Научная статья на тему 'Горьковский Совет народного хозяйства 1957-1965 гг. : механизм управления предприятиями промышленности'

Горьковский Совет народного хозяйства 1957-1965 гг. : механизм управления предприятиями промышленности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
941
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРЬКОВСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА (СОВНАРХОЗ) / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗОВ / ПЛАНИРОВАНИЕ / COUNCIL OF THE PEOPLE’S ECONOMY OF GORKY ECONOMIC REGION (SOVNARCHOZ) / INDUSTRIAL ENTERPRISE / PLACING OF ORDERS / PLANNING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соборнов Павел Евгеньевич

В статье рассматривается механизм взаимодействия Горьковского совнархоза с подведомственными предприятиями. Изучение этой проблемы вскрывает механизм реализации экономических преобразований в стране эпохи «оттепели» и позволяет выяснить причины неэффективного управления экономикой в решении острых производственных проблем на этапе проведения хрущевских экономических реформ в региональном аспекте. На основе анализа масштабного архивного материала автор пришел к выводу о том, что сама идея реформ оказалась не совместимой с плановым развитием экономики и реалиями региональных производственных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Соборнов Павел Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GORKY COUNCIL OF THE PEOPLE’S ECONOMY OF 1957-1965: MANAGEMENT MECHANISM OF THE INDUSTRY ENTERPRISES

The article considers the cooperation mechanism of Gorky council of the people’s economy with lower enterprises. Studying this problem opens the realization mechanism of economic transformations in the country of the "thaw period" and allows to find out the reasons for poor control of economy when solving acute production problems at the stage of carrying out Khrushchev’s economic reforms at regional level. On the basis of the analysis of the large-scale archival material the author has come to the conclusion that the idea of reforms appeared to be incompatible with planned economy development and realities of regional production process.

Текст научной работы на тему «Горьковский Совет народного хозяйства 1957-1965 гг. : механизм управления предприятиями промышленности»

УДК 94(47). 084.9

^борнов Павел Евгеньевич

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и документоведения Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева тел.: (831) 436-63-12

ГОРЬКОВСКИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА 1957-1965 гг.: МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В статье рассматривается механизм взаимодействия Горьковского совнархоза с подведомственными предприятиями. Изучение этой проблемы вскрывает механизм реализации экономических преобразований в стране эпохи «оттепели» и позволяет выяснить причины неэффективного управления экономикой в решении острых производственных проблем на этапе проведения хрущевских экономических реформ в региональном аспекте. На основе анализа масштабного архивного материала автор пришел к выводу о том, что сама идея реформ оказалась не совместимой с плановым развитием экономики и реалиями региональных производственных процессов.

Ключевые слова: ^вет народного хозяйства Горьковского экономического района (Совнархоз), промышленное предприятие, размещение заказов, планирование.

Sobornov Pavel Еvgenievich

PhD in History, Associate Professor of the Department of History and Scientific Discipline of Documentation of Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alekseev tel.: (831) 436-63-12

GORKY COUNCIL OF THE PEOPLE’S ECONOMY OF 1957-1965: MANAGEMENT MECHANISM OF THE INDUSTRY ENTERPRISES

The article considers the cooperation mechanism of Gorky council of the people’s economy with lower enterprises. Studying this problem opens the realization mechanism of economic transformations in the country of the "thaw period" and allows to find out the reasons for poor control of economy when solving acute production problems at the stage of carrying out Khrushchev’s economic reforms at regional level. On the basis of the analysis of the large-scale archival material the author has come to the conclusion that the idea of reforms appeared to be incompatible with planned economy development and realities of regional production process.

Key words: council of the people’s economy of Gorky economic region (Sovnarchoz), industrial enterprise, placing of orders, planning.

