ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
НОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УНИВЕРСИТЕТОВ
И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
УДК 378
Наталья Владимировна Тихомирова,
д.э.н., профессор, ректор МЭСИ
Тел. +7 495 442-77-77
Эл. почта: [email protected]
На протяжении столетий роль университетов оставалась неизменной, они были центром производства и воспроизводства знаний и квалифицированной рабочей силы. Однако во второй половине 20 века внешняя информационная среда резко поменялась. Стало формироваться информационное общество; общество, основанное на знаниях; смарт-общество. Быстро меняющиеся технологии меняют природу образовательного процесса, что заставляет университеты оперативно реагировать на новые вызовы современного общества. Традиционные вузы оказались перед лицом новых вопросов, а перед преподавателями открылся целый ряд новых возможностей.
Ключевые слова: информационное общество, знаниевое общество, смарт-образование, электронный университет, массовые открытые онлайновые курсы.
Natalia V. Tikhomirova
Doctorate of Economics, Professor, Rector of MESI Tel.: +7 495 442-77-77 E-mail: [email protected]
GLOBALIZATION OF EDUCATION: NEW RESPONSIBILITIES OF UNIVERSITY AND TEACHERS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Over the centuries, the role of universities has remained unchanged, they were a heart of production and reproduction of knowledge and skilled labor force. But in the second half of the 20th century, external media environment has changed dramatically. The information society, knowledge-based society, smart society began to emerge. Rapidly changing technologies are changing the nature of the educational process that makes universities to respond quickly to the challenges of modern society. Conventional universities found themselves facing new challenges and to teachers opened a completely new range of possibilities.
Keywords: information society, knowledge society, smart education, e-university, МООСs.
Введение
«В технологических системах завтрашнего дня - быстродействующих, маневренных и саморегулирующихся - на машины обрушится поток физических материалов, а на людей - информационный поток, который обострит способность проникать в суть вещей. Машины будут все быстрее выполнять рутинные задания, а люди - решать интеллектуальные и творческие задачи. И машины, и люди не будут сосредоточены на гигантских фабриках и в промышленных центрах, а будут разбросаны по всему земному шару и связаны друг с другом поразительно чувствительными, почти мгновенно действующими коммуникациями. Труд выйдет за пределы производственных цехов и многолюдных офисов, люди будут работать в небольших коллективах и на дому.» [Элвин Тоффлер «Образование в будущем времени»].
Мир вступил в эпоху информационного общества, характерной особенностью которого является бурное развитие информационных технологий и на их основе - развитие индустрии информации и знаний, охватывающей все сферы жизни человека.
Интенсивное развитие новых информационных и коммуникационных технологий придает принципиально новое качество информационному обмену и становится движущей силой экономических и социальных изменений в мире. Именно благодаря этому процессу можно говорить о том, что мир вступает в новую стадию своего развития - информационное общество, характеризующееся формированием совершенно новых экономических, социальных и культурных отношений в жизни людей.
Качество высшего образования и подготовки кадров определяется тем, насколько выпускники, вышедшие из стен университета, готовы к работе в современных компаниях. Молодым специалистам сегодня необходимо владеть актуальными знаниями, умением получать их самостоятельно в ходе самообучения, способностью использовать современные информационно-коммуникационные технологии, что связано с нарастающим погружением рабочих мест в цифровое пространство. Данные потребности и ожидания студентов формируют образ нового педагога, который вынужден искать новые методы, формы и технологии работы, чтобы обеспечить развитие университета и гарантировать высокое качество подготовки конкурентоспособных специалистов.
Современное образование и его реалии
Мы живем в изменяющемся стремительном мире, когда в каждую область человеческой деятельности активно проникают информационно-коммуникационные и мобильные технологии, что, в том числе, вызывает рост объемов знаний не имеющий аналогов в истории развития человечества. Сегодня, чтобы быть востребованным обществом и рынком труда, гражданам необходимо учиться в течение всей жизни. Совершенно иные требования к познанию выдвигает и движение в сторону Бша^-экономики. На рынке труда отмечается повышение мобильности работников, одной их причин чего является законодательное закрепление дистанционной работы в России.
