Научная статья на тему 'ГЛОБАЛИЗАЦИЯ УСЛУГ'

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация услуг / Мировой рынок услуг / информационные услуги / психологический фактор / трансформация рынка / Телекоммуникационный фактор / трудовой фактор / финансовые услуги / Международные услуги / рекреационные услуги / международный обмен услугами / тенденции.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Истамова М.И., Караваева Ш.

Проанализированы факторы глобализации, которые оказывают доминирующее влияние на развитие сферы услуг: геополитические факторы, психологические факторы, трудовые факторы, телекоммуникационные факторы, структурные факторы, факторы концентрации развитых услуг, факторы эффективности. Определен ряд долговременных стимулов развития сферы услуг, ведущих к устойчивости динамики роста мировой торговли услугами. Оценивается необходимость существования специальных организаций и особых механизмов регулирования процессов воздействия глобализации на национальные и международные рынки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ УСЛУГ»

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ УСЛУГ

Истамова М.И.

ассистент кафедры Сервиса, СамИЭС

Караваева Ш.

студент СамИЭС

Аннотация. Проанализированы факторы глобализации, которые оказывают доминирующее влияние на развитие сферы услуг: геополитические факторы, психологические факторы, трудовые факторы, телекоммуникационные факторы, структурные факторы, факторы концентрации развитых услуг, факторы эффективности. Определен ряд долговременных стимулов развития сферы услуг, ведущих к устойчивости динамики роста мировой торговли услугами. Оценивается необходимость существования специальных организаций и особых механизмов регулирования процессов воздействия глобализации на национальные и международные рынки.

Ключевые слова: глобализация услуг, Мировой рынок услуг, информационные услуги, психологический фактор, трансформация рынка, Телекоммуникационный фактор, трудовой фактор, финансовые услуги, Международные услуги, рекреационные услуги, международный обмен услугами, тенденции.

Глобализация сферы услуг - это процесс, ориентированный на создание и развитие единого мирового рынка услуг. По своей природе глобализация является многосторонним явлением, имеющим не только экономический, но также идеологический, геополитический и социальный характер. Особенность капиталистической глобализации состоит в том, что под контроль наднационального капитала попадают не только природные ресурсы и финансы государств, но также культура и услуги вместе с инфраструктурой, персоналом и национальной философией его деятельности. Создание и развитие единого мирового рынка услуг поддерживается национальными правительствами экономически развитых государств, построивших информационные общества, ставшие доминирующим конкурентным преимуществом, позволяющим извлекать наибольшую выгоду из глобализации.

Нерегулируемая глобализация постепенно приводит к ослаблению и устранению различий в социальном и культурном устройстве государств и ориентации их на моносистему в рамках концепции однополюсного мира. В сфере услуг, где в связи с глобализацией территориальность перестает быть единственным организующим принципом социальной и культурной жизни населения, услуги, базирующиеся на информационных системах, освобождаются от локальных привязок и свободно пересекают

пространственные границы, нередко неся на себе «социально-культурные вирусы», разрушающие жизненные уклады и культурные устои народов.

Народ должен быть готов к снятию территориальных ограничений, к новой открытости. Самым мощным средством индивидуальной защиты народа является его собственная культура, национальные традиции и вера, которые должны сохраняться. Государство должно создавать условия, поддерживающие, защищающие и обогащающие культуру собственного народа.

Для реализации идеологической и политической составляющих капиталистической глобализации обычно используется сфера информационных услуг, услуги театров и других зрелищных учреждений культуры для распространения по всей планете либеральных «ценностей» англосаксонского и, прежде всего, североамериканского образца с целью американизации обществ другой культуры. Делается это и через рекламу товаров, произведенных в этих странах, путем формирования новых ожиданий людей, через воздействие на их сознание, для изменения национальных традиций, вкусов и привычек. При этом в средствах массовой информации многих стран мира стремление «быть американцем» является положительной ценностью, а традиционное поведение и национальные модели развития сферы услуг оцениваются отрицательно.

Экономическая глобализация является порождением транснационального бизнеса, банков и корпораций, в деятельности которых преобладали международные финансовые и информационные потоки, использовался принцип размещения производств и ликвидного имущества за рубежом. В позитивном плане это способствовало развитию инфраструктуры, обслуживающей процессы глобальной деловой активности участников данных процессов, и привело к использованию телекоммуникационных сетей нового поколения для обмена информацией, осуществления расчетов, платежей и общепланетарного общения за счет быстрого распространения английского языка; экономической интеграции; сближения финансовых систем; технического, экономического, гуманитарного образования и серьезным образом затронуло факторы развития и функционирование сферы услуг.

