Глобальные трансформации университетского образования в меняющемся мире
Симоненков Виктор Сергеевич,
аспирант кафедры мировых политических процессов МГИМО МИД России
E-mail: victor.simonenkov@bk.ru
Целью статьи является осмысление направлений глобальных трансформаций российского университетского образования в меняющемся мире. Актуальность данной темы определяется тем, что, несмотря на то, что современная университетская система образования находится в настоящее время на этапе активного развития и демонстрирует высокие результаты своей деятельности, текущие общественно-политические трансформации требуют уточнения приоритетов и направлений развития данной системы.
В результате исследования уставлено, что современные трансформации, происходящие в современном мире и в России, накладывают на университеты особую ответственность за развитие подрастающего поколения молодых специалистов - исследователей, которые имеют четкую морально - нравственную позицию и высокий уровень профессионализма. В этом синтезе духовно-нравственного, патриотического и профессионального видится современная парадигма развития университетского образования в современной России. Сделан вывод, что цель современного университетского образования состоит в формировании всесторонне развитой личности, обладающей способностью к решению сложных задач, вытекающих из содержания профессии, которая имеет национально ориентированное мировоззрение, способна к проявлению высоких образцов нравственного поведения и к гражданскому поступку.
Ключевые слова: университеты, трансформации, военно-политическая ситуация, образование, воспитание, стратегия, политизация, этизация.
£2
U
со
см
см
см
^
Z
142
С начала XXI столетия политико-экономическое и интеллектуально-образовательное пространство современного мира существенно изменилось, изменилась и Россия, которая, с одной стороны, стала на путь защиты государственного суверенитета, предполагающий отказ от чуждых ценностей и ложных приоритетов общественного развития; с другой стороны, принимая вызовы реального времени, российское общество стремилось модернизироваться на инновационной базе, чтобы получить ускорение, характерное для развитых стран.
Главным двигателем этого процесса всегда были и останутся люди - компетентные и квалифицированные, конструктивные и конкурентоспособные, компромиссные и консенсусные. В развитии человеческого потенциала ключевую и, главное, непрерывно возрастающую роль играет образование, разумеется - образование современное, отвечающее национальным традиционным ценностям общечеловеческого развития, инновационным тенденциям развития образовательных систем и потребностям общественно-политического, экономического развития государства.
Только благодаря образовательной составляющей в индексах человеческого развития и глобальной конкурентоспособности Россия удерживает высокие позиции среди постсоветских государств, а также среди стран, являющихся лидерами общественно-экономического развития [15].
В то же время становится очевидным, что экстенсивный путь роста национального университетского образования себя полностью исчерпал. В повестке дня - достижение новых качественных характеристик данного образования, отвечающих требованиям сегодняшнего дня. Образно говоря, «добавленная стоимость» при формировании человеческого капитала, современного человека инновационного типа должна кардинально увеличиться с учетом тех трансформационных изменений, которые в настоящее время происходят в политико-экономическом пространстве современного мира, а также с опорой на лучшие мировые образцы университетского образования при их критическом осмыслении.
К вопросам, касающимся развития системы университетского образования, в последние годы обращались Е.А. Антюхова [1], А.В. Брагин [2], Э.В. Галажинский, Е.А. Суханова [4], А.Н. Данилов [6], В.М. Кондратьев [10], В.И. Коннов [11], М.М. Лебедева, М.И. Устинова [12], Л.К. Раицкая, А.В. Гагарин [18] и др.
В работе М.М. Лебедевой, М.И. Устиновой указано на важнейшую роль человека и человеческого ресурса, который становится ведущим фактором экономического, политического и социального развития современного мира, в связи с чем гуманитарная проблематика выдвигается на первый план мировой политической повестки [12].
Если ранее гуманитарные аспекты были скорее вторичны по отношению к военным, а также экономическим, то в настоящее время гуманитарные и социальные средства, во-первых, стали интенсивно включаться в военные и экономические меры воздействия, а во-вторых, начали играть существенную самостоятельную роль.
