Научная статья на тему '«Год российской истории» как фактор актуализации содержания исторического образования, подготовки и повышения квалификации преподавателей истории'

«Год российской истории» как фактор актуализации содержания исторического образования, подготовки и повышения квалификации преподавателей истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИКА ПАМЯТИ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОД РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ / СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ИСТОРИЯ И ПАМЯТЬ» / ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИСТОРИИ / A SUBSTANTIAL LINE «HISTORY AND MEMORY» / HISTORICAL POLICY / A POLICY OF MEMORY / HISTORY EDUCATION / YEAR OF THE RUSSIAN HISTORY / PREPARATION AND IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS OF TEACHERS OF HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрелова Ольга Юрьевна, Вяземский Евгений Евгеньевич

Статья посвящена проблемам подготовки и повышения квалификации преподавателей истории, a также повышения качества исторического образования школьников и студентов в связи с усилившимся в последние годы влиянием исторической политики на духовно-нравственные сферы общества. Провозглашение Года российской истории (2012 г.) авторы рассматривают как повод осмыслить в педагогическом контексте феномены исторической политики и политики памяти, усовершенствовать профессиональную лабораторию педагогов-гуманитариев, актуализировать цели и содержание исторического образования школьников и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Year of the Russian History» as the factor of actualization of the content of History education, preparation and improvement of professional skills of teachers of history1Far East state humanities university

The article is devoted to the problems of preparation and improvement of professional skills of teachers of history, and also improvement of quality of history education of pupils and students in connection with the influence of a historical policy in society. The authors consider declaration of Year of the Russian History (2012) as an occasion to comprehend the phenomena of historical policy and policy of memory in the pedagogical context, to improve professional laboratory of teachers-humanists, to actualize the purposes and the content of history education.

Текст научной работы на тему ««Год российской истории» как фактор актуализации содержания исторического образования, подготовки и повышения квалификации преподавателей истории»

Г---

5

Навстречу Году российской истории

О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский

«Год российской истории» как фактор актуализации содержания исторического образования, подготовки и повышения квалификации преподавателей истории

Статья посвящена проблемам подготовки и повышения квалификации преподавателей истории, a также повышения качества исторического образования школьников и студентов в связи с усилившимся в последние годы влиянием исторической политики на духовно-нравственные сферы общества. Провозглашение Года российской истории (2012 г.) авторы рассматривают как повод осмыслить в педагогическом контексте феномены исторической политики и политики памяти, усовершенствовать профессиональную лабораторию педагогов-гуманитариев, актуализировать цели и содержание исторического образования школьников и студентов. Ключевые слова: историческая политика, политика памяти, историческое образование, Год российской истории, содержательная линия «История и память», подготовка и повышение квалификации преподавателей истории.

В марте 2011 г. Д. А. Медведев подписал Указ Президента Российской Федерации «О праздновании 1150-летия зарождения российской государственности» [12]. А в июле того же года на совместном заседании президиумов Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию Президент назвал три исторических юбилея, которые стали поводом для провозглашения 2012 г. Годом российской истории: 1150-летие зарождения российской государственности, 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года и 150-летие со дня рождения П. А. Столыпина.

Навстречу Году российской истории

Это самое масштабное в истории современной России обращение властей к истокам национального прошлого и обоснование государственной значимости Года российской истории. Такая постановка вопроса позволяет подняться над отношением к трем историческим юбилеям как простой совокупности праздников, поставить и обсудить с педагогами-исто-риками целый ряд актуальных вопросов.

Что такое историческая политика и политика памяти? Какое влияние они оказывают на историческое образование школьников и студентов в современном мире?

Что представляет собой «История и память» как дополнительная содержательная линия учебного предмета «История» и составляющих его курсов «История России» и «Всеобщая история»? Каковы возможности этой линии в реализации целей исторического образования в средней и высшей школе?

Какие аспекты профессиональной подготовки учителей истории становятся важными в свете тенденций развития исторической политики в начале XXI в.?

В течение последних лет уже сформировалась определенная теоретико-методологическая база для развернутой характеристики исторической политики в современной России и странах Европы. Ответам на ее вызовы со стороны общего исторического образования посвящены, в частности, наши статьи в сборниках научных трудов и профессиональных журналах.

