Научная статья на тему 'ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ (НА ПРИМЕРЕ МАХАЧКАЛИНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ)'

ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ (НА ПРИМЕРЕ МАХАЧКАЛИНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
городская агломерация / стратегия пространственного развития / региональное развитие / SWOT-анализ / Махачкалинская агломерация / схема территориального планирования / территориальное планирование / концепция агломерации / urban agglomeration / spatial development strategy / regional development / SWOT-analysis / Makhachkala agglomeration / territorial planning scheme / territorial planning / the concept of agglomeration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аскеров Низами Садитдинович, Османова Кизханум Зайдиновна

Рассматриваются теоретические, методические и прикладные вопросы территориального планирования современных российских агломераций, проблемы их формирования и управления развитием. Разработаны основные критерии выделения городских агломераций. Проведён SWOT-анализ территории Махачкалинской агломерации. Выявлены негативные тренды социально-экономического и территориального развития агломерации. Представлены первоочередные мероприятия по разработке концепции развития Махачкалинской агломерации, важнейшим из которых определён вопрос разработки муниципальных программ «Участие в развитии Махачкалинской агломерации»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аскеров Низами Садитдинович, Османова Кизханум Зайдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URBAN AGGLOMERATIONS IN REGIONAL DEVELOPMENT: THEO-RETICAL, METHODOLOGICAL AND APPLIED ASPECTS (ON THE EXAMPLE OF THE MAKHACHKALA AGGLOMERATION)

Theoretical, methodological and applied issues of spatial planning of modern Russian agglomerations, problems of their formation and development management are considered. The main criteria for the identifying of urban agglomerations are developed. SWOT-analysis of Makhachkala agglomeration was carried out. Negative trends in socio-economic and territorial development of the agglomeration have been identified. Primary measures for the elaboration of the Makhachkala agglomeration development concept are presented. The most important of which is the elaboration of the municipal programs «Participation in the development of the Makhachkala agglomeration»

Текст научной работы на тему «ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ (НА ПРИМЕРЕ МАХАЧКАЛИНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ)»

8. Наумов, Д.В. Особенности инвестиционно- инновационного процесса в современных условиях / Д. В. Наумов // Теоретическая экономика. -2017. - № 6(42). - С. 89-96.

9. Тебекина, А. А. Модели инновационного процесса: эволюция развития / А. А. Тебекина, К. В. Верещагин // Успехи в химии и химической технологии. - 2015. - Т. 29. - № 5(164). - С. 79-81.

10.Минатуллаев, А.А., Хабибулаев, Х.М. Мотивация труда в инновационной сфере // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. - 2021. - № 3 (31). - С. 107-118.

УДК 332.1 ББК 65.04

DOI 10.24412/2412-2025-2022-3-71-79

Аскеров Низами Садитдинович - кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства Османова Кизханум Зайдиновна - магистрант второго года обучения программы «Государственное регулирование экономики», Дагестанский государственный университет

Askerov Nizami Saditdinovich - PhD in Economics, Associate Professor, Senior Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics, Sociology, Associate Professor, Department of Management, Dagestan State University of National Economy

Osmanova Kizhanum Zaydinovna - 2nd year master's student of the program «State regulation of economy», Dagestan State University

ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ (НА ПРИМЕРЕ МАХАЧКАЛИНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ)

URBAN AGGLOMERATIONS IN REGIONAL DEVELOPMENT: THEORETICAL, METHODOLOGICAL AND APPLIED ASPECTS (ON THE EXAMPLE OF THE MAKHACHKALA AGGLOMERATION)

Рассматриваются теоретические, методические и прикладные вопросы территориального планирования современных российских агломераций, проблемы их формирования и управления развитием. Разработаны основные критерии выделения городских агломераций. Проведён SWOT-ана-лиз территории Махачкалинской агломерации. Выявлены негативные тренды социально-экономического и территориального развития агломерации. Представлены первоочередные мероприятия по разработке концепции развития Махачкалинской агломерации, важнейшим из которых определён вопрос разработки муниципальных программ «Участие в развитии Махачкалинской агломерации»

Ключевые слова: городская агломерация, стратегия пространственного развития, региональное развитие, SWOT-анализ, Махачкалинская агломерация, схема территориального планирования, территориальное планирование, концепция агломерации.