Как указывают ученые, реализация государственных интересов России требует качественного обновле-
ния университетского образования; его системного изменения при сохранении универсальности и фундаментальных основ и традиций национального университета как институциональной системы; возрождения на качественно новом уровне сочетания образовательной и научно-исследовательской деятельности; повышения статуса регионального университета в социально-экономическом развитии регионов.
В то же время исследователи отмечают, что новейший этап развития системы университетского образования в России проходил под знаком формирования, реализации и модернизации государственной образовательной политики, при том, что в самой системе произошел «резкий либеральный поворот», ориентированный на принцип «практической полезности» знания, который далеко не всегда служил повышению качества образовательной системы [11].
В то же время, не смотря на отдельные проблемы, на сегодня в России создана функционирующая и самодостаточная национальная система образования, которая, сохранив прогрессивные традиции прошлого, одновременно стала лучше отвечать новым общественным отношениям, и накопила инновационный потенциал дальнейшего развития. Начатый с принятия в 2012 г. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [19], период национальной образовательной самоидентификации завершился решительным разрывом российской образовательной системы с глобальным образовательным пространством, созданием национального образовательного законодательства, принятием программных документов, в которых стратегической целью функционирования образовательной системы обозначено развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, устойчивое развитие экономики Российской Федерации на новой технологической основе, развитие безопасного информационного пространства [15].
В этой связи исследователи указывают на необходимость создания качественно новых принципов подготовки личности к эффективной жизнедеятельности [18], в том числе и на этапе обучения в университете.
Следует сказать, что данная стратегическая цель является не просто декларируемой, но и достижимой, о чем свидетельствуют высокие рейтинги российских ведущих университетов в мировой университетской иерархии [17], хотя, безусловно, данные рейтинги не способны учесть всего многообразия критериев, которые характеризуют современный университет как воспитательно-образовательный институт.
В то же время, несмотря на то, что современная университетская система образования находится в настоящее время на этапе активного развития и демонстрирует высокие результаты своей деятельности, текущие общественно-политические трансформации требуют уточнения приоритетов и направлений развития данной системы.
Таким образом, целью данной стати является осмысление направлений глобальных трансформации российского университетского образования в меняющемся мире.
Изложение основного материала
Начало третьего тысячелетия характеризовалось глобализацией общественного развития, сближением наций, народов, государств, переходом человечества от индустриальных к научно-информационным технологиям, высоким экономико-технологическим укладам, которые
в значительной степени базируются на образовательно-интеллектуальном потенциале населения. В то же время обостряется конкуренция регионов, наций, государств, отдельных граждан. Это приводит к коренному изменению подходов к образованию и образовательной политике в целом.
Именно для XXI века становится характерным понимание того, что образование не может в дальнейшем оставаться в области обособленной отраслевой или ведомственной политики, рассматриваться как расходное социальное благо и невосполнимая статья государственных расходов, но является продуктивным фактором и условием общественного и социально-экономического развития, а затем приобрести статус общенациональной стратегии.
В этой связи одной из текущих тенденций развития современного университетского образования становится стратегический характер его развития, когда данная область социальной практики формируется и развивается под влиянием идей стратегического управления и участия государства в решении проблем общественного и экономического развития. Данный подход к развитию университетской системы образования стал решающим фактором, позволяющим России осуществить существенные шаги по пути формирования, реализации и развития государственной политики в области университетского образования. Фундаментальные направления обновления образования формировались под влиянием идей утверждения государственного суверенитета, построения демократического общества, становления рыночной экономики, стремления страны войти в группу успешных стран современного мира.
В принципиальном аспекте проблематика развития системы университетского образования рассматривается в общем контексте национальной образовательной парадигмы, согласно которой состояние науки, инновационной сферы, системы образования, превращается в ключевой индикатор конкурентоспособности России. Выход на передовые позиции в этих областях обеспечит дальнейшее укрепление обороноспособности страны, достижение национальных целей развития, создаст условия для повышения международного авторитета Российской Федерации и привлекательности сотрудничества с ней для других государств. Сохранение российской самобытности, культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и патриотическое воспитание граждан будут способствовать дальнейшему развитию демократического устройства Российской Федерации и ее открытости миру [20].
