Научная статья на тему 'Городская среда и садовопарковое устроение в контексте современных тенденций ландшафтного творчества'

Городская среда и садовопарковое устроение в контексте современных тенденций ландшафтного творчества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
719
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО / МАЛЫЙ САД / САДОВО-ПАРКОВОЕ УСТРОЕНИЕ / URBAN AREA / LANDSCAPE CREATIVITY / SMALL GARDEN / LANDSCAPE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пойдина Т. В.

В работе актуализируются проблемы существования природных форм в структуре урбанизированной среды современного города. Рассматриваются вопросы организации малого сада как одного из приоритетных направлений в современном садовом искусстве, а также ставится проблема обновления предметного наполнения парковой среды в городе. В историческом контексте и в свете современных тенденций развития ландшафтного искусства материал иллюстрируется конкретными примерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URBAN AREA AND LANDSCAPE ORGANIZATION IN THE CONTEXT OF MODERN TRENDS OF THE LANDSCAPE CREATIVITY

The article is devoted to the problem of natural forms in the structure of urban area in modern city. The problem of organization of a small garden as one of the priority directions in the landscape creativity is discussed. The article pays a special attention to the problem of renewing the of the park area of Barnaul city. In the historical context and according to the contemporary trends of development of landscape creativity, the material is illustrated by concrete examples.

Текст научной работы на тему «Городская среда и садовопарковое устроение в контексте современных тенденций ландшафтного творчества»

4. Geertz, CL. Ethos, World — View and the Ahalysis of Sacred Symbois in: Homme E. A. And Simmons W. S. Man Makes Sense. Boston: Little. Brown and Company, 1970, p.325.

5. Быховская, И.М. Основы культурологии / И.М. Быховская. — М.:Едиториал УРСС, 2005.

6. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов / А.Я. Флиер. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

7. Психологическая антропология / под ред. С.В. Лурье. — М.: Академический проект, 2005.

8. Культурология /под ред. Г.В. Драча— М.: Феникс, 2006.

9. Лурье, С.В. Историческая этнология / С.В. Лурье. — М.: Аспект Пресс, 1997.

10. Гачев, Г.Д. Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира / Г.Д. Гачев. — М.: Академический Проект, 2007.

Статья поступила в редакцию 9.08.08.

УДК 008: 712. 12

Т.В. Пойдина, канд. искусств. наук, ст. преп. АлтГАКИ, г. Барнаул

ГОРОДСКАЯ СРЕДА И САДОВО-ПАРКОВОЕ УСТРОЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ЛАНДШАФТНОГО ТВОРЧЕСТВА

В работе актуализируются проблемы существования природных форм в структуре урбанизированной среды современного города. Рассматриваются вопросы организации малого сада как одного из приоритетных направлений в современном садовом искусстве, а также ставится проблема обновления предметного наполнения парковой среды в городе. В историческом контексте и в свете современных тенденций развития ландшафтного искусства материал иллюстрируется конкретными примерами.

Ключевые слова: городская среда, ландшафтное искусство, малый сад, садово-парковое устроение.

В теории и методологии архитектурно-ландшафтного проектирования поиски интеграции природных и искусственных форм в урбанизированной среде современного города занимают значительное место. Однако все отчетливее нарастают и ждут своего разрешения противоречия современных городов, а именно проблема сохранения зеленых массивов в структуре урбанизированного ландшафта. И выражается это не столько в средствах ландшафтного дизайна, но в общем подходе к существованию зеленых насаждений. Общеизвестно, их значимость многопланова; это и оздоровление городской среды, и формирование мест отдыха людей, и эстетическое обогащение городов. В современной городской структуре разрастание дорожно-транспортных коммуникаций и устройство парковок автомобилей приводит к сокращению древесно-кустарниковых насаждений, уничтожению газонов и скверов, что наносит значительный ущерб санитарно-гигиеническому состоянию и художественному облику городской среды. Зачастую слишком плотно стоящие дома и заасфальтированные улицы не оставляют места для разбивки газонов, цветников, высадки деревьев. Это касается и сибирских городов. В центре г. Барнаула каждый участок свободной земли застраивается, бизнес беспощадно уничтожает зеленые зоны. Зеленые насаждения стиснуты асфальтовыми покрытиями, скверы и газоны вдоль тротуаров сокращаются, вырубаются деревья. Нарушаются и предаются забвению традиции садовой культуры и традиции озеленения.

