Научная статья на тему 'Глобальное управление в сфере образования: истоки, методы, Актуальные проблемы и перспективы'

Глобальное управление в сфере образования: истоки, методы, Актуальные проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / GLOBALISATION / GLOBAL GOVERNANCE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков Никита Станиславович

Статья посвящена феномену глобального управления в области образования. Исследуется история глобализации образования и становления механизмов, используемых для регулирования и управления глобальными образовательными трендами. Обозначены основные проблемы, препятствующие эффективному управлению глобальным образованием, а также даны прогнозы относительно перспектив его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Global governance of education: roots, means actual problems and future prospects

The article is devoted to the phenomenon of global governance of education. The globalisation of education is studied, as well as the means of control and governance of global educational trends. The main challenges to the effective management of global education are outlined, also future prospects of global governance in education are given.

Текст научной работы на тему «Глобальное управление в сфере образования: истоки, методы, Актуальные проблемы и перспективы»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2017. № 2

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ Н.С. Волков*

ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОКИ, МЕТОДЫ, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

N.S.Volkov

GLOBAL GOVERNANCE OF EDUCATION: ROOTS, MEANS ACTUAL PROBLEMS AND FUTURE PROSPECTS

Статья посвящена феномену глобального управления в области образования. Исследуется история глобализации образования и становления механизмов, используемых для регулирования и управления глобальными образовательными трендами. Обозначены основные проблемы, препятствующие эффективному управлению глобальным образованием, а также даны прогнозы относительно перспектив его развития.

Ключевые слова: глобализация, глобальное управление, образование.

The article is devoted to the phenomenon of global governance of education. The globalisation of education is studied, as well as the means of control and governance of global educational trends. The main challenges to the effective management of global education are outlined, also future prospects of global governance in education are given.

Key words: globalisation, global governance, education.

Образование как локомотив глобализации в XXI в.

Понятие «глобализация» имеет довольно долгую историю употребления в общественном дискурсе: так, впервые данная дефиниция использовалась еще в первой половине XX в. для описания текущих и прогнозирования будущих трендов в сфере образования1. Однако окончательно в научный оборот этот важнейший для современных социальных наук термин в 1983 г. ввел известный американский экономист, обозреватель и впоследствии главный редактор «Harvard Business Review» Т. Левитт,

* Волков Никита Станиславович — студент 2-го курса магистратуры ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: ns.volkov94@gmail.com

1Towards a new education / Ed. by W. Boyd, M.M. Mackenzie. N.Y.; L., 1930.

впервые использовав его в своей революционной статье «Глобализация рынков». Несмотря на спорные утверждения Левитта относительно успешных стратегий глобальных корпораций на рынках будущего, ключевая идея статьи не просто оправдалась, но уже, глядя с высоты времени, стала аксиомой: экономика действительно послужила главным проводником глобализации в современном мире2. Свободное и необремененное национальными границами перемещение частного капитала, формирование мощных транснациональных корпораций, сравнимых по своей капитализации с экономиками отдельных государств, создание мировых финансовых институтов, широкая приватизация государственного сектора экономики и возникновение глобальной банковской отрасли одновременно служили как предпосылками для начала процессов глобализации, так и становились результатом этих тенденций.

Несомненно, процессы экономической глобализации все так же актуальны и по сей день, однако в настоящее время на пути их реализации возникли серьезные структурные вызовы мирового масштаба, решить которые не под силу одним лишь экономическим акторам, несмотря на их растущую роль в современном мире. Так, для успешного развития глобальной экономики необходим глобальный рынок труда, целью которого будет облегчить привлечение и перемещение мировых трудовых ресурсов, таким образом снижая транзакционные издержки, создаваемые национальными границами и другими барьерами современных государств3. Однако создание подобной глобальной биржи труда требует колоссальных материальных и нематериальных усилий, поскольку ее формирование требует последовательных и, конечно же, слаженных преобразований во многих сферах общественной жизни, а также реформ национальных и международных институтов.

