Научная статья на тему 'ГОМИЛИЯ ПСЕВДО-ВАСИЛИЯ КЕСАРИЙСКОГО КАК ОБРАЗЕЦ ВИЗАНТИЙСКОГО ТОРЖЕСТВЕННОГО КРАСНОРЕЧИЯ V ВЕКА'

ГОМИЛИЯ ПСЕВДО-ВАСИЛИЯ КЕСАРИЙСКОГО КАК ОБРАЗЕЦ ВИЗАНТИЙСКОГО ТОРЖЕСТВЕННОГО КРАСНОРЕЧИЯ V ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
24
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОМИЛИЯ ПСЕВДО-ВАСИЛИЯ КЕСАРИЙСКОГО / ГОМИЛИЯ ПСЕВДО-ИОАННА ЗЛАТОУСТА / РИТОРИКА / ЭМФАТИЗАЦИЯ / РУКОПИСНАЯ ТРАДИЦИЯ РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / THE HOMILY BY PSEUDO-BASIL THE GREAT / THE HOMILY BY PS.-JOHN CHRYSOSTOM / RHETORIC / EMPHATIZATION / THE MANUSCRIPT TRADITIONS OF SOME EARLY BYZANTINE LITERARY MONUMENTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пернбаум А.Г.

Приводится перевод и подробный филологический анализ одного из памятников ранневизантийского торжественного красноречия IV-V веков, ложно приписываемый в византийской традиции св. Василию Кесарийскому. Указывается на близкую параллель в том, что касается риторических приёмов обработки текста с целью дальнейшей эмфатизации - в гомилии псевдо-Златоуста (CPG 4193). Это способствует углублению наших знаний о ранневизантийской светской и церковной риторике, изучению которой отдали столько сил Х.-Г. Бек, Г.Л. Курбатов, С.С. Аверинцев и другие классики научной мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HOMILY BY PSEUDO-BASIL OF CAESAREA AS AN EXAMPLE OF THE FIFTH-CENTURY BYZANTINE FESTIVE RHETORIC. PRELIMINARY NOTES CONCERNING THE MANUSCRIPT TRADITION AND THE RUSSIAN TRANSLATION

We make a detailed philological analysis and a Russian translation of an interesting monument of the fourth- or fifth-century Byzantine festive rhetoric, which was falsely attributed in the later Byzantine tradition to St. Basil the Great. We make a comparison of our text with its rhetoric techniques, aimed at putting special emphasis on the basic Christian tenets, with another monument, i.e., the Ps.-Chrysostomean homily (CPG 4193). This will facilitate our penetrating into a deeper knowledge about the early Byzantine profane and ecclesiastical rhetoric which had been the subject of so profound a study by the classics of scientific thought - such as H.-G. Beck, George L. Kurbatov, Sergey S. Averintsev et al.

Текст научной работы на тему «ГОМИЛИЯ ПСЕВДО-ВАСИЛИЯ КЕСАРИЙСКОГО КАК ОБРАЗЕЦ ВИЗАНТИЙСКОГО ТОРЖЕСТВЕННОГО КРАСНОРЕЧИЯ V ВЕКА»

Алексей Пернбаум

Гомилия Псевдо-Василия Кесарийского как образец византийского торжественного красноречия V века

Вводные замечания о рукописной традиции и перевод текста

УДК 82(091)

1. Рукописная традиция текста. В

1948 году Д. Аман опубликовал греческую гомилию на воплощение Христа (CPG 5835 Homilia XXXVI (Proclus Const). De incarnatione Domimi) против Нестория, написанную в V веке [7]. Издание основывается на четырёх рукописях, среди которых две сохранены в Риме (Ottob. 1 и Vat. 1982) и две в Париже (Paris. gr. 497 и Paris. gr. Suppl. 211). Создавая текст, Давид Аман даёт предпочтение двум кодексам из Рима. Ему были известны четыре рукописи, представляющие текст данной проповеди: O - Ottobonianus graecus 1, XI века; V - Vaticanus graecus 1982, X век; P - Parisinus graecus 497, X век; S - Parisinus Suppl. graecus 211, X-XI века.

В итальянских и греческих библиотеках Стиг Рудберг [13] отметил ещё пять рукописей, которые содержат обсуждаемую гомилию: M - Marcianus graecus 55, X век; B - Vaticanus graecus 2056, X-XI века; L - Patmius 28, XII век; M2 - Marcianus graecus 57, XII век; A - Ambrosianus graecus 601, XVI век.

Экземпляр O, почти полностью сохранённый в итало-греческой коллекции, содержит проповеди и агиографические материалы (navnyuQiKO^aQTUQoAoyiov)

по всему церковному году. На Рождество (25 декабря) этот сборник содержит три проповеди, посвящённые Рождению Христа. Первая из них, под номером 19 - гомилия, приписанная Иоанну Златоусту elç rqv ¿vav0Qwnnaiv той kuqîou, и начало которой: E|jvr]CT0nv той 0£ой (CPG 4636 In illus: Memor fui dei (Пс. 76,9). Помянух Бога и возвеселихся [11, t. 61, 689-698; рус. пер.: 3, т. 10, ч. 2, 830-841)). Далее следует другая гомилия под номером 20, Григория Богослова: elç то yevéGAiov той kuqîou. Она начинается словами: Xqîcttoç yevvàTai (= Слово 38). Наконец, под номером 21 приводится третья гомилия на Рождество, которая является предметом настоящего исследования. Её название начертано в чёрном унциа-ле: той àyîou BaaiAeîou ¿пюкопои Kaiaapeîaç KannaboKÎaç- elç rqv yévvnaiv той kuqîou ^^ùv 1^аой Xqlcttoù Incipit: Elç |3à0oç oiktlq^ùv ¿^neaùv той 0еой.