В данной статье представлены общие подходы к решению актуальных вопросов, связанных с влиянием исторической политики на историческое образование школьников и студентов, а также на подготовку и повышение квалификации преподавателей истории в школах и вузах.

Для обозначения связи профессиональной историографии и коллективной памяти с политикой в исторической и политической науках используется ряд понятий: «политизация истории», «политика памяти», «места памяти» и др. Относительно новым понятием, которое все чаще применяется в профессиональной сфере, является понятие «историческая политика».

«Политизация истории» - явление, существующее издавна. Оно означает влияние политического запроса, социального заказа, общественной конъюнктуры на деятельность профессиональных историков. Историки всегда находятся под влиянием современной им политической обстановки и не могут избежать определенной тенденциозности, отражающей их собственные политические пристрастия, доминирующие в обществе ценности, идеи и представления.

«Политизация истории» является, как мы считаем, объективно неизбежным явлением. Классическим примером политизации истории можно назвать создание летописей, исторических хроник, в которых скрыто или явно присутствует политический заказ власти, отражается мировоззрение, ценности летописца, хрониста, историографа.

Политизация истории начинается уже на индивидуальном уровне, т.к. в своих исследованиях каждый историк всегда находится под влиянием современной ему общественной ситуации, собственных политических взглядов, а также национальной, религиозной, социальной самоидентификации. Более того, эта связь является одним из источников постоянного развития и обновления истории как историографического процесса и рождения новых образов прошлого. Общественная атмосфера, политическая ситуация, в которой работают историки, личный опыт стимулируют их к постановке новых вопросов, к рассмотрению исторических объектов под новыми углами зрения, что генерирует новые исследовательские подходы.

Политизация истории происходит не только на индивидуальном, но и на групповом уровне. Мы имеем в виду, что разные группы историков подвержены воздействию близких по характеру и содержанию общественных факторов - определяющих эпоху философских и политических идей, тенденций развития национальных научно-историографических школ и направлений и др. В историографии политические предпочтения историков влияют на формирование методологических направлений. Этим объясняется становление таких направлений, как «консервативное», «либеральное» и т.д., и научных школ: «историки-марксисты», «школа Анналов», «глобальная история» и др.

Существует устойчивое и относительно распространенное мнение, что исследование истории как вид профессиональной деятельности не может претендовать на статус «объективной» науки. Нередко высказывается сомнение в способности историков установить «истину» в сфере причинно-следственных связей, оценок событий и исторических деятелей прошлого. Один из основателей постмодернизма Мишель Фуко высказал дискуссионный тезис, что историки не стремятся к объективному знанию, а обслуживают власть, «конструируя» историю в рамках современных им дискурсов.

Вместе с тем в профессиональном историческом сообществе в определенной степени сформированы механизмы, которые позволяют снизить опасность субъективных подходов историков, порожденных влиянием современных обстоятельств и собственных политических пристрастий. Эти механизмы снижения риска субъективности подходов

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Навстречу Году российской истории

в историческом исследовании основаны на проверке достоверности в историческом исследовании основаны на проверке достоверности

источниковой базы, рефлексии и самоконтроле историков, представлении альтернативных точек зрения, учете достижений других историографических направлений.

В профессиональном сообществе историков нравственной и профессиональной нормой признается стремление к объективности научного поиска, элементами которого являются дискуссии, плюрализм мнений. Причем не только в профессиональной научно-историографической сфере, но и в представлении результатов работы историков обществу. Профессиональные нормы современного научно-исторического исследования предполагают такое построение системы аргументов, которое открыто для «верификации», т.е. для проверки достоверности источниковой базы, критического анализа логических выводов и ценностных установок, на которые опирается автор.

Политизация истории не ограничивается влиянием политического запроса, общественной конъюнктуры на деятельность профессиональных историков. К этому явлению можно отнести и стремление читателей, пользователей исторической информации выискивать в сочинениях историков ответы на актуальные для современного общества вопросы.

«Политизация истории» может выражаться и в том, что политики используют «исторические аргументы» в своих целях. Это явление широко распространено в обществах с определенным типом политической культуры. Вместе с тем в демократических обществах уже накоплена культурная традиция по возможности избегать в политическом процессе прямых исторических аналогий и исторических аргументов, заимствованных из прошлого. Для демократического общества трудно, a точнее, невозможно, представить определение истории «как политики, обращенной в прошлое» (М.Н. Покровский).

