УДК: 34.09
Мадалинов А. Т.
Преподаватель кафедры «Гражданского права и процесса» Юридический факультет КНУ им. Ж. Баласагына
ГОРНОЕ ПРАВО, КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В статье рассматривается и анализируется законодательство о недрах в Кыргызской Республике, на основе которого делаются теоретические выводы на предмет становления горного права как отрасли права в Кыргызской Республике.
Ключевые слова: Горное право, недра, недропользование, отрасль права.
Алексеев С.С. считал, что отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризующейся определенной целостностью, автономностью. Можно ли это научное определение Алексеева Сергея Сергеевича отнести к горному праву? Чтобы ответить на этот вопрос, есть необходимость обратиться к мнению специалистов в этой области и проанализировать законодательство недропользования в Кыргызской Республики.
К изучению горного права подходили не так много ученых, одни из видных были Сырдоев Н. А., Перчик А. И., Певзнер М. Е., Мухитдинов Н. Б., которые употребляли следующие взаимосвязующие термины исследуя вопрос о горном праве: недра и недропользования.
Так проф. Сырдоев Н.А., дает следующее определение понятию «недра»: «Под недрами следует понимать часть природной среды, находящейся под земной поверхностью, а также минералы, элементы и горные породы, выходящие на поверхность земли» [1, с. 13]. Из этого определения следует, что недра — понятие объемное, а не плоскостное. По мнению Певзнера М.Е., более удачное формулировка понятия «недра» содержится в Указе Президента Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 г. №2828 [2], который имел силу Закона: «Недра — часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов, простирающейся до глубин, доступных для проведения операций по недропользованию с учетом научно-технического прогресса». Как следует из приведенной формулировки понятия «недр» содержащийся в казахском законодательстве, ее большая часть совпадает с тем, как это понятие трактуется в нашем кыргызском законодательстве, так согласно новому Закону Кыргызской Республики «О Недрах» от 9 августа 2012 года [3]: «Недра — часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения, включая россыпные проявления полезных ископаемых».
Как мы видим, понятие «недра» формулированное казахским законодательством более шире рассматривает «недра» в конце определения «...доступных для проведения операций по недропользованию с учетом научно-технического прогресса».
Под операциями по недропользованию ученые считают — это работы, относящиеся к государственным геологическим недрам, разведке и добыче, в том числе работы, связанные с разведкой и добычей подземных вод, лечебных грязей, разведкой недр для сброса сточных вод, а также работы по строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей [4, с. 14]. Из этого следует на сколько разнообразны и тем не менее однородны отношения по поводу пользования недрами требующие отдельный предмет и метод в первую очередь правового регулирования, ибо эти отношения затрагивают интересы очень большого
круга лиц. Но это не значит, что наше понятие «недр» не включает в себя выше указанные действия под операциями по недропользованию
При исследовании горного права — как отрасли права, нас должно в большей мере интересовать каким образом регулируются отношения по недропользованию. В этом вопросе ведутся очень большие споры среди ученых юристов, так часть из них считает, что правовой режим недр следует рассматривать в рамках земельного права. В.Н. Храпанюк, классифицируя систему права современного общества, выделял в ней в качестве одной из основных отраслей — земельное право и утверждал, что оно «регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества» [5].
С таким подходом был не согласен Певзнер М.Е., так как правовые нормы он считал используемые в землепользовании весьма затруднительно применять для регулирования общественных отношений в сфере охраны и рациональному использованию водных ресурсов и ресурсов недр.
По нашему мнению, более убедительную позицию отстаивал Г.А. Аксененко, который рассматривая земельные правоотношения, отмечал, что недра есть особый и своеобразный объект государственной собственности, имеющий ряд специфических черт по сравнению по сравнению с другими объектами, и отношения по недропользованию регулируются в силу особыми нормами горного права [6]. Он еще 50-х годах прошлого века высказывал предположение, что со временем в результате развития указанных отношений и соответствующего законодательства они будут выделены из системы земельного права и призваны самостоятельной отраслью права.
Основная масса ученых относит горное право к одной из отраслей природоресурсного права, которая вместе с природоохранительным правом образуют одну самостоятельную отрасль — экологическое право.
В теории права для возникновения и существования самостоятельной отрасли права необходимо выполнения четырех условий :
- государственный интерес к созданию такой отрасли права;
- специфика регулируемых общественных отношений, составляющих предмет самостоятельного правового регулирования;
- потребность в особом методе правового регулирования;
- наличие либо потребность в особых источниках права.
