Научная статья на тему 'Город как объект управления'

Город как объект управления Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1667
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Елохов А. М.

Исследуются основные характеристики города как сложной и открытой социально-экономической системы. Системный подход к рассмотрению города позволит повысить эффективность муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Город как объект управления»

__________ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_______________

2011 ЭКОНОМИКА Вып. 3(10)

УДК 338.24

ГОРОД КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

А.М. Елохов, к. экон. наук, доц. кафедры менеджмента

ГОУ ВПО «Пермский государственный университет», 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 Электронный адрес: reader1201 @rambler. ru

Исследуются основные характеристики города как сложной и открытой социальноэкономической системы. Системный подход к рассмотрению города позволит повысить эффективность муниципального управления.

Ключевые слова: город; система; управление.

Анализ основных показателей управленческие усилия городских властей и

социально-экономического развития городов реализацию большого числа целевых программ

Пермского края за 2000-2009 гг. (таблица), ухудшилась [5].

свидетельствует, что комфортность проживания в большинстве городов, несмотря на

Показатели развития го родов Пе рмского края в 2000/2009 гг. ( по состоянию на 1.01)

Город Численность постоянного населения, тыс. чел. Жилье, кв. м. / чел. Число занятых в экономике, тыс. чел. Число преступлений на 10000 чел. Реальная зарплата, тыс. руб./ мес. (2009 г. к уровню 2000 г.) Рейтинг города по сумме мест

Пермь 109,3 / 987,3 17,9 / 21,0 442,7 / 330,4 357,2 / 438,5 2402,5 / 6386,3 4 / 1

Александровск 38.4 / 34,6 19,3 / 21,5 12,7 / 9,8 341,7 / 257,5 1545,8 / 4140,6 9 / 9

Березники 179,9 / 165,9 17,8 / 20,1 78,5 / 62,4 337,3 / 439,7 2543,3 / 5443,3 2 / 4

Гремячинск 24,7 / 15,1 22,8 / 33,0 5,4 / 2,8 172,4 / 231,5 1464,2 / 4030,3 7 / 10

Губаха 47,3 / 40,1 24,3 / 25.6 14,2 / 13,9 249,3 / 352,1 1926,6 / 4357,3 5 / 7

Добрянка 60,7 / 61,4 22.7 / 21.7 21,2 / 13,6 308,1 / 334,7 3065,0 / 5745,0 4 / 5

Кизел 49,2 / 30,8 18,0 / 23,7 14,3 / 5,8 344,6 / 426,3 1074,2 / 3316,3 10 / 12

Краснокамск 71,6 / 70,4 18.9 / 22.9 25,8 / 18,1 309,7 / 372,0 2290,0 / 4623,0 6 / 6

Кудымкар 35,2 / 30,9 13,0 / 157 13,9 / 9,1 276,0 / 321,9 1312,5 / 3917,6 11 / 13

Кунгур 75,9 / 68,1 15,1 / 17,3 25,9 / 20,6 203,0 / 215,1 1569,2 / 4031,0 8 / 8

Лысьва 88,9 / 82,9 14,4 / 18,3 30,2 / 22,9 337,4 / 454,5 1792,5 / 3778,6 7 / 11

Соликамск 103,9 / 97,3 19,0 / 20,9 42,3 / 38,6 316,3 / 356,5 2530,8 / 4920,3 1 / 3

Чайковский 112,4 / 108,6 16,9 / 18,5 41,5 / 29,9 228,4 / 282,4 1898, 3 / 4804,3 4 / 2

Чусовой 78,9 / 73,3 19,6 / 21,4 33,8 / 23,2 223,4 / 437,8 1790,0 / 4498,0 3 / 7

По нашему мнению, одним из основных недостатков городского управления является

© Елохов А.М., 2011

78

его несистемный характер, который проявляется в том, что система управления разрабатывается без рассмотрения города как сложной социально-экономической системы. Принятые законодательные документы отражают сложившуюся ситуацию. В соответствии с Федеральным законом № 131-Ф3 от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к муниципальным образованиям относят городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения[6, с.3-4].

В новом законе понятие муниципального образования определяет только виды муниципальных образований, а его системная сущность вообще не рассматривается.

