Научная статья на тему 'Как идеи национализма и неофашизма овладевают массами'

Как идеи национализма и неофашизма овладевают массами Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
120
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
геноцид советского народа / уничтожение славян / фашизм / нацизм / расизм / идеология / Великая Отечественная война / ЧГК / неофашизм / Германия / СССР / Украина / США / genocide of the Soviet people / extermination of the Slavs / fascism / Nazism / racism / ideology / the Great Patriotic War / Special State Committee / neo-fascism / Germany / USSR / Ukraine / USA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Владимир Георгиевич Кикнадзе

В работе представлен анализ генезиса немецкого фашизма и нацизма. Рассмотрены способы и факторы (социально-экономические, роль образования, позиция Церкви), способствовавшие овладению массами германского народа экстремистской идеологией нацизма и расизма. Именно они, сформировав ненависть к русским, советским «недочеловекам» и фанатичную преданность, явились идейной основой геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Выявлена преемственность идей крайней русофобии и геноцида в отношении русских между Третьим рейхом и преступным киевским режимом, между германским нацизмом и украинским нацизмом XXI в. Показано сходство в методике зомбирования людей идеями нацизма в Германии в первой половине ХХ в. и на Украине в конце ХХ — первых десятилетиях XXI в. Отмечено, что важную роль в защите самосознания народа от воздействия деструктивных идеологий играет национальный (государственный) исторический дискурс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Владимир Георгиевич Кикнадзе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How the Ideas of Nationalism and Neo-Fascism are Taking Hold of the Masses

The paper presents an analysis of the genesis of German Fascism and Nazism. The ways and factors (socio-economic, the role of education, the position of the Church) that contributed to the wild spread of the extremist ideology of Nazism and racism among the masses of the German people are examined. Having formed a hatred of Russians, Soviet “subhumans” and fanatical devotion, the German people provided the ideological basis for the genocide of the Soviet people during the Great Patriotic War of 1941–1945. The continuity of the ideas of extreme Russophobia and genocide against Russians between the Third Reich and the criminal Kiev regime, between the German Nazism and the Ukrainian Nazism of the XXI century has been revealed. The article shows the similarities in the methods of zombifying people with the ideas of Nazism in Germany in the first half of the 20th century and in Ukraine in the late 20th — early decades of the 21st century. It is noted that the national (state) historical discourse plays a very important role in protecting the consciousness of the people from the impact of destructive ideologies.

Текст научной работы на тему «Как идеи национализма и неофашизма овладевают массами»

фундаментальное научное знание

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-1-91-97 УДК 32(045)

Как идеи национализма и неофашизма овладевают массами

В. Г. Кикнадзе

Российская академия ракетных и артиллерийских наук, Москва, Россия

аннотация

В работе представлен анализ генезиса немецкого фашизма и нацизма. Рассмотрены способы и факторы (социально-экономические, роль образования, позиция Церкви), способствовавшие овладению массами германского народа экстремистской идеологией нацизма и расизма. Именно они, сформировав ненависть к русским, советским «недочеловекам» и фанатичную преданность, явились идейной основой геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Выявлена преемственность идей крайней русофобии и геноцида в отношении русских между Третьим рейхом и преступным киевским режимом, между германским нацизмом и украинским нацизмом XXI в. Показано сходство в методике зомбирования людей идеями нацизма в Германии в первой половине ХХ в. и на Украине в конце ХХ - первых десятилетиях XXI в. Отмечено, что важную роль в защите самосознания народа от воздействия деструктивных идеологий играет национальный (государственный) исторический дискурс.

