Научная статья на тему 'К БИОЛОГИИ КОРОТКОПАЛОГО ЯСТРЕБА ACCIPITER SOLOENSIS'

К БИОЛОГИИ КОРОТКОПАЛОГО ЯСТРЕБА ACCIPITER SOLOENSIS Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Шибнев Юрий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К БИОЛОГИИ КОРОТКОПАЛОГО ЯСТРЕБА ACCIPITER SOLOENSIS»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2022, Том 31, Экспресс-выпуск 2235: 4413-4419

К биологии короткопалого ястреба Accipiter soloensis

Ю.Б.Шибнев

Второе издание. Первая публикация в 1990*

Распространению в Приморье короткопалого ястреба, или китайского перепелятника Accipiter soloensis и наблюдениям за его гнездованием у двух гнёзд в пригороде Владивостока посвящена работа В.Н.Ку-ринного (1977). Мы этот вид наблюдали по поймам рек юго-западного Приморья, впадающих в Амурский залив. Самая северная встреча этого ястреба в Приморье была зарегистрирована в Спасском районе у села Гайворон в начале июня 1970 года (Глущенко, Шибнев 1977).

Наши материалы по гнездованию, питанию и поведению короткопалого ястреба собраны в 1981 и 1985 годах в заповеднике «Кедровая падь». Краткая информация, относящаяся к первому циклу наблюдений, уже опубликована (Книстаутас и др. 1983).

Прилёт и гнездование. Прилёт в Приморье по нашим и литературным данным (Лабзюк и др. 1971; Лабзюк, Назаров 1972;. Назаров, Лаб-зюк 1975) происходит в третьей декаде мая. Самая ранняя встреча была зарегистрирована на острове Большой Пелис 22 мая 1968 (Лабзюк и др. 1971). Сведения В.Н.Куринного (1977) о появлении этих птиц в начале мая 1972 года и 7 мая 1974, по-видимому, ошибочны, так как в Корее (в районе Сеула) они отмечаются лишь с середины мая, и пролёт их продолжается там до конца данного месяца (Лабзюк, Назаров 1972). Даже малый перепелятник Accipiter gularis, гнездящийся и значительно севернее, с которым можно спутать короткопалого ястреба, в Южном Приморье появляется обычно не ранее 10 мая. Кроме того, учитывая хорошую изученность данного района, а также то, что листва здесь покрывает деревья, как правило, не ранее 10 мая, а нередко и после 20 мая, ранние встречи этих ястребов были бы зарегистрированы орнитологами. Брачных игр мы не наблюдали, не описаны они и В.Н.Куринным (1977), хотя автор упоминает о наблюдении их в начале мая 1972 года.

В «Кедровой пади» самое раннее появление этого вида было отмечено 28 мая 1985 (нужно заметить, что данный район с начала мая почти постоянно находился под наблюдением). Появившаяся пара короткопалых ястребов ещё не выбрала гнездовой участок и в течение 6 дней птицы наблюдались на разных участках долинного леса у выхода реки Кедровой на равнину на площади около 1 км2. Тем не менее, с первого

* Шибнев Ю.Б. 1990. К биологии короткопалого ястреба IIБюл. МОИП. Отд. биол. 95: 1: 60-65. Рус. орнитол. журн. 2022. Том 31. Экспресс-выпуск № 2235

4413

дня их появления самец регулярно кормил самку, а та своевременно напоминала ему об этом криками. Найти ястребов, не составляло особого труда, так как они довольно часто перекликались, особенно в утренние часы.

Только на седьмой день, 3 июня, они заняли определённый участок и сразу же приступили к строительству гнезда в 500 м от места первой их встречи. По соседству с ними сначала отмечались и малые перепелятники, но к моменту начала строительства гнезда короткопалыми ястребами они исчезли. Гнездовой участок, где птицы собирали строительный материал для гнезда, и который как правило самка не покидала, был не более 150x200 м. Он занимал остров редкостойного высокоствольного чозенника с мощным вторым ярусом из клёнов, черёмухи, амурской сирени, жимолости Маака и других характерных для поймы деревьев и кустарников между широким руслом реки и сухим руслом протоки, отчасти захватывая и берег за протокой. Изгнание с участка некоторых других птиц, в частности обыкновенных сорок Pica pica, началось с первого же дня строительства гнезда, но на расстоянии более 40-50 м от гнезда ястребы уже не реагировали на них.

