Epistemological understanding of volunteerism in modern philosophical science
Egoshin Vadim Igorevich, Postgraduate student, Assistant, Ufa University of Science and Technology, Ufa University of Science and Technology, Ufa, Republic of Bashkortostan
The article argues for the fact that the correlation of moral and spiritual values, as a result of real, rather than virtual contact between volunteers and those in need, reveals not only the internal knowledge of representatives of the volunteer movement about the degree of their own importance in the global space, but also contributes to the knowledge of social problems in local society and their ways permissions in the current mode. This is the epistemological research interest of the problems of volunteerism for modern philosophical science. An analysis of the positions of a number of researchers allows us to conclude that the degree of conceptual and methodological saturation of the fundamental scientific research foundation allows for the possibility of promising allocation of altruistic philosophy into an independent socio-philosophical section, within which the problems of volunteerism, as a result of the synthesis of functional compassion and mercy, are given a key place. In the context of the popularization of volunteer movements, mainly among young people, it is extremely important to cultivate the disclosure of the spiritual, moral and ethical potential of volunteers, which actualizes the research of the subject areas of volunteerism as a socio-philosophical phenomenon from an epistemological point of view.
Keywords: altruism; volunteer; volunteering; volunteer activities; epistemology; volunteer; mercy; compassion.
Цитировать: Егошин В.И. Гносеологическое понимание волонтёрства в современной философской науке // KANT. – 2024. – №1(50). – С. 130-134. EDN: HOUZHG. DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.23
Егошин Вадим Игоревич, аспирант, ассистент кафедры Социальной работы, Уфимский университет науки и технологий, Уфа, Республика Башкортостан
В статье аргументируется тот факт, что корреляция морально-нравственных и духовно-ценностных начал как результата реального, а не виртуального контакта волонтёров и нуждающихся, раскрывает не только внутренние знания представителей волонтёрских движений о степени их собственной значимости в мировом пространстве, но и способствует познанию социальных проблем в обществе на местах и путей их разрешения в текущем режиме. В этом состоит гносеологический исследовательский интерес проблематики добровольчества для современной философской науки. Анализ позиций ряда исследователей позволяет сделать вывод, в соответствии с которым степень концептуально-методологической насыщенности фундаментального научно-исследовательского основания позволяет допустить возможность перспективного выделения в самостоятельный социально-философский раздел альтруистическую философию, в рамках которой проблематике добровольчества, как результата синтеза функционального сострадания и милосердия, отводится ключевое место. В условиях популяризации волонтёрских движений, преимущественно в молодёжной среде, крайне важным моментом представляется культивация раскрытия духовно-нравственного и морально-этического потенциала добровольцев, что актуализирует исследования предметных областей волонтёрства, как социально-философского феномена, с гносеологической точки зрения.
Ключевые слова: альтруизм; волонтёр; волонтёрство; волонтёрская деятельность; гносеология; доброволец; милосердие; сострадание.
УДК 177.7
5.7.7
Егошин В.И.
Гносеологическое понимание волонтёрства в современной философской науке
Современные условия скоротечного развития информационных технологий, реализуемого в режиме постоянного совершенствования, детерминируют процессы всеобъемлющей виртуализации всех направлений жизнедеятельности социума. Данный очевидный факт естественным образом оказывает предопределяющее воздействие на снижение уровня доли реального эмпирического познания окружающей действительности.
Небезосновательным представляется то обстоятельство, что сострадание служит одним из направлений процесса мыслительного гносеологического постижения мира. П. Лассаль в содержании своего произведения, освещая пути Грааля, описывает четыре девиза в качестве инструментария низложения препятствий к сердечному пониманию веры, позволяющему осмыслить и прочувствовать в коррелирующем ключе внутреннего понимания и ощущения, процедуру самоочищения через братское восприятие социума, что влечёт за собой внутреннее развитие и способствует к приближению истины. Познание через сострадание выступает здесь в качестве первого из четырёх девизов [6, 7].