Ключевые слова: геноцид советского народа; уничтожение славян; фашизм; нацизм; расизм; идеология; Великая Отечественная война; ЧГК; неофашизм; Германия; СССР; Украина; США

Для цитирования: Кикнадзе В. Г. Как идеи национализма и неофашизма овладевают массами. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023;13(1):91-97. DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-1-91-97

oRiGiNAL PAPER

How the ideas of Nationalism and Neo-Fascism are Taking hold of the Masses

V. G. Kiknadze

Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences, Moscow, Russia

abstract

The paper presents an analysis of the genesis of German Fascism and Nazism. The ways and factors (socio-economic, the role of education, the position of the Church) that contributed to the wild spread of the extremist ideology of Nazism and racism among the masses of the German people are examined. Having formed a hatred of Russians, Soviet "subhumans" and fanatical devotion, the German people provided the ideological basis for the genocide of the Soviet people during the Great Patriotic War of 1941-1945. The continuity of the ideas of extreme Russophobia and genocide against Russians between the Third Reich and the criminal Kiev regime, between the German Nazism and the Ukrainian Nazism of the XXI century has been revealed. The article shows the similarities in the methods of zombifying people with the ideas of Nazism in Germany in the first half of the 20th century and in Ukraine in the late 20th - early decades of the 21st century. It is noted that the national (state) historical discourse plays a very important role in protecting the consciousness of the people from the impact of destructive ideologies.

Keywords: genocide of the Soviet people; extermination of the Slavs; fascism; Nazism; racism; ideology; the Great Patriotic War; Special State Committee; neo-fascism; Germany; USSR; Ukraine; USA

For citation: Kiknadze V. G. How the ideas of nationalism and neo-fascism master the masses. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2023;13(1): X-X. Doi: 10.26794/2226-7867-2023-13-1-91-97

© Кикнадзе В. Г., 2023

Для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации важное значение имеет как юридическое оформление фактов геноцида советского народа на оккупированных территориях СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.,1 так и использование в образовательной, научной, просветительской деятельности результатов федерального проекта «Без срока давности». Вместе с тем одержать победу над фашизмом, национализмом и неофашизмом невозможно без понимания природы этих явлений, без знания механизма того, как они овладевают массами, готовыми впоследствии уничтожать другие народы.

В этой связи полагаем целесообразным обратиться к поиску ответов на следующие вопросы: почему, как писал член Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и пособников А. Н. Толстой, «немецкий народ не плюнул в глаза своему соблазнителю и пошел за Гитлером убивать и грабить»?2, что общего между генезисом немецкого нацизма в первой половине ХХ в. и развитием украинского национализма в конце ХХ — начале XXI века, и насколько опасен неофашизм?

Ряд экспертов, например А. А. Богдашкин, мотивированно утверждают, что «фашизм как исторический феномен... был обусловлен последовавшим после Первой мировой войны острейшим социально-экономическим кризисом и Великой депрессией 1929-1933 гг. Именно поэтому современные праворадикальные движения не обладают влиянием, сопоставимым с тем, которое было у их предшественников в 1920-1930-е гг.» [1, 2]. Однако, на наш взгляд, такое влияние они вполне могут получить в обозримом будущем, по мере накопления «критической массы» совокупности ряда факторов: негативных социально-экономических последствий финансово-экономических кризисов, участившихся в последнее время и имеющих рукотворный характер; пандемии COVID-19; создаваемых в ходе войны «коллективного Запада» против России условий для голода, нехватки энергоресурсов, массовой миграции населения и роста цен на товары первой необходимости; опасности военно-биологической деятельности США с территории Украины; угрозы техногенной катастрофы (вследствие обстрелов вооруженными силами Ук-

1 URL: https://www.noo-journal.ru/genotsid-sovetskogo-naroda/

2 URL: https://history.ric.mil.ru/upload/site177/sIddlRP6eM.pdf

раины крупнейшей в Европе Запорожской АЭС); роста количества террористических проявлений и преследования по религиозному признаку.

Более того, следует учитывать, что во многих западных странах, например в Италии, по оценке В. П. Любина, «общество не обладает должной сопротивляемостью, антифашистская прививка перестала действовать, а молчаливое большинство относится ко всему этому равнодушно. Если ситуация будет развиваться в том же направлении, можно ждать дальнейших сюрпризов в виде героизации фашистских порядков и фашистских иерархов, полного уничтожения антифашистского консенсуса» [2].

Одним из весьма важных факторов, влияющих на статус и потенциал фашистской идеологии, традиционно является позиция Церкви.

