Международная исследовательская школа
Савельева
Александра Максимовна,
бакалавр по специальности Экология и природопользование, коуч GCC01, преподаватель фотографии, г. Москва (Россия) e-mail:
Горчакова
Анастасия Сергеевна,
магистр по специальности Государственное управление, аналитик в сфере городского хозяйства, природопользования и охраны окружающей средой, г. Москва (Россия) e-mail: gorchakova. [email protected]
Проекты 14-й Международной исследовательской школы в Якутии и их результаты
Город или пригород: где комфортнее жить в Якутии в 2022 году (Проект МИШ 2022)
City or Suburb: Where it is More Comfortable to Live in Yakutia in 2022 (IRS Project 2022)
Аннотация. Представлен краткий отчет по проекту, реализованному в гибридном формате в рамках 14-й Международной исследовательской школы (МИШ), прошедшей в Республике Саха (Якутия) на базе Малой академии наук в рамках II Международных исследовательских игр (МИИ). Данный проект был ориентирован на ребят, увлеченных урбанистикой и экологией человека. Ключевые слова: экспресс-проекты, Международная исследовательская школа, Якутия, урбанистика, экология
Abstract. A brief report on the project, released in the mixed format within the framework of the 14th International Research School (IRS), held in the Sakha Republic (Yakutia) on the basis of the Minor Academy of Sciences within the framework of the 2nd International Research Games (IRG), is given. The following project was aimed at the young people engrossed in urbanism and human ecology. Keywords: express-projects, International Research School, Yakutia, urbanism, human ecology
Участники: Фанни Кассандра Баландра Эрнандес (Юкатан, Мексика), Светлана Рябинкина (г. Москва, Россия), Мария Моргулец (г. Москва, Россия), Арина Хапкова (г. Москва, Россия), Варвара Авдейчук (г. Москва, Россия), Екатерина Богомолова (г. Москва, Россия), Тимур Гомбожапов (Бурятия, Россия), Дмитрий Марков (г. Москва, Россия), Милана Лаптева (Якутия, Россия), Йола Бродникова (Якутия, Россия), Анна Спектор (Якутия, Россия), Александра Карабасова (г. Москва, Россия).
О проекте
Мы исследовали комфортность жизни в Якутии, основываясь на принципе устойчивого развития, который строится на взаимосвязи социальных, экономических и экологических факторов среды. В рамках проекта мы провели соцопрос жителей города Якутска и поселений Чапаево и Октемцы, а также
Город или пригород: где комфортнее жить в Якутии 2022-м году
Савельева Александра Максимовна, Горчакова Анастасия Сергеевна
проанализировали экологическую обстановку, опираясь на открытые данные и отбирая пробы воздуха, воды и почв.
Цель проекта — определить и исследовать факторы комфортности проживания в городе Якутске и в сельской местности близ него, сравнить их и выяснить, как обеспечить развитие комфортной среды в различных условиях.
Мы составили анкету для опроса населения, которая включала 27 закрытых и 4 открытых вопроса. Анкету распространяли онлайн, а также ученики задавали вопросы людям на улицах. Всего мы опросили 220 человек.
Для экологической оценки участники отобрали пробы воды (из-под крана) и почв, а также анализировали воздух. В воде и почве, из которой мы приготовили вытяжки, определяли pH, содержание хлоридов, нитратов и электропроводность, которую далее пересчитывали в жесткость. В воздухе измеряли влажность и концентрацию взвешенных частиц PM10. Также измеряли радиацию и шум. Для исследований использовали учебное оборудование «Экологический патруль».
Благодаря комплексному подходу участники познакомились с социологией, экологией, химией, почвоведением, поработали с массивом данных в Excel. Дети научились общаться с людьми на улице, задавать правильные вопросы. Благодаря опросу дети заставили людей задуматься, насколько условия их жизни благоприятны.
В результате мы сделали выводы:
1) по мнению населения серьезная проблема в г. Якутске и пригороде — качество дорог. В деревнях жалуются на отсутствие общественного транспорта, недоступны газ, отопление и водопровод;
2) что касается образования, городские и сельские жители единогласно ответили, что школ не хватает. Медицина доступна в городе, а в сельской местности более 50 % отметили проблемы с оказанием помощи;
3) городские жители отметили недостаток зелени и свежего воздуха, однако результаты экологических исследований указывают на то, что качество среды соответствует нормативам.
Еще один интересный вывод: в среднем, жители сельских поселений больше удовлетворены условиями жизни, чем жители города.
Мы разработали рекомендации по улучшению условий жизни и достижению ее комфортности в г. Якутске и пригородах, в частности:
• провести центральное отопление, воду и газ в сельские поселения;
• уделять больше внимания современным технологиям укладки дорог с учетом условий вечной мерзлоты;
Alexandra
Saveleva,
Bachelor of Ecology and Environmental Management, GCC01 coach, photography teacher, Moscow (Russia)
Anastasia
Gorchakova,
Master's degree in Public Administration, Analyst in the field of Urban Management, Environmental Management and Environmental Protection, Moscow (Russia)
Международная исследовательская школа
Проекты 14-й Международной исследовательской школы в Якутии и их результаты
• развивать онлайн-образование для увеличения доступных мест в школах, привлекать молодых преподавателей из других регионов, в том числе онлайн;
• развивать экологическое просвещение в регионе.
Город Якутск — столица огромного и очень богатого региона, и участники искренне надеются и верят, что в ближайшие годы здесь станет комфортнее жить несмотря на сложные условия. Ш
Личные впечатления
Александра Савельева, тьютор: «Я преподаю уже 3 года, но это мой первый опыт работы с детьми. И главное, что я поняла: теперь я хочу работать именно с детьми! И я тоже многому у них научилась. Здесь на МИШ все ребята очень умные, это лучшие ученики лучших школ. Это был невероятный опыт, и я хотела бы оказаться здесь еще.
Наш проект включал в себя множество дисциплин, поэтому получить результат за 10 дней исследовательской школы было сложно. Но я уверена, что участники прожили уникальный опыт и сильно расширили свой кругозор. В последний день ребята говорили: «Экология раньше меня не интересовала, но теперь я открыла для себя новую интересную область», «Я узнала, что могу подходить к людям на улице, задавать вопросы, мне это интересно и не тяжело». И их слова показали мне, что все было не зря!»
Анастасия Горчакова, тьютор: «МИШ это не только летняя школа, которая дает возможность получить новые знания, обрести новые навыки, возможно даже найти свое призвание, но и место, которое ты точно запомнишь надолго, которое подарит тебе новых друзей и останется навсегда у тебя в душе. Эта Школа еще подарила возможность познакомиться с таким удивительным регионом как Якутия. В очередной раз удалось убедиться, насколько разнообразна и богата наша страна, каждый ее уголок заслуживает отдельного внимания и изучения.
Огромное спасибо всем организаторам за создание по возможности максимально комфортных условий и удовлетворение всех наших пожеланий, лидерам делегаций за отзывчивость и организацию дисциплины, другим тьюторам за новые знания, невероятно интересные беседы и теплую компанию, и, конечно же, огромное спасибо детям за открытость, любопытство, тягу ко всему новому и приятнейшее время вместе!».