Научная статья на тему 'Городские агломерации в приграничном и межрегиональном сотрудничестве стран ЕАЭС (Россия и Белоруссия)'

Городские агломерации в приграничном и межрегиональном сотрудничестве стран ЕАЭС (Россия и Белоруссия) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ / РОССИЯ / БЕЛОРУССИЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / URBAN AGGLOMERATIONS / RUSSIA / BELARUS / EURASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дадабаева З. А.

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития городов и городских агломераций в межрегиональном сотрудничестве России и Белоруссии. Акцентируется внимание на интеграционных возможностях превращения агломераций в инкубаторы инноваций, формирования единой урбанизированной зоны, транспортно-логистических сообщений и миграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Дадабаева З. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URBAN AGGLOMERATIONS IN CROSS-BORDER AND INTERREGIONAL COOPERATION OF THE EEC COUNTRIES (RUSSIA AND BELARUS)

The article discusses the problems and prospects of development of cities and urban agglomerations in interregional cooperation between Russia and Belarus. Attention is focused on the integration opportunities of turning agglomerations into incubators of innovation, the formation of a single urbanized zone, transport and logistics communications and migration processes.

Текст научной работы на тему «Городские агломерации в приграничном и межрегиональном сотрудничестве стран ЕАЭС (Россия и Белоруссия)»

ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ УРБАНИСТИКА

Дадабаева З. А. доктор политических наук,

ведущий научный сотрудник, ФГБУН «Институт экономики РАН», профессор РГГУ

zarina.17.06@list.ru

ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ В ПРИГРАНИЧНОМ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ СТРАН ЕАЭС (РОССИЯ И БЕЛОРУССИЯ)

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития городов и городских агломераций в межрегиональном сотрудничестве России и Белоруссии. Акцентируется внимание на интеграционных возможностях превращения агломераций в инкубаторы инноваций, формирования единой урбанизированной зоны, транспортно-логистических сообщений и миграционных процессов.

Ключевые слова: городские агломерации, Россия, Белоруссия, Евразийский экономический союз

Развитие новых независимых государств на постсоветском пространстве находится в постоянном поиске новых форматов взаимодействия. Начиная с 2015 г. из всех существующих интеграционных организаций на постсоветском пространстве наиболее динамично развивается Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Интеграция пяти государств (России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Армении) с разным уровнем экономического развития показала, что существуют широкие возможности их объединения в одну организацию, для защиты интересов в условиях трансформации экономического порядка в мире.

С первых дней существования в число приоритетных направлений сотрудничества в рамках ЕАЭС входило формирование и эффективное развитие единого таможенного пространства. В круг интересов входило развитие энергетических ресурсов, формирование евразийского транспортного союза, создание общего аграрного рынка, миграционная политика, укрепление связей между отдельными субъектами стран-членов союза, инфраструктурные каналы связи, включая крупные и малые городские агломерации такие как: Московская, Санкт-Петербургская, Минская, Астанинская, Алматинская, Бишкекская, Ереванская.

Агломерацией принято считать территории, представляющие собой город с опоясывающими его небольшими городами, поселками, населенными пунктами. При этом агломерация сочетает в себе производственный узел промышленных предприятий, социальных, правовых, экологических центров.

Взаимодействие стран позволило повысить уровень межрегионального развития и активизировать связи агломераций участниц Союза на уровне укрепления взаимодействия между крупными и малыми городскими агломерациями. В первую очередь России, Казахстана и Минска, укрепились связи в научно-технической и производственной сфере стран - членов союза. Положительные изменения в таможенном законодательстве привели к либерализации взаимной торговли, созданию общего рынка товаров всех участников внешнеэкономической деятельности.

Интеграционный эффект агломераций в Евразийском экономическом союзе

Интеграционный проект ЕАЭС предполагает различный формат межрегиональных коммуникаций. «Особая роль в построении интеграционных отношений отводится городским агломерациям»1

1 Бредихин А.В. Ростовская агломерация: интеграционные приоритеты развития в рамках ЕАЭС// Вопросы регионального развития. 2016. № 4, С. 1.

Формирование городских агломераций и их дальнейшая деятельность в ЕАЭС направлены, как и во всем мире, на решение задач экономического развития, территориального соответствия, строительств новых автомобильных магистралей и улучшения инфраструктуры (Московская, Астанинская, Алматинская агломерации). В том числе обеспечение газом, электричеством, водой, экологическое оздоровление населенных пунктов, обеспечение занятости населения (Бишкекская, Ереванская агломерации).

К наиболее развитым и устоявшимся можно отнести Московскую, Минскую и Алматинскую. Они включают в себя практически все основные признаки формирования городской агломерации, включая общее пространство перемещения товаров, ресурсов, единый рынок труда, маятниковую миграцию как внутри стран, так и за их пределы, культурные и образовательные связи.

