В. П. Кирсанов
Глобализация в контексте альтернатив исторического развития
Особенностью современного этапа исторического развития является усиление процессов глобализации во всех общественных сферах. Эти процессы не отменяют этнического, языкового, культурного различия внутри единой цивилизации, как не отменяют они различие интересов, несовпадение темпов и форм развития народов. При этом многообразие становится скорее локальным, а глобализация - универсальным фактором.
Глобализация означает всеобщий характер большинства значимых для человечества процессов. Современное человечество представляет собой единую систему экономических, социальных и культурных взаимодействий, что предполагает единство его дальнейшей судьбы.
Глобализация выступает как внутренне противоречивый процесс. С одной стороны, она открывает новые возможности для всестороннего развития, взаимодействия народов и государств, с другой стороны, она породила множество проблем и конфликтов экономического, социокультурного, духовного, военнополитического, демографического и нравственного характера. Эти проблемы уместно определить как вызовы человечеству.
Вызовы предполагают (а иногда и диктуют) незамедлительные «ответы» военно-политического, экономического и иного характера, с помощью которых они могут быть устранены. На вызовы, как правило, возможны альтернативные типы реакции. Нынешняя модель глобализации по-американски и ее идеология однополярного глобализма бросают серьезные вызовы современной России, на которые она должна дать адекватные ответы.
Противоречия, вызванные глобализацией человечества, находят отражение в возникновении антиглобализма. В свою очередь противоречивость глобализационных процессов и острота политической борьбы вокруг них во многом объясняется той конкретноисторической обстановкой, которая сложилась к концу XX в. Огромное влияние на все мировое развитие оказало окончание холодной войны и переход от двухполюсной к новой модели мира с тенденцией доминирования одной сверхдержавы - США. До этого глобализация имела проамериканский и просоветский акценты. Несомненно, что оба акцента навязывались другим странам. В то же время противостояние США и СССР приглушало, отодвигало на второй план антиглобалистские настроения. После распада
117
советского блока и самого Советского Союза ситуация в этом смысле резко изменилась. У США - теперь единственной сверхдержавы - возник соблазн взять на себя роль вершителя судеб человечества, и эта претензия стала все более накладываться на процессы глобализации, сливаться и отождествляться с ними.
Однако практика последних 15-20 лет наглядно продемонстрировала насколько отличается реальность от радужно нарисованных картин. Какие бы ни были пропагандистские усилия, долго держать людей в неведении трудно. Со второй половины 1990-х гг. глобализация перестала восприниматься как исключительно объективный и позитивный для всего человечества процесс. Глобализация утратила легитимность, и это стало важнейшим идеологическим сдвигом, произошедшим в сознании различных слоев населения самых разных государств. Одним из свидетельств этого является возникновение и эволюция активного и пестрого по своему составу движения антиглобалистов, которое приобрело большой резонанс. При всех отличиях их объединяет общий лозунг: «Возможно иное будущее».
Для понимания феномена антиглобализма необходимо исходить из того, что у глобализации два различных по своему содержанию аспекта. Первый - объективный. Действительно, мир становится все более взаимозависимым: любое значимое событие мгновенно становится всеобщим достоянием: люди, товары и капиталы активно перемещаются по всему миру.
Второй аспект - субъективный, который является основой для манипулирования сознанием. Трактовка глобализации как процесса, в результате которого утрачивают смысл такие понятия, как «государство», «государственный суверенитет» границы между странами исчезают, формируются глобальное управление, глобальная культура, глобально общечеловеческая цивилизация. В сознание внедряется, что глобализация представляет колоссальные возможности для прогресса всего человечества. Чтобы воспользоваться этими возможностями, все страны и народы должны как можно шире открыть двери навстречу тем явлениям современной жизни, которые олицетворяют собой нынешнюю модель глобализации по-американски.
Нельзя понять сущность антиглобализма без учета того, что при господстве нынешней модели глобализации ценности западного мира имперски навязываются всем другим странам и народам. В движении антиглобализма ярко проявляется стремление к сохранению самостоятельности, уникальности своих культур, возможности выбора самостоятельного пути развития, которых их лишает глобализм.