В процессе развития плановой экономической модели в СССР особое место занимают экономические преобразования эпохи «оттепели». Без изучения регионального опыта проведения этих преобразований невозможно понять процесс нарастания кризисных тенденций в советской экономике, а значит причин краха СССР и мировой социалистической системы в начале 1990-х гг. Масштабность и значимость преобразований, проводимых в СССР во второй половине 1950 - нач. 1960-х гг., объясняется тем, что впервые за несколько десятилетий была сделана попытка отказа от централизованного регулирования экономических процессов в СССР. Эта попытка была обусловлена несколькими причинами: стремлением государства повысить роль региональных политических и экономических властных структур в принятии управленческих решений, стремлением повысить производительность труда на предприятиях промышленности. Для этого упразднялись промышленные министерства и создавались новые хозяйственные органы власти - советы народного хозяйства. Они должны были нести ответственность за «выполнение плановых заданий, изыскание путей повышения эффективной деятельности предприятий, развитие специализации и кооперирования промышленности» [1]. Совет народного хозяйства, созданный за два месяца в Горьковском административном экономическом районе, должен был взять на себя ответственность за управление всей промышленностью района. Взаимодействия с промышленными предприятиями и содействие им в решении острейших производственных вопросов стали основными в деятельности Горьковского совнархоза. Его функции потребовали достаточно масштабной переписки с Государственной плановой комиссией при Совете Министров РСФСР по вопросам управления предприятиями. Причем речь в данном случае шла о составлении отчетов, докладных записок и справок. Постепенно, на практике, роль совнархоза в управленческих процессах стала сводиться к документационной работе. Управление предприятиями осуществлялось посредством предоставления отчетной документации. Документов было так много, что «сотрудникам совнархоза приходилось часто задерживаться на работе» [2]. Руководители структурных подразделений шли на откровенное нарушение трудового законодательства, с целью обеспечения быстрой подготовки отчетных документов в Госплан РСФСР. В итоге, эта отчетная деятельность приводила к тому, что у работников совнархоза не оставалось времени на командировки на подведомственные предприятия. Многие руководители управлений совнархоза отмечали, что «серьезным недостатком у нас является незнание заводов». По нормативным документам, совнархоз должен был руководить промышленностью и быть координирующим органом, на практике же наблюдалось стремление промышленных предприятий решить свои производственные проблемы за счет средств со-

вета народного хозяйства. Они стали предъявлять совнархозу «ненужные и необоснованные требования», пользуясь незнанием сотрудниками предприятий совнархоза [3].

Госплан и Совет Министров РСФСР, несмотря на создание совнархозов, оставались важнейшими органами государственной власти, осуществлявшими экономическое планирование. Именно они продолжали распределять государственные промышленные заказы по предприятиям страны в СССР. Это требовало от высших планирующих органов информации о производственных мощностях каждого промышленного предприятия. Таким образом, Горьковский совнархоз и другие совнархозы страны рассматривались в качестве «информаторов» о положении дел на предприятиях. Такой механизм принятия решений, несмотря на упразднение промышленных министерств, сохранился и вызывал недовольство начальников управлений. Госплан РСФСР стремился распределить промышленные заказы самостоятельно, без участия совнархозов. Работники Горьковского совнархоза, выражали стремление «навести порядок в распределении функций и запретить вышестоящим подменять нижестоящие организации...», ведь «если нам верят, подобрали нас, дайте нам все эти вопросы решать самостоятельно» [4]. Острее всего эта беспомощность Горьковского совнархоза чувствовалась на предприятиях промышленности Горьковского экономического административного района. Сотрудники совнархоза были вынуждены признать: «Мы теряем авторитет политикой угодничества перед руководством заводами» [5]. Предприятия не чувствовали никакой помощи совета народного хозяйства, поэтому и стали уклоняться от исполнения заказов на непрофильную продукцию по распоряжениям совнархоза. Горьковский авиационный завод просто уклонился от производства промышленных контейнеров для морского флота, ссылаясь на отсутствие материалов необходимых для производства и производственных площадей. Завод «Красное Сормово» сорвал выпуск важнейших производственных заказов.

Взаимоотношения между советом народного хозяйства и промышленными предприятиями достигли своей остроты уже в 1958 г. - на второй год существования совнархоза. Некоторые руководители горьковских предприятий стали требовать вывести их предприятия из подчинения совнархозу и передать в профильные комитеты при правительстве и тем самым «обособить» заводы, для получения доступа к государственным ресурсам. Докладные записки руководителей совнархоза отражают всю беспомощность этого органа в деле управления предприятиями промышленности. Совнархозу ничего не оставалось, как занижать плановые показатели для промышленных предприятий, в противном случае возникала угроза срыва выполнения плана. На заседании совнархоза не раз говорилось о том, что «планы отдел изменяет по требованию заводов, а последние не считаются с заданием спущенным управлением» [6]. Руководители промышленных предприятий стремились все больше решать свои производственные вопросы в обход решений совета народного хозяйства. Воздействовать на руководителей промышленных предприятий совнархоз не мог. Так, например, директору Горьковского авиационного завода за срыв правительственных заказов был объявлен выговор, но реализация правительственных заказов не началась. Намечалась тенденция, когда директора предприятий вступали в переписку по производственным вопросам с промышленным отделом Горьковского областного комитета КПСС более чем с сотрудниками и руководителями отраслевого управления совета народного хозяйства [7]. Руководители предприятий сами признавались, что «бесконечная переписка с совнархозом ничего не дает, кроме траты времени» [8]. Ведь на практике, на заседаниях бюро Горьковского областного комитета КПСС утверждались все начальники отделов и отраслевых управлений совета и заместители председателя совета народного хозяйства [9].