Одним из направлений и средств реализации исторической политики служит «политика памяти». Она на государственном уровне регулирует вопросы о том, какие события отмечаются в стране как особо значимые, какие слова по поводу истории произносятся в ходе публичных церемоний и т.п. В борьбе с политическими оппонентами внутри страны и на международной арене «политика памяти» становится не инструментом «врачевания» травм прошлого, a средством достижения актуальных политических целей, не имеющих с прошлым ничего или почти ничего общего. В частности, «политика памяти» может стать стратегией формирования национальной идентичности и исторической памяти.

Если историография и научные труды историков, как правило, доступны относительно узкому кругу профессионалов, то с исторической

памятью дело обстоит иначе. Историческая память является основой идентичности, исторического самосознания народа, фактором его самоидентификации. Подчеркнем, историческая память - не просто канал передачи сведений о прошлом, это важнейшая составляющая самоидентификации индивида, социальной группы и общества в целом.

Историческая память подвержена влиянию разных общественных и личностных факторов. Она нередко становится объектом манипулирования со стороны общественных и политических сил. Успешности манипулирования способствует природа человеческой памяти, для которой характерно стремление «освободиться» от травмирующих воспоминаний.

Государство оказывает влияние на «политику памяти» и исторические исследования посредством регулирования доступа к архивам и источникам информации, а также финансирования научных работ, актуальных для государства и соответствующих его политическим интересам.

Конкретными способами реализации «политики памяти» могут быть сооружения памятников и музеев, празднование значимых для государства в целом или на региональном / местном уровне исторических событий, знаменательных дат. Негативными примерами, связанными с реализацией «политики памяти», можно считать искусственное акцентирование внимания общества на одних событиях, сюжетах истории и замалчивание, сознательное снижение значимости других («сознательное умалчивание», «отрицающее забывание», «политика антипамяти»).

В демократических обществах регулятором «политики памяти» являются общественные и профессиональные экспертные объединения, которые могут обеспечить плюрализм подходов к определению значимых с исторической точки зрения событий и памятных дат. В области исторического образования «политика памяти» регулируется посредством определения содержания государственных образовательных стандартов общего среднего и высшего профессионального образования. Актуальная задача общества, государства и системы образования - стимулировать формирование коллективной исторической памяти на основе преемственности культурных традиций как фактора укрепления российской идентичности.

В контексте «политики памяти» проанализируем понятие «место памяти», которое не сводится к историко-географической атрибуции. «Места памяти» - это своеобразные символические, ментальные точки пересечения, в которых складывается и концентрируется память общества о прошлом. Их главная функция - сохранение коллективной памяти. К «местам памяти» относят историко-культурные памятники,

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Навстречу Году российской истории

музеи, исторические заповедники, мемориалы, памятные знаки и символы, связанные с коллективной памятью, а также образы самих событий и исторических персонажей, воссозданные в искусстве и литературе, в том числе и учебно-познавательной.

«Места памяти» могут быть как «закрытыми», фиксирующими определенную интерпретацию исторических событий, так и «открытыми», допускающими возможность диалога с прошлым и вариативные трактовки его значений и смыслов. В качестве примера бережного отношения государства и профессионального исторического сообщества к «местам памяти» можно назвать книгу «Пространство памяти», созданную группой историков Франции под руководством Пьера Нора. Она представляет собой описание проявлений национальной памяти французов в коммемо-ративных документах и святынях, национальных хрониках, справочниках и учебниках по истории, музеях и памятниках. По мнению авторов, этот проект способствует формированию позитивной национальной идентичности современных французов.

В настоящее время в мире увеличивается степень «политизации истории», происходит активизация «политики памяти», что выражается в росте общественного интереса к вопросам исторической памяти, заинтересованности политических сил в формировании и трансляции определенных версий исторического прошлого. Это явление получило название «историческая политика» и рассматривается как политический феномен конца XX - начала XXI вв.

