Научная статья на тему 'ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА'

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1170
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА / ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Витязева О. В.

Статья посвящена исследованию глобальных проблем современной экологии человека. Автором акцентируется внимание на следующих из них: экологический терроризм, перенаселение, психофизиологическая деградация человека, изменение его генофонда. Также аргументировано включение в данный перечень информационного загрязнения как проблемы, обусловленной интернационализацией современного социума. Рассмотрены причины появления данных проблем, тренды и пути распространения, возможные способы решения, предотвращения и минимизации, в том числе на международном уровне. Постулируется, что для запуска механизма противодействия глобальным проблемам современной экологии человека, важно знание, понимание их наличия, а также осознание последствий представителями поколения Z. В этой связи автором проведено эмпирическое исследование на тему осведомленности и отношения к современной экологической ситуации и определенным в материале глобальным проблем современной экологии человека. Выборку составили представители студенческой молодежи. По результатам исследования был сделан вывод о том, что большинство студентов не готовы в достаточной мере осознанно воспринимать экологическую информацию в вузе. Необходимо сделать акцент на обращение современной молодежи к центральным проблемам человечества, а именно - проблемам сохранения естественной среды его обитания и предотвращения глобальной экологической катастрофы. Решение современных экологических проблем должно стать центральным вопросом во всех областях человеческой жизни - как в науке и образовании, так и в политике и социальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Витязева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GLOBAL ISSUES OF MODERN HUMAN ECOLOGY

The article is devoted to the study of global problems of modem human ecology. The author focuses on the following of them: environmental terrorism, overpopulation, psychophysiological degradation of a person, changing his gene pool. The inclusion of information pollution in this list as a problem due to the internationalization of modern society is also argued. The reasons of these problems immergence, trends and ways of propagation, possible ways of solution, prevention and minimization, including those at the international level, are considered. It is postulated that to launch a mechanism to counter the global problems of modern human ecology, knowledge, understanding of their presence, as well as awareness of the consequences by representatives of Generation Z. In this regard, the author conducted an empirical study on the topic of awareness and attitude to the modern environmental situation and the global problems of modern human ecology defined in the material. The sample was made up of representatives of the student youth. According to the results of the study, it was concluded that most students are not ready to sufficiently consciously perceive environmental information at university. It is necessary to focus on the appeal of the modern youth to the central issues of humankind, namely, the issues of preserving its natural environment and preventing a global environmental catastrophe. Solving modern environmental problems should become a central issue in all areas of human life - both in science and education, and in politics and the social sphere.

Текст научной работы на тему «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА»

УДК 504.75.05. DOI: 10.24412/1728-323X-2022-2-30-37

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

О. В. Витязева, кандидат педагогических наук, доцент,

Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, e-mail: vitjazeva_olga@mail.ru, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. Статья посвящена исследованию глобальных проблем современной экологии человека. Автором акцентируется внимание на следующих из них: экологический терроризм, перенаселение, психофизиологическая деградация человека, изменение его генофонда. Также аргументировано включение в данный перечень информационного загрязнения как проблемы, обусловленной интернационализацией современного социума. Рассмотрены причины появления данных проблем, тренды и пути распространения, возможные способы решения, предотвращения и минимизации, в том числе на международном уровне. Постулируется, что для запуска механизма противодействия глобальным проблемам современной экологии человека, важно знание, понимание их наличия, а также осознание последствий представителями поколения Z. В этой связи автором проведено эмпирическое исследование на тему осведомленности и отношения к современной экологической ситуации и определенным в материале глобальным проблем современной экологии человека. Выборку составили представители студенческой молодежи. По результатам исследования был сделан вывод о том, что большинство студентов не готовы в достаточной мере осознанно воспринимать экологическую информацию в вузе. Необходимо сделать акцент на обращение современной молодежи к центральным проблемам человечества, а именно — проблемам сохранения естественной среды его обитания и предотвращения глобальной экологической катастрофы. Решение современных экологических проблем должно стать центральным вопросом во всех областях человеческой жизни — как в науке и образовании, так и в политике и социальной сфере.

Abstract. The article is devoted to the study of global problems of modern human ecology. The author focuses on the following of them: environmental terrorism, overpopulation, psychophysiological degradation of a person, changing his gene pool. The inclusion of information pollution in this list as a problem due to the internationalization of modern society is also argued. The reasons of these problems immergence, trends and ways of propagation, possible ways of solution, prevention and minimization, including those at the international level, are considered. It is postulated that to launch a mechanism to counter the global problems of modern human ecology, knowledge, understanding of their presence, as well as awareness of the consequences by representatives of Generation Z. In this regard, the author conducted an empirical study on the topic of awareness and attitude to the modern environmental situation and the global problems of modern human ecology defined in the material. The sample was made up of representatives of the student youth. According to the results of the study, it was concluded that most students are not ready to sufficiently consciously perceive environmental information at university. It is necessary to focus on the appeal of the modern youth to the central issues of humankind, namely, the issues of preserving its natural environment and preventing a global environmental catastrophe. Solving modern environmental problems should become a central issue in all areas of human life — both in science and education, and in politics and the social sphere.