Для устройства гнезда короткопалые ястребы выбрали мощную развилку чозении на высоте около 15 м, в 20 м от русла протоки и в 60 и 30 м от старых гнёзд малого перепелятника. В первый день наиболее активно они строили с 11 ч, после того как разошёлся туман. За 30 мин они приносили ветки на гнездо 25 раз, а до этого за утро совершили не более 10 прилётов со строительным материалом. Гнездо строили обе птицы, но самец приносил и укладывал ветки в гнездо в 1.5-2 раза чаще. Иногда на гнездо садились почти одновременно обе птицы, но самец быстро улетал, а самка оставалась укладывать ветки. Строительный материал состоял из сухих веточек и собирался с различных деревьев и кустарников преимущественно в 30-40 м от гнезда с удобной для подлёта стороны. Сравнительно крупные ветки птицы с лёту обламывали с деревьев лапами и в лапах несли их на гнездо. Мелкие веточки обламывали клювом, присев на ветку дерева, и в клюве приносили их на гнездо. Мелкие веточки приносила главным образом самка. Иногда птицы ошибались и укладывали ветки в развилку на 0.5 м выше гнезда.

В перерывах между строительством гнезда они иногда ловили насекомых, а с 12 ч, с наступлением жары (+27°С) перестали строить; самец начал кормить самку. С 13 до 16 ч самец 8 раз приносил самке насекомых, при этом они очень часто обменивались криками. К вечеру их активность упала, самка почти постоянно сидела на дереве в 30-40 м от гнезда, а самец приносил ей лягушек не чаще 1 раза в 3-4 ч. После' передачи добычи самке самец нередко взлетал над лесом на 40-50 м и, сделав несколько плавных кругов над гнездовым участком, улетал на охоту на расстояние до 1 км.

На следующий день птицы стали проявлять активность с 7 ч 20 мин (в 6 ч температура воздуха была +5°С), когда самка начала выпрашивать корм у самца. В этот день со строительным материалом ястребы садились на гнездо один раз, вместе (в 7 ч 24 мин), после того как самец покормил самку. Затем до 11 ч самец активно (13 раз) кормил самку преимущественно насекомыми. В 8 ч 40 мин в 2 м от гнезда на ветке наблюдалась попытка спаривания. Однако самка была не готова к размножению, на что указывала и её окраска: на верхних кроющих крыла у неё было по 7 небольших полулунных и овальных белых пятен, которые к середине лета заметно увеличились и приобрели более округлую форму. Самец же имел взрослый брачный наряд. В этот день кормление самки самцом с наступлением жарких часов дня (до +35°С) также стало редким.

5 июня до 10 ч активно строил только самец, принося ветки по 5-6 раз подряд через 1-2 мин, после чего на 15-30 мин улетал кормиться. Самка сделала всего 4 прилёта на гнездо и основное время проводила в стороне от него. Самец при строительстве призывал её криками, но она не подлетала. Днём было так же жарко и душно (+34°С), и птицы почти не появлялись у гнезда, самец изредка приносил самке корм, а она подолгу сидела на высокой чозении в 40-50 м от гнезда, откуда хорошо просматривался гнездовой участок.

6 июня активность ястребов началась с 6 ч 37 мин, когда после переклички их между собой в 6 ч 48 мин и в 6 ч 53 мин самец покормил самку. Гнездо строил также в основном самец. С 7 ч до 8 ч 12 мин он 16 раз приносил в гнездо ветки, после чего строительство гнезда прекратилось. Обе птицы в этот период времени часто перекликались, самка держалась в 15-20 м от гнезда и даже подлетала к нему и садилась рядом, но ветки приносила только 2 раза, причём один раз с зелёными листьями. Дважды самец с криком преследовал самку, по-видимому, пытаясь привлечь её к строительству гнезда, но она лишь продолжала выпрашивать у него корм. На укладывание веток в гнездо у самца уходило от 25 до 60 с, в среднем за 10 прилётов - 34 с.