Одним из способов повышения ответственности совнархозов в системе управления народным хозяйством стала реформа партийных органов власти в экономических районах СССР, предпринятая в 1962-1963 гг. С ней было связано стремление четко разграничить полномочия партийных комитетов разного уровня и советов народного хозяйства. Обсуждению будущей реформы было посвящено совещание в областном комитете КПСС по перестройке работы промышленности. Большинство присутствующих высказались за «освобождение парторганов от несвойственных им функций», ведь на местах именно через районные комитеты КПСС решались все проблемы. Один из делегатов, секретарь Приокского районного комитета КПСС отмечал, что «часто наблюдается параллелизм в работе: одни и те же вопросы решают обком, горком, райком и совнархоз. Следует подумать, что целый ряд вопросов нужно разделить - кому чем заниматься» [10]. Причинами такой критической оценки работы Горьковского совнархоза была его неспособность руководить промышленными предприятиями и «решать конкретные вопросы управления промышленностью». Ведь партийные органы могли вмешаться в работу совнархоза и даже, на практике, изменить решение совнархоза. Если на начальном этапе деятельности Горьковского совнархозы были попытки решить вопросы в обход партийных комитетов, то с уходом Николая Николаевича Смеля-кова с поста председателя совнархоза в декабре 1957 г., партийные органы власти практически

руководили деятельностью совета народного хозяйства. Участники совещания по перестройке работы промышленности признавались в том, что « нет такого вопроса, который бы не спрашивали с партийных органов». Функции совета народного хозяйства сводились к переписке с горьковским областным комитетом КПСС, Госпланом при Совете Министров РСФСР, и принятию распоряжений «во исполнение постановлений Совета Министров РСФСР». Следствием всего этого стал тот факт, что на многих подведомственных предприятиях совета народного хозяйства уже в начале 1962 г. стали наблюдаться факты фальсификации плановых показателей в виде «приписок». Они возникали по той причине, что реализовать плановые показатели было не возможно по причине отсутствия у совнархоза способов воздействия на предприятия, а откровенный отказ от плановых показателей означал снижение объемов государственной поддержки промышленных предприятий. Какова же роль Горьковского совнархоза в недопущении «приписок»? На этот вопрос ответил первый секретарь, созданного в результате реформы 1962-1963 гг., Горьковского промышленного областного комитета КПСС Михаил Тимофеевич Ефремов: «Бывший Горьковский совнархоз и его отраслевые управления не создали обстановку нетерпимости к фактам обмана государства, слабо проводили и проводят работу по проверке достоверности отчетных данных и укреплению отчетной дисциплины» [11].

Таким образом:

Совнархоз так и не стал важнейшим органом управления промышленности, так как создавался он Горьковским областным комитетом КПСС.

Сама идея создания совнархозов, как территориальных органов управления промышленностью, оказалась несовместима с плановым развитием экономики, находившим отражение в деятельности Госплана РСФСР.

Реформы высших органов экономического планирования в СССР не произошло, что привело к параллелизму в исполнении обязанностей совнархозом и плановыми органами.

В силу отсутствия у совнархоза рычагов воздействия на подведомственные предприятия, последние не воспринимали его в качестве органа власти, так как у совнархоза не было денежных средств на решение производственных вопросов.

Требования совнархоза к подведомственным заводам и фабрикам были огромными и не соответствовали производственным мощностям заводов и фабрик.

У совнархоза не получилось стать эффективным органом власти в системе управления народным хозяйством.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Смеляков Н.Н. Уроки жизни. М., 1988.

2. Государственный общественно-политический архив Нижегородской области (ГОПАНО). Ф. 7207. Оп. 1. Д. 12.

Л. 24.

3. ГОПАНО. Ф. 7207. Оп. 1. Д. 18. Л. 80.

4. ГОПАНО. Ф. 39. Оп. 8. Д. 121. Л. 35-36.

5. ГОПАНО. Ф. 7207. Оп. 1. Д. 18. Л. 82-83.

6. ГОПАНО. Ф. 7207. Оп. 1. Д. 18. Л. 82-83.

7. ГОПАНО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 1163. Л. 1-82.

8. ГОПАНО. Ф. 39. Оп. 8. Д. 121. Л. 110.

9. ГОПАНО. Ф. 3. Оп.2. Д. 1061. Л. 76.

10. ГОПАНО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 1724. Л. 1-23.

11. ГОПАНО. Ф. 7220. Оп. 1. Д. 13. Л. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.