Научная статья на тему 'Горнозаводские войска XVIII сер. XIX вв'

Горнозаводские войска XVIII сер. XIX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1114
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНЫЕ ЗАВОДЫ / УРАЛ / ГАРНИЗОНЫ / MOUNTAIN METALLURGICAL PLANTS / URAL / GARRISONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лобанов Д. А.

В статье на основе архивных материалов рассматриваются история, особенности формирования, комплектования и службы горных войск на заводах Урала в 18 середине 19 вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TROOPS OF THE MOUNTAIN METALLURGICAL SITES IN THE 18 TH MID 19 TH CENTURIES

On the basis of archive materials the paper presents history, formation, recruitment and service of mountain troops at the metallurgical plants of the Urals in the 18 th mid 19 th centuries.

Текст научной работы на тему «Горнозаводские войска XVIII сер. XIX вв»

Лобанов Д.А.

(ГКБУК "Пермский краеведческий музей", Пермь)

ГОРНОЗАВОДСКИЕ ВОЙСКА XVIII - сер. XIX ВВ.

Ключевые слова: горные заводы, Урал, гарнизоны

В статье на основе архивных материалов рассматриваются история, особенности формирования, комплектования и службы горных войск на заводах Урала в 18 - середине 19 вв.

Lobanov D.A. (Perm)

TROOPS OF THE MOUNTAIN METALLURGICAL SITES IN THE 18th - MID

19th CENTURIES

Key words: mountain metallurgical plants, Ural, garrisons

On the basis of archive materials the paper presents history, formation, recruitment and service of mountain troops at the metallurgical plants of the Urals in the 18th - mid 19th centuries.

Практически с самого начала строительства казенных горных заводов на Урале, они нуждались в защите. Коренное население далеко неоднозначно относились к действиям государства. Не меньшую опасность представляли казацкие шайки и речная вольница.

Первоначально руководство горных заводов рассчитывало на солдат, находящихся при различных местных учреждениях. Так, например, в Кунгуре, где в то время находилась уездная канцелярия, содержался гарнизон из войск старой организации. В соответствии со «Сказкой города Кунгура о разночинцах», в 1721 г. в городе проживало урядников, капралов, рядовых солдат и пушкарей, служащих и отставных с родственниками и работниками 221 человек, и отставных солдат с родственниками и работниками, не записанных в сказках, - 41 (Кунгур, 1886, с. 14-16). Кроме того, еще в конце XVII в. на Исетской линии были поселены около 400 драгун (Пузанов, 2011, с. 355). В 1700 г. из них был сформирован Сибирский драгунский полк полковника Давида Мейна, с 1714 г. полком командовал полковник Леонтий Парфентьев (Рабинович, 1977, с. 85).

Однако практически сразу стало понятно, что этих сил явно недостаточно. Тем более, что директор Сибирских горных заводов В. де Генин доносил в сенат о Сибирском драгунском полке, что «оной офицерами и ружьем не укомплектован и только де имя носит Драгунской полк, а служба их казацкая» (ПСЗРИ, 1830, с. 505). Именно поэтому сенат указом от 14 июня 1725 г. предписывал сибирскому губернатору «в случае нападения на заводы и приписные слободы... гарнизонными и другими служилым людьми вспомогать и от неприятелей охранять.» (ПСЗРИ, 1830, с. 505). Более надежными Генину казались

гарнизонные солдатские полки, и еще 26 декабря 1722 г. он обратился к Сибирскому губернатору Черкасскому с просьбой направить для строительства крепости на реке Исеть пятьсот солдат с офицерами (Земцов, Ляпин, 1992, с.21). Первый батальон в составе 540 чел. под командованием капитана Яна Кралевича прибыл на Исеть из Тобольска в конце февраля 1723 г., 6 марта отправилась еще одна команда из 160 чел. под началом прапорщика Карла Брандта, а 25 февраля прибыл второй батальон из 550 чел. под командованием майора Иоганна Бриксгаузена (Корепанов, 2005, с. 12-13). Интересно, что большинство офицеров

этих батальонов было из пленных шведов. Прибывшие из Тобольска солдаты строили крепость в Екатеринбурге и некоторые горные заводы, несли в них гарнизонную службу, охраняли караваны с рудой и «денежной казной», выполняли карательные функции. Были преобразованы и поселенные драгуны, на их основе в 1724 г. сформирована драгунская рота в крепости Горный Щит, пополненная рекрутами из приписных к Екатеринбургу слобод. В 1727 г. она стала 10 ротой нового Сибирского гарнизонного драгунского полка (Корепанов, 2005, с. 19).

