Научная статья на тему 'ГОРОДА ЯКУТИИ В XVII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВВ. (типология, значение и особенности быта)'

ГОРОДА ЯКУТИИ В XVII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВВ. (типология, значение и особенности быта) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
825
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОРОДА ЯКУТИИ В XVII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВВ. (типология, значение и особенности быта)»

В

ГОРОДА ЯКУТИИ I - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX (типология, значение и особенности быта)

о) 1Э)

ВВ

Анатолий Игнатьевич Гоголев,

доктор исторических наук, профессор, вице-президент Академии наук Республики Саха (Якутия), заслуженный деятель науки РФ (г. Якутск)

Возникновение городов на Земле связано с эпохой палеометаллов (с рубежа М-Ш тыс. лет до н.э.). Заметную роль города стали играть в странах Древнего Востока, становясь политическими, культурными, культовыми и ремесленно-торговыми центрами ранних городов-государств. Правителями их являлись преимущественно жрецы центральных храмов, объединявших функции первосвященников и верховных правителей (так называемая восточная деспотия). Дальнейшее совершенствование городов происходило в условиях европейской античности (Древняя Греция и Древний Рим) на рубеже 11-1 тыс. лет до н.э. и до середины V в. н.э. (античный город-государство). В этих городских объединениях формировались принципы гражданского общества.

В эпоху господства Римской империи строились города античного типа на завоёванных территориях Европы (так называемые провинции: Англия, Пиренеи, Галлия, Дакия), а на Востоке - Леванте и др. Они становились центрами распространения латинского языка, римской культуры и формирования галло-римского населения. В период становления феодально-средневековой истории Зарубежной Европы (V - X вв.) античные города приходили в упадок, превращаясь в сугубо аграрные поселения.

С Х-Х1 вв. в государствах Западной Европы стали строить города, одновременно возводились феодальные замки, связанные с началом развитого средневековья. Вместе с обновлёнными античными городами (Париж, Марсель, Страсбург, Лондон и др.) они возникали вокруг замков, монастырей, ремесленно-торговых центров, где соединялись торговые

А. И. Гоголев

дороги. Формируясь на землях феодалов, города вели борьбу за получение прав самоуправления (так называемые коммунальные движения). Одной из заметных функций городов являлась культурная. Некоторые из них становились местом формирования первых европейских университетов. Исследователи древнерусских городов считают основной силой, вызывавшей к жизни города на Руси, развитие земледелия и ремесла в период становления феодализма.

Переходя к истории возникновения городов в Якутии, отметим, что таких поселений не было в Восточной Сибири вплоть до начала XVII в., когда она вошла в состав Русского феодального государства. Причинами этого являлись, во-первых, отсутствие соответствующей политической и общественно-экономической потребности, во-вторых, малонаселённость территории Сибири в те времена.

Административно-военным и культурно-экономическим центром Якутского уезда в XVII в. стал г. Якутск, основой которого являлся Ленский острог, поставленный в 1632 г. Это определили многие историки Якутии (П. П. Явловский, Ф. Г. Сафронов, П. П. Петров, А. Н. Дьячкова и др.).

Воевода Ф. Бибиков в 1678 г. разделил посад на четыре участка-слободы: к югу от крепости-острога за лугом должны были строиться дети боярские и прочие служилые люди; к юго-западу - торговые люди с лавками; к юго-востоку - старообрядцы; к северу, в сторону монастырской оградки, - прочие ссыльные. Между тем крепость (т. е. «якутский кремль»), находившаяся в центре «жилетских

Якутск в начале XVIII в. Картина И. В. Попова

(https://foto-history.livejournal.com/24377.html)