Термин «муниципалитет» (город при самоуправлении) происходит от латинских слов munis - тяжесть, тягота, бремя и recipio, capio -беру, принимаю. Иными словами, самоуправление - это бремя общественных дел. В этом смысле город как муниципалитет служит своеобразной корпорацией жителей, объединившихся для реализации общих интересов и совместного решения местных задач. В городе, как особой системе расселения, сформирована специфическая среда для удовлетворения подавляющего большинства многообразных и в значительной степени индивидуальных потребностей людей. Многообразие потребностей превращает город в механизм для удовлетворения нужд людей, в сложную многоуровневую социально -

экономическую территориальную систему, в пределах которой протекают многочисленные взаимосвязанные процессы внешнего и внутреннего обеспечения жизнедеятельности населения [1, с. 182].

При изучении системы города следует применять системный подход [3]. При системном подходе сложная задача не делится на части, а, напротив, сознательно усложняется, пока не будут учтены все существенные элементы и взаимосвязи. Город как социально -экономическая система имеет определенные классификационные признаки.

Городские системы относятся к классу искусственных систем, т.е. организаций, созданных и управляемых людьми, где люди составляют главный и определяющий компонент. Искусственность предполагает также большую степень разнообразия городов. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.) выделены два типа городских муниципальных образований. Первый тип - муниципалитеты. Городские

муниципалитеты (города районного значения и поселки городского типа) возникают, как правило, на базе территории одного населенного пункта. Второй тип -муниципалитеты с правами (полномочиями) муниципального округа, которые создаются, как правило, на базе городов федерального, краевого, областного значения и реализуют на своей территории полномочия как муниципалитетов, так и муниципальных

округов.

Муниципалитеты являются системами открытого типа, с многочисленными связями с окружающей средой.

Города можно отнести к динамичным системам. Города могут прогрессивно и регрессивно развиваться, делиться,

объединяться и т.д. Всякие изменения, происходящие в них, называются процессом. Желательно все эти процессы предвидеть, влиять на них в положительном для муниципалитета направлении. Городские системы являются вероятностными системами

- их функционирование может быть предсказано с определенной степенью вероятности на основе изучения их прошлого. Это значительно повышает роль индивидуальных, творческих начал в управлении муниципалитетами, роль мониторинга тех факторов, которые делают развитие муниципального образования более предсказуемыми. Муниципалитеты имеют

материальный характер, который означает объективность их существования и тот или иной уровень материальных и финансовых затрат. В понимании открытости муниципального образования важным моментом является характер его отношений с другими системами (государство, субъект Федерации),

формирующими в совокупности окружающую среду, частью которой является и сам город. Город относительно независим от окружающей среды, откуда следует, что он реагирует на воздействие окружающей среды и развивается, но при этом сохраняет качественную

определенность и свойство (как местное самоуправление), отличающее его от других систем (государственного и регионального управления) [2].

Города как социально-экономические системы обладают рядом специфических свойств, которые необходимо учитывать при управлении ими. Важно, что эти свойства всегда проявляются комплексно, одновременно. Рассмотрим отдельные свойства подробнее.

Ключевым понятием теории систем и определяющим свойством любой системы является ее целостность. Целостность может быть определена как свойство, характеризующее устойчивость функциониро-

вания муниципальной системы при ее минимальной структурной сложности и минимально необходимых ресурсах.

Совместное функционирование

разнородных взаимосвязанных элементов

городского муниципалитета порождает неаддитивность - новое функциональное свойство, которое означает, что свойство муниципалитета не сводится к сумме свойств составляющих его элементов и определению свойств целостной системы исходя из свойств элементов. Неаддитивность заключается в том, что при декомпозиции городской системы происходит неизбежный разрыв не только

горизонтальных, но и перекрестных связей, характеризующих целостность системы.

Поэтому при декомпозиции системы неизбежно утрачиваются ее качества, которые

обеспечивают социально-экономическую

стабильность функционирования города.

