УДК 616-084
гностическая готовность потребителей и производителей медицинских услуг к вторичной профилактике важнейших неинфекционных заболеваний
© 2007 г. Т. П. Васильева, М. Д. Васильев, В. В. Трофимов, Д. Л. Мушников, М. А. Ратманов, Т. В. Глембицкая
Ивановская государственная медицинская академия, г. Иваново
Исследование установило недостаточный уровень гностической готовности к обеспечению профилактики важнейших неинфекционных заболе ваний как производителей, так и потребителей медицинских услуг, что определяет снижение результативности данного направления работы первичного звена здравоохранения. Врачи подразделений стационара, а также специалисты хирургического профиля менее подготовлены по вопросам профилактической медицины, чем их коллеги в поликлиническом звене. Кроме того, большинством медицинских работников не осознана значимость профилактических мероприятий в структуре профессиональной деятельности. Исследование может стать основой для разработки организационной модели по повышению уровня знаний врачей и пациентов по профилактике неинфекционных заболеваний и в конечном итоге будет способствовать повышению качества этой работы.
Ключевые слова: профилактика, гностическая готовность потребителей и производителей медицинских услуг.
Профилактическая направленность отечественного здравоохранения, являясь приоритетной задачей в советский период, и в настоящее время продолжает оставаться важнейшим его принципом [1, 2, 3]. Социально-экономические и политические перемены в обществе, преобразования в самом здравоохранении отрицательно повлияли на сложившуюся систему профилактики [5, 6, 7]. Вместе с тем анализ данных санитарной статистики показывает на продолжающийся рост числа неинфекционных заболеваний [4]. Следовательно, проблема улучшения профилактики данной патологии по-прежнему требует пристального внимания.
Для выхода из создавшейся ситуации в условиях недофинансирования профилактики основной акцент должен быть сделан на повышении уровня гностической готовности производителей и потребителей медицинских услуг в области профилактики данных заболеваний, т. е. уровня знаний медицинских работников по этим вопросам и информированности пациентов.
в связи с этим целью настоящего исследования явилось уточнение уровня гностической готовности производителей и потребителей медицинских услуг к профилактике важнейших неинфекционных заболеваний.
Материалы и методы
Исследование проводилось среди врачей различных специальностей (хирурги, терапевты, акушеры-гинекологи) и пациентов аналогичного профиля на базе крупной многопрофильной больницы № 4, а также родильного дома № 4 г. Иваново. В нем приняли участие 158 врачей и 200 пациентов. Определялось необходимое число наблюдений по методике Н. А. Плохинского (1970).
Сбор материала проводился методом опроса по специально составленным тест-картам на знание вопросов профилактики неинфекционных заболеваний для пациентов и врачей, а также анкетам, отражающим отношение пациентов и врачей к профилактике заболеваний. Апробация анкет и тестовых методик проведена в ходе пилотажного исследования. Программа обработки материала предусматривала расчет относительных и средних величин, их ошибок. Для выявления достоверных различий между изучаемыми признаками был использован ^критерий Стьюдента.
Совокупность результатов индивидуального тестирования врачебного персонала и пациентов явилась основой для расчета индивидуальных и групповых индексов гностической готовности по формулам:
Ggi = Nфакт./Nобщ. • 100 %, где Nфакт. — фактическое число баллов; ^бщ. — нормативное число баллов (1.6);
Gggr = Е Ggi /К • 100 %, где Е Ggi — сумма индивидуальных коэффициентов гностической готовности; К — количество опрошенных.
Для оценки влияния фактора гностической готовности потребителей и производителей медицинских услуг профилактического типа на результативность профилактической работы были сформированы 2 группы сравнения. В 1-ю включены 106 случаев вторичной профилактики заболеваний с высокой результативностью (выздоровление, значительное улучшение состояния, снижение его обострений), во 2-ю — 52 случая вторичной профилактики заболеваний с низкой результативностью (ухудшение состояния, смерть, увеличение обострений заболеваний). В данных группах оценивался уровень знаний по профилактике важнейших неинфекционных заболеваний потребителей и производителей медицинских услуг. Программа обработки материала включала использование метода расчета относительных величин (в случаях на 100 услуг), оценки достоверности различия показателей по ^критерию.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ гностической готовности производителей медицинских услуг проводили на основании данных о состоянии таких ее параметров, как знание основных понятий профилактической медицины, показателей результативности медицинской деятельности, международных программ профилактики неинфекционных заболеваний, вопросов скрининга важнейших неинфекционных заболеваний, правовые вопросы профилактической работы, знание вопросов гигиенического воспитания населения, знание факторов риска важнейших неинфекционных заболеваний.