«Если на рубеже 1920-х — 1930-х гг. идеологические разногласия и несовместимость расистской идеологии с христианским мировоззрением обусловили антинацистские заявления церковного руководства, то, по мнению Л. Н. Бровко, с приходом Гитлера к власти в январе 1933 г. высший клир обеих конфессий четко заявил о своей лояльности новому канцлеру. Изменили свою позицию под влиянием нацистской пропаганды и многие немецкие христиане. это. привело к заключению 20 июля 1933 г. известного Конкордата между немецким правительством и Ватиканом, определявшего статус Римско-католической церкви в Германии» [2].

А вот исследование Е. С. Токаревой, посвященное специфике церковно-государственных отношений в фашистской Италии, показало тщетность попыток итальянских фашистов подчинить себе католическую церковь и сделать ее орудием своей политики [2].

Религиозный (церковный) фактор остается значимым и сегодня. Не случайно его столь активно использовали и используют в современной Украине для разжигания ненависти к России, русским и Русской православной церкви, в том числе преследуя каноническую Украинскую православную церковь (с целью прекращения «использования религиозных общин в качестве центра Русского мира» [3]).

Однако первостепенную роль в достижении консенсуса фашизма и народных масс играет уровень образования и просвещения последних, прежде всего молодежи.

«Не убеждать людей, а организовывать их»; «познание — неустойчивая программа для масс, стабильное чувство — ненависть»; «знания, рассу-

ждения, жизненный опыт имеют второстепенное значение в сравнении с инстинктом — при условии, если это инстинкт чистого в расовом отношении народа» — вот, на наш взгляд, концептуальные установки на механизм зомбирования людей фашистами, которые были заложены в Программе НСДАП.

И действительно, как утверждал Жак Лакан, французский психоаналитик, философ и психиатр, «ненависть, как и сама любовь,— безграничное поприще».

Оставалось привить, точнее, развить, этот инстинкт у германского народа. При этом осуществлять данную метаморфозу следовало, прежде всего, через систему образования. Потому-то одни из первых шагов фашистской власти в Германии были связаны с повальными чистками учителей и педагогов. И по той же причине в ходе денацификации Германии, по твердому решению советской военной администрации, уже в 1945/1946 учебном году из системы немецкого образования были устранены бывшие нацисты.

К концу 1933 г. все службы, учреждения, вузы и школы, печать, радио в Германии приспосабливались к нацистским идеям. В невиданных масштабах на сознание обывателя было оказано мощное идеологическое воздействие: национал-шовинизм и партийное доктринерство. Обучение и воспитание подрастающего поколения резко политизировалось. В Хуфенской гимназии, например, в 1934/1935 учебном году школьникам давались для сочинений сугубо «патриотические» темы: «Какие возможности предлагаются мне как ученику для участия в строительстве под руководством фюрера», «Разговор между СА-солдатом и кандидатом в СА», «Воспитание в Гитлерюгенде» и т.д. В следующем учебном году были распущены родительские комитеты, а вместо них введены должности руководителей молодежи, которые, хотя и назначались директором гимназии, но только после партийного одобрения. В школах началось деление на «арийцев» и «неарийцев». Последних запрещалось оценивать выше, чем учеников-"арийцев"». На уроках музыки разучивались песни Гитлерюгенда. Когда фашистская Германия уже вступила в полосу неприкрытых агрессий [4], восьмиклассники восточно-прусских школ тренировали свои литературные и интеллектуальные способности, размышляя над вопросом: «Чем солдаты капитана фон Эркерта превзошли готтентотов (по книге Ганса Гримма «Народ без пространства»)» [5].

В русле нацистских «духовных» реформ было определено место и Кёнигсбергскому университету, призванному в новых условиях поставлять фюреру квалифицированные научные и пропагандистские кадры. С этой целью режим выделил Альберти-не (Кёнигсбергский университет) значительные средства на расширение и укрепление научной и учебной базы. В последнем, 1944/1945 учебном году в университете было уже шесть факультетов. Кроме традиционных (теологического, юридического, медицинского и философского), появились естественно-научный и сельскохозяйственный факультеты. В то же время был резко сокращен прием студентов не немецкого происхождения. Часть профессуры безоговорочно поддержала нацистскую идеологию и политику [5].

