Научная статья на тему 'Глобализация общества и нравственное измерение современного кризиса цивилизации'

Глобализация общества и нравственное измерение современного кризиса цивилизации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1297
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация общества / кризис цивилизации / нравственность / Образование и воспитание

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колин Константин Константинович

Проведен анализ нравственных аспектов современного глобального кризиса развития цивилизации и показано, что его основные причины находятся в гуманитарной сфере общества. Главными из них являются потребительская ориентация общественного сознания, а также снижение уровня нравственности и образованности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобализация общества и нравственное измерение современного кризиса цивилизации»

ФИЛОСОФИЯ PHILOSOPHY

К. К. Колин

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И НРАВСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО КРИЗИСА ЦИВИЛИЗАЦИИ

Проведен анализ нравственных аспектов современного глобального кризиса развития цивилизации и показано, что его основные причины находятся в гуманитарной сфере общества. Главными из них являются потребительская ориентация общественного сознания, а также снижение уровня нравственности и образованности общества.

Ключевые слова: глобализация общества, кризис цивилизации, нравственность, образование и воспитание.

K. K. Colin

GLOBALIZATION OF SOCIETY AND MORAL DIMENSION OF MODERN

CIVILIZATION CRISIS

Moral aspects of contemporary global crisis of civilization development are analyzed and its main causes in the humanitarian sphere of society are shown. The principal among them is consumer orientation of social consciousness as well as reduction of morality and society education.

Keywords: globalization of society, crisis of civilization, morality, education and upbringing.

1. Глобализация общества как цивилизационный процесс

Одной из важнейших доминирующих тенденций развития современного общества является его всеобщая глобализация. Она стала особенно заметно проявлять себя в XXI веке и, по имеющимся прогнозам, в ближайшие годы не только сохранится, но и будет усиливаться.

Слова Генерального секретаря ООН Кофи Аннана о том, что «глобализация -это то, что действительно определяет нашу эпоху», сказанные им еще в конце XX века, оказались пророческими. Глобализация действительно оказывает сильное влияние на многие важнейшие процессы жизнедеятельности современного общества, в том числе на экономику, науку, образование и культуру. При этом происходит не только широкое распространение новых товаров и достижений научно-технического прогресса, но также и взаимное проникновение различных культур, беспрецедентное по своим масштабам и последствиям в истории развития человеческого общества [1].

Исследования показывают, что процесс глобализации общества является весьма противоречивым. Он создает и новые возможности для развития человека и общества, и новые весьма серьезные угрозы для этого развития. Одной из таких угроз является нравственная деградация общества, которая в значительной мере обусловлена все боль-

шим распространением культурных ценностей и приоритетов стран Запада, ориентированных, главным образом, на личный успех и неограниченное потребление в ущерб духовному развитию человека.

В данной работе сделана попытка анализа именно нравственных аспектов процесса глобализации общества, которые, по мнению автора, и являются основными причинами системного кризиса цивилизации.

2. Гуманитарные причины современного кризиса цивилизации

По оценкам многих специалистов, духовная культура современного общества находится в состоянии глубокого кризиса. Именно этот кризис и является главной причиной основных глобальных проблем современности, дальнейшее развитие которых представляет собой реальную угрозу для дальнейшего существования и развития цивилизации.

Повышение внимания к гуманитарным аспектам проблем национальной и международной безопасности, которое наблюдается в последнее время, можно объяснить следующими двумя причинами. Первая из них заключается в том, что в последние годы все больше начинает осознаваться тот факт, что именно человек является главным компонентом богатства любой страны. Поэтому защита его жизненно важных интересов и ценностей и должна стать главной задачей систем национальной и международной безопасности. Ранее в качестве такой задачи рассматривалась, главным образом, лишь защита жизненно важных интересов государства.

Сегодня мы вновь обращаемся к личности человека, к проблемам защиты его прав, чести и достоинства, духовных ценностей и культуры. Именно это и обусловливает тот новый подход к проблемам национальной и международной безопасности, который предлагается положить в основу дальнейшей деятельности ООН и стратегии обеспечения национальной безопасности суверенных государств в XXI веке.

Вторая причина состоит в том, что именно в результате деятельности человека и возникают все те основные угрозы, которым должны противостоять системы международной и национальной безопасности. Иначе говоря, глобальные угрозы, а также беды и несчастья, которые сегодня переживает человечество, в своем подавляющем большинстве являются результатами деятельности самих людей, как наших современников, так и минувших поколений. Даже у многих участившихся сегодня природных катаклизмов ученые обоснованно видят техногенную первопричину.

