Научная статья на тему 'Городские комитеты обороны Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны: организация, направления, формы и методы деятельности'

Городские комитеты обороны Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны: организация, направления, формы и методы деятельности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
343
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ (ГКО) / ГОРОДСКИЕ КОМИТЕТЫ ОБОРОНЫ (ГОРКО) / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Городские комитеты обороны Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны: организация, направления, формы и методы деятельности»

УДК 94 (470.6)

ББК 63.3 (235.7) 622 Т 81

В.А. Тугушева

Г ородские комитеты обороны Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны: организация, направления, формы и методы деятельности

(Рецензирована)

Аннотация:

Статья раскрывает принципы организации деятельности городских комитетов обороны, показывает ее основные направления, формы и методы работы в экстремальных условиях войны. Г ородские комитеты обороны решали многочисленные и важные задачи, направленные на объединение усилий фронта и тыла для разгрома врага. Статья насыщена материалом, позволяющим увидеть конкретную практику решения задач, порожденных военной обстановкой.

Ключевые слова:

Государственный Комитет обороны (ГКО), городские комитеты обороны (ГорКО), Северный Кавказ.

Городские комитеты обороны (ГорКО) являлись чрезвычайными органами власти на Северном Кавказе. На организацию их деятельности оказывали влияние различные факторы. Среди них можно назвать влияние определенных ситуаций, в которых действовали комитеты, влияние региональных особенностей, а также личностные факторы. Комитеты обороны самостоятельно избирали формы и методы работы, но при этом они должны были отвечать обстановке военного времени, требующей оперативной реакции на возникающие проблемы. Естественно, что на их работу оказывала влияние и практика деятельности ГКО как высшего органа государственной чрезвычайной власти.

В своей повседневной работе местные комитеты обороны руководствовались директивой СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. партийным и советским организациям прифронтовых областей. «В беспощадной борьбе с врагом, - указывалось в ней, - отстаивать каждую пядь советской земли, драться до последней капли крови за наши города и села» [6]. Конкретные направления работы местных комитетов обороны определялись постановлениями и директивами Государственного Комитета Обороны, указаниями его уполномоченных, решениями обкомов и горкомов партии. ГорКО поддерживали самую тесную связь с военными советами фронтов и армий [1].

Комитеты обороны издавали распоряжения (по частным вопросам) и постановления, в которых указывались: с какой целью принимается решение, точные сроки их исполнения, ответственные лица и порядок доклада о ходе работы. В условиях военной обстановки они во многом приобретали форму боевого приказа со специфической гражданской терминологией.

Постоянных штатных работников ГорКО не имели, поэтому в практической работе использовали аппарат обкомов и горкомов партии, исполкомов советов, штабов МПВО. Для оформления документации из штата обкома или горкома выделялся технический секретарь. Одной из форм реализации решений комитета обороны, наряду с личным контролем со стороны его членов и ответственных партийно-советских работников, было создание оперативных групп, особо уполномоченных и чрезвычайных комиссий, штабов при ГорКО. Они направлялись на строительство оборонительных рубежей, на железнодорожные узлы, сооружения МПВО и т.д., решая на месте неотложные вопросы.

Знакомство с протоколами заседаний городских комитетов обороны позволяет говорить о широком спектре их интересов. Комитеты решали многочисленные и важные задачи, направленные на объединение усилий фронта и тыла для разгрома врага. Однако имевшая место общность условий их функционирования и идентичность статуса определили общие направления их деятельности, включавшие:

1) организацию работы промышленных предприятий, выполнявших военные заказы (решение вопросов о выпуске новых видов продукции, предоставление и расширение производственных площадей, обеспечение оборудованием, сырьем, перераспределение оборудования, материалов и рабочей силы между предприятиями и т.д.);

2) оказание непосредственной помощи действующей армии (предоставление помещений для размещения, транспорта, топлива, фуража, выполнение срочных фронтовых заказов на предприятиях, помощь госпиталям и т.д.);

3) организацию строительства оборонительных рубежей;

4) наведение строгого общественного порядка.

Городские комитеты обороны занимались также организацией и укреплением противовоздушной обороны, формированием народного ополчения, координацией и проведением работ по эвакуации оборудования и населения, решением вопросов, связанных с поддержанием в рабочем состоянии транспортных магистралей и сооружением новых линий, с борьбой против эпидемических заболеваний, обеспечением нормальной жизнедеятельности городов и районов.