Важнейшей характеристикой города как целостной системы является его структура. Под структурой понимается совокупность элементов и связей, определяющих внутреннее строение и организацию муниципалитета как

целостной системы. При таком рассмотрении города структура выступает как способ описания его организации (рис. 1). Структура динамична по своей природе, ее эволюция во времени и пространстве отражает процесс развития города (приватизация,

муниципализация, поглощение малых поселений). С понятием структуры тесно связано понятие элемент. Можно утверждать, что в общем случае элемент не может быть описан вне его функциональных характеристик: с точки зрения системы важно в первую очередь не то, каков состав элемента, а то, чему служит элемент в структуре целого. В системе, представляющей органическое целое, элемент и определяется, прежде всего, по его функции -как минимальная единица, способная к относительно самостоятельному выполнению определенных функций. Любой элемент сам является системой, но на выбранном уровне анализа он характеризуется только своим целостным свойством (структурные

подразделения органов местной власти, муниципальные предприятия и т.п. - их структура и функции, цели и задачи).

▲ 1 | 14

4 < г

13 3 5

6 13 * Пространственная ■ч

► подсистема

Г*

----------------------------------- ------------------------------------------------------------------1----

Рис. 1. Структура города [3, с. 184]

Связи подсистем: 1 - труд; 2 - материальные средства жизни; 3 - требования, стандарты, трудовые ресурсы; 4 - продукция (товары), доходы, труд; 5 - услуги, нормы, требования; 6 - услуги, нормы-ценности; 7 -отчислениия и поступления денежных средств; 8 - финансирование экологических условий на внутренних территориях муниципалитета; 9 - финансирование местного хозяйства; 10 - доходы от местного хозяйства; 11 -финансирование социальной сферы; 12 - местные социальные стандарты; 13 - организационно-управленческие

взаимодействия; 14 - финансирование пространственного развития. Все связи сопровождаются соответствующими информационными потоками

Связующим структуры и элемента является связь. Выявление связей позволяет познавать предметы не непосредственно, а косвенно, через другие предметы, находящиеся с ними в той или иной связи. Связи бывают различные. К ним можно отнести властные, финансовые, информационные, организационные и другие связи.

В литературе предлагаются различные варианты выделения структур муниципалитета. Мы считаем, что в составе муниципалитета должны быть представлены следующие основные подсистемы: экономическая,

финансово-бюджетная, социальная, экологическая, пространственная, организационно -управленческая [4, с. 184-186].

Важным свойством города является бесконечность, т.е. невозможность его полного описания конечным числом всех качественных и количественных параметров. Город может быть представлен бесконечным числом структурных и функциональных элементов и подсистем, отражающих политические и экономические, научно-производственные, социально-культурные, экологические и демографические стороны жизни сообщества, его институтов и организаций.

Из свойства бесконечности города следует его иерархичность, которая означает, что каждый элемент этого образования может рассматриваться как целостная система (население, природно-географическая среда, градообразующая база и жизнеобеспечивающая система), элементы которой также могут быть представлены как системы (жизнеобеспечивающая: ЖКХ, образование, здравоохранение и т.д.), и в то же время любая система является

лишь компонентом системы высшего уровня (муниципальное управление - составная часть управления регионом).

Целостность, структура, элемент, связь, бесконечность и иерархичность являются системообразующими понятиями общей теории систем и основой системного представления города. К системообразующим свойствам города относят также эмерджентность, синергичность, мультипликативность, обособленность, централизованность, адаптивность, совместимость, наличие обратной связи.

Эмерджентность означает, что целевые функции элементов, как правило, не совпадают с целевой функцией системы города. Проиллюстрируем это свойство на примере (рис.2). Пусть целевая функция города выражена вектором ОА. Тогда целевая функция любой подсистемы города может быть представлена вектором ОВ, направление которого не совпадает с целевой функцией города, что отражает угол ф. Отсутствие этого угла (ф = 0) свидетельствовало бы о том, что специализация подсистемы города полностью совпадает со специализацией города, что в принципе исключено. Если же положить ф = 90о, то это означает, что вклад подсистемы в социально-экономическое развитие города отсутствует, т. е. подсистема существует только для себя - проекция вектора целевой функции подсистемы на вектор целевой функции города равна нулю. Для практики разграничения полномочий между подсистемами и городом важно, чтобы значение этого угла находилось в пределах 0 < ф< 90о.