118
Важно учитывать, что антиглобалистское движение не противостоит глобализации как объективному процессу, а выступает за изменение ее нынешней формы.
Феномен глобализации идеологически во многом воспринимается через призму глобализма «по-американски». В этой связи более правильно называть антиглобализм альтерглобализмом, который является теоретическим выражением антиглобализма.
Современная социальная философия признает необходимость выработки нового стиля мышления, который соответствовал бы характеру протекающих в обществе процессов. На данный момент можно констатировать, что человечество пока не способно в полной мере отвечать на те вызовы, которые порождены его собственной деятельностью. Мир, в котором мы живем, становится все более конфликтным и все менее предсказуемым. До опасной черты снизилась управляемость мирового сообщества. Это настоятельно требует критически осмыслить нынешнюю модель глобализации в тесной увязке с такими феноменами, как глобализм, антиглобализм и альтерглобализм.
Процессы общественного развития при всей объективной обусловленности и закономерности небезальтернативны. Это в полной мере относится и к глобализации.
Исторический процесс сам по себе весьма сложен и представляет собой диалектическое взаимодействие многих объективных и субъективных факторов. Объективные факторы, прежде всего объективные потребности людей, заставляют их действовать в определенном направлении, исходя при этом из сложившихся условий, природных и социальных. Данные условия людям необходимо осознать, чтобы учитывать их в своих действиях. Это дает им возможность кратчайшим путем и более эффективно удовлетворять свои потребности. В осознании и учете субъектами объективных условий своей жизнедеятельности, а также в проявлениях их воли и решимости в достижении намеченных целей выражается действие субъективных факторов исторического процесса. Содержание субъективных факторов раскрывает механизм воздействия людей на объективные условия их жизни, сущность движущих сил истории, показывая процесс обратного влияния политических, социальных, идеологических отношений на экономический строй общества. Все это свидетельствует об относительной самостоятельности субъективных факторов, об их продуктивно-активной силе воздействия на ход истории, особенно в периоды ее крутых поворотов, требующих мобилизации духовных, творческих возможностей, усилий каждого члена общества, максимальной отдачи его созидательной энергии.
119
Поскольку глубинным ядром субъективного фактора выступает человек как деятельное существо, постольку он есть живой барометр состояния субъективного фактора, показатель его положительной и отрицательной направленности. «Субъективный фактор очень динамичен, подвержен различным колебаниям, являя собой “веер возможностей” простирающихся от положительной активнотворческой энергии до “злокачественности” (по вредности своего воздействия на социально-экономическую реальность). Он может служить мощным фактором, как созидания, так и разрушения, как ускорения общественного развития, так и его тормоза» (Спиркин А.Г. Философия. М., 2003. С. 509).
Для раскрытия диалектики исторического процесса также важно выяснить, как соотносятся его единство и многообразие. Всестороннее сотрудничество народов разных стран и континентов, усиление их взаимозависимости подтверждают и укрепляют единство мирового исторического процесса. В то же время единство исторического процесса не исключает его многообразия. Значительное разнообразие в жизни народов предполагает многовариантный характер их развития.
Однако это не означает, что утрачивается единство человеческой истории. Речь идет о многообразии в рамках единого мирового исторического процесса. Данное многообразие его существенно обогащает.
Нам представляется в этой связи, что вполне можно согласиться с выводом Н. Загладина «...говоря о глобализации в современном мире, необходимо поставить ее в контекст двух базовых тенденций -к универсализации мира и росту его многообразия. Именно их взаимодействие и определяет современное мировое развитие, его неоднозначность, что самое важное, сохранение альтернативности выбора для каждого народа и государства» (Загладин Н. Глобализация в контексте альтернатив исторического развития // Мировая экономика и междунар. отношения. 2003. № 8. С. 4).
Протекавшие в конце XX - начале XXI в. процессы оказались далеки от нарисованных идеологами глобализации и сторонниками однополярного мира картин. «Катастрофа российской цивилизации и потеря Россией статуса сверхдержавы стали политической драмой не только национального, но и всемирно-исторического масштаба» (Смолин О.Н. Политический процесс в современной России. М., 2004. С. 257).