Рукопись V содержит прежде всего произведения Василия Кесарийского: корпус различных бесед (7, 8 и 6) на Шестоднев и корпус бесед на Псалмы. Здесь наша Гомилия на Воплощение является двадцатой частью корпуса различных или духовных гомилий Ва-

силия. Ей предшествует подлинная гомилия Василия, высказанная во время голода и засухи. За нею следуют проповеди, принадлежащие Василию, также подлинные, призывающие ко крещению. Сама гомилия на Воплощение озаглавлена: ец т^ ¿уоубрюлпогг той кирюи.

Все девять рукописей единогласно атрибутируют её Василию Кесарийскому, но издатели единодушно отрицают такую атрибуцию. В лесбосском кодексе, описанном Э. Тоньоло (Е. Тошо1о), она приписывается свт. Василию Селев-кийскому1. Давид Аман предлагает в качестве вероятного автора свт. Прокла Константинопольского (390-446). Соглас-но Рудбер-гу, вряд ли можно оспаривать правильность этого решения. Несомненно, св. Василий Кесарийский не является автором настоящей проповеди. Данное суждение разделяет и Й. Альдама [6].

2. Сопоставление Гомилии со спорным сочинением Златоуста. Среди многочисленных бесед, ошибочно приписываемых св. Иоанну Златоусту (ок. 344-407), наше внимание привлекает проповедь на евангельские слова: Коей властию сия твориши (СРв 4193) [11, 1. 56, 411-428], которое удивительным образом совпадает с текстом изучаемой нами гомилии как в смысловом аспекте, так и стилистически. Слово псевдо-Златоуста входит в небольшой цикл бесед, атрибутируемых епископу Севериану Гавальскому2. Приведём наиболее характерные фрагменты этой гомилии. Как и в случае нашего основного источника, здесь порицается излишнее исследование догматов веры, в которые нам повелевается веровать, а не исследовать (эта мысль обширно прослеживается в Севериановых сочинениях):

Пютеиете тг] аЛт]9ец(:, ка1 |аг] аутьЛеуете тг] аЛт]9ещ:. Мг] тсараурасрсш тг^ теп™, |аг] 7тоЛu7^:Qаy|а6veL тг^ (Мссу сриспл;, |аг] и7то[ЗаЛт]д ЛоуктцоТд 6^т]тои; тг^ а9т;атсгу бЩау. ЕтстсраЛ^с; г) тагу Лоуктцап; оЬод • астсраЛг]д ка1 [3е(3а[а г) ëvvoLa тг]д ката тг^ тсттгу оцоЛоуьад. 'Н аЛг]9г]д аосрьаг) тстти; ёстт^. (11,1 56, 428) Верьте истине, и не противоречьте истине. Не искажай веры, не исследуй Божественного естества, не подвергай смертным суждениям бессмертного достоинства. Опасен путь умствований; безопасно и твердо разумение исповедания веры. Истинная мудрость есть вера. [3, т. 6,ч. 2, 732].

Т( ото; 015а то\' 0го\' б-а гонг. бтг ауаОос гонг, бтг аОш'атос гонг. бтг йфОархбс гонг, бтг алгрп'бцтос гонг. бтг акаталгрттос гонг. ааб)|.1ат6с гонг. ал'а/./.оюяос гаи. Таита памта ойа, ка1 ейсод ттросгкггуа). То Ье пыс, есттгу оик ойа, оиЬе еЬ|.Ьах9г^ Что же? Я знаю о Боге, что Он существует, что Он благ, что Он бессмертен, что Он нетленен, что Он необъятен умом, что Он непостижим, бестелесен, неизменяем. Все это я знаю и, зная, поклоняюсь Ему. Но того, как Он существует, я не знаю, и научен

то>Лгтрау[лсл/£1л/ то тоод есттиу, аЛЛ' бть ёсттгу. 'Пстте о ойа стё[Зсо. Оик фаОоу оиспау Эеои 7тоАгтрау[лсл/£1л/' тсттетЗеиу ë|aa9ov, аЬеЛсроь • тсттеиеич. ои тшАгтрауцт/еиу. не исследованию того, как Он существует, а тому, что Он есть. Таким образом, я почитаю то, что знаю; я не научился исследовать существо Божие; я научился веровать, братия, - веровать, а не исследовать.

Ои то>0ой|_иуоу г) т(|)У ттоОоиутсоу Ьт/ацк;, ои срёреь ^г]тг] бг|лд тг^ абт/атсл/ <рйсяу. Сила желающих не может обнять Желаемого; смертное око не может перенести видения бессмертного естества.

Поте |аг] ЬихраЛе то бvo|aa тг]д тсттесод. Ои у ар о 7т(XVт 1 тсттеиагу тсттбд, аЛЛ' о Эеф тсттеиагу, ойтод |a6vog ка1 ест ка1 Лёуетаи КатаЛете Ст]тт1а£1?' ка1 «стластаь 7Т1СТТ1\'. Не унижай же названия веры. Ведь верующий - не тот, кто верит всему, но кто верует Богу, тот только и есть и называется таковым. Оставь исследования и прими веру.