Ключевые слова: экология человека, глобальные экологические проблемы, демографическая проблема, экологический терроризм, информационное загрязнение.

Keywords: human ecology, global ecological issues, demographic problems, ecological terrorism, information pollution.

Введение. Развитие феномена экологических кризисов в глобальном масштабе современные ученые связывают с началом промышленных революций и последующей индустриализации общества и его жизнедеятельности, тогда как их кульминация наступает в середине XX в. [1, 2]. Результатом технологизации среды в этот исторический период и впоследствии, как отмечает А. В. Костина, становится минимизация социальных контактов, «ускорение ритма и темпа жизни за счет использования транспорта, одновременно — малая подвижность человека, приводящая к ухудшению его физических показателей выносливости и силы; оторванность от живой природы и попытки ее замены <...>, изменение характера труда, никак не связанного с природой и другими людьми, приводящего к <...> увеличению психологических проблем, достаточно стрессогенному изменению суточных биоритмов человека, наконец, к заболеваниям <...> и стре-

мительному омоложению всех видов патологий» [3, с. 54].

Таким образом, становится очевидным тот факт, что причины (катализаторы) возникновения экологических кризисов стали, в итоге, причинами физической, психологической и социальной дезадаптации [4, 5] человека в созданной им же новой индустриально-технологической среде [6]. Из этого следует, что наравне с такими глобальными экологическими проблемами, как глобальное потепление, разрушение озонового слоя, загрязнение мирового океана, загрязнение воздуха, опустынивание, уменьшение биоразнообразия и пр., возникают новые, только объектом их негативного влияния становится не природа, а человек, как ее часть.

Целью данной статьи является попытка исследования ключевых глобальных проблем современной экологии человека. При этом мы делаем акцент на том, что со вступлением в новую эпоху,

т. е. «Индустрию 4.0», их спектр постоянно пополняется (и аргументы к этому будут приведены далее), в чем отнюдь не последнее место занимает т. н. поколение Ъ — дети, подростки и студенческая молодежь. Соответственно, для запуска механизма противодействия глобальным проблемам современной экологии человека важно, чтобы каждый из представителей этих социально-демографических групп понимал и осознавал их последствия для личности, общества, государства, всего мира. Принимая во внимание данный тезис, в рамках данной статьи представляются также результаты нашего опытно-экспериментального исследования, нацеленного на оценку знания и понимания современной молодежью причин, характера и последствий этих проблем.

Материал и методы исследования. Согласно В. П. Казначееву, экология человека — это междисциплинарная наука, «призванная изучать закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья людей, совершенствования физических и психических возможностей человека» [7, с. 9]. Соответственно, приобретение негативного характера этих закономерностей и является индикатором глобальных проблем экологии человека. Так, одной из форм взаимодействия людей с окружающей средой в данном контексте является экологический терроризм. Наиболее цитируемым определением экологического терроризма является трактовка д. б. н., генетика Д. И. Тарасенко; автор предлагает рассматривать данный феномен, как «имеющие повышенную общественную опасность идеология и практика насилия, устрашающего население и совершаемого путем загрязнения окружающей среды, в т. ч. в целях привлечения внимания к определенным взглядам или для воздействия на принятие решения (совершение действия (бездействия) органов власти, органом местного самоуправления, международной организацией, юридическим лицом, социальной группой, физическим лицом» [8, с. 9].

В научных источниках приводятся наиболее известные исторические примеры попыток воздействия различных видов терроризма — ядерного, технологического, химического, биологического. Так, в 2010 г. террористами предпринимался подрыв на гидроэлектростанции в Кабардино-Балкарии, в 1995 г. в московском парке чеченцами был заложен контейнер с радиоактивным цезием, в 2001 г. в Америке совершен акт биотерроризма путем распространения писем со спорами бактерий сибирской язвы [9]. Однако два десятилетия назад, сегодня общепризнан тот факт, что успешному противодействию международно-

му экологическому терроризму мешает отсутствие единой политики в этой сфере, несовершенство международных соглашений и правовых актов в области защиты окружающей среды, недостаточная координация противоправных действий. Чрезвычайная опасность этого нового вида терроризма состоит в том, что происходит глобальное заражение среды обитания самого человека, где дальнейшее его существование будет затрудненным и даже практически невозможным. Экологический терроризм как атрибут силы отдельных государств породил супертерроризм с использованием передовых новейших технологий и современного вооружения. Международная экологическая безопасность состоит, прежде всего, в предупреждающих действиях в отношении экологического терроризма, в выявлении и минимизации воздействия благоприятствующих ему факторов. При разработке вариантов борьбы с экологическим терроризмом обычно используются результаты социологических исследований [10, 11].

Касаемо вопросов развития народонаселения, целесообразно говорить о проблеме перенаселения, признаваемой также глобальной проблемой общей экологии. Так, интенсивный рост народонаселения Земли привел к демографическому взрыву и, как следствие, к нарушению природных экосистем, основы биологического разнообразия и устойчивости самосуществования биосферы. Так, с 1950 по 2015 г. население планеты выросло почти в три раза, при этом только с 1990 г. — на 2 млрд, с 2003 г. — на 1 млрд. К 2030 г. по прогнозам экспертов численность достигнет 8,5 млрд, а к 2050 г. — перейдет отметку в 9 млрд человек. На детей до 15 лет в 1950 г. приходилось 800 млн человек, к 2025 г. прогнозируется более 2 млрд [12].

