Научная статья на тему 'Город в осаде (проблемы формирования крупных торговых комплексов в современной градостроительной практике на примере Екатеринбурга)'

Город в осаде (проблемы формирования крупных торговых комплексов в современной градостроительной практике на примере Екатеринбурга) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Воронцова Д. С.

В качестве основных проблем, проявляющихся в современной архитектурной и градостроительной практике, автор статьи называет бессистемность и неравномерность развития городских территорий, устаревшие подходы к проектированию, административно-политический курс городских властей и предлагает для более успешного их решения проектировать для крупных городов объемную модель будущей застройки. Это способствовало бы разрешению всего круга существующих противоречий и явилось бы основой для формирования городской среды в целом, включая и торговые комплексы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Город в осаде (проблемы формирования крупных торговых комплексов в современной градостроительной практике на примере Екатеринбурга)»

L.S. ROMANOVA, D.F. ANFINOGENOV, O.G. LITVINOVA

TUNGUSSKIY METEORITE AND TRACES LEFT BY IT IN HUMAN MEMORY

The article is devoted to correlation of a person and biosphere on modem stage of the evolution of society on the basis of investigation of territory in Krasnoyarsk area (Russia), which in 1908 was subjected to the influence of Tungusskoy catastrophes. The article covers the broad spectrum of the questions, in accordance with this event. Tungusskiy meteorite has left the bright trace not only on the planet body, but also in culture of mankind. The materials of Russian scientists, natural studies of historian-cultural objects on the territory of Evenkii are used here. The calculations and offers of the authors are based on normative-legal acts of RF, taking into account the domestic and foreign experience on conservation of the cultural heritage.

УДК 72.01

Д. С. ВОРОНЦОВА, аспирант,

УралГАХА, Екатеринбург

ГОРОД В ОСАДЕ (ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРУПНЫХ ТОРГОВЫХ КОМПЛЕКСОВ В СОВРЕМЕННОЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ НА ПРИМЕРЕ ЕКАТЕРИНБУРГА)

В качестве основных проблем, проявляющихся в современной архитектурной и градостроительной практике, автор статьи называет бессистемность и неравномерность развития городских территорий, устаревшие подходы к проектированию, административно-политический курс городских властей и предлагает для более успешного их решения проектировать для крупных городов объемную модель будущей застройки. Это способствовало бы разрешению всего круга существующих противоречий и явилось бы основой для формирования городской среды в целом, включая и торговые комплексы.

Значительные темпы роста современных российских городов требуют переосмысления подходов к формированию крупных общественных комплексов, внедряемых в их структуру, а существующие застройки нуждаются в реконструкции. Зданиям ХХ1 века необходимо придавать современный облик, заботиться об их функциональном удобстве, о качественном благоустройстве прилегающих к ним территорий. Но, к сожалению, современную практику развития крупных городов не всегда можно признать вполне удачной.

Бурно заполняющиеся строительные площадки Екатеринбурга - одного из крупнейших городов России, устремленных в будущее, не всегда являются примером удачной реконструкции постсоветского города. Крупный индустриальный центр в прошлом не становится в полной мере культурным и деловым городом в настоящем. Результаты строительства последних двух десятилетий довольно часто демонстрируют низкое качество современной городской архитектуры: новые многофункциональные и крупномасштабные здания не имеют

© Д. С. Воронцова, 2008

элегантного облика, не обеспечиваются в нужной степени парковками, их территории не благоустроены, дорожно-транспортная сеть не выдерживает нагрузок, связанных с появлением новых крупных объектов. Среди причин такого бедственного положения можно назвать следующие: неравномерность освоения городских пространств, однобокие и устаревшие подходы к формированию типологической структуры и в целом к проектированию городских комплексов, не «взвешенная» политика в области архитектуры.

Неравномерность освоения территорий проявляется в двух аспектах: территориальном и типологическом. Территориальный аспект заключается в том, что реконструируется и застраивается новыми зданиями преимущественно центр города. Периферийные зоны остаются практически не изменяемыми и менее благоустроенными, отстающими от современной жизни. Эксплуатируются в основном территории, исторически сложившиеся и утвердившие свою привлекательность, а включение в культурный контекст новых земель не ведется. В результате центр города делается все более затесненным. Таким образом, Екатеринбург с годами не становится комфортным для проживания ни в центральном, ни в периферийных районах.