Обстановка, в которой пришлось действовать городским комитетам обороны, в разных районах страны имела специфические особенности. Ростовскому ГорКО с первых дней существования пришлось работать во фронтовых условиях. Краснодарский, Орджоникидзевский имели время до лета 1942 г. и решали задачи в относительно спокойной

обстановке ближайшего тыла фронта. Но характерными для работы всех комитетов были оперативность, конкретность, военная точность и четкость [17].

Северный Кавказ длительное время являлся театром военных действий и многим ГорКО пришлось здесь действовать в условиях осадного положения, а затем эвакуироваться. Особое значение имела оперативность в работе.

Компетентно, последовательно и оперативно решал насущные вопросы Орджоникидзевский (Владикавказский) комитет обороны, который возглавлял секретарь Северо-Осетинского обкома ВКП(б) Н.П. Мазин. Благодаря усилиям комитета были установлены новые кооперативно-производственные связи, что способствовало ускорению организации военного производства на предприятиях. Только в ноябре - декабре 1941 г. комитет обороны провел 18 заседаний [14]; принятые постановления отличались предельной точностью и конкретностью.

В режиме максимального напряжения сил работал Краснодарский комитет обороны. При этом особое внимание он уделял организации эффективного функционирования нефтяной, пищевой, лесной и машиностроительной отраслей промышленности. Комитет вел подбор кадров, рабочей силы, изыскивал стройматериалы, технику, обеспечивал материально-бытовое устройство людей на оборонительных рубежах, вел разъяснительную работу среди трудармейцев. Своим решением от 24 октября 1941 г. он привлек к выполнению заказов наркомата обороны 29 различных заводов и предприятий Краснодара, Новороссийска, Тихорецка, Армавира, Майкопа [4]. За время своего существования - 6 месяцев - Темрюкский комитет обороны провел 31 заседание, на котором обсуждено и разрешено 62 вопроса оборонного характера [5].

На заседания Г орКО, проходивших в зависимости от обстоятельств в разное время суток, в необходимых случаях приглашались секретари обкомов и горкомов партии, работники исполкомов, руководители предприятий и военных организаций для того, чтобы получить более конкретные сведения по существу решаемого вопроса и оперативно ознакомиться с заданием, которое возлагалось на кого-либо из них. В зависимости от значимости обсуждаемых вопросов на заседаниях присутствовали представители командования воинских частей, фронтов, партизанских отрядов, а также уполномоченные ГКО, ЦК ВКП(б) и т.д. Так, практически на каждом заседании Новочеркасского комитета обороны кроме членов ГорКО присутствовало еще 10-15 приглашенных [10].

Уникальным было заседание Грозненского ГорКО в сентябре 1942 г. с повесткой «О мерах по обороне г. Грозного», на котором присутствовали член ГКО Л.П. Берия, командующий Закавказским фронтом И.В. Тюленев, командующий северной группировкой войск этого фронта И.И. Масленников, нарком нефтяной промышленности СССР И.К. Седин, командующий армией генерал-лейтенант Никольский, заместитель наркома внутренних дел СССР Кобулов [13]. Данное собрание было скорее отчетом местного руководства перед высоким начальством, нежели рабочим заседанием комитета.

Первоначально значительная часть комитетов обороны, усвоив довоенную практику партийно-советского аппарата, попыталась строить свою работу по заранее утвержденным месячным планам. Однако быстрая смена обстановки в условиях ближнего тыла неизбежно вела к их изменениям и постоянной корректировке. После первых месяцев своей деятельности ГорКО отказались от долгосрочного по военным меркам планирования работы: вопросы решались по мере их возникновения. Дольше всего составление месячных планов работы продержалось в Орджоникидзевском и Майкопском комитетах обороны - до июня 1942 г. [12].

Конкретная обстановка, складывающаяся в стране в целом и в районе деятельности ГорКО в частности, диктовала также периодичность заседаний комитетов. Как правило, они проходили 1-2 раза в неделю, но в особо напряженные моменты - почти ежедневно. Правда, в последнем случае принимаемые решения нередко документально не оформлялись. А по мере удаления линии фронта, напротив, характерна была иная ситуация: заседания ГорКО проводились гораздо реже (1-2 раза в месяц), увеличивалось число вопросов, решавшихся путем опроса членов комитета [2].

