Научная статья на тему 'ГНЕЗДОВАНИЕ КОРОТКОПАЛОГО ЯСТРЕБА ACCIPITER SOLOENSIS В ЮЖНОМ ПРИМОРЬЕ'

ГНЕЗДОВАНИЕ КОРОТКОПАЛОГО ЯСТРЕБА ACCIPITER SOLOENSIS В ЮЖНОМ ПРИМОРЬЕ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГНЕЗДОВАНИЕ КОРОТКОПАЛОГО ЯСТРЕБА ACCIPITER SOLOENSIS В ЮЖНОМ ПРИМОРЬЕ»

Скопин А.Е. 2020. Материалы о встречах птиц в центральной части Гыданского полуострова в конце лета // Рус. орнитол. журн. 29 (1982): 4679-4684. EDN: SAMXUP Черничко И.И., Сыроечковский Е.Е., Черничко Р.Н., Волох А.М., Андрющенко Ю.А. 1994. Материалы по фауне и населению птиц северо-восточного Гыдана // Арктические тундры Таймыра и островов Карского моря. М., 1: 223-260.

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2022, Том 31, Экспресс-выпуск 2236: 4480-4484

Гнездование короткопалого ястреба Accipiter soloensis в южном Приморье

В.Н.Куринный

Второе издание. Первая публикация в 1977*

Короткопалый ястреб Accipiter soloensis, распространённый в восточном Китае и на Корейском полуострове (Степанян 1975), несколько раз отмечался в Приморье на пролёте и в гнездовое время (Лабзюк и др. 1971; Лабзюк, Назаров 1972; Назаров, Лабзюк 1975). Однако характер пребывания его здесь выяснить не удавалось. Мы встречали также птиц этого вида в районе станции Океанская под Владивостоком: в начале мая 1972 года наблюдали брачные игры пары ястребов, в начале августа здесь же была отмечена взрослая птица, 7 мая 1974 удалось наблюдать двух короткопалых ястребов, с громким криком преследовавших друг друга, был отмечен ритуал передачи добычи.

Гнёзда были найдены 11 июня 1974 и 22 июня 1975 в пригороде Владивостока на склонах, поросших широколиственным лесом с небольшой примесью хвойных. Гнёзда принадлежали, по-видимому, одной и той же паре. Первое гнездо располагалось на липе амурской Tilia amurensis в 13.2 м от земли, второе — на дубе монгольском Quercus mongolica на высоте 16.7 м; расстояние между гнёздами составило 280 м. Материалом гнёзд служили тонкие ветки (диаметром до 7 мм, в среднем 3-4 мм) липы, дуба, берёзы, ильма, лещины маньчжурской Corylus mandshurica, кусочки сухой коры деревьев. Лоток был выстлан зелёными листьями и веточками клёна мелколистного Acer mono, ильма долинного Ulmus japonica, пихты цельнолистной Abies holophylla. Размеры гнёзд, см: диаметр гнезда 30-40, высота гнезда 17-18, диаметр лотка 15 и 10-12, глубина лотка 3.5 и 5.5. Первое гнездо помещалось в 120 см от ствола, второе - в развилке ствола. В период постройки гнезда нередко самец до-

* Куринный В.Н. 1977. Гнездование короткопалого ястреба в южном Приморье IIНаучные доклады высшей школы. Биол. науки 4: 65-68.

бывал корм и передавал его самке. При этом он издавал тихое «пиу, пиу...», а самка отвечала ему более громким «пиии, пиии...».

Охраняемый птицами гнездовой участок составлял около 200x250 м. Особенно энергично защищал гнездо самец. Преследование нарушителей (восточной чёрной Corvus orientalis и большеклювой C. macrorhyn-chos ворон, сорок Pica pica, соек Garrulus glandarius и других птиц) нередко сопровождалось оборонительными криками ястреба. Максимальная оборонительная реакция этой пары заключалась в частом пикировании с нанесением нарушителю ударов когтями, сопровождавшихся частыми криками. Однажды мы наблюдали, как самец напал на белку Sciurus vulgaris, взобравшуюся на соседнее с гнездом дерево. Он спикировал на зверька, ударив его когтями. В литературе (Kwon, Won 1975; Park et al. 1975) также отмечается высокая агрессивность короткопалого ястреба по отношению к птицам, вторгшимся на его территорию.

Реакция короткопалых ястребов на наблюдателя была разной на разных этапах гнездования. Пока первое гнездо не было обнаружено, птицы вели себя скрытно. Но как только гнездо было найдено, их поведение резко изменилось: при появлении человека, иногда ещё за 100 м от гнезда, не насиживающая птица начинала тревожно кричать, перелетать ближе, а с появлением птенцов самец даже пускал в ход когти. Самка обычно слетала с гнезда и присоединялась к самцу только тогда, когда наблюдатель непосредственно приближался к гнезду. Неоднократно самец не только «встречал», но и «провожал» наблюдателя, пока тот не удалялся более чем на 60, иногда 120-150 м. Если самец при тревоге не успевал передать добычу, он оставлял корм на ветви дерева или ронял на землю и бросался навстречу опасности. Успокоившийся самец возвращался к оставленной добыче.

