Научная статья на тему 'Гностические корни идеологии германского национал-социализма: философско-политический аспект'

Гностические корни идеологии германского национал-социализма: философско-политический аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
182
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антисистема / ариософия / германский национал-социализм / гностицизм / метафизиче-ский расизм / негативное мировоззрение / негативное мироощущение / теософия / gnosticism / negative attitude / negative worldview / anti-system / theosophy / ariosophy / metaphysical racism / German national socialism

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Владислав Алексеевич Лихотинский

В статье исследуется германский национал-социализм как феномен, имеющий глубокие религиозно-философские корни. Опираясь на подход Л. Гумилёва, а также задействуя исторический материал, автор рассматривает генезис и суть идеологии германского нацизма как политико-антропо-логического и идеологического явления. В статье подчёркивается разрушительный характер нацизма, его деструктивное воздействие на этнос, в среде которого этот политический феномен получил развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gnostic roots of the ideology of German National Socialism: philosophical and political aspect

The article examines German National Socialism as a phenomenon with deep religious and philosoph-ical roots. Relying on L. Gumilev's approach, as well as using historical material, the author examines the genesis and essence of the ideology of German National Socialism as a political, anthropological and ideological phe-nomenon. The article emphasizes the destructive nature of Nazism, its destructive impact on the ethnic group in which this political phenomenon was developed.

Текст научной работы на тему «Гностические корни идеологии германского национал-социализма: философско-политический аспект»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 3. С. 198-204 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(2):198-204

Политология и этнополитика

Научная статья УДК 329.18

https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-3-198-204

Гностические корни идеологии германского национал-социализма: философско-политический аспект

Владислав Алексеевич Лихотинский

Многофункциональный учебный центр «Evoland», Ростов-на-Дону, Россия, lva1000@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0211-2674

Аннотация. В статье исследуется германский национал-социализм как феномен, имеющий глубокие религиозно-философские корни. Опираясь на подход Л. Гумилёва, а также задействуя исторический материал, автор рассматривает генезис и суть идеологии германского нацизма как политико-антропологического и идеологического явления. В статье подчёркивается разрушительный характер нацизма, его деструктивное воздействие на этнос, в среде которого этот политический феномен получил развитие.

Ключевые слова: антисистема, ариософия, германский национал-социализм, гностицизм, метафизический расизм, негативное мировоззрение, негативное мироощущение, теософия

Для цитирования: Лихотинский В. А. Гностические корни идеологии германского национал-социализма: философско-политический аспект // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 3. С. 198-204. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-3-198-204. EDN FSSZKP

Politology and ethnopolitics

Original article

Gnostic roots of the ideology of German National Socialism: philosophical and political aspect

Vladislav A. Likhotinsky

Multifunctional training Center "Evoland", Rostov-on-Don, Russia, lva1000@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0211-2674

Abstract. The article examines German National Socialism as a phenomenon with deep religious and philosophical roots. Relying on L. Gumilev's approach, as well as using historical material, the author examines the genesis and essence of the ideology of German National Socialism as a political, anthropological and ideological phenomenon. The article emphasizes the destructive nature of Nazism, its destructive impact on the ethnic group in which this political phenomenon was developed.

Keywords: gnosticism, negative attitude, negative worldview, anti-system, theosophy, ariosophy, metaphysical racism, German national socialism

For citation: Likhotinsky V. A. Gnostic roots of the ideology of German National Socialism: philosophical and political aspect. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(3):198-204. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-3-198-204. EDN FSSZKP

Введение. Крах СССР, социалистического лагеря и резкое падение влияния коммунистической идеологии неизбежно освободили «жизненное пространство» для правого радикализма вообще и нацизма в частности. В последние тридцать лет наблюдается рост влияния праворадикальных организаций не только в Западной Европе, но в пространстве бывшего СССР. Нынешние события на Украине отчётливо демонстрируют опасность нацизма, его жизнеспособность и востребованность в современном мире как политического оружия. Наиболее ярким, «классическим», примером нацистской идеологии, демонстрирующим особенности зарождения и общую логику развития этого феномена, на наш взгляд, является германский нацизм первой половины XX века. Корни германского нацизма отчасти

© Лихотинский В. А., 2023

EDN FSSZKP

уходят в Средневековье, когда на основе позднеантичной релиозно-философской парадигмы - гностицизма получили развитие некоторые христианские ереси, содержавшие в себе идею метафизического неравенства людей. Цель данной статьи - выявить этническую природу, религиозно-философские корни, идеологические характеристики германского национал-социализма как политического феномена.