Все раньше и раньше доступ к компьютерам, мобильным телефонам и прочим гаджетам получают современные дети. 90% из них регулярно используют телефон, 80% - компьютер [Исследование «Электронные книги в руках читателей 7-15 лет, в июне 2013»]. Благодаря гаджетам дети играют в виртуальные игры и головоломки, развивающие логику, осваивают в игре простейшее 3D моделирование, изучают музыкальные инструменты, набирают текст, изучают языки, рисуют, а подростки - общаются в социальных
сетях, проверяют электронную почту через ноутбуки/нетбуки/компьюте-ры, смотрят TV/радио через Nintendo Wii, слушают iPod по дороге в школу, читают книги. Современные дети не разделяют свою жизнь на жизнь в сети и жизнь вне сети, вся их деятельность тесно переплетена с технологиями. Это естественно для них». Не приняв новых условий, система образования не сможет эффективно готовить школьников и студентов для жизни и эффективной работы в информационном знани-евом обществе. Способы приобретения знаний постоянно меняются, и школы и вузы должны наблюдать за происходящими процессами и максимально быстро адаптироваться к действительности.
Реалии современного образования таковы, что обостряется конкуренция вузов, все более высокие требования выдвигаются к качеству образования, вузы вынуждены тесно взаимодействовать с бизнесом, чтобы обеспечить практикоориен-тированность обучения. Болонский процесс, внедренный в России, способствует академической и студенческой мобильности, а развитие информационно-коммуникационных технологий делает ее виртуальной. Нарастает интерес к электронному обучению, открытым образовательным ресурсам, электронной педагогике, что позволяет обеспечивать доступность и гибкость образования.
В целом развитие инноваций является одним из главных направлений в образовании. Образовательные учреждения стремятся к преобразованию среды обучения, всё больше рассматривают национальные и институциональные аспекты онлайн преподавания и обучения. Остро стоят вопросы предоставления доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, создания эффективной системы социализации детей, выявления и развития молодых талантов. Целый ряд проблем назрел в области отечественной науки. Необходимо развитие кадрового потенциала и преодоление разрыва поколений, повышение эффективности российской науки через инструменты учёта результатов работы
учёных, формирование точек роста через создание современной инфраструктуры научных исследований. Среди других направлений современного образования - обеспечение соответствия качества подготовки и структуры программ профессионального образования потребностям российского общества и экономики, привлечение иностранных студентов, сотрудничество и конкуренция с другими университетами, альтернативные платформы аттестации.
Вышеперечисленные тренды и направления формируют основные цели современной системы образования. Это, во-первых, выработка функциональной грамотности: способность адаптироваться в современном обществе; интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Во-вторых, подготовка компетентных и конкурентоспособных специалистов. В-третьих, обеспечение доступности и качества образования.
Все три задачи с успехом решает электронное обучение. Предоставляя доступ к открытым ресурсам, обновляя учебные материалы с помощью внешних источников, образовательные учреждения «снабжают» слушателей актуальными знаниями, что делает их современными востребованными специалистами. Это не единственные причины, которые привлекают студентов на программы онлайн обучения.
Выбор студентов основывается на следующих факторах [Согласно исследованию «The 2011 National Online Learners Priorities Report»]:
• удобная процедура поступления и обучения;
• гибкий график, позволяющий совмещать учебу с работой;
• постоянное взаимодействие обучающегося с профессорско-преподавательским составом;
• возможность самостоятельного планирования режима занятий;
• гибкая мотивация для завершения программы;
• экономия средств по сравнению с очным обучением с сохранением качества подачи образовательного материала;
• возможность обучаться « повсюду» - доступ к учебным материалам в любое время из любого места.
