Научная статья на тему 'Год российской истории'

Год российской истории Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
30
6
Поделиться
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / МЕМОРИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЮБИЛЕИ / КОММЕМОРАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ / РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Васильев Юрий Сергеевич, Ульянова Светлана Борисовна

В целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе Указом Президента РФ 2012 год объявлен Годом российской истории. В статье рассматриваются историческая традиция празднования «больших» государственных юбилеев, общественная значимость коммеморативных практик для формирования исторической памяти. Анализируется влияние исторической политики государства на историографическую традицию изучения важнейших событий российской истории. В общеисторическом контексте показано значение создания Политехнического института в Петербурге.President D. Medvedev signed an Executive Order On Holding the Year of Russian History in the Russian Federation to promote public interest in Russian history and its role in global historical processes. The article is devoted to a historical tradition of celebrating of "big" government anniversaries, social significance of commemoratives practices for the formation of historical memory. The impact of the historical policy of the state in historiography tradition of the study of the most important events of Russian history is analyzed. The importance of the creation of the Polytechnic institute in St. Petersburg is shown in the common historical context.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Год российской истории»



Ю.С. Васильев, С.Б. Ульянова ГОД РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

9 января 2012 года президент РФ Д.А. Медведев издал указ о проведении в Российской Федерации Года российской истории, в котором говорится: «В целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе постановляю:

1. Провести в 2012 году в Российской Федерации Год российской истории.

2. Правительству Российской Федерации:

• образовать организационный комитет по проведению в Российской Федерации Года российской истории и утвердить его состав;

• обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года российской истории.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года российской истории.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания».

Объявление 2012 года Годом российской истории связано с празднованием больших государственных юбилеев — 1150-летия зарождения российской государственности (считая от летописного «призвания варягов», 862), 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года, 150-летия со дня рождения П.А. Столыпина.

Традиция празднования «больших юбилеев» возникла в Российской империи в середине XIX века. Первым из них стало тысячелетие «начального события российской государственности» — призвания Рюрика (862). Александр II использовал тысячелетний юбилей Российского государства для того, чтобы заявить программу нового царствования. Подготовка к юбилею в 1862 году совпала с периодом радикальных реформ, что позволило выстроить историческую

перспективу преобразований и привлечь к ним внимание широких слоев общественности.

В воспоминаниях о былых ратных успехах и великих победах общество искало новые ориентиры, а государственная власть — новые способы легитимации. Постоянное празднование знаменательных дат стало одной из особенностей российской жизни начала ХХ века, когда общество и государство буквально охватила «юбилеемания». Вершину юбилейных торжеств представляют два общегосударственных юбилея, которые праздновались по всей Российской империи — 100-летие Бородинской битвы в 1912 году и 300-летний юбилей царствования династии Романовых в 1913 году Красной нитью через все официальные юбилеи, столь разные по масштабу и характеру, проходило стремление сплотить все народы империи вокруг трона как зримого воплощения государственного единства и идеологически сцементировать это единство.

Прошлое существует в настоящем, проецируется на будущее в качестве положительных или отрицательных образов. Едва ли не все крупные и значительные историографии нового времени, времени становления современных государств, выросли на идее национального самосознания. Каждая национальная историография уже давно обзавелась известным набором концепций, понятий, ключевых слов, тематических и проблемных конструкций, тесно связанных с интеллектуальной жизнью страны и со злободневными политическими дискуссиями. «Реалий» истории, т. е. того, что общепринято, не подвергается отрицанию или сомнению, не так уж и много. Поэтому те или иные события прошлого, которые составляют основу национальной идентичности, национальной гордости или национального календаря, — это, как правило, результат общественного консенсуса, а он совсем не вечен

и не отменяет научных дискуссий. К таким сюжетам относится, например, призвание варягов, о котором историческая наука «вспомнила» в XVIII веке и которое сразу же стало предметом непрекращающейся дискуссии — так называемым «варяжским вопросом», спором между «норманистами» и «антинорманистами». Был ли Рюрик? Кем были «призванные» варяги»? Какую роль варяги сыграли в становлении Древнерусского государства? — эти вопросы вот уже более 200 лет являются предметом бурных дискуссий специалистов.

