Научная статья на тему 'Гнездование некоторых видов водоплавающих птиц в северной части острова Вайгач и на близлежащих островах'

Гнездование некоторых видов водоплавающих птиц в северной части острова Вайгач и на близлежащих островах Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
245
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Пономарёва Т. С.

Второе издание. Первая публикация: Пономарёва Т.С. 1994. Гнездование некоторых видов водоплавающих птиц в северной части острова Вайгач и на близлежащих островах // Бюл. МОИП. Отд. биол. 99, 6: 66-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гнездование некоторых видов водоплавающих птиц в северной части острова Вайгач и на близлежащих островах»

Петров В.С., Нечаев Б.А. 1962. Орнитофауна древесно-кустарниковых насаждений

Манычского лесхоза // Материалы 3-й Всесоюз. орнитол. конф. Львов. Рашкевич Н.А. 1957. О формировании фауны и распределения птиц в степных полезащитных насаждениях // Учён. зап. Каракалпак. пед. ин-та 1: 243-261. Сарандинаки Г. 1909. Некоторые данные для орнитологии Ростовского н/Д округа Донской области // Сб. студ. биол. кружка при имп. Новороссийском ун-те 4: 1-75. Черников Н.К. 1881. Очерки ружейной охоты в Задонских степях и по рекам Салу и

Манычу // Природа и охота 2. Шехов А.Г. 1956. Пеликаны и чайки на озере Маныч-Гудило // Природа 10: 115-116.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1305: 2415-2419

Гнездование некоторых видов водоплавающих птиц в северной части острова Вайгач и на близлежащих островах

Т.С.Пономарёва

Второе издание. Первая публикация в 1994*

Наблюдения проводили в июле 1991 года на северном и северозападном побережье острова Вайгач и на островах в губе Долгой. Изучали летнее распределение, численность, гнездование белощёкой казарки Branta leucopsis, обыкновенной гаги Somateria mollissima, гаги-гребенушки Somateria spectabilis, малого лебедя Cygnus bewickii, гуменника Anser fabalis.

Северная часть острова Вайгач имеет холмистый, местами почти горный рельеф с многочисленными выходами скал, щебнистыми водораздельными плато, глубокими каменистыми каньонами, прорезанными речками и ручьями. Повсюду разбросано множество озёр с болотистыми или скалистыми берегами. Русла рек и ручьёв также местами заболочены. Береговая линия изрезанная. Берега обрывистые, скалистые или же пологие, в виде галечниковых бухт и пляжей. Растительность скудная, мохово-лишайниковая, по долинам рек и ручьёв — более разнообразная, с примесью злаково-осокового разнотравья. Острова в губе Долгой в большинстве своём скалистые, приподнятые, с такой же скудной растительностью, как на побережье Вайгача. Размеры их от 1-2 до 15-20 га.

1991 год был средним по погодным условиям и по фенологии. Однако в силу определённого соотношения ветров и течений в Карских

* Пономарёва Т.С. 1994. Гнездование некоторых видов водоплавающих птиц в северной части острова Вайгач и на близлежащих островах // Бюл. МОИП. Отд. биол. 99, 6: 66-69.

Воротах сложилась необычная ледовая обстановка. В начале июля пролив ещё был забит льдами (8-10 баллов, по данным ГМС посёлка Амдерма). В связи с этим подход к северной части острова был затруднён до начала второй декады июля, что и определило сроки проведения исследований.

Белощёкая казарка БтапЬа 1еисорв1в. Обычный вид на побережье и близлежащих островах. В начале второй декады июля на Вайгаче было много выводков с маленькими пуховичками. Гнёзда встречались в небольшом числе, главным образом на островах губы Долгой. Яйца были сильно насижены, свежие кладки отмечены единично. Большая часть гнёзд размещалась в скалах и на карнизах (6 шт., или 50%), выступах одиночных камней (4, или 33.3%), на небольших земляных площадках крутых берегов (2, или 16.7%). На Вайгаче гнёзда белощёкой казарки располагались и вдали от морского побережья, в скалистых речных каньонах или в скалах-останцах, на недоступных скальных площадках. Выводки встречались здесь чаще всего в устьях речек и ручьёв, на влажных лугах, куда они собирались на кормёжку. Так, 12 июля на маршруте длиной около 10 км по берегу моря отмечено 17, а 13 июля — 23 выводка. Среднее число птенцов в выводках — 3.7±0.27, с разбросом от 2 до 6. По ориентировочной оценке, соотношение размножающихся и неразмножающихся птиц было в среднем 1:2. Размер кладок варьировал от 3 до 6 яиц, в среднем 4.15±0.4. Общее число выводков, отмеченное нами в северной части острова Вайгач от мыса Вороний нос до устья реки Зелёной, — около 150, а взрослых птиц — 800900. Большая часть казарок в стаях была с выводками. На пяти обследованных островах в Долгой губе обнаружено 14 выводков с пуховичками и 4 гнезда с насиженными яйцами.