Проанализировав эти условия, можно установить, существует ли в современном Кыргызстане самостоятельная отрасль права, которая регулирует общественные отношения в области государственного регулирования, использования и охраны недр.
1. Какой у Кыргызской Республики интерес к созданию такой отрасли права?
Кыргызстан уникален тем, что богат своим разнознобразием содержащихся в недрах. У нас есть нефть, газ, каменный уголь, редкоземельный и цветной металл (сурьма, ртуть, олово, вольфрам, молибден), ну и конечно золото, по объему которого мы входим в число мировых лидеров. А также иными природными ресурсами. Добываемые природные ресурсы являются основой промышленного производства страны, составляя 56,8 % объема промышленного производства. Горнодобывающая отрасль в целом составляет 21% ВВП страны и 24% налоговых поступлений [7]. В этой связи глобализация и мировая конкуренция заставляет Кыргызскую Республику придавать особый интерес вопросам, связанным с недропользованием, а также придавать национальное значение с целью устойчивого развития страны и стабильность общественных отношений как в экономическом плане, так и в политическом. Последнее с 2012 года и по сей день имеет серьезный характер ставя под угрозу независимость Кыргызской Республики. Из выше сказанного, Кыргызстан развивающееся правовое государство и заинтересован в создании самостоятельной отрасли в области государственного регулирования, использовании и охраны недр, нормы которой будут реально отражать в первую очередь экологический и экономический интерес
государства и населения, а не отдельных группировок как иностранных лиц, так и местных горнодобывающих предпринимателей. Приведя всех к общему консенсусу к наиболее эффективному регулированию этих специфических, по нашему мнению, общественных отношений.
2. Какова специфика регулируемых общественных отношений в области недропользования, составляющих предмет самостоятельного правового регулирования горного права?
Недра как объект право собственности имеет тройственный характер. Это тройственность проявляется в том, что недра:
- с одной стороны, неотделимы от биосферы как другие природные ресурсы (земельные, водные, лесные и др.) является всенародным достоянием. Это позволяет рассматривать недра как объект исключительной государственной собственности;
- недра также являются, согласно экологическому законодательству, «природоохранным объектом», в данном случае отношения возникающие по поводу охраны недр входит в предмет правового регулирования экологического права;
- с другой стороны, ресурсы недр (полезные ископаемые, подземное пространство и др.) процессе возникновения отношений недропользования превращаются в товар (продукцию, имущество) и становится предметом гражданско-правовых сделок, а значит и объектом гражданско-правовых или предпринимательских отношений.
Однако основная специфика отношений недропользования, по нашему мнению, проявляется в:
- вероятностном характере результатов работ по обнаружению ресурсов недр;
- повышенном риске процесса присвоения полезных свойств участков недр;
- необходимость совмещения пользования недрами и их охраны;
- особый режим работ по консервации или ликвидации горного предприятия [8, с. 32].
Некоторые виды этих специфических отношений уже регулируются исключительными нормами формирующийся отрасли права.
3. Каков метод правового регулирования горного права?
Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — на вопрос, как регулирует. Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по отношению к предмету дополнительный (процессуальный) характер.
При регулировании общественных отношений используются различные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Их применение зависит от содержания отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, и уровня правовой культуры населения [9].
Говоря о методе правового регулирования отношений недропользования в рамках самостоятельной отрасли права, то на сегодняшний день в современной юридической науке это проблема не исследовалась. По нашему мнению, существует большая потребность в выделении такого метода. Наш метод правового регулирования современных отношений недропользования должен:
- в первую очередь защищать экономические и экологические интересы Кыргызской Республики и его населения при пользовании недрами;
- во-вторых, обеспечить возможность субъекту предпринимательской деятельности получить ожидаемый экономический результат в процессе присвоения полезных свойств недр;
- в-третьих, учитывать специфику недр являющийся природным ресурсом, природоохранным объектом и операционным базисом деятельности нашего общества.
Певзнер М.Е. в своих исследованиях приводит метод правового регулирования отношений недропользования который имеет комплексный характер, а в некоторых моментах схож с методом правового регулирования отношений землепользования и включает ряд юридических приемов:
- подчинения;
- разделения;
- равенства;
- согласования;
- ограничения [10, с. 34-35].