Антисистема как источник негативного мировоззрения. Ответ на вопрос, что такое гностицизм, какова его глубинная природа, даёт выдающийся российский этнолог Л. Гумилёв. По его мнению, взаимодействие этносов с разным уровнем пассионарности может стать причиной формирования мировоззрений разрушительных по своему характеру. Отрицательное мироощущение становится здесь основой для развития негативного мировоззрения.

Неприемлемые для этноса условия окружающей среды, а также тяжелые условия жизни вообще, согласно Гумилёву, также могут стать причиной существования антисистемы. Негативные мировоззренческие системы всегда оправдывали зло. Согласно таким взглядам на жизнь, смерть - это благо, спасающее от страдания, зла и несправедливости. При этом Гумилёв отмечает, что возможно формирование антисистем как обычных этносов, отличающихся особым мировоззрением [1, с. 492]. Антисистемам присуща устремлённость в будущее. Здесь прошлое, вместе с его наследием, считается не имеющим значения, а настоящее считается важным только как пролог к будущему. Антисистема неизбежно входит в противоречие с уже существующей этнической (религиозной] традицией оценивая её как пагубное заблуждение. Специфической особенностью антисистемы является то, что она экстерриториальна. Негативный характер идеологии антисистемы делает её агрессивной в отношении окружающего мира. Требования совести руководят поведением нормального этноса. В антисистеме каждый её член в этом смысле становится свободным, так как здесь провозглашается свобода от морали. В ситуации, когда снимаются внутренние ограничения, антисистема опирается на репрессивные средства для регулирования поведения своих членов.

Немецкая антисистема и нацистская идеология. Четырнадцать лет существования Веймарской республики были для немцев очень тяжёлым временем. Поражение в Первой мировой войне переживалось ими болезненно. Версальский мир, заключённый в 1919 году, документально зафиксировал фактическую утрату государственного суверенитета и означал национальное унижение. Позднее агрессивная политика Франции по отношению к немецкому государству усиливала негодование немцев. Правые радикалы говорили о том, что война продолжается политическими и экономическими средствами. Речи о необходимости реванша сделали политическую фигуру Гитлера очень привлекательной не только для ветеранов прошедшей войны, но и для патриотически воспитанной молодёжи [2].

По нашему мнению, условия жизни, сложившиеся в Германии после Первой мировой войны, способствовали формированию этнической антисистемы с присущим ей негативным мировоззрением на базе которого сформировалась разрушительная нацистская идеология.

Германский нацизм был эклектичной идеологией. Он включал в себя элементы социального дарвинизма, ницшеанства, восточной мистики и средневековых учений гностического толка. Взяв у Ницше идею сверхчеловека, нацизм приступил к расовой и национальной сегрегации, что стало новшеством в истории антисистем.

Естественным для антисистемы было наличие сакральной фигуры харизматического вождя и чёткой иерархической организации (нацистские ритуалы имели средневековые прототипы].

Германские нацисты преследовали цель уничтожения одних этносов и порабощение других, что вызвало логичную защитную реакцию у здоровых этнических систем. Это обстоятельство стало причиной перерастания борьбы с нацизмом во Вторую мировую войну. Результатом войны стала ликвидация германской и иных союзных ей антисистем того времени.

Существенной характеристикой германской нацистской антисистемы было то, что она овладела ресурсами нескольких государств, задействовала в реализации своих политических планов науку и промышленность. Однако, достичь своих целей гитлеровская Германия не смогла. Это доказывает неспособность антисистем победить преобладающее в мире позитивное мироощущение [3].

