Научная статья на тему 'Год за годом: 1997'

Год за годом: 1997 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
164
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никитина Вера

With this publication dedicated to events and assessments of 1997, we bring to a conclusion the heading "Year after Year'. But the section VCIOM CHRONICLE seems to survive further. It is supposed each time to contain information on a single subject that is still topical, although based mainly on public opinion surveys of years passed. The subject of this issue is the financial and economic crisis. The section presents VCIOM reports prepared in 1991, 1992, 1993, and 1996, and is concluded with the findings of surveys carried out in September and October 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Год за годом: 1997»

ХРОНИКА ВЦИОМ

Вера НИКИТИНА

ГОД ЗА ГОДОМ: 1997

Этим материалом мы завершаем нашу рубрику "Год за годом". Продолжать ее — нет смысла, мы подошли к году текущему. В то же время оглянуться всегда полезно, тем более что наши нынешние проблемы во многом повторяют ситуацию прошлых лет и, более того, зачастую одно есть следствие другого. Поэтому раздел "Хроника ВЦИОМ" редакция предполагает продолжить, только отныне он будет посвящен не году, а какой-нибудь определенной теме. Но сначала все-таки простимся с рубрикой, заканчивающейся последним, 1997 г. нашей хроники.

Для ВЦИОМ он стал юбилейным. Десятью годами ранее, 7 декабря 1987 г. было подписано постановление ВЦСПС и Госкомтруда СССР "О создании Всесоюзного центра изучения общественного мнения по социальноэкономическим вопросам" — так мы тогда назывались. За десять лет своего существования ВЦИОМ провел около 1000 массовых опросов, в которых участвовало более 1,4 млн респондентов.

В юбилейном 1997 г. ВЦИОМ провел 185 опросов и опросил 204 609 человек. Среди тем наших исследований этого года:

качество жизни;

поведение населения в условиях безработицы; отношение к гражданским правам и свободам; покупательские намерения;

материальное положение: оценка прошлого и прогноз будущего;

групповая идентификация;

вторичная и скрытая занятость;

репродуктивные установки населения;

сберегательные стратегии граждан России;

пользование банковскими услугами;

предпринимательская активность;

отношение к властным структурам и политикам;

чеченская проблема;

отношение к деноминации денег;

вопросы туризма.

По-прежнему успешно развивались маркетинговые исследования. В 1997 г. их было проведено более 100.

Специальный опрос посвящался 850-летию Москвы. На основании его результатов ВЦИОМ было подготовлено издание "Москва и москвичи".

Традиционно в конце года, в последние дни декабря ВЦИОМ провел опрос "Новый год", посвященный итогам уходящего 1997 г. Результаты этого исследования как обычно были представлены в газете "Московские новости": «Минувший год... населением воспринят как наиболее стабильный и наименее трудный за весь период (имеется в виду с 1988 по 1997 г. — В.Я.)

Вероятно, это можно объяснить тем, что 1997 г. — первый за последнее время "невоенный" и "невыборный" (в общероссийских масштабах, разумеется). Социальная напряженность, созданная пресловутой ситуацией невыплат, к лету несколько ослабла...

В перемене общественных настроений сыграли свою роль возвращение задолженности по пенсиям (поэтому, кстати, в наибольшей мере настроения пенсионеров изменились к лучшему), весеннее обновление правительства, а также неэффективность общероссийских акций протеста в марте. Назвать устойчивыми эти изменения трудно. К концу года снова обозначились негативные сдвиги в

1

вт ом

общественном мнении, связанные с финансовыми неурядицами, новыми невыплатами, разочарованиями в реформаторских планах, болезнью президента и пр. На общие оценки итогов года они пока повлияли незначительно...»

Каким оказался этот год по сравнению с предыдущими?

(В % к общему числу опрошенных, в сравнении с результатами аналогичных опросов предыдущих лет; общероссийская выборка; в каждом опросе N=1600 человек.)

Р-ОГшПнТы Е■ £ - Сч П 1 ьЛ- •а Г-.