Не случайно, выступая на заседании президиумов Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию по вопросу подготовки к празднованию 1150-летия зарождения российской государственности 22 июля 2011 года, его участники говорили не столько об исторических реалиях IX века, сколько о том практическом значении, которое имеет это празднование — консолидация страны, утверждение многонационального характера нашего государства, осмысление на базе исторического наследия современных проблем [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В гуманитаристике уже давно признано, что историческое сознание нации, ее историческая память является функцией власти, определяющей, как следует представлять прошлое. Государство влияет на политику памяти и исторические исследования через регулирование доступа к архивам, через определение стандартов исторического образования (т. е. того минимального набора тем и фактов, которые учащийся обязан знать), а также через приоритетное финансирование исследований и изданий о тех или иных проблемах истории и т. д. Политика памяти столь же неизбежна, как и политизация истории, — нет обществ, которые так или иначе не регулировали бы эту сферу. В Год российской истории внимание общественности к значимым для государства событиям прошлого будет привлечено с помощью определенных практик коммеморации (сооружение памятников и музеев, создание государственных комиссий по подготовке празднования юбилейных дат и т. д.). Так, согласно федеральному плану празднования 1150-летия зарождения российской государственности из федерального и местных бюджетов будут профинансированы реставрационные работы в Великом Новгороде и Старой Ладоге, проведение

фестивалей, научных конференций, установка памятного знака становления российской государственности «Княжий камень» на Рюриковом городище в Великом Новгороде (согласно летописному преданию, именно здесь находилась первая резиденция Рюрика) и др. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области планируется провести более 40 мероприятий, посвященных юбилею: военно-исторический фестиваль, научно-практическую конференцию «Зарождение российской государственности» в Старой Ладоге, межмузейную выставку «Начало Руси. Славяне и варяги», археологическую выставку в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, несколько международных научных конференций, конкурс творческих работ школьников «Виват, Россия!», фестиваль военно-исторических реконструкций и даже выставку-конкурс ландшафтного дизайна «С чего начинается Родина».

Не все, происходившее в прошлом, достойно одинаково пристального изучения, и выбор должен быть продиктован потребностью углубить понимание того, как прошлое повлияло на настоящее. Интерпретации истории придают убедительность социальным, экономическим, политическим решениям в настоящем и используются для обоснования проектов будущего. Формирование национальной или групповой идентичности происходит путем воздействия на массовое сознание в процессе активного формирования исторической памяти. Образы прошлого определяют поведение индивидов разных национальностей. Свод национальных побед и список национальных героев — основа конструирования национального характера и материал для воспитания национальной гордости, уроков патриотизма [2, с. 422—423]. Травмированное и дезориентированное массовое сознание, в том числе и в отношении исторического прошлого своей страны, — это один из сильнейших факторов подрыва национальной безопасности, способный привести к катастрофе.

Исторической памяти свойственна не столько рациональная, сколько эмоциональная оценка прошлого. С этих позиций она делит события на хорошие и плохие, ставит «оценки по поведению» в прошлом. Историческая память обладает инерционной устойчивостью, сравнительно стабильна, но подвержена и изменениям. Несмотря на определенные колебания

в официальной политике российской власти в 1990-е годы и многочисленные попытки пересмотреть историю России, в сознании и исторической памяти населения продолжают оставаться как наиболее значительные периоды, когда Россия претерпевала серьезные и порой кардинальные трансформации, периоды реформ Петра I и Екатерины II, отмена крепостного права, революции XX века.

Безусловным местом консенсуса является Великая Отечественная война. Подобное единодушие отмечается также при оценке наших научно-технических достижений, таких как полет Юрия Гагарина, освоение космоса.