Заявленная стратегическая цель, каковой является превращение системы образования в ключевой, решающий фактор обеспечения конкурентоспособности государства, формирует необходимость изменения всей системы университетского образования в условиях «кризиса западной либеральной модели», «целенаправленной политики по сдерживанию Российской Федерации», «роста геополитической нестабильности и конфликтности, усиления межгосударственных противоречий сопровождаются повышением угрозы использования военной силы», стремления западных государств к «разрушению внутреннего единства в России, инспирирования и радикализации протестного движения, поддержки маргинальных групп и раскола российского общества [21].
Данные процессы ведут к трансформации системы цивилизационного развития, находящейся сегодня на этапе «раскола» и образования двух полярных политических систем - глобального Юга и глобального Севера [9], которые находятся на различных мировоззренческих позициях, на что указывала западная про-
сз о
сг ш
0
1
-1 У
"О ш
сг
светительская мысль, имея ввиду, что западная образовательная система исторически «позиционировала себя как источник универсального подхода к обучению и воспитанию», тогда как «"глобальный Юг", включающий страны неевропейского мира, находился в постоянной культурной зависимости от идей, транслируемых западом [24].
В настоящее время одним из вопросов, вокруг которого ведутся споры, является вопрос относительно участия России в Болонском процессе. Как известно, наша страна присоединилась к данной образовательной инициативе западных стран в 2003 году, и вышла из Болон-ской системы образования в 2022 году, убедившись, что данный образовательный проект, по сути, превратился в политизированный институт, который транслировал в России западные образовательные стандарты и ценности, не вписывающиеся в исторически сложившиеся каноны российской системы университетского образования, а также вели к деградации национальной системы высшего образования в целом.
В данной статье мы не будем повторять многочисленные аргументы исследователей, которые убедительно обосновали целесообразность такого шага [5, 8, 23], однако все же укажем на то, что данная система в процессе своего развития обрела черты «политизированного проекта», использовалась западными странами как инструмент «мягкой силы», что абсолютно нарушало принципы «автономности университетов, моральной и интеллектуальной независимости по отношению к любой политической и экономической власти» [3].
Об этом, в частности в своих работах отмечала Е.А. Антюхова, которая, анализируя Сорбонскую декларацию, говорила о том, что уже в этом документе одной из целей европейского высшего образования заявлялось распространение европейского влияния в мире [1].
Говоря о том, что Болонская система стала в настоящее время инструментом «мягкой силы» в политическом противостоянии, сошлемся на мнение западных ученых относительно того, что «современное университетское образование, развивающееся в рамках Болонской системы, способно активно воздействовать на процессы, происходящие в общественном сознании стран и народов, присоединившихся к данной системе, через утверждение превосходства европейской образовательной модели, через расширение культурных доминант европейского мультинационального сознания, через формирование европейской идентичности в глобальном образовательном пространстве [24].
Таким образом, в настоящее время в университетском образовании наблюдается еще одна опасная тенденция - политизация. В данном аспекте следует обратить внимание на то, что, к сожалению, в России, начиная с 1991 года, университетское образование рассматривалось как инструмент интеллектуализации общества, при этом полностью игнорировалась воспитательная роль высшего образования, а само качество отечественного образования оценивалось посредством всевозможных рейтингов [15], хотя понятно, что образовательная политика, в процессе ее формирования, не может ориентироваться исключительно на данные различных рейтингов.
В настоящее время в данном направлении происходит переоценка ценностей, современное российское — университетское образование все больше воспринимаем ется обществом и педагогической общественностью как со важнейший воспитательный институт, на который воз-== лагается ответственность за формирование устойчивой ~ жизненной позиции молодого человека, осознающего г себя частью русского мира и готового использовать по-
лученные знания для развития страны на благо общества и народа [14].