Анализ результатов тестирования врачей по блоку вопросов «Общие понятия профилактической медицины» показал, что полное определение понятию “здоровье” (согласно ВОЗ) смогли дать лишь 37,2 % врачей (в их числе 15,0 % хирурги, 46,1 — терапевты, 42,4 — акушеры-гинекологи). Неверные ответы чаще всего отмечались у врачей хирургического профиля (85,4 %), без квалификационной категории (63,3 %), а также с высшей категорией и большим стажем работы (72,4 %). Среди руководителей подразделений ЛПУ число правильных ответов было значительно выше (81,2 %), чем среди рядовых врачей (25,6 %). Следует отметить, что понятие “общественное здоровье” большинством (89,7 %) опрошенных понимается верно, однако врачи часто путаются в характеризующих его показателях.
Термин “профилактическая медицина” понимается большинством (91,7 %) врачей как комплекс мероприятий по предупреждению и ранней диагностике заболеваний и не рассматривается как раздел медицинской науки и практики. При этом значительная часть (84,5 %) опрошенных специалистов не смогли четко разграничить понятия “лечебная медицина” и “профилактическая медицина” (по цели, объекту,
используемым методикам). Содержание терминов “валеология”, “саналогия”, “экология человека”, “медицинская география” знакомо, как показал опрос, крайне ограниченному количеству врачей (12,5 %), преимущественно руководителям, прошедшим цикл усовершенствования по общественному здоровью и здравоохранению. Определяют понятия “образ жизни” и “здоровый образ жизни” верно большинство (87,3 %) врачей, однако элементы (показатели), их характеризующие, знают далеко не все специалисты. Наибольшую некомпетентность в этих вопросах показали врачи хирургических подразделений стационара.
Понимание врачом значимости профилактических мероприятий во многом связано со знанием им медико-демографической ситуации в районе обслуживания и в целом по стране. Как показал опрос, по блоку вопросов «знание показателей результативности медицинской деятельности» лишь небольшая часть (20,7 %) врачей знают современный уровень основных демографических показателей (смертность, рождаемость, СППЖ), структуру заболеваемости и смертности населения. Низкую подготовленность в этом вопросе показали врачи стационаров (89,7 % не смогли дать ответ), а также специалисты без квалификационной категории и стажем работы более 15 лет. Следует отметить слабый уровень информированности в этой области руководителей подразделений стационара хирургического профиля.
Анализ данных опроса по блоку вопросов «знание международных программ профилактики неинфекционных заболеваний» показал низкий уровень информированности практических врачей всех специальностей как стационарного, так и поликлинического звена о задачах ВОЗ по программе “Здоровье в XXI веке” и международной программе интегрированной профилактики неинфекционных заболеваний “СИНДИ”. Только 3,5 % терапевтов, 2,3 % хирургов и
1,2 % акушеров-гинекологов смогли ответить на эти вопросы.
Скрининг — один из основных методов выявления важнейших неинфекционных заболеваний. Дали верное определение скрининга, перечислили его виды и формы, принципы проведения, а также требования к нему только 24,2 % врачей (в их числе 10,2 % хирурги, 20,3 — терапевты, 32,8 — акушеры-гинекологи). Руководители подразделений терапевтического профиля, особенно поликлинического звена, лучше разбираются в этих понятиях (52,3 % правильных ответов).
Анализ ответов респондентов по блоку правовых вопросов профилактической работы показал, что основные нормативные акты, регламентирующие проведение медицинских осмотров (периодические, предварительные, целевые) смогли перечислить
20,6 % врачей (в их числе 1,7 % хирурги, 26,3
— терапевты, 28,3 — педиатры, 20,1 — акушеры-гинекологи). Врачи стационара показали худшие в
амбулаторно-поликлиническом звене результаты. Отметим, что 78,6 % руководителей подразделений стационара не смогли правильно ответить на вопросы. Установлено, что основные принципы российского здравоохранения знают 64,2 % врачей, причем только 49,2 % из них отметили его профилактическую направленность. Знакомы с содержанием концепции здравоохранения 5,4 % опрошенных. Лучший уровень знаний по этим вопросам показали молодые (до 30 лет) врачи, а также руководители подразделений терапевтического профиля.
Существенную роль в успехе первичной профилактики неинфекционных заболеваний играет грамотно проведенная пропаганда медицинских знаний. Анализ тестирования по блоку «Знание вопросов гигиенического воспитания населения и пропаганды медицинских знаний» показал, что назвать принципы санитарного просвещения, перечислить типы, способы и средства пропаганды медицинских знаний смогли только
37,8 % врачей (в их числе 18,4 % хирурги, 45,3
— терапевты, 28,3 — акушеры-гинекологи).