Другим местом патриотического консенсуса предстает Отечественная война 1812 года, хотя как историографическая проблема она еще весьма дискуссионна. В силу различных причин тема «двенадцатого года», во многом знаковая для национального самосознания россиян, обросла огромным количеством чрезвычайно устойчивых стереотипов и мифов, порождаемых личностными особенностями исследователей, их теоретическим и идеологическим осознанием «государственных интересов», идей «попечительства об обществе», их научными представлениями о прошлом и т. д. Большую роль также сыграло влияние официальной идеологии, всегда остро ощущавшееся отечественными исследователями темы 1812 года. Так, основные тезисы сталинской историографии Отечественной войны сводились к тому, что армия Наполеона была разгромлена русским народом, стихийные факторы (пространство, мороз, голод) не играли никакой роли, русское военное искусство 1812 года в лице гениального Кутузова превосходило западноевропейское. Эта концепция стала определяющей для советской историографии [3].

Для сегодняшних исследований характерны значительное внимание к человеческому измерению истории, использование новых для российской историографии идейно-теоретических подходов к изучению темы 1812 года. Современные историки, изучая биографии известных личностей той эпохи, во многом отказались от традиций трафаретного изображения биографий «героев». Фактически впервые ученые стали показывать персонажей 1812 года живыми людьми, с их достоинствами и недостатками (порой весьма серьезными), а также

свойственной всем людям противоречивостью. Специалисты подчеркивают огромную роль, которую играла Русская православная церковь в 1812 году, фактически являясь главной и единственной силой, цементировавшей тогдашнее российское общество [4].

Важно отметить, что, несмотря на дискуссии, разгорающиеся в среде профессиональных историков, спорящих о численности французской и русской армий в кампании 1812 года, об ошибках М.И. Кутузова или о том, кто же все-таки победил на Бородинском поле, Отечественная война 1812 года остается в национальной исторической памяти местом патриотического консенсуса.

Обращает на себя внимание похожесть подготовки к государственной юбилейной кампании сегодня и сто лет назад. Любой юбилей начинался с создания праздничного организационного комитета или подготовительной комиссии. В них входили, в зависимости от уровня торжеств, представители различных министерств, военные и придворные чины, историки и директора музеев, гласные городских дум, депутаты дворянских собраний, делегаты от военных и исторических обществ. Центральное место в сценарии празднества занимали церковные службы, проповеди, крестные ходы и массовые молебны. Гигантский парад на Ходынском поле 28 августа 1912 года предварил центральные мероприятия следующих двух дней — литургии в храме Христа Спасителя и в Успенском соборе, после которых бесконечный крестный ход направился на Красную площадь, где состоялся молебен [5].

Созданную Указом Президента РФ от 28 декабря 2007 года «О праздновании 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года» Государственную комиссию возглавил Д.А. Медведев, в нее вошли представители Правительства, Администрации Президента РФ, Государственной думы и Совета Федерации, губернаторы, руководители архивных и музейных учреждений. Общественный юбилейный совет начал свою деятельность с подношения Смоленской иконы Божией Матери храму Христа Спасителя [6].

Проведение Года российской истории призвано не только пышно и торжественно отметить большие «государственные юбилеи», но и привлечь внимание общества к своему прошлому, каждого россиянина — к истории своего го-

рода, своей семьи, к той истории, которая касается непосредственно каждого человека.

У Санкт-Петербургского политехнического университета в 2012 году тоже есть «свой» юбилей — 110 лет со дня открытия и начала занятий (1—2 октября 1902 года). Само решение о создании в Петербурге Политехнического института (1899) было крупным государственным актом, ознаменовавшим важнейший шаг в становлении Отечества как высокоразвитого государства с мощной образовательной и научно-технической поддержкой промышленности. Особенно важным в идее С.Ю. Витте о создании Политехнических институтов (в Петербурге, Киеве и Варшаве) было придание совершенно нового качества высшему инженерному образованию. Новые вузы были нацелены на решение задач по подготовке национальных кадров мирового уровня, с учетом все более возраставшей роли фундаментальных наук. Фактически была задумана (и реализована!) новая система высшего политехнического образования. Принципы деятельности вуза оказались настолько глубоко продуманными и устойчивыми, что многие последующие изменения в системе образования страны не сломали первоначальные прогрессивные идеи. В выработке этих принципов принимали участие выдающиеся российские ученые — Д.И. Менделеев, А.Н. Крылов, А.С. Попов, Д.К. Чернов, Н.И. Тавилдаров, Х.С. Головин, Н.И. Белелюб-ский, Н.П. Егоров и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Положение об институте, его первые учебные планы и программы были разработаны комиссией под председательством крупнейшего ученого Н.П. Петрова. Основатели Политехнического института считали, что он должен выпускать инженеров широкого профиля, всесторонне развитых, обладающих глубокими знаниями в области общенаучных и общеинженерных дисциплин, отлично знающих технику и умеющих применять свои знания на практике. Важно отметить, что Политехнический институт не был скован предписаниями Министерства просвещения, и это давало крупнейшим ученым России (первые руководители факультетов института — К.П. Боклевский, А.С. Посников, Н.А. Мен-шуткин, М.А. Шателен) необходимую свободу в построении своих курсов и практике преподавания. Подготовленный при открытии инс-