Полные кладки содержали по 4 белых яйца, которые постепенно приобретали буро-зелёный оттенок от соприкосновения с выстилкой лотка, что отмечает и Л.Р.Вольф (Wolfe 1950). Размеры 8 яиц, мм: 37.7x30.4, 37.0x29.9, 36.9x29.8, 36.0x30.0, 36.0x29.4, 36.0x29.0, 35.5x28.5, 35.0x28.5.

Насиживание продолжалось в течение 29 сут. В нём участвовали обе птицы, но в дождливые, а иногда и в туманные дни самка сидела на гнезде дольше и оставалась в нём на ночь. Это отмечается и в литературе (Kwon, Won 1975). Самец ночевал на дереве в 15-20 м от гнезда. В первые 3-3.5 недели самка регулярно приносила в гнездо свежие веточки к листья, укладывая их поверх побуревших, а иногда и сухие ветки, которые вплетала в стенки гнезда.

В первом гнезде птенцы появились 12 июля (утром, около полудня и вечером) и утром 15 июля, а во втором — два 6 июля, один во второй половине дня 7 июля и один в 17 ч 8 июля. Остатки белка насиживающая птица съедала, а яичную скорлупу уносила в клюве и выбрасывала далеко от гнезда.

В первую неделю самка постоянно обогревала и кормила птенцов, отрывая от добычи маленькие кусочки. В этот период она лишь изредка выносила из гнезда остатки сравнительно крупной добычи и приносила иногда зелёные веточки. Самец приносил добычу до 8 раз в день и отдавал самке, которая часть пищи съедала, а остатки относила птенцам. Через 8-10 дней после появления птенцов самка также начинала добывать корм вблизи гнезда, редко удаляясь от него на расстояние 30-40 м. Она приносила мелкую добычу, которую птенцы уже в двухнедельном возрасте пытались разрывать самостоятельно или заглатывали целиком. Крупную добычу они не могли разрывать до 18-19-дневного возраста.

Сбрасывать погадки птенцы начинали незадолго до вылета. Зачастую птенец, сбросив погадку, тут же съедал её; часть погадок выносила из гнезда самка. Остатков добычи в гнезде не было.

К концу второй недели птенцы время от времени вставали на ноги, начинали тренировать крылья, а несколькими днями позже они уже ходили по гнезду и совершали из гнезда небольшие прыжки к ближайшим толстым ветвям. На 20-21-й день они могли подолгу стоять на одной ноге, перепархивать на 2-3 м. В это время молодые почти весь день находились в верхней части кроны гнездового дерева, но с прилётом самки прыгали в гнездо, где один из них захватывал и съедал корм. В возрасте 22 дней старшие из выводка совершили первые полёты, преодолев расстояние в 25-30 м. Взрослые птицы продолжали носить корм в гнездо и вынудили улетевших молодых вернуться. На следующий день гнездо было оставлено всеми птенцами.

Спустя неделю слётки могли самостоятельно ловить некрупную добычу в 80-100 м от гнезда, хотя взрослые птицы ещё не переставали приносить им корм. Распадался выводок, по-видимому, на третьей неделе, так как встречать молодых ястребов на гнездовом участке в это время уже не приходилось.

Детальное описание пуховых птенцов короткопалого ястреба в литературе отсутствует, есть лишь указания (Kwon, Won 1975) на то, что вылупившиеся птенцы имеют пух белого цвета, чёрные глаза, жёлтые клюв и лапы; отмечается потемнение крыльев на 7-е сутки. Однодневные пуховички из найденных нами гнёзд были белые с серовато-кремовым оттенком; на брюшной стороне, голени, копчике этот оттенок более слабый. Вокруг глаза пушинки образуют черно-бурое кольцо. Стенки ротовой полости телесные с бурым оттенком на нёбе; бока задней части языка, а также два параллельных пятна в центре языка, передние части ротовой полости, примыкающие к краям клюва, бурые; клюв чёрный со светлым кончиком, яйцевой зуб белый, восковица и клювные валики телесно-роговые с жёлтым оттенком, более заметным на клювных валиках. Голые участки тела, цевка и пальцы желтовато-телесные; когти сверху светло-телесно-роговые со светлыми кончиками, снизу беловатые. Края

век чёрные, радужина бурая. На брюшной стороне пух короткий, не более 4 мм, на спинной — до 9.5 мм.

У птенцов во втором пуховом наряде спинная сторона бледно-серая с кремовым оттенком; на голове, копчике, голени пух светло-кремовый со слабым серым оттенком; нижняя часть спины и поясница бледно-серые; брюшная сторона с желтовато-кремовым оттенком, наименее выраженным на брюшных птерилиях. Стенки ротовой полости, передние части языка и нёба рогового цвета; центральная часть нёба бурая с роговым оттенком, задняя часть языка темно-роговая; цвет остальных участков мясной с роговым оттенком. Клюв чёрный, в основании над -клювья нечёткое светло-роговое пятно, основание подклювья рогового цвета. Голые участки светло-мясного цвета; сверху цевка и пальцы светло-жёлтые, снизу пальцы с телесным оттенком; когти рогового цвета, концы их и нижняя сторона бледные. Окраска радужины, краёв век, пуха вокруг глаза не изменилась.