Третьему рейху нужны были не личности, а дивиды — люди с фрагментарными представлениями о действительности. Такими проще манипулировать, навязывая им свою волю, в том числе звериную ненависть к выдуманным врагам-«недочеловекам», как внутренним (евреи, цыгане), так и внешним (славяне).

Аналогичный алгоритм зомбирования неофашистской идеологией осуществлялся и на территории Украины. 30 марта 2022 г. министр просвещения Российской Федерации С. С. Кравцов сообщил, что более 50 экспертов, педагогов и историков провели анализ учебников, методических пособий, по которым работали учителя, учились дети на территории Украины. Оказалось, что в них целенаправленно фальсифицировались целые главы истории. Приведем лишь две оценки министра: «Мы увидели, что это целенаправленная работа и выстраивание цепочки, искажающей историческую правду. Это не только агрессия и готовность к военной операции против нашей страны, но и зомбирование учителей, школьников — причем, зачастую насильственно — в отношении России. <...> В учебниках истории Бандера и Шухевич названы героями, которые культивируются. Была возрождена детская националистическая организация "Пласт" — ее членами были Бандера и Шухевич. В ней впрямую нацизм возводился в абсолют» [6]. И данное «творчество» финансировалось иностранными государствами.

К этому можно добавить, что антирусская неонацистская информационно-идеологическая кампания осуществлялась на Украине еще с конца 1980-х гг. Напомним, что в январе 1989 г. во Львове прошло Учредительное собрание националистического «Украинского христианско-демократического фронта» (УХДФ). Управление Комитета государст-

венной безопасности по Львовской области писало тогда Львовскому обкому Коммунистической партии Украины: «С момента создания при УХДФ начала функционировать молодежная националистическая организация "Пласт". В июле с.г. "УХДФ" в районе х. Паланки Городокского района открыл первый военно-спортивный лагерь "Пласта" — "Курень имени Р. Шухевича". <...> Читались лекции о якобы "легендарном прошлом ОУН-УПА", строящиеся на воспоминаниях бывших бандеровцев, тенденциознно трактовалась политика партии и правительства на современном этапе, приглашенными униатскими авторитетами проводились богослужения по грекокатолическому обряду»3.

Как наставлял своих эсэсовских «прихожан» Г. Гиммлер, «недочеловек — духовно гораздо ниже, чем зверь — следовательно, расизм может принять форму геноцида в отношении советского народа». А Гитлер так ориентировал своего румынского визави И. Антонеску: «Моя миссия — уничтожить славян». Эти стратегические установки руководства Германии были приняты к исполнению в вооруженных силах и оккупационной властью как в руководящих документах, так и в непосредственной преступной деятельности.

Например, в Памятке германского солдата: «У тебя нет сердца и нервов, но они вам не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание — убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик,— убивай, этим самым спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее твоей семьи и прославишься навеки». А обнаруженная в декабре 1941 г. в ходе освобождения г. Калинина (Тверь) на брошенном немцами складе, набитом резиновыми дубинками, «Инструкция для бургомистров, старост и полицейских» содержала следующее требование: «Служба поддержания внутреннего порядка в городах и селах России должна быть службой резиновой дубинки». В трофейных документах пехотной дивизии вермахта прямо сказано: «Славянские народы — это рабы по своей натуре и довольны, когда с ними обращаются, как с рабами». Свидетельские показания военных преступников поражают своими откровениями и цинизмом. Так, нацист и лекарский помощник военного лазарета № 551 старший ефрейтор Рудольф Модиш, казненный на площади в Смоленске 20 декабря 1945 г., на допросе свидетельствовал: «В каждом русском мы видели лишь животное. Это ежедневно вдал-

3 URL: https://regnum.ru/news/innovatio/2340002.html

бливалось в наши головы начальством. Поэтому, совершая убийства и другие преступления, мы не задумывались над этим, так как в наших глазах русские не были людьми» [7]. Многочисленные факты умышленного уничтожения детей и подростков ярче других преступлений нацизма характеризует политику, проводившуюся немецко-фашистскими оккупантами на территории СССР, как геноцид [8].