Отши тстд, ёке! ка1 Ь^а|лд-б7тои апют'мх, ёке! ка1 dст9ëvela. Архг] та^ ауаЭагу тстд • ш]уг] та^ ауаЭагу тстд. Где вера, там и сила; а где неверие, там и немощь. Вера - начало благ; вера - источник благ3.

Как и наша гомилия, Слово построе- Так же и наша гомилия последова-но в виде повторяющихся диалогов, ко- тельно опрашивает известных библей-торые состоят из обмена вопросами и ских персонажей, подкрепляя вопросы ответами между известными всем соз- ответами. Эти ответы указывают ауди-даниями - небесными, земными и пре- тории на то, что ни одно из созданий исподними, разъясняющими мысли Божиих не преступило пределов Мои-проповедника о вере. сея и Павла4.

Ерсотт]скуу ка1 сристесод vб|JOug, ка1 ё£,оисаад броид, ка1 Лоуьстцагу акоЛоибНсгу, по'уа ё£,оисаа 6отат«1 ve-кроид ёуеьрса, сгуЭратагу г] Эеои ; Ерсотт]сяп; тбv 7тараЛитш!п;, Ььа тохад ё^оистьад е1д рсоспл; агуакЛ^етси-ëpcoтr]стov Эаицата, ка1 |аг] 7тоЛu7^:pay|aбveL той Эаицатоттоюй тг^ есоистчау. Спроси и законы природы, и пределы (земной) власти, и здравый смысл, какою властью можно воскрешать мёртвых, человеческою или Божиею? Спроси расслабленного, какою властью он встает здоровым; спроси чудеса, и не спрашивай о власти Того, Кто творит чудеса.

'Еро)тт]стсп; тоид аууёЛоид • ёрсотт]сяуу отссу йт^д аитоид етть уг]д х°р£исгутад г) ауи^ог^тад. ЕЬтё аитоТд- Т[ кalv6v ЬьЬасгкете; ть ov стаууёЛЛете ; ка1 еиЭёсод б (Мое Х°С)(1С стократ) стета[ спи 5 их тад; (Мал; ЕиаууеЛьал; • Л6£,а еу Ьгр'юток; Оеф, ка1 ет ущ е1рг\уц, еу ауврсопосс, еуЬошсс. Спроси ангелов, спроси тогда, когда видишь их на земле ликующими, или воспевающими. Скажи им: чему новому вы учите? Что дивного вы возвещаете? И божественный лик тотчас ответит чрез божественные Евангелия: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лк. 2,14).

Также обращает на себя внимание и почти совершенная симметрия фраз как в приведённых выше, так и в помещённых ниже случаях. Вот несколько примеров:

Гкод е1сп]А9е кекЛектц^ал; топ; бирал;; жод ^г]Л9е к£кЛ£lCT|jëva>v тал/ оирауод/; Как же Он вошёл чрез затворённые двери? Как он вознёсся чрез заключённые небеса?

'О тг]д атотад тал/ таита (421) тоЛ^о^тап/ ! со тг]д еиаереьад тагу памха тстте^^тап/ ! О, безумие дерзающих исследовать это! О, благочестие верующих всему этому!

Автор и в этом слове использует редкую игру слов, которая проходит по всему тексту: со словом ста) ¡дата:

Ой уар г^ г| астсоцатод сриспд, г) тсса/тал/ та стсоцата тё^оиста-аЛЛ' г^ |аета тг]д аста>|аатои то стсоца • ка1 тойто г^ тг]д аста>|аатои срйстесод бpyavov. Он не был бестелесным естеством, проникающим чрез всякие тела, но вместе с бестелесной природой было и тело; и оно было органом бестелесной природы;

со словом тисттейстад:

Мг] уар ёЬе^ад, бть Эеф тсттеистад стсоЛето; ДьароЛф тсттеистад епеае, Эеф атохцоас, а>Л1ст9т]сте. Разве ты доказал, что первый человек погиб, поверив Богу? Он пал, поверив диаволу; он подвергся гибели, не поверив Богу.

со словом

£V£Qy£ia:

Можно указать ещё и на следующее соответствие приведённого слова с разбираемой нами гомилией:

Ой vauay£Í пар' ^рху то тг|д 616а-акаЛсад акафод, ой тйпт£та1, ой таратт£та1, ой • аЛЛ' ыд

£й6|^ Л1|а^а е1д тад тйу т6v

Кйрю"У ауатс^т^ 6р|а[С£та1.

«У нас ладья учения5 не подвергается кораблекрушению, не разбивается, не тревожится, не обуревается, но, как в тихую пристань, стремится в души любящих Господа».

Проведённый анализ севериановой беседы неожиданно обнаружил в ней поэтическую обработку евангельского слова, подобную той, с которой мы встречаемся в переведённой нами гомилии псевдо-Василия Кесарийского. В

заключение отметим, что другим сочинением, в котором ясно прослеживается тот же уникальный стиль речи, является работа De incarnatione Dei Verbi et contra Arianos («О Воплощении Бога-Слова и против ариан»)6, на которую впервые обратил внимание

М. Симонетти в 1955 году [15]. В этой проповеди видный итальянский патролог усмотрел особый, характеризующийся стилистической симметрией стиль, не похожий на подлинные произвения свт. Афанасия Великого.

Автор выражает свою благодарность Дмитрию Бирюкову за предоставленные редкие материалы, за само побуждение к написанию этой статьи и за проявленную многолетнюю благожелательность.