Эпицентром демографического взрыва признаются страны Азии, Африки и Латинской Америки (95 % мирового прироста). Очевидно, что подобный рост населения влечет за собой непрерывное увеличение потребления и обостряет такие социальные и экологические проблемы как ущерб продовольствию, возникновение эпидемий, вспыхивание этнических конфликтов, ухудшение уровня культурного развития. Одновременно с этим большинство развитых стран мира экономически также заинтересовано в увеличении численности населения, поскольку это связано с «воспроизводством» рабочей силы. Повышение уровня жизни, рост ее средней продолжительности также приводит к росту населения и, как следствие, к колоссальной нагрузке на окружающую среду, производство и экономику. Прогнозируется, что значительных изменений в

уровнях рождаемости и смертности как в развитых, так и в развивающихся странах в ближайшем будущем не произойдет.

Важно отметить, что экологи и антропоэколо-гии оценивают демографическую емкость нашей планеты в 1,0—1,5 млрд чел. (в случае сохранения экологического равновесия). Фактически же численность населения Земли к концу XX в. составила 6 млрд человек. Сегодня, по мнению специалистов, она перенаселена как минимум в три раза. Данный тренд, по-видимому, будет продолжаться, т. к. несмотря на существующие в некоторых регионах продовольственный кризис и голодание пищевых ресурсов хватит для жизнеобеспечения более 15 млрд чел. [13].

На наш взгляд, решение проблемы перенаселения, как глобальной проблемы экологии человека, безусловно, требует комплексного взаимодействия различных факторов экономической, социальной и культурной сферы общества, т. к. порождает неспособность государства обеспечить своим гражданам достойные трудовые и жилищные условия, соответствующее питание и образование.

Следующую проблему, касающуюся сохранения и развития здоровья людей, совершенствования физических и психических возможностей человека, предлагаем назвать психофизиологическую деградацию человека.

Так, небезызвестен тот факт, что состояние здоровья человека зависит от природных и климатических условий среды его обитания. Модифицирующий фактор окружающей среды может провоцировать широкий спектр заболеваний. Например, присутствие в атмосферном воздухе промышленных выбросов оксидов азота вызывает нарушения работы органов дыхания у людей, имеющих хронические респираторные заболевания. Нарушение баланса между внутренней и внешней средой организма вызывает различные эндемические нарушения (флюороз, вызываемый присутствием в питьевой воде избытка фторидов, эндемический зоб, возникающий при недостаточном содержании в окружающей среде и пище иода и др.).

Однако, в частности, следует говорить и о воздействии, которое длится на протяжении всех этапов человеческого онтогенеза. Влияние экологии на здоровье населения на сегодняшний день оценивается в 25—30 % от суммарного воздействия всех факторов (образ жизни, финансовое положение, медобслуживание, нервно-психическое состояние и т. п.). Эксперты предполагают, что через 30—40 лет этот показатель превысит 50 %. При этом примерно 20 хронических болез-

ней вполне убедительно соотносят воздействие различных экологических факторов. Так, болезнь Минамата — следствие загрязнения природной среды промышленными стоками, содержащими ртуть, болезнь итай-итай обусловлена поливом рисовых полей кадмийсодержащей водой, болезнь Юшо вызвана попаданием в пищу полихлориро-ванных бифенилов [14].

Общество не может в полной мере устранить опасности для здоровья человека, связанные с действием факторов окружающей среды. В наиболее развитых современных обществах заметно снижен ущерб от традиционных болезней, но там же порожден стиль жизни и технические устройства, представляющие собой новые угрозы здоровью. Правила укрепления и сохранения здоровья должны войти в систему общечеловеческих ценностей и мотивировать население Земли к сохранению экологического благополучия среды обитания [15, 16].

Одним из пролонгированных эффектов психофизиологической деградации человека является изменение генофонда человека. Человек в процессе жизнедеятельности изменяет среду своего обитания, что, в свою очередь, оказывает воздействие на человеческие популяции. Серьезная проблема этого кроется в том, что постепенно происходит незаметное изменение генофонда и данный феномен приобретает все большие масштабы. Чаще всего говорят о воздействии на генофонд радиационного загрязнения, причем говорят даже о возможности утраты генофонда. Однако, очевидно, что генофонд человечества может исчезнуть лишь при практически полном поголовном уничтожении людей. Полная утрата генов крайне маловероятна и лишь только в очень редких вариантах. Кроме того, можно говорить о возникновении новых вариантов генов, новых генных частот гетерозиготных и гомозиготных генотипов.

Радиация, безусловно, не единственный фактор, влияющий на генофонд. Факторами, вызывающими мутагенез, являются также ионизирующие излучения и электромагнитные поля. Из значительного количества химических веществ, входящих в состав бытовых и производственных загрязнений, около 20 % являются генотоксич-ными. Появление злокачественных новообразований происходит также вследствие встраивания вирусных частиц в клеточные геномы. Загрязнение среды обитания также вызывает своеобразный естественный отбор, особенно на эмбриональном уровне (например, самопроизвольные аборты на раннем уровне развития организма). Разнообразные заболевания ведут к вымыванию

тех генов, которые ответственны за поддержание социально значимых качеств вследствие отсутствия устойчивости к токсинам.