дворов», часто затоплялась во время весенних разливов. Поэтому в июне 1681 г с помощью специально присланных из других сибирских городов плотников начали «рубить» новый город. Его строительство закончилось в 1683 г Он стал представлять собой четырёхугольник площадью 3600 кв. саженей, окружённый мощными бревенчатыми стенами. В стенах было воздвигнуто по 8 башен. В 1686 г. была перенесена часть старого посада. Город укрепили «стоячей» стеной, окружающей его со всех сторон. К концу XVII в. в нём проживало примерно 1300 человек. Город рос медленно. В конце XVIII века в нём насчитывалось лишь 2500, в 1854 г - 2805 жителей. Город по-прежнему оставался преимущественно служило-чиновничьим. В 1862 г в черте города проживало уже 5649 человек, из них якутов - 2081. Среди русского населения были дворяне, духовенство, казаки, купцы, мещане, почётные граждане, крестьяне [1]. Самым многочисленным слоем, как и везде в городах России, были мещане, которые занимались мелкой торговлей и ремеслом. В середине XIX века в Якутске, как и во всех других городах Евразии, было много ремесленников: хлебники-пекари, булочники, пряничники, мясники, портные, сапожники, печники, папиросники, медники, кузнецы и прочие.

Возвращаясь из экспедиции в арктической зоне, тогда молодой лейтенант флота барон Ф. П. Врангель в 1824 г. посетил Якутск и оставил следующее воспоминание: «...старый деревянный острог разломали и из уцелевших в нём годных брёвен построили дом для клуба. Здесь нашёл я освещённую залу, буфет... бильярд, комнату для карточных игр и прочее. По праздникам здесь обедают, танцуют, а иногда зал превращается в театр... В наше время давали тут оперу "Мельник". Артистами были молодые казаки и играли весьма порядочно...» [2, с. 79].

Якутск середины XIX в. описывается современниками следующим образом: «.по правую сторону

Монастырских храмов, на южной стороне, находится большая и красивая деревянная часовня... Коренные русские из Вологды, Архангельска и Новгорода, наречие - вологодское... Праздновали Новгородской иконе знаменитой Божией Матери... Но сейчас большей частью говорят по-якутски и плохо владеют русским языком» [2, с. 79]. Д. П. Давыдов, родственник знаменитого героя Отечественной войны 1812 г. Дениса Давыдова и автор песни «Священный Байкал», известный сибирский (иркутский) поэт, живший продолжительное время в Якутске, так описывал городской быт этого времени: «Сибирский цветок мой (дочь купца - А. Г.) прекрасно говорила по-якутски, и мы часто вели разговор на этом мелодичном языке, заменявшем в 6 тыс. верстах от Петербурга язык В. Гюго и Ламартина» [2, с. 79].

В 1783 г. Якутская провинция Иркутской губернии была преобразована в область этой же губернии. Бывшие комиссарства переименовались в уезды. Их было пять: Якутский, Олёкминский, Оленский (Вилюйский), Жиганский и Зашиверский. Во главе уездов стояли земские исправники. Центры уездов были названы городами. Следует отметить, что такие административные преобразования происходили по всей Российской империи. Так, в Костромской губернии по указу Екатерины II маленькое поселение на р. Ветлуга, состоящее из 11 изб (с населением 50 человек), было преобразовано в уездный центр со своим гербом.

В 1803 - 1805 гг. в Якутии появились два новых уезда - Среднеколымский (вместо Зашиверского) и Верхоянский (вместо прежнего Жиганского). В 1822 г. после Сибирской реформы графа М. М. Сперанского все уездные якутские города были переименованы в окружные центры. Так, историческим предшественником

Вид на Большую улицу в Якутске. Начало XX в.

(http://archivesakha.ru/?page_id=5824)

г. Вилюйска является Оленск, находившийся на территории Верхневилюй-ского зимовья, основанного в 1634 г. в устье р. Тюкян, впадающей в р. Вилюй. В 1770 г это зимовье перенесли в местность Оленск (як. ©легнях), расположенную на правом берегу реки, в 16 км ниже современного Верхневилюйска. В 1783 г. поселение было объявлено центром Оленского уезда и переведено в разряд городов. В 1804 г этот город упразднили. Данное место до недавнего времени носило название «Остуорас анна» (як. слово «остуорас» - от рус. «острожек»).

В 1828 г окружная администрация была переведена из Верхневилюйска в г. Вилюйск. Когда и при каких обстоятельствах было построено основание этого города, известно мало. По сообщению Г А. Попова, он был построен в конце XVIII в. чиновником из Украины Е. Ф. Рамодиным (якобы по распоряжению Екатерины Великой). Город строили ссыльные, участники пугачёвского восстания (казаки с Урала и башкиры). В 1835 г. в нём проживало 152 человека, главным образом чиновники, духовенство, казаки и якуты.