йРШГОЕ £ 1 | £ а % £

Трудойи /9 К ¥} £9 ы £9 55 62 37

~Г||||скч хф М 1 1 7 N и 31 32 37 3*

Л*-1» 7 4 1 Э 4 11 П 13 1! 17

Важнейшие события года (по частоте упоминания в % к общему числу опрошенных; общероссийская выборка;

декабрь 1997 г.; в каждом опросе N=1600 человек)

Окончание вывода российских войск из Чечни 44

Катастрофа самолета "Руслан” в Иркутске 44

Взрыв на шахте "Зыряновская" 36

Решение о деноминации в 1998 г. 24

Смерть Юрия Никулина, Булата Окуджавы, Святослава Рихтера 24 Выплата задолженности по пенсиям 21

Скандал вокруг гонораров Чубайса, Коха, Казакова, Бойко 18

Гибель принцессы Дианы 15

Празднование 850-летия Москвы 10

Похищения людей в Чечне и Таджикистане 9

Приход в правительство А.Чубайса, Б.Немирва, О.Сысуева 9

«Общественная жизнь года оказалась весьма насыщенной скандалами в разных сферах. Это довольно характерный признак "спокойного" межвыборного года, когда политическая верхушка заинтересована не в мобилизации массовых настроений, а в расчистке стартовых площадок для будущих гонок. За малым исключением скандалы почти не привлекают внимания широкой публики, да и не рассчитаны на него: скандал направлен на то, чтобы возбудить волну в некоем замкнутом бассейне и оказать давление на лицо, принимающее решения. Средством обычно служит вбрасывание в публику... некоего пачкающего вещества, которое именуется компроматом и отличается от легитимного обвинения тем, что не требует доказательств... Скандал вокруг Анатолия Собчака привлек внимание 5% опрошенных, вокруг министра Валентина Ковалева — 3%, столько же отметили снятие должности Бориса Березовского, арест Павла Шеремета, выход книги Александра Коржакова. В исследованиях прошлых лет не раз приходилось убеждаться, что все "компроматные" затеи сталкиваются с равнодушием массовой публики.

Единственное, но весьма важное исключение — "гонорарный" скандал вокруг Анатолия Чубайса и его сотрудников. Здесь компромат лег на давно подготовленную почву и произвел заметный массовый эффект... этот казус опрошенные упоминают чаще, чем приход в правительство команды реформаторов. Если "обычные" скандалы рассчитаны на короткий срок, этот последний может иметь дальние и значимые последствия (и имел эти последствия, в чем мы и убедились сейчас, в 1998 г. — В.Н.)» (Левада Ю. Десять прожитых лет в зеркале общественного мнения // Московские новости. 1997. № 52. 28 декабря — 4 января.)

"Человек года": среди мужчин — Б.Немцов (23% опрошенных), Ю.Лужков (14%), Б.Ельцин (11%). Среди женщин — А.Пугачева (25%), И.Хакамада (19%), принцесса Уэльская Диана (17%).

В заключение — "прогнозы" россиян на 1998 г., о котором мы сегодня знаем существенно больше, чем в декабре 1997 г., когда проводился данный опрос.

Каким будет наступающий год? (В % к общему числу опрошенных и в сравнении с результатами предыдущих опросов; общероссийская выборка; в каждом опросе N=1600 человек.)

ОДНА ТЕМА: КРИЗИС ВЧЕРА, КРИЗИС СЕГОДНЯ

Этой публикацией мы начинаем, как уже говорилось, новую рубрику раздела "Хроника ВЦИОМ". Сегодня в качестве "одной темы" — кризис.

Поскольку кризис в широком смысле этого слова стал перманентным состоянием нашей страны, по крайней мере, сегодня об этом пишут и говорят очень активно, необходимо сразу объяснить, что речь пойдет только о тех ситуациях в России, которые населением, массовым сознанием воспринимаются как кризисы, причем кризисы экономические или финансовые, отнюдь не политические, хотя, понятно, что то и другое зачастую связано самым тесным образом. Поскольку мы отталкиваемся именно от общественного мнения, то временные границы кризисов могут не совпадать с теми, которые могли бы установить эксперты, финансисты и экономисты.

Еще одно замечание. Кризисы, экономические и финансовые, обывателем ощущаются на достаточно явном и простом уровне, имеют очевидные признаки: рост цен, дефицит товаров или денег, изменения (в худшую сторону) потребительского поведения и потребительского рынка. Именно на этом аспекте — условия и проблемы потребительского и сберегательного поведения российского обывателя — мы и сосредоточимся.

