город не очень большой, но может быть поэтому я люблю его еще больше, мне нравится по нему гулять, особенно по центру, ходить по смирным атмосферным улочкам, находить какие-либо интересные новые места" (14 лет, ж.).

В сочинениях подчеркивается гордость за местные достопримечательности, указываются новые построенные объекты и изменения, связанные с появлением новых площадок, спортивных объектов.

Обобщая все сочинения, были выделены основные маркеры, по которым дети определяют любимые места. Во-первых, это место, знакомое с детства и ставшее близким. "Я здесь живу с самого рождения, и конечно, есть место, которое люблю особенно - это лесок в посёлке "Люблино", где находится дом моих бабушки и дедушки" (14 лет, ж). Во-вторых, культурный объект, известная достопримечательность: "В Москве очень много красивых и интересных мест, так что выбрать какое-то одно любимое - невозможно", но больше всего мне нравится Красная площадь (13 лет, м.). В-третьих, многофункциональность места: там есть красивые фонтаны, на фоне которых можно сделать красивые фотографии, можно зайти в самый большой храм города - храм Христа Спасителя. Если вам наскучили достопримечательности, вблизи площади есть целых 3 торговых центра, где можно перекусить и сделать покупки. А если вы устали от города в целом, в 100 метрах от площади есть Северный вокзал, который позволит вам доехать до побережья" (14 лет, м.).

Дополнительными критериями выбора места становятся увлечения детей (например, спортом), наличие природных объектов, развитая инфраструктура места.

Заключение

Возможности городов разных масштабов, а также сельской местности в организации пространства для детей отличаются, с одной стороны, ограниченностью или многообразием форм, с другой — близостью расположения основных посещаемых объектов.

Неравенство детства, связанное с физическими и социально-экономическими характеристиками, с одинаковой силой проявляется при сравнении детей из городов различных типов, а также при сравнении детей из семей с разным уровнем экономического и культурно-образовательного капитала. Группу индикаторов социального неравенства можно расширить, добавив следующие: достаточная обеспеченность и эффективная работа общественного транспорта; комфортность организации центральных объектов для возможностей перемещений; наличие оборудованных площадок, природных и других объектов рядом с местом проживания; уровень культурного развития региона. Их наличие или отсутствие являются важными маркерами для формирования благополучия территории для детей. Были выявлены проблемы, связанные с отсутствием мест для повседневного посещения подростками, вне зависимости от территории проживания.

Субъективной характеристикой территории выступает восприятие детьми и подростками своего города/села, связь с малой родиной. Так, описывая места для посещения в своем городе, дети в целом положительно оценивали свое место жительства. В каждой изучаемой локации были выделены свои факторы-аттракторы. В обобщенном виде эти факторы можно определить как пространственные, природные, исторические и социокультурные. Их приоритеты определяются региональными особенностями изучаемых локаций. Через положительную связь с территорией своего проживания формируются общекультурные установки и ценности.

В географических сочинениях дети не только описывают свое отношение к территории проживания, но и мыслят на перспективу — что хотели бы сохранить или изменить в месте своего проживания. Вполне закономерно связь подростков с территорией проживания усиливается пропорционально длительности проживания на ней. Сохранение связано с памятниками культуры, природой, историческими улицами и зонами, присутствующими даже в сельской местности, а изменение — с возможностями создания комфортного пространства рядом с домом, в частности, оборудованных площадок с различными зонами для удобного времяпровождения детей разных возрастов, а также скверов, парков и спортивных объектов. Дети могут стать активными соучастниками процессов планирования и улучшения пространства для их жизни, прежде всего, через проектную деятельность, экологические акции, возможность участия в обсуждении идей по изменению или планированию территории рядом с домом, центральных площадок и других объектов.

Литература

1. Моисеева В. В. Школьное сочинение как источник социальных представлений о наркотиках // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2005. № 21. С. 128-149.

2. Общая численность населения Санкт-Петербурга на 2019-2020 год. [Электронный ресурс]. URL: https://gorodarus.ru/sankt-peterburg.html (дата обращения: 13.07.2020).

3. Оценка численности населения на 1 января 2020 года и в среднем за 2019 год. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области Электронный [Электронный ресурс]. URL: http://lipstat.gks.ru (дата обращения: 13.07.2020).

4. Оценка численности постоянного населения г. Москвы на 01 января 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: https://mosstat.gks.ru/folder/64634 (дата обращения: 13.07.2020).

5. Оценка численности постоянного населения Астраханской области на 1 января 2020 года (окончательные итоги). [Электронный ресурс]. URL: https://astrastat.gks. ru/folder/41523 (дата обращения: 13.07.2020).

6. Филипова А. Г., Ракитина Н. Э., Купряшкина Е. А. Новые исследовательские ориентации в социологии детства // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 8693.

7. Филипова А. Г. Социальное неравенство детей в городской среде (на примере г. Комсомольска-на-Амуре) // Ученые записки Комсомольска-на-Амуре государственного технического университета. Науки о человеке, обществе, культуре. 2012. № 2. С. 67-75.

8. Численность населения Калининградской области на 01.01.2020 г [Электронный ресурс]. URL: https://kaliningrad.gks.ru/population (дата обращения: 13.07.2020).

9. Численность населения Черемхово на 2020 год. [Электронный ресурс]. URL: https://gorodarus.ru/cheremkhovo.html (дата обращения: 13.07.2020).