Основным документом деятельности ГорКО являлись обязательные к исполнению директивы. Их в пределах своей компетенции устно или письменно могли давать отдельные члены ГорКО самостоятельно, в первую очередь председатели комитетов, но документально фиксировались главным образом решения комитетов обороны в целом. Они свидетельствуют о том, что городские комитеты издавали распоряжения по частным вопросам и постановления, в которых указывалось: с какой целью принимается решение, точные сроки исполнения, ответственные лица и порядок отчета о ходе работы. Комитеты обороны Северного Кавказа в основном свои решения оформляли протокольно. Так, за время своего существования комитет обороны города Орджоникидзе оформил 100 протоколов своих заседаний [11]. То же самое наблюдалось и в деятельности большинства комитетов обороны Северного Кавказа: Майкопа, Краснодара, Новороссийска, Темрюка, Туапсе, Орджоникидзе, Пятигорска, Махачкалы. Некоторые комитеты именовали свои решения постановлениями (например, Ростов-на-Дону, Шахты). Наблюдалось и сочетание постановлений и протоколов заседаний. Так, комитет обороны города Грозного издал 7 постановлений и 54 протокола, Дербентский - 3 протокола и 5 постановлений, Новочеркасский - 27 протоколов и 19 решений [7].

Происхождение всех видов решений комитетов обороны разнообразно. Они могли быть изданы во исполнении директив вышестоящих органов - ГКО, военных советов фронтов и округов, по ходатайству различных инстанций и должностных лиц. Но чаще всего они являлись реакцией самих комитетов обороны на текущие проблемы.

Часть постановлений комитетов обороны устанавливала правила общего характера, которым должны были следовать все граждане, должностные лица, государственные и общественные организации. Эти постановления создавали правовую основу для последующей деятельности других госорганов (исполкомов, главков, учреждений, комендатур, штабов МПВО) на подчиненной комитету обороны территории. К таким нормативным постановлениям относились: введение угрожаемого положения с воздуха, осадного положения, комендантского часа, трудовой повинности, правил паспортного режима, светомаскировки и целого ряд других.

Большинство документов ГорКО помечались грифом «секретно». В большинстве случаев это было оправдано условиями времени и характером фиксированных сведений. С протоколами могли знакомиться только секретари и заведующие отделами горкома партии, заместители председателя такого же ранга исполкома. На бланке Грозненского комитета обороны отпечатан по этому поводу следующий текст: «Товарищ, получивший

конспиративные документы, не может ни передавать, ни знакомить с ними кого бы то ни было, если нет на то специальной оговорки Грозненского комитета обороны. Копирование указанных документов, делание выписок из них категорически воспрещается. Протоколы комитета обороны надлежит хранить отдельно в особых папках секретных личных дел» [9].

ГорКО тщательно следили за исполнением принятых ими решений путем систематического рассмотрения на своих заседаниях хода выполнения намеченных работ и мероприятий. Исполнители решений постоянно предоставляли информацию о ходе реализации постановлений. Так, 17.11.1941 г. Ростовский ГорКО объявил мобилизацию об отбытии трудовой повинности. Постановления от 10, 16 декабря контролировали исполнение указаний, а так же назначали ответственных за приведение их в жизнь [16].

Методы работы комитетов определялись характером и содержанием их деятельности. Практически все их распоряжения формулировались в приказном стиле, требовавшем немедленного и четкого исполнения и доклада об этом. Так, в постановлении №7 комитет обороны г. Сочи от 5.09.1942 г. одним из пунктов значилось: «Обязать Шапсугский РК ВКП(б), Сочинский ГК ВКП(б), Сочинский Г орисполком и Шапсугский Райисполком в суточный срок направить на строительство недостающее количество рабочих и организовать строительство так, чтобы каждый рабочий выполнял и перевыполнял план» [15]. По такому же принципу были построены и решения других комитетов обороны.

Метод приказа был органически связан с методом принуждения, это проявлялось прежде всего в многочисленных мобилизациях на оборонительные работы, привлечении населения в

порядке трудгужповинности на ремонт дорог, строительство аэродромов, восстановительные мероприятия [3].