Рис. 2. Графическая интерпретация принципа эмерджентности

Потребности города требуют всемерного повышения вклада каждой подсистемы в удовлетворение общих городских

интересов. Это означает уменьшение значения угла ф до значения ф1, приводящее к увеличению проекции вектора ОВ (вращение

вектора ОВ по часовой стрелке до значения вектора ОВО. Потребности развития подсистемы города, напротив, требуют

увеличения значения угла ф до значения ф2 (вектор ОВ2); при этом растут затраты на функционирование и развитие самой подсистемы города (составляющая ОВ 2).

Несовершенство условий проводимых социально-экономических преобразований нередко приводит к тому, что противоречие между целевыми установками подсистемы и города решается волевым путем. Так, если экономически необоснованно определены поступления из доходов муниципального бюджета в подсистему (зафиксировано значение угла ф), то увеличение этих отчислений нередко стремятся получить путем увеличением вектора ОВ (вектор ОВ0 ) за счет повышения цен и тарифов, т.е. за счет потребителей и снижения их жизненного уровня. Оптимальное значение угла ф должно определяться компромиссно, с учетом

конкретных условий и задач развития города.

Использование принципа

эмерджентности позволяет правильно оценить вклад подсистем в социально-экономическое развитие всего города. В процессе векторной декомпозиции системы города можно выявить те подсистемы, при выполнении целевых функций которыми вносится минимальный вклад в общую целевую функцию системы города, или, более того, имеет место

противоположная направленность. Векторное представление выявляет противоречивость

интересов подсистемы и интересов города, что противоестественно. Необходимо усилиями местной власти переместить отрицательный вектор в положение, где горизонтальная составляющая этого вектора будет сонаправлена с вектором социально-экономических интересов города. Этого можно достичь, используя два метода: установление углов сдвига каждого из промежуточных векторов, исходя из преобладания интересов города; устранение промежуточных векторов (посредников), которые не являются принципиальным элементом в воспроизводственном цикле. Одновременно устраняются и сами углы сдвига подсистем.

Использование свойства эмерджентности позволяет правильно распределить целевые функции участников в системе города. Поскольку их интересы принципиально не совпадают, разнонаправлены, ибо обусловлены внутренними противоречиями в самой системе, разрешение этих противоречий возможно, если полномочия подсистемы и города по основным функциям перекрывают друг друга не более чем на 45%. Это ограничение принципиально недопустимо на путях уравниловки, жестких

указаний либо вседозволенности, всегда должно осуществляться только путем компромиссов, взвешенных решений с учетом экономической и социальной целесообразности.

Синергичность - однонаправленность действий в системе города, которая приводит к усилению (умножению) конечного результата. Положительная синергия усиливается по мере роста организационной целостности системы, негативная синергия усиливается с дезорганизацией системы отношений города. Наибольшее влияние на развитие

положительной синергии в городских социально-экономических системах оказывают высокий уровень общей и профессиональной культуры работников органов власти субъекта Федерации (СФ) и города, хорошие знания психологии, социологии, экономики, высокий уровень морально-этических качеств всех участников отношений и грамотное

использование правовых, экономических и административных рычагов и стимулов взаимодействия.

Обособленность характеризует

относительную автономность города в рамках системы СФ - город. Это свойство определяет содержание и границы выделения предметов ведения города, поиски специализированных форм и методов взаимодействия СФ и города. Критерием решения этой задачи является число функций, параллельно выполняемых СФ и городом.

Централизованность отражает

соотношение централизации и демократизации взаимоотношений в системе СФ - город. Особенность современного этапа

общественного развития заключается в крайне недостаточном развитии теоретических принципов и накоплении практического опыта как в области централизации, так и в области децентрализации отношений СФ - город. Недостатки централизации очевидны: это и невысокий уровень методологических обоснований путей и направлений развития города как единой системы, и склонность к жесткому администрированию, и невысокий уровень организационно-методических

обоснований и рекомендаций при решении социально-экономических проблем, требующих централизованных усилий (ценообразование, внешнеэкономическая деятельность, социальная защита, экологическая проблематика, пропорции отраслевого и регионального развития). Децентрализация системы города также пока недостаточно эффективна в связи с невысоким уровнем развития демократических начал в управлении, неподготовленностью кадров органов местного самоуправления. Критерием процесса может выступать степень централизации бюджетных средств города в

СФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адаптивность - способность

приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий таким образом, чтобы сохранялись эффективность и стабильность функционирования системы города. Это

качество системы исследовано явно недостаточно. Адаптивность системы тесно

связана со свойствами саморегулирования. В том случае, когда система города хорошо структурирована и отлажена, обладает высоким уровнем организации и хорошим ресурсным обеспечением, адаптивные свойства ее могут быть высокими. На рис. 3 иллюстрируется эффект саморегулирования в городе.

Рис.3. Графическая интерпретация свойства саморегулирования в городе

Пусть на горизонтальной оси отражены изменения внешнего фактора Х, по вертикальной оси - реакция системы на эти изменения. В исходном (невозмущенном) состоянии рабочей точкой является точка пересечения осей - 0. Пусть входной внешний фактор изменился на величину ДХЬ В этом случае по кривой зависимости Y =ДХ) реакция приобретает значение Yl. Вступающие в действие силы саморегулирования из точки А возвращают систему в устойчивое состояние, указанное стрелкой 1. Аналогичное происходит, если входной поток изменится на величину ДХ2. . Система вернется в исходное состояние по стрелке 2 под влиянием внутренних сил саморегулирования.

Если внешние воздействия находятся в интервале (Хтт; Хтах), ограниченном верхним и нижним пределами устойчивости, то эта система функционирует устойчиво. За этими пределами система неустойчива. В этом плане значительный интерес представляет анализ факторов, повышающих устойчивость системы. К их числу прежде всего следует отнести

проработанность нормативных актов, организационных структур, целевых установок, наличие квалификационной структуры кадров, стабильность ресурсного обеспечения. Важно исследование пределов саморегулирования города.

Совместимость означает, что все элементы города должны обладать свойствами «сродства», взаимоприспособляемости,

взаимоадаптивности. В городе каждый элемент должен быть совместим не только с системой, но и со всеми ее составляющими. На практике элементы системы город «совмещаются» на основе принципов подзаконности, выделенной компетенции, экономичности, экологичности, социологичности. Проблемы совместимости в системе город должны решаться в следующих направлениях: создание эффективных

координационных механизмов, дающих возможность преодолевать силы отталкивания в подсистемах и городе; поиск эффективных механизмов адаптации, позволяющих не только преодолевать силы отталкивания, но и превращать их в силы сближения путем

формирования новых организационно-

экономических связей, элементов и условий их функционирования; развитие кооперационных связей (например кредитной кооперации).

Наличие обратной связи предполагает

использование информации о выходе системы город для регулирования отношений между элементами системы: СФ и город, город и город (рис. 4).

Рис. 4. Обратная связь в системе «город»

На вход системы поступают потоки вещества (Хв), энергии (Хэ) и информации (Хи). Выходом (продуктом деятельности) системы является величина Y — поток товаров или услуг. Если величина Y не отличается от запланированного значения Yп, т. е. |Y - Уп | = 0, считается, что система работает без сбоев, идеально. Допустим, что величина Y отличается от запланированного значения Yп на величину Д : |У - Уп | = Д. Информация об этом поступает по каналу обратной связи (ОС) непосредственно в блок анализа (БА), в котором исследуются причины появления величины Д. Результаты анализа поступают в блок принятия решений (БПР), в котором разрабатываются система мероприятий по устранению отклонений, а также в перспективе - система, препятствующая возникновению отклонений. Блок реализации решений (БРР) может воздействовать как непосредственно на систему, так и на блок дополнительного ресурсного обеспечения (БДРО), где принимается решение либо о дополнительном выделении ресурсов, либо об их сокращении. В результате мероприятий стабилизируется деятельность города.

Нетрудно заметить, что блоки системы город имеют различные правовые и организационные формы и приспособлены для регулирования реакции системы на то или иное воздействие, т. е. это классическая система управления реактивного типа. Для обеспечения обратной связи необходим высокий уровень детерминированности поведения элементов системы, высокая степень предсказуемости их

поведения. Необходимо также, чтобы, по крайней мере, условия поведения и системы обратной связи (образующей основу системы взаимодействия) оставались постоянными.