Основанием другого якутского города Верхоянска послужило одноимённое зимовье, поставленное в 1638 г. на левом берегу среднего течения р. Яны, напротив современного Верхоянска. В 1805 г. в связи с образованием Верхоянского уезда его стали считать городом, а в 1822 г. - центром обширного Верхоянского уезда. В 1835 г. в нём проживало 329 мещан и 111 приписанных к городу государственных крестьян из низовьев северных рек. Но в условиях очень низкой плотности населения уезда мещане и крестьяне преимущественно жили в тундре, главным образом в низовьях р. Индигирки (в селениях Русского устья) и в низовьях р. Яны (в Казачьем и Усть-Янске), поэтому русские были прописаны к Верхоянску, когда он был перевёден в разряд городов Российской империи. В городе в начале второй половины XIX в. проживало всего 150 человек [3, 4].

Ясачный острожек Средне-Колымск был основан в 1643 г. под руководством казака М. Москвитина. С 1803 г. он стал центром Колымского уезда, в 1822 г. - Колымского округа. В этом же году в нём проживало 440 жителей, преимущественно русские казаки.

Вид г. Вилюйска со старого собора. Начало ХХ в.

(http://archivesakha.ru/?page_id=5828)

Панорама г. Вилюйска. Начало ХХ в.

(http://vilyisk.cerkov. ru/vilyujsk-pravoslavnyj/)

Город Верхоянск, вид на Благовещенскую церковь, 1917 г.

(http://archivesakha.ru/?pagejd=5830)

Вид Средне-Колымского острога и реки Колымы вниз по оной.

К. Ческий. Гоавюра из книги «Атлас карт и рисунков к путешествию в Северо-Восточную часть России и на острова северной части Тихого океана флота капитана Г. Сарычева». СПб., 1802 г. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Среднеколымск)

Основными видами их служебных занятий были сбор ясака, подушных денег и отправка казны в места назначения, несение гарнизонной службы. В конце XIX в. округ стал форпостом торговли и экономического центра Северо-Восточной Сибири, в дальнейшем связанным с Русским Дальним Востоком и Северной Америкой вплоть до конца 1860-х годов. В советское время, с 1930 г., город стал центром одноименного района. До 1920-х годов Средне-Колымск имел герб с изображением мамонта [5].

К моменту образования Верхоянского округа город был так же, как и Средне-Колымск, одновременно и улусным центром, поэтому здесь размещалась инородческая управа во главе с выборным улусным головой. Город в это время был разделён, как и европейский Будапешт, на две части: духовные и торговые заведения находились на правом берегу р. Яны. Сюда же постепенно стали переселяться многие горожане. Административная часть города размещались на левом берегу, т. е. здесь жили, в основном, семьи чиновников и казачьей команды. Но в 1824 г. окружное управление перенесли на правый берег. Тогда же в городе проживали 12 лиц духовенского звания, 6 чиновников, 197 мещан [3].

В отличие от центральных российских городов, функции полиции в округах осуществляли казачьи команды. В Верхоянске такая команда образовалась из состава третьей сотни Якутского пешего казачьего полка (18 - 27 человек) во главе с пятидесятником. Согласно «Положению» М. Сперанского (1822 г.), казаки имели 15 десятин сенокосных участков. Постепенно казачьи фамилии Баишевых, Колмогоровых, Жирковых и других

ассимилировались, поскольку казаки вступали в брак с якутами.

По материалам Первой всероссийской переписи, в Верхоянске проживало 354 человека, из них дворян - 10, представителей духовенства - 7, мещан - 18, крестьян - 3, казаков - 68 и якутов - 248. На 1 января 1917 г. в городе проживало уже 470 человек, т. е. после предыдущей переписи население увеличилось на 116 человек. Прирост населения города в среднем составлял до 6 человек в год [3]. Основными хозяйственными занятиями его жителей являлись скотоводство, охотничий промысел, рыболовство, огородничество, ремесло и торговля. В начале ХХ века в Верхоянске было 183 лошади, 336 коров и 300 - 320 ездовых оленей. Население также занималось добычей мамонтовой кости. В штате города имелись должности участкового врача, врача для командировок, трёх фельдшеров, акушера [3].