Гностическое мировоззрение. Гностицизм - своеобразная религиозная философия первых веков нашей эры. Включив в себя элементы иудейских, христианских и языческих верований он основывался на языческом толковании библейских текстов. Гностицизм отверг библейский монотеизм, аллегорически трактовал евангельские события. Центральной религиозной задачей, которую ставили себе адепты гностицизма было спасение при помощи умозрительного знания. Гностики серьёзно размышляли

над тем, как и почему дух человека оказался помещённым в «злую» материю и как можно его высвободить. Создавая экспериментальное христианство, они понимали его как сакральное знание [4].

Гностицизм всегда был представлен множеством сект, вероучения которых были основаны на общей идее. По мнению гностиков, материя является результатом творческого акта низшего божества Иалдаваофа, отождествляемого с библейским Яхве. Он якобы воспрепятствовал получению Адамом и Евой тайного знания от змея в райском саду, а в последствии дал человечеству десять «вредных» заповедей [5, с. 113]. Материальный мир, созданный «низшим божеством», предельно удалён от верховного Бога, поэтому рассматривается как воплощённое зло. Гностики, практикуя магию, верили, что ставятся хозяевами окружавшего их мира.

Гностицизм никогда не был единым учением, это скорее парадигма на базе которой строились различные учения, однако можно выявить его основу, состоящую из нескольких базовых положений.

Во-первых, это резкое противопоставление духовного мира материальному. Причём, если духовный мир оценивается как мир добра, света и знания, то материальный мир считается злом и тьмой.

Согласно мировоззрению гностиков, мир света является порождением безличного Верховного Бога. Этот мир населён духовными силами-эонами. Один из этих эонов под именем София породил демиурга - ущербное существо, создателя материального мира. Отсюда следует вывод, что сам факт существования материального мира - печальное недоразумение, а творец такого мира - бог-неудачник сотворивший зло. Дух человека, будучи частицей божественной Плеромы, совершенен и безгрешен. Его целью является высвобождение из темницы материи и растворение в высшем, духовном бытии.

Во-вторых, путь к духовному освобождению - это путь выявления человеком в себе высшей сущности при помощи сокровенного знания - гнозиса, принесённого в мир людей одним из эонов - Христом. Спасительным здесь является не достижение добродетели через преодоление греха, а поиск сокровенного знания. Оно рассматривается как сверхъестественная сила, приносящая своему обладателю могущество.

В-третьих, идея метафизического неравенства. Гностики были убеждены, в духовном неравенстве людей, в том, что тайны гнозиса в принципе не доступны всем. Гностическое видение человечества предполагает его деление на три «касты». Низшая «ступень» в этой конструкции - «гилики» (hylikoi) -индивиды у которых духовное начало отсутствует. Они существуют в плоскости материальных интересов, придерживаются массовых стереотипов, у них отсутствует самостоятельное мышление. Выше располагаются «психики» (psichikoi) - это люди, обладающие некоторыми способностями к познанию, но ограниченные в своих возможностях привязанностью к материи. На самом верху в гностической иерархии находятся «пневматики» (pneumaticoi) - совершенные «духовные» личности, носители гнозиса. Такие среди людей встречаются крайне редко. Они являются высшей «кастой» не благодаря личным заслугам, а исключительно в силу врождённых качеств. Пневматики не ограничены какой-либо моралью и в этом смысле совершенно свободны. Спасутся они только потому, что души их проникли в этот мир из высшего царства света и только они в состоянии обрести гнозис, дающий силы вернуться «домой». Такой взгляд на человечество, по нашему мнению, фактически является своеобразным «метафизическим расизмом», возникшим в специфических условиях позднеантичного Средиземноморья, где происходило тесное взаимодействие очень разных культур и этносов.

В-четвёртых, так как творец материи в воззрениях гностиков это «бог-неудачник», создания которого крайне несовершенны, а его заповеди бессмысленны и вредны, убийство и самоубийство является вполне приемлемым актом. Спастись, освободив свой дух из пут гнетущей материи могут лишь пневматики, в то время как психики и гилики не способны на это. Сокровенное знание обретается через «трансцендентное пробуждение», которое в свою очередь, которое достигается в процессе использования магических практик. Носитель такого знания становится обладателем сверхчеловеческих способностей и бессмертия.

В-пятых, это внеморальность гностицизма. Зло живёт в материи, а человеческий дух к нему не причастен. По этой причине духовное начало в человеке не несёт ответственности за зло и не повреждается им. У гностика отсутствуют моральные ориентиры и нормы. Главное - это сила, возникающая из знания, которое и есть добро.