Вместе с тем, в философских изысканиях Лассаля прослеживается уклон в сторону приобретения исключительно экзистенциально-духовного знания через сострадание к ближнему – человеческой особи. Идентичная мысль прослеживается в умозаключениях Э.М. Ахмедовой и М.А. Бурцевой, придающих рассматриваемому качеству эмоциональную смысловую нагрузку. Авторы указывают на врождённость данного качества, раскрывающего возможности для человека к чувству моральных и физических болевых ощущений других людей, [1, 38], позволяющему постигнуть это состояние, не переживая его непосредственно, а значит, получить знание о нём через эмоционально-чувственное восприятие.
Изыскания подобного рода, ограничивающиеся человечеством, находятся, с определённой долей условности, в некотором противоречии с буддистскими учениями, в соответствии с которыми сострадание мыслится в широкоспектральной плоскости и охватывает всех органически-функционирующих существ. И только сопереживание в подобном формате прокладывает для индивида духовную дорогу к истинному просвещению [2, 89].
Несмотря на дуалистичность обозначенных философских позиций, их, в некотором роде, диалектическое сочетание фундаментализируется на синтезе религиозно-экзистенциального восприятия бытийно-гносеологической роли сопереживания, упускающей из виду то достаточно существенное обстоятельство, что Богом выстроен путь к Граалю – познанию истины, через сострадание к тем, кто также создан Всевышним, сформировавшим некую социальную детерминанту настоящего внутренне-эмоционального духовно-осмысляющего процесса.
Кроме того, современные научно-философские изыскания в области понимания сострадания также носят достаточно светский социально-коммуникативный окрас, поясняя обозначенную категорию как способность представителя социумной среды не только осознать, посредством эмпатического сопереживания, страдальческие ощущения собрата, но и предпринять попытку реализовать собственное желание, ориентированное на минимизацию такого состояния другого человека [10, 1].
Н.С. Исмаилов отмечает, что даже в учениях русского религиозного мыслителя В.С. Соловьёва понятие «сострадание» предопределяет реализацию поступков нравственного содержания, отличающихся действенно-альтруистической насыщенностью, сконцентрированной на идее осуществления бескорыстных дел, отличающихся предельно существенной степенью доброты [4, 73].
Именно в контексте обозначенных выше умозаключений прослеживается выход на социально-философское понимание волонтёрства как категории, синтезирующей в себе два направления: сострадание и милосердие [8, 80]. Такая корреляция предполагает характеристику волонтёрской деятельности как продуктивно-действенного реагирования на наличие нуждающихся в помощи людей и представителей животного мира, выражающейся, в зависимости от степени возникшей потребности от добровольческих действий извне, либо в функциональном сострадании, либо в оказании содействия в разрешении текущих проблем на безвозмездной основе [9, 1].
Возвращаясь к начальной стадии описания настоящей философской тематики, обнаруживается некоторая доля наличия дискуссионности, которая выражается в двух моментах. Во-первых, не эмпиричность постижения знаний посредством сети-Интернет представляется крайне условным, так как значительный ряд эмпирических методов исследования весьма широко эксплуатируется в виртуальном пространстве. Во-вторых, определённые добровольческие инициативы, осуществляемые через социальные сети, такие как: организация сбора финансовых и материальных средств нуждающимся, популяризация памятных событий и почитания заслуженных лиц, а также пропаганда сбережения и совершенствования экосистемы на безвозмездной основе и т.д., раскрывают представления об уровне доброты и бескорыстия в коллективе пользователей, а значит этот процесс достаточно гносеологичен применительно к его рассмотрению с научно-философской точки зрения.
Вместе с тем, коррелирующие между собой морально-нравственные и духовно-ценностные сегменты, присутствующие при реальном контакте волонтёров и нуждающихся, раскрывают не только внутренние знания представителей волонтёрских движении о степени их собственной значимости в мировом пространстве, но и способствуют раскрытию и познанию социальных проблем в обществе на местах и путей их разрешения в текущем режиме. Поэтому тема волонтёрства представляет актуальный исследовательский интерес для современной философской науки.