7 июня при густом тумане во время строительства гнезда самцом с 7 ч 30 мин до 11 ч (12 прилётов) самка вблизи гнезда не появлялась. Самец строил молча от 20 с до 1.5 мин (в среднем по 45 с). Ветки он приносил преимущественно мелкие и пытался выстилать ими лоток гнезда. В 9 ч 15 мин он принёс и отдал самке лягушку в стороне от гнезда (также без криков).

В последующие 4 дня моросил дождь, ястребы были молчаливы и скрытны и больше к строительству гнезда не приступали. Гнездо осталось недостроенным, но самка оставалась на гнездовом участке, а самец продолжал её кормить, принося ей главным образом лягушек, не чаще чем через 3-4 ч. В дальнейшем птицы стали ещё более скрытными: так,

23 июля с рассвета до 9 ч они перекликались лишь один раз при передаче корма у гнезда, а 24 июля с 6 до 17 ч не появлялись у гнезда и не кричали. Самку можно было обнаружить лишь при тщательном обследовании гнездового участка, она обычно сидела в листве высоких деревьев в 50-70 м от гнезда и иногда здесь же поблизости охотилась. В то же время она продолжала охранять гнездовой участок. Так, 1 августа в 21 ч после характерных криков в 60 м от гнезда самец передал ей лягушку. Она прилетела на обычное место кормления, на горизонтальную толстую ветку в 20 м от гнезда, и принялась за поедание добычи, отрывая мясо по кусочку. Заметив в 40 м сороку, она оставила лягушку на ветке и, спикировав и прогнав сороку, вернулась к добыче, съела её и тут же скрылась в лесу гнездового участка. Аналогичная ситуация повторилась 6 августа в 14 ч. Последняя встреча данной пары на участке была зарегистрирована 29 сентября.

К откладке яиц короткопалый ястреб приступает в первой декаде июня. Учитывая, что насиживание длится 29 дней, откладка последнего яйца по двум гнёздам с кладками по 4 яйца, найденным В.Н.Ку-ринным (1977), и одному с кладкой из 3 яиц, найденному нами (Книс-таутас и др. 1983), соответственно происходила 10, 17 и 14 июня. Последние птенцы выклюнулись 8, 15 и 12 июля. Вылет птенцов из гнезда был зарегистрирован В.Н.Куринным на 23-й день после вылупления, нами — на 25-й.

Поведение короткопалых ястребов в период насиживания и выкармливания птенцов, окраска пуховичков и гнездовой наряд молодых птиц описаны В.Н.Куринным (1977).

Питание. По опубликованным данным (Лабзюк и др. 1971; Лабзюк, Назаров 1972; Назаров, Лабзюк 1975; Куринный 1977), в рацион короткопалого ястреба входят пауки, крупные насекомые, в том числе бабочки и их гусеницы, жуки, ящерицы, не крупные птицы (размером до красноногого погоныша Porzana fusca) и лягушки. Последний вид корма преобладает. Охота за птицами часто заканчивается неудачей, и после первого промаха ястреб бросает преследование жертвы.

По нашим наблюдениям, основной добычей короткопалого ястреба являются лягушки (в частности, дальневосточная Rana dybowskii), так как обитает он в лесах с численным преобладанием их среди других амфибий. В период гнездостроения и до его начала самец кормит самку лягушками в среднем по 3-4 раза в день, а насекомых приносит ей иногда до 8-15 раз и более. Даже не приступившую к гнездованию самку самец кормит лягушками обычно не реже 3 раз в день.

При наблюдении за гнездящейся парой короткопалых ястребов в 1981 году трём 6-8-дневным птенцам (18-20 июля) самец приносил в среднем по 1 лягушке за 2 ч. Гнездо находилось на южном пологом склоне сопки в дубовом лесу у распадка горного ручья, в 300 м от до-

лины реки Кедровой. Оно располагалось на боковой ветке дуба на высоте 9 м. Охотился самец чаще всего в долине реки и, возвращаясь с добычей, оповещал самку криком за 60-70 м с гребня за распадком. Если она не вылетала к нему навстречу и оставалась у гнезда или на гнезде, не отвечая на его крики, он подлетал на 20-30 м к гнезду и на горизонтальной сравнительно толстой ветке дерева передавал ей корм. Самка либо сразу съедала часть лягушки, а остатки несла на гнездо, либо летела к птенцам и кормила их, отрывая мясо по кусочку и давая каждому по очереди, а затем вместе с костями заглатывала остатки добычи. Иногда она съедала полностью принесённую самцом добычу.