Theoretical, methodological and applied issues of spatial planning of modern Russian agglomerations, problems of their formation and development management are considered. The main criteria for the identifying of urban agglomerations are developed. SWOT-analysis of Makhachkala agglomeration was carried out. Negative trends in socio-economic and territorial development of the agglomeration have been identified. Primary measures for the elaboration of the Makhachkala agglomeration development concept are presented. The most important of which is the elaboration of the municipal programs «Participation in the development of the Makhachkala agglomeration».

Keywords: urban agglomeration, spatial development strategy, regional development, SWOT-analysis, Makhachkala agglomeration, territorial planning scheme, territorial planning, the concept of agglomeration.

В настоящее время агломерации становятся основными формами территориальной организации, что соответствует положению нашего государства с его большими территориями, многонациональностью, разнообразием природных и социально-экономических условий.

Выработка механизма сглаживания дифференциации социально-экономического развития территорий особо актуальна в парадигме обеспечения устойчивого экономического роста национальной экономики. Актуальной становится проблема выработки инструментария реализации политики поляризованного развития в парадигме устойчивого социально-экономического развития территорий. Необходимо обозначить, что ключевой задачей политики пространственного развития является разработка пространственно-сбалансированной политики, направленной на предотвращение чрезмерной концентрации факторов производства в крупных агломерациях.

В настоящее время любой регион Российской Федерации использует для развития различные инструменты. Одним из таких инструментов является создание промышленных зон, агломераций и транспортных узлов. Суть агломерационных идей заключается в синер-гическом эффекте, который возникает в результате объединения потенциала и возможностей всех участников и расширения границ рынка сбыта. Агломерация подразумевает сосредоточение человеческих и экономических ресурсов, а также качество инфраструктурных институтов, гарантирующих близость и множественность взаимодействий между хозяйствующими субъектами.

Основными критериями выделения городских агломераций, на наш взгляд, следует назвать:

- наличие ядра агломерации с численностью населения не менее 250 тыс. чел.;

- наличие на минимальной удаленности от агломерационного ядра не менее двух населенных пунктов;

- фиксируемая маятниковая миграция;

- транспортная доступность третьего пояса 90 мин.;

- высокий уровень развитости городской инфраструктуры;

- наличие свободных земель в городском пригороде;

- развитая сеть автомобильных дорог и логистических узлов;

- устойчивые производственные связи;

- наличие территорий, имеющих производственный потенциал. [3, с.14]

Создание городских агломераций позволяет решать многочисленные социально-экономические ситуации, возникающие на современном этапе развития рыночных отношений. Агломерации способствуют созданию взаимовыгодных научно-производственных, трудовых, социальных, а также культурных связей, которые, в свою очередь, позволяют совершить определенный сдвиг в развитии территории.

В Российской Федерации процессы урбанизации и появления городских агломераций, укрупненных территориальных образований стали активно формироваться лишь в последние десятилетия, с ростом экономики страны, а также в условиях тесного экономического взаимовыгодного сотрудничества с другими странами. [5, ^65]

Махачкалинская агломерация стала активно развиваться в последние годы, ориентировочно с 2010 года. Чтобы оценить эффективность создания городской агломерации вокруг столицы Республики Дагестан, рассмотрим ее состав и структуру. Махачкалинская агломерация является одной из крупнейших на Северном Кавказе, и ее эволюция занимала длительный период времени.

В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации до 2025 года [2], Махачкалинская агломерация отвечает требованиям категории «крупная городская агломерация» - совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения 500 тыс. человек - 1000 тыс. человек, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями.

В Махачкалинскую агломерацию входит часть территории Республики Дагестан, образованная ГО «город Махачкала», ГО «город Каспийск», частью территорий муниципальных районов «Карабудах-кентский район» и «Кумторкалинский район» [1]. Официально площадь агломерации составляет 3 231,1 км2, а численность населения -980 тыс. человек.

