Научная статья на тему 'ГОРОДСКИЕ УЧИЛИЩА В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО ХХ В.)'

ГОРОДСКИЕ УЧИЛИЩА В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО ХХ В.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ИСТОРИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / ГОРОДСКИЕ УЧИЛИЩА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченко Ольга Юрьевна

Введение. Изучение опыта деятельности отечественных учебных заведений в досоветский период не утратило своей актуальности в современных условиях. Обращение к истории преподавания новых языков в городских училищах позволяет получить данные, отражающие историю методики преподавания иностранных языков, а также способствует обогащению историко-педагогического знания. Материалы и методы. Исследование проводилась на основе теоретического анализа опубликованных и неопубликованных источников, отражающих различные аспекты изучаемой темы. Результаты исследования. Городские училища, действовавшие по положению 1872 г., позволяли получить общее образование детям разных сословий. Программа обучения включала широкий перечень естественно-научных и гуманитарных предметов. Наряду с обязательными в городских училищах допускалось и преподавание дополнительных предметов, в перечень которых входили «новые языки». Их изучение позволяло приобрести навыки и умения, необходимые для устного и письменного общения и получения информации из иноязычных источников. Введение «новых языков» в программу городских училищ давало их выпускникам возможность продолжить обучение в гимназии или поступить в профессиональное учебное заведение, обеспечивая, тем самым, преемственность различных уровней образовательной системы. Обсуждение и выводы. Историко-педагогическая рефлексия имеет несомненную значимость, так как позволяет увидеть как развивалась система общего образования во второй половине XIX - начале ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URBAN SCHOOLS IN THE GENERAL EDUCATION SYSTEM OF RUSSIA (SECOND HALF OF THE 19TH - EARLY 20TH CENTURIES)

Introduction. The study of the experience of the activities of domestic educational institutions in the pre-Soviet period has not lost its relevance in modern conditions. Turning to the history of teaching new languages in urban schools allows to obtain data reflecting the history of the methodology of foreign languages teaching. Also it contributes to the enrichment of historical and pedagogical knowledge. Materials and methods. The research was carried out on the basis of a theoretical analysis of published and unpublished sources, reflecting various aspects of the topic under study. Results. Urban schools, operating in accordance with the regulation of 1872, made it possible for children of different classes to receive a general education. The training program included a wide range of natural sciences and humanities. In addition to the compulsory subjects in urban schools, it was also allowed to teach additional ones, the list of which included "new languages". Their study made it possible to acquire skills and abilities which are necessary for oral and written communication and obtaining information from foreign language sources. The introduction of "new languages" into the curriculum of urban schools gave graduates the opportunity to continue their studies at a gymnasium or enter a vocational institution, ensuring the continuity of various levels of the country's educational system. German and French languages were taught in urban schools of the Trans-Baikal region on the initiative of the teaching staff. Discussion and conclusion. Historical and pedagogical reflection is of undoubted importance, since allows you to see how the general education system developed in the second half of the 19th and early 20th centuries.

Текст научной работы на тему «ГОРОДСКИЕ УЧИЛИЩА В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО ХХ В.)»

Статья / Article

УДК / UDC 373 (091)

DOI 10.35231/18186653_2021_2_305

Городские училища в системе общего образования России (вторая половина XIX - начало ХХ в.)

О. Ю. Левченко

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Введение. Изучение опыта деятельности отечественных учебных заведений в досоветский период не утратило своей актуальности в современных условиях. Обращение к истории преподавания новых языков в городских училищах позволяет получить данные, отражающие историю методики преподавания иностранных языков, а также способствует обогащению историко-педагогического знания.

Материалы и методы. Исследование проводилась на основе теоретического анализа опубликованных и неопубликованных источников, отражающих различные аспекты изучаемой темы.

Результаты исследования. Городские училища, действовавшие по положению 1872 г., позволяли получить общее образование детям разных сословий. Программа обучения включала широкий перечень естественно-научных и гуманитарных предметов. Наряду с обязательными в городских училищах допускалось и преподавание дополнительных предметов, в перечень которых входили «новые языки». Их изучение позволяло приобрести навыки и умения, необходимые для устного и письменного общения и получения информации из иноязычных источников. Введение «новых языков» в программу городских училищ давало их выпускникам возможность продолжить обучение в гимназии или поступить в профессиональное учебное заведение, обеспечивая, тем самым, преемственность различных уровней образовательной системы.

Обсуждение и выводы. Историко-педагогическая рефлексия имеет несомненную значимость, так как позволяет увидеть как развивалась система общего образования во второй половине XIX - начале ХХ в.