Несмотря на специфичность рассматриваемой проблематики, имеющей, на первый взгляд, по большей части непосредственное отношение к социологическим научным исследованиям, на сегодняшний день процесс оформления концептуально-теоретического базиса изучения волонтёрской темы в философском ключе, преимущественно в контексте его социально-философской сегментации, представляется достаточно очевидным.
Современные представители философского направления отечественной научной среды – В.П. Майкова и О.А. Данилова, проанализировав через призму эксплуатации историко-философского подхода, воздействие волонтёрских движений на трансформацию личности, которая, в её совокупно-интегративном понимании, на выходе преобразует социумную сферу посредством коммуникативного влияния друг на друга её добровольческих акторов, указывают на то обстоятельство, что в обозначенной плоскости осуществляется духовно-нравственное развитие современного социума, выступающее в качестве следствия познания трудностей лиц и живых организмов, нуждающихся в безвозмездной помощи и приобретаемого практического опыта в оказании таковой [7, 100].
Содержательная насыщенность умозаключений Ю.В. Шошиной, А.Г. Давыденковой и А.А. Василенковой отличается значительно пёстрым солидаристским оттенком в отношении вышеизложенной позиции. В них прослеживается концептуально-теоретический посыл к выведению в отдельную структурно-научную социально-философскую единицу альтруистической философии, которая должна быть предположительно ориентирована на изучение природной способности человеческой особи к безвозмездному самопожертвованию во благо других людей и общества в целом. Социально-мотивационная атрибутивность альтруистической детерминанты предопределяет, по мнению исследователей, социокультурное развитие акторов, которые, будучи волонтёрами, осуществляют его посредством естественного приобретения знаний, открывающих возможности постижения духовно-нравственных и морально-этических ценностей [12, 249].
Данные знания, приобретаемые в текущем режиме бескорыстного оказания содействия нуждающимся и обмен результатами их приобретения между коллегами по добровольческому цеху, играют краеугольною роль в гуманистически-моральной прогрессии личности и общества в целом. Данное обстоятельство, безусловным образом, придаёт специфический оттенок гносеологическому пониманию волонтёрской деятельности как социально-философского феномена.
Вместе с тем, Е.А. Голубева, И.А. Шевченко и Д.И. Никулин видят источник добровольческих знаний не только в действиях, направленных на оказание соответствующими субъектами духовной, материальной и физической поддержки нуждающимся объектам, но и в функциональном воздействии на сбережение и преобразование экологической системы. Авторы подчёркивают, что волонтёрство подобной направленности, реализуемое посредством системно-деятельностного подхода, отличается своей практико-ориентированной спецификой и, в конечном счёте, способствует не только духовно-ценностному обогащению личности, но и повышению её естественно-научной грамотности [3, 35].
С гносеологической точки зрения, добровольчество подобного рода есть ничто иное как источник непосредственного эмпирического познания окружающего мира, научно-теоретической базой, которой он придаёт прикладную значимость, служит основанием корреляции таких научных направлений как экологическая философия и экологическая этика.
Уместным также представляется рассмотрение вопроса в отношении гносеологического понимания волонтёрства, направленного на деятельность по сбережению историко-культурных ценностей, архитектурных и художественных произведений, культивации и популяризации данных процессов, а также традиций и обычаев. В настоящее время данная деятельностная отрасль добровольчества по вполне очевидным признакам получила следующее название: волонтёры наследия [5, 1].
А.П. Шишова, рассматривая волонтёрскую деятельность в области сбережения историко-культурного наследия, обращает внимание на то, что добровольческая активность в этой сфере направлена не только на приложение физических и интеллектуальных усилий по сохранению духовных и материальных объектов, представляющих историческую и культурную ценность, но также ориентирована на массовое агитационно-пропагандистское продвижение настоящих процессов с целью приобщения к ним общественности и, безусловно, популяризации произведений искусства для оказания педалирующего эффекта на массовое сознание для устремления социума к их познанию [11, 44].