После основания в 1635 г. Ленского острога сотник П. И. Бекетов построил с казаками Олёкминскую крепость. Отсюда до основного острога - Ленского - на конях доезжали за 10 дней, на судне - за две недели. В дальнейшем, при правлении Екатерины Великой, Олёкминск, как центр комиссарства, получил статус города с гербом и по численности населения занимал второе место после Якутска. В 1812 г. в городе открылось уездное начальное училище, в котором сначала учились в основном якуты (10 детей из 16) [6]. По реформе М. М. Сперанского в 1822 г. Олёкминск был отнесён к

Символ полюса холода - «Бык зимы», г. Верхоянск

(https://ru.wikipedia.org/wiki/Верхоянск)

Город Олёкминск на реке Лене.

Литография с рисунка А. Немировского, 1844 (http^J/archivesakha.ш/?pageJd=5826)

разряду «малолюдных», поэтому в нём отсутствовали органы городского самоуправления. В 1854 г там находился 91 частный дом, 2 казённых, 11 торговых лавок, 1 церковь, почта, богадельня. В городе проживало около 300 человек. В 1911 г. в Олёкминске было 47 дворян и чиновников, 20 служителей церкви, 56 торговцев, 153 казака, 650 крестьян, 344 ссыльно-переселенца, 122 татара и якута, но не было мещан [6].

Малочисленные ремесленники, в основном, обслуживали крестьянские хозяйства. Так, в 1895 г. в городе было по 4 портных и сапожника, 6 кузнецов, 8 столяров, 22 плотника, 10 кирпичников, 8 пильщиков, изготовлявших доски, 5 печников, 1 шорник и 2 мясника. В крестьянских селениях работали мукомольни, конные и водяные мельницы. В частности, в с. Спасском скопцы возвели 12 мельниц. В начале ХХ века в округе имелись 3 водяных, 2 паровых, 24 конных, 10 водяных мельниц и 3 круподёрна. По переписи 1917 г., в Олёкминске было 604 головы крупного рогатого скота и 588 лошадей. Летом здесь проходили торги, и город являлся перевалочным пунктом торговли Вилюйского региона с золотоносными Бодайбинскими приисками.

В 1897 г. в Олёкминском округе проживало 15 тыс. 135 человек. Из них 2560 занимались лесным промыслом, 891 - строительными работами, 291 -обработкой металлов, 172 - администрированием, 264 получали казённое пособие [7].

Особое место в истории г. Олёк-минска, так же как и других городов Якутии, занимали ссыльные переселенцы. Так, из числа участников Польского восстания в 1860-х годах в городе проживало 19 ссыльных поляков, а с 1870-х годов - ссыльные народники и

социал-демократы. Среди них - будущий председатель Петроградской ЧК большевик М. Урицкий, старший брат эсера Б. Савинкова. Первые скопцы, поднявшие сельское хозяйство округа, прибыли сюда в 1861 г. [7, с. 38].

К числу известных женщин Олёк-минска относится Федора Корнилова, дочь первого якутского композитора Ф. Корнилова. Она в 1925 г. окончила юридический факультет МГУ В 1930 г. была назначена председателем ЦК профсоюзов работников Прокуратуры и Верховного суда СССР, затем работала в Коминтерне. Вышла замуж за венгерского коммуниста М. Ракоши, который с 1944 г. возглавил Венгерскую демократическую республику. г- В Олёкминске родились такие из-

вестные люди, как: горняк, кавалер пяти орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, академик АН СССР (с 1934 г.) А. А. Скочинский; космофизик, академик РАН Г. Ф. Крымский; профессор М. Ф. Габышев (с. Юнгюр); кавалер двух орденов Красного Знамени Л. Котельников; профессор Военной академии им. М. В. Фрунзе, генерал-майор А. И. Кузьмин; профессор, доктор физ.-матем. наук И. Н. Кульбертинов; Герой Советского Союза, знаменитый снайпер И. Жерусов; подполковник, военный лётчик, один из первых якутов-авиаторов В. И. Кузьмин; Герой Социалистического Труда лётчик Н. К. Барамыгин и др.