Нарушения в равновесии между мутационным процессом, дрейфом генов и естественным отбором являются причиной долговременных изменений в генофонде человека, передающихся через десятки, а иногда и сотни поколений. «Генетический груз» человечества включает уже более 2000 заболеваний (охватывает около 7 % современной ч еловеческой популяции). Это синдромы геномных и хромосомных мутаций (0,5—1 %); врожденные отклонения, такие как заячья губа, порок сердца, вывих бедра (более 2,5 %); сложные унаследование психические заболевания — маниакально-депрессивный синдром, умственная отсталость, шизофрения и т. п.; генетические дефекты, инициирующие хронические и дегене-рационные болезни — сахарный диабет, эпилепсия, некоторые патологии обмена веществ (1 %) и другие [17, 18].

Современное общество изменяет не только естественную среду своего обитания, но и социальные условия, тем самым создавая новые эко-генетические нагрузки: миграция населения, разнообразие потенциально возможных брачных партнеров, регулирование семьи. Все это ведет к сокращению естественного воспроизводства. С другой стороны, сторонники евгеники (учения о селекции по отношению к ч еловеческому виду) видят возможности изменения генофонда человечества путем оздоровления его с помощью методов генной инженерии и исключения из него нежелательных генов.

Важно говорить о том, что проблема контроля «качества» народонаселения считается одной из важнейших среди глобальных проблем человечества, т. к. ее решение в значительной мере определяет судьбу человека. Развитие науки в области генетики, стремление всего нашего общества сохранить генофонд и представить отрицательные последствия неограниченного количества возможных вариантов генов поможет уберечь здоровье каждого конкретного гражданина и обеспечить ему возможность оставить после себя индивидуальное и исключительное по своим качествам потомство [19, 20].

Считается, что категория «экология человека» впервые была упомянута в фундаментальном труде американского химика-технолога Эллен Ричардс «Санитария в повседневности» (1907). Автор исходила из того, что особенности окружающей среды могут быть «естественны, как климат», а могут быть «искусственны, произведены человеческой деятельностью, такие как шум,

пыль, ядовитые пары, испорченный воздух, грязная вода и нечистая пища» [21, с. 13].

Такая позиция автора приводит нас к мысли о том, что спектр экологических проблем глобального характера значительно шире, а это, в ц ел ом, можно аргументировать свойством интеграции человека в глобализированную, революционную социальную среду и, наоборот, воздействия этой средой на человека. В качестве примера интерес -но будет рассмотреть такую глобальную проблему экологии человека, как информационное загрязнение. В широком смысле информационное загрязнение понимается как любая «лишняя» информация, неполезная для человека и оказывающая на него негативное воздействие. В узком смысле под этим термином понимается вредная, неадекватная информация, прямо или косвенно относящаяся к взаимодействию человека и окружающей среды [22, с. 47].

Как очень точно отмечают в своей статье «К вопросу об информационной антропоэколо-гии» С. О. Гапанович и В. Ф. Левченко, «утрата популяцией способности участвовать в информационном обмене, нарушение м еханизма передачи знаний, обучения означит эволюционный тупик, перспективу деградации и вымирания» [23, с. 13]. С данной точкой зрения сложно не согласиться, т. к. к настоящему времени слишком очевидной является тенденция неконтролируемого «замусоривания», которая является катализатором разрушения таких механизмов. В большей степени это обусловлено все более прогрессирующей скорости информационного потока. Так, по данным отчета Global Digital 2021, последние пять лет ежедневное время, проводимое в интернете, увеличилось в среднем на полчаса: в 2015 г. люди ежедневно проводили в сети в среднем 6 ч 20 мин, тогда как в конце 2020 г. эта цифра уже приблизилась к 7 часам. Российские пользователи уже перешагнули средний мировой показатель и проводят в сети практически полноценный рабочий день — 7 ч 52 мин.

Помимо очевидных проблем, вызываемых информационным загрязнением, целесообразно говорить о нем, как об источнике дестабилизации психосоциального состояния человека. Доказательством данного тезиса является развитие различного рода стресс-состояний, преобразуемых со временем в психические заболевания и (или) вызывающие психические расстройства. Примером может являться состояние, называемое «паралич анализа» или «информационная перегрузка», состояние, при котором постоянное устремление к новым информационным данным, ведущее в результате к полному ступору и состоянию инерт-

ности, полного бездействия. При этом индивид чаще всего не может в достаточной мере оценить степень негативного влияния информации на его организм и в первую очередь на психическое состояние. Необходима экологическая защита человека от такого рода воздействий. В целом же информационный интернет-бум приводит не только и информационному загрязнению, но и к нарушению прав человека, поскольку появление и распространение в обществе недостоверной информации порождает ухудшения в состоянии здоровья как всего общества в целом, так и отдельного индивидуума. Воздействие различных стресс-факторов, эмоциональное перенапряжение, психические расстройства вызывают заболевания сердечно-сосудистой, пищеварительной, иммунной систем организма, приводят к онкологическим болезням. Психосоциальные факторы информационного влияния проявляются в состояниях депрессии, тревоги и могут послужить причиной межнациональных конфликтов, религиозных войн и тому подобных социальных катаклизмов.

