Научная статья на тему 'Новое строительствои сохранение исторической среды в подгорной части города Тобольска (часть 1)'

Новое строительствои сохранение исторической среды в подгорной части города Тобольска (часть 1) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
407
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ СРЕДА / РЕГЛАМЕНТЫ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕСТА / КЛАССИЦИЗМ / ТИПОВОЙ ПРОЕКТ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО / АНАЛОГ / ПРОТОТИП / ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ / HISTORICAL ENVIRONMENT / REGULATIONS / CONTINUITY OF SPACE / THE CLASSICAL MODEL PROJECT / TYPOLOGICAL FEATURES / WOODEN ARCHITECTURE / ANALOGUE / PROTOTYPE / URBAN LANDSCAPE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Белоусов Алексей Витальевич

В статье рассматривается проблема сохранения исторической среды подгорной части г. Тобольска на современном этапе, в период нового строительства в этой части города. Автор на основе собственной проектной практики и анализа местных архитектурно-исторических и средовых особенностей дает предложения по строительным регламентам и характеру новой застройки для этой городской территории. Белоусов А. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW CONSTRUCTION AND PRESERVATION OF HISTORICAL ENVIRONMENT IN PODGORNY PART OF THE CITY OF TOBOLSK (Part 1)

The problem of preservation of the historical environment of the piedmont of Tobolsk at the present stage, the period of new construction in this part of town. The author based on his own design practices and analysis of local architectural, historic and environmental features provides suggestions for building regulations and the nature of the new building for this urban area

Текст научной работы на тему «Новое строительствои сохранение исторической среды в подгорной части города Тобольска (часть 1)»

УДК 725.94 БЕЛОУСОВ А. В.

Новое строительство и сохранение исторической среды в подгорной части города Тобольска

(Часть 1)

В статье рассматривается проблема сохранения исторической среды подгорной части г. Тобольска на современном этапе, в период нового строительства в этой части города. Автор на основе собственной проектной практики и анализа местных архитектурно-исторических и средовых особенностей дает предложения по строительным регламентам и характеру новой застройки для этой городской территории.

Ключевые слова: историческая среда, регламенты, преемственность места, классицизм, типовой проект, типологические особенности, деревянное зодчество, аналог, прототип, городской ландшафт.

BELOUSOVA. V.

NEW CONSTRUCTION AND PRESERVATION OF HISTORICAL ENVIRONMENT IN PODGORNY PART OF THE CITY OF TOBOLSK (Part 1)

The problem of preservation of the historical environment of the piedmont of Tobolsk at the present stage, the period of new construction in this part of town. The author based on his own design practices and analysis of local architectural, historic and environmental features provides suggestions for building regulations and the nature of the new building for this urban area.

Keywords: historical environment, regulations, continuity of space, the classical model project, typological features, wooden architecture, analogue, prototype, urban landscape.

Белоусов

Алексей

Витальевич

архитектор,

член Союза архитекторов России

e-mail: [email protected]

Активная строительная деятельность в исторических центрах многих российских городов, начавшаяся после Второй мировой войны как восстановление разрушенного, к настоящему времени стала одной из самых сложных и комплексных градостроительных задач. Она включает в себя реставрацию, реконструкцию, сохранение и восстановление старой застройки, благоустройство территории, строительство новых зданий, прокладку инженерных коммуникаций и устройство современных систем жизнеобеспечения. Восстановление и сохранение архитектурно-исторической среды старых городов — это не только архитектурно-строительная, но прежде всего — социальная и культурно-историческая задача.

Сохранение исторически сложившейся городской ткани при наполнении ее современным содержанием ведет к значительному усложнению и удорожанию строительных работ по сравнению с освоением свободных территорий. Стремление советских руководителей строительной отрасли 1960-х гг. упростить ее

решение привело к губительной для городской исторической среды практике, когда наиболее ценные в историко-культурном плане объекты реставрируются и музеефицируются, а их ветхое окружение полностью сносится, освобождая место для нового строительства. Снос такого уникального исторического района, как Заря-дье и строительство на его месте гостиницы «Россия», сооружение высоток на проспекте Калинина в историческом центре Москвы являются красноречивыми примерами.