Существует группа факторов глобализации, которая оказывает доминирующее влияние на развитие сферы услуг:

Геополитический фактор. Глобализация ведет к ослаблению и снятию географических, территориальных ограничений и распространению глобального сознания. Территориальность перестает быть исключительным принципом организации сферы услуг. Она дополнилась стремительно растущим сектором услуг, оказываемых не локально, вне связи с конкретным местом проживания или работы потребителя. Это прежде всего относится к услугам, связанным с предоставлением или перемещением информации, которые приобрели глобальный характер. Услугу стали деятельностью, посредством ко -торой проводится экономическая политика в международных

масштабах, при экспорте рабочей силы, выступающей носителем интеллектуального потенциала и источника доходов и инструментом решения геополитических проблем.

Психологический фактор. Процессы глобализации оказывают воздействие на психологию людей. Преобразование национальных рынков услуг сопровождается изменениями в поведении людей по отношению к моде, новым услугам, идущим вразрез с национальными, религиозными и прочими особенностями менталитета. Формируются новые ожидания и связанная с ними ментальность. Глобализация привела к появлению группы потребителей, ожидающих в каждой точке земного шара встретить один и тот же достаточно высокий уровень сервиса. Формирование данной психологии привело к трансформации рынков гостиничного, ресторанного и транспортного бизнеса, которая выразилась в создании сетей отелей и ресторанов с гарантированным качеством обслуживания вне зависимости от местонахождения, в появлении сети аренды автомобилей и прочих видов услуг, прежде всего бытового характера, а также сопутствующих услуг для туристов и деловых людей.. Трудовой фактор. В развитых странах отчетливо формируется тенденция к выводу рабочих мест в сферу услуг государств с дешевой рабочей силой, имеющих большую емкость рынка торговли, гостиничного хозяйства, туризма, игрового бизнеса и пр. Политика вывода рабочих мест за границу поддерживается налоговыми льготами для компаний, которые переносят рабочие места за пределы своих государств. Перенос рабочих мест в другие страны экономически выгоден экспортерам. Затрат на услуги меньше, а прибыль больше. Однако перенос рабочих мест за рубеж имеет и негативные последствия как для одной, так и для другой сторон, участвующих в данном процессе. Экономика страны, которая активно выносит рабочие места за рубеж, растет быстро, а новые рабочие места в ней создаются медленно. В результате безработица внутри страны сокращается низкими темпами.

Телекоммуникационный фактор. В современном мире осуществлен колоссальный прорыв в области коммуникационных технологий. Для того, чтобы завоевать свою первую 50-миллионную аудиторию, радио понадобилось более 38 лет, телевидению - 13, Интернету - всего четыре года. Если в 1995 г. Среди его пользователей насчитывалось 18 млн. чел., в 1998 - 143, в 2001 -более 700 млн., то в настоящее время их число составляет 1 млрд. чел. В 1993 г. В "глобальной паутине" располагалось всего каких-нибудь 200 ААеЬ-сайтов, а уже к концу 2000-го - более 20 млн. Пока что 80 % всех пользователей - это ведущие страны мира - ОЭСР (Западная Европа, США, Япония + некоторые страны ЮВА). Однако и в "третьем мире" сегодняшний рост Интернета составляет около 100 % в год. Количество пользователей в странах Восточной Европы и СНГ от общего числа населения составляет более 4 %, что соответствует третьему месту в мире по регионам (США - 54 %, остальные страны ОЭСР - 28 %), то есть обгоняя, например, страны Латинской Америки и АТР.

Развитие телекоммуникационных технологий и глобализационных процессов привело к возникновению возможностей предложения новых видов услуг. Появился и спрос на новые виды услуг, в ответ на который возникло соответствующее предложение со стороны как компаний телекоммуникационной отрасли, так и предприятий традиционной сферы услуг. Развитие глобальной сети Интернет способствовало тому, что персональный компьютер стал заменять потребителю непосредственный контакт с субъектом оказания услуги. Через сеть Интернет можно, например, сделать перевод текста, получить сертификат о том или ином образовании, оплатить счета, заказать обед на дом, сделать покупку, в соответствии с которой приобретенный товар придет по почте или курьерской доставкой. Возможно также получить минимальную медицинскую или юридическую консультацию.