Информационное загрязнение привело к необходимости разработки системы информационной безопасности. Она включает в себя мероприятия по защите личности от негативных информационных воздействий, совершенствование информационной грамотности, государственное управление информационными ресурсами, поддержание глобальной международной информационной безопасности [24—26].

Подводя итог проведенному исследованию, можно заключить, что на современном этапе существует необходимость в изменении самого подхода современного общества к глобальным проблемам экологии человека. Улучшение экологической обстановки возможно лишь при единстве

деятельности всех субъектов человеческой экосистемы, а к углублению познания глобальных экологических проблем подрастающим поколе -нием с самого детства, к взаимообусловленности экологического мышления и нравственного сознания [27, 28].

Для изучения отношения представителей поколения Ъ к современной экологии, уровня их осведомленности о существующей экологической обстановке было проведено анкетирование среди студентов 1 курса технических вузов, где экология является дисциплиной базовой части учебного плана. Всего в опросе приняли участие 200 респондентов — учащиеся ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова (г. Санкт-Петербург), МГУ имени М. В. Ломоносова (г. Москва), СГУ имени Питирима Сорокина (г. Сыктывкар).

Результаты и их обсуждение. Далее приведен анализ ответов студентов на семь вопросов, касающихся различных аспектов глобальных проблем современной экологии человека и отношения к ним в существующем обществе. Результаты ответов на первые четыре вопроса, связанные с изучением экологии и значением экологических знаний в повседневной жизни, представлены в таблице 1.

Как видно из таблицы, почти треть (31,6 %) респондентов не могут уверенно назвать экологию дисциплиной, обязательной для изучения в вузе. В то же время уровень своего экологического сознания достаточным признают только 42,2 % опрашиваемых. На вопрос о том, является ли проблема загрязненности планеты глобальной, утвердительно ответили 82,0 %, что говорит об осведомленности и заинтересованности современной молодежи экологической обстановкой в мире. Положительным ответом можно считать и то, что более половины студентов не согласны с

Таблица 1

Вопросы об отношении студентов к изучению современной экологии и результаты ответов на них (%)

Варианты ответов респондентов/

Формулировка вопроса/ Response options

Question Да/ Нет/ Не знаю/

Yes No Not sure

1. Считаете ли Вы обязательным изучение экологии в вузе? 68,4 23,8 7,8

In your opinion, is it necessary to study ecology in universities?

2. На Ваш взгляд, является ли уровень вашего экологического сознания доста- 42,2 33,6 24,2

точным?

From your point of view, is your environmental awareness level satisfying?

3. Считаете ли Вы проблему загрязненности планеты глобальной? 82,0 11,7 6,3

Do you consider the problem of environmental pollution as global?

4. Существует ли, по Вашему мнению, такая экологическая информация, кото- 19,5 58,6 21,9

рую не стоит распространять широко?

Do you think there is the ecological information, which shouldn't be widely spread?

существованием экологической информации, которую не следует распространять широко.

Далее анкетируемым предлагалось выбрать экологические проблемы Земли, которые их больше всего волнуют. Наиболее опасной проблемой считается загрязнение окружающей среды (50,8 %), второй по масштабности признается проблема чрезмерного потребления (переэксплуатации) природных ресурсов. Гораздо меньшее внимание привлекают у студентов глобальное потепление (13,2 %) и озоновые дыры в атмосфере (10,2 %). Скорее всего, это связано с тем, что первые две проблемы в настоящее время очень активно обсуждаются общественностью и более понятны современной молодежи. Кроме того, они рассматриваются в средней школе при изучении общеобразовательных предметов (география, химия, биология, естествознание и др.), что также может являться причиной более осознанного к ним отношения.

Результаты ответов на вопрос «Как вы оцениваете экологическую обстановку в своем административном округе?» не являются однозначными. Положительно ее оценили 27,3 % респондентов, отрицательно — 36,7 %, как очень опасную — 6,8 и 29,2 % затруднились ответить.

В табл. 2 приведены результаты ранжирования студентами по степени важности для них некоторых глобальных проблем экологии человека, в том числе наиболее ярко обсуждаемых в современном обществе. Самой важной признается проблема экологии и здоровья человека (31,7 %), что, по-видимому, вызвано сложившейся в настоящее время неблагоприятной эпидемиологической ситуацией. Бурное распространение во всем мире пандемии СОУГО-19, а также соответствующей массовой информации не оставило современную молодежь без внимания. Этим же можно объяснить и то, что вторым по значимости признается экологический терроризм (21,0 %), поскольку данный аспект сегодня также является ключевым на международной арене. У значительной части респондентов демографическая проблема стоит на третьем месте (17,9 %), что, возможно, связано с тем, что ее изучению уделяется достаточное внимание в школьной программе, и она по-прежнему достаточно серьезно обсуждается учеными. Изменение генофонда человечества и информационное загрязнение имеют практически одинаковые уровни значимости (15,3 и 14,1 % соответственно). Это можно объяснить недопониманием самой сущности указанных проблем, а потому и недостаточно проявляемым к ним интересом. К слову, информационное загрязнение в научной литературе сегодня признается особо опасным видом загрязнения, в том числе и для мирового сообщества.

