№2 (02) 2013
спасённая красота
Голландский мастер мебели монограммы «SM»
АННОТАЦИЯ: в статье описывается реставрация четырех стульев из Большого собрания изящных искусств ASG работы неизвестного голландского мастера XIX в. Примечательно, что его монограмма была найдена в процессе реставрации.
КЛЮЧЕВыЕ СЛОВА: реставрация, рококо, голландская мебель для сидения, интарсия, стул.
SuMMARY ASTraCT: the article describes the restoration of the four chairs from the Great Assembly of Fine arts ASG by an unknown Dutch master of the XVIII century. It is indicative that his monogram was found during restoration.
Key wORDS: restoration, the rococo style, dutch sitting furniture, intarsia, chair.
Михаил яо, директор МНЛ ASG, доцент К(П)ФУ
О том, как реставрация меняет внешний облик предмета, возвращая ему первоначальный вид, можно судить по реставрации четырех стульев голландской работы из БСИИ. В реставрацию они попали покрытые сильно потемневшим и потерявшим прозрачность лаком. О том, что они были украшены художественным набором интарсии с изображением цветов, птиц, насекомых и декоративных ваз, можно было порой просто догадываться. Стулья нуждались в восстановлении многих элементов конструкции, во многих местах были утраты интарсии.
Четыре стула Голландия, XIX в. Орех, интарсия различными породами дерева с использованием окрашенной древесины 112x55x43 см
Реставратор: Малахмаев А.М. Время реставрации: начало 07.10.2011 завершение 28.11.2011 БСИИ ASG Инв. № 11-1863
Данные стулья имеют практически идентичную спинку со стулом, воспроизведенным на странице 287 книги Judith Miller «Furniture».
спасённая красота
№2 (02) 2013
По решению реставрационного совета все четыре предмета были разобраны, и каждая из составных частей проходила реставрацию отдельно, что позволило восстановить не только их внешний вид, но и детали крепежа: шипы, пазы, нагельные соединения и т.д. После этого были удалены поздние лаковые покрытия, а детали предметов оциклеваны.
Циклевка детали.
Деталь спинки с наложенным резиновым жгутом и ножки после удаления лакового покрытия.
Боковая часть спинки и ножка
Закрепление стыков нагелями.
После восстановления утраченных фрагментов интарсии, заделки трещин и тонировки восстановленных деталей была проведена сборка предметов.
щ ян
■9ПГ
г
Фрагмент сборки
Сборка сидения стула
ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОД-ЮГО ИНСТУГГУГА АНТИКВАРИАТА
4Чир искусств
№2 (02) 2013
спасённая красота
ВИД ПОСЛЕ РЕСТАВРАЦИИ
Стул в собранном виде
После сборки предметов была произведена подводка грунта в местах стыков деталей, узких трещинах и в местах выхода жука-древоточца, где предварительно была проведена профилактическая обработка биологически активными веществами.
Заделка трещин на стыке спинки.
Следующим этапом было тонирование мест шпаклевки и восстановленных фрагментов фигурного набора интарсии. За тонировками следовали финишные этапы реставрации, заключающиеся в покрытии водоэмульсионными лаками в несколько слоев с последующей полировкой и восстановлением старой обивки каждого из стульев.
Реставрация вернула стульям их первоначальный вид, благодаря которому проявились художественные возможности полихромной нидерландской интарсии, широко применяющей не столько экзотические породы дерева, сколько европейскую древесину. Характерной чертой является окрашивание дерева с использованием окисла металла в различные цвета. Так, соли меди позволяли окрасить древесину
в зелено-голубые оттенки, марганца - в красно-коричневые, хрома - в цвета от зеленых до розовых и т.д. Вопреки традиционному представлению старинная голландская мебель не была темной и мрачной. реставрация открыла и инициалы мастера, изготовившего эти стулья -<^М». Атрибуция авторства - тема дальнейшей исследовательской работы.
Инициалы автора, выявленные в процессе реставрации.
уыр ВЕСТНИК ГЛЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
шшр искусств