Ключевые слова: история педагогики, история методики преподавания иностранных языков, городские училища.

Для цитирования: Левченко О.Ю. Городские училища в системе общего образования России (вторая половина XIX - начало ХХ вв.) // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2021. - № 2 - С. 305-314. DOI 10.35231/18186653_2021_2_305

Urban schools in the general education system of Russia (second half of the 19th - early 20th centuries)

Olga Yu. Levchenko

Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation

Introduction. The study of the experience of the activities of domestic educational institutions in the pre-Soviet period has not lost its relevance in modern conditions. Turning to the history of teaching new languages in urban schools allows to obtain data reflecting the history of the methodology of foreign languages teaching. Also it contributes to the enrichment of historical and pedagogical knowledge.

Materials and methods. The research was carried out on the basis of a theoretical analysis of published and unpublished sources, reflecting various aspects of the topic under study.

Results. Urban schools, operating in accordance with the regulation of 1872, made it possible for children of different classes to receive a general education. The training program included a wide range of natural sciences and humanities. In addition to the compulsory subjects in urban schools, it was also allowed to teach additional ones, the list of which included "new languages". Their study made it possible to acquire skills and abilities which are necessary for oral and written communication and obtaining information from foreign language sources. The introduction of "new languages" into the curriculum of urban schools gave graduates the opportunity to continue their studies at a gymnasium or enter a vocational institution, ensuring the continuity of various levels of the country's educational system. German and French languages were taught in urban schools of the Trans-Baikal region on the initiative of the teaching staff.

Discussion and conclusion. Historical and pedagogical reflection is of undoubted importance, since allows you to see how the general education system developed in the second half of the 19th and early 20th centuries.

Key words: history of pedagogy, history of teaching methods of foreign languages, urban schools.

For citation: Levchenko, O.Yu. (2021) Gorodskie uchilishcha v sisteme obshchego obrazovaniya Rossii (vtoraya polovina XIX - nachalo ХХ vv.) [Urban schools in the general education system of Russia (second half of the 19th - early 20th centuries)]. Vestnik Lenin-gradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. pp. 305-314. DOI 10.35231/18186653_2021_2_305 (In Russian).

Введение

В современных условиях образование является важнейшим социальным институтом, обеспечивающим устойчивое и поступательное развитие, и выступает одним из приоритетов государственной политики России. Национальный проект «Образование» в числе ключевых задач предполагает обновление содержания образования, создание необходимой современной инфраструктуры, совершенствование векторов развития кадрового потенциала, создание наиболее эффективных механизмов управления данной сферой и «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования»1.

1 Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 18.02.2021).

Успешная реализация поставленных задач требует не только всестороннего анализа текущей образовательной ситуации, но и обращения к имеющемуся педагогическому опыту, разумного сочетания инноваций и отечественных образовательных традиций. Важно, не идеализируя прошлое, извлекать из него полезные для современности положительные и отрицательные уроки. Историко-педагогические источники демонстрируют недостаточность изученности в этом отношении городских училищ, действовавших по положению 1872 г., в частности, относительно включения в их программу дополнительных предметов, одним из которых являлись «новые языки». Обращение к данной проблематике имеет несомненную актуальность, поскольку способствует воссозданию целостной картины истории становления и развития отечественного иноязычного образования.

Обзор литературы

Некоторые вопросы истории становления и развития отечественного общего образования России второй половины XIX - начала ХХ в. продолжают поддерживать научный интерес в современных условиях. Проведенный анализ источников показал, что данная проблематика активно обсуждалась современниками, о чем наглядно свидетельствуют работы педагогов-практиков, общественных деятелей, представителей науки досоветского периода (И.А. Алешинцев, Н.Ф. Бунаков, А.И. Георгиевский, В.В. Григорьев, П.Ф. Каптерев, П.П. Ползунов, С.В. Рождественский, В.Я. Стоюнин, В.Н. Татищев, Д.А. Толстой, К.Д. Ушинский, В.И. Чарнолу-ский, и др.).

Следует отметить, что перечень историко-педагогических изданий, достаточно широк и включает наряду с исследованиями, представляющими собой комплексный анализ образовательной ситуации в России в рассматриваемый период, и труды, посвященные отдельным вопросам, например, освещающие деятельность учебных заведений определенного типа, организацию преподавания учебных предметов и т.д. Вместе с тем, остаются аспекты, требующие более глубокого изучения, в числе которых организация преподавания новых языков как дополнительных предметов в городских училищах, действовавших по положению 1872 г., что не нашло исчерпывающегося отражения в отечественной историографии.