Одним из фундаментальных шагов в данном направлении является создание единых требований работодателей к компетенциям и квалификации работников для повышения эффективности труда и обеспечения равенства возможностей, т.е. равных конкурентных условий, что в свою очередь подразумевает создание унифицированных образовательных стандартов по всему миру. Этот тот случай, когда «бытие определяет сознание» — экономика диктует необходимость формирования общих для всех моделей воспитания будущих поколений населения Земли.

Кроме того, как отметил П. Друкер, другой не менее известный американский экономист, в своей книге «The Age of Discontinuity; Guidelines to Our Changing Society», изданной в 1969 г., экономика не просто трансформировалась из международной в мировую, но и стала все больше зависеть от нематериальных факторов производства, таких как информация,

2 Levitt Th. The Globalization of Markets. Harvard Business Review, May—June 1983. URL: https://hbr.org/1983/05/the-globalization-of-markets (дата обращения: 20.05.2017).

3 Spring J.H. How Educational Ideologies Are Shaping Global Society: Intergovernmental Organizations, NGOs, and the Decline of the Nation-State // Sociocultural, Political, and Historical Studies in Education Series. N.Y., 2004.

человеческий капитал и образование4. Подобные изменения позволили ему сделать вывод, что постиндустриальная экономика — это в первую очередь «экономика знаний», в которой личные качества, компетенции и квалификации работника играют ключевую роль в создании современного конкурентоспособного и эффективного предприятия.

Нельзя забывать и тот важный факт, что параллельно с наступлением постиндустриальной экономики произошел и коренной сдвиг в представлениях человечества о социальных ценностях и моделях поведения. Согласно социологической теории постматериализма Р. Инглхарта, также известного за его большой вклад в развитие проекта «World Values Survey», для современных поколений все важнее становятся постматериальные ценности вроде самовыражения, образования, признания со стороны коллектива и общественной значимости выполняемых индивидом активностей5. Во многом это явление объясняется концом эпохи модерна и его единых для всех критериев успеха личности, среди которых особенно важным считалось материальное благополучие. Сегодня критерии успеха стали размыты и субъективны как никогда ранее, однако образование продолжает оставаться не только социальном лифтом и залогом профессионального успеха, но также и одной из важнейших ценностей постиндустриального общества и одним из важнейших аспектов статуса в современной социальной иерархии. Не менее важным является и влияние образования на демократический транзит: так, по мнению Р. Инглхарта и К. Вельцеля, главной причиной третьей волны демократизации в 1974—1991 гг. стали именно постматериальные ценности, среди которых особо стоит выделить образование6.

Таким образом, именно тот факт, что становящееся все более доступным образование служит основным драйвером современной экономики и двигателем социального прогресса, во многом обусловливает складывающийся в настоящее время тренд — главным локомотивом глобализации в XXI в. постепенно становится сфера образования, по своему влиянию на глобальные фундаментальные трансформации способная затмить опыт экономической глобализации второй половины XX — начала XXI в.

Глобальное управление образованием:

причины и опыт взаимодействия, проблемы кооперации

Итак, перечисленными выше факторами, положившими начало глобализации современного образования, являются:

1. Трансформация международной экономической системы в глобальную постиндустриальную «экономику знаний».

4 Drucker P. The Age of Discontinuity; Guidelines to Our Changing Society. L., 1969.

5 Inglehart R.. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton, 1990.

6 Inglehart R, Welzel Ch. Changing Mass Priorities: The Link between Modernization and Democracy // Perspectives on Politics. 2010. № 8(2); The Worldwide Transformation of Higher Education. International perspectives on Education and Society / Ed. by D.P. Baker, A.W. Wiseman. Vol. 9. Bingley, UK, 2008.

2. Усиление роли образования как фактора экономического производства, универсального социального лифта и ценности постиндустриального общества.

3. Потребность глобальной экономики в эффективном управлении трудовыми ресурсами планеты.

К ним также следует добавить два не менее актуальных тренда: усиление глобальных миграционных потоков и угроза демографического взрыва в странах третьего мира.