Безусловно, нормальный человек, с образованием и воспитанием, в здравом уме никогда не воспримет столь бредовые идеи как правду и тем более не станет участвовать в их реализации. Лестницей, ведущей человека вниз к такому звериному состоянию, является путь постепенного отказа от принятых в обществе правил и морали. Соблазн облегчения постоянно действующих ограничительно-сдерживающих установок — фактор относительной легкости восприятия «безумных» содержаний (идей) средним «нормальным» человеком.

И результат — налицо. «Немецким молодым людям в возрасте от 20 до 27 лет, составлявшим ядро лучших соединений вермахта в первый период Великой Отечественной войны, было до степени фанатизма внушено, что они — "чистокровные арийцы", представители "высшей расы", якобы самой природой призванные господствовать над народами СССР. Этот расистский фанатизм гитлеровской военной молодежи, помноженный на достигнутые ранее боевые успехи, был своего рода барьером, мешавшим советским пропагандистам достучаться до элементов здравого смысла в сознании немецких захватчиков», — отмечал маршал Советского Союза В. И. Чуйков [9]. А ведь в 1933 г. им было от 12 до 19 лет соответственно. Это были ученики средней школы и студенты первых курсов университетов Германии. Пропагандистам Третьего рейха оказалось достаточно 6-8 лет, что полностью подчинить себе их сознание, превратить в покорную массу дивидов.

Вот почему коллективный Запад так настойчиво разрушал Советский Союз изнутри, разлагая мораль и нравственность советского человека (начиная с партийной и государственной элиты). Вот почему ЦРУ США в холодной войне делало главную ставку в политическом противостоянии с СССР на разрушение его образования, науки и культуры (щедро поощряя «лучших», в том числе и Нобелевской премией).

«Методичка» с тех пор не изменилась. Поменялись лишь субъекты воздействия, которыми стали Россия, Украина, Беларусь и другие государства Русского мира. И здесь уместно обратиться к по-

казаниям плененного главного идеолога и вербовщика запрещенного в Российской Федерации батальона «Азов» Владислава Дутчака по прозвищу Доцент. «Я работал в школе, начинал свою трудовую деятельность с 92-го года, работал в педучилище, в институте, в университете. Понимаете, метода-то одна: нужно заинтересовать людей. Если заинтересовать мужчин, они будут читать, они будут саморазвиваться. ... Недочеловеками. Да, совершенно верно». С 2017 г. профессиональный историк-этнограф, кандидат философских наук, доцент В. Дутчак читал лекции по военной истории, истории Украины для запрещенного в РФ «Азова»4.

Начатая в годы перестройки на Украине антирусская истерия по бандеровским шаблонам вместе с героизацией палачей ОУН-УПА (запрещенные в РФ экстремистские организации) стала идеологическим обоснованием превращения украинского режима в антироссийское орудие США и Запада. Она усилилась с 2004 г., когда один из лидеров первого Майдана, глава партии «Батькивщина», народный депутат Украины, будущий премьер Украины (в 2005 и 2007-2010 гг.) Ю. В. Тимошенко требовала огородить Донбасс колючей проволокой и залить его напалмом. А в 2014 г. она же заявила: «.надо. мочить этих, блин, кацапов чертовых вместе с их руководителем. чтобы, блин, от этой России не осталось даже выжженного поля! .расстреливать надо из атомного оружия» [10]5.

Для коллективного Запада, действительно, важен глобальный хаос, нравственное падение и фрагментарное мышление современного человека. А. В. Глухова справедливо отмечает, что «праворадикальные движения пытаются собрать под свои знамена. разочарованных и дезориентированных людей, оказавшихся на обочине процессов глобализации. У них вновь появился шанс соблазнить этих людей проектом, ущербность и преступность которого история однажды уже доказала» [1, 2].

