Научная статья на тему 'Управление организацией в условиях информационного общества'

Управление организацией в условиях информационного общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
745
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА / УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА / ОРГАНИЧЕСКИЕ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ / INFORMATION SOCIETY / PROBLEMS OF AN INFORMATION SOCIETY / MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION IN THE CONDITIONS OF AN INFORMATION SOCIETY / ORGANIC BUSINESS SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихомирова Наталья Владимировна, Орлова Любовь Николаевна

Статья посвящена вопросам управления организацией в условиях современного общества. Переход общества к информационному типу диктует новые требования к процессу управления. В статье рассмотрен процесс управления современной организацией через призму основных функций менеджмента, адаптированных к современным условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тихомирова Наталья Владимировна, Орлова Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF INFORMATION SOCIETY

Article is devoted questions of management by the organization in the conditions of a modern society. Society transition to information type dictates new requirements to managerial process. In article managerial process by the modern organization through a prism of the basic functions of the management adapted for modern conditions is considered.

Текст научной работы на тему «Управление организацией в условиях информационного общества»

УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

УДК 339.137

Наталья Владимировна Тихомирова

доктор экономических наук, профессор

ректор Московского государственного

университета экономики, статистики и

информатики (МЭСИ)

Тел. (495)442-77-77,

Эл. почта: NTihomirova@rector.mesi.ru

Любовь Николаевна Орлова

кандидат экономических наук, доцент кафедры Управления интеллектуальными ресурсами

Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел: (495)442-24-90, Эл. почта: LOrlova@mesi.ru

Статья посвящена вопросам управления организацией в условиях современного общества. Переход общества к информационному типу диктует новые требования к процессу управления. В статье рассмотрен процесс управления современной организацией через призму основных функций менеджмента, адаптированных к современным условиям.

Кпючевые слова: информационное общество, проблемы информационного общества, управление организацией в условиях информационного общества, органические бизнес-системы.

Natalya V. Tihomirova

doctor of science, economics; professor The Rector of MESI, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Те1. (495)442-77-77, E-Mail: NTihomirova@rector.mesi.ru

Lyubov N. Orlova

candidate of science, economics; associate professor of department «Management of intellectual resources», Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Те!. (495)442-24-90, E-Mail: LOrlova@mesi.ru

ORGANIZATION MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF INFORMATION SOCIETY

Article is devoted questions of management by the organization in the conditions of a modern society. Society transition to information type dictates new requirements to managerial process. In article managerial process by the modern organization through a prism of the basic functions of the management adapted for modern conditions is considered.

Keywords: information society, problems of an information society, management of the organization in the conditions of an information society, organic business systems.

1. Введение

Технологическая революция определяет формирование нового типа общества - информационного. В процессе его становления стираются границы между странами и людьми, радикально меняется структура мировой экономики. Однако информационное общество ставит перед современным руководителем и ряд проблем, которые требуют разработки новых подходов к системе управления. Объектом исследования являются управленческие процессы в современной организации. Главная цель статьи заключается в адаптации основных функций менеджмента к реалиям современного информационного общества.

2. Предпосылки формирования информационного общества

Стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий в наше время приобретает революционный характер. Как подчеркивается в Окинавской Хартии глобального информационного общества (2000), принятой лидерами «восьмерки» ведущих мировых держав, «информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Революционное воздействие этих факторов касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. Информационные технологии быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они также дают возможность частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы. Перед всеми нами открываются огромные возможности». Быстрое развитие технологий, широкое распространение глобальных информационных сетей делают возможным одновременный охват информацией огромного количества людей, формируя или меняя в кратчайшие сроки общественное мнение.

Технологическая революция определяет формирование нового типа общества - информационного. В процессе его становления стираются границы между странами и людьми, радикально меняется структура мировой экономики.

Можно выделить фундаментальные экономические и социальные предпосылки, сочетание которых привело к становлению и развитию информационного общества [1]:

1. В современном мире страны, достигшие стадии информационного общества, обладают наиболее эффективной и мощной экономикой, лидируют по всем показателям благосостояния граждан.

2. В структуре производительных сил информационного общества ведущую роль играет научно-технический потенциал. Отсюда и новый термин «общество знаний», передающий более полно суть информационного общества. Такие традиционные факторы, характеризующие первенство того или иного государства, как размер территории, численность населения, наличие природных ресурсов, энергообеспеченность, отступают на второй план. Вырастает новая экономика -экономика знаний, в которой главным источником являются знания и коммуникации.