Миграция, под которой подразумевается переселение не только беженцев и экономических мигрантов в более успешные и стабильные страны Запада, но и квалифицированных работников внутри стран ОЭСР, потенциально угрожает размытием относительно гомогенных обществ развитых национальных государств. Ответом на данный вызов стал принцип инклюзивности, призванный повысить социальную стабильность путем включения мигрантов в общественные процессы, что также отразилось и на концепции системы образования: так, ей приходится приспосабливаться к мультикультурному и мультиэтничному контексту в целях обеспечения равенства возможностей для всех социальных групп, уделяя особое внимание меньшинствам.

Не менее остро стоит проблема демографии в развивающихся странах: например, согласно прогнозу ООН, к 2050 г. в одних только странах Экваториальной Африки произойдет мощный демографический взрыв (население увеличится с 962 до 2 123 млн), с которым инфраструктура и экономика этих бедных государств не сможет справиться без международной помощи7. Все это потенциально может привести к серьезной гуманитарной катастрофе, а также создать новый миграционный кризис, значительно крупнее по своим масштабам наблюдаемого сейчас исхода сирийцев в страны ЕС. Однако, согласно ряду исследований, существует обратно пропорциональная зависимость между количеством девушек, получивших хотя бы неполное среднее образование, и уровнем рождаемости8.

Таким образом, образование является весьма эффективным инструментом борьбы с рядом глобальных проблем XXI в., что увеличивает его инструментальную значимость для мирового сообществ: так, обеспечение всеобщего начального образования к2015г. стало однойиз 8 задач тысячелетия ООН в 2000 г.9 Иными словами, важная роль образования заставляет государства предпринимать скоординированные меры в сфере управления образовательными процессами, поскольку от их реализации напрямую

7 United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2015). World Population Prospects: The 2015 Revision, Data Booklet. URL: https://esa.un.org/unpd/ wpp/Publications/Files/WPP2015_DataBooklet.pdf (дата обращения: 20.05.2017).

8 Zinkina J.V., Korotayev A. Explosive Population Growth in Tropical Africa: Crucial Omission in Development Forecasts (Emerging Risks and Way Out) // World Futures: Journal of General Evolution. 2014. N 70/2.

9 United Nations Millennium Development Goals. URL: http://www.un.org/millenniumgoals/ bkgd.shtml (дата обращения: 20.05.2017).

зависит будущее — устойчивое экономическое развитие, выстроенное на фундаменте экономики знаний. Комплекс подобных мер, предпринимаемых не только государствами, но также неправительственными организациями разных уровней, можно назвать глобальным управлением в сфере образования. Ключевой платформой для организации и координации подобного комплексного взаимодействия в настоящее время служат крупнейшие международные организации и их профильные структуры, региональные объединения и мировые финансовые институты: ООН, ЮНЕСКО, ОЭСР, ВТО и Мировой банк. Не менее важную роль в лоббировании и продвижении образовательных инициатив играют неправительственные правозащитные организации и частные благотворительные фонды10.

Начиная с Всемирной конференции по вопросам образования для всех в Джомтьене в 1990 г., стремление к созданию современного всеобщего школьного образования стало главной задачей для всех перечисленных выше групп влияния и отраслевых национальных ведомств. В 2000 г. на Всемирном образовательном форуме в Дакаре правительства 164 стран договорились о Дакарской рамочной программе действий. Декларация «Education for All» (EFA), подписанная по итогам данной конференции, стала кульминацией векового движения к трансформации существующих национальных образовательных систем в наиболее сложноорганизован-ные и комплексные системы всеобщего школьного образования из когда-либо созданных. EFA стала первой и пока самой амбициозной глобальной образовательной инициативой, целью которой стало достижение шести широкомасштабных целей к 2015 г.:

1. Расширение комплекса мер по воспитанию и образованию детей младшего возраста.

2. Предоставление бесплатного качественного всеобщего начального образования независимо от гендера и этнического происхождения обучающихся.

3. Увеличение в полтора раза уровня грамотности взрослых с акцентом на женское население.

4. Повышение грамотности среди взрослого населения на 50%.