В данном контексте следует обратить внимание еще на одну тенденцию развития современной системы университетского образования - на его этизацию.
В начале XXI века направления эволюции университетского образования определяются трендом, в соответствии с которым этические знания становятся едва ли не важнейшим элементом процесса развития личности в университетской среде, а этизация становится существенной частью стратегии развития высшей школы. В настоящее время в университетской среде этика из академической философской дисциплины, тяготеющая к морализаторству и поучительности, должна превратиться в ведущую область университетской науки о воспитании и практики воспитательной деятельности. Этизация университетского пространства абсолютно отвечает сегодняшним тенденциям поляризации образовательных систем, частью которой является утверждение двух моделей университетского образования -восточной, основанной на традиционных общечеловеческих ценностях и западной, в основе которой лежит либеральная доктрина общественного развития, ведущая к деградации общества, образовательной системы и, в результате, деградации личности.
Все это предполагает превращение современных российских университетов в духовные центры, в которых происходит развитие личности, фактически окончательное становление мировоззрения молодого человека, осознание и принятие им тех ценностей, которые доминируют в обществе. Невозможно не учитывать воспитательный потенциал университетской среды, в которой происходит становление личности, с устоявшимися ценностными ориентирами, идеалами, нравственными принципами, общежизненными и профессиональными установками. Специалист, обладающий сверхсовременными знаниями и навыками, без устойчивых этических устоев не может полноценно реализовать себя на благо общества. Становление его вне этики - культурная и образовательная утопия, поскольку истинные знания неотделимы от способности личности использовать полученные знания с учетом тех моральных императивов, которые интеллектуальная элита формирует в обществе.
Говоря о том, что современный университет выступает своеобразной «кузницей национальной элиты» следует также обратить внимание на необходимость перехода от модели передачи знаний и навыков в университетском образовании к модели развития мышления студентов. Современное российское общество объективно заинтересовано в том, чтобы каждый гражданин был мировоззренчески суверенным, то есть не доверял другим думать о нем и принимать решения.
«Именно поэтому, - как отмечает А.А. Мирзаев, -высшее образование сосредотачивается, прежде всего, на формировании критического мышления. Наряду с профессиональной и социальной компетентностью критическое мышление обеспечивает конкурентоспособность и мобильность образованного человека на рынке труда, его готовность жить и работать в условиях непрерывных изменений. В то же время критическое мышление ориентирует на духовное и общественно политическое развитие личности, на формирование не только мыслительной свободы, но и на ответственности перед народом, государством и самим собой за свои решения, слова, действия и поступки. Поэтому дух разумного критицизма становится модусом постнекласси-ческой парадигмы университетского образования» [13].
Как указывают ученые, переориентация современного университетского образования на формирование
критического мышления студентов свидетельствует о переходе от классической к постнеклассической парадигме образования, сосредоточивающей внимание на способности человека принимать самостоятельные и ответственные решения в профессиональной, повседневной жизни, в общественно-политическом аспекте человеческого бытия. Ответственность в принятии решений в информационном обществе состоит в том, что личность способна различить истину и ложь и в соответствии с этой способностью делать осознанный выбор [7].
Как справедливо подчеркивает Н.П. Суханова, современному человеку нужно научиться рассуждать самостоятельно. В методологическом плане данная задача сложна, поскольку научить критическому мышлению на уровне «учитель - ученик» невозможно. Для этого следует, разве что, поместить личность в университетскую образовательную среду, в которой повсеместно присутствует критический анализ, но не критиканство [19].
В данном аспекте крайне важной задачей современного образования является формирование у студентов способности критически оценивать научные, социально-экономические и политические процессы, выявлять те факторы, которые действительно негативно воздействуют на общественно-политическую и экономическую ситуацию, не впадая при этом в нигилизм и отрицание возможностей исправления ситуации.