СВЯТОЙ ВАСИЛИИ, ЕПИСКОП КЕСАРИИ КАППАДОКИИСКОИ «На Рождество Господа нашего Иисуса Христа»7

Русский перевод текста А.Г. Пернбаума

Погрузившись в глубину милосердия Божия и созерцая спасительную бездну Его человеколюбия, я страшусь, о слушатели, и мой разум смущается. Как на вверенном мне маленьком плоту я осмелюсь

переплыть это девственное и непостижимое море?8 Пророческие трубы воспевают безневестное зачатие, и первый из Ангелов вопиет целование. Я разде-

ляю в то же самое время страх и радость, ибо вижу, как Господь мой и Бог мой воплотился меня ради, как Он и восхотел. Я содрогаюсь перед этим добровольным снисхождением, но, как раб, я убегаю от любого взыскания пытливого исследования. Сможет [человек, который является] травой, грязью, землёй и пеплом, разыскивать Тайну Бо-

жию9 и желание Горшечника10? Поистине, Бог, если мы ищем Бога [разумом], Он остаётся непостижимым

(акатаЛ^птод) для нас, становясь понятным через веру. Поэтому те, кто Его ищут [человеческими средствами,] а не верой, становятся врагами Того, Кого они ищут как злые и пытливые взыскатели и не избегнут страшного приговора Судьи: «Взыщут Мене злии, и не об-рящут (Притч. 1,28). Напротив, те, кто не ищет Бога с любопытством, но верою приемлет Божественную Тайну, содержат Меня в их сердце, Меня, Которого само небо не смогло содержать». Они будут признаны достойными услышать из уст Владыки эту блаженную речь: Явлен бых Мене не вопрошающим (Ис. 65,1). «Я, действительно, - говорит Слово, - был явлен и до Моего воплощения. Все те, кто с верой прибегали ко Мне, смогли Меня и понять, и увидеть. И ныне, воплотившись поистине, как Я восхотел, Я являюсь всецело, сохранив непорочность и чистоту Моей Матери». Итак, пусть никто по неразумию не презирает благодать! Пусть никто не оскорбляет Его дар поношением! Пусть никакая речь не старается никогда описывать Слово! Но пусть, скорее, поёт с пророком в духе веры: Яко возвеличи-шася дела Твоя, Господи, вся премудро-стию сотворил еси (Пс. 103,24)! Ибо кто увидел очами или кто смог объяснить рождение бессмертное (арр£иатоу) и рождение вневременное (ахроуоу) и свободное от всякой болезни, и Сына, совечного (аиуа'йюу) Отцу, и Ветвь, от

корня собезначальную (аuvdvаQXOv), и Бога из Девы, и Младенца, у Которого нет Отца, и Рождающую, Которая без напрасного любопытства, глаголемым [к Ней словам] верила и сказала: се, Раба Господня. Да будет Мне по слову твоему (Лк. 1,38)? Это - торжество любви [Божией] к грешным человекам. Именно здесь - спасение, которое превосходит пределы всякой меры. Здесь [воплощается] природа, которая превосходит понимание самих Ангелов. Отныне бесполезны и умозаключения, и сроки вещей (Гал. 4,10), излишни любое искусство и любые софизмы. Только вера представляет Вневре-менного (т6v axQOVOv)11; только поклонение видит Невидимого, по слову Писания: Удивися разум Твой от меня, утвердися, не возмогу к нему (Пс. 138,6).

Если я попрошу небесные Силы, Начальства и Власти объяснить мне ясно, каков Сын [по природе], они мне непременно скажут: «Нам приказано предстоять престолу Божию в служебном [чине]; нам не позволено выяснять лоно Отца».

Если я вопрошу небо, оно мне, конечно, ответит: «Если ты можешь исчислить хоры, которые образуют мои звезды, то и я также смогу тебе объяснить силу Творца».

Если я исследую землю, она, безусловно, даст такой ответ: «Ты вначале скажи мне, как Горшечник взял из меня прах, как, украсив вещество, придал ему форму, как Его вдохновением Он сделал из грязи и воочию явил Свой

образ? И тогда научись у меня сущности Того, Кто меня образовал».

Если я хочу научиться у моря, то, разумеется, и оно ответит мне следующее: «Мне было приказано подстилать свой хребет [как основание] для пречистых Его ног, но у меня нет разумения того, чтобы постигать Того, Кто меня создал».

Если я вопрошу реки о природе [Создателя], то Иордан мне скорее ответит: «Того, перед Кем я вострепетал как Крестившимся долу и Кто восседает горе, изъяснить не могу».

Если распрошу я знаменитого Авраама: «Какие ноги ты вымыл, когда оказал гостеприимство Самому Богу?», он, безусловно, ответит: «Постольку, поскольку Он Сам этого восхотел, я обрёл Его благоволение из-за моей веры.

Ведь сколько веры может содержать вместилище души, столько же в нём стекается благоухание Божие». В самом деле, веровал Авраам Богови, и вменися ему в правду (Иак. 2,23).

Если я спрошу Исаака: «Кому ты повиновался, когда ты был связан, чтобы принестись в жертву? Почему ты не отклонился от меча?», он, несомненно, ответит: «Отец мой пытался меня убить, но Бог тому вопрепятст-вовал. Тот, кто тогда привязал овна рогами к кусту, чтобы им заменить меня, Тот же в последние времена явился как Агнец, за всех был распят на Кресте, [это такой Агнец,] который стал искуплением для всех, как Сам и предусмотрел».