После окончания строительства крепости большая часть гарнизонных солдат была отправлена обратно в Тобольск, а в Екатеринбурге была оставлена одна рота, входившая в состав Сибирского гарнизона, но подчиненная Екатеринбургским ротным делам, входившим в состав горнозаводской администрации. Командовал ротой поручик К. Брандт (Корепанов, 2005, с. 20).

С 1728 г. Сенат стал требовать отправить оставшуюся в Екатеринбурге роту в распоряжение Тобольской губернской канцелярии, а вместо нее набрать новую роту из приписных к Екатеринбургской слободе. Однако Генин, а затем сменивший его В.Н. Татищев, доказывали нецелесообразность этой меры. «Понеже пехотная рота Сибирского гарнизона здесь имеется с началом здешнего завода, и солдаты имеют домы, у некоторых и дети их употреблены к ремеслам, и буде оною отослать в губернию, а в место оной оттуда для учреждения роты взять рекрут, то с обеих сторон будет не без разорения, а убытка.» (Земцов. Ляпин, 1992, с.28). В результате было решено оставить роту в Екатеринбурге. К началу 1730-х годов в задачу роты входила не только охрана Екатеринбургской крепости, но и всех казенных заводов Сибирского обер-бергамта, в том числе, и пермских. "Да при Екатеринбурхе жь для охранения крепости и для караулов и при других ведомства Сибирского обербергамта всех заводах, и для разных посылок по заводам, и за медью и железом, в Москву и в Санкт-Питербурх по указу из военной коллегии определено быть пехотной одной да драгунской одной же ротам, ис которых пехотная обретаетца в Екатеринбурге... Тех рот пехотной и драгунской афицеры и рядовые жалованье денежное и хлебное получают от своих полков..." (Генин, 1937, с.435-436). Сложно сказать, как справлялись чины роты со своей службой. По штату, утвержденному 9 февраля 1720 года, в роте гарнизонного полка числилось офицеров и нижних чинов: капитан 1, поручик 1, прапорщик 1, сержант 1, каптенармус 1, подпрапорщик 1, солдат 144, гобоист 1, ротный писарь 1, барабанщика 2, фельдшер 1, профос 1 (ПСЗРИ., 1830, с.15-38). В подчинении же Сибирского обер-бергамта находилось 14 казенных горных заводов. В обязанности чинов пехотной роты входило не только несение гарнизонной службы на заводах, ". и той пехотной роты афицерам поручены в смотрение до указу, и пока к тому нарочной определица, полицейские дела и охранение всех заводских строений от пожаров, где под ведением стоят и пожарные инструменты, а имянно: заливные машины, багры, вилы, щиты, парусы и протчее, что до того принадлежит. И тем афицером в смотрении оных дел надлежит поступать в приличном к тому по инструкции полицмейстерской канцелярии и по губернаторскому и воевоцкому наказу» (Генин, 1937, с.436).

В 1736 г. было решено набрать из приписанных к Екатеринбургу слобод рекрут, и из них сформировать еще одну пехотную роту. Штаты обоих екатеринбургских рот были утверждены в 1737 году. С этого времени они стали самостоятельными подразделениями, подчиненными горному начальству и не входившими в состав Тобольского гарнизонного полка. К середине XVIII в. роты эти официально стали называться горными. Не смотря на то, что с