В-шестых, это засекречивание магического знания, которое предполагает несколько «уровней допуска» к нему для адептов разных степеней посвящения. Рядовым членам гностической общины внушается чувство долга в отношении «духовного» лидера, который вместе со своим ближайшим окружением

осуществляет циничную эксплуатацию всех остальных. Кроме того, гностическая доктрина не является чем-то цельным. В верхушке «иерархии» провозглашаются «истины», которые противоречат тому, во что верят низы [5, с. 12-15]. Гностицизм почти прекратил своё существование уже в поздней античности, но в средние века получил новую жизнь, в рамках верований катаров, тамплиеров и богомилов. По мнению Гумилёва, в К^П вв. существовало множество подобного рода учений на землях от Тибета до территории нынешней Франции [6, с. 85].

Таким образом, параллельно с генезисом ортодоксальной христианской теологии, во времена поздней античности зародилась и позднее получила развитие религиозно-философская парадигма, ставшая основой для негативного мировоззрения [7, с. 36].

Гностицизм в Средние века и Новое время. Главным носителем гностицизма на закате Средневековья был орден розенкрейцеров, которые вынашивали план создания глобальной власти «просвещённых». В качестве базового ресурса этой власти рассматривалась экуменистическая всемирная религия. Позднее, XVIII веке, единомышленниками розенкрейцеров стали масоны. Розенкрейцеры, в свою очередь, превратились в «гностическую лабораторию» как часть масонства, действующую с целью разрушения христианства.

Руководствуясь такими же соображениями, позже теория эволюции была фактически превращена в религиозный догмат, не доступный для научной критики и ставший основой для социального дарвинизма. Изобретением масонства стала также евгеника, впоследствии получившая развитие в нацистской Германии [5, с. 18-60]. Во второй половине XIX века гностический образ мышления стал доминировать в политических элитах стран Западной Европы вообще и в элите Германии в частности. В дальнейшем гностические изыскания немецких интеллектуалов стали значимым фактором формирования идеологии германского национал-социализма.

Поиски нацистских интеллектуалов. Первые попытки соединить гностицизм с расизмом были осуществлены за пределами Германии одним из крупнейших гностических авторов XIX века - гражданкой США Еленой Блаватской. Блаватская создала собственное теософское гностическое учение, которое объединило в себе элементы христианского, индуистского и буддийского мистицизма, а также языческих мифов древней Европы [8, с. 536].

В своём главном труде «Тайная доктрина» она изложила собственное оккультное учение о расах. Согласно этому учению, человечество как вид не имеет общего происхождения. Блаватская писала о семи последовательно возникших в разных регионах мира «коренных» расах, часть из которых поныне существует параллельно дуг другу. Среди этих рас она выделяет пятую коренную, «благородную» арийскую расу [9].

К «исследовательским достижениям» Блаватской можно также отнести то, что она соединила предание об Атлантиде с расовой теорией. Атланто-арийские племена здесь рассматриваются как основатели египетской цивилизации возникшей после гибели Атлантиды, которая отождествляется с мифической Гипербореей. С Севера же, по мнению Блаватской, происходят все боги, древние религиозные верования и мифы [10, с. 70-71]. В последствии, это учение оказало значительное влияние на взгляды Генриха Гиммлера и не только его.

Очередным этапом в развитии гностицизма стала ариософия Йорга Ланца фон Либенфельса. Его, на наш взгляд, вполне можно считать последователем Блаватской. Либенфельс выдвинул собственную версию генезиса рас, основанную на германских мифах. Исследователь писал о том, как бог неба Ринг от трёх женщин произвёл на свет три человеческие расы. Первая из них - Эдда, родила расу животных-слуг. Другая - Эмма расу крепостных крестьян. Третья - Мортир, породила белокурую знать и героев. Вариация на тему троичного гностического деления человечества, но на это раз на базе расового а не духовного принципа. Точнее сказать «внутренний свет» «высшей расы» пневматиков здесь превратился в физические признаки. Либенфельс настаивал на стерилизации евреев - людей «низшей расы» и высылке их на Мадагаскар, а также на использовании таковых в качестве вьючных животных. В отдельных высказываниях он ратовал за их сожжение в качестве жертвоприношения во имя «расовой чистоты» нового мира. Важно отметить, что свои опусы Либенфельс публиковал в журнале «Остара» -одном из любимых журналов Гитлера [11, с. 61-62].