Касаясь повседневной бытовой жизни горожан Якутской области с 1822 г., в первую очередь, нужно отметить, что четыре провинциальных (в дальнейшем - окружных) города в основном относились к числу «малонаселённых», оставаясь преимущественно

Современный г. Олёкминск

(http://archivesakha.ru/?pageJd=5826)

административными, а затем - торговыми центрами округов. Развитие ремесла здесь не получило широкого развития. По типологии их, скорее, можно отнести к малонаселённым городам раннего средневековья Европы конца Х - XI вв., являвшихся наследием Римской античности и построенных в эпоху имперского владычества на континентальной части Европы, кроме земель Скандинавии и Восточной Европы, находившихся вне его влияния (за исключением Северного Причерноморья и Крыма).

Повседневный быт якутских городов до начала ХХ в. не сильно отличался от провинциальных русских уездных городов. Городские постройки были, в основном, деревянными. Социальные сословия городов также были близки к общероссийским: дворяне, мещане, священнослужители, частично - крестьяне и инородческие семьи (якутские). Индивидуальный сословный состав, как приводилось выше, в основном соответствовал российским укладам. Отличие заключалось лишь в малочисленности русского городского населения в Якутской области, особенно на Севере, что заставляло их приписывать к мещанскому сословию русскоязычных, проживавших дисперсно в низовьях рек Яны и Индигирки и относящихся к категории крестьянского сословия [8].

Жизнь окружных городов можно обозреть на примере г. Вилюйска, где концентрировались межокружные экономические отношения, особенно между центральными, западными, южными и северо-западными регионами. Так, в 1871 г. Вилюйск, как уточнил один из известных краеведов Западной Якутии Н. С. Миронов, состоял из четырёх улиц [9]. В поселении было 45 домов срубных, 11 якутских юрт и 4 нежилых строения (в том числе Николаевская церковь, казённая кладовка и так называемый тюремный замок, рассчитанный на 20 заключённых). На рубеже веков в городе строились большие дома с декоративными украшениями. Это были купеческие дома братьев Расторгуевых, Харитоновых, Кондакова, Корякина и др.

По хозяйственной переписи 1911 г., как выяснил Н. С. Миронов, в Вилюйске проживало 915 человек: дворяне - 31, представителей духовенства - 5, почётных граждан - 23, купцов - 28, мещан - 35, казаков - 247, русских крестьян - 26, якутов - 425, ссыльных по разным категориям обвинения - 105 [8].

Двое горожан Вилюйска принимали участие в первой мировой войне: М. Хайутанов и Федора Слепцова, выпускница Якутского женского епархиального училища. Она воевала в Галиции, затем в 1917 г. стала бойцом женского батальона смерти, созданного М. Бочкарёвой, тоже

Магазин Н. А. Расторгуева, г. Вилюйск

(http://www.andreidouglas.com/texts/Rothschild/index.html)

из Якутии. Федора погибла в том же году, а М. Хайутанов вернулся и умер на родине в 1935 г. [8].

В начале ХХ века в Вилюйске было несколько крупных купцов (купцы второй гильдии Н. А. Расторгуев, И. Н. Харитонов и др.). Они были в основном выходцами из казачьего сословия. Появились также купцы и из якутов: Н. С. Кондратьев, Г. Н. Охлопков, М. Н. Неустроев, М. Г Туралысов, И. С. Горохов, С. Сергеев-Дулусу. Дворянами были чиновники управления и члены их семей. К вилюйским казакам относились семьи Берёзкиных, Поповых, Сафронеевых, Шипковых, Бубякиных, Маны-киных, Кондаковых, Седалищевых и другие, которые частично смешивались с якутами. В то время якуты составляли большую половину городского населения. Такого положения нигде в Сибири не наблюдалось. Некоторые из них входили в разряд мещан, ремесленников. Так, например, Н. Кондратьев вначале имел плотничью артель. Подавляющее большинство якутов-горожан проживало в юртах [8].