Временные границы российских кризисов определяли главным образом данные наших опросов "Итоги года" (которые проводятся начиная с 1988 г.). В данных опросах респонденты давали оценки года прошедшего в целом, называли важнейшие его события, определяли, какие чувства, настроения преобладали у людей... Комплекс таких оценок дает возможность определить те годы, которые были для россиян, по их же собственному мнению, наиболее трудными с точки зрения их материального положения. Это 1991, 1992, 1993 и 1996 гг. Наверняка ряд будет продолжен нынешним — 1998 г.

Неудивительно, что население на протяжении всего исследуемого времени не питало иллюзий о скором окончании кризисов, не надеялось, что они быстро закончатся. Так, по замерам 1992 и 1993 гг., только около 1/3 населения сохраняло надежду, что кризис продлится не более пяти лет. Примерно такая же часть населения "отводила" кризисам от 6 до 20 лет. Около 1/4 затруднялись определить время, когда страна обретет стабильность. А каждый пятый (10%) считал, что Россия вообще никогда не выйдет из кризисного состояния.

Результаты нашей работы в названные годы зафиксированы в отчетах, основанных на исследованиях ВЦИОМ. Эти отчеты не претендуют на всесторонний анализ ситуации, они написаны по "горячим следам", в этом и состоит их ценность. С позиций дня сегодняшнего, с учетом развития ситуации появилась возможность более глубокого анализа — он будет представлен в других публикациях.

1991 ГОД

" Потребителъскоеповедение в кризисных ситуациях".

Отчет основан на результатах опроса, проведенного по всесоюзной выборке, репрезентирующей мнение взрослого (старше 16 лет) городского населения страны. В нем участвовали 1920 человек, проживающих в России, Украине, Белоруссии, Эстонии, Грузии, Казахстане, Узбекистане, Киргизии и Таджикистане.

«...Во-первых, сейчас наиболее важные основные характеристики потребительского поведения обусловлены... кризисным состоянием экономики, влиянием таких факторов, как дефицит, инфляция, общая неустойчивость социально-экономического положения в стране. Поэтому потребительское поведение всех без исключения социально-демографических групп населения характеризуется ажиотажным характером спроса, стремлением скупать по возможности все более или менее дефицитные товары (а в разряд дефицитного за последний год попал уже практически весь без исключения потребительский рынок), создавать запасы не только продуктов питания, но и промышленных товаров.

Недоверие к деньгам, стремление избавиться от них проявляется не только в покупках товаров впрок (на что пока в первую очередь потребителей толкает дефицит), но и в формировании стратегии сбережений, характерной для неустойчивой, кризисной экономики, когда ценность сохраняют лишь традиционные, "старые" формы накопления — драгоценные металлы, твердая иностранная валюта, и люди стремятся вкладывать деньги именно в эти формы сбережений. Такая стратегия сбережения есть один из традиционных признаков экономического кризиса в стране. Сравнительно "новые" для страны формы аккумулирования денежных средств, например акции, не пользуются сегодня существенной поддержкой у населения.

Во-вторых, структурный анализ потребительского поведения населения показал, что в нашем обществе пока не существует четко дифференцированных моделей потребительского поведения, которые позволяли бы говорить о наличии в обществе существенно различающихся друг от друга, внутренне связанных социальных групп (слоев или классов). С одной стороны, имущественные различия, различия в доходах, в уровне жизни основной массы населения, а с другой — распространившееся на все группы населения давление дефицита, инфляции, неуверенности в завтрашнем дне приводит к весьма однородной модели потребительского поведения населения, основные характеристики которого есть, по сути, признаки поведения малообеспеченных слоев населения.

...Предпринятые в рамках данного исследования попытки выделения групп населения, которые по своему материальному статусу могли бы претендовать на роль

среднего класса, позволяют сделать вывод о том, что потребительское поведение этой части общества характеризуется усилением ажиотажного давления на потребительский рынок в современных кризисных условиях. Именно эта часть населения (в силу своего более высокого материального статуса) оказывает наиболее сильное дестабилизирующее давление на рынок потребительских товаров и услуг, и в этом смысле никак не способствует процессам выхода из экономического кризиса.