В этом смысле аналитические способности студента, формирующиеся в процессе обучения в университете, должны опираться на соответствующий ценностный фундамент, который определяет мировоззренческий вектор развития личности и стремление к участию в решении общенациональных проблем с позиций системного понимания проблем и их критического осмысления в русле позитивного национально - ориентированного мышления. В данном контексте важнейшей задачей современного университетского образования является формирование у молодежи мировоззренческой безопасности. Только обладая адекватным мировоззрением, основанным на научной картине мира и тысячелетней многонациональной культуре русской цивилизации, человек может понять истинную подоплеку текущих острых политических событий и разумно и ответственно воспринимать окружающую действительность.
Таким образом, мировоззренческая безопасность как направление работы с молодежью, опирающееся на традиционные формы и методы воспитания, является важным и необходимым условием успешного граж-данско-патриотического воспитания на этапе поучения университетского образования [17].
Таким образом, современные трансформации, происходящие в современном мире и в России, накладывают на университеты особую ответственность за развитие подрастающего поколения молодых специалистов-исследователей, которые имеют четкую морально-нравственную позицию и высокий уровень профессионализма.
В этом синтезе духовно-нравственного, патриотического и профессионального видится современная парадигма развития университетского образования в современной России.
Таким образом, современная система университетского образования обретет новые черты, которые вытекают из тех сложных общественно - политических трансформаций, которые происходят в современном мире. Среди этих черт можно выделить стратегический подход к управлению национальными системами университетов в связи с осознанием их значимости для обеспечения конкурентоспособности государств; поли-
тизацию университетского образования, что является следствием осознания того, что именно образование, во многом, формирует «политическую личность», которая и является важнейшим элементом современного геополитического противостояния, обеспечивая стабильность политического строя и способность государства и общества противостоять внешнему идеологическому давлению; этизацию университетского образования, что стало следствием необходимости развития личности, которая исповедует общечеловеческие идеалы нравственного поведения и имеет сформированную систему ценностей, которые отвечают национальному общественному сознанию.
В данном контексте обратим внимание на то, что сегодня образованный человек - это не столько специалист, обладающий знаниями, необходимыми профессиональными навыками и высоким интеллектом, сколько личность подготовлена к динамическим условиям современной жизни, способная ориентироваться в сложных проблемах развития современной военно-политической ситуации, осмыслить свое место в социальном бытии на основе сформированного национально-ориентированного мировоззрения. Университетское образование должно создавать условия для формирования свободной, творческой личности, способной решать не только научно-технические задачи, но и являть собой образец морали и нравственности в повседневной жизни и в профессиональной среде, формируя у выпускника адекватное восприятие действительности.
В результате, в заключении данной статьи, мы можем сформулировать стратегическую цель современного университетского образования, которая заключается в формировании всесторонне развитой личности, обладающей способностью к решению сложных задач, вытекающих из содержания профессии, которая имеет национально ориентированное мировоззрение, способна к проявлению высоких образцов нравственного поведения и к гражданскому поступку.
Литература
1. Антюхова Е.А. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике Германии // Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 5. С. 99-104.
2. Брагин А.В. Университетское ноосферное образование: критерий антропологической соразмерности и гуманистические параметры // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Вып. 4. С. 140-147.
3. Великая Хартия европейских университетов. (Болонья, 18 сентября 1988 г.). - URL: https://www.sgu.ru/ structure/analysis-procuring/uok/garantiya-kachestva/ bolonskiy-process/velikaya-hartiya-evropeyskih-uni-versitetov
4. Галажинский Э.В., Суханова Е.А. Как обеспечить качество университетского образования в эпоху перемен // Университетское управление: практика и анализ. 2023. № 1. С. 6-11.
5. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Проблемы реформирования российского образования в свете выхода России из Болонского процесса // Россия: тенденции и перспективы развития. 2023. № 3. С. 361-367.
6. Данилов А.Н. Современное университетское образование и новое восприятие мира // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2022. № 3. С. 321-331.
7. Карпенко М.П., Карпенко О.М., Фокина В.Н. и др. Эдукология: монография / под. ред. М.П. Карпенко. - М.: Изд-во АЭО, 2020. - 457 с.