Материалы и методы

Исследование проводилась на основе теоретического анализа широкого перечня опубликованных источников, среди которых программно-нормативные документы, регламентировавшие деятельность образовательных учреждений, статистические исследования, историко-педагоги-ческие и публицистические работы. При этом особое внимание уделялось источникам, датированным досоветским периодом, отражающим взгляд на данную проблему непосредственных участников событий. Обращение к материалам Государственного архива Забайкальского края позволяет выявить определенную социокультурную специфику регионального образовательного пространства и дополняет целостную картину отечественной истории иноязычного образования России.

Результаты исследования

История России второй половины XIX - начала XX в. характеризуется не только реформированием ключевых сфер деятельности государства, но и интенсивными педагогическими поисками, что сопровождалось выходом документов, регламентировавших деятельность образовательных учреждений, среди которых устав гимназий и прогимназий (1871 г.), устав реальных училищ (1872 г.), положение о начальных народных училищах (1874 г.). В мае 1872 г. было «высочайше утверждено» положение о городских училищах, призванных обеспечить начальное умственное и религиозно-нравственное образование детям всех сословий1..

Возникновение училищ данного типа непосредственно связано с деятельностью на посту министра народного просвещения графа Д.А. Толстого, который, по свидетельству Н.Х. Весселя, «был поражен малым числом оканчивающих курс в гимназиях и большим числом учеников, выходящих из средних классов, не оканчивая курса»2. В изученных источниках указан ряд причин, обусловивших появление городских училищ: низкий уровень образования выпускников начальных училищ; ограниченный перечень изучаемых в них предметов; потребность в учебных заведениях с курсом более коротким и менее теоретичным, чем в гимназиях и реальных училищах. Востребованность городских училищ подтверждает и тот факт, что количество желающих обучаться в них значительно превышало имевшиеся вакантные места.

1 Положение о городских училищах. М.: Тип. класс при Набилк. учеб.-ремесл. училище, ценз, 1875. 16 с.

2 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Т. IX (17). Гоа-Гравер: Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона). СПб., 1893. С. 318.

В организационном плане городские училища преобразовывались из уездных, однако, данный процесс осуществлялся достаточно медленно и, по имеющимся сведениям, за 10 лет из 402 уездных училищ были реформированы лишь 1841. Об этом писал в своей работе Н.В. Чехов, который отмечал, что процесс замены городскими училищами уездных шел «чрезвычайно медленно, и еще в начале ХХ века существовало некоторое число уездных училищ» [3, с. 88].

Как свидетельствуют источники, оценка деятельности городских училищ в работах исследователей досоветского периода была отнюдь не однозначной. По мнению П.П. Мансурова, они, являясь самыми «юными» общеобразовательными школами России, представляли собой «совершенно своеобразный тип низшей школы, одиноко стоящий в ряду всех других учебных заведений» [1, с. 4]. Характеризуя их деятельность, исследователь указывает, что они обеспечивают элементарное религиозно-нравственное воспитание и «прикладные познания, которые соответствуют нуждам местного трудового населения» [1, с. 4].

В свою очередь, К.И. Тихомиров отмечал что городские училища «приносят весьма сомнительную пользу просвещению народной массы или массы низшего городского сословия» [1, с. 4]. Одну из причин он видел в недостаточной подготовке их организации, подчеркивая что «вместо спокойного анализа наших школьных задач и жизненных потребностей решающее значение получило подражание иноземным образцам» [2, с. 49]. Он полагал, что программа должна быть логически завершенной и «подготовлять своих питомцев к жизни», комбинируя общее и профессиональное образование [2, с. 25]. Вызывало озабоченность К.И. Тихомирова и то обстоятельство, что лишь треть поступивших в городские училища оканчивала полный их курс.

Давая общую оценку состояния школьного дела в России в рассматриваемый период, Н.В. Чехов указывал на различие ситуации в городах и сельской местности, объясняя это не только «иными условиями существования школы и разницей в умственных запросах городского и сельского населения, но и разницей во взглядах правительства на городские и сельские школы» [3].

1 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. IX (17). Гоа-Гравер. СПб.: Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона), 1893. С. 318.