Один из основоположников «арийской» теории, англо-немецкий писатель Хьюстон Стюарт Чемберлен в своём труде «Основы XIXвека», вышедшем в свет в 1899 г., объяснял борьбу между христианством и гностицизмом как борьбу между евреями и индогерманцами. Чемберлен выстраивал свою

картину мира на основе противопоставления дух полюсов. С одной стороны - иудео-христианство, евреи и мировая власть, а с другой - греческое языческое познание, метафизика, индогерманцы.

Заметным гностическим автором в среде нацистских интеллектуалов был особый уполномоченным по вопросам общего и мировоззренческого обучения и воспитания в НСДАП Альфред Розенберг. В своей книге «Миф XX века», ссылаясь на зороастрийские тексты, он писал о северной Атлантиде. Оттуда, по его словам, начинали свои походы отряды арийских воинов, движимые «нордической тягой» к завоеваниям. Термин «плерома», означавший у ранних гностиков божественную полноту, Розенберг трактует как реально существовавшее доисторическое государство арийцев-протогерманцев. Искра духа, сосредоточенная в крови, здесь становится материальной субстанцией наследуемой биологически. Потеря изначального состояния произошла из-за смешения с представителями низших рас, не имевших в себе света. Розенберг писал о зарождении новой религии способной защитить божественную сущность высшей расы. Основанная на особом «светлом» знании и «нордической крови» она способна заменить старое христианское таинство Евхаристии.

Приверженец ариософии Гвидо фон Лист был уверен, что древние германцы являлись носителями гностической религии, которая открывала доступ к тайнам бытия. По его словам, в Эдде бог Вотан фигурирует не только как бог воинов, но как могущественный маг. Акцент в рассуждениях Листа постоянно делался на могущество человеческого духа и его единство с высшей силой в котором и выражается гностический характер вотанизма. Исследователь разделяет древнегерманскую религию на во-танизм и арминизм. Это две формы одного и того же учения. Арминизм здесь отличается от вотанизма более глубоким, таинственным и мистическим характером. По мнению Листа, он давал древнегерман-ским вождям огромную власть над своим народом. Лист постоянно ссылался на «Тайную доктрину» Блаватской, не используя привычный термин «немцы», а употребляя слово «ариогерманцы». Учение «Тайной доктрины» о семи «корневых расах» Лист истолковал по-своему. Он полагал, что ариогер-манцы являются пятой расой в нынешнем историческом периоде, а имена легендарных тевтонских исполинов дал четырём расам, которые существовали ранее. Две первые расы - астральную и гиперборейскую Лист связывал с именами титанов Имира и Оргельмира. Третью расу с титаном Трудгельми-ром. Пережившему всемирный потоп Титану Бергельмиру, в этой схеме родственны дилювиальные атланты - четвёртая раса [12].

Идеология германского нацизма. Логичным следствием сумбурности гностических измышлений нацистских авторов стало то, что идеология, основанная на таких взглядах, стала аморфной и неясной. Об этом неоднократно писали отечественные и зарубежные исследователи германского нацизма. Кроме того, имела место подмена одних политических принципов другими вызванная меняющейся политической конъюнктурой. Можно определённо сказать, что не существует стройной нацистской доктрины. Идеология германского национал-социализма скорее представляет из себя нагромождение политических мифов, что естественно вытекает из гностического представления о примате мифологии над философией. Иррациональное и инстинктивное нацизм однозначно ставит выше рационального. Этой идеологии присущ метафизический взгляд на мир, наличие абстрактных догм, вера в особую харизму политического лидера.