Типологический аспект проблемы проявляется в том, что в городе получают развитие преимущественно торгово-деловые и торгово-развлекательные центры и в меньшей степени - жилые и общественно-культурные комплексы. Без должного внимания остаются проблемы формирования ландшафтных комплексов. Не реконструируются дорожно-транспортная сеть и транспортные сооружения.

Неравномерность развития городских пространств усугубляется отсутствием современного благоустройства даже перед особо популярными общественными центрами, например, одним из крупнейших в городе торговоразвлекательных центров «Екатерининский» (рис. 1). Участок перед ТРЦ не приспособлен для комфортного пребывания посетителей и не имеет респектабельного вида.

Рис. 1. Торгово-развлекательный центр «Екатерининский» в Екатеринбурге по ул. Щербакова

К сожалению, понимание необходимости должного благоустройства участков перед вновь возводимыми общественными комплексами отсутствует не только у заказчиков подобных сооружений, но и у представителей городской администрации.

Если обратиться к западному опыту роста крупных городов, то он демонстрирует примеры, достойные подражания. Реконструкция Берлина начиналась с подробного градостроительного анализа всего города. Причем речь шла не только о планировочных схемах формирования отдельных территорий, но и о будущем эстетическом состоянии города: «Если нельзя сделать так, чтобы построенное здание снова быстро исчезло из поля зрения, как только оно наскучило, нужно найти новое качество, которое не утомляет и не является данью моде. Этим «новым» может быть лишь эстетика простоты, ясности, покоя» [1]. Необходимо также учитывать семантическую память горожан: «Эта память связана с градостроительным масштабом, т. е. с тем специфическим «измерением» города, для которого типология и общая структура городской ткани являются более значимыми, чем индивидуальные особенности составляющих город зданий» [2].

Рис. 2 демонстрирует, что формообразование отдельных зданий подчинено общей градостроительной композиции, несмотря на разнообразие архитектурных приемов, присутствующих в каждом из комплексов.

Рис. 2. Квартал Daimler-Benz в Берлине [3]

О. Боигас, один из авторов реконструкции Барселоны, высказал следующее мнение: «По всей Европе в течение этих последних тридцати лет генеральные планы обосновывали разложение городов, отсутствие у них социальной и физической цельности, их распад на отдельные гетто и прокладывали путь криминальной спекуляции незастроенной землей» [4]. Автор данного высказывания справедливо предлагает иной метод планирования города и создания объемной архитектуры: проектировать не плоские генпланы, а объемные структуры города, «квартал за кварталом», создавая гармоничное целое. Более детальное объемное моделирование на начальных этапах проектирования, предваряющее утверждение генеральных планов городов, позволило бы наглядно демонстрировать проектируемые объекты и профессионально утверждать правомерность их будущего существования. Такими методами проектирования могла бы решаться проблема обеспечения эстетического качества архитектуры, а не только её функционального содержания и конструктивных параметров. Подробная разработка на основе генерального плана объемных макетов или трехмерных моделей всего города, к сожалению, отсутствует в современной архитектурной практике Екатеринбурга. В связи с этим следует признать, что существующая методика утверждения проектируемых в городе архитектурных объектов и их последующей разработки является устаревшей. При рассмотрении генеральных планов будущих объектов учитываются лишь габаритные параметры здания и соблюдение градостроительных норм. Объемно-пространственное решение будущего объекта не рассматривается на стадии отведения участка и разрабатывается в дальнейшем на основе «плоского» фрагмента генплана, зачастую без особого внимания к окружающей архитектурной среде.

Следующая проблема урбанизации Екатеринбурга связана с политикой в области архитектуры, проводимой городскими властями. Последовательная отлаженная трансформация города в современный культурный центр может быть осуществлена на основе соответствующей идеологии, особых конкурсных программ, определяющих контуры будущего строительства, подкрепленных научно-теоретическими выкладками, а не опирающихся на субъективные мнения отдельных представителей городской администрации. В разные эпохи и в разных культурах существовали особые требования к городской среде, направленные на обеспечение комфортного пребывания человека в ней. А.И. Каплун в своей книге «Стиль и архитектура» [5] предлагает искать новые возможности реализации фундаментального понятия «стиль», преобразуя эпохальные характеристики стиля в индивидуальный художественный язык, отвечающий требованиям времени. В современной трактовке в качестве основы для формирования индивидуального художественного стиля стоило бы подразумевать региональные, национальные, климатические факторы, влияющие на формообразование.

