Научная статья на тему 'ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ'

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЛОБАЛЬНОГО РЫНКА / ИНДЕКС ГЛОБАЛИЗАЦИИ / GLOBALIZATION / MANAGEMENT / GLOBAL MARKET TRANSFORMATION / GLOBALIZATION INDEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова И.Л., Соловьева М.В.

Актуальность данной работы обусловлена повсеместным распространением такого явления, как глобализация, которое открывает перед организациями, регионами и целыми государствами перспективы роста и развития, стирая географические границы при проведении бизнес-сделок, обеспечивая разнообразные преференции или создавая определенные препятствия. Целью статьи является изучение понятия «глобализация» в историческом и современном контексте; рассмотрение положительных и негативных сторон глобализации; рассмотрение факторов, оказывающих наибольшее влияние на глобализацию; изучение одного из наиболее известных в экономической практике индикаторов глобализации KOF-индекса; авторами предпринята попытка обобщения актуализированных требований к организациям в рамках глобализации; также сформулирована особая роль транснациональных корпораций в условиях глобализации. Основной метод, используемый при написании статьи, - метод анализа, позволяющий на основе систематизации концептуально-теоретического материала обобщить информационную базу в области оценки явления глобализации в современном контексте управления организацией. В работе выявлено, что явление глобализации задает позитивный тренд формирования эпохи. Государства осуществляют поиск оптимальных методов управления международным сотрудничеством и глобальным взаимодействием. Приоритетным становится режим создания стимулов и поддержки заинтересованных стран на пути к глобализации. Результаты исследования могут применяться в теоретических исследованиях, посвященных анализу содержания и сущности глобализации, а также в практической деятельности, для создания методики актуализированных требований к организациям в рамках глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBALIZATION IN THE CONTEXT OF MODERN MANAGEMENT

The relevance of this work stems from the widespread phenomenon of globalization, which opens up prospects for growth and development for organizations, regions and entire States, erasing geographical boundaries when conducting business transactions, providing various preferences or creating certain obstacles. The purpose of the article was to examine the concept of globalization in a historical and innovative context; addressing the positive and negative aspects of globalization; looking at the factors that had the greatest impact on globalization; study of one of the best-known indicators of globalization of the KOF index in economic practice; an attempt was made by the authors to summarize the updated requirements for organizations within the framework of globalization; The special role of transnational corporations in the context of globalization was also articulated. The main method used in writing the article is the method of analysis, which allows, on the basis of systematization of conceptual and theoretical material, to summarize the information base in the field of assessing the phenomenon of globalization in the modern context of organization management. The work revealed that the phenomenon of globalization was setting a positive trend in the formation of the era. States were seeking best practices in managing international cooperation and global interaction. The regime of providing incentives and support to interested countries on the path to globalization is becoming a priority. The results of the study could be used in theoretical studies on the content and essence of globalization, as well as in practical activities, to create a methodology for up-to-date requirements for organizations within the framework of globalization.

Текст научной работы на тему «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ»

УДК: 338.24: 339.9

ББК: 65.52

Смирнова И.Л., Соловьева М.В.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ

Smirnova I.L., Soloveva M. V.

GLOBALIZATION IN THE CONTEXT OF MODERN MANAGEMENT

Ключевые слова: глобализация, менеджмент, трансформация глобального рынка, индекс глобализации.

Keywords: globalization, management, global market transformation, globalization index.

Аннотация: актуальность данной работы обусловлена повсеместным распространением такого явления, как глобализация, которое открывает перед организациями, регионами и целыми государствами перспективы роста и развития, стирая географические границы при проведении бизнес-сделок, обеспечивая разнообразные преференции или создавая определенные препятствия.

Целью статьи является изучение понятия «глобализация» в историческом и современном контексте; рассмотрение положительных и негативных сторон глобализации; рассмотрение факторов, оказывающих наибольшее влияние на глобализацию; изучение одного из наиболее известных в экономической практике индикаторов глобализации KOF-индекса; авторами предпринята попытка обобщения актуализированных требований к организациям в рамках глобализации; также сформулирована особая роль транснациональных корпораций в условиях глобализации.

Основной метод, используемый при написании статьи, - метод анализа, позволяющий на основе систематизации концептуально-теоретического материала обобщить информационную базу в области оценки явления глобализации в современном контексте управления организацией.

В работе выявлено, что явление глобализации задает позитивный тренд формирования эпохи. Государства осуществляют поиск оптимальных методов управления международным сотрудничеством и глобальным взаимодействием. Приоритетным становится режим создания стимулов и поддержки заинтересованных стран на пути к глобализации.