Городская предметно-созидательная среда в каждом городе конкретна. В контексте данной темы методологически оправдано обратиться к вопросам градостроительной теории рубежа Х1Х-ХХ вв. В первые десятилетия XX века активно шли поиски и формулирование ответа на вопрос, каким должен быть город, разрабатывались новые градостроительные концепции и велись поиски новых принципов планировки городов. Во второй половине XIX века постепенно была нарушена традиционная органичность связи русских городов с природной средой. В городской планировке было утеряно объемно-пространственное начало, характерное для регулярного градостроения, и возобладало планиметрическое. Все больший вес в силуэте города приобретали промышленные сооружения, общественные и

жилые комплексы. Строительство фабрик, заводов и складов приводило к ухудшению санитарного состояния городов. Новые градостроительные факторы и территориальный рост предопределяли качественно новый подход к планировке городов, требовали учета целого комплекса функционально-планировочных и инженерных вопросов. Изменения в социальной и функциональной структуре, образование деловых центров, уплотнение городской застройки — все это приводило к сокращению природных объектов. Однако усиливалось внимание к проблеме их сохранения при градостроительном проектировании. «Процесс урбанизации городской среды, отрывавший город от естественного ландшафта породил озеленение городских площадей и пустырей» [1, с. 308]. В трудах Л.Н. Бенуа, М.Г. Ди-канского, Е.Ф. Енакиева, Г.К. Лукомского, М.М. Пе-ретятковича утверждается мысль о городе как о художественном организме и произведении градостроительного искусства, что придает новое качество общественным паркам, садам и скверам. В обосновании необходимости возрождения «единства общего вида города», «художественного оздоровления», общей красоты города во внимание берется городское озеленение и благоустройство. К примеру, в теоретических трудах Л.Н. Бенуа обращает внимание на связь зданий друг с другом, а также со всеми элементами благоустройства. Среди компонентов городской структуры он отмечает зеленые территории, сады, скверы, бульвары. В самостоятельную проблему градостроителей выделяется забота о выразительности силуэта города, городских групп и панорам, художественной организации больших пространств. Мировоззренческо-эстетические взгляды конца XIX — начала XX в., связь градостроительной теории с эстетикой модерна привели к пониманию облагораживающего воздействия «города как художественно выразительного целого на нравственность и нравы» [1, с. 138].

Взаимосвязь архитектуры и природы исторически обусловлена. Современные темпы урбанизации таят в себе опасность разрушения историко-ландшафтного наследия. Очевидны задачи не только ландшафтной архитектуры, но и ландшафтные проблемы архитектуры, градостроительной практики в целом. Ландшафтное окружение, красота естественных пейзажей всегда

вызывают положительную реакцию людей, что очень важно для гуманизации городской среды, воспитывающей человека. В 1990-е годы возникла проблема охраны ландшафтов в ближайшем окружении городов в связи с расширением коттеджно-дачного строительства. Так, в Барнауле в «нагорной» части в связи с расширением строительства исчезают сосны, вырубается лес, уничтожаются природная красота и «легкие» города. Нарушается гармония человека и ландшафта.

Средовой подход в архитектуре предопределяет решение такой важной проблемы, как нейтрализация последствий урбанизации архитектурно-ландшафтными средствами. Насыщение городов зеленью становится одним из способов гармонизации городского пространства. В современном ландшафтном творчестве одним из приоритетных направлений является строительство так называемых малых садов, что вполне объясняется стремлением человека к созданию комфортных условий в общении с природой. Все большая роль отводится созданию камерных зеленых уголков, придающих мягкость и уют городской среде, где устанавливаются садовые скамейки, устраиваются цветочные композиции, и прохожий может зайти, отдохнуть, прикоснуться к природе. Декоративное садоводство, дизайн занимают здесь главное место. Это обусловливается широким использованием малых форм, скульптурных композиций, декоративного мощения и других элементов внешнего благоустройства. Малые сады появляются возле общественных зданий, новых частных домов, офисов и других учреждений. Композиция камерных садов, их стилевая направленность отличаются большим разнообразием. Однако, по замечанию С.С. Ожегова, качество выполнения часто оставляет желать лучшего [2, с. 221]. Это в свою очередь актуализирует обращение к современным тенденциям ландшафтного дизайна. Методы проектирования ландшафта малого сада близки к задачам организации интерьера, поэтому прорисовка деталей микрорельефа, аранжировка зелени, композиционная обусловленность декоративной пластики и среды сада являются определяющими. Общим принципам проектирования малого сада подчиняются другие небольшие пространства — скверы, бульвары, входные зоны парков, сады внутренних двориков, сады на крышах [3, с. 57].