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
-о
=Е СГ
8.
9.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
14
Кириевская ОА, Листопадова Е.В., Турку-лец С.Е. Магистратура в России в свете выхода из Болонского процесса: проблемы и перспективы // Право и практика. 2023. № 3. С. 68-72. Кисленко И. Ю. О роли понятий «глобальный Север - Юг» в глобальной социологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. Вып. 2. С. 116-128. Кондратьев В.М. Основания разработки концепций университетского образования // Ноосферные исследования. 2021. № 1. С. 33-41. Коннов В.И. Концепция национального человеческого капитала в контексте современного науковедения // Вестник МГИМО Университета. 2010. № 4. С. 101-113.
Лебедева М.М., Устинова М.И. Гуманитарные и социальные вопросы в Совете Безопасности ООН // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2020. № 1. С. 135-155. Мирзаев A.A. Патриотическое воспитание студентов вуза в условиях информационного многообразия. - Новгород, 2018. - 215 с. Повзун В.Д. Ценностное самоопределение личности в университетском образовании: докт. пед. наук. - Сургут, 2005. - 387 с.
Позиция ЕAЭC и государств-членов в международных рейтингах. - URL: https://eec.eaeunion.org/comis-sion/department/dep_makroec _pol/rankings.php Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»» (ред. от 14.11.2023). - URL: https://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/9b3c60e-164a8173e5ec881c3ac776ae45f8d7c26/ Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде методическое пособие для педагогических работников (По материалам Всероссийского форума «Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде», 23-24 сентября 2019 г., г. Москва). - Москва, 2019. - 67 с. Раицкая Л.К., Гагарин A^. Образование и развитие личности в информационно-коммуникационной деятельности // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 1. С.178-183.
Суханова Н.П. Критическое мышление в системе университетского образования: сценарии внедрения // Вестник Омского университета. 2021. № 4. Р. 57-62.
Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». - URL: https://base.garant. ru/401425792/
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - URL: www.consultant.ru
Шагиева Р.В., Черкасова С.В. Болонский процесс: дорога туда и обратно // Образование и право. 2023. № 8. С. 16-22.
Comaroff Jean, Comaroff John. Theory from the South: Or, how Euro-America is Evolving Toward Africa. Anthropological Forum, 2012, pp. 113-131. Toderas N. & Ana-Maria Stävaru. The Impact of the Bologna Process on the Governance of Higher Education Systems in Eastern Partnership Countries // European Higher Education Area: The Impact of Past and Future Policies. 2018. pp 707-721.
GLOBAL TRANSFORMATIONS OF UNIVERSITY EDUCATION IN A CHANGING WORLD
Simonenkov V.S.
MGIMO-University
The purpose of the article is to understand the directions of global transformations of Russian university education in a changing world. The relevance of this topic is determined by the fact that, despite the fact that the modern university education system is currently at the stage of active development and demonstrates high results of its activities, current socio-political transformations require clarification of the priorities and directions of development of this system. As a result of the study, it was established that the modern transformations taking place in the modern world and in Russia impose a special responsibility on universities for the development of the younger generation of young specialists - researchers who have a clear moral position and a high level of professionalism. This synthesis of spiritual, moral, patriotic and professional is seen as the modern paradigm for the development of university education in modern Russia.
It is concluded that the goal of modern university education is to form a comprehensively developed personality with the ability to solve complex problems arising from the content of the profession, which has a nationally oriented worldview, is capable of demonstrating high examples of moral behavior and civic action.
Keywords: universities, transformations, military-political situation, education, upbringing, strategy, politicization, ethicization.
References
1. Antyukhova E.A. Education as a tool of "soft power" in German foreign policy // Bulletin of Tomsk State University. Story. 2019. No. 5. pp. 99-104.
2. Bragin A.V. University noospheric education: criterion of anthropological proportionality and humanistic parameters // Bulletin of Ivanovo State University. Series: Humanities. 2022. Is. 4. pp. 140-147.