3. В промышленности и сфере услуг преобладают обеспечивающие интенсивный характер экономического роста наукоемкие отрасли. Продукция этих отраслей имеет большую долю добавленной стоимости, они демонстрируют высокие темпы роста производства и объемов сбыта.

4. Экономика информационного общества носит инновационный характер, причем инновации принимают форму каскадов, а их внедрение в обществе протекает намного быстрее.

5. В информационном обществе принципиально меняется система управления экономикой, происходит замена жестких иерархических структур более гибкими сетевыми горизонтальными структурами, хорошо приспособленными к тому, чтобы оперативно реагировать на изменения внешних условий.

6. Структура занятости населения в информационном обществе качественно иная, чем в индустриальном. Всего 2-3% населения занято в сельском хозяйстве, 15-20% в добывающей и обрабатывающей промышленности, а остальные в сфере обслуживания, значительная часть которой входит в информационный сектор.

Экономика, Статистика и Информатика

№1, 2012

89

7. В информационном обществе решающее значение приобретает качество труда, его квалификация. Возрастает потребность в работниках с высокой профессиональной квалификацией, широко образованных, способных к участию в стратегическом планировании. Это меняет отношения между работником и работодателем, являясь основой «экономики сотрудничества».

8. Повышается роль и ответственность системы образования, которая должна обеспечить высокий уровень грамотности населения, подготовить достаточное количество специалистов, в том числе научную элиту. Меняются образовательные технологии. Развивается дистанционное и электронное обучение (e-Learning). Трансформируется образовательная парадигма от концепции классического образования к обучению в течение всей жизни (life long learning).

3. Проблемы современного менеджмента

Информационное общество ставит перед современным руководителем и ряд проблем, которые требуют разработки новых подходов к системе управления. Анализ работ ведущих экономистов позволил выделить ряд из них:

1. Раздвоенное мышление [2];

2. Парадокс применения информационных технологий [3];

3. Управленческая революция[4] .

Рассмотрим более подробно эти

проблемы, с которыми сталкивается современное общество, и наличие которых требует от менеджера адекватных времени и ситуации управленческих решений.

Проблема раздвоенного мышления рассмотрена в книге Б. Мандельброта и Р. Хадсона «(Не) послушные рынки: фрактальная революция в финансах». Рынок очень быстро обесценивает новые сведения. Среди экономистов существуют два взгляда на одно и то же событие. Один - после свершения события ( ex post facto), другой - до совершения события (ex ante). После наступления события исследователь может дать ему причинно-следственное объяснение, но до его наступления подобное объяснение дать сложно из-за незнания всех факторов. Рынки на самом деле являются очень неустойчивыми и трудно поддаются описанию с помощью стандартного математического аппарата. Более применимыми в условиях современной экономики являются концепции самоповторения в

масштабе, долгосрочной зависимости, бурной случайности и мультифракталь-ного анализа.

Парадокс применения информационных технологий достаточно подробно описан в работе российского исследователя А. Сазановича «Ключевые факторы конкурентоспособности в экономике знаний». Парадокс организационного устройства современных компаний состоит в том, что люди хотят что-то делать и сами же друг другу мешают. Считается, что интенсивное внедрение 1Т-систем решает эту проблему Однако это не совсем так. ГГ-системы упрощают доступ к знаниям, и в этом случае доступность знаний упрощает генерацию новых идей, но эти системы никогда не сделают более простым доступ к использованию ресурсов компании и не допустят их самовольного использования. А идеи, на которые не выделяются ресурсы, как правило, обречены на провал. С другой стороны, в XXI в. конкурируют не фирмы, обладающие товаром, который наделен устойчивыми конкурентными преимуществами, а бизнес-системы (организационные механизмы), способные каждый раз быстрее других выносить на рынок новые и новые товары, обладающие конкурентными преимуществами. Раньше жизненный цикл товаров измерялся десятилетиями, и появление каждого нового товара было в каком-то смысле эпохальным событием. Теперь в большинстве отраслей товар меняется чуть ли не каждый год. Последнее означает, что компания перестала быть конвейером по производству только товаров или услуг Теперь она одновременно является конвейером по производству непрерывного потока идей и изменений. Однако естественным путем такой дополнительный конвейер в компании не возникнет, и часто компании не владеют осознанными знаниями о том, как его построить, не создав при этом еще одну бюрократическую структуру.