результаты тестирования врачей терапевтического профиля на знание факторов риска важнейших неинфекционных заболеваний, наиболее часто встречающихся в практике (гипертоническая болезнь, пиелонефрит, гломелуронерит, бронхит, пневмония, гастрит, злокачественные новообразования различных локализаций и др.) показал хороший уровень знаний врачей (89,4 % достаточно полно ответили на вопрос), однако врачи хирургического профиля и узкие специалисты как стационарного, так и поликлинического звена часто (62,3 %) давали неполные ответы.
Пациент, по мнению многих авторов [8, 9], является полноправным участником лечебного процесса. При этом в основе адекватного здоровьесохранительного поведения пациента лежит его информированность о методах и формах сохранения своего здоровья и предупреждения обострения заболевания, поэтому нами изучены эти вопросы среди потребителей медицинских услуг.
Анализ медицинской информированности потребителей медицинских услуг проводили на основании данных о состоянии таких ее параметров, как правовая информированность (о своих правах как пациента); организационная (о порядке и частоте обращения в ЛПУ); диагностическая (о признаках и методах диагностики); лечебная (о лекарственных препаратах, применяемых при заболевании, и порядке их приема); профилактическая (о методах предупреждения обострения заболевания).
При оценке параметра «Профилактическая информированность» установлено, что уровень знаний о методах оздоровления и поддержания здоровья пациентов в среднем получил оценку 4,1 балла, при этом дали себе отличную и хорошую оценку 55,7 % пациентов терапевтического, 45,6 % —хирургического и 53,6 % — акушерско-гинекологического профиля, удовлетворительную 30,8, 34,3 и 37,8 %; неудов-
летворительную 13,5, 20,1 и 8,6 % соответственно.
При оценке параметра «Организационная информированность» оказалось, что достаточно полным уровнем знаний о спектре оздоровительных и профилактических услуг, которые можно получить в учреждениях здравоохранения города, обладают
28.8 % больных терапевтического, 12,9 —хирургического и 44,7 — акушерско-гинекологического профиля, частичным 35,4, 53,1 и 46,0 %; низким 35,7, 34,0 и
9.3 % респондентов соответственно.
Данные о распределении потребителей медицинских услуг по параметру «Информированность о правах пациента» свидетельствуют о том, что хорошо знакомы со своими правами 25,2 % пациентов терапевтического, 24,3 % — хирургического и 28,7 %
— акушерско-гинекологического профиля, отметили недостаточную информированность соответственно 33,4, 30,7 и 42,5 %, полное отсутствие знаний по данному вопросу 41,4, 45,0 и 28,8 % соответственно.
При оценке параметра «Лечебная информированность» (о лекарственных препаратах, применяемых при заболевании, и порядке их приема в стоматологической практике) выявлено, что 23,6 % потребителей медицинских услуг терапевтического профиля оценили уровень знаний как отличный и хороший, дали удовлетворительную оценку 50,3 % опрошенных, не знакомы с данными методами 26,1 %; среди потребителей хирургических услуг оценки были соответственно 34,5, 51,2 и 14,3 %, акушерско-гинекологических — 29,8, 57,8 и 12,4 %.
Оценка параметра «Диагностическая информированность» показала, что только 29,06 % потребителей медицинских услуг терапевтического профиля имеют хороший уровень информированности о характере течения заболевания и факторах, влияющих на его обострение, тогда как 43,84 % опрошенных имеют недостаточный, а 27,1 % — низкий уровень знаний по этому вопросу; среди потребителей хирургически услуг соответственно 30,1, 47,8 и 22,1 %, акушерско-гинекологических — 32,4, 47,6 и 20,0 %.
Уровень знаний о методах оздоровления и поддержания здоровья пациентов в среднем получил оценку
4.3 балла, при этом 55,7 % пациентов терапевтического профиля дали себе отличную и хорошую оценку,
30.8 % — удовлетворительную, 13,5 % — неудовлетворительную; хирургического профиля — 19,5, 44,6 и
35.9 %, акушерско-гинекологического — 21,3, 58,7 и 20 % соответственно.
Проведенный анализ показал, что городские пациенты имели более высокую медицинскую информированность, чем сельские жители, в том числе по таким вопросам, как методы оздоровления (соответственно 4,3 и 3,5 балла в среднем), физическая (4,3 и 3,7 балла) и санитарно-гигиеническая (4,2 и
3.5 балла) культура, права пациента (3,8 и 2,9 балла), методы предупреждения обострения заболевания (4,2 и
3.6 балла).
Сопоставительный анализ гностической готов-
ности врачей и их пациентов позволил установить, что общий индекс их совпадения составил 84 %: по терапевтическим услугам — 84,0 %, хирургическим
— 72, акушерско-гинекологическим — 88.