Птенцов в пуховом наряде ястребы кормили в основном лягушками; не чаще 1-2 раза в день самец приносил им мышевидных грызунов, при этом они представляли собой почти полностью освобождённые от шкуры тушки без ног и головы. Лишь при оперяющихся птенцах и особенно перед вылетом их из гнезда значительную долю в их питании составили и насекомые (крупные певчие цикады, кузнечики и кобылки, гусеницы). Самец присаживался на гнездо, как правило, не более 2 раз в день либо с зелёной веточкой, либо с насекомым, которого отдавал птенцу, а если с лягушкой, то оставлял её, как и веточку, просто на гнезде и улетал. Самка в этот период обычно находилась в стороне от гнезда. Она также изредка (1-3 раза в день) приносила на гнездо зелёные веточки, чаще при сильном тумане и в дождливую погоду. В перерывах между обогреванием птенцов самка отрывала зелёные листья с веток и укладывала их в лоток гнезда. Маленьких птенцов от солнца она закрывала собой, раскрыв крылья и хвост. Временами самка принималась выклёвывать паразитов со дна лотка или ловила над собой мух и съедала их.

За 15 ч наблюдений 6-8-дневным птенцам было принесено 9 лягушек и 2 мышевидных грызуна, а за 1-2 дня до вылета птенцов из гнезда за такой же период времени им было скормлено 9 лягушек, 1 мышевидный грызун, двуцветный кожан Vespertilio murinus и 20 насекомых. В добыче ястребов мы не наблюдали птиц и только однажды видели неудачную охоту самки за молодой восточной синицей Parus minor.

Перед вылетом птенцы сами поедают насекомых, зажав их пальцами ног и отрывая клювом по кусочку, но с большим трудом отрывают кусочки мяса от лягушек, и поэтому самка сама продолжает их кормить крупной добычей до самого вылета. Крупную добычу самка приносила на гнездо обычно в лапах и только в исключительных случаях в клюве, мелкую же — только в клюве.

За день перед вылетом птенцы начинают перепархивать то на ближние ветки дерева, то вновь на гнездо; долго отдыхают на ветках, но при кормлении поочерёдно (по 1-2) возвращаются к самке, принёсшей корм на гнездо. Сорвавшийся на землю птенец очень быстро бегает и почти по вертикальному стволу дерева с помощью когтей и крыльев так же

быстро забирается на дерево. При защите птенец опрокидывается на спину, раскрывает клюв, выбрасывает вперёд ноги и крепко вцепляется когтями во врага. После обильной пищи (особенно после поедания мышевидного грызуна) птенцы, даже перебравшиеся на соседние ветки, вскоре возвращаются на гнездо и до 1 ч спят. Перед вылетом из гнезда молодые самцы и самки хорошо различаются по размерам; в гнезде, находившемся под наблюдением, были 2 самки и 1 самец.

После вылета птенцов в гнезде осталось 4 погадки, содержащие остатки насекомых (жуков, кузнечиков, цикад и др.), 4 крыла двуцветного кожана, высохшие остатки лягушек, причём одна из них почти не объедена. Последний раз на гнездовом участке молодые ястребы были отмечены 11 августа.

Звуковая сигнализация короткопалого ястреба сравнительно разнообразна главным образом за счёт того, что одни и те же крики при разных обстоятельствах воспроизводятся с разной интонацией, силой и ударением. Наиболее насыщен звуковыми сигналами периода начала гнездостроения, так как здесь проявляется наибольшая активность ястребов, происходит передача корма, спаривание, особенно ярко выражаются взаимоотношения партнёров. При прилёте с добычей самец извещает самку криком, напоминающим голос малого перепелятника, но более высокого тона и более резким: «тиу-тиу ти-ди-ти-ди-ти» или повторяющимся до 4 раз «ци-во...». Самка в этот период молчалива, лишь изредка при получении корма от самца издаёт резкую и громкую трель-верещание «трр-трр...». Очень редко самец издаёт негромкий крик «цзи-цзи...». Интересно, что в период гнездостроения крика, подобного таковому у малого перепелятника, мы не отмечали.