В 1898 г. на пожертвования горожан в городе открылась библиотека. Кроме того, многие состоятельные семьи имели домашние библиотеки. В Новый год в отдельных домах начали украшать ёлки,

Дом купца Гаврила Ивановича Попова, в котором размещался

магазин знаменитой фирмы «Коковин и Басов». Был расположен на пересечении Якутской и Полицейской улиц

г. Вилюйска

(http://www.andreidouglas.com/texts/Vilujsk2007/index.html)

функционировало городское кино, ставились любительские спектакли. В 1908 г. М. Н. Жирков создал струнный оркестр. В начале ХХ века в Вилюйске было три школы. Некоторые выпускники поступали далее в средние и высшие учебные заведения Иркутска, Томска и других российских городов. В частности, И. Л. Кондаков из семьи казаков стал профессором Тартуского университета, одним из создателей синтетического каучука.

По Первой всероссийской переписи населения 1897 г., из 611 жителей Вилюйска 140 человек (96 мужчин, 44 женщины) были грамотными, 5 человек учились в русских университетах, 1 - в высшем Техническом училище (в советское время - им. Баумана), 1 женщина - в среднеспециальном учебном заведении, 10 мальчиков и 6 девочек - в средних школах городов Якутска и Иркутска. В 1910 г. в городе были три церкви, более десятка магазинов и лавок, почта-телеграф, больница с аптекой, ветеринарный пункт, ямской двор, метеорологическая станция. В 1914 г. в учреждениях и богатых домах были установлены телефоны [8].

Вилюйские казаки несли в основном полицейскую службу и по количеству среди жителей занимали второе место после Якутска. Они вступали в тесные связи с якутами и, по свидетельству Н. Г. Чернышевского, «или совсем забыли русский язык, или меньшинство из них, говорит по-русски плохо, и то лишь с посторонним акцентом, а в своих семейных - исключительно по-якутски» [9, с. 15 - 23]. Так было во всех городах Якутской области. За службу казаки от казны получали жалованье деньгами и ежемесячным продуктовым довольствием. После отставки, как в древнеримской армии, им отводились по 10 десятин земли на человека вблизи города для занятия скотоводством и землепашеством (их называли заимками) [8]. Основным занятием русского населения г. Вилюйска было скотоводство, огородничество, хлебопашество и рыболовство.

Многие состоятельные русские горожане отдавали своих детей с рождения кормилицам-якуткам, последние ухаживали за ними 2-3 года и потом возвращали детей родителям. Знатные дамы любили щеголять в якутских нарядах, увлекались якутскими празднествами. По свидетельству Ф. П. Врангеля (в конце первой четверти XIX в.), «даже в высшем кругу общества» было принято говорить по-якутски. «Это обстоятельство, - писал он, - крайне поразило меня».

В Вилюйске места рыбной ловли (так называемые тони) на реке принадлежали казакам. Казачки готовили разные рыбные блюда, даже рыбное тесто. В «вечерках» дамы преимущественно говорили по-якутски: «На святках ходят в масках и якутских женских шубах, украшенных серебром... ставят на дровни лодку и катаются на тройке с водкой, угощениями... вилюйский казак по-русски еле склеит 2-3 фразы и притом с каким-то отчаянно варварским наречием... Лукав, груб, труслив, вынослив, жаден как якут... Самыми богатыми из казаков считаются вилюйские казаки» [2; 10, с. 6].

В первой четверти ХХ в. г. Вилюйск становится вторым культурным центром Якутии после Якутска. Здесь

процветала художественно-музыкальная жизнь. В городе, в административном центре Вилюйского округа, работали будущие известные театральные деятели Якутии - первый якутский композитор М. Н. Жирков, театральный художник и режиссёр Г. М. Туралысов. Тогда же П. Х. Староватов, первый Герой Социалистического Труда в республике, с поэтом А. А. Ивановым-Кюндэ создали краеведческий музей. С 1923-1924 гг. начал развиваться спорт, были сформированы две футбольные команды, существовал каток в зимнее время. Был организован даже пионерский отряд. В 1927 г. открылся кинотеатр, затем - Педучилище им. Н. Г. Чернышевского; построены электростанция, туберкулёзный диспансер, типография; появились районная газета, радио, телефонная станция, парикмахерская; зародилась местная мелкая промышленность в виде швейных, столярных, кузнечных и сапожных цехов. В 1930 г. был организован Детский дом, один из крупнейших в республике, действовала постоянная авиалиния Якутск - Вилюйск, полная средняя школа, т. е. была вся советская социально-экономическая и культурная инфраструктура 1920 - 1930 гг. СССР Во время Великой Отечественной войны из 32 тыс. жителей Вилюйского района было призвано 1500 человек, из них 224 погибли [9].