К. Линч, автор книги «Образ города», предлагает формировать символическую среду, обеспечивающую визуальные ориентиры, защищенность человека, эмоциональную и смысловую доступность города [6].

К. Зитте, сформулировавший «Художественные основы градостроительства» [7], рассматривает в качестве основы градостроительства создание городской среды, отвечающей масштабу личности человека. В современном

Екатеринбурге политика в области архитектуры не опирается на какой-либо общепризнанный идеологический курс, который был бы основан на региональных, исторических, экономических или иных значимых для города факторах. В результате отсутствия четкого курса развития и реконструкции архитектурная жизнь Екатеринбурга остается малопонятной, оторванной от городского культурного контекста. Решения, касающиеся принципиальных вопросов архитектурной практики, принимаются спонтанно и, как правило, скрыты от общественности. Новые постройки возникают лишь как неизбежный факт - без конкурсных проработок и широкого обсуждения.

В таких условиях обновления города архитекторам-практикам достаточно сложно реализовывать индивидуальные творческие замыслы. Препятствия, возникающие при проектировании, согласовании, строительстве даже таких наиболее популярных и востребованных объектов архитектуры, как торговые и торгово-развлекательные центры, провоцируют появление целого ряда видимых проблем. К числу наиболее острых относятся: «нестыковка» внешнего облика торгово-развлекательных комплексов с семантическими ценностями самого города; недостаточное внимание к качеству архитектурно -художественных решений зданий со стороны заказчика вследствие привычки воспринимать здание как типовое функциональное сооружение, а не как объект культуры; отсутствие общепризнанных критериев, определяющих эстетическую ценность новостроек. В результате архитектурный облик ряда современных и модных объектов воспринимается как достаточно агрессивный. Таким образом, современные бюрократические структуры города не в полной мере обеспечивают условия для появления архитектуры, обладающей культурным первенством, не требуют поддержания такого качественного уровня, который был задан существующими зданиями в Екатеринбурге. Все более популярными становятся заимствованные архитектурные решения, механически перенесенные в другой контекст приемы. Вследствие влияния рассмотренных факторов и, в особенности, отсутствия объемной модели города как документа, определяющего развитие всей городской структуры, появляются неуместные в конкретной городской среде здания. Архитекторы в подобных случаях вынуждены идти на поводу у заказчика, не имея возможности ссылаться на профессиональные документы, определяющие эстетический облик города. Примеров необдуманного формообразования торговых и торговоразвлекательных центров (и многих других типов зданий) в городе достаточно много. Среди них не является исключением бизнес-центр «Антей» (рис. 3).

Здание, задуманное как высотное, не может соперничать с американским небоскребом из-за дешевизны исполнения, из-за неудачных пропорций (слишком малой высоты при его ширине), из-за отсутствия фешенебельных интерьеров. Судя по всему, заказчика не беспокоило, каким будет качество здания, размещенного в центре города. Основной критерий решения внутренних пространств в «Антее» - максимальное использование площадей (рис. 4). Композиция фойе не носит цельного характера, не создает визуальных ориентиров, не демонстрирует необычных интерьерных пространств, представляя собой бессистемно декорированную замкнутую ячейку.

Рис. 3. Бизнес-центр «Антей» в Екатеринбурге по ул. Красноармейской

В результате такого равнодушия в центре города ХХ1 века, насыщенного памятниками конструктивизма и неоклассики, появилось здание, не отвечающее качественным требованиям современной архитектуры. С появлением таких городских доминант начинается невнимание к облику всего окружающего пространства. Таким образом, архитекторы, городская администрация, утвердившие данный проект, необдуманно внесли элементы хаоса в сложившуюся архитектурную среду города. Следствием этого факта могут оказаться такие же необдуманные последующие решения архитектурных объектов.

Рис. 4. Фрагмент интерьера бизнес-центра «Антей». Фойе

Чтобы облик Екатеринбурга стал более современным, гуманистичным и соответствующим лучшим зарубежным и отечественным образцам, следует проводить системные исследования закономерностей появления новых типологических объектов, в том числе и торгово-развлекательных комплексов, и способах их деликатного внедрения в городской порядок. Глубокий анализ, который не ограничивался бы относительно кратковременными экономическими прогнозами, а опирался на урбанистическую целесообразность и архи-

тектурную элегантность, помог бы создать наиболее эффектные эстетические решения как общественных центров, так и других архитектурных объектов. Одним из результатов такого подхода могла бы стать достаточно детально разработанная объемная модель города, в которой можно было бы наглядно не только демонстрировать объемные решения целых кварталов города, но и закладывать основы их благоустройства.