Однако на основании результатов опроса можно сделать вывод, что сегодня идут процессы формирования новой социальной базы рыночных экономических отношений, класса средних и мелких владельцев собственности. Несмотря на деструктивность поведения на потребительском рынке, группы населения с относительно высоким материальным статусом склонны занимать более активную позицию на рынке труда, более толерантны к развитию негосударственных форм собственности. Кроме того, у этих групп населения наивысшая частота положительных оценок перспектив изменения своего материального положения. Следовательно, собственное благополучие ими связывается с успехом развития рыночных отношений в стране. Но скорость и масштабы формирования этого нового класса, развитие его социального потенциала полностью зависят от социально-экономической политики государства, последовательного курса на коренное преобразование».

1992 ГОД

"Социологическое обеспечение исследований в области уровня жизни и социальной защиты населения".

По результатам опроса, проведенного в феврале— марте 1992 г.; общероссийская выборка; N=826 человек.

«1992 г. внес существенные изменения в повседневную жизнь людей. Либерализация цен привела к резкому снижению уровня материального положения большей части населения, что самым серьезным образом отразилось на структуре потребления, поведении людей в потребительской сфере.

..А что происходило после введения свободных цен на потребительские блага с заработной платой? Как известно, фактический рост цен намного превысил прогнозируемый правительством индекс потребительских цен в 3— 3,5 раза... произошло резкое понижение реальных доходов, падение привычного уровня потребления среди тех, кто работает: более 90% из числа ответивших на вопрос (насколько увеличилась их зарплата за первые два месяца этого года? — В.Н.) отметили, что их зарплата выросла не более чем в 2,5 раза. Такая ситуация имела место практически повсюду независимо от пола, возраста, образования, рода занятий, типа предприятия, места проживания. Если же оценивать в целом, то в более выигрышном положении оказались респонденты из более обеспеченных семей (с доходом на уровне или выше среднего); в низкообеспеченных семьях относительно выше доля тех, у кого зарплата увеличилась совсем незначительно...

В процессе поступательного развития общества изменяется характер потребления и трансформируется структура потребления его членов. По мере повышения уровня материального благосостояния, с одной стороны, при росте абсолютных размеров, сокращается доля расходов на питание, а с другой — увеличивается доля расходов на услуги.

В нашем обществе в настоящее время происходят прямо противоположные процессы.

Если по данным прошлогоднего (1991 г. — В.Н.) августовского опроса только каждый четвертый респондент отмечал, что в их семье почти все деньги уходят на питание,

то в конце февраля—марта нынешнего года на это указывали уже 58% опрошенных, т.е. большая часть населения. Доля же тех респондентов, в семейном бюджете которых расходы на питание составляют, по крайней мере, менее 1/2 затрат, сократилась более чем в 2 раза (с 40 до 18% опрошенных). Таким образом, в настоящее время более 80% жителей России тратят не менее 2/3 месячного дохода на питание, что является общепризнанным признаком бедности населения.

По-прежнему основная часть населения России вынуждена простаивать в очередях за более дешевыми продуктами. С августа прошлого года практически не изменилось соотношение между теми, кто вынужден тратить лишнее время на покупку относительно дешевых продуктов питания (66% опрошенных), и теми, кто может позволить себе не тратить время и купить продукты более дорогие, но без очереди (17% опрошенных). Естественно, что более свободны в своем потребительском выборе люди высокообеспеченные Из числа тех респондентов, чей семейный доход превышает 1000 рублей в месяц на члена семьи, уже 32% опрошенных ответили, что могут позволить себе покупку более дорогих продуктов, лишь бы не бегать по магазинам. Также чаще, чем в среднем, встречаются такие ответы среди тех, кто работает в негосударственном секторе экономики (41% опрошенных), имеет дополнительные заработки (26% опрошенных). Столичные жители, люди, проживающие в крупных городах, также чаще отвечают, что предпочитают купить более дорогие продукты, лишь бы не стоять в очередях (24% опрошенных).