Теория управленческой революции описана в работах американского экономиста Дж. Гелбрейта. Согласно теории Дж. Гелбрейта власть в современной крупной корпорации постепенно переходит от собственников капитала к управляющим. Это явление он считает закономерным и обосновывает с помощью общей теории ведущего фактора производства, изменение которого приводит и к смене властных структур в обществе; «Если рассматривать вопрос

в долгосрочном плане, имело место радикальное перераспределение власти на производственном предприятии — а отсюда и в обществе в целом — между факторами производства. Господствующие позиции капитала — дело относительно недавнего прошлого; еще пару столетий назад ни один здравомыслящий человек не усомнился бы в том, что власть решающим образом связана с землей. Опыт прошлого дает основание предполагать, что источник власти переместится еще раз — на этот раз от капитала к организованным знаниям. И можно предполагать, что это найдет отражение в перераспределении власти в обществе».

В теорию «революции менеджеров» Гэлбрейт вносит новый элемент. По его мнению, власть в корпорации приобретает не узкий круг высших управляющих, а большой и разветвленный коллектив. «Наиболее важное следствие применения современной техники, по крайней мере, с точки зрения экономической науки, — пишет он, — заключается в том, что она заставляет разделить любую задачу на ее составные части». Таким образом, для нормального функционирования крупной корпорации требуется большой коллектив узких специалистов. Никто из них не может принять решения без согласования с другими. «Эта группа весьма многочисленна — от самых высокопоставленных служащих корпорации до работников в белых и синих воротниках. Она охватывает всех, кто обладает специальными знаниями». Гэлбрейт называет этот коллектив специалистов «технострукту-рой».

4. Основные функции менеджмента в информационном обществе

Все перечисленные выше проблемы и парадоксы приводят к необходимости формирования новых подходов к управлению организацией в экономике знаний. Основная задача менеджмента сводится к построению органических бизнес-систем, способных конкурировать в информационном обществе.

Если рассматривать процесс управления любой организацией с точки зрения реализации четырех основных функций менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль), то требуется конкретизация наполняемости и увеличение адаптивности данных функций к современным условиям. И если функции планирования и мотивации в меньшей степени требуют новых подходов, то адаптивность функций

№1, 2012

90

Таблица I. Основные функции менеджмента в информационно?! оошестзе

Основные функции Менеджмента Основные проблемы современного этапа развития Применение функций управления в информационном обществе

Планирование, Это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целен. С данной функции начинается процесс управления, от ее качества зависит успех организации. Очень быстрое обесценивание информации. Растет стоимость ошибок в составлении прогнозов и планов. Возрастает вероятность перехода управляемой системы в состояние бифуркации, при котором она становится неустойчивой относительно изменений и возникает некоторая неопределе нно сть. Внедрение 1Т-технологий позволяет не только в оперативном, но и в режиме online отслеживать изменения во внешней и внутренней среде, повышая тем самым релевантность используемой информации и снижая неопределенность принимаемых решений.

Организация, Обеспечение выполнение решения с организаций иной стороны. то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее аффективные связи между всеми элементами управляемой системы. Несовершенство типовых организа цио иных конструкций современных компаний (новые идеи лежат «внизу». а право направления на их реализацию ресурсов находится вверху иерархии современной компании). Переход к более гибки:.! и адаптивным организа цио иным формам, таким как сетевые и оболочечные организации. Внедрение принципов обучающейся организации, создающей условия для обучение. находящейся в процессе самосовершенствования. и. таким образом, изменяющая окружающий ее мир.

Мотивация. Процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей. Потеря доверия к прежним системам управления. Реалии современной экономики таковы, что доходы ид;- возглавляемые ими компании терпят фиаско. Увеличение информационной прозрачности бизнес-процессов, направленной на усиление доверия между участниками экономических отношений и способствующей снижению трансакционных издержек.

Контроль Процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционярования управляемой подсистемы принятым решениям. а также выработки определенных действий. Возникновение неточностей в обработке контрольных показателей из-за несвоевременности и неполноты проведения контрольных мероприятий, устаревания принять]х стандартов. помех в коммуникационных каналах. Повсеместное внедрение в управленческую практику системы контроллинга, направленную на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности. Контроллинг может обеспечивать информацио нно -ана литич еску ю поддержку процессов принятия решений при управлении организацией и может быть частью прописывающей принятие определённых решений в рамках определённых сист ем мене джмент а.