Развитие Махачкалинской агломерации может стать прорывным проектом и локомотивом развития Дагестана, а полицентричная городская агломерация - новым мегаполисом Российской Федерации.

Махачкалинская агломерация - самая крупная агломерационная территория республики и Северного Кавказа, исторически сложившаяся вокруг крупного города - Махачкала, столичного и многофункционального центра Дагестана. Агломерация отвечает всем аспектам существующих агломераций - это высоко урбанизированная территория, с высоким уровнем концентрации населения, труда и капитала, производительных сил в целом, с устойчивыми агломерационными связями (прежде всего маятниковая трудовая миграция) при обеспечении хорошей транспортной доступности до центра Агломерации.

Процесс формирования Махачкалинской агломерации был непростым, исторически долгим, обусловленным наличием как внутренних, так и внешних факторов. Одним из внутренних факторов является высокая концентрация населения города Махачкала: здесь сосредоточено большое количество различных производственных предприятий, высокая концентрация труда и капитала. Важнейшим, определяющим принципом для формирования Махачкалинской агломерации является принцип соблюдения баланса, согласно которому территория развивается в целях соблюдения взаимных интересов общества, власти и бережного обращения с окружающей средой.

Естественно, городская агломерация является только одной из частей Республики Дагестан и считается лишь частью единого социально-экономического, производственного, транспортного и инженерного пространства региона.

С целью оценки сильных и слабых сторон Махачкалинской агломерации, в таблице 1 представлен ее SWOT-анализ.

Таблица 1

SWOT-анализ территории Махачкалинской агломерации

«Сильные стороны» (8)

• наличие высокоразвитой территории, наличие научно-культурного, производственного, инвестиционного и образовательного потенциала;

• наличие определенных условий для развития городского строительства. Наличие маятниковой миграции населения, устойчивость организационно-хозяйственных связей в Махачкалинской агломерации.

• высокая транспортная доступность территорий, прилегающих к Махачкалинской агломерации;

• наличие конкурентоспособных производств, в целом высокая конкурентоспособность территории;

• наличие тесных связей с прилегающими иностранными государствами, такими как Азербайджан, Грузия и т.д.;

• действующие инвестиционные контракты с Турцией, Китаем, Индией и т.д.;

• современный международный морской незамерзающий порт. Расположение на пересечении транспортных коридоров Юг - Север, Восток-Запад;

• благоприятные природные и агроклиматические условия; наличие при-родно-ресурсного потенциала;

• высокий потенциал развития, включая демографический, трудовой, научно-образовательный, производственный, транспортный, туристско-рекреационный;

• богатое историко-культурное наследие.

«Слабые стороны»

Ограничения территориального характера:

• ограниченность территориальных ресурсов для градостроительного развития;

• ограниченность векторов развития городов Махачкала и Каспийск;

• ограниченные земли сельскохозяйственного назначения как земельный ресурс для развития сельскохозяйственного производства и как природный резерв для территориального развития г. Махачкалы и Каспийска;

• наличие больших площадей земель отгонного животноводства - земель республиканского значения с серьёзными регламентами градостроительного использования;

• наличие сложных и особо сложных инженерно-строительных условий, удорожающих как строительные работы, так и ведение бизнеса на различных уровнях.

Ограничения социально-экономического характера:

• проблемная экономика, высокая доля неформальной экономики и неформальной занятости населения. Острая нехватка квалифицированных кадров;

• относительное перенаселение и невысокое качество жизни населения;

• низкая конкурентоспособность реального сектора экономики;

• низкий уровень инвестиционной привлекательности территории;

• дифференциация территорий агломерации по уровню развитии сельскохозяйственного производства;

• тяжёлое состояние жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры;

• острая проблема обращения с отходами, угроза окружающей среды.