Мультипликативность выражается в том, что эффекты, как положительные, так и отрицательные, в городе обладают свойствами умножения, а не сложения. Умножение (а в некоторых случаях и возведение в степень) отрицательных эффектов происходит в явно «облегченных» условиях - деструктивные процессы имеют очень выраженную тенденцию к самотеку и саморазрушению при отсутствии должного контролирующего и регулирующего действия со стороны города. Положительные тенденции, явления, эффекты такой

способностью не обладают. Сохранение этих тенденций всегда требует организации, значительных затрат для устранения

разрушительных процессов, преодоления сил самотека и торможения. Всестороннее исследование явлений мультипликативности в системе город, определение их движущих сил, источников развития или ограничения

предполагает участие экономистов, социологов, психологов, юристов и других специалистов.

Системообразующие свойства города должны быть дополнены специфическими свойствами социально-экономических систем, к которым можно отнести следующие.

Организованность - это свойство связано с организацией как элементов системы, так и их взаимодействия в организованной системе с четким детерминизмом. В процессе

жизнедеятельности город с помощью целенаправленного управления разрешает постоянно возникающие противоречия и реагирует на изменение внутренних и внешних условий. В соответствии с изменяющимися условиями он меняет свою структуру, корректирует цели развития и содержание деятельности подсистем и элементов, т.е. происходит целенаправленная самоорганизация муниципалитета, которая обеспечивает реализацию его способности к саморазвитию. Чем адекватней и быстрее муниципалитет реагирует на изменения внутренних и внешних условий, т.е. чем выше его адаптивные свойства, тем совершеннее механизм самоорганизации и, следовательно, выше уровень эффективности управления. Глава города является координирующим элементом системы муниципального управления, согласовывающим действия нижестоящих звеньев. Структурные подразделения администрации являются управляющими элементами и образуют низший уровень муниципального управления, непосредственно взаимодействующий с исполнительными элементами. Муниципальные унитарные предприятия (организации) являются исполнительными элементами системы муниципального управления, которые выполняют определенные функции, например, предоставляют конкретную услугу или производят продукт. Совокупное и целенаправленное действие исполнительных элементов города и есть процесс его функционирования.

Целеустремленность - в своей деятельности город сохраняет ориентир на стратегические цели развития, несмотря на помехи, неудачи, ошибки. Сознательная организация целенаправленного

функционирования города и его элементов называется управляемостью. С помощью управления и самоуправления местное сообщество определенным образом организует свое внутреннее многообразие, создавая политические, экономические, социальные, культурные и другие общественные структуры и направляет их деятельность в соответствии с определенными целями своего развития.

Устойчивость - способность к сохранению качественной определенности при изменении структуры системы города и функций ее элементов. Система «город» способна находиться в заданном состоянии и автоматически возвращается к нему при действии на нее дестабилизирующих факторов. Устойчивость города связана с его стремлением к состоянию равновесия, которое предполагает такое функционирование элементов, при котором обеспечивается наивысшая

эффективность деятельности местной

администрации, соответствующая целям

развития. Город как устойчивая система

постоянно находится в состоянии динамического равновесия, он непрерывно колеблется относительно положения равновесия, что является не только его

специфическим свойством, но и условием непрерывного возникновения противоречий как движущих сил эволюции. Например, противоречия между доходами и расходами бюджета определяют тенденции эволюции города в целом и отдельных сфер жизнедеятельности населения.

Функциональная гибкость - город выполняет множество функций и гибко изменяет их набор и интенсивность реализации в зависимости от коррекции цели и изменения внешних условий. Гибкость города

обеспечивается такими элементами

самоорганизации, как дифференциация и лабильность. Дифференциация - это стремление муниципалитета к структурному и функциональному разнообразию элементов, которые обеспечивают не только условия возникновения и разрешения противоречий, но и определяют его способность быстро

приспосабливаться к меняющимся условиям.