Только после таких сокрушительных ударов по национальному историческому наследию тема преемственности при реконструкции городских исторических районов приобрела в тогдашнем СССР общегосударственную значимость. Дискуссия вышла за рамки защиты отдельных памятников. Вопрос сохранения историко-архитектурной среды старых городов стал одним из доминирующих в советском градостроительстве.

Д. С. Лихачев ввел в научный оборот термин «культурная экология», подчеркивая, что «культурную экологию не следует сме-

Иллюстрация 2. Новая застройка

по ул. Р. Люксембург. Фото А. В. Белоусова

Иллюстрация 3. Белокаменный Тобольск. Фото А. В. Белоусова

шивать с наукой реставрации и сохранения отдельных памятников. Культурное прошлое нашей страны должно рассматриваться не по частям, как повелось, а в целом... А это значит, что новое строительство должно возможно меньше противостоять старому» [7, 91]. Продолжая эти идеи, М. И. Мильчик указывает: «Ни в какой иной области культуры история не сконцентрирована столь наглядно, как в архитектуре. И вот именно эта уникальная функция как отдельных построек, так и городов в целом оказалась под угрозой» [8, 3]. В наше время эта угроза так-

же существует, хотя и ослабив свою остроту по сравнению с 1960-ми гг.

За последние 40 лет для восстановления историко-архитектурной преемственности в застройке городских исторических районов в теории и на практике сделано достаточно много. Прежде всего, это касается Москвы и Петербурга.

Проблематика эффективного градостроительного освоения исторического центра Москвы с учетом сохранения сложившейся веками городской среды методически проработана в трудах А. Э. Гутно-ва. Разрабатывая средовой подход в градостроительной практике для реконструкции и строительства в историческом центре города, он сформулировал базовый принцип данной деятельности на современном этапе: «Представление об элементе наследия как о музейном экспонате или произведении искусства, которое может быть изолировано от своего исторического контекста, сменяется представлением об исключительности самого этого контекста» [1, 214 ].

Средовой подход прослеживается в проектах для исторической части Москвы таких известных московских архитекторов, как С. Скуратов, А. Скокан, А. Асадов и Ю. Григорян. Организационно важную роль в вопросах застройки исторического центра играет институт Генплана Москвы, чьи регламенты строительной деятельности во многом основываются на средовом подходе. Идеям А. Э. Гутнова, правда, в более широком социально-экологическом смысле, созвучна концепция «преемственности места» К. Линча [2, 203].

Цель данной статьи — на основе средового подхода и концепции «преемственности места» выявить средовые особенности подгорной части г. Тобольска. Это необходимо для формирования регламентной базы нового строительства в исторической части города.

В 2011-2014 гг. автором разработаны проекты многоквартирных жилых домов на двух участках, расположенных в подгорной исторической части г. Тобольска. На начальном этапе работы выяснилось, что требования, прописанные в градостроительных планах земельных участков, носят достаточно общий характер, практически не учитывающий исторической специфики места. Ограничения этажности тремя этажами и требования по посадке здания, обусловленные, прежде всего, пожарной безопасностью и необходимостью прокладки инженерных коммуни-

каций, в полной мере не могут служить регламентами для строительства в историческом центре города. Последние должны быть прописаны значительно подробней и учитывать «исторический дух места».

Авторские рассуждения основываются на почти тридцатилетнем опыте проектной практики в г. Тобольске и идут от понимания и переживания за этот уникальный город. У Тобольска есть историческая память и преемственность. Основные исторические вехи, уроженцев и исторических деятелей этого города Д. И. Менделеева, А. А. Алябьева, П. П. Ершова, С. М. Ремизова, В. Г. Перова,

A. Ф. Кокоринова, Н. В. Никитина,

B. К. Кюхельбекера помнят и чтят. В городской строительной деятельности ситуация не столь однозначна. Активное жилищное строительство последних лет в подгорной части города, особенно по ул. Р. Люксембург, показывает, что у современных застройщиков и контролирующих их городских организаций нет определенного представления об исторической среде города как ценности, достойной сохранения и развития в новом строительстве.