Продолжение таблицы 1

«Возможности» (О) «Угрозы» (Т)

• повышение спроса на органические продукты питания на внутреннем и мировом рынках; • реализация продовольственной политики РФ, направленной на импорто-замещение; • наличие обширных внутренних и внешних рынков туристических услуг; • восстановление российского ОПК, восстановление заказов для предприятий ОПК; • возможность привлечения иностранных инвестиционных ресурсов; • наличие на территории республики сил, обеспечивающих ее безопасность; • наличие дагестанской диаспоры за рубежом; • потенциальная возможность экономического сотрудничества со странами Каспийского региона, странами Ближнего и Среднего Востока. • проведение долговременной санкционной политики западных стран в отношении Российской Федерации; • сложная геополитическая ситуация на территории Кавказского региона; • сложная экономическая ситуация на территории РФ; • высокие барьеры выхода на отечественные и мировые рынки товаров и услуг; • сильное влияние со стороны радикального исламизма; • отсутствие нормативно-правовой базы для управления агломерационными процессами.

Источник: Составлено авторами на основе ряда научных публикаций из представленного списка литературы

В качестве наиболее сильных сторон Махачкалинской агломерации можно выделить наличие международного морского незамерзающего порта, а также расположение на пересечении транспортных коридоров Юг - Север, Восток-Запад. С другой стороны, наиболее слабыми сторонами агломерации можно назвать низкую конкурентоспособность производимых товаров и услуг, низкий уровень жизни населения, перенаселенность города Махачкала и т.д.

В структурном отношении рассматриваемая агломерация состоит из нескольких муниципальных образований, среди которых, собственно, г. Махачкала, МО «город Каспийск», Кумторкалинский и Карабудахкент-ский муниципальные районы [1]. Соответственно, агломерация имеет своё ядро, центральную, буферную и периферийные зоны. Ядром агломерации является город Махачкала.

Ядром является территория, транспортная доступность которой ограничена 30-ти минутной доступностью, включая международный аэропорт «Уйташ». К центральной зоне Махачкалинской агломерации относится территория, находящаяся в 60-ти минутной транспортной доступности от центра г. Махачкала. Центральная зона Махачкалинской агломерации является одной из наиболее перспективных в промышленном и инвестиционном плане. Более того, в настоящее время центральная зона активно застраивается. Примером активного роста инвестиционного потенциала рассматриваемой зоны является инвестиционно-промышленная площадка Тюбе.

Периферийная зона Махачкалинской агломерации включает в себя разнообразные населенные пункты, имеющие транспортную доступность в пределах 90-минутной зоны. В состав представленной зоны входят также населенные пункты, которые непосредственно не граничат с городскими округами, такие как Кизилюрт, Избербаш, Буйнакск. К периферийным относят такие населенные пункты как Учкент, Алмало, Талги, Манас, Карабудахкент, Темиргое, Новая Урада и т.д.

В состав буферной зоны входят, в частности, населенные пункты: Остров Чечень, Сулак, Аджидада, Шамхал-Янги-Юрт, Параул, Гели, Дор-гели, Кака-Шура, Камахи, Джанга, Сираги, Ленинкент (Карабудахкент-ский район), Губден.

Как считают некоторые исследователи, в целях совершенствования и закономерного развития Махачкалинской агломерации, необходимо постепенное расширение её территории.

Как нам кажется, это должно стать естественным процессом, поскольку сама махачкалинская агломерация очень сильно ограничена природными элементами: с востока - морем, с запада - горами. Поэтому очевидным будет вариант развития прилегающих к агломерации буферной зоны муниципальных районов.

Среди возникающих идей исследователи находят такие как: развитие системы махачкалинской агломерации в сторону Избербаша, Кизи-люрта и Буйнакска.

На наш взгляд, одним из вариантов дальнейшего развития Махачкалинской агломерации в среднесрочной перспективе может стать развитие транспортной системы [4, с.54], строительство и благоустройство скоростных магистралей, например, как в случае с объединением Махачкалы и Каспийска при помощи качественной и современной трассы.

Одним из основных направлений развития Махачкалинской агломерации может стать дальнейшее развитие транспортной доступности до таких крупнейших торговых центров как городское образование «Город Буйнакск», а также прилегающих к этому городу территории.