Приведем пример на Законе КР «О недрах» каким образом применяются и используются государством вышеуказанные юридические приемы:
Прием подчинения применяется при регулировании отношений государственной собственностью на недра в Кыргызской Республики (см: ст.3 Закона КР «О недрах» от 9 августа 2012 г №160) и связан главным образом с владением, пользованием и распоряжением государственным фондом недр в пределах территории Кыргызской Республики. Государство — собственник недр, применяя прием подчинения в правовых нормах недропользования, во-первых, определяет систему полномочий общей (см: ст.5 там же) и специальной (см: ст. 6, 7, 8, 9 там же) компетенций органов государственного управления фонда недр Кыргызской Республики (см: ст. 10 там же), и, во-вторых определяет порядок пользования недрами (см: глава 3 там же), права, обязанности, разрешение споров и ответственность недропользователей (см: глава 7 там же).
Прием разделения используется при определении видов (уровней) государственной собственности на недра Кыргызская Республика, применяя прием разделения в правовых нормах, имеет возможность:
- вести Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Кыргызской Республики;
- вести Государственный баланс запасов полезных ископаемых Кыргызской Республики;
- вести Государственная апробацию и регистрация запасов и ресурсов полезных ископаемых;
- образовывать и вести Государственный резерв земель месторождений полезных ископаемых;
- предавать и вести перечень месторождения полезных ископаемых общегосударственного значения (см: ст. 11, 12, 13, 14, 15 Закона КР «О недрах» от 9 августа 2012 г. №160).
Прием равенства используется при определении порядка получения прав на пользования недрами. Кыргызская Республики, применяя прием равенства в правовых нормах, законодательно закрепляет равные права будущих субъектов пользования недрами в получении лицензии в порядке конкурса или аукциона (см: Главы 3, 4 Закона КР «О недрах» от 9 августа 2012 г. №160).
Прием согласования используется при определении границ горного, геологического и земельного отвода.
Прием ограничения применяется при определении обязанностей и ответственности недропользователей. А также устанавливает определенные требования по рациональному использованию и охране недр (см: Главы 6 и 7 Закона КР «О недрах» от 9 августа 2012 г. №160).
Перечисленные юридические приемы, по общему мнению, ученых горного права составляют основу комплексного метода правового регулирования отношений недропользования, отличающегося как мы видим от методов, применяющихся и использующихся в других отраслях права.
4. Источники горного права
Источники горного права — представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие требования к недропользованию, принятые на то уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в установленной форме и процедуре предусмотренной законодательством.
Современное законодательство о недрах Кыргызской Республики основывается на:
- Конституции КР от 27 июля 2010 г.;
- Законе КР «О недрах» от 9 августа 2012 г №160;
- Земельном кодексе от 2 июня 1999 года № 46;
- Законе КР «О нефти и газе» от 8 июня 1998 года № 77;
- Законе КР «О хвостохранилищах о горных отвалах» 26 июня 2001 года № 57;
- Законе КР «О соглашениях о разделе продукции при недропользовании» от 10 апреля 2002 года № 49.
Эти нормативно-правовые акты являются основными источниками горного права определяющим общие принципы и требования к пользованию недрами в Кыргызской Республики. В горном законодательстве также большое количество подзаконных нормативно правовых актов и соглашения определяющие процедуры пользования ресурсами недр.
Из всего вышеуказанного можно констатировать выполнение четырех условий, определяет теоретического существования самостоятельной отрасли права, регулирующий правовой режим недропользования.
В начале статьи мы задали вопрос: Можно ли научное определение «отрасли права» Алексеева С.С. отнести к горному праву? Проанализировав исследования ведущих ученых данной области права и законодательство недропользования Кыргызской Республики, мы попытаемся теоретически ответить, на этот дискуссионный вопрос теоретиков. Горное право — это отрасль права в системе права Кыргызской Республики, которая имеет совокупность установленных государством юридические норм, регулирующие отношения, возникающие в области государственного регулирования, использования и охраны недр.
Литература
1. Горное право: Учеб. для вузов — 3 изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2006. — С. 13.
2. Указ Президента Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 г. — № 2828.
3. Закон Кыргызской Республики «О недрах» от 9 августа 2012 г. №160.
4. Горное право: Учеб. для вузов — 3 изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2006. — С. 14.
5. Храпанюк В.Н. Теория государства и право / В.Н. Храпанюк. -М.: ИПП «Отечество», 1993.
6. Аксененок Г. А. Земельные правоотношения в СССР. — М.: — Госюриздат, 1958.
7. Мадыков М., Тагаева Ж. Правовой режим недропользования в Кыргызстане: вопросы и ответы// И-пс «Токтом»
8. Горное право: Учеб. для вузов — 3 изд., перераб. И доп. — М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2006. — С. 32.
9. Горное право: Учеб. для вузов — 3 изд., перераб. И доп. — М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2006. — С. 14.
10. Теория государство и право: Учебник для юридических вузов и факультетов, под ред. проф. С.С. Алексеева.