Для России и Белоруссии важны межгосударственные агломерации по всему периметру российско-белорусской границы. Приграничные территории двух стран состоят из Псковской, Смоленской, Брянской областей России, Витебской, Могилевской, Гомельской областей Белоруссии и имеют большой геоэкономический потенциал1. Они могут стать опорными зонами экономического взаимодействия, центрами инновационного развития промышленности, сельского хозяйства. Будут способствовать улучшению организации приграничных территорий двух государств, через экономическое, социальное, экологическое и геополитическое сплочение пространства.

Аналогичные возможности есть у России и Казахстана, где «в рамках приграничных агломераций формируются общие экономические кластеры, социальная сфера и система самоуправления ЕАЭС.. .оптимизируется использование инвестиций, трудовых, природных ресурсов, миграционных потоков».

По мнению казахских экспертов,3 агломерации и урбанизированные районы должны создаваться не по территориально-производственному принципу, а на основе технологического единства урбанизированной зоны. Первые попытки уже есть: Актюбинская агломерация - Оренбург, Алматинская агломерация - Бишкек.

Как известно Московская городская агломерация (МГА) является крупнейшим в России и на постсоветском пространстве территориально-производственным узлом и социально-экономическим центром, притягивающим население не только из других регионов РФ, но и стран ближнего зарубежья. Наряду с положительным эффектом от такого притяжения в виде роста количества промышленных предприятий, расширяющихся возможностей сервисных видов деятельности, превращения МГА в крупный центр сосредоточения научных, культурных, финансовых ресурсов. Наблюдаются и негативные эффекты такого бурного развития МГА. В частности, потребности в дополнительных трудовых ресурсах привели к притоку низкоквалифицированной рабочей силы из соседних стран, в том числе из ЕАЭС, соответственно к увеличению социальной и экономической нагрузки на её территории. Обострились проблемы социокультурной адаптации трудовых мигрантов, связанных с медицинским обслуживанием, обеспечением жильём, перегрузкой транспортной и социально-культурной инфраструктуры.

При этом следует отметить, что в других странах ЕАЭС подобные проблемы менее выражены. В частности, вопросы адаптации трудовых мигрантов, в меньшей степени затронули Астанинскую, Алматинскую и Минскую городские агломерации. Объясняется это

1 Зорина Д.С., Заяц Д.В. Размещение и динамика населения в пределах российско-белорусского пограничного региона (на примере Смоленской, Витебской и Могилевской областей)// Вестник БГУ. Сер.2, 2015. № 2. С.69-76.

2 Бредихин А.В. Место и роль приграничных агломераций в Евразийском экономическом союзе// Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 2017. №1(25). С.70 .

3 Курган задумался об агломерации с Казахстаном.URL: http://pravdaurfo.ru/news/kurgan-zadumalsya-ob-aglomeracii-s-kazahstanom (дата обращения 22.08.2014).

в первую очередь тем, что в Казахстане и Белоруссии действуют достаточно жесткие законы в отношении лиц, прибывающих на работу.

Интеграционные приоритеты развития агломераций выражаются в возможном расширении ЕАЭС. Территориально-агломерационные связи позволяют усиливать локальное сотрудничество стран, они становятся питательной средой для развития креативных инновационных кластеров. Сотрудничество МГА с Астанинской, Алматинской и Минской агломерациями усиливает наднациональный эффект взаимодействия в экономической, политической, социальной и экологической областях. Но в значительной мере агломерации являются своеобразной миграционной точкой притяжения.

Городские агломерации в контексте трудовой миграции

Принятие Таможенного кодекса сначала Таможенного союза, действовавшего с 2010 г. вплоть до 1 января 2018 г., когда вступил в силу ТК ЕАЭС, привело к либерализации взаимной торговли и свободному перемещению трудовых ресурсов по всей территории союза. Что в свою очередь усилило не только приграничные, но межсубъектные связи, увеличилась трудовая и образовательная миграция, возрос поток переселенцев из страны в страну, причем наряду с традиционно привлекательной Россией, люди стали активно перемещаться в Казахстан и Белоруссию. Сравнительно высокие зарплаты, месторасположение, общность языка и культуры привлекают в эти страны мощные потоки трудовой силы. Следует отметить, что интеграция в рамках ЕАЭС упорядочила правовое положение трудовых мигрантов на территории Союза. Интеграционное объединение позволило расширить экономическое пространство не только для жителей ЕАЭС, численность которых к 2018 г. составляла 184 млн. чел1., но и для трудоспособного население стран Центральной Азии, основных доноров трудовых мигрантов (общая численность трудоспособного населения в 2019 г. составила 38,6 млн. чел.), но и привело к пространственному расширению более экономически развитых членов союза.