Под «исторической политикой» обычно понимаются интерпретации истории, избранные по политическим мотивам, и попытки убедить общественность в их правильности. «Используя административные и финансовые ресурсы государства, - пишет российский историк А. Миллер, - те политические силы, которые находятся у власти, осуществляют идеологическую индоктринацию общества в сфере исторического сознания и коллективной памяти... Для понимания феномена исторической политики важен не только, и даже не столько вопрос, что именно пропагандируется. Важнее то, как это делается, какие методы используются в этой пропагандистской работе» [9].

Таким образом, в широком смысле слова «историческая политика» предполагает поиск ответов на вопросы о том, как исторические интерпретации превращаются в инструменты «реальной политики», инструменты утверждения политических идей и идеалов, формирования национальной идентичности.

Феномен «исторической политики» особенно активно проявляется в посткоммунистических обществах, освободившихся от авторитарного

идеологического контроля. В этих странах общество становится плюралистическим, а власть не претендует на прямой контроль над ним. Среди причин этого - не только желание устранить «белые пятна» в истории. «Историческая политика» используется элитами этих стран как инструмент формирования новой национальной идентичности.

В постсоветской России поиск новой идентичности - задача куда более сложная, чем в посткоммунистических странах Европы. В нашей стране еще не сформировался консенсус в отношении исторического наследия прошлых лет. Так, в частности, нет согласия по поводу «золотого» XIX в., преемственность с которым российский народ хотел бы восстановить. На роль периода, с которым народ хотел бы восстановить пре-емственнось, не годятся - по разным причинам - ни дореволюционная Россия, ни Советский Союз. Чувство освобождения, которое значительная часть россиян испытала, отринув в 1991 г. коммунизм, не закрепилось в национальной памяти. В отличие от тех стран Европы, которые новым национальным праздником сделали освобождение от коммунизма и восстановление независимости, россияне не восприняли введенное «сверху» празднование 12 июня как Дня независимости России. Поэтому в 2000-е гг. этот праздник был переименован в День России, а праздник 4 ноября - в День народного единства.

Рассматривая влияние «исторической политики» на сферу исторического образования, в частности, на учебную литературу, подчеркнем, что ее содержание всегда находится под влиянием определенных политических установок и педагогических традиций, а авторы в той или иной степени всегда выполняют социальный и государственный заказ. Разумеется, степень авторской свободы в разных странах и в разные исторические периоды существенно, а подчас и кардинально, варьируется.

Способом акцентации феномена исторической политики и формирования адекватного отношения к ней в процессе изучения истории может стать содержательная линия «История и память».

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС ОО) характеристика учебного предмета «История» разрабатывается, в том числе, и на основе нового дидактического параметра - содержательная линия [10]. Не найдя в современных педагогических словарях ни одного определения, предложим собственную интерпретацию данного понятия. Содержательные линии - это комплекс принципов отбора, конструирования и изучения содержания в соответствии с особенностями учебного предмета и составляющих его курсов. Вследствие этого, содержательные

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Навстречу Году российской истории

линии пронизывают все учебные курсы, разделы и темы, создают архитектонику (единство формы и содержания) целого учебного предмета и его модулей.

В «Истории» основными содержательными линиями выступают параметры, которые задают координаты: историческое время и историческое пространство, - и векторы изучения прошлого: историческое движение и человек в истории. Кроме основных, в разработке курсов по отечественной и всеобщей истории могут быть задействованы дополнительные содержательные линии, актуализирующие важные для жизни в поли-культурном мире аспекты исторического образования.

«История и память» может быть одной из таких линий по нескольким причинам:

1) актуализирует оценочное отношение современников и потомков к событиям и личностям, оставившим свой яркий след в истории или связанным с настоящим;

2) раскрывает способы формирования национального самосознания, национальной идентичности, коллективной исторической памяти и управления ими посредством коммеморации (политики памяти), монументальной пропаганды и т.д.;

3) пробуждает интерес к изучению «мест памяти», истории их создания и трансформации (мифологизация - демифологизация - ремифологизация /воспоминание - забвение /«своя память» - «чужая память» и др.);

4) расширяет базу источников и объектов изучения, обогащает представления об исследовательском поле исторической науки, приобщает к «ремеслу историка», тем самым содействуя развитию исторического и критического мышления;

5) значительно усиливает культурный компонент учебного исторического содержания и выводит его из нынешнего положения «периферии» в разделах учебников и блоках учебных занятий;

6) способствует воспитанию уважения к историко-культурному наследию своей малой родины, страны и мира, привлекает школьников и студентов к участию в охране памятников истории и культуры.