При этом технология и характер услуги как процесса непосредственного удовлетворения потребности изменяется, поскольку в качестве посредника выступает не человек, а телекоммуникационная сеть, включающая в себя компьютерные системы потребителя и производителя услуги, промежуточные сервера, осуществляющие хранение, фильтровку, обработку информации, а также сами устройства передачи информации. В результате возникают более широкие возможности для:

А) стандартизации общения и получения первичного запроса клиента посредством стандартизации интерфейса соответствующего сайта, формы запроса, почтовой рассылки или генератора писем;

Б) адаптации интерфейса в соответствии с культурными требованиями стран проживания клиентов: даже если соответствующий специалист-консультант или преподаватель не владеет китайским языком и стереотипами поведения (стандартами вежливости, особенностями дизайна, более легкими для восприятия потребителем способами представления информации и т. П.), то, взаимодействуя через соответствующую китайскую страницу (с адаптированным дизайном, подготовленной структурой письма и проч.), он выполняет требуемые национальной культурой стандарты и ожидания собеседника.

Экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации. В отличие от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например, коммунальные услуги. Все многообразие

услуг, реализуемых в сфере мировой торговли, можно представить в виде нескольких крупных, функционально более или менее однородных групп:

1. Транспорт: пассажирский (международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг); грузовой (международная перевозка грузов).

2. Поездки: деловые (товары и услуги, приобретаемые нерезидентами, путешествующими по делу, командировки); личные (например, туризм).

3. Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами).

4. Строительство.

5. Страхование.

6. Финансовые услуги.

7. Компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.).

8. Роялти и лицензионные платежи.

9. Другие бизнес-услуги: посреднические услуги, лизинг, прочие деловые, профессиональные и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.).

10. Личные, культурные, рекреационные услуги: аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.); прочие (показ выставок, проведение мероприятий).

11. Правительственные услуги (поставка товаров в посольство, консульство; услуги, оказываемые международными организациями по сохранению мира). Проводить поэтапную, согласованную политику с тем, чтобы развитие данной отрасли не нарушало экономического баланса в экономически развитых и развивающихся в этом направлении государствах.

Устойчивость динамики роста мировой торговли услугами определяется рядом долговременных стимулов развития сферы услуг.

1. Многоплановое воздействие на услуги оказывает современная научно-техническая революция, осуществляемая в мировом масштабе. На основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникации возник и стремительно утвердился на рынках целый спектр новых услуг, радикально обновляются их традиционные виды, повышаются качественные показатели обслуживания. Снимая технические барьеры в передаче многих услуг на расстояние, новые технологии открывают для них мировой рынок.

2. Стимулом развития ряда услуг служит структурно-технологическая перестройка материального производства, в ходе которой возрастают потребности промышленных компаний в высококачественных деловых, консалтинговых услугах, связанных с разнообразными и сложными проблемами управленческой, экономической, технической, технологической реструктуризацией и развитием. Одновременно из состава крупных фирм в

массовом порядке выделяются их непрофильные подразделения, специализирующиеся на услугах.

3. Развитие услуг оживляют постоянные рыночные преобразования, проводимые во многих странах на транспорте, в сфере телекоммуникаций, финансовых и страховых услуг, а также в части либерализации внешнеэкономической деятельности.

4. Существенным повышением вклада отраслей услуг в экономический рост, социальный прогресс, расширяющим спрос на услуги со стороны населения и современного хозяйства.

В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится. Но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления. Очевидно, усилится перелив ресурсов в самой сфере услуг. Международный обмен услугами осуществляется в основном между развитыми странами и характеризуется высокой степенью концентрации. Лидерами среди развитых стран являются США, Франция, Великобритания, Нидерланды (крупнейшие экспортеры услуг), а также Германия, Япония, Италия (крупнейшие импортеры услуг).

Список литературы

1. Алябьева А.М. Мировая экономика, - М.:Гардарика, 2009. - 593с.

2. Бандурин В. В., Рацич Б. Г., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия. - М.: Буквица, 2007. - 279 с

3. Беяк У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию. - М.: Прогресс-традиция, 2007. - 301 с.

4. Ведута Е. Н. Стратегия и экономическая политика государства. — М.: Академический проспект, 2009. — 456 с.

5. Ведута Е. Н. Государственные экономические стратегии. — М., 2008.

440 с

6. Валентин Ермоленко, Энергетическая стратегия России до 2020 г. Системное видение перспектив развития российского ТЭК// http://nuclearno.ru/text.asp?6156

7. Дмитрий Бутрин «Стабилизационный фонд неисчерпаем»////Газета «Коммерсантъ» № 173/П (4473) от 20.09.2010.

8. Долгов С. И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? М.: ОАО Изд-во "Экономика", 2008.

9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года //Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р

10. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экон. Специальностей/Э.А. Лутохина и др, под ред. Э.А. Лутохиной, - М.: ИВЦ Минфина, 2005. - 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.