Ядром идеологии Третьего рейха являлся принцип «расово чистой» нации. Здесь именно нация, а не класс или конфессия рассматривается как главная ценность, фундамент государства. Государство, согласно нацистской идеологии, имеет второстепенное, служебное значение. Соответственно интересы нации выше интересов всех остальных социальных групп. Нацистская власть интересами нации обосновывает все решения и действия в области внутренней и внешней политики. Расовая сегрегация, геноцид и захватнические войны в данном случае выступают как совершенно оправданные и даже необходимые действия. Деление наций на расово «полноценные» и «неполноценные» здесь является совершенно логичным и неизбежным [13].

Как уже было сказано, гностицизм утверждал онтологичекую разделённость человечества на три категории - пневматиков, психиков и гиликов. Такого рода деление, по нашему мнению, в XX веке стало одной из основ для нацистской идеи о существовании «культуросозидающих» наций, народов «поддерживающих культуру» и народов «культуроразрушающих». К первым нацисты относили так называемых «арийцев» - немцев, англичан, североевропейские народы; ко вторым причислялись славяне и жители некоторых государств Латинской Америки и Азии; к третьей категории по мнению нацистов принадлежат евреи, цигане и негры [14, с. 233].

Германский национал-социализм, определяя понятие «нация» задействовал подход отличный от культурно-исторического или правового. Этот подход можно определить, как расово-биологический, с явным мистико-гностическим оттенком. Нация трактуется здесь не как совокупность субъектов права, граждан единого государства и не как исторически сформировавшаяся общность с рядом единых культурных характеристик. Нация - это общность крови, фактически наделяемой сверхъестественными свойствами. Конечно представителей нации объединяет ряд общих фенотипических признаков. Так проявляет себя иррациональное, гностическое начало придающее расизму метафизический характер. Нацистские теоретики, придавая понятию народ как биологическое, так и метафизическое значение, рассматривали его вне социального содержания [13].

Резюмируем сказанное выше. В кризисные эпохи, вызванные экономическими и политическими катаклизмами, формируются общности называемые в этнологии антисистемами. Их специфической характеристикой является наличие негативного жизнеотрицающего мироощущения. К таким общностям можно отнести гностические секты Античности и Средневековья. Несмотря на доктринальные отличия, их объединяло наличие общей религиозно- философской парадигмы, в рамках которой материальный мир как таковой оценивался отрицательно. Мораль, защищающая жизнь, считалась бессмысленной, а человечество рассматривалось как нечто метафизически неоднородное и потому предрасположенное к особой иерархической организованности. Важное место в гностическом мировоззрении занимало представление о магическом знании как средстве достижения безграничной власти. Гностическая парадигма, не смотря на свою маргинальность, получила новую жизнь в изысканиях немецких интеллектуалов первой половины XX века.

Идеи, выдвинутые нацистскими авторами, несмотря на всё их разнообразие объединяет несколько характерных черт. Во-первых, попытка выработать учение о генезисе рас на основе германской мифологии. Во-вторых, обосновать идею троичного гностического деления человечества расовым принципом. В-третьих, связать духовные качества «пневматиков»-«ариогерманцев» с наследуемыми расовыми признаками и доказать духовную и физическую ущербность «низших рас» - «гиликов». В-четвёртых, обосновать важность древнегерманской гностической религии как мощнейшего ресурса власти немецких вождей. Образ мышления и взгляды нацистских интеллектуалов отличает с одной стороны разрыв с христианской теологией, а с другой - полнейшая ненаучность. Подобные воззрения, на наш взгляд, в качестве маргинального философско-политического явления могут существовать всегда. В благополучном и стабильном обществе они воспринимаются как «странности» чудаковатых одиночек. В ситуации, когда общество находится в состоянии затяжного кризиса популярность таких идей может резко возрастать и тогда они превращаются в значимый фактор формирования деструктивных политических режимов.

Список источников

1. Гумилёв Л., Этногенез и биосфера земли. М.: Айрис-пресс, 2011. 560 с.

2. Котельников К. Веймарская республика - мертворожденная демократия и жертва случая https://diletant.media/articles/45319735/

3. Корявцев М. Философия антисистем: опыт приложения теории этногенеза. https://www.gumilev-center.ru/filosofiya-antisistem-opyt-prilozheniya-teorii-ehtnogeneza/

4. Лопухин А. Гностицизм. https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravoslavnaja-bogoslovskaja-entsiklopedija-ili-bogoslovskij-entsiklopedicheskij-slovar-tom-4-gaaga-donatisty/219

5. Четверикова О. Диктатура «просвещённых»: дух и цели трансгуманизма. СПб.: Издатель Геннадий Маркелов, 2018. 146 с.