У северной и северо-западной оконечности острова Вайгач расположено около 100 островов, сходных между собой по характеру рельефа и типу растительности. Большинство из них, видимо, пригодны для гнездования белощёкой казарки. Таким образом, общее число казарок на островах у северного и северо-западного побережья острова Вайгач может составлять около 400 пар, а численность всей гнездовой группировки в северной части Вайгача и в его прибрежной зоне, по нашим оценочным данным, должно приближаться к 2 тыс. особей. Исходя из этого, мы считаем данные А.А.Романова (1989) для всего острова Вайгач (2.5-3 тыс. особей) явно заниженными. На наш взгляд, более соответствуют действительности данные В.Н.Калякина (1986), оценивающего общую численность белощёкой казарки на этом острове в 1025 тыс. особей.

Основными врагами кладок и выводков казарок на островах являются крупные чайки (бургомистр Ьатив НуретЬотеив, серебристая Ьатив aтgentatus э.1.), а из четвероногих хищников - песец А1орех lagopus.

Однако, судя по соотношению среднего числа птенцов в выводках и среднего числа яиц в кладках, отход потомства в целом невелик. Раньше большой урон гнездовой популяции белощёкой казарки наносило браконьерство местных жителей. В последнее время в северной части острова Вайгач произошло ослабление антропогенного пресса в связи с отсутствием здесь постоянных поселений и уходом временных жителей. Если такая ситуация не изменится, в дальнейшем можно ожидать увеличения численности этой птицы на острове.

Обыкновенная гага Somateтia mollissima. На острове Вайгач обитает номинальный подвид обыкновенной гаги ^ т. mollissima. Крайним восточным пределом распространения его являются юго-западная оконечность острова, северо-запад Югорского полуострова и устье Югорского шара (Успенский 1958; Степанян 1975). В северной части Вайгача обыкновенная гага редка, встречаются лишь единичные гнёзда в прибрежной части острова. Очевидно, это является результатом многолетнего сильного антропогенного пресса, который стал снижаться только в последние годы в связи с уменьшением населённости острова, особенно в его северной части. В то же время на мелких островках в губе Долгой обыкновенная гага — обычный фоновый вид. Так, на одном из островов группы Рагозина (площадь около 15 га) было обнаружено 38 гнёзд гаги. Наибольшее число их располагалось совершенно открыто, на щебнистых участках тундры со скудной растительностью или вовсе без неё (20, или 30%). Почти равное количество гнёзд размещалось среди камней (16, или 22.2%) и на участках с тундровой растительностью (17, или 23.9%). Меньше в плавнике (10, или 15%), на песчаных и галечниковых отмелях (3, или 4.5%), на приморском лугу (1, или 1.5%). В середине июля в гнёздах гаги были в основном сильно насиженные яйца. Из некоторых гнёзд птенцы уже ушли. Среднее число яиц в кладках — 4.04±0.15 при разбросе от 2 до 6.

Следует отметить, что гаги на островках ведут себя спокойно. Наседки подпускают человека близко, сходят неохотно, уходят от гнезда недалеко, а обратно возвращаются быстро. Такое поведение, даже с учётом степени насиженности яиц, отличается от поведения часто вспугиваемых гаг на неохраняемых островах Белого моря. В окрестностях Вайгача гаги были явно непуганными. Кроме отсутствия на севере острова постоянных поселений, это объясняется недоступностью с моря в 1991 году его северного побережья из-за неблагоприятной ледовой обстановки.

Основные враги гагачьих кладок, как и повсюду, — крупные чайки, на островах — бургомистр и серебристая, а на самом Вайгаче — ещё и песец. На каждом острове отмечено по 2-4 разорённых гнезда (в среднем около 14% всех гнёзд). В целом состояние гагачьих поселений на островах у северного побережья Вайгача в настоящее время в связи с

ослаблением антропогенного пресса опасений не вызывает. Оценка прежних данных по численности обыкновенной гаги здесь (Карпович, Коханов 1967) и попытка экстраполяции наших данных на другие, пригодные для обитания вида острова, даёт прикидочную цифру 22.5 тыс. пар. В случае дальнейшего ослабления антропогенного воздействия численность обыкновенной гаги в указанном районе может возрасти за счёт освоения новых островов и возвращения птиц на побережье самого Вайгача.