организации и контроля является основой для формирования конкурентоспособных бизнес-систем.

5. Управление организацией в условиях информационного общества

Для наглядной иллюстрации современных подходов к построению органических бизнес-систем и управлению ими рассмотрим опыт Московского государственного университета экономики, статистики и финансов (МЭСИ).

Модернизация и реструктуризация российской экономики, формирование национальных инновационных систем, становление информационного общества (или общества, основанного на знаниях) выдвигают новые требования и к высшему профессиональному образованию. Перед ВУЗами, активно внедряющими инновационные образовательные программы, поставлена задача масштабной подготовки практико-ориентированных специалистов нового типа, востребованного инновационной экономикой. Актуальность данных процессов обусловлена и интеграцией российских ВУЗов в международное образовательное пространство, присоединением к Болонскому процессу [5].

Можно выделить пять факторов изменивших как условия работы университетов, так и их направленность и функциональные возможности [6]:

1. Главным ресурсом общества становиться информация и знания.

2. Основой новой экономики является глобальная информатизация, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий.

3. Новизна, быстротечность, ускорение - наиболее характерные черты жизни информационного общества, цикл обновления как производственных, так и социальных технологий составляет 68 лет.

4. Нарастающая глобализация постепенно приведет к глобальной борьбе на глобальных рынках.

5. Продолжающиеся споры о соотношении ответственности личности и общества в образовании - в особенности в высшем.

Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации определены основные направления государственной политики в области информационных технологий, которые на современном историческом этапе выступают в качестве системообразующего элемента инфраструктуры общества, главным фактором ускорения инновационных процессов и модерниза-

ции экономики. Эти процессы неразрывно связаны с современными вызовами, стоящими как перед экономикой в целом, так и перед каждым ВУЗом в частности [7]:

• быстроменяющиеся технологии, позволяющие внедрять гибкое и всеохватывающее образование;

• рост объемов знаний не имеющий аналогов в истории развития человечества;

• развитие информационно-комму-

никационных технологий;

• ориентация на потребительский спрос, а не на предложение;

• необходимость привлечения новых источников дохода;

• необходимость в высоком качестве, чётких стандартах

• быстрый переход от элитарности к массовости, к всеобщей доступности высшего образования;

• необходимость в гибкости структур и реализации программ, что явля-

Экономика, Статистика и Информатика^^ 91 №1, 2012

IT"

ется частью подхода к высшему образованию как «обучению в течение всей жизни»;

Сегодня МЭСИ - это распределенный электронный университет, представляющий собой бизнес-систему, основанную на принципах обучающейся организации. Помимо классического университетского образования, МЭСИ осуществляет движение к БМЛКТ-Е^саНоп, которое предполагает гибкое обучение в интерактивной среде с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе. Главная цель университета - обеспечить максимальную доступность знаний.

Управление университетом осуществляется в едином информационном пространстве, которое включает единую систему непрерывного повышения квалификации, единую систему управления, контроля и мониторинга качества образования, единую систему обучения [8].

Единая система непрерывного повышения квалификации - это новые методики обучения, ИКТ, современная педагогика. Единая система управления, контроля и мониторинга качества образования предполагает применения единых информационных технологий. Единая система обучения - единство образовательных программ, единое учебно-методическое обеспечение студентов

Единая информационная система, функциональная модель, строится на основе принципов управления сложными технологическими объектами. Важнейшим среди них является принцип единственности входа информации, следование которому обеспечивает поддержание высокого уровня достоверности баз знаний, а соответственно, и надежность всей, единой системы управления. Данная система позволяет развивать индустриальные подходы в обучении и внедрять унифицированные и стандартизированные учебные процедуры, обеспечивая при этом гибкость и персонификацию обучения. На основе единой информационной системы формируется набор взаимосвязанных норм, правил и ценностей, регламентирующих поведение сотрудников аппарата управления, преподавателей и студентов.

Таким образом, информационные технологии, единая информационная среда изменяют инструменты и методы управленческого воздействия на основные и вспомогательные процессы,

Рис. 1. Коммуникативно-интегрированная система управления и организации

учебного процесса

Рис. 2. Система управления финансами в распределенном электронном

университете

что наглядно отражено на рисунках 1, 2 и 3.