5. Устранение гендерного неравенства в начальном и среднем образовании к 2005 г. и достижение полного гендерного равенства в образовании к 2015 г.

6. Улучшение качества образования11.

В дополнение к этому ЮНЕСКО инициировало выпуск ежегодного отчета о глобальном мониторинге EFA с целью давать рекомендации относительно глобального устойчивого развития и оценивать проделанные за год усилия. Согласно итоговому отчету ЮНЕСКО за 15 лет мониторинга EFA, по состоянию на 2015 г.:

10 Spring J.H. Globalization of Education: An Introduction // Sociocultural, Political, and Historical Studies in Education Series. N.Y., 2008.

11 Education for All Goals. URL: http://www.unesco.org/new/en/education/themes/leading-the-international-agenda/education-for-all/efa-goals/ (дата обращения: 20.05.2017).

• число детей и подростков, не посещающих школу, с 2000 г. снизилось почти в два раза (на 34 млн больше детей стали посещать школу);

• серьезный прогресс был достигнут в области гендерного равенства, особенно в сфере начального образования (в 69% стран, участвующих в реализации EFA, число девочек, посещающих школу, сравнялось с числом посещающих школу мальчиков);

• в 2012 г. на 2/3 больше детей пошли в начальную школу, чем в 1999 г.; к 2015 г. 1 из 6 детей в странах с низким и средним уровнем дохода не закончит начальную школу; почти 2/3 стран к 2015 г. так и не достигли гендерного равенства в начальном образовании12.

Иначе говоря, несмотря на огромный общемировой прогресс с 2000 г. и колоссальные усилия и финансовые вливания со стороны правительств, гражданского общества и международных организаций (общее количество средств, выделенных на реализацию EFA национальными правительствами и международными организациями, только в 2011—2012 гг. составило 13 млрд и 12,5 млрд долл. соответственно)13, мировому сообществу так и не удалось добиться целей ЕЕА к поставленному сроку. Лишь треть стран достигла всех поставленных в рамках инициативы задач, и только половина стран смогла достичь более-менее видимых результатов в сфере всеобщего начального образования. Проанализировав результаты 15 лет работы по реализации ЕЕА, эксперты сделали пять ключевых выводов относительно причин ее провала:

1. Серьезная нехватка прямой финансовой поддержки учителей и образовательной инфраструктуры в странах третьего мира.

2. Необходимость реформ государственного управления на местах, которые сделают правительства более подотчетными обществу, а их расходы более прозрачными.

3. Нежелание ряда национальных правительств содействовать практической реализации ЕЕА на местах.

4. Неэффективность реализации единой для всех стратегии ЕЕА из-за отказа от учета местной культуры и национального контекста.

5. Многосторонний формат сотрудничества в рамках реализации глобальной образовательной инициативы оказался не так эффективен, как кооперация внутри политических коалиций и образований (распад СССР и ОВД серьезно подорвал возможность реализации ЕЕА к 2015 г.)14.

12 Education for All Global Monitoring Report 2015 — Education for All 2000—2015: Achievements and challenges. Paris, 2015.

13 Global Education Monitoring Report. Aid tables. GMR 2015. Table 2: Bilateral and multilateral aid to education — per donor. URL: http://en.unesco.org/gem-report/node/58 (дата обращения: 20.05.2017).

14 Education for All Global Monitoring Report 2015 — Education for All 2000—2015: Achievements and challenges.

Будущее глобального управления образованием

Очевидно, что сегодня механизмы глобального управления образованием еще не институционализированы, и это крайне негативно отражается на темпах реализации глобальных образовательных инициатив и не дает перейти к разработке чего-то более серьезного и масштабного — глобальной образовательной стратегии, способной унифицировать вертикаль национальных образовательных систем. Пока мировое сообщество в полной мере не осознает всю значимость нависших над человечеством глобальных проблем, попытки обеспечить все население Земли хотя бы базовым образованием будут продвигаться крайне медленно, несмотря на солидные государственные и частные инвестиции. Государственное администрирование и контроль играют колоссальную роль в имплемен-тации образовательных инициатив вроде EFAна практике, однако нежелание национальных органов сотрудничать с международными организациями зачастую вызвано страхом потерять часть своего суверенитета и символического ресурса, коим является образование, воспроизводящее государство и общество15.