Если я вопрошу Иакова: «Кто боролся с тобой, когда некогда ты путешествовал?», он, конечно, ответит: «Я полагал, что борюсь [против человека], будучи обманут Его видом. Когда моё бедро онемело, тогда мой ум проснулся. Я понял, что это был Сам Бог. Что Он желает, то и происходит, и если Он чего-либо хочет, то может это осуществить. Ибо невозможное у человек, возможно у Бога (Мф. 19,26; Мк. 10,27; Лк. 18,27)».

Если я спрошу Моисея, как он увидел Неопалимую купину, он, разумеется, ответит: «Заинтересовавшись странным зрелищем, я приближался к тому месту, чтобы его хорошенько рассмотреть, но Бог свыше остановил мой порыв. Что сказал Он? Моисее, Моисее, не приближайся семо: иззуй сапоги твоих ног, место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть (Исх 3,5)». О вещи поистине Божественные! Моисей, слуга Божий, не получил разрешения видеть и само место [страшного Богоявления], а некоторые пытливые хвалятся своей дерзостью вникать в божественные тайны возвышеннее Херувимов!

Если я спрошу Илию: «Прежде, когда ты взошёл на всецело сжигающую огненную колесницу, как ты отважился не обжечь себе руки, чтобы вести коней, подобных огню и дышащих12 пламенем?», то он мне непременно ответит: «Именно Бог повелел, и огонь был лишён своего природного дей-ствия». Но так же, как Илия не был истреблён соприкосновением с огнём, и Дева не бы-

ла сожжена, когда Она приняла в Себя огнь Божества.

Если я спрошу у пророка Ионы: «Как во чреве кита ты смог говорить и составить песнь?», он мне ответит, разумеется: «Тот, Кто вторично повелел киту обо мне и Кто изначально представил во мне образ Своего собственного погребения, Сам, как захотел, жил в гробнице и лишил ад своих жертв. Непостижимый Бог, Он направляет по Своему благоволению исход событий».

Если я осмелюсь спросить Саму Богородицу: «Как Ты стала Матерью, не зная брака?», то Она мне, во всяком случае, ответит: «Некогда нетленный и целомудренный Ангел дерзнул предстать передо Мной13. Я услышала речь, Я зачала Слово, Я произвела на свет Слово. Я родила Свет, но как, Я не знаю. У Меня есть Младенц, и, однако же, Я не знаю брака. Я несу в Себе источник молока, и вместе с тем обладаю нерас-хищаемой пажитью Моего девства. Я ношу в Моих объятиях Младенца, но Я не могу сказать, как Я стала Матерью. Что касается Меня, Я Его признаю в качестве Моего Собственного Сына, Он -Мой Творец и Мой Демиург, [исповедую Его] как Младенца, так и как старшего всех возрастов».

Если я спрошу Иоанна Крестителя: «Знаешь ли ты, какой главы ты коснулся, когда ты крестил Христа?», он мне, конечно, ответит: «Зная о моём недостоинстве, отступал я от такого служения. Но потом вспомнил о неверии, в котором Ангел упрекнул отца моего Захарию, и убоялся, дабы, когда ко мне

обратятся тем же гласом, я также не был поражён немотой. Таким образом я представил только мою руку, повинуясь Повелевшему, и хотя я коснулся Огня, нисколько не был сожжён. Между тем Он как Бог подтвердил прощение моих грехов».

Если я вопрошу Петра, держателя небесных ключей, и у него осведомлюсь, как он увидел Христа преображённым на горе Фавор, каким Он был в то время, как разговаривал с Моисеем и Илией, апостол мне ответит, разумеется: «я Его почитаю за Бога и Сына Божьего, засвидетельствованного от Отца; и я услышал, как Отец сказал: В Нем же благоволих; Того послушайте (Мф. 17,5). Я услышал также, как Христос послал нас всех и нам сказал: Шедше убо, научите вся языки, кре-стяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28,19). Он ведь не сказал: «Научите их испытывать, как Я воплотился, как был распят, как был взят на небеса, как Я приду опять».

Если я спрошу жену, исцелённую от кровотечения: «Чьего края одежды, скажи мне, ты коснулась украдкой?», она непременно ответит: «Для меня именно вера предоставила мне Врача Христа - я Его признаю Сильным Богом, потому что Он без труда преследовал мою болезнь, которая длилась уже давно, и меня, скрывшуюся, ища, похвалил: Дерзай, дщи, вера твоя спасе тя (Лк. 8,48; Мк. 5,34)».

Если я захочу спросить блудницу: «Чьи, жена, ты осмелилась держать ноги?», она мне, так или иначе, ответит:

«Я Его знаю как Бога, Который очищает грехи. Моими грешными слезами я из-мыла Сам Источник [прощения], в Котором почерпнула очищение».

Если я вопрошу слепого от рождения: «Кто перстом и грязью обновил окна твоего света?», он мне непременно ответит: «Часто до моего выздоровления я собирался измыться в купели Силоам, но так как Он Сам ещё не повелел, я всё возвращался домой слепым. Однажды очами моей души я увидел, как там проходил Бог, дающий свет. По Его повелению я измылся в том же источнике. Черпая в водах зрачки своих глаз, я отбросил далеко мой посох как слепое руководство. Ибо я признал, что Христос был жезлом Иессея, который процвёл (Числ. 17,8)».