К нарушителям нормативных установлений военного времени применялся широкий круг репрессивных мер: штрафы, аресты, судебные приговоры. Это делалось как в форме указания на конкретных лиц, так и в форме общих формулировок типа: «Лиц, уклоняющихся от выполнения настоящего постановления, привлекать к ответственности по законам военного времени» или «обязать органы прокуратуры и суда рассматривать дела о нарушителях общественного порядка не позднее, как через 24 часа». Например, в протоколе заседания комитета обороны г. Махачкалы при рассмотрении вопроса о мероприятиях по завершению строительства махачкалинского оборонительного рубежа указывалось, что «в связи с неудовлетворительным выполнением мероприятий, потребуется от всех лиц безоговорочно выполнять все намеченные мероприятия. Если к 23.08.1942 г. они не будут выполнены, виновные будут привлечены к строгой ответственности по законам военного времени» [8]. Приверженцами административно-карательных санкций были комитеты обороны по отношению к руководителям, которые не смогли выполнить предписаний ГорКО. Делалось это по уже приведенной схеме.

Практически все решения ГорКО, которые доводились до широкого круга местных руководителей или всего населения региона, наряду с положениями требовательнопредупредительного характера, содержали призывы к патриотическому сознанию, гражданскому долгу людей в деле выполнения военно-хозяйственных и оборонительных мероприятий. Отдельные комитеты обороны использовали в своей работе метод морального поощрения участников борьбы за укрепление обороны города и районов и за другие жизненно значимые в условиях войны дела.

По документам удалось установить, что подавляющее большинство комитетов обороны Северного Кавказа действовало до середины-конца 1943 г. Только комитет города Орджоникидзе работал до 1944 г. Как правило, комитеты прекращали функционировать без специальных на то постановлений.

Возникновение в годы Великой Отечественной войны общегосударственного (ГКО) и местных чрезвычайных органов власти отражало неизбежную в тех военных и общественнополитических условиях тенденцию к централизации власти на всех ее уровнях. Среди местных чрезвычайных органов власти наиболее значимыми являлись городские комитеты обороны, объединившие в прифронтовых и ближайших тыловых регионах гражданскую власть и усилия военных ведомств. Создавались городские комитеты в каждом конкретном случае только с санкции ГКО. Используя главным, образом, оперативные формы деятельности и принудительно-приказные методы работы, ГорКО направляли свои действия на решение самых неотложных оборонных, военно-хозяйственных и военно-организационных проблем.

Таким образом, комитеты обороны, как показал опыт войны, сосредоточивали в своих руках всю полноту власти в городе, районе, области, крае. Они сыграли важную роль в повышении боеготовности и обороноспособности крупных городов и районов прифронтовой полосы, чем внесли большой вклад в дело победы над гитлеровскими захватчиками.

Примечания:

1. Гутин М.Л. О деятельности местных комитетов обороны в годы Великой Отечественной войны. // Вопросы истории КПСС. 1970. №7. С. 85.

2. Данилов В.Н. Война и власть: чрезвычайные органы власти регионов России в годы Великой Отечественной войны. Саратов, 1999. С. 82.

3. Он же. Война и власть: чрезвычайные органы власти регионов России в годы Великой Отечественной войны. Саратов, 1999. С. 98.

4. Он же. Городские комитеты обороны России в годы Великой Отечественной войны. // Россия в 1941-1945 гг. Самара, 1995. С. 72.

5. Документы отваги и героизма. Кубань в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (Сборник документов и материалов). М., 1968. С. 69.

6. КПСС о Вооруженных Силах Советского народа: Документы, 1917-1981 гг. М., 1981. С.300

7. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), ф. 17, оп. 88, д. 483, 489, 490, 493-497, 499-501, 505, 506, 513, 515, 520-522, 572.

8. Там же, д. 490, л. 185.

9. Там же, д. 499, 513, 572.

10. Там же, д. 499, 522.

11. Там же, д. 505, 515.

12. Там же, д. 505, л. 253; д. 483, л. 23.

13. Там же, д. 513, л. 39.

14. Селюнин В.А. Промышленность и транспорт Юга России в войне 1941-1945гг. Ростов-на-Дону, 1997. С. 50.

15. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК), ф. 1774-А, оп.2, д. 481, л. 60 .

16. Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО), ф. 9, оп. 8, д. 8, л. 4, 8, 9 . Усиков Р. Городские комитеты обороны Крыма, Поволжья и Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. 1971. N° 2. С. 84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.