До начала и в период гнездостроения основной призывной крик самца звучит как резкое и отрывистое «ци-кво...», повторяющееся до 4-5 раз. При незначительном возбуждении он звучит как «ци-во...» или «ти-во...» и не так резко. Самка издаёт эти крики тоже, но очень редко. При общении между собой оба партнёра используют отрывистый крик «тиу-тиу...» или более протяжный «тиуу-тиуу...», которые так же повторяются до 4-5 раз. Самка, выпрашивая корм, издаёт эти же крики, а также «цив-цив...» или «тив-тив...» до 5 раз, а перед кормлением «тиво-тиво...» или «ции-ции...» - до 4 раз. Иногда, откликаясь на крик самца, самка издаёт крик «цик-цик...», похожий на крик малого пёстрого дятла Den-drocopos minor и повторяющийся до 8-9 раз; пли часто и быстро, как вертишейка Jynx torquilla, повторяет «тиу-тиу...». Перед спариванием она трижды издавала резкий крик «циу...». Голос самца, преследующего самку и как бы призывающего её к строительству гнезда, звучал как отрывистое резкое «цик».

Крик птенцов короткопалого ястреба перед вылетом из гнезда представляет собой протяжный и высокого тона писк «пи-ии...».

Короткопалого ястреба от малого перепелятника в природе легко отличить по основному набору голосовых сигналов и в полёте по белому исподу крыльев, резко контрастирующему с чёрными их кончиками. Самец короткопалого ястреба сверху значительно светлее самца малого перепелятника, но окраска верхней части тела у самок обоих видов сходна. Значительно различаются оба вида по питанию: если малый перепелятник охотится преимущественно за птицами и мышевидными грызунами, то основной пищей короткопалого ястреба являются лягушки и насекомые.

По наблюдениям в заповеднике «Кедровая падь» в сезоны, когда повышается гнездовая плотность малых перепелятников, очень редко отмечаются короткопалые ястребы, и наоборот. При гнездований малые перепелятники предпочитают долинные высокоствольные леса, а короткопалые ястребы — вторичные молодые дубово-липовые леса склонов сопок. То, что взрослый самец и молодая самка в 1985 году заняли гнездовой участок в долинном лесу, является, скорее всего, исключением. К тому же в этой паре самка в период строительства гнезда неоднократно улетала за 250-300 м на ближайший южный склон сопки и оттуда призывала криками самца. Данные В.Н.Куринного (1977) и наши наблюдения за другими парами в заповеднике явно показывают, что при гнездовании короткопалые ястребы предпочитают широколиственные леса нижней части склонов сопок, что, вероятно, выработалось в ходе борьбы за гнездовые участки с малыми перепелятниками. Тем не менее короткопалый ястреб охотится главным образом в долинных лесах, так как по видам добычи почти не конкурирует с малым перепелятником.

Литер атур а

Глущенко Ю.Н., Шибнев Ю.Б. 1977. Новые данные о редких птицах Приморья // Тез. докл.

7-й Всесоюз. орнитол. конф. Киев, 1: 49-50. Книстаустас А., Коркишко В.Г., Бальтенас А., Шибнев Ю.Б. 1983. О гнездовании короткопалого ястреба в заповеднике «Кедровая Падь» // Экология хищных птиц. М.: 63. Куринный В.Н. 1977. Гнездование короткопалого ястреба в Южном Приморье // Научные

доклады высшей школы. Биологические науки 4: 65-68. Лабзюк В.И., Назаров Ю.Н. 2020. Дополнение к фауне птиц СССР: короткопалый ястреб Accipiter soloensis и красноногий погоныш Porzana fusca // Рус. орнитол. журн. 29 (1975): 4336-4339 [1972]. EDN: YWJJUS Лабзюк В.И., Назаров Ю.Н., Нечаев В.А. (1971) 2020. Птицы островов северо-западной части залива Петра Великого // Рус. орнитол. журн. 29 (1981): 4626-4660. EDN: BXJMUK Назаров Ю.Н., Лабзюк В.И. 1975. К авифауне Южного Приморья // Орнитологические исследования на Дальнем Востоке. Владивосток: 268-276.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.