Результаты исследования могут применяться в теоретических исследованиях, посвященных анализу содержания и сущности глобализации, а также в практической деятельности, для создания методики актуализированных требований к организациям в рамках глобализации.

Abstract: the relevance of this work stems from the widespread phenomenon of globalization, which opens up prospects for growth and development for organizations, regions and entire States, erasing geographical boundaries when conducting business transactions, providing various preferences or creating certain obstacles.

The purpose of the article was to examine the concept of globalization in a historical and innovative context; addressing the positive and negative aspects of globalization; looking at the factors that had the greatest impact on globalization; study of one of the best-known indicators of globalization of the KOF index in economic practice; an attempt was made by the authors to summarize the updated requirements for organizations within the framework of globalization; The special role of transnational corporations in the context of globalization was also articulated.

The main method used in writing the article is the method of analysis, which allows, on the basis of systematization of conceptual and theoretical material, to summarize the information base in the field of assessing the phenomenon of globalization in the modern context of organization management.

The work revealed that the phenomenon of globalization was setting a positive trend in the formation of the era. States were seeking best practices in managing international cooperation and global interaction. The regime of providing incentives and support to interested countries on the path to globalization is becoming a priority.

The results of the study could be used in theoretical studies on the content and essence of globalization, as well as in practical activities, to create a methodology for up-to-date requirements for organizations within the framework of globalization.

«Глобализация перестраивает не только наши способы освоения мира,

но и способы нашего общения друг с другом»

К. Аннан1

Современный мир можно сравнить с сетью или паутиной - он пронизан различного рода взаимосвязями. Вышеупомянутая сеть интегрирована повсеместно: современные технологии размывают национальные границы и юрисдикции. Страны осуществляют взаимодействие по различным направлениям своей деятельности. Мировая экономика подчинена единым организационным правилам и требованиям к экономическим, юридическим и финансовым системам. Наиболее распространенной тенденцией в современной международной сфере становится процесс глобализации.

Что же представляет собой глобализация? Термин имеет латинское происхождение, в переводе означает глобус, или шар. В экономическом, политическом, культурном аспекте глобализация - это многоэтапный процесс преобразования международных экономических взаимоотношений, результатом которого является увеличивающееся в значительной степени влияние на экономическую, политическую и социальную системы конкретных стран разнообразных факторов мирового значения. К таким факторам относят прежде всего экономические и политические связи, технический, информационный и культурный взаимообмен.

Глобализация открывает перед организациями, и даже странами, перспективы роста и развития, стирая географические границы при проведении бизнес-сделок. Международный бизнес влияет в значительной степени на все без исключения страны, обеспечивая определенного рода преференции или создавая препятствия.

К числу положительных аспектов глобализации можно отнести возможность заимствования дефицитов. Отсутствие собственных кадровых, финансовых, трудовых ресурсов можно компенсировать в международной среде. Широкие перспективы открывают процессы коллаборации и использования единого научно-технического потенциала. Отдельные страны, осуществляя торговлю патентами, лицензиями, ноу-хау, являются лидерами мировой торговли, оказывая существенное влияние на развитие мирового рынка в целом.

Наряду с положительными тенденциями глобализации, необходимо отметить и негативные, например, зависимость стран от состояния мировых рынков в целом. Риски нестабильности мирового хозяйства в области экономической и политической сферы влияют на нестабильность глобального рынка в целом. Экономика оказывает воздействие на формирование политики стран как внутренней, так и внешней. Нестабильность отдельных экономик, азиатский кризис, падение покупательской способности стран латинской Америки, стагнация экономики США служат примером данной тенденции.

Глобализация - это актуальный процесс усиления взаимосвязи мира, расширения воздействия на действительность большого количества стран разнообразных факторов международного значения: экономической и политической конъюнктуры, культурного и информационного взаимообмена и т.д. В конце XX века глобализация перешла на качественно новый уровень, который позволил рассматривать данное явление как

1 Аннан Кофи (1938-2018 гг.) - ганский дипломат, 7-й генеральный секретарь организации Объединённых Наций (1997-2006). Лауреат Нобелевской премии мира 2001 года.

основной и определяющий вектор современного этапа развития мирового хозяйства. Жизнь большей части населения нашей планеты находится в преобладающей зависимости от различных процессов, протекающих за пределами их страны.