Показателен пример вновь построенных жилых кварталов по ул. Р. Люксембург. Для исторической подгорной части г. Тобольска не органично:

♦ устройство на фасадах жилых домов многочисленных башен со шпилями;

♦ использование при облицовке фасадов лицевой кирпичной кладки трех цветов (белый, желтый, красный);

♦ применение кровельных материалов, по цвету не характерных для исторического Тобольска (при панорамном виде с кремлевского холма это имеет важное средовое значение);

♦ вытянутые в ширину окна, многочисленные остекленные лоджии квартир, вынесенные на уличный фасад;

♦ геометрические размеры жилых кварталов, в 3-4 раза превышающие по масштабу исторически сложившуюся застройку.

Критерии «духа места», как их видит автор, следующие:

1 Соответствие градостроительной традиции данного места, учет окружающей застройки, истории данного места при формировании объемно-планировочного решения. Имеет значение информация о материале основных конструкций, типе

Иллюстрация 4. Женское епархиальное училище (иконописная школа) по ул. Ремизова. Фото А. В. Белоусова

кровли, цветовом и стилистическом решении, основных соотношениях элементов архитектурной композиции.

2 Роль ранее существовавшего объекта в градостроительном окружении: доминирующая (как правило, в исторических городах это культовые сооружения) либо рядовая (объект был вписан в окружающий городской пейзаж по объему, высоте и силуэту). В целом для русской архитектуры, а не только для г. Тобольска характерно бережное отношение к ландшафту, формирование всего города как единого гигантского ансамбля со своими доминантами, акцентами и массой фоновой застройки.

Особенность нынешней ситуации в подгорной части Тобольска состоит в том, что акцентные, доминирующие объекты активно реставрируются либо уже отреставрированы. В то же время не ведется никакой комплексной средовой работы по рядовой жилой застройке. Восстановлены храм Михаила Архангела и церковь Захария и Елизаветы. На ряде других храмов ведутся восстановительные либо подготовительные работы. Вокруг этих сооружений находятся пустыри и разрушенные объекты либо возводятся объекты, не имеющие никакого отношения к исторической среде. До тех пор, пока не будет предложено убедительное в средовом отношении решение по индивидуальной и многоквартирной архитектуре жилой застройки, о «возрождении исторического духа» тобольской «подгоры» говорить невозможно.

3 В исторической застройке особую, можно даже сказать, колоссальную роль в создании «духа места» играют фасадные детали и элементы городской среды.

Разрезка остекления окон, как правило, небольшими участками; пропорции окон — вытянутые по вертикали; наличники со ставнями на окнах первых этажей; пропиль-ная резьба на карнизах деревянных домов; характерные для Тобольска металлические изделия — дымники труб, водосточные воронки, уличные фонари, ворота, ограды — вот что формирует историческую среду вблизи зрителя, на уровне его глаз. Но из того, что воссоздано в последнее время, убедительно смотрятся разве что уличные фонари.

Вид панорамы старинного Тобольска вызывает в сознании образы и ассоциации, связанные, прежде всего, с допетровской Русью. В старой застройке и ландшафте Тобольска есть что-то «сказочное, ершовское». Уточняя впечатления, можно понять, что многие здания города, формирующие этот образ, выполнены в совсем «несказочной», официально-государственной стилистике русского классицизма в его сдержанной, аскетической версии. Автор убежден, что именно следование традициям русской классической архитектуры XVШ-XIX вв. при проектировании новых объектов — это один из путей решения проблемы восстановления исторической среды тобольской «подгоры».