На текущем этапе можно с уверенностью сказать, что транспортный каркас любой территории, в том числе и Махачкалинской агломерации, является одним из современных элементов успешного построения и развития того или иного региона.

Для повышения эффективности развития Махачкалинской агломерации необходимо постепенно развивать дороги, уменьшать подъездное время, развивать скоростную инфраструктуру. Тем самым можно добиться значительного снижения временных затрат и постепенного развития территории.

Процессы «сжатия» городских агломераций практикуются не только в нашей стране. Так, Китай в последние десятилетия кардинально изменил подход к решению доступности своих агломераций, снизив в общей сложности время транспортной доступности до любой точки государства до 2,5 дней для 80% населения страны.

Для этих целей Министерством транспорта Китая было построено в общей сложности десятки тысяч километров скоростных автодорог, на которые было потрачено порядка полсотни миллиардов долларов в течение нескольких десятилетий, а в правительстве Нидерландов, чтобы еще больше сжать пространство страны, было принято решение построить кольцевую высокоскоростную железную дорогу к 2025-2030 годам.

По результатам исследования публикаций индонезийских и китайских исследователей нами выявлены следующие проблемы агломераций:

- не учитываются аспекты адаптации к изменению климата;

- отсутствуют практические инструменты управления в агломерациях демографическими процессами, обусловленными интенсивным ростом численности населения;

- ущемление сельского уклада жизнедеятельности населения;

- неконтролируемая застройка объектов жилой инфраструктуры вокруг агломераций и др.

На основе исследования российских агломераций нами выявлены системные проблемы этих образований, заключающиеся в отсутствии единого подхода по делимитации границ агломерированных пространств, институционализации агломераций как уникальных урбанизированных территориальных институций.

В рамках формирующейся Махачкалинской агломерации между городами Махачкала и Каспийск формируются элементы транспортного каркаса, и соответственно агломерация будет развиваться преимущественно в силу природно-географических ограничений. [6, ^385] Транспортный каркас агломерации включает в себя участки автомобильных и железных дорог общего пользования, которые относятся к федеральному, региональному и межмуниципальному и муниципальному ведению.

Махачкалинская агломерация - самая крупная агломерационная территория республики и Северного Кавказа, исторически сложившаяся вокруг крупного города - Махачкала, столичного и многофункционального центра Дагестана, которая имеет достаточно четкие границы (границы транспортной доступности), состав территорий (поселки, муниципальные образования) и структурное зонирование (ядро агломерации, центральная, периферийная зоны).

Агломерация отвечает всем критериям сложившихся агломераций: это высоко урбанизированная территория, с высоким уровнем концентрации населения, труда и капитала, производительных сил в целом, с устойчивыми агломерационными связями (прежде всего маятниковая трудовая миграция), при обеспечении хорошей транспортной доступности до центра Агломерации.

Агломерация имеет региональные особенности - приморское и приграничное с другими государствами положение, транзитное положение. В плане имеет линейно-лучевое строение (линейно вытянута вдоль морского побережья, зажата горами, с одной стороны, морем - с другой), бицентрична (на данном этапе), с ограниченными направлениями развития. [11, ^273]

Развитие Агломерации ограничено, прежде всего, территорией, территориальными ресурсами, а также инвестиционным климатом и инвестиционными ресурсами. [5, ^66]

Негативные тренды социально-экономического развития агломерации:

- высокая доля неформальной экономики и неформальной занятости;

- недостаточная спецификация прав собственности на землю;

- диспропорция в развитии реального сектора и коммерческой сферы услуг;

- диспропорции на рынке труда и высокий уровень безработицы;

- дефицит мест в детских дошкольных и школьных учреждениях и др.

К негативным трендам территориального развития можно отнести:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- стихийное развитие территории Агломерации, хаотичность и бессистемность застройки и др.;

- нерациональное использование земельных ресурсов: низкое качество и высокая доля непродуктивных земель, нецелевое функциональное использование территориальных ресурсов, высокая доля необработанных земель;

- низкий уровень водообеспеченности территории при наличии богатых водных ресурсов;

- острая необходимость в модернизации системы водоснабжения, водоотведения и мелиорации и др.