К специализированным открытым пространствам в городской среде относятся бульвары, протяжение которых обусловлено исторически и композиционно. Традиционно бульвары устраивали на главных магистралях сибирских городов. Исторически преемственны бульвары в планировочной структуре Барнаула, Томска, Омска, Иркутска. Бульвар Московского проспекта в Барнауле получил продолжение в советское время по проспекту им. В.И. Ленина, органично вошел в городскую структуру, долгое время являлся одним из главных зеленых массивов города. В Томске бульвар на проспекте Кирова, заложенный в начале XX века, является частью зеленого полукольца, впервые предложенного генеральным планом 1830 года архитектора В.В. Гесте. В Иркутске памятником озеленения является Александровский сквер на набережной р. Ангары, заложенный по проекту иркутского архитектора В.А. Рассушина. Развитию зеленого строительства в сибирских городах содействовали административные и общественные деятели, губернаторы, архитекторы, жители городов. Имелись «обязательные постановления» губернаторов по озеленению сибирских городов, где предписывалось владельцам частных домов высаживать деревья около

тротуаров, при этом предпочтение отдавалось лиственным деревьям, преимущественно тополям [4]. Бульвары стали неотъемлемой частью городского озеленения, оживленным местом отдыха горожан. И в этом проявление традиции. В контексте современных тенденций ландшафтного искусства архитектурно-ландшафтное решение улиц, бульваров, набережных понимается шире «благоустройства и озеленения», акцент делается на сохранении и максимальном выявлении художественных свойств растительных композиций в синтезе с дизайнерскими компонентами. Однако в градостроительной практике зачастую распространено упрощенное понимание задачи полноценной пространственной среды таких территорий (примером служит расширение транспортной коммуникации проспекта им. В.И. Ленина в г. Барнауле за счет сокращения зеленых насаждений), что приводит к лишению индивидуальности и снижению художественных качеств городской среды и свидетельствует о недостаточной ее комфортности.

Практический опыт современной ландшафтной архитектуры актуализирует поиск новой функциональной и пространственной организации многопрофильного парка. Эти парки устроены по типу парка, известного больше как парк «культуры и отдыха», который на протяжении десятков лет были доминирующим в советском паркостроении. Одной из современных задач, наряду с архитектурно-ландшафтной реконструкцией парков подобного типа, является обновление предметного пространства, обновление стандартного оборудования, оснащение парковой среды художественными компонентами дизайнерского характера. Исследования последних лет в области отечественного и зарубежного садового искусства отражают развитие ландшафтной творческой мысли: «сады новых технологий» (П. Купер), «сады-артефакты» (Е.В. Забелина), сады-экспозиции, сады-инсталляции [5], развитие теории «аттракциона» в ландшафтном дизайне («сочетание несочетаемого», «эффект отражения», «расчет на удивление») [6], сады «оживших сказок», «чудес природы» [2]. На наш взгляд, интересным и целесообразным представляется заимствование подобных приемов создания «игровой ситуации» в зонах массового посещения «многопрофильного» парка. В этом отношении открываются широкие возможности для использования функциональной (игровой) скульптурной пластики, малых форм, «зеленой скульптуры». Поэтому вполне очевидно, что парковые территории г. Барнаула, к примеру, парк Октябрьского района («Изумрудный») и парк Индустриального района («Лесная сказка») требуют обновления предметного наполнения и насыщения декоративными композициями, малыми скульптурными формами в соответствии с требованиями зрительного восприятия и с учетом влияния скульптурных композиций на микрозону парковой среды. Обозначенные нами тенденции в современном ландшафтном творчестве не исчерпывают всех направлений современной ландшафтной мысли, однако ждут своего разрешения в градостроительной практике сибирских городов.

Стремление человека к природе является его биологической и эстетической потребностью. Сады и парки выражают потребность человеческой души в общении с природой в условиях города. По мнению Д.С. Лихачева, «сады и парки создавали своего рода «идеальное» взаимодействие человека и природы», «идеальное» для каждого этапа человеческой истории» [7, с. 175], и садовое искусство есть несомненная часть градостроительной культуры.

Библиографический список

1. Градостроительство России середины XIX — начала XX века: общая характеристика и теорет. проблемы / Рос. акад. архитектуры и строит. наук, Науч.-исслед. ин-т теории архитектуры и градостроительства; [ред.кол.: Е.И. Кириченко и др.]. — М.: Прогресс-Традиция, 2001.— [Кн. 1].

8. Ожегов, С.С. История ландшафтной архитектуры / С.С. Ожегов. — М.: Архитектура-С, 2004.

9. Сычева, А.В. Ландшафтная архитектура / А.В. Сычева. — 2-е изд., испр. — М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век», 2004.

10. Местное самоуправление на Алтае, 1747-1919: Сб. документов / Упр. арх. дела адм. Алт. края [Сост О.Н. Дударева и др.]. — Барнаул, 2003.

11. Забелина, Е.В. Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре / Забелина Е.В.- Архитектура-С, 2005.

12. Сокольская, О.Б. История садово-паркового искусства / О.Б. Сокольская. — М.: ИНФРА-М, 2004.

13. Лихачев, Д.С. Сады и парки / Д.С. Лихачев // Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном. — М.: Дет. лит., 1988.