Нужно ли все это учащимся и педагогам XXI в.?..

Главная цель и связанные с ней задачи изучения истории в современном мире ориентированы на духовно-нравственное становление личности учащихся в поликультурном мире, воспитание в духе демократических ценностей, развитие способности ориентироваться в информационно открытом обществе, применять свои знания и умения для осмысления сущности современных общественных явлений и коммуникации с представителями разных культур.

На каждом из трех уровней результатов изучения истории в средней школе есть компоненты, в формировании которых содержательная линия «История и память» может принимать непосредственное участие (таблица 1).

Таблица 1

Уровни Результаты общего исторического образования

Личностный - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметный - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в т.ч. материалы на электронных носителях; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; - освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметный - умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; - расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории своей страны и человечества в целом; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Таким образом, содержательная линия «История и память» не является средством реализации исторической политики в школе. Эта линия обогащает структуру подготовки учащихся, представленную в Примерной программе по истории как единство содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов, ценностной (аксиологической) составляющей. Полагаем, что подобным образом могут быть актуализированы цели и содержание исторического образования в высшей школе.

Влияние содержательной линии «История и память» на текстовые и иллюстративные компоненты учебников истории, а также типология заданий, обеспечивающих ее реализацию, будут представлены в одной из наших будущих работ, здесь же обратим внимание на аспекты подготовки и повышения квалификации преподавателей истории в связи с феноменом исторической политики.

Тенденции развития современной системы общего и профессионального исторического образования обусловлены рядом факторов, среди

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Навстречу Году российской истории

которых выделяются следующие: обновление образов истории и моделей исторических исследований; рост интереса к истории со стороны непрофессионалов; появление новых каналов коммуникации и распространения исторической информации; более активная, чем прежде, роль СМИ в формировании исторического сознания и исторической памяти общества; наконец, повышенное внимание властей к использованию истории в качестве инструмента легитимации своего политического курса и консолидации нации. Эти явления мы рассматриваем как серьезные вызовы системе подготовки и повышения квалификации преподавателей истории в современной России.

Однако на Первом Всероссийском съезде учителей истории, состоявшемся весной 2011 г., за рамками дискуссий остались многие теоретикометодологические проблемы исторического образования и совершенствования системы подготовки педагогических кадров в условиях XXI в.

Выскажем свою позицию в отношении новых подходов к историческому образования и профессиональной подготовке преподавателей истории в охарактеризованных выше условиях.

Сегодня в мире и в России, как части глобального мира, меняются смысл и сущность исторического образования. В условиях глобализации и информационной революции смыслом исторического образования не может оставаться воспроизводство абстрактного («академического») исторического знания. Особенно наглядно новые тенденции развития исторического образования проявляются при изучении новой отечественной истории в целом и истории современной постсоветской России -в частности.

В учреждениях общего среднего и высшего профессионального образования педагогам приходится преподавать новейшую историю своей страны и мира в условиях актуализации исторической памяти школьников и студентов, поскольку обучающиеся часто обращаются к истории своей семьи, родного края, собственным представлениям и личному опыту. Их образы недавнего исторического прошлого индивидуальны, эмоционально окрашены, к тому же они имеют разную политическую, идейную, нравственную и бытовую направленность. Изучение современной истории предполагает критический анализ противоречивых исторических реалий, обсуждение спорных и «открытых» вопросов, «острые» общественно-политические и идейно-нравственные дискуссии, аналогии с практикой и связи с современностью.

Простое увеличение часов на новейшую историю России XX - начала XXI вв. в школьном и вузовском расписании, возвращение на линейную структуру общего исторического образования не гарантируют

эффективного освоения новых реалий социокультурного и информационно-образовательного пространства. Необходимо привнести новые акценты в подготовку преподавателей истории, придать этому процессу открытый, творческий, критический и рефлексирующий характер.