Содержавшийся в неволе короткопалый ястреб в возрасте 48 дней надел гнездовой наряд. Спинная сторона его коричневато-бурая с сизым оттенком, наиболее выраженным на голове, верхней части спины, плечевых перьях, а также мелких и средних кроющих крыла; перья шеи, спины, поясницы, отчасти плечевые, верхние кроющие крыла и хвоста с желтовато-коричневыми или ржавыми каёмками; затылок в нечётких белых с кремовым оттенком пятнах; бровь светлая из чередующихся светло-кремовых и сизо-бурых параллельных полос. Маховые сверху темно-коричневато-бурые, на наружных и верхних частях опахал бледные ржавые или желтовато-коричневые каёмки, ширина которых на первостепенных маховых, от 10-го к 3-му резко уменьшается, цвет бледнеет; на первых двух-трёх маховых каёмки отсутствуют, но имеется интенсивный сизый тон. Снизу маховые светло-бурые с бурыми вершинами и поперечными полосами; большие нижние кроющие перья белые с кремовым оттенком; остальные нижние кроющие желтовато-кремовые, коричневато-бурые пестрины имеются лишь на малых кроющих. Рулевые перья сверху бурые с темно-бурыми поперечными полосами. Брюшная сторона белая с кремовым оттенком, в буровато-коричневых пятнах, наствольные тёмные полосы выражены слабо; несколько оттянутые по стержню пера широкие поперечные полосы имеются лишь на боках, неширокие — на голени; по центру зоба и груди пятна бутылковидные, на остальной части зоба, груди и на брюхе форма пятен от округлой или сердцевидной до копьевидной; подхвостье белое со слабым кремовым оттенком, уздечка сизовато-пепельная, щёки ржаво-сизо-бурые; по центру горла серая продольная полоса, от верхнего конца которой отходит пучок полосок такого же цвета. Окраска ротовой полости темнеет, а клюва почти не изменяется; лапы жёлтые, когти чёрные, восковица жёлтая с серо-жёлтыми участками над ноздрями; клювные валики рогового

цвета; радужина глаз буровато-жёлтая с чёрной каймой вокруг неё.

В гнездовое время пища короткопалых ястребов состояла в основном из лягушек и насекомых; мелкие воробьиные добывались редко. Самец ловил главным образом лягушек всегда вдали от гнезда. Самка обычно собирала крупных гусениц, бабочек (радужница Шренка Mimathyma schrenckii, бражники, хвостоносец Маака Papilio maackii), прилетая в гнездо через 1 -8 мин. На Корейском полуострове в качестве добычи короткопалого ястреба также отмечены лягушки и в меньшей степени мелкие птицы и насекомые (Kwon, Won 1975; Park et al. 1975).

Литератур а

Лабзюк В.И., Назаров Ю.Н. (1972) 2020. Дополнение к фауне птиц СССР: короткопалый ястреб Accipiter soloensis и красноногий погоныш Porzana fusca // Рус. орнитол. журн. 29 (1975): 4336-4339. EDN: YWJJUS Лабзюк В.И., Назаров Ю.Н., Нечаев В.А. (1971) 2020. Птицы островов северо-западной части

залива Петра Великого // Рус. орнитол. журн. 29 (1981): 4626-4660. EDN: BXJMUK Назаров Ю.Н., Лабзюк В.И. 1975. К авифауне Южного Приморья // Орнитологические исследования на Дальнем Востоке. Владивосток: 268-276. Степанян Л.С. 1975. Состав и распределение птиц фауны СССР: Неворобьиные Non-Passe-riformes. М.: 1-372.

Kwon K.C., Won P.O 1975. Breeding biology of the Chinese Sparrow Hawk Accipiter soloensis //

Misc. Rep. Yamashina. Inst. Ornithol. 7, 5: 501-522. Park Y.G., Yoon M.B., Won P.O. 1975. Breeding biology of the Chinese Sparrow Hawk Accipiter

soloensis // Misc. Rep. Yamashina. Inst. Ornithol. 7, 5: 523-532. Wolfe L.R. 1950. Notes on the birds of Korea // Auk 67, 4: 433-455.

Ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2022, Том 31, Экспресс-выпуск 2236: 4484-4488

Экспансия большой синицы Parus major в Якутии

А.Г.Ларионов

Анатолий Геннадьевич Ларионов. Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН, Якутск, Россия. E-mail: larionov-a-g@yandex.ru

Второе издание. Первая публикация в 2014*

Специальные исследования распространения и экологии большой синицы Parus major в Якутии отсутствуют. С 1999 года мы проводили учёты птиц маршрутным методом (Равкин, Ливанов 2008) в населённых пунктах центральной и западной Якутии (Ларионов 2009, 2013) и обнаружили этот вид в качестве обычной птицы во многих городах и посёл-

* Ларионов А.Г. 2014. Современные данные о расселении и экология большой синицы (Parus major L.) в населённых пунктах Якутии // Экология урбанизированных территорий 2: 69-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.