Что касается потребления услуг, то... и до "либерализации" уровень их потребления был далек от оптимального. Около половины опрошенных отметили, что и раньше они не пользовались услугами, в том числе бытовыми услугами... (44% респондентов), услугами предприятий общественного питания (56%), услугами социально-культурной сферы (кино, театры, музеи и т.п.) — 39%. Другая половина респондентов в той или иной мере пользовалась различными видами услуг, но повышение цен, во-первых, на продукты питания и, во-вторых, на сами услуги существенно изменило их привычный характер потребления

...Проведенное обследование показывает, что за последнее время в сознании населения, в его потребительском поведении не произошло существенных изменений. Также, как и апрельское повышение цен в прошлом году, либерализация потребительских цен в январе этого года не смогла существенно изменить основные тенденции потребительского поведения, сбить ажиотажный спрос, порожденный все тем же вездесущим дефицитом, а также не ставшим меньшим недоверием к стремительно обесценивающимся деньгам.

В силу безумной дороговизны многие виды потребительских товаров (особенно мебель, товары длительного пользования) стали просто недоступны для основной массы покупателей, даже тех, кто остро в них нуждается. Опрос показывает, что многие товары в магазинах появились, но их не покупают, поскольку слишком дорого.

...Несмотря на утверждения правительства об усилиях, направленных на укрепление рубля, недоверие населения кденьгампродолжаетусиливаться. Всреднемлишь 17%оп-рошенных в начале марта сего года жителей России считают, что правильно поступают те, кто сейчас делает сбережения (в августе 1991 г. так считали 25%. — В.Н.)...

Соответственно, овеществленные в товарах сбережения в условиях гиперинфляции, как и раньше, остаются весьма популярными в глазах населения. И время расставаться с накопленным имуществом еще не пришло. В ответах на вопрос о том, подходящее ли сейчас время для продажи приобретенных ранее дефицитных вещей, преобладает мнение, что пока этого делать не следует: число

тех респондентов, кто считает, что продавать сейчас вещи лучше не надо, более чем вдвое превышает число тех, кто думает, что это надо делать.

Однако оказывается, что наиболее обеспеченные респонденты чаще, чем в среднем, отвечают, что правильно поступают те, кто сейчас продает купленные ранее дефицитные товары. Например, 21% респондентов из семей со среднедушевым доходом 600—1000 руб. в месяц дали такой ответ, с доходом более 1000 руб. — 27% ( при среднем уровне — 19% опрошенных)...

Возможно, что эту часть населения можно считать наиболее компетентной в рассматриваемом вопросе, и, следовательно, можно надеяться, что в ближайшем будущем будет увеличиваться число тех, кто продает накопленные ранее товары, что будет способствовать насыщению рынка. Этот вывод согласуется с тем, что относительно высокообеспеченные респонденты прогнозируют более низкие темпы роста потребительских цен в ближайшем будущем, чем в среднем по оценкам населения. Вместе с тем... высокообеспеченная часть населения более тесно связана с вещевыми рынками, "толкучками" и, возможно, что положительно отвечая на вопрос, правильно или нет поступают те, кто продает сейчас дефицитные вещи, респонденты в том числе выражали в принципе одобрение этому роду деятельности...

...Как известно, одной из задач... либерализации цен являлась стабилизация потребительского рынка, ликвидация дефицита, очередей, карточек, талонов и т.п. Например, с января этого года в Москве полностью отменена система талонов... В настоящее время система карточек и талонов существует, главным образом, в небольших городах и сельской местности...

Отношение к существованию талонной системы в России население высказало неоднозначное: 55% считают, что талоны или карточки необходимы, 27% — что они не нужны, остальные 18% не знают, затрудняются ответить.

Наибольшее число сторонников сохранения талонной системы — среди людей старшего возраста (старше 55 лет — 71%), привыкших к подобным методам распределения продовольствия еще в военные и послевоенные годы...

...Заметно влияет на отношение населения к распределению продуктов по талонам фактическое наличие этой системы в обследованных населенных пунктах, т.е. привычка людей к определенной системе распределения продуктов... карточно-талонную систему хотели бы сохранить и впредь чаще всего те люди, которые пользуются ею в настоящее время, а отменить — те, кто ею не охвачен... »

1993 ГОД

"Социологический мониторинг потребительского поведения в условиях роста цен, в том числе способов формирования и сохранения личных сбережении'.