Гносеологическое осмысление деятельности волонтёрства наследия раскрывает специфичность социально-философского понимания данной добровольческой отрасли, состоящего в том, что здесь субъект получает знания из вне социальных источников, так как в качестве познавательных объектов выступают материально-духовные и нематериально-духовные ценности. Вместе с тем, их культивация и пропаганда познания этих ценностных носителей, а также приобщение к деятельности по сохранению наделяет представителей общества качествами познающих субъектов, а волонтёров, в свою очередь, носителями знаний.
На заключительной стадии настоящего исследования крайне уместной представляется констатация того факта, что гносеологическое понимание волонтёрства исходит из краеугольной важности непосредственного реального (в противовес виртуальному) контакта представителей добровольческой среды с одушевлёнными и неодушевлёнными объектами, нуждающимися в безвозмездном содействии со стороны волонтёров. Такие процессы играют краеугольную роль в максимальном обогащении эмпирическим познанием социально-философской науки.
На сегодняшний день степень концептуально-методологической насыщенности фундаментального научно-исследовательского основания, в свою очередь, позволяет допущение возможности рассмотрения вопроса о выделении в самостоятельный социально-философский раздел альтруистическую философию, в рамках которой проблематике добровольчества как результата синтеза функционального сострадания и милосердия отводится ключевое место. Современные возможности и условия, популяризирующие волонтёрские движения, детерминирующие важность и значимость раскрытия духовно-нравственного потенциала прежде всего молодёжи, а также обозначенные специфические черты волонтёрства как социально-философского феномена, актуализируют их оформление в предметные научно-исследовательские области, а результаты данного изучения способствуют обогащению современной философской науки.
Литература:
1. Ахмедова Э.М., Бурцева М.А. Особенности эмоциональных состояний религиозной личности // Вестник Московской религиозной академии. – 2023. – № 1. – С. 47-40.
2. Вольферц М.В. Практика сострадания в буддизме как основа деятельности врача // Общество: философия, история, культура. – 2023. – № 8. – С. 89-93.
3. Голубева Е.А., Шевченко И.А., Никулин Д.И. Естественнонаучная грамотность при организации геоэкологического волонтёрства через системно-деятельностный подход // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 3. – С. 34-36.
4. Исмаилов Н.О. Идеи социальной справедливости в философии Владимира Соловьёва // Философская мысль. – 2023. – № 3. – С. 73-83.
5. Кириченко Е. «Волонтёры наследия». Как добровольцы помогают исследовать и восстанавливать объекты культурного наследия. URL: https://www.kubnews.ru/kultura/2019/11/29/volontery-naslediya-kak-dobrovoltsy-pomogayut-issledovat-i-vosstanavlivat-obekty-kulturnogo-naslediya/ (дата обращения: 30.01.2024).
6. Лассаль П. Грааль и вечная женственность. – М.: Деметра, 2009. – 224 с.
7. Майкова В.П., Данилова О.А. Волонтёрство как фактор духовно-нравственного развития личности // Современные философские исследования. Вестник Московского государственного областного университета. – 2022. – № 2. – С. 100-107.
8. Раевская Н.Ю., Соловьёва Г.В., Станиславова И.Л., Ильичёв П.И. Экзистенциальный смысл милосердия: от духовной свободы и поисков смысла жизни до готовности помогать и сострадать // Биоэтика. – 2022. – № 1. – Т. 7. – С. 80-92.
9. Рощупкина Т.Ю. Волонтёрство как результат проявления милосердия и добровольности. URL: https://www.nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/01/08/volonterstvo-kak-rezultat-proyavleniya-miloserdiya-i-dobrovolnosti (дата обращения: 29.01.2024).
10. Сострадание открывает наши сердца и делает нас счастливее. URL: https://www.poznanie-mira.ru/sostradanie-otkryvaet-nashi-serdca-i-delaet-nas-schastlivee/ (дата обращения: 29.01.2024).
11. Шишова А.П. Институт волонтёрства в сфере сохранения культурного наследия // Финансовые рынки и банки. – 2023. – № 5. – С. 44-46.
12. Шошина Ю.В., Давыденкова А.Г., Василенкова А.А. Социально-философский смысл волонтерства: мировоззренческий и практический аспекты // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2021. – Т. 10, № 3А. – С. 244-252.