титута учебный план действовал двадцать лет без существенных изменений.

В 1930 году в ходе очередной советской реформы высшего образования Политехнический институт был разделен на ряд отраслевых институтов. Только в 1934 году институт был возрожден (до 1940 года под названием Индустриального института).

Научные школы электротехников, физиков и механиков, металлургов, гидротехников, экономистов и другие, сформированные в Политехническом институте в советскую эпоху, получили мировое признание. С СПбГПУ связаны имена многих государственных, военных, общественных деятелей, деятелей искусства и культуры [7].

В 2012 году исполняется 170 лет со дня рождения Николая Александровича Меншуткина (1842—1907) — выдающегося химика, одного из основателей химической кинетики. Н.А. Мен-шуткин был одним из тех, кто стоял у основания Политехнического института, разработал программу преподавания химических наук, возглавил металлургическое отделение института. Примечательно, что его сын — Борис Николаевич Меншуткин — известен не только как крупнейший отечественный химик, но и как автор одного из лучших исследований по истории Политехнического института в первые десятилетия его существования [8].

В 2012 году мы будем отмечать юбилей и другого представителя плеяды первых руководителей Политехнического института — Константина Петровича Боклевского (1862—1928), организатора и первого декана первого в России кораблестроительного отделения, выпускавшего высококвалифицированных инженеров-судостроителей. В 1909 году при отделении были открыты первые в России курсы авиации и воздухоплавания. Именно на базе Ленинградского политехнического института в 1930 году были образованы Ленинградский кораблестроительный и Московский авиационный институты.

Ровесником К.П. Боклевского был Михаил Осипович Доливо-Добровольский (1862—1919) — один из основоположников современной электротехники, создатель первой в мире системы трехфазного переменного тока для передачи электроэнергии на большое расстояние (1891). М.О. Доливо-Добровольский, наряду с М.А. Шателеном, стоял у истоков электроме-

ханического отделения Политехнического института в 1902 году [9, с. 101-102, 243, 513-514].

Важнейшей задачей празднования исторических юбилеев было и остается культурное, нравственное и патриотическое воспитание граждан страны. Эту же задачу выполняет и историческое образование. Государство, финансируя систему образования, рассчитывает в том числе и на формирование гражданской позиции выпускников средней и высшей школы, осознание ими своей причастности к определенной национально-государственной общности и ответственности перед ней.

В Санкт-Петербургском политехническом университете с самого начала история занимала достойное место. В начале ХХ века здесь преподавали выдающиеся российские историки: А.А. Корнилов (в этом году историческая общественность будет отмечать 150-летие со дня его рождения), Н.И. Кареев, И.М. Гревс, Д.М. Пет-рушевский, М.А. Дьяконов и др. Обращение к истории стало одной из основ учебного процесса в институте: «Научное образование в высшей школе должно принципиально стоять на почве исторического знания. <...> Историческая концепция и исторический метод работы произвели настоящий переворот в обществоведении нашего времени и проникли даже в естествознание и в науки о неодушевленной природе. <...> Практика исторического метода, с его основанной на чисто научных приемах критикой источников, представляет превосходную гигиену для ума, который она воспитывает в духе точного мышления, не допускает принимать ничего на веру, без доказательств, и предупреждает этим всякое фантастическое построение» [10].