Анализ проводился на основе массовых опросов населения, проведенных ВЦИОМ в 1993 г. и в январе—феврале 1994 г. Опросы проводились по репрезентативной выборке, отражающей структуру взрослого (старше 16 лет) населения России по полу, возрасту, уровню образования, месту проживания. Ежемесячно опрашивалось около 4000 человек. В опросе принимали участие жители Москвы и области, С.-Петербурга, Поволжья, Северо-Западного, Центрального, Северо-Кавказского, Уральского, Сибирского, Дальневосточного регионов России.

«Высокие темпы инфляции являются сейчас важнейшим фактором, определяющим потребительское поведение всех слоев российского общества. По данным Госкомстата России, в 1993 г. потребительские цены выросли почти в 10 раз. При этом к концу года отмечалось снижение темпов прироста цен, в то время как в начале и середине года наблюдались довольно высокие темпы при-

роста цен на потребительские товары и услуги (на уровне 20—25%)

...В начале прошлого года (1993 г. — В.Н.) почти 1/4 опрошенных жителей России в ряду наиболее острых проблем нашего общества назвали дефицит потребительских товаров. К началу нынешнего года (1994 г. — В.Н.) доля респондентов, указавших на нехватку продуктов питания и товаров первой необходимости как наиболее актуальную проблему нашего общества, составила 12%. Рост цен, инфляция, безработица, кризис в экономике и многие другие проблемы оказались более острыми, по мнению наших респондентов.

Это вполне согласуется с субъективными оценками состояния потребительского рынка. Следует отметить, что соответствующие данные, получаемые в ходе массовых опросов населения, являются в настоящее время наиболее благоприятными среди других показателей, фиксирующих динамику происходящих в стране изменений. Однако при этом не следует забывать о том, что положение дел на потребительском рынке представляет только одну, хотя и крайне важную сторону обеспечения условий потребления, другой аспект проблемы — реальные возможности потребления. И в этой части положение меняется в лучшую сторону очень медленно, а у значительной части населения ситуация ухудшается...

...Следует отметить заметный рост в течение прошлого года доли положительных оценок по всем товарным группам. Это свидетельствует о том, что в продаже появились все или почти все необходимые товары... И теперь ответ "в продаже есть все необходимое" является наиболее распространенным в оценках потребительского рынка... понятие дефицита постепенно исчезает из соответствующих оценок населения...

...Улучшение российского потребительского рынка во многом обусловлено притоком импортных товаров. Особенно широко на нем представлены разнообразные кондитерские изделия, другие продукты питания, одежда и обувь, радиоэлектронная продукция.

...Анализ динамики потребительских настроений на основе использования Индекса потребительских настроений показывает, что на протяжении всего прошлого года в обществе преобладали пессимистические настроения... Однако пессимизм населения относительно будущего значительно меньше, чем разочарования в текущем положении... динамика распределения ответов респондентов о целесообразности покупки товаров длительного пользования позволяет говорить о начале формирования адекватного рыночной экономике сознания и поведения населения России, а также о повышении экономической активности потребителей в будущем... »

1996 ГОД

"Социологический мониторинг потребительского поведения в условиях роста цен, в том числе способов формирования и сохранения личных накоплений в различных формах".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опрос проводился в марте 1996 г.; общероссийская выборка; N=2328 человек.

«Данные социологических опросов населения показывают, что сейчас в основном недостаток денежных средств оказывает сдерживающее влияние на динамику склонности населения к потреблению... Точно также в этот период (1994—1996 гг. — В.Н.) отмечалась стабилизация на низком уровне склонности населения к сбережениям. Она стабильно ниже, чем склонность к потребительским расходам. Это значит, что если есть деньги, то люди скорее потратят их на покупку потребительских товаров, чем отнесут в банк и т.п. Данные опросов показывают, действительно все меньше становится доля тех, кто собирается в бли-

жайшем будущем делать сбережения (с 19% в октябре

1993 г. до 13% в мае 1996 г. — В.Н.). Еще более значительно сократилась доля желающих вкладывать деньги в покупку акций (с 13% в июне 1993 г. до 1% в мае 1996 г. — В.Н.)

...Высокие темпы инфляции, социально-экономическая нестабильность общества по-прежнему делают очень сложной для населения проблему выбора наиболее эффективных форм хранения личных сбережений. Если в начале прошлого года (1995 г. — В.Н.) наиболее популярным было хранение сбережений в "твердой" валюте, то начиная с середины года (после введение "валютного коридора") популярность вкладов в сберегательный банк стала возрастать и сейчас уже сравнялась с популярностью валюты.