В сложившихся условиях, в целях защиты самосознания народа России, процесс честной и бескомпромиссной борьбы с неофашизмом нужно начинать с учетом решений, принятых на высшем государственном уровне. Национальный исторический дискурс, конечно, распространяется, становится элементом самосознания, мировоззрения и идентичности общества через семью и систему

4 URL: https://www.ntv.ru/novosti/2730450/

5 URL: https://topwar.ru/42243-timoshenko-hochet-mochit-kacapov-yadernym-oruzhiem.html

образования. Однако определяет и формирует его в едином формате, безусловно, государство. Без обоснования, формирования и принятия со стороны власти (Российской Федерации, Республики Беларусь, Союзного государства) объективных историко-юридических оценок комплекса таких событий, как «Куропаты» [11]6, «Катынь» [12-14]7,

6 Массовые расстрелы немецко-фашистскими оккупантами и их пособниками советских мирных жителей и угнанного еврейского населения государств Европы (всего ок.

7 тыс. чел.) в м. Куропаты под Минском (Белоруссия) в ходе Великой Отечественной войны. В 1988-1989 г., при содействии члена Политбюро, секретаря ЦК КПСС А. Н. Яковлева и 2-го секретаря ЦК КПБ Н. С. Игрунова, Прокуратура БССР подтвердила версию В. В. Быкова и З. С. Позняка (представлена в их статье в соавторстве с Е. Шмыгалёвым «Ку-рапаты — дарога смерщ», опубликованной 3 июня 1988 г. в газете «Лггаратура i мастацтва»), что в Куропатах в довоенное время органами НКВД расстреляно не менее 30 тыс. советских граждан, представив их «жертвами сталинских репрессий». В 1996 г. В. В. Быков и З. С. Позняк выехали в США.

7 Нацистская провокация, выполненная по инициативе министра пропаганды Третьего рейха Й. Геббельса в апреле

1943 г., с целью возложить на Советский Союз ответственность за расстрел польских военнопленных в «Катынском» лесу под Смоленском (в дальнейшем локация катынского дела была расширена до лагерей польских военнопленных под Харьковом и Тверью). Созданная в Лондоне в декабре

1944 г. Специальная комиссия для расследования катынь-ского дела стала целенаправленно подбирать «факты и документы», которые должны были хоть косвенно, но подтвердить вину Советского Союза за катынский расстрел. В ходе Международного военного трибунала в Нюрнберге (МВТ) эти материалы были переданы защитнику К. Дёница адмиралу Отто Кранцбюлеру с целью снять с нацистских властей ответственность за катынское преступление. Председатель МВТ Дж. Лоуренс отказался не только рассматривать эти «факты и документы», но и приобщать к материалам расследования. В обвинительном заключении МВТ (пункт третий — Военные преступления; (С) Убийство и жестокое обращение с военнопленными и другими военнослужащими стран, с которыми Германия находилась в состоянии войны) зафиксировано, что данное военное преступление — «11 тысяч польских офицеров-военнопленных убиты в Ка-тынском лесу близ Смоленска в сентябре 1941 года» — совершено обвиняемыми (Германией). Деятели утратившего легитимность польского эмигрантского правительства не удовлетворились решением МВТ и решили устроить для И. В. Сталина свой Нюрнберг. В опубликованный в 1949 г. «Обвинительный приговор советским лидерам» были включены и «советская агрессия» 1939 г., и катынский расстрел, и даже демократические выборы в Польше в 1947 г. Целенаправленная и методичная пропаганда польской («западной») версии катынских событий привела к тому, что в период холодной войны катыньская мифология превратилась в польское место памяти Ка1уп. В конце 1970-х гг. катынский вопрос стал одним из важнейших направлений деятельности польской оппозиции. 13 апреля 1990 г. Президент СССР М. С. Горбачёв объявил о вине в «Катынском расстреле» руководства СССР, которая была «оформлена» в тот же день «Заявлением ТАСС». Активное участие в подготовке «явки с повинной» принял член Политбюро, секретарь ЦК КПСС А. Н. Яковлев. 25 августа 1993 г. в ходе визита в Польшу Президент России Б. Н. Ельцин со словами «Простите нас» возло-