Следует отметить, что трансформация глобального рынка привела к разделению труда в планетарном масштабе. Возникновение «мировой фабрики», связанной това-ропотоками, глобальными информационными и финансовыми системами характеризуется рядом особенностей. Функцию координации на этой «фабрике» выполняют высокоразвитые страны Западной Европы и США, производство главным образом находится за пределами развитых стран. Наблюдается тренд усиления интеграции стран, перспективы развития отдельной страны определяется её причастностью к той или иной экономической группировке. Страны, за исключением Северной Кореи, не могут существовать изолированно, поскольку прерываются экономические взаимосвязи между ними.

Вследствие глобализации уплотняются связи в рамках мирового масштаба. Все более интенсивным становится глобальное перемещение товаров, услуг, капитала, ра-

бочей силы. В результате глобализации континенты, страны, люди становятся более восприимчивыми к воздействию внешних факторов.

Далее перейдем к выделению факторов, оказывающих наибольшее влияние на глобализацию: рыночные, финансовые, технологические, правовые и политические, культурные, экологические. Каждый из вышеперечисленных факторов выражается в конкретных формах, ситуациях и процессах.

Для оценки степени мобилизации отдельных национальных экономик или всего мирового хозяйства в глобальное взаимодействие принято использовать различные индикаторы. Одним из наиболее известных в экономической практике индикаторов является KOF-индекс глобализации (KOF Index of Globalization).

KOF-индекс, или индекс уровня глобализации стран мира, был разработан Швейцарским экономическим институтом (Konjunkturforschungsstelle) в 2002 г. (автор методики проф. А. Дреер). Методология оценки KOF-индекса включает три уровня глобализации: экономический, политический и социальный. Перечень основных параметров оценки KOF-индекса глобализации на 2018 г. представлены в таблице 1.

Таблица 1 - KOF-индекс глобализации 2018: структура и вес параметров

№ Показатели глобализации (факт.) Вес показателей (%)

Экономическая глобализация 33,3

Торговая глобализация 50

1 Торговля товарами 38,8

2 Торговля услугами 44,7

3 Разнообразие торговых партнеров 16,5

Финансовая глобализация 50

4 Прямые иностранные инвестиции 26,7

5 Портфельные инвестиции 16,5

6 Международный долг 27,6

7 Международные резервы 2,1

8 Международные выплаты дохода 27,1

Социальная глобализация 33,3

Межличностная глобализация 33,3

9 Международный речевой трафик 20,8

10 Трансферы 21,9

11 Международные туристические потоки 21,0

12 Зарубежные студенты 19,1

13 Миграция 17,2

Продолжение таблицы 1

Информационная глобализация 33,3

14 Используемая пропускная способность интернета 37,2

15 Международные патенты 28,3

16 Экспорт высоких технологий 34,5

Культурная глобализация 33,3

17 Торговля предметами культуры 28,1

18 Торговля бытовыми услугами 24,6

19 Международные торговые марки 9,7

20 Количество ресторанов McDonald's 21,6

21 Количество магазинов IKEA 16,0

Политическая глобализация 33,3

22 Количество посольств 36,5

23 Международные миссии ООН 25,7

24 Международные неправительственные организации 37,8

Источник: https ://kof.ethz .ch/en/

Данный индекс создатели позиционируют как комплексный показатель, позволяющий оценить масштаб интеграции той или иной страны в мировое пространство и сравнить оцениваемые страны по его компонентам.

Страны, исследование которых проводится для расчета КОБ-индекса, оценивают по 24 показателям, сгруппированным в три блока глобальной интеграции:

1. Экономическая глобализация - объёмы международной торговли товарами и услугами, международные потоки инвестиций, и т.д.;

2. Социальная глобализация - уровень культурной интеграции, миграция, международный туризм, показатели информационных каналов, и т.д.;

3. Политическая глобализация - участие государств в международных миссиях ООН, количество посольств, и т.д.

Индекс уровня глобализации вычисляется как совокупность показателей указанных блоков исходя из удельного веса каждого из компонентов соответственно. Для всех стран, участвующих в исследовании, определяется рейтинг по индексу глобализации, который проранжирован в порядке убывания и показывает место страны по сравнению с другими исследуемыми государствами. Первые строчки индекса глобализации традиционно принадлежат евро-

пейским странам: Швейцария, Нидерланды, Бельгия и т.д.

