ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 901: 1975-1978
Гнездование колпицы Platalea leucorodia на озере Ханка: история, проблемы и перспективы
Д.В.Коробов, Ю.Н.Глущенко, И.Н.Коробова
Дмитрий Вячеславович Коробов. Амуро-Уссурийский центр биоразнообразия птиц,
Владивосток, 690022, Россия. E-mail: [email protected] Юрий Николаевич Глущенко. Дальневосточный Федеральный университет, Педагогическая школа, ул. Некрасова, 35, Уссурийск, 692500, Россия. E-mail: [email protected] Ирина Николаевна Коробова. Ханкайский государственный природный биосферный заповедник, Приморский край, Спасск-Дальний, ул. Ершова, 10, 692245, Россия.
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 29 июля 2013
Для Приморского края колпица Platalea leucorodia Linnaeus, 1758 является редким пролётным видом, отмеченным периодически гнездящимся только на Приханкайской низменности. В конце XIX века на гнездовании она не представляла большой редкости, хотя и не была особенно многочисленной, населяя преимущественно нижнее и среднее течение реки Илистой (Пржевальский 1870). Судя по опросным сведениям, ещё в 1915-1916 годах колпица была обычной птицей, но к 1921 году её численность снизилась, а в 1926 году она вовсе не была обнаружена, несмотря на посещение былых мест размножения (Шуль-пин 1936). В последующие 50 лет сведений о гнездовании рассматриваемого вида на озере Ханка не поступало, хотя самих птиц здесь изредка встречали (Воробьёв 1954; Панов 1965). В последней четверти ХХ века колпица гнездилась среди озёрно-болотного массива северовосточной части Приханкайской низменности в 1976, 1978 и 1980 годах в количестве до 10 пар (Глущенко 1981, 1996). Позднее, вплоть до конца ХХ столетия, вид периодически регистрировался на различных участках Приханкайской низменности, однако никаких признаков его размножения здесь выявлено не было, если группу, состоящую из 4 взрослых и 2 молодых птиц, отмеченных на озере Тростниковое 5 сентября 1998, расценивать как пролётную (Глущенко и др. 2006б).
В начале XXI века колпица встречалась на Приханкайской низменности главным образом во время сезонных миграций. В то же время наличие в этот период хотя бы слабого пролёта в низовье реки Раздольной (Глущенко и др. 2006а) и регистрация ряда случаев периодического летования на озере Ханка позволяли надеяться на возможность восстановления гнездящейся здесь ранее группировки этого вида. Эти предположения стали оправдываться в 2011 году, когда 4 и 5 июня была отмечена территориальная группа, состоящая из 10 особей разных возрастных категорий. Эта стая наблюдалась в многовидовой
колонии цапель, размещённой в дельте Илистой. Несмотря на специальные поиски, гнёзда обнаружены не были. Вероятно, эти птицы (4 июня в их составе была отмечена одна малая колпица Platalea minor с некоторыми признаками обыкновенной колпицы), попросту летовали в данном районе, прилетая в колонию цапель на дневной отдых (Глущенко и др. 2011).
В 2012 году на том участке, где колпицы наблюдались в 2011 году, они достоверно отсутствовали, однако в тростниковом массиве, расположенном в нескольких километрах от места прежней встречи, гнездилось около 10 пар колпиц. При этом 19 июня 2012 нами осмотрено 6 гнёзд, размещавшихся на заломах тростника в многовидовой колонии цапель и содержавших от 1 до 4 яиц (как свежих, так и в различной степени насиженных). Всего же в районе названной колонии одновременно наблюдалось до 13 обыкновенных колпиц, при этом некоторые из них носили различные промежуточные наряды. Размеры одного из гнёзд, мм: диаметр гнезда 980, диаметр лотка 320, глубина лотка 135, толщина гнезда 300. Размеры яиц (n = 4), мм: 64.2-68.4x44.6-45.6, в среднем 65.98x45.0. Масса слабо насиженных яиц (n = 4), г: 67.7-74.4, в среднем 71.38.
При повторном посещении этого участка 24 июля 2012 здесь одновременно наблюдалось до 22 обыкновенных колпиц и одна взрослая малая колпица в брачном наряде, которая кружилась над колонией и присаживалась в тростниковые заросли на её периферии. Характер пребывания последнего вида здесь оказался не установленным, поскольку в целях минимизации фактора беспокойства птиц наше посещение колонии было недолгим. При этом также осмотрено 6 гнёзд колпиц (вероятно, одно или два из них не осматривались в предыдущий раз). В 3 гнёздах были оперённые птенцы в числе 3, 2 и 1, причём последний из них был сильно ослаблен и даже не мог вставать на ноги. Ещё в 2 гнёздах находилось соответственно 2 и 3 мёртвых оперённых птенца, ещё достаточно свежих, а в последнем из осмотренных гнёзд были полусгнившие мёртвые пуховички, забросанные стеблями тростника. Наконец, ещё один мёртвый оперённый птенец был обнаружен в 20 м от ближайшего из гнёзд.
Причины гибели птенцов остались неизвестными, при этом критическое влияние фактора беспокойства колпиц в данном случае можно исключить, поскольку этот фрагмент колонии находится на территории заповедника «Ханкайский», причём вдалеке от проток, по которым можно было бы без труда добраться даже на небольшой лодке. Никаких погодных аномалий в предшествующий их гибели период отмечено не было — стояла умеренно жаркая (достаточно типичная для этого района) погода с регулярными, но непродолжительными дождями. Можно лишь предположить, что птенцы получали отравленную пе-
стицидами пищу, добываемую их родителями на близлежащих рисовых полях, хотя никаких доказательств этого нам получить не удалось.