В МЭСИ также активно развивается система управления академическими знаниями, которая предполагает формирование знаниевого пространства университета за счет реализации научно-исследовательских разработок, проведения научно-методической работы, использования лучших практик, открытых образовательных ресурсов и ресурсов Интернет. Данная система обеспечивает полный жизненный цикл образовательного контента в распределен-

ной онлайн-среде. При этом, контент всегда актуален за счет применения информационных центров дисциплин. Распределенные коллективы преподавателей работают над созданием и актуализацией цифрового контента.

6. Заключение

Изменяя глобально экономику, информационное общество вносит инновационные преобразования в жизни людей, бизнеса, государств, систем образования и требует от современных менеджеров соответствующих управленческих решений. Система управле-

№1, 2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

92

Рис. З. Интегрированная система показателей качества электронного распределенного университета

ния современным ВУЗом должна ориентироваться на изменяющиеся внешние условия, отвечать всем требованиям информационного общества, предполагать научный подход к управлению, и тем самым, выступать эффективным инструментом повышения конкурентоспособности и образовательных услуг и самого ВУЗа. Совершенствование процесса управления должно быть нацелено на высокие образовательные стандарты и современные требования общества.

Литература

1. Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Контуры информационного общества. -Москва, 2005

2. Мандельброт Бенуа, Хадсон Ричард Л. (Не)послушные рынки: фрактальная революция в финансах. Пер. с англ. Москва: Вильямс, 2006

3. Сазанович А. Ключевые факторы конкурентоспособности в экономике знаний // Экономические стратегии. -

2010. - №5.

4. Дж. Гелбрейт Экономическая теория и цели общества. Москва: Прогресс, 1976

5. Тихомирова Н.В., Минашкин В.Г., Дубейковская Л.Н. Образовательный процесс в электронном университете: условия и направления трансформации// Высшее образование в России. -

2011. - №2.

6. Ханс Ван Гинкель Университет XXI века: от планов к реальности // Высшее образование сегодня. - 2003. - №7.

7. Тихомирова Н.В., Тихомиров В.П., Тельнов Ю.Ф., Максимова В.Ф. The University's Integrated Knowledge Space in Knowledge Management, in Green A., Stankosky M. and Vandergriff L. (Eds.), In Search of Knowledge Management: Pursuing Primary Principies. - Bingley, UK: Emarald Group Publishing Limited, 2009

8. Тихомирова Н.В. Управление современным университетом, интегрированным в информационное пространство: концепция, инструменты, методы. - М.: Финансы и статистика, 2009

9. Леонтьева Л.С., Орлов Д.Ю., Орлова Л.Н. Нематериальные ресурсы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий (инвестиционно-информационный аспект). Монография. Москва: МИРБИС, 2010. - 192 с.

References

1. Avdulov A., Kulkin A. Contours of an information society. - Moscow, 2005

2. Mandelbrot Benua, Hudson Richard H (Not) the obedient markets: fractal revolution in the finance. Moscow: Williams, 2006

3. Sazanovich A. Key factors of competitiveness in economy of knowledge // Economicheskie strategi. - 2010. - №5.

4. J. Galbraith The Economic theory and the society purposes. Moscow: Progress, 1976

5. Tihomirova N.V., Minashkin V. G, Dubejkovsky L.N. Educational process at electronic university: conditions and transformation directions //Visshee obra-zovanie v Rossii. - 2011. - № 2.

6. Hans Van Ginkel Universitet of the XXI-st century: from plans to a reality //

Visshee obrazovanie segodnya. -2003. - №7.

7. Tihomirova N.V., Tihomirov VP., Telnov Y. F., Maksimova V F. The University's Integrated Knowledge Space in Knowledge Management, in Green A., Stankosky M. and Vandergriff L. (Eds.), In Search of Knowledge Management: Pursuing Primary Principles. - Bingley, UK: Emarald Group Publishing Limited, 2009

8. Tihomirov N.V. Management the modern university integrated into information field: the concept, tools, methods. - M: Financy i statistica, 2009

9. Leontyeva L. S., Orlov D. Y., Orlova L.N. Non-material resources of increase of the industrial enterprises's competitiveness (investment and information aspect). The monography. Moscow: MIRBIS. 2010. - 192 p.

Экономика, Статистика и Информатика

93

№1, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.