В целом данный индекс глобализации представляет аналитический инструмент, который позволяет сопоставить отдельные страны по универсальным критериям и оценить эффект глобализации для стран, отличающихся по институциональному устройству. Таким образом, обозначенный индекс глобализации отражает весомый этап в научном переосмыслении явления глобализации и может послужить определенной базой для дальнейших исследований в этом направлении.

Глобализация предполагает постоянное изменение внешней среды, предприятиям необходимо адаптироваться к изменениям посредством совершенствования организационной структуры и функционирования. Упорядоченная организация деятельности затрудняет приспособление к непостоянству внешних факторов. Успех выживания современных предприятий должен заключаться в необходимости изменений, приспособлений к эластичным факторам внешней среды. Сегодня перед организациями стоит задача, с одной стороны, формирования такой системы управления, которая позволяет сбалансировано и эластично реагировать на потребности контрагентов и клиентов, а с другой - параллелизация развития универсальной организационной культуры и глобальной сферы деятельности.

Решение вышепоставленной задачи предполагает изменение подходов к управлению организацией с учетом использования прежнего опыта. Турбулентная внешняя среда ставит под сомнение идеи планирования, осуществления проекций тенденций в будущем. Планированию теперь поддается то, что будет иметь проявления в рамках всеобщего масштаба. В рамках этого некоторые элементы системы управления предприятием требуют реорганизации. В связи с этим стратегическое планирование изменяется в сторону стратегического управления.

В рамках глобализации предприятия и организации изыскивают новые методы управления и новые формы организации деятельности.

Современные менеджеры должны определиться с решением следующих вопросов:

1. Выбор новых методов работы. Сотрудники осуществляют деятельность формальными и неформальными группами в условиях коммуникаций, координации. Руководству организаций необходимо ставить перед собой вопросы: каковы критерии оценки вклада каждого из работников; при каком взаимодействии общая эффективность будет больше - в рамках непосредственного общения либо в рамках работы по удаленной системе.

2. Структура предприятия: какова она должна быть для того, чтобы быстро реагировать на изменяющиеся условия внешней среды, подстраиваясь под требования поставщиков и клиентов.

3. Стиль управления - каким образом выбрать оптимальный, не противоречащий действиям сотрудников по достижению эффективных результатов деятельности стиль взаимодействия; как принимать оптимальные решения, когда все большее количество сотрудников имеет доступ к массивам корпоративной информации.

4. Умения и навыки: какие качества необходимы менеджерам на данном этапе управления организацией, какие навыки потребуются в будущем; а также понимание того, как трансформировать требования к уровню квалификации для того, чтобы оставаться эффективными в изменяющейся окружающей среде.

5. Обучение и адаптация. Перед руководством стоит вопрос: каким образом поддерживать статус обучающейся организации, какие для этого предпринимать действия, не нанося ущерб основной деятельности предприятия, как усилить образовательные возможности.

6. Инновации - один современный мейнстрим обеспечения конкурентоспособности организации. Общеизвестно, что для обеспечения достаточного уровня конкурентоспособности, менеджерам необходимо постоянно генерировать и реализовывать инновационные идеи.

7. Информационные технологии -являются основополагающим инструментом глобализации, в настоящее время трудно представить функционирование любой организации без информационной системы, «информационные автострады» открывают ошеломляющие горизонты для процессов глобализации.

Ответить на вышеперечисленные вопросы менеджеры могут в зависимости от имеющегося опыта, опираясь на традиции стран, учитывая нормативно-

законодательную базу. Целесообразно отметить, что основным условием обладания конкурентным преимуществом организацией является создание команды высококомпетентных, инновационно-мыслящих менеджеров, обладающих стратегическим видением и способных практически реализовы-вать созданные программы.

В связи с перечисленными вызовами, система эффективной работы организации должна строиться на следующих принципах:

- инновационность - обладание научным потенциалом в области разработки продуктов, процессов, структур, использования человеческого потенциала, снабжения, контроля запасов, маркетинга, обслуживания;

- адаптационность - способность максимально быстро приспособиться к изменениям внешней и внутренней среды;

- эластичность - умение трансформироваться при изменении размеров организации, корректировке стратегии и тактики управления, создании сетевых организаций,

ликвидации нерезультативных подразделений;

- эффективность - способность к удержанию долгосрочного конкурентного преимущества в различных сферах: продуктовой, производительной, удовлетворения персонала, лояльности клиентов, качества и сервисного обслуживания товаров.

Актуализированные требования к организациям в рамках глобализации можно рассматривать как серьезный вызов для большинства компаний.