Изучение влияния фактора готовности потребителей и производителей медицинских услуг профилактического типа (двух указанных групп сравнения) показало, что частота низкой результативности профилактической работы была достоверно выше (р < 0,05) в случаях, когда имелось снижение гностической готовности пациентов (34,5 на 100 случаев) и врачей (41,2 на 100 случаев), чем при высоком уровне знаний потребителей и производителей медицинских услуг (соответственно 19,8 и 17,6 на 100 случаев).
Вывод
Исследование позволило установить, что уровень гностической готовности к обеспечению профилактики важнейших неинфекционных заболеваний как производителей, так и потребителей медицинских услуг недостаточен. Это определяет снижение результативности данного направления работы первичного звена здравоохранения. Установлено, что врачи подразделений стационара, а также специалисты хирургического профиля менее подготовлены по вопросам профилактической медицины, чем их коллеги в поликлиническом звене. Кроме того, большинством медицинских работников не осознана значимость профилактических мероприятий в структуре профессиональной деятельности. Настоящее исследование может стать основой для разработки организационной модели по повышению уровня знаний врачей и пациентов по профилактике неинфекционных заболеваний и в конечном итоге будет способствовать повышению качества этой работы.
Список литературы
1. Аввакумов Г. А. Задачи и перспективы развития службы медицинской профилактики и укрепления здоровья / Г. А. Аввакумов, В. А. Полесский // Здравоохр. Российской Федерации. — 1994. — № 6. — С. 10—12.
2. Александров О. А. Профилактика — генеральное направление социалистического здравоохранения / О. А. Александров, Г. З. Демченкова, М. Л. Полонский, И. И. Случевский // Сов. здравоохр. — 1983. — № 7.— С. 9-16.
3. Дреерман Я. И. Об оценке качества и эффективности профилактической работы цеховых врачей / Я. И. Дреерман // Здравоохр. РСФСР — 1974. — № 11. — С. 15 —16.
4. Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 2005 году (статист. материалы).
- М., 2006. - 211 с.
5. Кучеренко В. З. Проблемы профилактики в условиях реформы здравоохранения / В. 3. Кучеренко, Л. Е. Сырцова // Проблемы соц. гиг. и история мед.
- 1996. - № 6. - С. 42-46.
6. Петрашевич В. А. О результатах социологического опроса пациентов поликлиники / В. А. Петрашевич,
A. Р. Проус, Н. Г. Петрова // Материалы VI научно-практической конференции «Развитие системы обеспечения качества медицинской помощи в современных условиях и проблемы оптимизации структуры здравоохранения», 24-25 апреля 2001 г. - М. - С. 166-169.
7. Сергачева З. А. Роль врача в формировании здорового образа жизни / 3. А. Сергачева, Л. П. Прошкина,
B. В. Леплейский // Здравоохр. Российской Федерации.
- 1991. - № 3. - С. 24-25.
8. Фомина Р. Ф. Анализ факторов, влияющих на эффективность профилактических программ / Р. Ф. Фомина и др. // Тер. архив.- 1992. - № 64 (1). - С. 106-108.
9. Фролова О. Г. Медико-социальная характеристика гинекологических больных / О. Г. Фролова, Н. К. Миро-нычева, А. Р. Алиев // Здравоохр. Российской Федерации.
- 1991. - № 6. - С. 14-16.
GNOSTICAL READINESS OF CONSUMERS AND PRODUCERS OF MEDICAL SERVICES FOR SECONDARY PREVENTION OF MOST IMPORTANT NON-INFECTIOUS DISEASES
Т. P. Vasilyeva, М. D. Vasilyev, V. V. Trofimov,
D. L. Mushnikov, М. А. Ratmanov, Т. V. Glembitskaya
Ivanovo State Medical Academy, Ivanovo
The study has detected a non-sufficient level of gnostical readiness for provision of prevention of the most important non-infectious diseases both of producers and consumers of medical services, what caused a decrease in results of this direction of work in primary healthcare. Physicians of hospital departments as well as surgeons were less prepared in issues of preventive medicine than their colleagues in polyclinics. Besides, most of medical workers have not realized significance of preventive measures in the structure of professional activity. The study can become a base for development of an organizational model for raising the level of knowledge of physicians and patients in prevention of non-infectious diseases and finally will contribute to improvement of the work quality.
Key words: prevention, gnostical readiness of consumers and producers of medical services.
Статья поступила 15.11.2006 г.
Контактная информация:
Васильева Татьяна Павловна — доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, медицинской информатики и истории медицины Ивановской государственной медицинской академии Росздрава,
Адрес: 153462, г. Иваново, пр. Ф. Энгельса, д. 8 Тел. (4932) 32-63-86; е-таП: [email protected]