Эти преимущества делают онлайн обучение востребованным среди работающих специалистов, молодых мам, студентов других учебных заведений, лиц с ограниченными возможностями, служащих в Армии, жителей удаленных регионов.
Специфика и преимущества дистанционного образования позволяют рассматривать его как один из ключевых ресурсов, предоставляющих возможность компенсировать социальное неравенство. Эту задачу призваны решить МООСs - массовые открытые онлайновые курсы, которые сегодня называют примером инновационного обучения. Только в одном из них могут принять участие тысячи, десятки и сотни тысяч пользователей со всего мира. Бесплатный доступ к большинству МООСs имеет любой человек, у которого есть возможность выхода в Интернет. Двусторонний процесс обучения, возможность выбирать те знания, которые необходимы студентам, корректируя стоимость обучения, делают курсы все более популярными и востребованными во всем мире. Так, например, число участников проекта Coursera из России за последние шесть месяцев (на момент ноября 2013 года) увеличилось на 230%. Рост популярности МООСs всецело оправдан, так как курсы отвечают всем требованиям, выдвигаемым сегодня к образованию и способу его получения: массовость и глобальность, открытость, трансформация процесса обучения в конструктор, доступность, обратная связь.
Имея доступ к таким образовательным ресурсам, как МООСs, современный студент теряет необходимость посещать занятия преподавателя для записи материала. Он сам отлично владеет базовыми ИТ компетенциями, способен находить требующуюся ему информацию, и поэтому не видит необходимости в записи лекционного материала. Однако студент нуждается в «путеводителе» по миру знаний, который бы направлял на изучение необходимых материалов, обучал его с использованием уже привычных ИТ-техноло-
гий. В этом и заключается новая роль преподавателя, который должен быть готов к тесному взаимодействию со студентом в любое время. Таково одно из требований, учащихся к современному образовательному процессу. Среди других - быстрый и удобной доступ к учебной информации и учебно-методическим материалам: к своим оценкам и научным результатам, свежим новостям университета, к социальной сети вуза и к личному кабинету, к библиотечным ресурсам, лекциям, презентациям видео- и аудиозаписям, открытым ресурсам и курсам. Отвечая на все запросы студентов, университет дает им возможность эффективно взаимодействовать друг с другом, преподавателями, администрацией, вырабатывать знания и навыки, необходимые в современном мире.
Современные университеты
и преподаватели:
новые задачи и возможности
Быстроменяющиеся технологии меняют природу образовательного процесса, что заставляет университеты оперативно реагировать на этот и другие вызовы современного общества. Вузы ежедневно в своей работе сталкиваются с появлением совершенно новых областей знаний, которых еще не было вчера, с необходимостью менять всю парадигму уже сложившегося образования из-за нарастающей мобильности знаний, с быстрым переходом от элитарности к массовости, к всеобщей доступности высшего образования. На рынке появляются молодые образовательные центры, в том числе иностранные, работа которых основана на современных технологиях. Вузы же вынуждены, согласно запросам слушателей, разрабатывать краткосрочные и мобильные формы обучения на рабочем месте, привлекать новые источники дохода, ориентироваться в своей работе на высокое качество и чёткие образовательные стандарты.
С учетом вышесказанного формируется перечень задач, стоящих перед современными университетами:
• разработка и реализация программы повышения международной конкурентоспособности;
• актуализация своего потенциала;
• использование электронных технологий в обучении;
• реализация мобильного обучения, максимально включенного в жизнь обучаемого;
• привлечение талантливых студентов и преподавателей.
Остро стоит вопрос повышения качества профессионального обучения, результатом которого должна стать готовность студентов к профессиональной деятельности за счет развития инициативности, самостоятельности в принятии решений, мобильности, способности применять полученные знания для решения практических задач. Кроме этого, вузам предстоит определить собственное место в стремительно меняющемся мире, когда образуются инновационные университеты как новые образовательные учреждения, которые соединяют в себе функции научно-исследовательского института и высшего учебного заведения. Происходящие процессы влекут за собой интеграцию научно-образовательного комплекса университета в городскую среду и требуют эффективной, современной и гибкой системы управления, которую необходимо совмещать с базовыми университетскими ценностями.