Возможности агломераций

В связи с этим нельзя обойти вниманием такой важный фактор, влияющий на успешную интеграцию и неизбежное пространственное расширение, как городские агломерации. Именно они становятся центром притяжения новых граждан и трудовых мигрантов. При этом возникает двойной эффект, как положительный, так и отрицательный. С одной стороны, существующие агломерации получают новые трудовые ресурсы, что весьма актуально в условиях демографического спада на европейской территории ЕАЭС для дальнейшего развития и успешного функционирования, и это положительная сторона. С другой, и это уже негативный момент усиливаются уже имеющиеся проблемы агломераций. Неуправляемый поток миграции увеличивает социальную нагрузку и финансовые затраты принимающего государства, обостряет межнациональные отношения, появляется феномен конкуренции за квалифицированные кадры и молодежь между крупными городами стран членов союза. Таким образом, такой двойной эффект, способствует не только экономическому росту, но и в некоторой степени неравенству. Например, эксперты Казахстана подчеркивают, что, в частности: «Вступление Казахстана в ЕАЭС резко усилило конкуренцию за таланты со стороны городов РФ» .

В России и Белоруссии разрабатываются Стратегии пространственного развития, они находятся в разной степени готовности, но задачи во многом совпадают. Страны понимают, что важную роль играет поддержка существующих региональных центров, стимулирование кластерного развития экономики регионов, сокращение резкой дифференциации уровня жизни населения, модернизация действующих градообразующих предприятий, создание

1 Евразийский экономический союз в цифрах. Краткий статистический сборник. Евразийская экономическая комиссия. - М., 2019.- С. 22.

2 Стрельникова С.А., Цуциев М.А. Пространственное развитие России: вопросы стратегии. URL: http://bujet.ru/magazine/2017/2/ (дата обращения: 11.03.2018).

новых инновационных производств, государственное финансирование инфраструктуры и активное использование государственно-частного партнерства.

В конечном итоге решение этих задач, на наш взгляд, должно привести к равномерной концентрации населения, финансов, бизнеса на определенной территории, учитывающей природные, климатические особенности, имеющуюся производственную специализацию и инфраструктуру. Например, российским Центром экономики инфраструктуры в 2016 г. было подготовлено исследование, которое: «на количественных оценках показало, как проявляется агломерационный эффект. Было подтверждено, что численность населения, проживающего в радиусе доступности от той или иной компании, или количество компаний аналогичного профиля, расположенных вокруг нее, напрямую влияют на ее эффективность. В разных отраслях это воздействие разное, но сильнее всего оно в сфере услуг и в высокотехнологичной промышленности»1.

Говоря о роли агломераций на уровне Евразийского союза, для стран участниц на первый план выходит развитие приграничных территорий и соответственно формирование межгосударственных агломераций по периметру границ, в частности, российско-казахстанской границы. По примеру российского Кургана и казахского Петропавловска при сохранении существующих границ и юридической самостоятельности муниципальных образований. Вопрос управления такими образованиями решается через создание дополнительного уровня управления и распределения доходов на правительственном уровне. Одна их задач агломераций способность самостоятельного развития и создание современных транспортно-логистических инфраструктурных объектов. «Курганская область имеет соглашения о сотрудничестве с Северо-Казахстанской, Акмолинской, Кустанайской областями, городом Астаной. Созданы два совместных российско-казахстанских предприятия, специализирующихся на производстве нефтегазового оборудования и электромонтажных изделий»2.

В 2012 г. была разработана Концепция «Межгосударственной Схемы комплексной территориальной организации России и Беларуси», в которой важное место было отведено обсуждению темы обустройства зон экономического взаимодействия приграничных городов и городских агломераций.

Некоторые выводы

Пространственное развитие ЕАЭС в контексте создания международных агломераций развиваются по двум направлениям. Внутри самих стран и между государствами членами -союза и другими странами. Но в контексте сотрудничества ЕАЭС, более эффективным представляется создание приграничных агломераций. Вместе с тем, организация таких урбанизированных районов на приграничных территориях отличается от формирования классических агломераций, решающих вышеперечисленные стратегические задачи. Их главная цель объединение на базе технологического, инновационного единства урбанизированной зоны. Современные агломерации могут стать центрами инновационных технологий.

Городские агломерации должны превратиться из односторонних зон сосредоточения низкоквалифицированного труда, в межрегиональные центры высокотехнологичного и интеллектуального труда. В таком случае можно будет избежать конкуренции за пространство и за высокопрофессиональных людей.