Именно поэтому проблемы обеспечения дальнейшего устойчивого развития цивилизации принципиально не могут быть эффективно решены без улаживания соответствующих нравственных и этических вопросов в человеческом сообществе, в том числе касающихся справедливого распределения природных ресурсов, а также тех новых благ, которые сегодня создаются в результате технологического прогресса.

Таким образом, ключ к решению глобальных проблем современности и обеспечению безопасного и устойчивого развития цивилизации сегодня следует искать не в экономике или геополитике, а в гуманитарной сфере, в решении проблем повышения нравственности и духовной культуры человека и общества.

3. Глобализация общества и культурная экспансия

Многие из перечисленных выше угроз обусловлены развитием процессов глобализации мирового сообщества, результатами которого является не только формирование международных рынков и общего экономического пространства, но также и культурная

11

экспансия со стороны стран Западной Европы и США по отношению к другим странам мира [1; 4]. Происходящая сегодня в результате этой экспансии девальвация культурных и нравственных ценностей является, по мнению ряда ученых, в том числе из капиталистических стран [5], главной причиной системного кризиса цивилизации, одно из наглядных проявлений которого - современный глобальный финансово-экономический кризис. Мало того, именно девальвация культурных и нравственных ценностей представляет собой сегодня основную угрозу для дальнейшего безопасного развития современной цивилизации, основанной на стремлении к неограниченному потреблению и социальном неравенстве [2].

Если же рассмотреть внутреннюю структуру угрозы развития потребительски ориентированной культуры, то в ней можно выделить следующие три основных компонента. Первый из них связан со все большим расслоением общества на богатых и бедных. Исследования показывают, что сегодня лишь 10 % населения земного шара принадлежат к материально обеспеченному классу. Вместе с тем, именно эти люди потребляют более трех четвертей всех ресурсов нашей планеты. Понятно, что такой уровень потребления невозможно обеспечить для всего населения Земли, численность которого ежегодно возрастает на 90 млн чел. и уже приближается к 7 млрд.

Режим сверхпотребления является губительным не только для нашей планеты, но и для самого человека. И, тем не менее, процесс социального расслоения в обществе продолжается, что является одной из главных причин роста социальной напряженности как в отдельных странах, так и в мировом сообществе в целом. Этому в значительной степени способствует процесс глобальной информатизации общества. Развитие глобальной сети Интернет и телевидения, где пропагандируется западный образ жизни и рекламируются предметы роскоши, содействует возникновению у многих людей чувства несправедливости современного социального мироустройства, что значительно повышает социальную напряженность.

4. Нравственные приоритеты общества и устойчивое развитие

Перспективы дальнейшего безопасного и устойчивого развития цивилизации самым тесным образом связаны с состоянием духовной культуры общества, ее ценностным ориентирами и приоритетами. Духовная культура является сегодня важнейшим стратегическим фактором обеспечения выживания человечества перед лицом быстро нарастающего глобального экологического кризиса, а также обострения международной борьбы за энергетические и природные ресурсы.

И здесь вполне уместно вспомнить известное высказывание И. Канта о моральном законе в человеке. Моральный закон в душе каждого человека - только он может обеспечить выживание человечества в современном все более сложном и опасном мире.

В формировании этого нравственного закона и заключается основная стратегическая задача духовной культуры на современном этапе развития цивилизации.

5. Духовно-нравственные аспекты обеспечения национальной безопасности

и модернизации России

В 2009 году Президент России утвердил Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Она представляет собою официально признанную систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого

развития государства на долгосрочную перспективу. В тексте Стратегии отмечается, что условия глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений формируют новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, и в этих условиях Россия переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности.

Главными отличительными чертами этой политики являются комплексный подход к проблеме национальной безопасности и ее обеспечение, главным образом, путем реализации новой стратегии развития страны, основанной на ее системной модернизации. Поэтому концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности должны базироваться на взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности России и Концепции ее долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года.

В то же время многие актуальные проблемы социально-экономического развития нашей страны обусловлены не только состоянием ее промышленности, транспорта, информационной инфраструктуры, но, главным образом, гуманитарными факторами, в числе которых наиболее важными являются духовная культура общества и национальное единство страны. Именно эти факторы и являются в современных условиях определяющими как для успешного социально-экономического развития России, так и для противодействия внутренним и внешним угрозам национальной безопасности.