Монумент вилюйчанам - героям Советского Союза. Установлен 9 мая 1995 г.

Таким образом, основы городов Якутии возникли в эпоху позднего средневековья в виде русских форпостов (острогов). Исключение составлял Якутск, сформировавшийся в город (уездный центр) в первой половине XVII в. Только после Сибирской реформы графа М. М. Сперанского и во время правления императора Александра Первого фактически были созданы города в связи с разделением Якутской области на 5 округов. Следовательно, основой возникновения окружных городов являлся государственно-административный подход.

Города, по положению уставов реформы 1822 г., относились, как отмечалось выше, к числу «малонаселённых». Притом такое низшее положение в системе городов России было характерно для мест проживания аборигенного населения, живущего в условиях присоединения к Русскому государству, со среднего бассейна Волги - на западе до берегов Северо-Восточного побережья Тихого океана - на востоке.

С другой стороны, окружные города Якутии стали центрами этнокультурных контактов между аборигенами-якутами и европеоидным населением, состоящим из русских, украинцев, поляков, евреев, башкир, татар, единичных представителей народов Кавказа. Это заметно повлияло на антропологические особенности современных якутов. Со второй половины XIX в. города Якутии начали функционировать как полноценные города, постепенно становясь центрами торговли, ремесла, а с начала ХХ в. - культурными центрами, благодаря большей частью политссыльным. И всё-таки подавляющее большинство жителей в городах Якутии составляли якуты.

В отличие от городов, в первую очередь, Европы, города Якутии с малочисленным населением фактически не стали центрами первоначального накопления капитала для перехода в раннюю стадию индустриального общества в России. Тем не менее отдельные элементы

эпохи перехода от феодализма к раннему капиталистическому строю, в частности, в виде появления торгового капитала, наблюдались в городах Якутии. Но в отличие от городов европейской России, здесь не было организовано мануфактурное производство. Причинами стали, во-первых, малочисленность населения Якутии того времени, во-вторых, социально-экономическая отсталость области, которая не способствовала появлению инфраструктур, необходимых для дальнейшего перехода к Новому времени, когда основную роль в Европе стали играть города.

Список литературы

1. Явловский, П. П. Летопись города Якутска от основания его до настоящего времени. Т. 2. (1801 -1914 гг.) / П. П. Явловский. - Якутск, 2004.

2. Гоголев, А. И. История Якутии : уч. пособие / А. И. Гоголев. - 3-е изд. - Якутск, 2016. - С. 79; с. 120.

3. Верхоянский улус (район). - Якутск, 2016. -С. 156.

4. Город Верхоянск - Полюс Холода Северного полушария. - Якутск, 2015.

5. Среднеколымский улус : история, культура, фольклор. - Якутск, 2000. - С. 6.

6. Олёкминский улус : история, культура, фольклор. - Якутск, 2005. - С. 24.

7. Моя земля - моя Олёкма. Олёкминск - Хабаровск. - М., 2010. - С. 38.

8. Миронов, Н. С. Г. Вилюйск за четыре века (летопись Вилюйского улуса) / Н. С. Миронов. - Якутск, 2012. - С. 92-95; 97-98.

9. Миронов Н. С. Г. Вилюйск (социализм и современность). - Якутск, 2009. - С. 15-23.

10. Восточное обозрение. - 1885. - № 14. - С. 6.

11. Город Вилюйск. Кн. 2. Социализм и современность : 1923 - 2008. - Якутск, 2009.

ххвът тумш

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА

БОРЬБЫ ЗА ПРИРОДУ

СЕДОГО ДРЕВНЕГО

ВИЛЮЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Архипов, Никита Деевич. Четверть века борьбы за природу седого древнего Вилюя / Н. Д. Архипов. - Якутск, 2015. - 144 с.

Книга посвящена прежде почти запретной в нашей стране, а ныне ставшей актуальной в связи с очевидным экологическим кризисом планетарного масштаба, теме беспристрастного и правдивого освещения истории общественного экологического движения в отдельно взятом регионе Якутии - бассейне р. Вилюй.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.