В 2013 году нам удалось посетить район колонии 12 апреля, при этом была отмечена группа из 4 колпиц (три взрослые особи в брачном наряде и одна неполовозрелая). Они кружились над колонией вместе с разными цаплями, проявляя явную привязанность к данной территории. При этом следует отметить, что уровень воды в озере Ханка в начале 2013 года вновь значительно поднялся, что могло негативно сказаться на состоянии естественных кормовых угодий колпиц, которые вынуждены летать на кормёжку на близлежащие рисовые поля.
Не исключено, что восстановление гнездящейся группировки колпицы на озере Ханка в последние годы является одним из проявлений общей тенденции роста численности и расширения ареала этого вида, что в настоящее время происходит в ряде западных районов Евразии, и, вероятно, может быть вызвано усилением охраны птиц, а также потеплением и увлажнением климата (Белик 2011). Что же касается ханкайской группировки колпиц, то колония, где они загнездились в 2012 году, расположена в заповеднике «Ханкайский», учреждённом в 1990 году. Однако в связи с переменчивыми условиями среды (значительные колебания уровня воды в озере, прессинг со стороны большого баклана Phalacrocorax carbo и т.д.), основные поселения голенастых птиц в устье Илистой регулярно меняют места своего расположения. При этом значительная их часть нередко выходит за пределы заповедника, что требует расширения его границ за счёт прилежащих участков охранной зоны, согласно предложениям, неоднократно публиковавшимся в научной литературе (Лебяжинская, Глущенко 1995; Глущенко, Шибаев 1996).
Местами кормёжки колпиц служат, в том числе, прилежащие рисовые поля, на которых в настоящее время ведётся массовая и почти не контролируемая весенняя охота на водоплавающих птиц. При ведении такой «охоты» под выстрел регулярно попадают различные редкие птицы, не относящиеся к промысловым, включая японского Grus japonensis и даурского G. vipio журавлей (Глущенко и др. 2012). При этом нельзя исключить, что в ряде случаев происходит и попутный отстрел колпиц, как, например, это имеет место в случае малой колпицы на крайнем юго-западе Приморья (Литвиненко, Шибаев 2011). Таким образом, желательно введение моратория на весеннюю охоту на водоплавающих птиц в пределах водно-болотного угодья международного значения «Озеро Ханка» в предложенных нами ранее границах (Глущенко и др. 2012).
Наконец, восстановление сельского хозяйства Приморского края, которое в настоящее время осуществляется в значительной мере за счёт внедрения рабочей силы из числа граждан Китая, либо местными
хозяйственниками, использующими китайские технологии возделывания и химической обработки посевных площадей риса, также чревато мощными негативными последствиями для многих кормящихся на полях видов птиц, в число которых входит и колпица. Необходимо срочное проведение специальных исследований, которые могут выявить набор и объёмы использования химических соединений, применяемых на рисовых полях Приханкайской низменности.
Литература
Белик В.П. 2011. Колпица ll Птицы России и сопредельных регионов: Пеликанообразные, Аистообразные, Фламингообразные. М.: 470-497.
Воробьёв К.А. 1954. Птицы Уссурийского края. М.: 1-360.
Глущенко Ю.Н. 1981. К фауне гнездящихся птиц Приханкайской низменности ll Редкие птицы Дальнего Востока. Владивосток: 25-33.
Глущенко Ю.Н. 1996. Обзор основных изменений в фауне гнездящихся птиц Приханкайской низменности ll Биологические исследования на Горнотаёжной станции. Владивосток, 3: 180-195.
Глущенко Ю.Н., Кальницкая И.Н., Коробов Д.В. 2011. Колониальные гнездовья пеликанообразных и аистообразных птиц (Pelecaniformes, Ciconiiformes, Aves) на озере Ханка в 2011 г. ll Животный и растительный мир Дальнего Востока. Уссурийск, 15: 39-44.
Глущенко Ю.Н., Кальницкая И.Н., Коробов Д.В. 2012. О некоторых экологических проблемах Ханкайско-Раздольненской равнины и Юго-Западного Приморья ll Животный и растительный мир Дальнего Востока. Уссурийск, 16: 19-27.
Глущенко Ю.Н., Липатова Н.Н., Мартыненко А.Б. 2006а. Птицы города Уссурийска: фауна и динамика населения. Владивосток: 1-264.
Глущенко Ю.Н., Шибаев Ю.В. 1996. Ханкайский заповедник нуждается в расширении территории ll Птицы пресных вод и морских побережий юга Дальнего Востока и их охрана. Владивосток: 76-85.
Глущенко Ю.Н., Шибнев Ю.Б., Волковская-Курдюкова. 2006б. Птицы ll Позвоночные животные заповедника «Ханкайский» и Приханкайской низменности. Владивосток: 77-233.
Лебяжинская И.П., Глущенко Ю.Н. 1995. Приоритетные направления развития природоохранной деятельности заповедника «Ханкайский» ll Проблемы сохранения водноболотных угодий международного значения: Озеро Ханка (Тр. междунар. науч.-практ. конф.). Спасск-Дальний: 122-128.
Литвиненко Н.М., Шибаев Ю.В. 2011. Малая колпица ll Птицы России и сопредельных регионов: Пеликанообразные, Аистообразные, Фламингообразные. М.: 497-507. Панов Е.Н. 1965. Находки птиц на озере Ханка ll Орнитология 7: 483-484. Пржевальский Н.М. 1870. Путешествие в Уссурийском крае в 1867-1869 гг. СПб: 1-298.
Шульпин Л.М. 1936. Промысловые, охотничьи и хищные птицы Приморья. Владивосток: 1-436.