Основные цели, задачи и направления модернизации России на ближайший период определены в Послании ее Президента Д. А. Медведева к Федеральному собранию Российской Федерации от 12 октября 2009 года. В нем показано, что системная модернизация России, результатом которой должны стать существенное повышение качества жизни населения и обретение нашей страной статуса мировой державы, самым тесным образом связана с необходимостью решения ряда задач, напрямую относящихся к сфере духовной культуры. В их числе были названы следующие:

• закрепление в национальной культуре нравственных установок и моделей поведения, которые предопределяют успешное развитие личности и нации в целом;

• сбережение единого культурного пространства страны во всем его многообразии;

• сохранение богатых национальных традиций народов России, а также традиций и наследия нашей культуры;

• развитие и совершенствование программ обучения русскому языку;

• воспитание молодежи в духе интеллектуальной свободы и гражданской ответственности;

• воспитание в гражданах нетерпимости к любым формам проявления коррупции;

• рост гражданского самосознания и развитие институтов гражданского общества.

Конечно же, это далеко не полный перечень тех задач, которые предстоит решить в сфере духовной культуры России для того, чтобы она стала, по определению Д. А. Медведева, «обществом умных, свободных и ответственных людей». Однако из содержания приведенных выше задач видно, что для реализации новой государственной политики системной модернизации страны необходимо адекватным образом изменить государственную политику в сфере духовной культуры. Здесь требуется системный подход, скоординированные действия федеральных и региональных органов государственной власти, а также организаций сферы образования, бизнеса, массовой информации, культуры и искусства, общественных организаций, входящих в состав формирующегося в России гражданского общества.

По существу, речь идет о необходимости разработки и реализации в период 20102020 годов долгосрочной целевой программы «Культура России». Необходимость этой Программы обусловлена тем, что в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года проблемы духовной культуры практически не рассматриваются. Анализ содержания этой Концепции показал, что духовная культура России как фактор ее социально-экономического развития в этом документе вообще не учитывается.

В то же время, анализ приведенного выше перечня задач в сфере духовной культуры, а также публикаций по этой проблеме свидетельствует о том, что у многих отечественных ученых и специалистов принципиально иная точка зрения на роль духовно-нравственных факторов в процессе системной модернизации страны. Они придают этим факторам первостепенное значение и считают их определяющими. Поэтому представляется необходимым более подробно проанализировать состояние духовной культуры России, а также имеющиеся здесь основные тенденции и процессы, которые являются угрозами для национальной безопасности. Только на этой основе могут быть определены направления государственной политики России в сфере духовной культуры на период до 2020 года. Некоторые результаты такого анализа представлены в работе [11].

6. Глобализация общества и научные исследования

Исследованию процесса глобализации общества в настоящее время уделяется значительное внимание в различных странах, в том числе и в России. В последние годы это внимание явно усиливается. Свидетельством этого может служить, например, создание Отделения глобальных проблем и международных отношений в составе Российской академии наук. Решение об этом было принято на общем собрании РАН в мае 2010 года.

Научно-исследовательский центр исследования глобальных процессов и устойчивого развития создан в 2008 году в составе Российского государственного торгово-экономического университета. Возглавляет его известный специалист в области глобализации и устойчивого развития академик АН Молдовы, доктор философских наук, профессор А. Д. Урсул. Свои исследования процессов глобализации общества этот Центр осуществляет с учетом их взаимосвязи с проблемами устойчивого и безопасного развития общества, а также его информатизации. В настоящее время готовится к печати сборник научных трудов этого Центра, посвященных данным вопросам.

В то же время необходимо отметить, что подавляющее большинство современных исследований процессов глобализации общества связаны, главным образом, с их философскими, геополитическими и экономическими аспектами, в то время как гуманитарным, в том числе нравственным, аспектам этой проблемы все еще уделяется недостаточное внимание.

7. Глобализация общества и образование

К сожалению, проблемы глобализации общества в современной системе российского образования на необходимом уровне еще не изучаются. Хотя, конечно же, знание о них сегодня необходимо каждому образованному человеку. Причин здесь много. Одна из них - это отсутствие соответствующих требований в государственных образовательных стандартах высшей школы. Другая причина - недостаточная методическая проработанность данной учебной дисциплины и дефицит необходимой учебной литературы. 14

Конечно, большое значение имеет и подготовка педагогических кадров, которые могли бы вести такие учебные курсы в российских вузах. Но все же самая главная причина здесь, вероятнее всего, состоит в том, что мировоззренческое значение изучения проблем глобализации общества в высшей школе России руководителями отечественного образования еще на должном уровне не осознано, хотя определенные подвижки в этом направлении в последние годы уже имеются.

Так, например, в структуре МГУ им. М. В. Ломоносова пять лет тому назад был создан факультет глобальных процессов, который стал одним из организаторов и участников недавно состоявшейся в этом университете крупной международной конференции, специально посвященной глобальным исследованиям. В составе данного факультета имеется кафедра глобалистики - сравнительно нового междисциплинарно-интегративного направления научных исследований, объектом которого являются процессы глобализации общества и связанные с ними глобальные проблемы.