Проблемы архитектуры невозможно решить только лишь средствами самой архитектуры, так как основа этих проблем лежит далеко за её пределами -в самом обществе. Отсталость методов проектирования связана с недостатком научной и теоретической базы, с отсутствием новых требований к проектировщикам. Государственная политика лишь отчасти отвечает требованиям общества, но, к сожалению, в современной ситуации властям выгодно не иметь подробных архитектурно-планировочных разработок реконструируемых городских территорий. Это дает возможность реализации интересов отдельных застройщиков, не всегда совпадающих с интересами городского сообщества. Коммерциализация строительства как самоцель подкреплена маркетинговыми исследованиями, бизнес-планами, не учитывающими культурно-этических факторов и моральной долговечности зданий. Сегодняшнего заказчика объекта архитектуры вполне устраивает примитивный по своему виду и техническому исполнению комплекс, его даже не смутит похожесть собственного здания на здание конкурента, так как сам он воспитан на типовом строительстве (рис. 5). Этот торговый центр не имеет замысла, соответствующего художественным или эстетическим тенденциям современной архитектуры.

Рис. 5. Главный терминал торгового комплекса КОР в Екатеринбурге по ул. Высоцкого

Такое положение вещей можно объяснить отсутствием подлинной конкуренции в сфере архитектуры, поскольку проектирование многих значимых объектов не имеет конкурсной основы. К сожалению, в городе нет ни одного современного комплекса, выполненного на подлинно высоком качественном уровне, который побуждал бы потенциальных заказчиков подтягиваться к данному уровню.

В качестве общего вывода следует отметить, что объект архитектуры наследует и отражает все общественные, социальные, экономические и политические проблемы, но в то же время качественная интеллектуальная архитектура может способствовать устранению ряда проблем современного общества и современных городов.

Библиографический список

1. Мёйзер, Ф. Поиск формы / Ф. Мёйзер // Проект International № 3. - 2002. - C. 45.

2. Мёйзер, Ф. Поиск формы / Ф. Мёйзер // Проект International № 3. - 2002. - С. 75.

3. Мёйзер, Ф. Поиск формы / Ф. Мёйзер // Проект International № 3. - 2002. - C. 49.

4. Боигас, О. Десять тезисов методологии градостроительства / О.Боигас // Проект International № 11. - 2006. - С. 54-56.

5. Линч, К. Образ города / К. Линч; пер. с англ. В.Л. Глазычева; под ред. А.В. Икон-

никова. - М. : Стройиздат, 1982. - 328 с.

6. Каплун, А.И. Стиль и архитектура / А.И. Каплун; ЦНИИ теории и истории архитектуры. - М. : Стройиздат, 1985. - 232 с.

7. Зитте, К. Художественные основы градостроительства / К. Зитте; пер. с немецкого Я.А. Крастиныша. - М. : Стройиздат, 1993. - 255 с.

D.S. VORONTSZOVA

PROBLEMS OF FORMATION OF GRAND TRADE CENTERS IN MODERN TOWN-PLANNING PRACTICE ON THE EXAMPLE OF EKATERINBURG CITY

The article is devoted to the problemes of modern grand trade centers in Russia cities. Among the main problems the author considers: unsystematic development of the cities, outdated methods of designing and a course of administration activity in the city. The author proposes a new method of designing the 3D graphic model of the city. This model will fix the plan and 3D architectural model in the future.

УДК 72.03 (470.43)

Е.А. СЫСОЕВА, аспирант,

СГАСУ, Самара

ОСОБЕННОСТИ ДЕРЕВЯННОЙ АРХИТЕКТУРЫ САМАРЫ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

В статье рассматривается деревянная архитектура Самары на рубеже XIX - XX вв. Выявлены характерные объёмно-планировочные, конструктивные и декоративностилистические особенности деревянных и смешанных зданий города. Собраны и рассмотрены материалы, касающиеся деревянных домов, выполненных по проектам архитекторов. Использованы материалы Государственного архива Самарской области, БТИ города Самары, натурного исследования ряда деревянных зданий.

В ряде научных исследований последних лет отмечалась уникальность деревянного городского зодчества России в конце XIX - начале XX в. Этот

© Е.А. Сысоева, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.