Если я испытаю Лазаря, исторгнутого из мёртвых: «Кем ты считаешь Того, Кто призвал тебя ко второй жизни?», то он мне, конечно, ответит: «Я узнал, что Он - Бог, из Его слов, из дел, из власти, из Его самовластия. Домостроительно Он плакал обо мне, но Своею силою воскресил меня чет-веродневного. И сказанное во Псалмах тогда в Вифании нашло своё исполнение: Бог богов Господь глаголал и призва землю (Пс. 49,1). Что же Он сказал? Лазаре, гряди вон! (Ин. 11,43) И неразделённая вера моих сестёр Марфы и Марии была причиной того, чтобы я был вызван из могилы, дабы посреди живых провозгласить14: Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа (Ос. 13,14)?»

Если я стану вопрошать благоразумного разбойника: «За Кого ты принял Висевшего обнажённым?», то он, естественно, ответит: «Всё создание и моя вера меня научили провозглашать и славить Его Богом, признавать в Распятом Царя и Господа. Ибо из-за смерти простого человека солнце бы не омрачилось, и для простого смертного завеса храма бы не разорвалась, и если бы Он был простым мёртвым, Он не пребывал бы в Раю и меня не перенёс бы туда. Но, бессмертный Бог, Он принял на Себя добровольно [желание за меня] пострадать и умереть, и прежних мертвецов без труда воскресил».

Если я вопрошу из апостолов Фому, прозванного Дидимом: «Кого после Воскресения ты осмелился осязать?», он непременно скажет: «Неверие повергло мой разум в недоумение. Но Он - Бог, испытующий сердца, Он захотел доставить моей любви полное удостоверение и уверение: Он мне показал язвы гвоздей, и рану копья, откуда для нас, как из источника, источилась [вода], символ крещения. Поэтому, исправляя верой моё неверие, я возопил: Господь мой и Бог мой (Ин. 20,28), Который после рождения сохранил неповреждёнными печати девственности Своей Матери, Кто гробницу запечатлённую, как благоволил, прошёл, Кто дверьми затворёнными к Своим ученикам вошёл, как восхотел. Яко возвеличишасядела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси (Пс. 103,24)».

Если я буду, наконец, спрашивать Павла, премудрого учителя вселенной:

«Скажи мне, Кто тебя связал перед Дамаском молнией, гласом и ослеплением, в то время как ты продолжал своё течение?», он обязательно ответит: «Понеже искушения ищите глаголющаго во мне Христа (2 Кор. 13,3), то имеете для себя мои послания, оправдания, которые не терпят никакого спора. Я проповедал благую весть Евангелия не в премудрости слова, но в силе Божией (ср. 1 Кор. 2, 1-2). Поэтому, побеждённый превосходством бедности её [малого

слова], которая нас обогащает15, измеряя во всех отношениях мою собственную слабость и не чувствуя дерзновения близко созерцать [божественные тайны], меня освобождающие от любопытства, я вопию: О глубина богатств и премудрости и разума Божия! (Рим. 11,33) Яко возвеличишася дела Твоя Господи, вся премудростию сотворил еси! (Пс. 103,24)».

Ему слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Cod. 27В. Ioannis острова Лесбос. См.: [17].

2 Проблема как всего корпуса его творений, которая всё более привлекает внимание множества исследователей, так и самого его авторства ещё ждёт своего разрешения.

3 Ср.:

"Опои nÎCTTLç, èk£l «koAouGel 5uva|jiç, екеТ то nveù^a то âyiov (536) катоькеТ опои àniCTTÎa, екеТ àaGéveia, екеТ то nov^pôv nveù^a.

Âpx^ ràv àyaGwv, тстт^- п^у^ ràv àyaGwv, ^ èrcl ©eôv nionç.

Где вера, там и сила;

там Дух Святой живёт;

а где неверие, там и немощь,

там и дух лукавый.

Вера - начало благ;

вера в Бога - источник благ.

(Иоанн Дамаскин, прп. Sacra parallela (recensiones secundum alphabeti litteras dispositae, quae tres libros conflant) (fragmenta e cod. Berol. B.N. gr. 46 [= parallela Rupefucaldina]); см.: [11, t. 96, 536].

Ср. у Златоуста (авторство этой проповеди также сомнительно): «По мере наших сил мы научили, что пределов славы Божией невозможно превзойти ни людям, обитающим на земле, ни ангелам небесным, ни архангелам, ни началам, ни херувимам, ни серафимам» [3, т. 6, ч. 2, 818-819, 11, vol. 56, 499].

5 Выражение св. Григория Богослова: «Скудный в слове и знании, опирающийся на простых речениях и спасающийся на них, как на малой ладье, выше борзого на язык глупца, который с невежеством доверяет доводу ума, а крест Христов, который выше всякого слова, упраздняет силой в слове, где слабость доказательства служит умалением истины» [2, т. 1, 403].

Ср. и ещё одно место из творений святителя: «Знаю, что на непрочной ладье пускаюсь в дальнее плавание или на малых крыльях уношусь к звёздному небу - я, в котором родилась мысль открыть Божество, или определения великого Бога, и ключ для всего, тогда как и небесным умам недостаёт сил возблагоговеть пред Богом, сколько должно» [2, т. 2, 11].