Гага-гребенушка Somateria spectabШs. Численность вида на острове Вайгач низка. Встречаются единичные гнёзда в тундре. Так, 12 июля 1991 нами отмечено два гнезда во влажной мохово-осоковой тундре, на заболоченном понижении рельефа. В гнёздах были яйца (5 и 7). Обе самки сидели очень плотно, подпустили вплотную. На мелких островках северного побережья Вайгача гага-гребенушка не обнаружена.

Малый лебедь Cygnus bewickii. Обычная птица для северной части острова Вайгач. В заболоченных и влажных тундрах здесь, а также вблизи озёр встречалась регулярно. В подходящих для обитания местах плотность малого лебедя составляла 4-7 птиц и 0.5-0.7 пары на 1 км2. Это выше, чем отмеченная нами плотность на острове Долгий в 1990 году (Пономарёва 1991) и примерно соответствует плотности вида в Малоземельной тундре, составлявшей 2.9-8.5 ос./км2 (Минеев 1987).

В середине июля у большинства размножавшихся птиц были выводки с пуховыми птенцами средних размеров. Нами обнаружено только одно гнездо малого лебедя в заболоченной тундре. В гнезде было два маленьких птенца, на которых сидела самка. Увидев человека, она заранее сошла с гнезда и стала уползать, стелясь по земле и распуская крылья. Довольно велика неразмножавшаяся часть популяции. Соотношение размножавшихся и неразмножавшихся птиц составило, по нашим подсчётам, примерно 1:4. Кое-где (на влажных лугах, в дельтах рек и ручьёв) можно было наблюдать скопления кормящихся малых лебедей численностью до 100 птиц. Холостые птицы вели себя менее осторожно, чем птицы с выводками, и подпускали человека на 150200 м, тогда как при птенцах лебеди начинали проявлять беспокойство и уходить уже за 500-600 м.

Гуменник Anser fabalis. Самый многочисленный вид водоплавающих птиц на севере Вайгача. Стаи взрослых птиц и выводки постоянно встречались в тундре и в окрестностях озёр. В среднем плотность гуменника в подходящих местах составляла 18 птиц и 2.3 выводка на 1 км2. Соотношение размножавшейся и неразмножавшейся частей популяции ориентировочно равнялось 1:6. В середине июля в большей части выводков были уже крупные птенцы с пробивающимися пеньками маховых. Гнёзд с яйцами мы не застали.

Литер атур а

Калякин В.Н. 1986. О распространении и экологии белощёкой казарки на острове Вайгач и Югорском полуострове // Актуальные проблемы орнитологии. М.: 93-104. Карпович В.Н., Коханов В.Д. 1967. Фауна птиц острова Вайгач и северо-востока Югорского полуострова // Тр. Кандалакшского заповедника 5: 268-338. Минеев Ю.Н. 1987. Экология, численность и охрана лебедей на северо-востоке европейской части СССР // Экология и миграция лебедей в СССР. М.: 17-20. Пономарёва Т.С. 1991. Малый лебедь на острове Долгом // Сб. науч. тр. ЦНИЛ Главо-хоты. М.

Романов А.А. 1989. К распределению и численности некоторых видов гусеобразных на

острове Вайгач // Растительный и животный мир заповедных островов. М.: 78-82. Степанян Л.С. 1975. Состав и распределение птиц фауны СССР: Неворобьиные Non-

Passeriformes. М.: 1-372. Успенский С.М. 1958. Некоторые виды птиц на северо-востоке европейской части СССР // Учён. зап. Моск. ун-та 197: 35-47.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1305: 2419

О зимовке вяхиря Columba palumbus на юго-востоке Казахстана

И.А.Бевза

Второе издание. Первая публикация в 2005*

Вяхирь Columba palumbus появился в Карачингильском охотничьем хозяйстве в последние 6 лет и стал обычным гнездящимся фоновым видом (Казахстанский орнитологический бюллетень 2004, с. 69). Зимние встречи вяхирей стали отмечаться в охотхозяйстве в последние три года. Зимой 2003/04 года в зарослях джиды (лоха) держались стаи до трёх десятков, зимой 2004/05 - до 80 птиц. В декабре 2005 года неоднократно отмечался десяток вяхирей вместе со стаей клинтухов Columba oenas. Также необычность зимовки вяхирей в Карачингиле отметил Б.П.Анненков.

* Бевза И.А. 2005. О зимовке вяхиря на юго-востоке Казахстана IIКаз. орнитол. бюл.: 203. Рус. орнитол. журн. 2016. Том 25. Экспресс-выпуск № 1305

2419

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.