3. Magna Carta of European Universities. (Bologna, September 18, 1988). - URL: https://www.sgu.ru/structure/analysis-pro-curing/uok/garantiya-kachestva/bolonskiy-process/velikaya-hartiya-evropeyskih-universitetov (accessed: 02.11.2023).
4. Galazhinsky E.V., Sukhanova E.A. How to ensure the quality of university education in an era of change // University management: practice and analysis. 2023. No. 1. pp. 6-11.
5. Gretchenko A.I., Gretchenko A.A. Problems of reforming Russian education in the light of Russia's withdrawal from the Bologna process // Russia: trends and development prospects. 2023. No. 3. pp. 361-367.
6. Danilov A.N. Modern university education and a new perception of the world // Political expertise: POLITEX. 2022. No. 3. pp. 321-331.
7. Karpenko M.P., Karpenko O.M., Fokina V.N. and others. Edu-cology: monograph / Under. ed. M.P. Karpenko. - M: AEO Publishing House, 2020. - 457 p.
8. Kirievskaya O.A., Listopadova E.V., Turkulets S.E. Master's programs in Russia in the light of exit from the Bologna process: problems and prospects // Law and practice. 2023. No. 3. pp. 68-72.
9. Kislenko I. Yu. On the role of the concepts "global North - South" in global sociology // Bulletin of St. Petersburg University. Sociology. 2020. T. 13. Is. 2. pp. 116-128.
10. Kondratyev V.M. Foundations for the development of concepts of university education // Noospheric research. 2021. No. 1. pp. 33-41.
11. Konnov V.I. The concept of national human capital in the context of modern science // Herald of MGIMO University. 2010. No. 4. P. 101-113.
12. Lebedeva M.M., Ustinova M.I. Humanitarian and social issues in the UN Security Council // Bulletin of international organizations: education, science, new economics. 2020. No. 1. pp. 135-155.
13. Mirzaev A.A. Patriotic education of university students in conditions of information diversity. - Novgorod, 2018. - 215 p.
14. Povzun V.D. Value self-determination of personality in university education: Doctor of Science. ped. Sci. - Surgut, 2005. 387 p.
15. Position of the EAEU and member states in international rankings. - URL: https://eec.eaeunion.org/commission/department/ dep_makroec_pol/ rankings.php (accessed: 02.12.2023).
16. Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 № 1642 (as amended on November 14, 2023) "On approval of the state program of the Russian Federation "Development of Education." - URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_286474/9b3c60e164a8173e5ec-881c3ac776ae45f 8d7c26 / (accessed: 06.12.2023).
17. Countering the ideology of terrorism in the educational sphere and the youth environment, a methodological manual for teaching staff (Based on materials from the All-Russian Forum "Countering the Ideology of Terrorism in the Educational Sphere and the Youth Environment," September 23-24, 2019, Moscow). - Moscow, 2019. 67 p.
18. Sukhanova N.P. Critical thinking in the system of university education: implementation scenarios // Bulletin of Omsk University. 2021. No. 4. R. 57-62.
19. Raitskaya L.K., Gagarin A.V. Education and personality development in information and communication activities // Bulletin of MGIMO University. 2013. No. 1. P. 178-183.
20. Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 No. 400 "On the National Security Strategy of the Russian Federation." - URL: https://base.garant.ru/401425792/ (accessed: 02.12.2023).
21. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation." - Access mode: www.consultant.ru (accessed: 02.12.2023).
22. Shagieva R.V., Cherkasova S.V. Bologna Process: the road there and back // Education and Law. 2023. No. 8. pp. 16-22.
23. Comaroff Jean, Comaroff John. Theory from the South: Or, how Euro-America is Evolving Toward Africa. Anthropological Forum, 2012, pp. 113-131.
24. Toderas N. & Ana-Maria Stavaru. The Impact of the Bologna Process on the Governance of Higher Education Systems in Eastern Partnership Countries // European Higher Education Area: The Impact of Past and Future Policies. 2018. pp 707-721.