6 De incarnatione Dei Verbi et contra Arianos (CPG 2806) [1, т. 1, 363-364]. Греческий текст имеет следующее название: Пер1 x^g évaápKOU em^aveíag той ©eoü Лоуои, Kai. Kaxa äpeiavwv (О явлении во плоти Бога Слова и против ариан). Однако сирийский текст этого сочинения сохранил надписание, более соответствующее сути работы, а также отражает много важных особенностей, которые, видимо, исчезли из греческого текста: Сочинение Афанасия, епископа великой Александрии, о воплощении Господа нашего и о Троице [8, 1]. Примечательно, что, согласно Г. Опицу, эта работа по многим иным греческим спискам отражена именно как сочинение «О Троице», например: Concilium Lateran. 649 Actio V. (Mansi 10, 1088): £K toü rcepi Tpiabog Kai старкыстеыд Лоуои ката ÄnoAAivapiou. См.: [10, 177].

В 1964 году протестантский немецкий богослов М. Тец приписывает эту работу Мар-келлу Анкирскому [16]. Однако атрибуция этой работы Маркеллу не была принята. Уже в 1973 году Манлио Симонетти убедительно изложил причины, по которым указанный трактат не может быть приписан Маркеллу [14]. Не согласился с этим мнением М. Теца и тюбингенский богослов Алисдер Хирон [9]. См. общий обзор: [12].

7 Перевод выполнен по: [7]. Греческая неизданная гомилия против Нестория 5 -го века на воплощение Господа. Разн. На вочеловечение Господа; того же на неизреченное Домостроительство Господа.

8 Ср. у Златоуста: «Церковь есть море благочестия, не волнами изобилующее, но исполненное веры. У нас ладья учения не подвергается кораблекрушению, не разбивается, не тревожится, не обуревается, но, как в тихую пристань, стремится в души любящих Господа» (Св. Иоанн Златоуст. Беседа на слова: «Какой властью Ты это делаешь?» (Мф. 21,23) (CPG 4193) [3, т. 6, ч. 2, 731-732, 11, t. 56, 428]).

9 Ср. у Дидима Слепца, ещё одного богослова конца IV века: «Потому что [рождение Божие] не было бы непостижимым, если бы оно постигалось умом, и не являлось бы Тайной, если бы было познаваемо, [потому и Создатель] не был бы [самим] Божеством, если бы Он содержался, и не был бы Творцом всяческих, если бы у Него было временное начало, Он не был бы простым и неделимым, если бы причислялся к материальным существам» (Дидим Слепец [атрибуция спорна]. О Троице. Кн. 1. Гл. 15; см.: [11, t. 39, 312]).

10 См.: [4, 66;; 5, 42].

11 См., опять же, у Дидима: «...И Он был бы провозглашен во всём этом [достоинстве Бога], и [уверился нами], что Он есть Тот, Который воссиял из невыразимого Света вне-временно (áxpóvwg), в поздние времена из Приснодевы, ради Его любви к человекам, невыразимо родился, причём Он показывал всё существо Отца в Себе, и Тот, Кто всё содержит, вознёсся во славе, в которой Он всегда пребывает с Богом [Отцом]». См.: [11, t. 39, 404].

12 Дословно - фыркающих.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Разночтение Рудберга: Eàv 5è Kai aûx^v x^v ©eoxÓKOV тоЛцг|сты ^ 9appr|CTW еперыт^стаг « Пыд yéyovaç ц^т^ уацои x^piç; » nàvraç epel « АууеЛ0д це npw^v афбартыд èvuцфосттóЛnстеv етсттад. ктЛ. «Некогда Ангел стоял передо Мной, и Меня одел как невесту нетленно» [13, 196-197].

14 MàpGaç yàp Kai Mapiaç twv ец^ «5еЛф^ ^ à5iàKpiTOç niCTTiç ек тафои це цета Çwvtwv K^pÚTTeiv napeCTKeúaCTev. («Неразделённая вера моих сестёр Марфы и Марии заставила Христа, чтобы я проповедал из могилы посреди живых») (пер. Д. Амана). Согласно Рудбергу, OV имеют K^pÚTTeiv, любые другие рукописи -KnpÚTTeCTGai [13, 197].

15 «Решившиеся злонамеренно разуметь Божественные Писания в подкрепление хулы своей выставляют относящиеся к человечеству выражения об обнищании Сына Божия. Но в этих-то уничижительных выражениях и действиях усматривается вся точная суть христианства. Поэтому если бы они слушали блаженного Павла, который пишет к коринфянам: вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2 Кор. 8,9), то никак не осмелились бы называть Сына неподобным Отцу, если бы познали, какого рода обнищание Его и какова сила Креста Его» (Афанасий Александрийский. О явлении во плоти Бога Слова и против ариан; см.: [1, т. 1, 360]).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасий Александрийский, свт. Творения. Т. 1. Творения апологетические, догмати-ко-полемические и историко-полемические. М. : Сибир. Благозвонница, 2015. 864 с.

2. Григорий Богослов, свт. Собрание творений. В 2 т. Репр. изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

3. Иоанн Златоуст, св. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. В 12 т. (24 кн.). Репр. изд. 1898 г. М. : Пра-вослав. кн., 1991-1995.

4. Исихий Иерусалимский, прп. Слово первое на четверодневного Лазаря. 2.7.4-6 // Les homélies festales d'Hésychius de Jérusalem / ed. M. Aubineau. Bruxelles, 1978. Vol. 1.

5. Исихий Иерусалимский, прп. Слово первое на четверодневного Лазаря / пер. Е. Ткачева // Встреча. 2008. Т. 2 (27).

6. Aldama J.A. de. Investigaciones recientes sobre las homilías de Proclo // Estudios Eclesiásticos. 1964. Vol. 39. P. 239-276.