10. Численность населения Комсомольска-на-Амуре. [Электронный ресурс]. URL: https://gorodarus.ru/komsomolsk-na-amure.html (дата обращения: 13.07.2020).

11. Freeman C. Twenty-five years of children's geographies: a planner's perspective // Children's Geographies. 2020. 18(1). P. 110-121.

12. Hart Roger A. Children's Participation: From tokenism to citizenship. International Child Development Centre: Florence, 1999.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

:eva V. V. SHkol'noe sochinenie kak istochnik sotsial'nykh predstavlenij o narkotikakh // Sotsiologiya: metodologiya, metody, matematicheskoe modelirovanie. 2005. № 21. S. 128-149.

2. Obshhaya chislennost' naseleniya Sankt-Peterburga na 2019-2020 god. [Ehle-ktronnyj resurs]. URL: https://gorodarus.ru/sankt-peterburg.html (data obrashheniya: 13.07.2020).

3. Otsenka chislennosti naseleniya na 1 yanvarya 2020 goda i v srednem za 2019 god. Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Lipetskoj oblasti EHlektronnyj [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://lipstat.gks.ru (data obrashheniya: 13.07.2020).

4. Otsenka chislennosti postoyannogo naseleniya g. Moskvy na 01 yanvarya 2020 g. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://mosstat.gks.ru/folder/64634 (data obrashheniya: 13.07.2020).

5. Otsenka chislennosti postoyannogo naseleniya Astrakhanskoj oblasti na 1 yanvarya 2020 goda (okonchatel'nye itogi). [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://astrastat.gks. ru/folder/41523 (data obrashheniya: 13.07.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Filipova А. G., Rakitina N. EH., Kupryashkina E. А. Novye issledovatel'skie ori-entatsii v sotsiologii detstva // Sotsiologicheskie

7. Filipova А. G. Sotsial'noe neravenstvo detej v gorodskoj srede (na primere g. Kom-somol'ska-na-Amure) // Uchenye zapiski Komsomol'ska-na-Amure gosudarstvennogo tekh-nicheskogo universiteta. Nauki o c heloveke, obshhestve, kul'ture. 2012. № 2. S. 67-75.

8. CHislennost' naseleniya Kaliningradskoj oblasti na 01.01.2020 g [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://kaliningrad.gks.ru/population (data obrashheniya: 13.07.2020).

9. CHislennost' naseleniya CHeremkhovo na 2020 god. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://gorodarus.ru/cheremkhovo.html (data obrashheniya: 13.07.2020).

10. CHislennost' naseleniya Komsomol'ska-na-Amure. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://gorodarus.ru/komsomolsk-na-amure.html (data obrashheniya: 13.07.2020).

11. Freeman C. Twenty-five years of children's geographies: a planner's perspective // Children's Geographies. 2020. 18(1). P. 110-121.

12. Hart Roger A. Children's Participation: From tokenism to citizenship. International Child Development Centre: Florence, 1999.

Зубова О. Г. Городское и сельское пространства в представлении детей: по материалам географических сочинений.

В статье рассматривается организация городского и сельского пространства с точки зрения их дружественности по отношению к детям и подросткам. Пространственные характеристики мест, их оценка изучается в русле нового междисциплинарного направления — географии детства, сформировавшегося на стыке гуманитарной географии и социальных исследований детства. Для сбора эмпирических данных был выбран метод сочинения, предоставляющий детям возможность описать свое любимое место в городе. Всего было собрано 140 сочинений школьников в возрасте 9—17 лет из городов Комсомольска-на-Амуре, Астрахани, Калининграда, Москвы, Санкт-Петербурга, Черемхово и села Долгоруково. Представленные локации отличаются по своим размерам, удаленности от европейской части России и социально-экономическим возможностям организации пространства для детей. Через географические сочинения детей, в которых описывались любимые места, решались задачи изучения территории проживания с точки зрения пространственных, социально-экономических и субъективных характеристик.

Ключевые слова: метод сочинений, географическое пространство детства, городская среда, индикаторы социально-экономического неравенства детства

Zubova O. G. Urban and rural spaces in the view of children: based on materials of geographical works.

The article considers the organization of urban and rural space in terms of their friendliness towards children and adolescents. The spatial characteristics of places, their assessment is studied in line with a new interdisciplinary direction - the geography of childhood, formed at the intersection of humanitarian geography and social studies of childhood. To collect empirical data, an essay method was chosen that provides children with the opportunity to describe their favorite place in the city. In total, 140 compositions were collected by schoolchildren aged 9—17 from the cities of Komsomolsk-on-Amur, Astrakhan, Kaliningrad, Moscow, St. Petersburg, Cheremkhovo and the village of Dolgorukovo. The presented locations differ in their size, remoteness from the European part of Russia and the socio-economic opportunities for organizing space for children. Through geographical essays of children, which described their favorite places, the problems of studying the territory of residence in terms of spatial, socio-economic and subjective characteristics were solved.

Key words: method of essays, geographical space of childhood, urban environment, indicators of socio-economic inequality of childhood

Для цитирования: Зубова О. Г. Городское и сельское пространства в представлении детей: по материалам географических сочинений // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2020. № 3. С. 48-57. DOI: 10.24866/1998-6785/2020-3/48-57

For citation: Zubova O. G. Urban and rural spaces in the view of children: based on materials of geographical works // Ojkumena. Regional researches. 2020. № 3. P. 48-57. DOI: 10.24866/1998-6785/2020-3/48-57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.