Таблица 2 Результаты ответов на вопрос «Как Вы расставите ранговые места от 1 до 5 по степени важности для Вас следующих проблем современной экологии человека?»

Вариант ответа/Answer Ранговые значения в баллах/ Estimation Удельный коэффициент весомости/ Weighting factor

1. Демографическая проблема 2,68 0,179

Demografic problem

2. Экология и здоровье человека 4,76 0,317

Hunan health and ecology

3. Изменение генофонда челове- 2,29 0,153

чества

Changes in the gene pool

4. Информационное загрязнение 2,12 0,141

Information pollution

5. Экологический терроризм 3,15 0,210

Ecological terrorism

Таким образом, несмотря на то что студенты демонстрируют заметное внимание к современной экологической обстановке, они не готовы в достаточной мере осознанно воспринимать экологическую информацию в техническом вузе. Необходимо сделать акцент на обращение современной молодежи к центральным проблемам человечества, а именно — проблемам сохранения естественной среды его обитания и предотвращения глобальной экологической катастрофы.

Заключение

Доказателен тот факт, что в условиях индустриализации мировых процессов, глобальные проблемы экологии стали выходить далеко за макро-социальные и макрополитические пределы. Создавая своими руками комфортную, высокотехнологичную среду обитания, человек подверг свою жизнь и здоровье опасности. Рассмотренные в настоящей статье проблемы экологии человека, а именно экологический терроризм, перенаселение, психофизиологическая деградация, изменение генофонда, являются, с нашей точки зрения, своеобразным отзывом природы на систематическое, длившееся веками и длящееся до сих пор насилие человека над тем, что является ее производным, ее продуктом.

Интегрируя в перечень глобальных проблем экологии человека концепт информационного загрязнения, мы констатируем факт дальнейшей деградации человеческого восприятия природного миропорядка. Аргументом, объясняющим этот тренд, на наш взгляд, является фактическое от-

сутствие фундамента к формированию и развитию экологической культуры у представителей поклонения Ъ (школьников и представителей студенческой молодежи), о чем свидетельствуют результаты эмпирического исследования, проведенного на базе вуза. Обучающиеся не понимают смысла и не осознают масштабности экологических проблем человека.

Библиографический список

Соответственно, к настоящему времени как никогда остро сформулировалась потребность в коллаборации институтов образования, политики и социальной сферы. В случае отказа общества от принятия факта уже наступившего кризиса экологии человека и запуска механизма обратного действия, следующее поколение — поколение А (Альфа) может стать последним.

1. Водопьянов П. А. Истоки экологического кризиса / П. А. Водопьянов // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. - 2013. - № 5. - С. 64-66.

2. Hanlon W. Coal Smoke, City Growth, and the Costs of the Industrial Revolution / W.Hanlon // The Economic Journal. — 2020. - Vol. 130. - Iss. 626. - P. 462-488.

3. Костина А. В. Экологические кризисы: человек между природой и культурой / А. В. Костина // Образовательные технологии (г. Москва). - 2019. - № 2. - C. 47-58.

4. McLeman, R. International migration and climate adaptation in an era of hardening borders / R. McLeman // Nat. Clim. Change. - 2019. - No. 9. - P. 911-918.

5. Trisos, C. H., Auerbach J., Katti M. Decoloniality and anti-oppressive practices for a more ethical ecology / C. H. Trisos, J. Auerbach, M. Katti // Nat Ecol Evol. - 2021.

6. Фролов В. В., Губанова Е. В. Экологические проблемы в условиях глобализации современного мира / В. В. Фролов, Е. В. Губанова // Наука и общество. - 2020. - № 1 (36). - С. 80-84.

7. Казначеев В. П. Проблемы экологии человека / В. П. Казначеев. - М.: Наука, 1986. - 142 с.

8. Тисленко Д. И. Экологический терроризм: уголовно-правовые и криминологические проблемы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. Саратов, 2012. - 25 с.

9. Рыженков А. Я. Экологический терроризм как глобальная проблема современности / А. Я. Рыженков // Правовая парадигма. - 2017. - № 16 (2). - С. 27-35.

10. Тихонов М. Н. Экологический терроризм - война с природой и обществом / М. Н. Тихонов, М. М. Богословский // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2016. -№ 3. - С. 96-108.

11. Batricevic A. Environmental terrorism - victimological aspects and preventive mechanisms / A. Batricevic, N. Paunovic // Temida. - 2018. - Vol. 21. - No. 1. - P. 67-89.

12. Урсул А. Д. Демографическая проблема в контексте достижения глобальной устойчивости / А. Д. Урсул // Коэволюция и ноосфера: исследования, аналитика, прогнозирование. - 2018. - № 2 (4). - С. 5-24.