В сложившихся условиях эволюционирует образовательная парадигма от « Студент-учитель» к « Студент-знания». Преподаватель, как было сказано выше, становится путеводителем, в не источником знаний.
Меняется его роль и в двух основных процессах построения и реализации системы дистанционного обучения: проектировании и организации учебного процесса. Проектирование учебного процесса предполагает выбор модели, выбор оболочки; отбор и структурирование содержания, отбор медиа компонентов; формы и виды контроля; формы и виды взаимодействия; дополнительный материал, администрирование. Педагог здесь выступает автором курса, владеющим навыками педагогического дизайна и работающим в сотрудничестве с командой профильных экспертов. Эффективное педагогическое проектирование требует четкого дизайна электронных учебных материалов, совместных видов деятельности с учащимися, сокращения количества лекций, но увеличения сопровождения, развитие у студентов умения учиться. Организация и проведение учебного процесса включает в себя деятельность преподавателя; деятельность студента; организацию разных видов взаимодействия; педагогические технологии, виды деятельности; контроль; методические рекомендации. Преподаватель в данном случае берет на себя также функции координатора учебного процесса и системного администратора. Его роль сводится к следующим видам деятельности: презентация курса, Интернет-сопровождение, консультация, подготовка к экзамену, проверка заданий, проведение консультаций, проведение очных и заочных семинаров.
Рис. 1. Кабинет современного преподавателя
_
Специфические особенности дистанционного образования (интерактивность, совместные виды деятельности в малых группах сотрудничества, систематические обсуждения всей группой проблем в форуме, чате, видеоконференции) ведут к интеграции педагогических и информационных технологий, которые использует современный преподаватель. Сегодня его виртуальный кабинет - это творческая лаборатория с современными техническими средствами, которые позволяют реализовать различные виды электронной коммуникации со студентами (Рисунок 1). С помощью чатов и форумов проходит обсуждение проблемной ситуации и мозговая атака в малых группах сотрудничества. Вебинары и видеозаписи делают для студентов доступными базовые лекции, которые также можно обсудить в малых группах с помощью электронной почты, вики, блогов или организовать дискуссию в форуме, с помощью видеоконференции и т. д.
Оливер Дреон, директор Центра академической успеваемости Университета Миллерсвилля, сформулировал несколько правил успешной организации онлайн-обучения:
1. Поощряйте общение между студентами и преподавателями (через электронную почту, скайп, твиттер и проч.).
2. Развивайте сотрудничество между студентами (преподаватель должен организовать дискуссию, в ходе которой студенты могли бы обсуждать различные концепции и обмениваться друг с другом идеями).
3. Поощряйте активное обучение.
4. Обеспечьте быструю обратную связь.
5. Задавайте студентам задания, которые они смогут выполнить (конкретизируйте свои требования).
6. Проявляйте гибкость - обучение может происходить через тысячу разных путей.
Реализация онлайн обучения, согласно заявленным рекомендациям, требует от педагога владения несколькими базовыми компетенциями: знание основ ИКТ, умение работать с корпоративными сервисами, базовые профессиональные компе-
тенции. К сетевому преподавателю выдвигается дополнительный ряд требований: уметь организовывать и руководить научно-исследовательской работой студентов (при очном обучении и в электронной среде), знать и применять на практике методы и технологии электронной педагогики, владеть основами работы в социальных сетях. На новый профессиональный уровень ^таП-преподаватель) педагога выводит профессиональное знание принципов работы в социальных сетях и интернет-сообществах, знания интерактивных методов обучения в аудитории, навык разработки электронных курсов, владение английским языком.