«Пакт Молотова — Риббентропа»8, «Северные терри-

жил венки к памятнику жертвам Катыни в Варшаве. В 2010 г. Президент России Д. А. Медведев по запросу Польши передал более 90 томов материалов уголовного дела по «Катыни», а Государственная Дума ФС РФ приняла Постановление с Заявлением «О Катынской трагедии». В адрес СССР в рамках катынского дела выдвинуты обвинения в расстреле 22 тыс. поляков. В РФ ответственность НКВД установлена за расстрел 1803 бывших польских военнопленных. 8 Подписание Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом от 23 августа 1939 г. и секретного дополнительного протокола к нему. 24 декабря 1989 г. Съезд народных депутатов СССР принял Постановление, в котором осудил факт подписания «секретного дополнительного протокола» от 23 августа 1939 г. и других секретных договоренностей с Германией (п. 7 Постановления). Свое решение депутаты обосновали, в том числе тем, что «просчеты, связанные с наличием обязательств Германии перед СССР, усугубили последствия вероломной нацистской агрессии» (п. 2), предпринятые в Договоре «разграничение "сфер интересов" Германии и СССР и другие действия находились с юридической точки в противоречии с суверенитетом и независимостью ряда третьих стран» (п. 5), протоколы «были использованы Сталиным и его окружением для предъявления ультиматумов и силового давления на другие государства в нарушение взятых перед ними правовых обязательств» (п. 7). Как и в случаях с Куропатами и Катынью, решение вновь было принято при активном участии члена Политбюро, секретаря ЦК КПСС А. Н. Яковлева. Резолюция Европарламента 2019/2819 ^Р) от 19.9.2019 г. отсылает к Постановлению Съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1989 г., которым «советские власти отрицали ответственность за это соглашение и его последствия» (п. К). Инициаторов Резолюции не устраивает, что российские власти, вразрез с решением лиц, дейст-

тории»9 и др. невозможно защитить самосознание народов от поражения фашистской идеологией. Пропагандистские мифы («исторические откровения») об этих событиях подорвали сознание и единство народов СССР в конце 1980-х — начале 1990-х гг., содействуя разрушению советского государства. И сегодня их по-прежнему активно используют в общественно-политическом дискурсе, но уже для нанесения стратегического поражения России.

Кроме того, в наши дни, после начала специальной военной операции ВС РФ на Украине, очевидно, что путь к успешной борьбе и победе над фашизмом лежит не только через решения в области образования (обучения, воспитания и просвещения), но и через денацификацию государств (обществ), пораженных «коричневой чумой».

вовавших тогда от имени советской власти, пропагандируют историческую правду о Второй мировой войне.

9 Объявление Советским Союзом войны Японии в августе 1945 г. и передача Советскому Союзу по итогам безоговорочной капитуляции Японии и окончания Второй мировой войны 1939-1945 гг. Курильских островов. Принадлежность южной части Курил (южные острова Большой Курильской гряды (о. Итуруп, о. Кунашир) и острова Малой Курильской гряды), входящих в Сахалинскую обл. РФ, оспаривается Японией при поддержке США. Именно с этой целью, для решения вопроса «о спорных территориях», Япония создает условия для подписания мирного договора с Российской Федерацией.

список источников

1. Богдашкин А. А., ред. Фашизм, неофашизм и их преступная практика: сборник статей памяти Елены Дмитриевны Строгановой. М.: Весь Мир; 2021.

2. Аверченко С. В., Борисов Д. А. Фашистские идеи не были уничтожены, и их носители продолжают свою деятельность в наши дни. Военно-исторический журнал. 2022;(11):103-109.

3. Кеффер Л. СБУ пришла с обысками на объектах УПЦ в восьми областях. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5721119

4. Илиевский Н. В. «Ab ovo» или когда же началась Вторая мировая война? Наука. Общество. Оборона. 2020;(4):38-38.

5. Виноградов М. В., Кретинин Г. В. Восточная Пруссия под властью национал-социалистов. Наука. Общество. Оборона. 2022;(4):27-27.

6. Кравцов С. В украинских учебниках описана подготовка к войне с Россией. URL: https://er.ru/activity/news/ sergej-kravcov-v-ukrainskih-uchebnikah-opisana-podgotovka-k-vojne-s-rossiej

7. Амелин С. А., Ивочкин Д. А., Трапезников И. А. Смоленск в оккупации. Фотоальбом. СПб.: Историческая иллюстрация; 2015.

8. Кулаков И. А. Массовое убийство воспитанников Симферопольского дома-интерната в г. Ейск в 1942 году как факт геноцида советского народа. Наука. Общество. Оборона. 2022;(4)36-36.