13. Акимов А. В. Прогноз численности мирового населения до 2050 г. и трудосберегающие технологии / А. В. Акимов // Восточная аналитика. Москва. - 2015. - № 5. - С. 9-26.

14. Аскарова Н. А. Экология и здоровье человека / Н. А. Аскарова // Мировая наука. - 2019. - № 11 (32). - С. 90-93.

15. Могилевская Т. Е. Влияние экологии на здоровье человека - актуальная проблема современности / Т. Е. Моги-левская, О. С. Рогов, Б. М. Сапаров и др. // Молодежь и наука. - 2019. - № 12. - С. 19.

16. Мезенцева В. А. Воздействие экологии на развитие человека / В. А. Мезенцева, С. Е. Бородачева, О. А. Ишкина // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2018. - № 31. - С. 88-90.

17. Шнайдер Н. А. Рост генетического груза - болезнь цивилизации / Н. А. Шнайдер, Е. А. Шаповалова, Д. В. Дмит-ренко // Вестник КБ № 51. - 2010. - № 8. - С. 45-52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Goisauf M. Moving back to the future of big data-driven research: reflecting on the social in genomics / M. Goisauf, K. Akyuz & G. M. Martin // Humanit Soc Sci Commun. 2020. - No. 7. - P. 55.

19. Liaw Y.-Q. Reinterpreting "genetic identity" in the regulatory and ethical context of heritable genome editing / Y.-Q. Liaw, I. Turkmendag, K. Hollingsworth // New Genetics and Society. - 2021. 0:0. P. 1-19.

20. Кочергин А. А. Проблема оптимизации генофонда человечества / А. А. Кочергин // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2013. - № 3 (23). - С. 55-60.

21. Луков В. А. Экология человека в вузе будущего / В. А. Луков // Образовательные технологии (г. Москва). 2019. -№ 2. - С. 13-24.

22. Жадунова Н. В. Информационная война: загрязнение среды обитания современного человека / Н. В. Жадунова, Е. А. Коваль // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2017. - № 3 (39). -С. 44-54.

23. Гапанович С. О. К вопросу об информационной антропоэкологии / С. О. Гапанович, В. Ф. Левченко // Princ. ekol. - 2017. - № 4 (25). - С. 4-16.

24. Петрова Е. В. Информационная среда и ее воздействие на человека: проблемы экологии человека в информационном обществе / Петрова Е. В. // Философские науки. - 2017. - № 5. - С. 98-114.

25. Iqbal Q. A multi-dimensional construct of perceived information pollution in the era of rife infollution / Q. Iqbal, S. Yang, R. Nawaz, K. Iqbal // VINE Journal of Information and Knowledge Management Systems. - 2019. - Vol. 49. - No. 3. -P. 162-180.

26. Холопов Ю. А. О готовности студентов технического вуза к формированию эколого-ориентированных ценностей / Ю. А. Холопов, А. Н. Слугина, С. А. Стиханова // Самарский научный вестник. - 2017. - Т. 6. - № 2 (19). -С. 265-269.

27. Алексеев С. В. Экологические проблемы городской среды глазами студентов: результаты социологического исследования / С. В. Алексеев, Г. А. Костецкая // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2020. - № 2. - С. 101-119.

THE GLOBAL ISSUES OF MODERN HUMAN ECOLOGY

O. V. Vityazeva, Ph. D. (Pedagogy), Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, vitjazeva_olga@mail.ru, Saint Petersburg, Russia

References

1. Vodopyanov P. A. Istoki ekologicheskogo krizisa [The origins of the ecological crisis]. Trudy BGTU. Seriya 6: Istoriya, filos-ofiya. 2013. No. 5. P. 64—66 [in Russian].

2. Hanlon W. Coal Smoke, City Growth, and the Costs of the Industrial Revolution. The Economic Journal. 2020. Vol. 130. No. 626. P. 462—488.

3. Kostina A. V. Ekologicheskie krizisy: chelovek mezhdu prirodoj i kul'turoj [Environmental crises: man between nature and culture]. Educational technologies (Moscow). 2019. No. 2. P. 47—58 [in Russian].

4. McLeman, R. International migration and climate adaptation in an era of hardening borders / R. McLeman. Nat. Clim. Change. 2019. No. 9. P. 911—918.

5. Trisos Ch. Decoloniality and anti-oppressive practices for a more ethical ecology / Ch Trisos, J. Auerbach, M. Katti. Nat Ecol Evol. 2021.

6. Frolov V. V., Gubanova E. V. Ekologicheskie problemy v usloviyah globalizacii sovremennogo mira [Environmental problems in the context of globalization of the modern world]. Nauka i obshchestvo [Science and Society]. 2020. No. 1 (36). P. 80—84 [in Russian].

7. Kaznacheev V. P. Problemy ekologii cheloveka [Human ecology problems]. Moscow, Nauka, 1986. 142 p. [in Russian]

8. Tislenko D. I. Ekologicheskij terrorizm: ugolovno-pravovye i kriminologicheskie problemy: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. [Environmental terrorism: criminal law and criminological problems [Thesis synopsis for Ph. D. in Jurisprudence]. 12.00.08. Saratov, 2012. 25 p. [in Russian]

9. Ryzhenkov A. YA. Ekologicheskij terrorizm kak global'naya problema sovremennosti [Ecological terrorism as a global problem of our time. Legal paradigm]. Pravovaya paradigma. 2017. No. 16 (2). P. 27—35 [in Russian].