Какие же компетентности необходимы современным преподавателям в ситуации определенного влияния исторической политики на историческое образование? Охарактеризуем их, ориентируясь на требования ФГОС к результатам общего исторического образования и высшего профессионального образования педагогов-историков:

- представления о политизации истории, исторической политике, политике памяти, о механизмах и примерах их влияния на цели и содержание исторического образования школьников, а также на учебники истории в России и за рубежом;

- знание федеральных законов, Указов Президента РФ и документов государственного характера, определяющих на современном этапе историческую политику в России;

- умения применять эти знания для осмысления сущности современных политических, общественных, культурных и педагогических явлений, для актуализации содержания курсов отечественной и всемирной истории с целью создания условий для гражданской, этнона-циональной, социальной, культурной самоидентификации личности школьников;

- умения критически анализировать, сопоставлять и праксеологически (т.е. в интересах практической пользы) оценивать информацию дополнительных ресурсов учебно-методического комплекса (произведения искусства, научно-популярная литература, политические источники и т.д.) и СМИ, которые представляют идеи исторической политики; ответственно использовать эти материалы в разработке учебно-методического обеспечения курсов истории, сценариев учебных занятий и внеклассных мероприятий;

- умения определять и аргументировать свое отношение к проблемным вопросам прошлого и современности, проводить их обсуждение в форме дискуссий, учить школьников и студентов критически анализировать разные источники, высказывать собственное мнение и проявлять уважение к иным точкам зрения;

- способность профессионально применять возможности исторической политики для воспитания уважения к историко-культурному наследию, развития интереса к изучению истории и других гуманитарных предметов, привлечения обучающихся к различным социальным акциям и историко-культурным событиям родного края, страны и мира.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Навстречу Году российской истории

Возвращаясь к вопросу о праздновании Года российской истории, отметим, что Указ Президента РФ от 3 марта 2011 г. подготовлен в целях дальнейшей консолидации российского общества, укрепления демократических традиций и правовых основ Российского государства, т.е. в этом документе и в выступлении Д. А. Медведева (г. Владимир, июль 2011 г.) четко указываются идеологические задачи, которые предполагается решить в связи с юбилейными датами. Одним из креативных педагогических эффектов Года российской истории может стать обновление моделей подготовки педагогов-гуманитариев, исторического образования школьников и студентов в соответствии с актуальными требованиями времени.

Библиографический список

1. Бордюгов Г. А. Октябрь. Сталин. Победа. Культ юбилеев в пространстве памяти. М., 2010.

2. Бордюгов Г.А. «Войны памяти» на постсоветском пространстве. М., 2011.

3. Вяземский Е.Е. Историческая политика и историческое образование // История и политика в современном мире: Материалы международной научн. конференции (МГГУ им. М.А. Шолохова, 24-25 сентября 2010 г.). М., 2010. С. 13-34.

4. Вяземский Е.Е. Историческая политика как инструмент взаимосвязи профессиональной историографии и коллективной памяти // Преподавание истории в школе. 2011. № 2. С. 20-25.

5. Вяземский Е.Е. Изучение истории 1990-х годов в контексте формирования исторической памяти // Преподавание истории в школе. 2011. № 9. С. 25-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. История и память / Под ред. Л.П. Репиной. М., 2006.

7. Культурная память и мемориальные коммуникации в учебниках и учебной литературе: опыт России и Западной Европы. Материалы международной научн. конференции (Саратов, 25-28 сентября 2011 г.). Саратов, 2011.

8. Миллер А. Зигзаги исторической политики // Полгг.иа. URL: http://polit.ua/ lectures/2011/10/18/miller.html (дата обращения: 15.09.11).

9. Миллер А. Россия: власть и история // Rro et Contra. 2009. Май - август. С. 7-21.

10. Примерные программы по учебным предметам. История: 5-9 классы; 10-11 классы. М., 2010-2011.

11. Стрелова О.Ю. Изучая историю - изучаем мифы? // История и политика в современном мире: Материалы международной научн. конференции (МГГУ им. М.А. Шолохова, 24-25 сентября 2010 г.). М., 2010. С. 80-88.

12. Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2011 г. № 267 «О праздновании 1150-летия зарождения российской государственности». URL: http://www.rg.ru/printable/2011/03/05/gos1150dok.html (дата обращения: 15.09.11)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.