6. Гумилёв Л. От Руси к России. М.: АСТ МОСКВА, 2008. 559 с.

7. Хёллер С., Гностицизм. М.: Клуб Касталия, 2013. 280 с.

8. Современный философский словарь. Под ред. Кемерова В. М., 1996. 608 с.

9. Sheridan V. Блаватская Е. П. «Тайная доктрина». Семь коренных рас человечества https://www.liveinternet.ru/users/venera_sheridan/post2861834/

10. Блаватская Е. Тайная доктрина. Книга золотых правил. Из пещер и дебрей Индостана. М.: Эксмо, 2021. 704 с.

11. Васильченко А. Мистика СС. М.: Яуза, 2005. 448 с.

12. Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию. https://history.wikireading.ru/248677

13. Лукьянов В. К теме «Идеология германского фашизма» (основные характеристики и тенденции развития]. https://cyberleninka.ru/article/n/k-teme-ideologiya-germanskogo-fashizma-osnovnye-harakteristiki-i-tendentsii-razvitiya

14. Hasler M.B. Schwarze Sonne. Gottliches Licht der Erkanntnis. Schleswig, 2002.

References

1. Gumilev L. Ethnogenesis and the biosphere of the earth. Moscow: Iris-press; 2011. 560 p. (In Russ.)

2. Kotelnikov K. The Weimar Republic is a stillborn democracy and a victim of chance. Available from: https://diletant.media/articles/45319735. (In Russ.)

3. Koryavtsev M. Philosophy ofantisystems: the experience of applying the theory of ethnogenesis. Available from: https://www.gumilev-center.ru/filosofiya-antisistem-opyt-prilozheniya-teorii-ehtnogeneza. (In Russ.)

4. Lopukhin A. Gnosticism. https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravoslavnaja-bogoslovskaja-entsi-klopedija-ili-bogoslovskij-entsiklopedicheskij-slovar-tom-4-gaaga-donatisty/219. (In Russ.)

5. Chetverikova O. The dictatorship of the "enlightened": the spirit and goals of transhumanism. St. Petersburg: Publisher Gennady Markelov; 2018. 146 c. (In Russ.)

6. Gumilev L. From Russia to Russia. Moscow: AST MOSCOW; 2008. 559 p. (In Russ.)

7. Heller S. Gnosticism. Moscow: Castalia Club; 2013. 280 p. (In Russ.)

8. Modern Philosophical Dictionary. Kemerov V. (ed.). Moscow; 1996. 608 p. (In Russ.)

9. Sheridan V. E.P. Blavatsky "Secret Doctrine". The Seven indigenous Races of humanity. Available from: https://www.liveinternet.ru/users/venera_sheridan/post2861834/

10. Blavatsky E. The Secret Doctrine. The Book of Golden Rules. From the caves and wilds of Hindustan. Moscow: Eksmo; 2021. 704 p. (In Russ.)

11. Vasilchenko A. MystiqueSS. Moscow: Yauza; 2005. 448 p. (In Russ.)

12. Goodrick-Clark N. Occult roots of Nazism. Secret Aryan cults and their influence on Nazi ideology. Available from: https://history.wikireading.ru/248677

13. Lukyanov V. To the topic "Ideology of German fascism " (main characteristics and development trends). Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/k-teme-ideologiya-germanskogo-fashizma-osnovnye-harakteristiki-i-tendentsii-razvitiya

14. Hasler M. B. Black Sun. The Divine Light of knowledge. Schleswig; 2002.

Информация об авторе

В. А. Лихотинский - кандидат политических наук, преподаватель, Многофункциональный учебный центр «Evoland».

Information about the author

V. A. Likhotinsky - Cand. Sci. (Polit.), tutor of Multifunctional training Center "Evoland".

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 15.08.2023; одобрена после рецензирования 29.08.2023; принята к публикации 30.08.2023.

The article was submitted 15.08.2023; approved after reviewing 29.08.2023; accepted for publication 30.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.