10. Tikhonov M. N., Bogoslovskiy M. M. Ekologicheskij terrorizm — vojna s prirodoj i obshchestvom [Ecological terrorism — war with nature and society]. Mediko-biologicheskie i social'no-psihologicheskieproblemy bezopasnosti v chrezvychajnyh situaci-yah. 2016. No. 3. P. 96—108 [in Russian].

11. Batricevic A. Environmental terrorism — victimological aspects and preventive mechanisms / A. Batricevic, N. Paunovic. Temida. 2018. Vol. 21. No. 1. P. 67—89.

12. Ursul A. D. Demograficheskaya problema v kontekste dostizheniya global'noj ustojchivosti [Demographic problem in the context of achieving global sustainability]. Koevolyuciya i noosfera: issledovaniya, analitika, prognozirovanie. 2018. No. 2 (4). P. 5—24 [in Russian].

13. Akimov A. V. Prognoz chislennosti mirovogo naseleniya do 2050 g. i trudosberegayushchie tekhnologii [Forecast of the world population until 2050 and labor-saving technologies]. Vostochnaya analitika. Moscow. 2015. No. 5. P. 9—26 [in Russian].

14. Askarova N. A. Ekologiya i zdorov'e cheloveka [Ecology and human health]. Mirovaya nauka. 2019. No. 11 (32). P. 90—93 [in Russian].

15. Mogilevskaya T. E., Rogov O. S., Saparov B. M. i dr. Vliyanie ekologii na zdorov'e cheloveka — aktual'naya problema sovremennosti [The impact of ecology on human development]. Molodezh' i nauka. 2019. No. 12. P. 19 [in Russian].

16. Mezentseva V. A., Borodacheva S. E., Ishkina O. A. Vozdejstvie ekologii na razvitie cheloveka [The impact of ecology on human development]. Fizicheskaya kul'tura, sport i zdorov'e. 2018. No. 31. P. 88—90 [in Russian].

17. Shnaider N. A., Shapovalova E. A., Dmitrenko D. V. Rost geneticheskogo gruza — bolezn' civilizacii. VestnikKB No.51. 2010. No. 8. P. 45—52.

18. Goisauf M. Moving back to the future of big data-driven research: reflecting on the social in genomics / M. Goisauf, K. Akyuz & G. M. Martin. Humanit Soc Sci Commun. 2020. No. 7. P. 55.

19. Liaw Y.-Q. Reinterpreting "genetic identity" in the regulatory and ethical context of heritable genome editing / Y.-Q. Liaw, I. Turkmendag, K. Hollingsworth. New Genetics and Society. 2021. P. 1—19.

20. Kochergin A. A. Problema optimizacii genofonda chelovechestva [The problem of optimizing the gene pool of mankind]. Gu-manitarij: aktual'nyeproblemy gumanitarnoj nauki i obrazovaniya. 2013. No. 3 (23). P. 55—60 [in Russian].

21. Lukov V. A. Ekologiya cheloveka v vuze budushchego [Human ecology in the university of the future]. Obrazovatel'nye tekhnologii (Moscow). 2019. No. 2. P. 13—24 [in Russian].

22. Zhadunova N. V., Koval' E. A. Informacionnaya vojna: zagryaznenie sredy obitaniya sovremennogo cheloveka [Information War: Pollution of the Environment of Modern Man]. Gumanitarij: aktual'nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovaniya. 2017. No. 3 (39). P. 44—54 [in Russian].

23. Gapanovich S. O., Levchenko V. F. K voprosu ob informacionnoj antropoekologii. Princ. ekol. 2017. No. 4 (25). P. 4—16 [in Russian].

24. Petrova E. V. Informacionnaya sreda i ee vozdejstvie na cheloveka: problemy ekologii cheloveka v informacionnom obsh-chestve [Information environment and its impact on humans: problems of human ecology in information society]. Filosofskie nauki. 2017. No. 5. P. 98—114 [in Russian].

25. Iqbal Q. A multi-dimensional construct of perceived information pollution in the era of rife infollution / Q. Iqbal, S. Yang, R. Nawaz, K. Iqbal. VINE Journal of Information and Knowledge Management Systems. 2019. Vol. 49. No. 3. P. 162—180.

26. Kholopov YU. A., Slugina A. N., Stikhanova S. A. O gotovnosti studentov tekhnicheskogo vuza k formirovaniyu ekologo-orientirovannyh cennostej [On the readiness of students of a technical university for the formation of environmentally oriented values]. Samarskij nauchnyj vestnik. 2017. Vol. 6. No. 2 (19). P. 265—269 [in Russian].

27. Alekseev S. V., Kostetskaya G. A. Ekologicheskie problemy gorodskoj sredy glazami studentov: rezul'taty sociologicheskogo issledovaniya [Ecological problems of the urban environment through the eyes of students: the results of sociological research]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. 2020. No. 2. P. 101—119 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.