Иллюстрация 5. Жилой квартал в границах улиц Р. Люксембург и Ленина. Фото А. В. Белоусова

Почему авторский выбор составляет классицизм, а не другой, не менее выдающийся стиль, например барокко, замечательных образцов которого в Тобольске, возможно, даже больше, чем классических?

Конец XVIII в. «ознаменовался для Тобольска важными административными реформами, что благоприятно сказалось на дальнейшем его строительстве. В 1782 г. здесь учреждается наместничество с подчинением ему городов Западной Сибири... И в церковных делах Сибири бразды правления по-прежнему держит тобольский Софийский дом, также развернувший в это время свою строительную деятельность. По инерции стиль барокко процветал здесь до 70-х, а то и 80-х гг. XVIII в.» [4, 139].

Вслед за учреждением наместничества в город пришел классицизм — официальный стиль российской государственности в период правления Екатерины II. Первым губернским архитектором Тобольска стал А. Гучев. «Именно ему Тобольск обязан своим совершенным регулярным планом, новыми общественными и жилыми постройками. По поручению градостроительной комиссии Москвы и Петербурга А. Гучев разработал проект перестройки города и его новый генеральный план с четкой сеткой улиц, утвержденный 16 января 1784 г. Екатериной»[4, 139 ].

К наиболее выдающимся городским архитектурным памятникам, выполненным в этой стилистике, относятся, прежде всего, здания гражданского назначения, хотя среди них есть и такое великолепное по архитектурным качествам культовое сооружение, как колокольня тобольского Софийского двора.

Сдержанность и строгость архитектурных решений придает тобольскому классицизму XVШ-XIX вв. северное («нордическое») благородство.

К наиболее достопримечательным объектам классицизма в Тобольске можно отнести: губернаторский дом (дом Куклина) и здание почтамта (дом Северю-кова) по ул. Мира, здание бывшей старой гимназии

Иллюстрация 6. Характерная застройка старого Тобольска — деревянный дом на каменном подклете и здание Новой гимназии (пединститут) в классическом стиле. Фото А. В. Белоусова

по ул. Р. Люксембург, жилые дома по ул. Хохрякова в подгорной части города; в нагорной части — дворец наместника и архиерейский дом в ансамбле кремля, Гарнизонный госпиталь по Аптекарскому переулку, комплекс тюремного замка на Красной площади, женское епархиальное училище по ул. Ремизова. Здания бывшей Новой гимназии (пединститут) и мужского епархиального училища на Красной площади, построенные позже, достойно продолжают тобольскую классическую традицию. Правда, фасады несколько перегружены деталями и уже нет чистоты стиля, присущей постройкам раннего периода.

По проектам архитектора А. Гу-чева построены дворец наместника, архиерейский дом, 75-метровая колокольня, Гарнизонный госпиталь и несколько каменных жилых домов в подгорной части города. Другим видным архитектором классицизма, работавшим в Тобольске в середине XIX в., является Вейгель1, автор проекта тюремного замка и новой корректировки генплана города.

К наиболее выдающимся сооружениям классического стиля, безусловно, относится и обелиск-памятник Ермаку, расположенный напротив кремля, на противоположной стороне Никольского взвоза. Автором проекта обелиска является архитектор Александр Брюллов, брат знаменитого художника.

Белые ахроматические фасады тобольских классических построек великолепно смотрятся летом на фоне голубого неба и зелени деревьев, а зимой образуют единое целое с необъятными заснеженными сибирскими просторами.

Наличие большого количества сохранившихся качественных по архитектуре построек классического стиля, в том числе жилых домов, стилистическая нейтральность его «упрощенной» тобольской версии, конструктивная и технологическая ясность при строительстве, минимализм в деталях — вот что делает белокаменный тобольский классицизм наиболее предпочтительным образцом для нового жилищного многоквартирного строительства в подгорной исторической части города.

Важным свойством стиля, влияющим на его выбор как образца, является его ясность, геометричность архитектурного и конструктивного решения, понятная современному

1 В текстах об истории Тобольска везде представлен без инициалов (прим. ред.).