Помимо существующих муниципальных организаций и предприятий часть муниципальных функций могут выполнять как коммерческие структуры, так и общественные организации. Лабильность означает

подвижность функций элементов городской структуры при сохранении устойчивости системы в целом. В зависимости от

политической и экономической ситуации меняется устав города с перераспределением полномочий и функций трех основных элементов муниципальной власти -представительного и исполнительного органов

- и главного должностного лица.

Способность к саморазвитию -непрерывная функциональная и структурная перестройка системы муниципального управления, его подсистем, отдельных элементов и функции системы «город» под влиянием, главным образом, внутренних факторов, в связи с чем поведение системы приобретает более упорядоченный и

предсказуемый характер. Внутренним источником саморазвития является

непрерывный процесс возникновения и

разрешения противоречий (доходы - расходы, представительная - исполнительная власти, выборы и др.). Противоречия, как движущая сила развития сообщества, возникают из многообразия потребностей и интересов

населения, многообразия культур, форм и видов собственности и других сфер города.

Внутреннее многообразие связано с усложнением системы муниципального управления (муниципальный менеджмент, ТОС и другие направления). Искусственное ограничение многообразия ведет к застою в развитии и в конечном счете к деградации муниципальной системы (однопартийная система, автократия). Каждому этапу развития города соответствует конкретный уровень необходимого многообразия, который обеспечивает его дальнейшее развитие. Многообразие в сообществе определяется уровнем свободы людей в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах города.

Непрерывность функционирования -город существует, пока функционируют социально-экономические процессы, которые, как и другие, являются непрерывными и не могут быть остановлены, иначе город прекратит свое существование (исчезновение населенных пунктов, преобразование муниципальных образований).

Неопределенность развития -управление городом всегда происходит в условиях неопределенности, которая обусловлена его двумя главными свойствами. Первое - это принципиальная неопределенность развития муниципалитета, заложенная в его природе, вследствие частой смены администрации и других факторов. Конкретный путь эволюции муниципалитета относителен. Можно прогнозировать только общее направление развития, имеющее разные траектории. Эта неопределенность всегда присутствует при принятии решений в местных органах. Вторым свойством является неполная наблюдаемость процессов функционирования города. Многие политические, социальные, экономические и другие процессы вообще нельзя наблюдать непосредственно, о них можно судить только косвенно, по некоторым конечным результатам. Большинство процессов не имеют количественной меры и определяются только качественными категориями (влияние отдельных лиц, с учетом их рейтинга, на процессы в муниципальном образовании). Дискретно наблюдаемой является также часть социально-экономических процессов, хотя существует их количественная характеристика, например статистика, но она не дает полного

представления о происходящем, да и к тому же запаздывает с информацией. Неопределенность развития города и неполная наблюдаемость происходящих в нем процессов - основные проблемы информационного обеспечения принятия решений в местных органах.

Таким образом, город можно определить как сложную социально-

экономическую систему, которая имеет целевые установки и ресурсы развития. Основную миссию города следует понимать, по нашему мнению, как обеспечение устойчивого и сбалансированного развития городской

системы, обеспечивающей повышение уровня и качества жизни населения за счет создания, с одной стороны, благоприятных условий для жизнедеятельности людей, с другой -

благоприятных предпосылок для эффективного развития экономических (хозяйствующих) субъектов и размещения новых. Эта цель достигается слаженным функционированием подсистем города.

Список литературы

1. Анимица Е.Г., Елохов А.М., Сухих В.А. Качество жизни населения крупнейшего города. Екатеринбург: Изд-во Урал. экон. ун-та, 2000. Ч. 2. 262 с.

2. Васильев А.А. Система

муниципального управления. 2-е изд., испр. и доп. М.: КНОРУС, 2010. 736 с.

3. Елохов А.М. Политика социальноэкономического развития города // Вестн. Пермского ун-та. Сер. Экономика. Вып. 4 (30) 2009. С. 77-87.

4. Елохов А.М.Теоретические и методологические основы стратегического программирования в системе муниципального управления / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2007. 548 с.

5. Муниципальные образования

Пермского края. 2009 // Социально-

экономические показатели: стат. ежегодник/ Территор. орган Федеральной службы гос. статистики по Пермскому краю. Пермь, 2010. 182 с.

6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон № 131-Ф3 от 6.10.2003. М.: ИНФРА-М, 2004. 97 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.