7. AmandD. Une homélie grecque inedited antinestorienne du ve siècle sur l'Incarnation du Seigneur // Revue bénédictine. 1948. Vol. 58. P. 223-263.

8. De incarnatione contra arianos / transl. by R.W. Thomson. (CSCO, 325. Athanasiana Syriaca, pt. 3). Leuven, 1972.

9. Heron A. The Pseudo-Athanasian Works De Trinitate et Spiritu Sancto and De Incarnatione et Contra Arianos: A Comparison // Aksum-Thyateira: A Festschrift for Archbishop Methodios of Thyateira and Great Britain / ed. G.D. Dragas. Athens and London : Thyateira House, 1985. P. 281-298.

10. Opitz H. G. Untersuchungen zur Überlieferung der Schriften des Athanasius von Alexandrien. Berlin, 1935.

11. Patrologiae cursus completus. Series Graeca [PG] / accurante J.-P. Migne. Parisiis, 1857— 1863. T. 1-161.

12. Riebe A. Marcellus of Ancyra // Marcellus of Ancyra in modern research. Durham, 1992. P. 50-66.

13. RudbergS.Y. Le texte de l'homélie pseudo-basilienne sur l'Incarnation du Seigneur // Revue Bénédictine. 1952. Vol. 62. P. 189-200.

14. Simonetti M. Su alcune opere attribuite di recente a Marcello d'An cira // Rivista di storia e letteratura religiosa. 1973. Vol. 9. P. 313-329.

15. Simonetti M. Sulla paternità del De incarnatione Dei Verbi et contra Arianos // Nuovo Didaskaleion. 1953-1955. Vol. 5. P. 5-19.

16. Tetz M. Zur Theologie des Markell von Ankyra. I. Ei ne Markellische Schrift «De incarnatione et contra Arianos» // Zeitschrift für Kirchengeschichte. 1964. Bd. 75. S. 215-270.

17. Toniolo E. Nuove postille alla "Bibliotheca Hagiographica Graeca" // Marianum. 1970. Vol. 32. P. 590-597.

References

1. St Athanasius of Alexandria. Tvorenija. T. 1 [Writings. Vol. 1], Moscow, Sibirskaya Blagozvonnitsa, 2015, 864 p.

2. St Gregory the Theologian. Sobranie tvoreniy. V 2 t. [Writings. In 2 vols.], repr., Svyato-Troitskaya Sergieva Lavra, 1994.

3. St John Chrysostom. Tvoreniya svyatogo ottsa nashego Ioanna Zlatousta, arkhiepiskopa Konstantinopol'skogo, v russkom perevode. V 12 t. (24 kn.) [Writings. In 12 vols. (24 b.)], repr., Moscow, Pravoslavnaya kniga, 1991-1995.

4. St Hesychius of Jerusalem. Slovo pervoe na chetverodnevnogo Lazarja. 2.7.4-6 [The First oration on the Resuscitation of Lazarus. 2.7.4-6], Les homélies festales d'Hésychius de Jérusalem. Ed. M. Aubineau, Bruxelles, 1978, vol. 1.

5. St Hesychius of Jerusalem. Slovo pervoe na chetverodnevnogo Lazarja / per. E. Tkacheva [The First oration on the Resuscitation of Lazarus, trans. by E. Tkachev], Vstrecha [Enccounter], 2008, vol. 2 (27).

6. Aldama J.A. de. Investigaciones recientes sobre las homilías de Proclo, Estudios Eclesiasticos, 1964, vol. 39, pp. 239-276.

7. Amand D. Une homélie grecque inédite antinestorienne du ve siècle sur l'Incarnation du Seigneur, Revue bénédictine, 1948, vol. 58, pp. 223-263.

8. De incarnatione contra arianos. Transl. by R.W. Thomson, (CSCO, 325. Athanasiana Syriaca, part III), Leuven, 1972.

9. Heron A. The Pseudo-Athanasian Works De Trinitate et Spiritu Sancto and De Incarnatione et Contra Arianos: A Comparison, Aksum-Thyateira: A Festschrift for Archbishop Methodios of Thyateira and Great Britain. Ed. G.D. Dragas. Athens, London, Thyateira House, 1985, pp. 281-298.

10. Opitz H. G. Untersuchungen zur Überlieferung der Schriften des Athanasius von Alexandrien, Berlin, 1935.

11. Patrologiae cursus completus. Series Graeca [PG], Accurante J.-P. Migne, Parisiis, 1857— 1863. T. 1-161.

12. RiebeA. Marcellus of Ancyra, Marcellus of Ancyra in modern research, Durham, 1992, pp. 50-66.

13. RudbergS.Y. Le texte de l'homélie pseudo-basilienne sur l'Incarnation du Seigneur, Revue Bénédictine, 1952, vol. 62, pp. 189-200.

14. Simonetti M. Su alcune opere attribuite di recente a Marcello d'Ancira, Rivista di storia e letteratura religiosa, 1973, vol. 9, pp. 313-329.

15. Simonetti M. Sulla paternità del De incarnatione Dei Verbi et contra Arianos, Nuovo Didaskaleion, 1953-1955, vol. 5, pp. 5-19.

16. Tetz M. Zur Theologie des Markell von Ankyra I. Eine Markellische Schrift «De incarnatione et contra Arianos», Zeitschrift für Kirchengeschichte, 1964, Bd. 75, pp. 215-270.

17. Toniolo E. Nuove postille alla "Bibliotheca Hagiographica Graeca", Marianum, 1970, vol. 32, pp. 590-597.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.