формированием второй роты количество воинских чинов увеличилось, а штаты рот до конца столетия несколько раз изменялись в сторону увеличения, горных солдат явно не хватало для охраны всех уральских заводов. Так, в 1782 г. при конторе Пыскорского завода нес службу только один солдат, рядовой Екатеринбургской роты Осип Колясников (ГАПК. Ф. 180. Оп. 1. Д. 104. Л. 3а, 14, 15). Кроме этих рот при горных заводах находились и другие мелкие подразделения: Екатеринбургская артиллерийская команда, 10 нижних чинов при Пермском горном начальстве, Дедюхинская соляная команда, Екатеринбургская монетная рота, команда при экспедиции ломки мрамора. Все эти подразделения подчинялись горному начальству, и считались горными или горнозаводскими. К моменту создания Пермского наместничества на содержание горных воинских частей на Урале выделялось 5300 руб. 78 коп. в год (ГАПК. Ф. 316. Оп. 1. Д. 17. Л. 12). К концу XVIII в. состав и дислокация горнозаводских войск изменились, в Екатеринбурге осталась монетная инвалидная рота, вторая Екатеринбургская горная рота была переведена на Гороблагодатские заводы, а две горные роты до мая 1797 г. размещались в Перми (Земцов, Ляпин, 1992, с. 82; ГАПК. Ф. 65. Оп.1. Д. 683). В целом данные о составе и дислокации горных войск на рубеже XVIII -XIX вв. весьма разрознены и противоречивы. Министерство финансов в 1805 г. докладывало Александру I о состоянии воинских команд на уральских заводах: «хотя же Воинской команды одна рота и имеется; но она во первых не полна; во вторых имеет много престарелых солдат, которых никуда не можно употребить; в третьих имеет таких солдат, которых поведение нимало не соответствует поручениям, какие на них возлагаемы быть должны» (Доклады,1807, с 173-174).

В начале XIX века правительство провело масштабную реформу горного ведомства, было введено новое горное положение, формировались горные округа. Реформы коснулись и горных рот и батальонов. 25 января 1805 г. был утверждено положение о Горной штатной команде для заводов Уральского горного хребта (ГАПК. Ф. 337. Оп. 1. Д.14. Л. 44). На уральских горных заводах были сформированы следующие Штатные горные команды: две роты при Пермском горном правлении, команды при заводах Юговском, Мотовилихинском, Пыскорском, Воткинском, Златоустовском, четыре роты при Екатеринбургских заводах, команда при Гороблагодатских заводах и рота при Богословских заводах (ПСЗРИ, 1830, с. 162). Штатов горных команд обнаружить пока не удалось. Но по документам Юговской заводской конторы известно, что в команде при заводе в январе 1809 г. состояли 1 офицер и 61 нижний чин (ГАПК. Ф. 337. Оп.1. Д. 14. Л.1). Нижних чинов для службы в командах перевели из полевых полков, квартировавших в Сибирской инспекции. Так, в горную штатную команду попал рядовой Михаил Федоров сын Татьков, 43 лет, выходец из солдатских детей, до этого служивший в Томском мушкетерском полку (ГАПК. Ф. 180. Оп. 1. Д.203. Л. 60-64). В обязанности штатных команд входила охрана казенных заводов, денежных кладовых, магазинов, сопровождение транспортов с грузом, содействие полиции, исполнение экзекуций.

В 1820 г. правительство решило заменить казавшиеся неэффективными штатные команды на более боеспособные Горные батальоны. 21 апреля из двух рот при Пермском горном правлении и команд состоящих при Пермских заводах: Юговском, Мотовилихинском, Пыскорском, и заводах Воткинском и Златоустовском, был сформирован Горный батальон № 1 из четырех рот. По штату в батальоне полагалось иметь людей: штаб-офицеров 2, обер-офицеров 17, унтер-офицеров 48, рядовых 600, нестроевых 59 (Хроника, 1852, с. 66). В обязанности горных батальонов входило содержание караулов при заводах,

сопровождение караванов с деньгами и металлами, управление приписными крестьянами и наблюдение за поведением рабочих. Офицеры батальонов должны были привлекаться к ведению следственных дел. Батальон был в подчинении горного начальства, а по части «военного устройства» подчинялся Отдельному корпусу внутренней стражи (ПСЗРИ, 1830, с. 171-172).