Курс всеобщей истории стал преподаваться в Политехническом институте с 1902 года. С 1914 года было установлено обязательное изучение новейшей истории России и Запада (эта традиция, к сожалению, была надолго прервана после Октябрьской революции 1917 года). В 1934 году в институте была создана кафедра истории техники, которую в 1936 году возглавил В.В. Данилевский (работала до 1962 года). Общий курс истории техники был введен в институте как одно из средств, содействующих подготовке инженеров, обладающих достаточно глубокими специально-техническими и экономическими знаниями, широким общественно-политическим кругозором.

Как и столетие назад, сегодня общий принцип научной работы в СПбГПУ — это продвижение знаний путем проведения научных изысканий, защита и укрепление общественных ценностей с помощью исследовательской деятельности. В университете при поддержке ректората кафедрой истории (под руководством профессора С.Б. Ульяновой) реализован ряд научных проектов, освещающих роль политехников в истории России ХХ века («Политехники военного поколения», «Профессора Санкт-Петербургского политехнического университета, ХХ век», «Политехники на государственной службе» и др.) [11]. Важную работу проводит Историко-технический музей, приобщая к истории университета новых политехников. Музей боевой славы СПбГПУ и студенческий военно-исторический клуб «Наш Политех» превратились в современные площадки для вовлечения молодежи в исследование истории университета, изучение жизни и деятельности выдающихся политехников. Объединяют и координируют усилия исследователей истории СПбГПУ (Ф.П. Кесанманлы, А.Г. Морачевский, И.А. Брюханова и др.) комиссия университета по историческому и культурному наследию (председатель — академик РАН Ю.С. Васильев) и научно-образовательный центр «История науки и техники» (научный руководитель — профессор Р.В. Дегтярева, директор — профессор В.Н. Боронин).

Проведение Года российской истории дает нам всем возможность яснее представить не только прошлое, но и настоящее и даже будущее. Обращение к истории показывает, откуда пришел человек и куда он идет. Историческая память во многом определяет намерения и настроения людей, опосредованно оказывает весьма мощное влияние на характер и методы решения общественных проблем.

Гордость за прошлое своей страны, своего города, своего университета — это важная часть национального или корпоративного сознания, этнической или профессиональной идентичности. Способность вспоминать и идентифицировать себя с собственным прошлым придает смысл, цель и ценность нашему существованию. Но еще важнее оказаться достойным своего прошлого, оставить свой след в бесконечной исторической цепи, протянувшейся от прошлого к будущему.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Заседание президиумов Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию по вопросу подготовки к празднованию 1150-летия зарождения российской государственности. 22 июля 2011 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://state.kremlin.ru/news/12075/html.

2. Савельева, И.М. Знание о прошлом: теория и история [Текст]. В 2 т. Т. 1 / И.М. Савельева, А.В. Полетаев. — СПб.: Наука, 2003.

3. Бескровный, Л.Г. Отечественная война 1812 года [Текст] / Л.Г. Бескровный. — М.: Соц-экгиз, 1962.

4. Агронов, Л.И. Постсоветская российская историография Отечественной войны 1812 года [Текст]: автореф. дис. ... д-ра ист. наук / Л.И. Агронов. — М., 2007.

5. Цимбаев, К.Н. Русская православная церковь и государственные юбилеи императорской России [Текст] / К.Н. Цимбаев // Отеч. история. — 2005. — № 6. - С. 42-51.

6. Юбилей победы в Отечественной войне 1812 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosvoencent-rf.ru/.

7. Васильев, Ю.С. 110 лет на службе России [Текст]: сб. статей о Политехн. ун-те / Ю.С. Васильев. - СПб.: Наука, 2009.

8. Меншуткин, Б.Н. История Санкт-Петербургского политехнического института (1899-1930) [Текст] / Б.Н. Меншуткин. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012.

9. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет: биографии [Текст]. -СПб.: Гуманистика, 2006.

10. Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 420. Оп. 1. Д. 26. Л. 31, 43-44.

11. Ульянова, С.Б. Изучая прошлое: новые методы, новые подходы [Текст] / С.Б. Ульянова // Тр. СПбГТУ. -№ 508. - Гуманит. образование в СПбГПУ. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - С. 3-11.