Перечисленные знания, умения и навыки формируют образ современного преподавателя:
• новатор, инициатор, обладающий предпринимательскими навыками;
• любящий и способный учиться всю жизнь;
• педагог-экспериментатор;
• налаживает контакты с преподавателями, администраторами и учащимися по всему миру;
• автор и разработчик новых программ;
• владеет иностранными языками;
• исследователь, пользователь и в то же время пропагандист;
• творческая личность;
• не человек, дающий готовые истины, а искатель всегда находящийся в пути;
• обладатель цифровых компетенций;
• создает свою онлайн репутацию и умеет использовать социальные сети получая максимум пользы.
Сегодня перед преподавателями открывается ряд новых возможностей: они получают доступ к актуальным современным материалам, могут обмениваться опытом с коллегами, размещая и получая информацию о новых идеях и методиках, конференциях и семинарах, что способствует формированию единой базы знаний в предметной области. Широкие перспективы открываются и в рамках международного сотрудничества: становится
возможным формирование команд единомышленников, в том числе зарубежных, для участия в международных проектах и грантах, увеличение возможностей для публикаций и цитирования, обучение студентов со всего мира. Создание единой системы электронного взаимодействия студентов, преподавателей и администрации обеспечивает максимальную информационную открытость, прозрачность и доступность университета, в том числе благодаря постоянному доступу к ресурсам электронной библиотеки, телефонам и адресами преподавателей, сотрудникам. В свою очередь наличие обратной связи от студентов и преподавателей, а также доступ к актуальным, современным знаниям и технологиям гарантирует повышение качества учебного процесса.
Заключение
Репутация образовательного учреждения, качество курса, соответствие академическим стандартам, способность реагировать на индивидуальные учебные потребности, оперативная обратная связь, стоимость обучения - вот на что обращают внимание слушатели онлайновых программ и на чем стоит сосредоточиться образовательным учреждениям при реализации таковых. Другого способа у российских вузов остаться конкурентоспособными на мировом образовательном рынке, сохранить привлекательность для отечественных и зарубежных абитуриентов нет. Сегодня на путь развития открытого и онлайнового образования встали не только США, но и Старый Свет. Об этом было заявлено в ходе саммита Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения (БЛОТЩ который состоялся в октябре 2013 года при поддержке Европейской Комиссии. В ходе мероприятия были сформулированы прогнозы на ближайшее будущее. Университеты XXI века будут постепенно трансформироваться, переходя к смешанному, а зачастую полностью к онлайновому образованию. Использование ИКТ станет единственной возможностью для наращивания образовательного
потенциала учебных заведений, обеспечения многоступенчатости высшего образования на протяжении всей жизни, а также для поддержания устойчивости университетских бизнес-моделей. Игнорирование данных тенденций российской системой образования приведет к полной неспособности обеспечить страну высококвалифицированными кадрами, обладающими навыками работы в современной глобализо-ванной экономике. В связи с этим особенно важным представляется оперативное и эффективное внедрение в российские университеты, в
первую очередь федеральные, современных механизмов и технологий электронного обучения.
Литература
1. Тоффлер, Э. Образование в будущем времени // Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 557 с.
2. Исследование «Электронные книги в руках читателей 7-15 лет, в июне 2013» - http:// digitalparentingrussia.com/ru/
3. Исследование «The 2011 National Online Learners Priorities Report» - https://www.noellevitz.com/
upload/Papers_and_Research/2011/ PSOL_report%202011.pdf
References
1. Toffler, A. Education in the Future / / Future Shock: Per. from English. / A. Toffler. - M.: OOO «Izdatelstvo ACT», 2002. - 557 s.
2. Reports «Ebook reading among Russian 7-15 year olds, June 2013» -http://digitalparentingrussia.com
3. Adult and Online Learner Satisfaction-Priorities Reports - https:// www.noellevitz.com/upload/Papers_ and_Research/2011/PSOL_report%20 2011.pdf