Городские училища состояли в ведении попечителей учебных округов и находились под непосредственным руководством инспекторов, финансировались правительством, земствами, городскими обществами, сословиями и частными лицами1. Количество классов в них варьировалось от одного до четырех, а также имелась возможность увеличения их до шести по ходатайству земства, городских обществ, сословий или частных лиц. По имеющимся данным, в списке учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения на 1890-1891 г. значилось 400 городских училищ, из которых 6 являлись 1-классными, 124 - 2-классными, 210 - 3-классными, 65 - 4-классными, 3 - 5-классными, 2 - 6-классными. При этом, территориально они распределялись весьма неравномерно, например, в Восточной Сибири их находилось всего шесть2.

Поступить в городские училища могли без прохождения вступительных испытаний дети всех сословий и вероисповеданий, достигшие семилетнего возраста. Дети старшего возраста при поступлении должны были продемонстрировать умение считать, читать и писать на русском языке, знание Ветхого и Нового завета, за исключением представителей неправославного вероисповедания.

Особенность городских училищ, действовавших по положению 1872 г., состояла в классной системе преподавания, т.е. штатный учитель преподавал все предметы во вверенном ему классе, за исключением пения, гимнастики и закона Божия. Впоследствии классная система была заменена предметной, чему способствовало улучшение кадрового обеспечения, что достигалось, в том числе, и за счет использования местных средств.

В основу организации обучения, по утверждению П.П. Мансурова, был положен метод «наглядности обучения», а «живое слово преподавателя» признавалось наилучшим дидактическим средством» [1, с. 14]. Источники свидетельствуют, что в городских училищах практиковалось выполнение устных и письменных упражнений, осуществлялись разные виды самостоятельной работы.

1 Положение о городских училищах. М.: Тип. класс при Набилк. учеб.-ремесл. училище, ценз. 1875. 16 с.

2 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. IX (17). Гоа-Гравер. СПб.: Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона), 1893. С. 319.

После успешного завершения обучения в городском училище перед его выпускниками открывались широкие возможности. Окончившие первые четыре класса без прохождения вступительных испытаний могли поступить в гимназию или реальное училище. В случае успешного завершения полного курса обучения и получения аттестата, выпускники училища имели право поступить на гражданскую службу, а при «производстве» в первый классный чин освобождались от установленных испытаний. Выпускники, пожелавшие стать учителями городских училищ, на некоторое время оставались в училище, углубляя полученные знания и приобретая практические навыки преподавания, а затем продолжали обучение в учительском институте1. Значительная часть выпускников городских училищ приступала к профессиональной деятельности, поступая на частную службу в качестве писцов, приказчиков, конторщиков.

В соответствии с программой, учащиеся городских училищ изучали чтение, письмо, церковно-славянское чтение, русский язык, арифметику, геометрию, отечественную географию и историю, дополняя их сведениями из всеобщей, естественную историю и физику, пение, рисование, черчение, гимнастику, закон Божий. С разрешения Министерства народного просвещения могли преподаваться и дополнительные предметы, поэтому организация их преподавания имеет несомненный научный интерес.

Одним из дополнительных предметов в программе названы «новые языки», введение которых, по мнению К.И. Тихомирова, было вызвано желанием видеть в них нечто подобное гимназии или реальному училищу и эта идея увлекала «не одних городских обывателей, но и многих педагогов» [2, с. 16]. Возникает интерес к организации преподавания дополнительных предметов в городских училищах, расположенных в малых городах Российской империи, имеющих несомненные социокультурные особенности.

Обратимся к деятельности городских училищ функционировавших в Забайкальской области в рассматриваемый период времени. Изучение архивных документов показывает, что процесс преобразования уездных училищ в городские шел достаточно медленно. Так, Верхнеудинское уездное училище в 1896 г. было преобразовано в 3-классное городское с шестилетним курсом и расширенной программой обучения, в 1902 г. - в 4-классное городское училище с ремесленными классами, в 1914 г. - в

1 Положение о городских училищах. М.: Тип. класс при Набилк. учеб.-ремесл. училище, ценз. 1875. 16 с.

высшее начальное училище. Нерчинское уездное училище с 1901 г. действовало городское 3-классное, с 1910 г. - 4-классное, с 1914 - высшее начальное училище1. Как мы видим, в процессе функционирования училища неоднократно изменяли свой статус вследствие происходивших структурных преобразований, что в полной мере отражало общероссийские тенденции.

Изучение архивных документов показало, что перечень дополнительных предметов, преподаваемых в городских училищах Забайкальской области, не был одинаковым. Так, согласно отчету Дирекции народных училищ Забайкальской области на 1 января 1908 г. в регионе имелось восемь городских училищ, действовавших по положению от 31 мая 1872 г., из которых одно было 5-классным, 4-классными - пять, 3-классными -два. В документе говорится о выполнении программ в отчетном году, а также приведены данные о дополнительных предметах: в Читинском городском училище изучали гигиену, немецкий и французский языки; в Верхнеудинском - гигиену и немецкий язык; Сретенском - немецкий и английский языки; Баргузинском - немецкий язык2.