В контексте исследования аспектов глобализации, необходимо отметить её основные направления:

- глобальное перемещение факторов производства, трудовых и интеллектуальных ресурсов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- увеличение международных финансовых и инвестиционных операций, появление новых систем платежей и т.д.;

- международная торговля всевозможными товарами, услугами, технологиями.

Особую роль в условиях глобализации играют транснациональные корпорации — компании, владеющие филиалами в нескольких странах, а также от двадцати пяти до тридцати процентов активов ее находятся за рубежом. К настоящему моменту по данным ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) в мире насчитывается более восьмидесяти тысяч транснациональных корпораций, имеющих более одного миллиона филиалов. ТНК обеспечивают свыше 50% мирового промышленного производства, в сфере мировой торговли - более 70% всего объема. Интересно отметить также и то, что из приблизительно 800 тысяч выдаваемых ежегодно патентов, более 80% принадлежат ТНК.

На рисунке 1 приведены десять крупнейших ТНК в мире на 2018 год.

Место Название ТНК Страна Отрасль Выручка, млрд долл. Количество сотрудников, чел.

1 Walmart США Торговля 500 2 300 000

2 State Grid Китай Электросеть 345 913 546

3 Sinopec Group Китай Нефтехимия 326 667 793

4 China National Petroleum Китай Нефтегазовая 326 1 470 193

5 Royal Dutch Shell Нидерланды Нефтегазовая 311 84 000

6 Toyota Motor Япония Автомобилестроение 265 369 124

7 Volkswagen Германия Автомобилестроение 260 642 292

8 BP Великобритания Нефтегазовая 244 74 000

9 Exxon Mobil США Нефтегазовая 244 71 200

10 Berkshire Hathaway США Множество отраслей 242 377 000

Рисунок 1 - Топ-Источник:

■10 крупнейших ТНК мира 2018 г. https://fortune.com/global500/

Рассмотрим исторические основы образования и развития транснациональных корпораций.

1. Этап становления (1914-1918 гг.) -период образования синдикатов и картелей, занимавшихся обработкой колониальных ресурсов. Первая мировая война стала толч-

ком в образовании и развитии картелей, которых в начале войны было не более ста, а к моменту окончания - один миллион двести тысяч. Наибольшее распространение картели получили в области машино- и судостроения, химической промышленности.

2. Этап развития (1918-1939 гг.) - период развития трестов в области вооружения и военной техники. В сложившихся условиях хозяйствования на смену монополиям пришли тресты.

3. Этап развития концернов (19451970 гг.) - период функционирования, при котором компании сохраняли юридическую и хозяйственную самостоятельность, но на рынке присутствовали доминирующие финансовые структуры. На стремительное развитие глобализации на данном этапе оказала начавшаяся научно-техническая революция.

4. Этап усиления конкуренции между концернами (1970-2000 гг.) - период активного слияния и поглощения компаний.

5. Современный этап (с 2000-х гг. по настоящее время) - развитие в условиях региональной интеграции с опорой на инновационные технологии.

Сформулируем характерные черты современных транснациональных корпораций:

1. Транснациональные корпорации представляют собой всемирно интегрированные бизнес-системы, особенностью которых является тесное взаимодействие национальных и зарубежных подразделений, а также перемещение между дивизионами капитала, технологий, ресурсов.

2. Производство ТНК сосредоточено в наиболее выгодных для этого регионах.

3. Штаб-квартира (головной офис) -высшая управленческая структура транснациональной корпорации. Руководство деятельностью транснациональных корпораций осуществляется в мировом пространстве в рамках единого рынка.

4. Филиалы, рассредоточенные по всему миру, принимают решения относительно своих филиалов. Подобная система управления является централизованной, позволяя контролировать функционирование подразделений и повышать эффективность деятельности в целом.

5. В процессе глобализации транснациональным корпорациям отводится важнейшая роль. Принципы, практики управления адаптируются к быстроменяющемуся мировому рынку.

Необходимо отметить, что доля российских транснациональных корпораций в общем количестве минимальна. Какие же проблемы препятствуют расширению сети российских транснациональных корпораций? Для развития данного направления необходимо сконцентрироваться на решении наиболее актуальных задач. Совершенно ясно, что использование зарубежного опыта полезно, однако его формирование происходило в другой системе ценностей и взглядов, не в полной мере приемлемых для нашей страны. Политика развития транснациональных корпораций, где работники разных стран могут скоординировано работать для достижения общих целей компании, должна осуществляться на всех уровнях развития компании. Система, включающая новые формы занятости, стандарты корпоративной культуры, стандарты социальной культуры, позволила бы решить проблемы российского менеджмента, и сделать шаг в расширении сети российских транснациональных корпораций.