Более радужно выглядят перспективы пионеров глобализации образования — университетов. Несомненно, в ближайшем будущем их главное функциональное назначение — подготовка квалифицированных кадров для международных организаций, корпораций и правительственных структур — останется в тени их экономической ипостаси, поскольку массовое высшее образование благодаря росту охвата среди населения Земли уверенно трансформируется в самостоятельную сверхприбыльную и статусную экономическую отрасль, о чем однозначно свидетельствует появление ряда международных рейтингов образовательных учреждений, формализующих и одновременно стимулирующих конкуренцию за студентов и их деньги на рынке образования16.

В целом же, как отмечает большинство экспертов в сфере изучения образовательных процессов, трансформация образования в неразрывно связанную наднациональную сеть глобального масштаба неизбежно — такова объективная логика и закономерность времени, а контуры этой системы так или иначе уже очерчены. Однако все же маловероятно, что, за исключением перечня дисциплин и базовых ценностей, национальные образовательные программы по всему миру будут одинаковы: это серьезно ограничило бы контроль государства над воспроизводством нации. Ключевым вопросом остается лишь срок реализации этого сценария17.

15 См.: Михель Д.В. Власть, управление, население: Возможная археология социальной политики Мишеля Фуко // Журнал исследований социальной политики. 2003. Т. 1. № 1.

16 Higher Education, Policy, and the Global Competition Phenomenon. International and Development Education series / Ed. by L.M. Portnoi et al. N.Y., 2010.

17 Global trends in educational policy. International perspectives on Education and Society / Ed. by D.P. Baker, A.W. Wiseman. Vol. 6. Amsterdam; Boston, 2005.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

МихельД.В. Власть, управление, население: Возможная археология социальной политики Мишеля Фуко // Журнал исследований социальной политики. 2003. Т. 1. № 1.

Drucker P. The Age of Discontinuity; Guidelines to Our Changing Society. London, 1969.

Education for All Global Monitoring Report 2015 — Education for All 2000—2015: Achievements and challenges. Paris, 2015.

Global trends in educational policy. International perspectives on Education and Society / Ed. by D.P. Baker, A.W. Wiseman. Vol. 6. Amsterdam; Boston, 2005.

Higher Education, Policy, and the Global Competition Phenomenon. International and Development Education series / Ed. by L.M. Portnoi et al. N.Y., 2010.

Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton, 1990.

Inglehart R, Welzel Ch. Changing Mass Priorities: The Link between Modernization and Democracy // Perspectives on Politics. 2010. № 8(2).

Levitt Th. The Globalization of Markets. Harvard Business Review, May—June 1983. URL: https://hbr.org/1983/05/the-globalization-of-markets

Spring J.H. How Educational Ideologies Are Shaping Global Society: Intergovernmental Organizations, NGOs, and the Decline of the Nation-State// Sociocultural, Political, and Historical Studies in Education Series. N.Y., 2004.

Spring J.H. Globalization of Education: An Introduction // Sociocultural, Political, and Historical Studies in Education Series. N.Y., 2008.

The Worldwide Transformation of Higher Education. International perspectives on Education and Society/Ed. by D.P. Baker, A.W. Wiseman.Vol. 9. Bingley, UK, 2008.

Towards a new education / Ed. by W. Boyd, M.M. Mackenzie. N.Y.; L., 1930.

United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2015). World Population Prospects: The 2015 Revision, Data Booklet. URL: https:// esa.un.org/unpd/wpp/Publications/Files/WPP2015_DataBooklet.pdf

Zinkina J.V., Korotayev A. Explosive Population Growth in Tropical Africa: Crucial Omission in Development Forecasts (Emerging Risks and Way Out) // World Futures: Journal of General Evolution. 2014. N 70/2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.