Статья поступила в редакцию 7.08.08.

УДК 008 + 006.9 + 2

Е.А. Полякова, канд. культурологии, доц. кафедры музееведения и наследия АлтГАКИ, г. Барнаул

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЕЯ И ЦЕРКВИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Рассматриваются проблемы взаимоотношений музеев и церкви в России и анализируются различные точки зрения, высказанные как представителями РПЦ, так и представителями Союза музеев России по поводу создания епархиальных музеев в современных условиях. Проводя аналогию с взаимоотношениями государственных и школьных музеев в 70-х гг. XX века, автор предлагает некоторые способы разрешения указанной проблемы.

Ключевые слова: культурологические проблемы, культура, взаимодействие музея и церкви, епархиальные музеи, Русская Православная Церковь, Союз музеев России, школьные музеи.

Проблема взаимодействия музея и церкви имеет в нашей стране достаточно долгую историю. Национализация государством церковных ценностей после октябрьского переворота значительно пополнила фондовые собрания музеев, которые встали на защиту национального достояния России, и самоотверженно выполняли свои обязанности в течение многих десятилетий. На рубеже ХХ-ХХ1 вв., как показывают материалы сайтов Интернет, отношения между музеями и церковью осложнились конфликтом, возникшим по вопросу реституции памятников православной истории и культуры в лоно церкви. Данная проблема является сложной, но не новой с точки зрения мировой истории. Аналогичные проблемы решались во Франции еще в XIX веке, а в настоящее время значительная часть зарубежных музеев размещается в культовых зданиях, символизируя тем самым единство церкви и государства.

На различных сайтах Интернет заинтересованно обсуждаются вопросы, связанные с конфликтом между музеями и Российской православной церковью (РПЦ). Анализируя различные точки зрения, автор пришел к выводу, что претензии сторон друг к другу не безосновательны. РПЦ старается вернуть себе свое собственное наследие, ранее ей принадлежавшее и носящее для нее особый, сакральный смысл. Действительно, мало кто может опровергнуть утверждение о том, что, например, иконы выглядят наиболее экспрессивными именно в интерьере храмов. Но с другой стороны, спасенное православное наследие, зачастую путем героических усилий музейных работников, нельзя считать только собственностью церкви, оно, скорее всего, является собственностью всей нации. С точки зрения музейных сотрудников, реституция православных памятников может сказаться негативно на их состоянии, так как действующие храмы не способны обеспечить температурно-влажностный и прочие режимы, столь необходимые для их сохранности.

По мнению автора, данный конфликт не является столь уж неразрешимым, хотя и требует значительных усилий с обеих сторон. Существуют уже сейчас прецеденты гармоничного сотрудничества музеев и церкви, результаты которого отражены как в средствах массовой печати, так и на официальных сайтах РПЦ. Так, еще в феврале 2003 года около ста памятников

христианского искусства веков, отражающих

многообразие христианской культуры разных стран, школ и техник исполнения, экспонировались не в простом музее, а в Храме Христа Спасителя [1].

Известны и другие примеры сотрудничества, а в частности опыт работы Государственной Третьяковской галереи и храма святителя Николая в Толмачах. В храме совершаются богослужения, верующие имеют возможность молиться перед чтимыми иконами, но вместе с тем, в него приходят также и посетители Третьяковской галереи — как в один из музейных залов. Таким образом, посетители галереи приобщаются к традициям православия непосредственно в храме, а прихожане, в свою очередь, имеют возможность удовлетворить свои культурно-эстетические потребности (в храме раз в год исполняется «Всенощное бдение» Рахманинова и пр. ) [1].

В отношениях между РПЦ и музеями конфликты возникают по поводу определения прав собственности на религиозные сооружения и предметы культа. По мнению президента Союза музеев России, руководителя Музея Государственный Эрмитаж, М. Пиотровского, контроль над этим процессом должно осуществлять государство. В связи с всевозрастающей актуальностью проблемы, поднимался этот вопрос и на административном уровне. На совместном заседании президиума Союза музеев России и комиссии Общественной палаты была выявлена необходимость сотрудничества церкви и музеев, так как Церковь не может содержать исторические ценности в надлежащем виде без помощи музейных работников, обладающих огромном опытом консервации и реставрации.

Одной из возможностей решения данной проблемы, выявленной автором в процессе исследования, является создание собственно церковных музеев. В нашей стране подобный опыт имеется. Один из крупнейших церковных музеев, храм Христа Спасителя, располагает как стационарной экспозицией, так и многочисленными временными выставками, такими как выставка рождественских вертепов из Италии; богородичных икон со всей страны; экспонатов из музея-заповедника «Кижи» [2].

В начале октября 2007 года, управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Бо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.