Локальное сотрудничество России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии на приграничных территориях позволит отойти от традиционной конструкции централизации пространства, которое концентрируется, как правило, вокруг столиц и крупных городов.

1 О рынке труда в Евразийском экономическом союзе. Аналитический обзор 30 октября 2017 г. // Евразийская Экономическая Комиссия.- М.- 2017.- С.1

2 Курган задумался об агломерации с Казахстаном. URL: http://pravdaurfo.ru/news/kurgan-zadumalsya-ob-aglomeracii-s-kazahstanom (дата обращения: 22.08.2014).

Появится возможность, используя территориальные ресурсы: кадровые, земельные, энергетические и др. создать условия для экономического роста всего Союза.

Целесообразно разработать программы международного объединения городов приграничья РФ и РБ при сохранении границ и юридической самостоятельности органов управления.

Литература:

1. Бредихин А.В. Ростовская агломерация: интеграционные приоритеты развития в рамках ЕAЭC // Вопросы регионального развития, 2016. №4. - С. 1.

2. Бредихин А.В. Место и роль приграничных агломераций в Евразийском экономическом союзе// Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 2017. №1(25). - С. 70.

3. Евразийский экономический союз в цифрах. Краткий статистический сборник. Евразийская экономическая комиссия. - М., 2019. - С. 22.

4. Зорина Д.С., Заяц Д.В. Размещение и динамика населения в пределах российско-белорусского пограничного региона (на примере Смоленской, Витебской и Могилевской областей)// Вестник БГУ. Сер.2, 2015. №2. С. 69-76.

5. Курган задумался об агломерации с Казахстаном. URL: http://pravdaurfo.ru/news/kurgan-zadumalsya-ob-aglomeracii-s-kazahstanom (дата обращения: 22.08.2014).

6. О рынке труда в Евразийском экономическом союзе. Aналитический обзор 30 октября 2017 г.// Евразийская Экономическая Комиссия.- М., 2017.- С. 1.

7. Стрельникова С.А., Цуциев М.А. Пространственное развитие России: вопросы стратегии. URL: http://bujet.ru/magazine/2017/2/ (дата обращения: 11.03.2018).

References:

1. Bredihin A.V. Rostovskaya aglomeraciya integracionnie prioriteti razvitiya v ramkah EAES // Voprosi regionalnogo razvitiya. -2016. №4 P.1

2. Bredihin A.V. Mesto i rol prigranichnih aglomeracii v Evraziiskom ekonomicheskom soyuze // Gumanitarnie nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. -2017. №1 25

3. Evraziiskii ekonomicheskii soyuz v cifrah. Kratkii statisticheskii sbornik. Evraziiskaya ekonomicheskaya komissiya - M. -2019. -P.22

4. Zorina D.S., Zayac D. V. Razmeschenie i dinamika naseleniya v predelah rossiisko belorusskogo pogranichnogo regiona na primere Smolenskoi Vitebskoi i Mogilevskoi oblastei,// Vestnik BGU. Ser.2 2015. №2. P.69-76

5. Kurgan zadumalsya ob aglomeracii s Kazahstanom // [Elektronnii resurs]. Rejim dostupa http//pravdaurfo.ru/news/kurgan zadumalsya ob aglomeracii s kazahstanom. Data obrascheniya 22.08.2014 g.

6. O rinke truda v Evraziiskom ekonomicheskom soyuze. Analiticheskii obzor 30 oktyabrya 2017 g. // Evraziiskaya Ekonomicheskaya Komissiya. M. 2017. P.1

7. Strelnikova S.A. Cuciev M.A. Prostranstvennoe razvitie Rossii voprosi strategii [Elektronnii resurs]. Rejim dostupa http//bujet.ru/magazine/2017/2/. Data obrascheniya 11.03.2018 g.

Dadabaeva Z. A.

Doctor of political science,leading researcher, Institute of Economics, Russian Academy of

Sciences, Professor of RSUH

zarina.17.06@list.ru

URBAN AGGLOMERATIONS IN CROSS-BORDER AND INTERREGIONAL COOPERATION OF THE EEC COUNTRIES (RUSSIA AND BELARUS)

Abstract: the article discusses the problems and prospects of development of cities and urban agglomerations in interregional cooperation between Russia and Belarus. Attention is focused on the integration opportunities of turning agglomerations into incubators of innovation, the formation of a single urbanized zone, transport and logistics communications and migration processes. Keywords: urban agglomerations, Russia, Belarus, Eurasian economic Union

Для цитирования: Дадабаева З.А. Городские агломерации в приграничном и межрегиональном сотрудничестве стран ЕАЭС (Россия и Белоруссия)// Архонт, 2019. № 4 (13). С. 25-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.