Все эти процессы вызывают необходимость целенаправленного управления формированием и развитием Махачкалинской агломерации [6, с. 384]. Прежде всего следует разработать концепцию развития Махачкалинской агломерации. К первоочередным мероприятиям по её реализации следует отнести: разработку муниципальных программ «Участие в развитии Махачкалинской агломерации»; содействие и формирование льготных условий для вывода предприятий из ядра агломерации на периферию и др. Важное значение для начала функционирования Махачкалинской агломерации имеет принятие «Положения о Координационном совете по развитию агломерации».

Таким образом, в результате агломерирования происходит формирование комфортной городской среды, городского пространства, формируются поселения с развитой социальной инфраструктурой, сглаживаются диспропорции в освоении территорий агломерации и укрепляются деловые связи за счет создания благоприятного делового климата в агломерации и, как результат, повышение качества и уровня жизни населения агломерации.

Список литературы:

1. Постановление Правительства РД от 11 февраля 2021 г. №22 «Об утверждении схемы территориального планирования части территории Республики Дагестан (схема территориального планирования Махачкалинской агломерации)». - URL: http://www.e-dag.ru/2013-05-27-06-54-30/postanovleniya-pravitelstva-rd/postanovlenie-pravitelstva-rd-ot-11-fevralya-2021-g-22-ob-utverzhdenii-skhemy-territorialnogo-planirovaniya-chasti-territorii-respubliki-dagestan-skhema-territorialnogo-planirovaniya-makhachkalinskoj aglomeratsii.html

2. Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. N 207-р Об утверждении Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 г. (с изменениями и дополнениями). - URL: https://base.garant.ru/72174066/

3. Загороднов, Е.И. Планирование территорий и агломераций // Современное строительство и архитектура. - 2016. - № 1(01). - С. 13-16.

4. Крылов, П.М. Роль транспортной инфраструктуры в устойчивом развитии и территориальном планировании региона (транспортно-географи-ческий аспект) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. - 2017. - № 2. - С. 50-58.

5. Малоян, Г. А. К необходимости разработки схем территориального планирования городских агломераций // Academia. Архитектура и строительство. - 2016. - № 1. - С. 64-67.

6. Аскеров, Н.С., Тагирова, А.А. О модели сбалансированного пространственного развития Махачкалинской агломерации // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 5(142). - С. 383-385.

7. Митигами, М. Условия жизни трудовых мигрантов и рынок жилья в российских городах // Демографический и миграционный портрет Кавказа. Том 5. № 2 / под ред. чл.- корр. РАН С. В. Рязанцева, канд. филос. н. Г. И. Гаджимурадовой. - М.: Экон-информ, 2019. С. 83-95. (Серия «Демография. Социология. Экономика»).

8. Муртазалиев, А.М. Проблемы формирования конституционной модели местного самоуправления в крупных городских агломерациях Российской Федерации: на материалах Махачкалинско-Каспийской агломерации // Юридический Вестник Дагестанского государственного университета. -2018. - Т. 28. - № 4. - С. 32-38.

9. Аскеров, Н.С. Экономический суверенитет в условиях санкций и международное разделение труда: взаимосвязь и противоречия / Н.С. Аскеров // Научные труды Вольного экономического общества России. - Москва, 2022. - Т. 235. - № 3. - С. 227-237.

10.Павлов, Ю.В., Королева, Е.Н., Евдокимов, Н.Н. Теоретические основы формирования системы управления городской агломерацией // Экономика региона. - 2019. - Том 15. - № 3. - С. 834-850.

11. Соловьев, И.А., Белозеров, В.С., Щитова, Н.А. Демографическое развитие городских агломераций Северного Кавказа // Геополитика и экоди-намика регионов. - 2020. - Т. 6 (16). - № 3. - С. 268-278.

12. Токунова, Г.Ф. Транспортная инфраструктура как фактор пространственного развития агломераций // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. - 2016. - № 6(67). - С. 43-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.