Пик популярности коммерческих банков, похоже, был пройден еще в 1994 г.: в середине 1996 г. доля респондентов, выбирающих эту форму хранения личных сбережений, сократилась в 2 раза по сравнению с 1994 г.

... В настоящее время общий уровень развития личного потребления в стране таков, что различия в потреблении людей с разным материальным положением проявляются наиболее ярко на уровне демонстрации качества удовлетворения самой первоочередной потребности — питании. Это уже не общество голодных людей, но еще и не общество, в котором потребности высокого уровня (например, рекреационные) удовлетворяются настолько полно, что обеспеченные слои общества могут себе их позволить практически всегда.

Это вполне согласуется с общим выводом о том, что несмотря на, казалось бы, существенные различия в уровне денежных доходов... потребительское поведение столь различных групп людей оказывается весьма схожим. Увеличение денежного дохода не приводит к существенным изменениям во всей структуре личного потребления...

Отсутствие ярко выраженной, дифференцированной структуры потребительского поведения различных слоев общества приводит к тому, что для большинства его членов отсутствуют примеры иной структуры потребительского поведения, соответствующей более высокому стандарту материального благосостояния. Если это так, то увеличение доходов населения будет приводить к воспроизводству на более высоком уровне доходов структуры потребительских расходов, характерных для групп с низким уровнем денежного дохода. На бытовом уровне это общее правило выражается в непомерных расходах на престижное, дорогостоящее питание, алкогольные напитки, одежду, которые демонстрируют "новые русские". Они не знают ничего иного и переносят на новый для себя, еще непривычный уровень денежных доходов сложившуюся в прежней, менее обеспеченной жизни структуру потребления и потребительские предпочтения и привычки. Лишь повышение общего уровня благосостояния и, соответственно, развитие потребления (т.е. сопровождающее его расширение и усложнение форм потребительского поведения) будет способствовать появлению дифференцированной структуры потребительского поведения различных по уровню материального положения слоев населения.

Однако в последние годы наблюдается скорее обратный процесс. Речь не только не идет о дальнейшем раз-

витии и повышении уровня потребления, а напротив, о его сокращении...

...Сужение спектра потребностей населения является прежде всего проблемой долговременного характера и ничуть не менее, а, может быть, более серьезной, чем непосредственное сокращение рыночного потребительского спроса. Отсутствие широко распространенных примеров потребительского поведения, соответствующего более высокому стандарту материального благосостояния, всегда приводит к тому, что в случае роста материального благосостояния люди оказываются не готовы правильно (т.е. в соответствии с достигнутым уровнем достатка) распорядится средствами. Это приводит, условно говоря, к непроизводительному расходованию имеющихся средств и, как следствие, — повышает вероятность их сокращения... »

И в заключение — несколько данных о кризисе 1998 г. Анализ ситуации, как, впрочем, и разрешение кризиса, еще впереди.

Результаты опроса, проведенного 25—29 сентября; общероссийская выборка; N=1714 человек; в % к общему числу опрошенных.

Что бы Вы сейчас лично предпочли?

Доступные цены, но небольшой выбор товаров, очереди и карточки 55

Обилие и большой выбор товаров, но цены, недоступные для многих 23

Затруднились ответить 22

Как бы Вы оценили уровень покупательной способности вашей семьи? (В сравнении с данными аналогичного опроса, проведенного 23—27 октября.)

Варианты ответов

Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты питания

На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения

Денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника) является для нас проблемой

Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования, однако для нас затруднительно приобретать действительно дорогие вещи

Мы можем позволить себе достаточно дорогостоящие покупки (квартиру, дачу и многое другое)

Сентябрь Октябрь

42

40

15

36

46

15

0,1

0,1

Результаты опроса, проведенного 23—27 октября; общероссийская выборка; N=1608 человек; в % к общему числу опрошенных.

Что Вам кажется более правильным:

Установить фиксированные цены на продукты питания и организовать их продажу по карточкам, талонам 28

Установить свободные цены и платить денежные пособия, компенсации малоимущим семьям 53

Затруднились ответить 19

3

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.