производителю строительных работ. Следует учитывать и основные черты тобольской жилой застройки, выполненной в классическом стиле, которые использовались более часто. Это:

♦ трехчастное деление фасада; выделенный ленточным рустом первый этаж; чистые, с минимальным декором, плоскости фасада второго и третьего этажей; выразительное карнизное завершение с характерным для классических построек Тобольска ритмом округлых консолей;

♦ оконные проемы, вытянутые по вертикали, с частой разрезкой остекления2;

♦ белая ахроматическая окраска фасадов;

♦ плоская пластика фасадов. Основные применяемые архитектурные детали — выступающие фасадные ризалиты, обрамления и сандрики на окнах, плоские пилястры, медальоны и ниши, горизонтальные и вертикальные тяги;

♦ кровля скатная, выполненная из листовой кровельной стали, с фальцевым соединением листов (применение металлочерепицы исключено); цвет кровли — оттенки зеленого. На цветных фотографиях С. М. Прокудина-Горского, выполненных в начале XX в., видно, как хорошо сочетаются крыши домов в подгорной части города с зеленью деревьев. За малым исключением все металлические крыши на фотографиях окрашены в зеленый цвет. Золотой и голубой цвета можно увидеть только на куполах церквей;

♦ отсутствие на уличном (главном) фасаде остекленных лоджий и веранд. Они размещались со двора, за оградой. Частная жизнь, домашнее хозяйство не выставлялись на всеобщее обозрение;

♦ встроенность жилых домов рядовой застройки в систему градостроительных акцентов и доминант подгорной части г. Тобольска.

Башенные завершения были только в ансамбле кремля и на культовых сооружениях (церквях, костеле, мечети). При строительстве частного дома

2 Окна, вытянутые по вертикали, придают каменным, достаточно «грузным» по массе фасадам легкость, устремленность ввысь. Применение вытянутых по горизонтали окон в жилых домах, строящихся в исторической части города, является одной из самых очевидных ошибок, визуально спорящих с историческим окружением. Достаточно взамен обычного большого прямоугольного окна выполнить два вытянутых по вертикали, с простенком между ними. Это сразу меняет ритм оконных проемов и пропорциональное членение фасадов.

в XVII-XIX вв. никто не позволял себе «вольностей» в виде башенок. Система градостроительных ориентиров и доминант в «подгоре» была очень точной и не разрешала лишнего даже очень богатым застройщикам. За счет этого законченным архитектурным ансамблем смотрелся не только кремль, но и вся застройка подгорной части города. Это хорошо видно на фотографиях С. М. Проку-дина-Горского. Любовь к башенкам у современных застройщиков диссонирует с духом старинного Тобольска.

Заключение

В ходе анализа исторической застройки в стиле классицизм в Тобольске автором выведены основные особенности архитектуры многоквартирных жилых домов, проектируемых в подгорной, исторической части Тобольска. К ним относятся:

♦ этажность до трех этажей, с трех-частным делением фасада;

♦ фасады белого цвета с плоской пластикой;

♦ оконные проемы, вытянутые по высоте, с частой разрезкой остекления;

♦ кровля скатная, с фальцевым соединением кровельных листов; цвет — зеленый;

♦ размещение балконов и лоджий на боковых и дворовом фасадах;

♦ стилистика фасадов, близкая к классицизму;

♦ силуэт дома без случайных акцентов (угловые башни и т. п.).

Список использованной литературы

1 Гутнов А. Э. Эволюция градостроительства. М., 1984.

2 Линч К. Совершенная форма в градостроительстве. М., 1986.

3 Гутнов А. Э., Глазычев В. Л. Мир архитектуры // Молодая гвардия. М., 1990.

4 Кириллов В. В. Тобольск. М.

5 Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986.

6 Ожегов С. С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII-XIX веках. М., 1984.

7 Лихачев Д. С. Экология культуры // Земля родная М., 1985.

8 Мильчик М. И. Исторический город и современная архитектура. Л., 1990.

9 Зитте К. Художественные основы градостроительства. М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.