Имеются подтвержденные данные о преподавании «новых языков» в городских училищах Забайкальской области. В отчете Читинского городского 5-классного училища за 1907 г. содержатся сведения о том, что во втором-пятом классах изучался немецкий язык, а в третьем-четвертом классах - французский и немецкий языки. Преподавала «новые языки» В.П. Протопопова, выпускница Харьковского института, состоявшая на службе в ведомстве Министерстве народного просвещения с 1901 г., на оплату деятельности которой городское правление выделяло 720 р. в год3.

Архивные документы Нерчинско-заводского городского 4-классного училища подтверждают выделение 140 р. учителю немецкого языка за январь и февраль 1912 г., что подтверждает преподавание данного предмета. В протоколе заседания педагогического совета от 2 сентября 1913 г. содержится информация о прекращении преподавания немецкого

1 Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: в 4 т. / СО РАН. Чит. ин-т природ. ресурсов и др. Т. 1; СО РАН. Ин-т природ. ресурсов, экологии и криологии и др. Т. 2-4; гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. Новосибирск: Наука, 2000. Т. 1: Общий очерк. 2000. 301 с.

2 Государственный архив Забайкальского края. Ф. 4. О. 1. Д. 119. Л. 243.

3 Государственный архив Забайкальского края. Ф. 4. О. 1. Д. 119. Л. 210 об.

языка в училище «впредь до разрешения на текущий учебный год по примеру прежних лет»1. Педагогический совет принял решение ходатайствовать о выделении на выплату вознаграждения учителю немецкого языка 480 р.2 Смета расходов на 1915 г. предусматривала 480 р. на преподавание немецкого языка, т.е. ходатайство педагогического совета не осталось без внимания со стороны властей.

Обсуждение и выводы

Во второй половине XIX - начале ХХ в. образовательное пространство России эволюционировало в соответствии с изменяющимися общественно-политическими и социально-экономическими условиями, пытаясь своевременно реагировать на потребности различных слоев общества.

Городские училища являлись важным звеном в повышенном начальном образовании и по сравнению с другими его типами имели несомненные преимущества, а именно: программа обучения позволяла приобретать широкий перечень знаний, навыков и умений, в том числе и профессиональных; введение в программу обучения новых языков, как необязательных предметов, позволяло обеспечить преемственность обучения, давая возможность продолжить его в гимназиях и профессиональных учебных заведениях.

Успешно решая возложенные на них задачи, городские училища являлись важным элементом социально-культурной инфраструктуры регионов. Изучение опыта преподавания в них дополнительных предметов, в частности, «новых языков» позволяет лучше понять процесс становления и развития системы образования России во второй половине XIX - начале ХХ в.

Список литературы

1. Мансуров П.П. Городские училища по Положению 31 мая 1872 года / сост. учитель Нолин. гор. училища П. Мансуров. Вятка: Тип. и хромолит. Маишеева, бывш. Куклина и Красовского, 1900. - 36 с.

2. Тихомиров К.И. К вопросу о городских училищах. - СПб.: Рус. школа, 1901. - 49 с.

3. Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. - М.: Книгоиздательство "Польза" В. Антик и К°, 1912. - 224 с.

References

1 Государственный архив Забайкальского края. Ф. 4. О. 3. Д. 8.

2 Там же.

1. Mansurov, P.P. (1900) Gorodskie uchilishcha po Polozheniyu 31 maya 1872 goda [Urban schools according to the Regulations of May 31, 1872] (In Russian).

2. Tihomirov, K.I. (1901) K voprosu o gorodskih uchilishchah. [On the issue of urban schools] (In Russian).

3. Chekhov, N.V. (1912) Narodnoe obrazovanie v Rossii s 60-h godov XIX veka. [Public education in Russia since the 60s of the XIX century] (In Russian).

Левченко Ольга Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-9946-5902, e-mail: o.levchenko@lengu.ru

Olga Yu. Levchenko, Dr. Sci. (Ped.), Assistant Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-9946-5902, e-mail: o.levchenko@lengu.ru

Об авторе

About the author

Поступила в редакцию: 09.04.2021

Received: 09 Apr. 2021

Принята к публикации: 29.04.2021

Accepted: 29 Apr. 2021

Опубликована: 30.06.2021

Published: 30 June 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.