Весьма показательно, что согласно официальным оценкам избранный вариант реформ в России 1990-х гг. был единственно возможным и реальной альтернативы ему не существовало. Однако
120
нам представляется справедливым утверждение О.Н. Смолина: «...в революционные периоды истории всегда существуют социально-политические альтернативы, причем избранная российским руководством модель развития с точки зрения ее социальных последствий является одной из наиболее контрпродуктивных» (Там же. С. 252).
Для россиян небезразлично, каким образом будут протекать процессы глобализации. Спонтанный, нерегулируемый характер развития будет предопределять дрейф России в сторону такого положения в мировой политике, которое на многие годы вперед ограничит возможность нашей страны проводить самостоятельный курс. Поэтому Россия должна быть активным участником процесса глобализации, без чего невозможно обеспечить законные интересы страны.
Законы глобализации, как законы социальные не абсолютны. И они зависимы от людей, от их национального характера, традиций, культуры. «Наша задача сегодня состоит в том, - справедливо полагает А.С. Панарин, - чтобы лишить злонамеренность новейшего хищничества “алиби” объективности и непреложности и вскрыть субъективное своеволие и своекорыстие там, где нас призывают видеть только предопределенность. Глобальный порядок, как и все остальное в мире, имеет альтернативные варианты и сценарии; наше человеческое достоинство состоит в том, чтобы по возможности отстоять наиболее гуманные и справедливые из них и отбить поползновения нового хищничества, стремящегося прибрать мир к рукам под лозунгом “иного не дано”» (Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000. С. 12).
Процесс империалистической глобализации, если ему не предлагать альтернативы, грозит планетарной катастрофой. Однако в условиях сегодняшней жизни формируется другой путь развития человечества. И он может осуществиться лишь при одном условии -выдвижении, обосновании и практической реализации моделей глобализации, альтернативных нынешней империалистической. Нарастающее в мире осознание пороков империалистической глобализации, мировой размах антиглобалистских настроений привели к критическому рубежу в общественном мнении по отношению к ней. К настоящему времени ощущается острейшая необходимость выработки новой модели (или моделей) глобализации, устранения тех ужасных пороков, которыми характеризуется ее действующая модель, глобализация по-американски.
121
Отсюда и необходимость поворота философской мысли к осмыслению путей преодоления разрушительных последствий глобализации в целом ряде сфер человеческой жизнедеятельности, формирования ее альтернативных моделей. И в этом смысле огромное значение приобретает политическая составляющая глобализации. Нужна политика, способная интегрировать в процессе глобализации человеческое и социальное измерение, обеспечить право всех народов на достойную жизнь, на культурную и цивилизационную самобытность.
Итак, на основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
• Альтернативы глобализации не выдвигают какой-либо замены самим глобализационным процессам, а выражают их внутреннюю вариабельность. Это касается прежде всего моделей, в которых реализуется глобализация.
• Признавая глобализацию определяющей тенденцией мирового развития необходимо подчеркнуть, что реализующаяся модель глобализации - глобализация по-американски - лишь одна из ее моделей, но не единственная, которая реализуется на практике.
• Национальные модели глобализации, учитывающие диалектику локального, регионального и глобального в цивилизационном развитии, способны придать глобализации определенную постепенность и сдержать ее наиболее негативные последствия.
• Глобализацию необходимо рассматривать в контексте альтернатив исторического развития, так как в зависимости от того или иного понимания и трактовки глобализации, отношения к ней будет складываться будущее и России и мира в целом.
• Процесс глобализации, если ему не предлагать альтернативы, грозит планетарной катастрофой.
• Жизненно необходим поворот научной мысли к поиску путей преодоления разрушительных последствий глобализации в целом ряде сфер человеческой деятельности, формирование ее альтернативных моделей.
• Огромное значение приобретает политическая составляющая глобализации: нужна политика, способная интегрировать в процессе глобализации человеческое и социальное измерение, обеспечить право всех народов на достойную жизнь, на культурную и цивилизационную самобытность.
122