В настоящее время студенты вышеназванного факультета изучают новый курс «Глобальный эволюционизм», который направлен на раскрытие основного содержания эволюционных идей в глобалистике и связи этого научного направления с универсальной эволюцией. Программа курса разработана А. Д. Урсулом и является инновационной для системы высшей школы России [10].

Определенный интерес к изучению проблем глобализации общества и других аспектов глобалистики проявляют сегодня и руководители Сибирского федерального университета. В частности, в настоящее время в интересах повышения качества образования этим университетом совместно с учеными ряда институтов РАН начата реализация инициативного научно-образовательного проекта «Академические лекции ведущих ученых России по актуальным проблемам развития науки, образования, техники и технологий».

Уже на первом этапе деятельности в рамках этого проекта, в 2010 году будут разработаны и изданы в виде отдельных брошюр для использования в учебном процессе две академических лекции, посвященные проблемам глобализации общества и эволюционной глобалистики [8; 9].

В дальнейшем планируется чтение этих лекций в режиме телеконференций для преподавателей, аспирантов и студентов заинтересованных вузов, а также их размещение в сети Интернет в виде электронных образовательных ресурсов.

Примечания

1. Колин К. К. Проблемы глобализации: этнос и нация в культурологической перспективе // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. - 2004. - № 4. - С. 17-23.

2. Колин К. К. Безопасное развитие общества как гуманитарная проблема. Международная безопасность России в условиях глобализации. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - С. 383-390.

3. Колин К. К. Гуманитарные аспекты проблем национальной и международной безопасности // Открытое образование. - 2010. - № 2. - С. 62-68.

4. Колин К. К. Неоглобализм и культура: новые угрозы для национальной безопасности // Знание. Понимание. Умение: научный журнал МосГУ. - 2005. - № 2. - С. 104-111; № 3. -С. 80-87.

5. Гроф С., Ласло Э., Рассел П. Революция сознания: трансатлантический диалог: пер. с англ. - М.: Изд-во АСТ, 2004. - 284 с.

6. Колин К. К. Духовная культура как стратегический фактор национальной и международной безопасности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2010. - № 1. - С. 27-45.

7. Колин К. К. Информатизация общества в условиях глобализации: современное состояние и актуальные проблемы: лекция для студентов, обучающихся по программам специалитета и магистратуры различных направлений. - Красноярск: ИПК СФУ, 2009. - 42 с.

8. Урсул А. Д. Глобальное знание и глобальное образование (эволюционный подход). - Красноярск: ИПК СФУ, 2010 (в печати).

9. Урсул А. Д. Глобальный эволюционизм: учеб.-метод. пособие. - М.: МАКСпресс, 2010. - 48 с.

10. Астафьева О. Н., Колин К. К. Концептуальные основы государственной политики в области духовной культуры для обеспечения единства российского народа и национальной безопасности Российской Федерации. - Челябинск: ЧГАКИ, 2010. - 67 с.

Э. Г. Винограй

КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, РЕКОНСТРУКЦИЯ И АЛГОРИТМИЗАЦИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Осуществлен категориальный анализ основных вариантов системного подхода. Сформирован обобщающий категориальный базис системных исследований методом системно-диалектической реконструкции рассмотренных категориальных форм.

Ключевые слова: системный подход, категориальный анализ системного подхода, системно-диалектическая реконструкция, категориальный базис системных исследований.

E. G. Vinogray

CATEGORIAL ANALYSIS, RECONSTRUCTION AND ALGORITHM

SYSTEMS APPROACH

Categorial analysis of basic variants of a systematic approach is conducted. Summarizing categorial basis of systematic research by systematic dialectic reconstruction of reviewed categorial forms is made.

Keywords: systematic approach, categorial analysis ofthe systematic approach, systematic dialectic reconstruction, categorial basis of the systematic research.

«Диалектический момент»... требует указания различия, связи, перехода.., «единства» отрицательного с положительным, нахождения положительного в отрицательном. Без этого простое положительное утверждение неполно, безжизненно, мертво [20, т. 29, с. 208].

В. И. Ленин

Формирование всесторонне развитой, конструктивной системной методологии существенно зависит от полноты, точности, функциональной действенности категориального аппарата, положенного в ее основу. Категориальный аппарат является ведущим концептуальным конструктом, направляющим теоретический поиск, формообразование системного подхода и аккумуляцию основных итогов его развития [18; 24]. Разработанные к настоящему времени многообразные варианты категориальных структур систем-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.