С восшествием на престол императора Николая I начинается милитаризация жизни казенных горных заводов. Горные батальоны, численность которых со времени их формирования так и не была доведена до штатной, пополняются нижними чинами из различных гарнизонных частей, и в 1829 г. реорганизуются в Оренбургские линейные батальоны. Батальон на Пермских заводах получил № 13, а в 1837 г. сменил его на №7. Батальоны продолжали выполнять те же функции, но теперь в них стали обращать большее внимание на военную подготовку, которая, впрочем, в те времена сводилась к строевым экзерцициям. Линейные батальоны, расположенные на уральских горных заводах, составляли бригаду, подчинялись начальнику Отдельного Оренбургского корпуса, но числились в откомандировании. Главный начальник Уральских горных заводов пользовался в отношении этих батальонов правами начальника дивизии (Военно-статистическое обозрение). В 1832 г. было приказано иметь при Оренбургских линейных батальонах, состоящих на уральских заводах, восемь артиллерийских орудий с зарядными ящиками (Стража России, 2002, с. 232). Артиллерия у горных батальонов имелась и ранее, но чаще всего орудия эти применялись не против внешнего врага, а против своих же рабочих, недовольных действиями горной администрации или условиями труда. Весной 1826 г. вспыхнули волнения крестьян и мастеровых Ревдинского завода. Для наведения порядка из Екатеринбурга на завод были присланы 2 роты Оренбургского линейного батальона № 14 при одном орудии, под командою командира батальона подполковника Пащенко. Рабочие забросали солдат камнями и слитками чугуна. Командир батальона, 2 офицера и 17 рядовых были ушиблены. Войска открыли огонь из ружей и пушки. Со стороны восставших были убиты 33 и ранены 62 человека (ГАПК. Ф.280. Оп. 1. Д. 426. Л. 2-8). Интересно, что горные батальоны, так часто выполнявшие карательные функции, одновременно были местом отбывания наказания. В приказах по Оренбургскому линейному батальону №7 упоминается унтер-офицер Генрих Рыхновский, сосланный на службу в батальон в 1831 г. по обвинению в участии в польском восстании. Правда через десять лет в 1841 г. выяснилось, что Рыхновский невиновен, и его было приказано отправить на родину (ГАПК. Ф. 337. Оп. 1. Д. 173).

С началом царствования Александра II на горных заводах Урала начинается новая эпоха, горное ведомство демилитаризуется, проводятся серьезные политические и экономические реформы. После отмены крепостного права необходимость в особой «горнозаводской армии» отпала, и в 1863 г. горные батальоны были расформированы, а обязанности по охране казенных заводов перешла к гарнизонным частям военного ведомства.

Источники неопубликованные:

ГАПК. Ф. 65. Оп.1. Д. 683; Ф. 180. Оп. 1. Д. 104. Л. 3а, 14, 15. Д.203. Л. 6064; Ф.280. Оп. 1. Д. 426. Л. 2-8; Ф. 337. Оп. 1. Д.14. Л. 1, 44. Д. 173; Ф. 316. Оп. 1. Д. 17. Л. 12

Военно-статистическое обозрение - Военно-статистическое обозрение Пермской губернии. Составленное по рекогносцировкам и материалам, собранным на месте, Генерального штаба штабс-капитаном Макшеевым в 1850 и 1851 годах. Рукопись. - ПКМ. 10759

Источники опубликованные:

Генин, 1937 - Вильгельм де Генин. Описание Уральских и Сибирских заводов. - М., 1937

Стража России, 2002 - Внутренняя и конвойная стража России. Документы и материалы. - М., 2002

Доклады и сведения, 1807 - Высочайше Утвержденные Доклады и другие сведения о новом образовании Горного Начальства и Управления Горных Заводов. - СПб., 1807

Кунгур, 1886 - Кунгур. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. - М., 1886

ПСЗРИ, 1830 - Полное собрание законов Российской империи, Т. VII, Т. XXXVII, Т. ХЪГУ. - СПб., 1830

Литература:

Корепанов, 2005 - Корепанов Н. Первый век Екатеринбурга. - Екатеринбург,

2005

Земцов, Ляпин, 1992 - Земцов В.Н. Ляпин В.А. Екатеринбург в мундире. -Екатеринбург, 1992

Пузанов, 2011 - Пузанов В.Д. Военные факторы русской колонизации Западной Сибири (конец XVI - XVII в.). - СПб., 2011

Рабинович, 1977 - Рабинович М. Д. Полки петровской армии 1698 - 1725. Краткий справочник. - М., 1977

Хроника, 1852. - Хроника Российской Императорской армии, составленная по высочайшему повелению. Часть VII. - СПб., 1852

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.