Подводя итоги, следует отметить, что явление глобализации задает позитивный тренд формирования эпохи. Государства осуществляют поиск оптимальных методов управления международным сотрудничеством и глобальным взаимодействием. Приоритетным становится режим создания стимулов и поддержки заинтересованных стран на пути к глобализации.

Достаточно разнообразен технологический инструментарий поддержки глобализации и развития транснациональных корпораций - трансграничные сделки и международные соглашения, глобальные инвестиционные и финансовые механизмы, информационные и технологические трансформации, поливекторная дипломатия. Тем не менее при поддержке развития глобализации, нельзя забывать о слабостях и антагонизмах создаваемой системы. Наибольшее внимание акцентируется на проблемах, требующих интеллектуальных и материально-финансовых вложений, политической и социальной перестройки всего мирового сообщества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ачкасов, В.А. Мировая политика и международные отношения: учебник для вузов / В.А. Ачкасов, С.А. Ланцов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2020. - 483 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-10418-9. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/450149 (дата обращения: 06.06.2020).

2. Глобализация: учебник / под ред. В.А. Михайлова, В.С. Буянова - М.: РАГС, 2008. -

543 с.

3. Голикова, Ю.А. Глобализация и особенности современного менеджмента // Инновационная наука. - 2015. - № 11-1. - С. 57-59.

4. Кефели, И.Ф. Глобалистика. Экополитология: учебное пособие для вузов / И.Ф. Ке-фели, Р.С. Выходец. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2020. - 197 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-07912-8. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/451669 (дата обращения: 06.06.2020).

5. Кирова, И.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: в 2 ч. Ч. 1. Глобализация: курс лекций / И.В. Кирова, Т.Л. Попова. - М.: МАДИ, 2014. - 68 с.

6. Кох, Р. Менеджмент и финансы от А до Я. - СПб.: Питер, 2004. - С. 65.

7. Лебедева, М.М., Харкевич, М.В., Касаткин, П.И. Глобальное управление: монография. - М.: Издательство МГИМО-университета, 2013.

8. Мартин, Г.-П., Шуманн, Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию / пер. с нем. - М.: АЛЬПИНА, 2011. - С. 20.

9. Международные отношения и мировая политика: учебник для бакалавриата и магистратуры / П.А. Цыганков [и др.]; под редакцией П.А. Цыганкова. - М.: Юрайт, 2019. -290 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-03598-8. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/433233 (дата обращения: 06.06.2020).

10. Международный менеджмент: учебник / под ред. д.э.н. профессора С.Э. Пивова-рова. - СПб.: Питер, 2011. - 390 с.

11. Официальный сайт ЮНКТАД (UNCTAD) [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.unctad.org (Дата обращения: 06.06.2020г.).

12. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 06.06.2020).

13. Эскиндаров, М.А., Перская, В.В. Многополярность: институты и механизмы согласования национальных интересов: учебное пособие. - М.: КноРус, 2018. - 538 с. ISBN: 978-5-406-06215-9.

14. Amin, S., Arrighi, G., Frank, A.G., and Wallerstein, I. 2006. Transforming the Revolution: Social Movements and the World-System. Delhi: Aakar.

15. Bhatt, G.D. A resource-based perspective of developing organizational capabilities for business transformation // Knowledge and process management. 2000., V. 7., N. 2, P. 119-129.

16. Djessop, B. The Future of the State in an Era of Globalization // International Politics and Society. 2013. N. 3. P. 30-46.

17. Grinin, L.E., Korotayev, A.V., and Malkov, S.Yu. A Mathematical Model of Juglar Cycles and the Current Global Crisis. In Grinin, L., Korotayev, A., and Tausch, A. (eds.), History & Mathematics: Processes and Models. Volgograd: Uchitel. 2010., P. 138-187.

18. Hinz, R., Heinz, P. Rudolph, Pablo Antolin, and Juan Yermo. Evaluating the Financial Performance of Pension Funds. Washington, DC: The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank., 2010.

19. Mandelbaum, M. The Case for Goliath: How America Acts as the World's Government in the Twenty-First Century. New York, NY: Public Aff airs., 2005.

20. Prahalad, C.K., Hamel, G. The core competence of the corporation // Harvard Business review. 2009, V. 68, No. 3, P. 79-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.