9. Чуйков В. И. От Сталинграда до Берлина. М.: Советская Россия; 1985.

10. Москаль А. «Молящемуся» Порошенко о начале войны в Донбассе. URL: https://www.odnarodyna.org/content/ molyashchemusya-poroshenko-o-nachale-voyny-v-donbasse

11. Лепешко Е. Н. Куропаты: змеиный поцелуй Америки. Минск: Бизнесофсет; 2022.

12. Плотников А.Ю. Катынская фальсификация, как инструмент информационной войны. Наука. Общество. Оборона. 2020;(4):41-41.

13. Корнилова О. В. Возникновение и становление «Катыни» как места памяти: пропагандистская операция Третьего рейха в 1943 году. Наука. Общество. Оборона. 2021;(3):23-23.

14. Корнилова О. В. Польские отрицатели Катыни и «Нюрнберг» для Сталина в антироссийской политике Великобритании и США. Наука. Общество. Оборона. 2022; (3):19-19.

references

1. Fascism, neo-fascism, and their criminal practices: collection of articles in memory of Elena Dmitrievna Stroganova / edited by A. A. Bogdashkin. Moscow: The Whole World; 2021. (In Russ.).

2. Averchenko S. V., Borisov D. A. Fascist ideas have not been destroyed and their carriers continue their activities today. Military History Journal. 2022;(11):103-109. (In Russ.).

3. Keffer L. The Security Service of Ukraine (SBU) raided the facilities of the Ukrainian Orthodox Church in eight regions. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5721119 (In Russ.).

4. Ilievsky N. V. "Ab ovo" or when did the Second World War begin? Science. Society. Defence. 2020;(4):38-38. (In Russ.).

5. Vinogradov M. V., Kretinin G. V. East Prussia under the reign of National Socialists. Science. Society. Defence. 2022;(4):27-27. (In Russ.).

6. Kravtsov S. Ukrainian textbooks describe preparations for war with Russia. URL: https://er.ru/activity/news/sergej-kravcov-v-ukrainskih-uchebnikah-opisana-podgotovka-k-vojne-s-rossiej (In Russ.).

7. Amelin S. A., Ivochkin D. A., Trapeznikov I. A. Smolensk under occupation. Photo album. St. Petersburg: Historical

Illustration; 2015. (In Russ.).

8. Kulakov I. A. Mass murder of the pupils of the Simferopol boarding school in Yeisk in 1942 as a fact of genocide of the Soviet people. Science. Society. Defence. 2022;(4)36-36. (In Russ.).

9. Chuykov V. I. From Stalingrad to Berlin. Moscow: Soviet Russia; 1985. (In Russ.).

10. Moskal A. To "Praying" Poroshenko on the outbreak of war in Donbass URL: https://www.odnarodyna.org/content/ molyashchemusya-poroshenko-o-nachale-voyny-v-donbasse. (In Russ.).

11. Lepeshko E. N. Kuropaty: America's snake kiss. Minsk: Biznesofset; 2022. (In Russ.).

12. Plotnikov A. Yu. Katyn falsification as an instrument of information warfare. Science. Society. Defence. 2020;(4):41-41. (In Russ.).

13. Kornilova O. V. The emergence and formation of "Katyn" as a place of memory: propaganda operation of the Third Reich in 1943. Science. Society. Defence. 2021;(3):23-23. (In Russ.).

14. Kornilova O. V. Polish Katyn deniers and "Nuremberg" for Stalin in the anti-Russian policy of Great Britain and the USA. Science. Society. Defence. 2022; (3):19-19. (In Russ.).

информация об авторе / about the author

Владимир Георгиевич Кикнадзе — доктор исторических наук, доцент, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, главный редактор журнала «Наука. Общество. Оборона», Москва, Россия

Vladimir G. Kiknadze — Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences, Editor-in-Chief of the magazine "Science. Society. Defence", Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0003-4574-4778 KiknadzeVG@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 20.11.2022; принята к публикации 15.12.2022. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article was submitted on 20.11.2022; accepted for publication on 15.12.2022. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.