ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2014. № 1
В.И. Якунин
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ
Термином глобализация могут обозначаться два явления: усиление интеграционных процессов и создание Нового мирового порядка под эгидой США. Если первая глобализация не прекращается со времен возникновения человечества, то вторая активизировалась в постсоветскую эпоху и представляет собой идеологический штамп и неосуществимую утопию. Характерными чертами второй глобализации являются ослабление национального государства, разрушение духовной культуры и культуры солидарности, транснационализация насилия, возникновение коррупции «постиндустриального» типа, деиндустриализация одних стран и промышленная специализация других, внедрение принципов игры в жизненные стратегии людей и, наконец, опасный дисбаланс между постиндустриальным информационным обществом Запада и остальным миром. Такая глобализация ведет к сокращению разнообразия и способствует дестабилизации человечества, провоцируя революции и войны. В ответ на эти вызовы Россия может предложить цивилизационный диалог, позволяющий смягчить поляризации в политической, экономической и социальной сферах.
Ключевые слова: глобализация, Запад — Восток, Россия, США.
Уточним понятия. Термином глобализация обозначают два разных явления. Чаще всего говорят о новом этапе мироустройства, когда устраняются барьеры, мешающие движению потоков вещей, денег, идей и социальных форм. Эта глобализация идет с возникновения человека, скачками, но неуклонно.
Но в то же время глобализация — это форсированная программа по созданию Нового мирового порядка, который торопится установить Запад на волне краха СССР. Эта программа — часть волны постмодерна, поднятой кризисом индустриальной цивилизации. В этом смысле глобализация — идеологический штамп, прикрывающий эту программу.
Здесь скажем о том, как глобализация изменила условия политики в мире в целом и в отдельном государстве, какие породила тенденции и угрозы. Это важно для России, выходящей из затяжного кризиса. И это во многом будет определять ее выбор в данный момент. Об этом надо думать и это надо обсуждать.
Итак. Нынешняя глобализация «под эгидой США» относится к разряду утопий, она неосуществима. Запад уже не сможет переварить Азию экономически и тем более подавить военными средствами. За 30 лет Китай стал второй экономической державой. Промышленность бежит с Запада в Азию, там уже 52 % мирового промышленного производства. Это — факты, а теоретически резкое сокращение разнообразия дестабилизирует человечество вплоть до катастрофы. Значит, неизбежно сопротивление всеми средствами. Это мы уже видим. Вот парадокс постмодерна: если победит глобализация под эгидой США, то «американизация» станет невозможной — американской культуры не будет. Возможен ли такой ход событий? Нет, распад национальных культур — бедствие, чреватое революциями или войнами.
Наше дело предложить разумный диалог, смягчать столкновения и не дать процессу достичь фатального порога. Чем раньше мы окрепнем, тем мягче мир пройдет этот кризис.
Рассмотрим спокойно. Что мы видим в процессах, которые нарастают в последние два десятилетия? Мир столкнулся с безжалостной программой. Западные футурологи (например, Жак Аттали) создают апокалиптические картины будущего для побежденных — «всеужасы XXстолетия поблекнут по сравнению с ними». Эти прогнозы указывают возможный вектор событий. Но они не сбудутся, опыт усмирять претендентов на мировое господство еще не забыт.
Глобализация породила «новых кочевников». Для них нет своих стран, а есть всемирная кочевая каста и всемирные туземцы. Сказано: «деньги — родина безродных». Культуре угрожает реванш ростовщика, направленный против всего небуржуазного в человеке. Глобальный ростовщик уничтожает духовные структуры человечества. В массовое сознание внедряются алчность и жестокость.
Деньги опять «не пахнут»: исчезли различия между нормальной и преступной экономикой. Глобализация узаконила множество видов «криминальной хрематистики», включая такие сверхрентабельные виды бизнеса, как торговля наркотиками и человеческими органами, работорговля, терроризм по контракту и т.д.
Глобализация привела к всплеску антигуманной философии и морали. Как будто все темные силы, которые прятались в порах общества, вдруг вышли и атаковали порядок. Как выразился один экономист, это — революция отщепенцев, революция «союза париев верха и париев дна» — союза олигархов и воров. И эта революция регрессивна. Ее врагом является любое национальное государство — кроме «империи золотого миллиарда».
Фундаментальный вызов политике — подрыв статуса
национального государства
Идет распад права, на котором держалось прежнее мироустройство, когда человечество было организовано в народы, а народы — в государства с их суверенитетом. Вспомним первые шаги глобализации: война в Заливе и бомбежки Югославии, разрушение больших стран на Ближнем Востоке и в центре Европы, «гуманитарная интервенция». Подрыв идеи суверенитета!
Как сказал Сэмюэль Хантингтон, мы «стали свидетелями постепенного отмирания твердого государства - "бильярдного шара", принятого за норму со времен Вестфальского мира... Возникает сложный разнообразный и многоуровневый международный порядок, который сильно напоминает средневековый».
Юрген Хабермас также заметил, что «внешний суверенитет государств, как бы мы его ни обосновывали, уже стал анахронизмом. Возникает необходимость в создании политически дееспособных учреждений на наднациональном уровне».
В докладе Римскому клубу говорится: «Сама концепция суверенитета, провозглашенная всеми правительствами святыней, является проблематичной. Международное право все в большей степени защищает гуманистические принципы, а не конституционные права и националистический эгоцентризм».
Но это все — шипение змея-соблазнителя. Попробуйте подчинить США или Китай «наднациональным учреждениям». Это вопрос силы и воли, а не каких-то «объективных законов». Конечно, глобализация перестраивает политику государств: Интернет изменил информационное пространство, Всемирная торговая организация — взаимодействие государства с хозяйством и наукой, налоги утекают в офшоры, наши банки набирают на Западе кредиты и увязают в долгах и пр. Приходится создавать новые формы, институты и структуры, но большая независимая страна никогда не имела покоя.
Глобализация — это всемирный передел богатства, которое ведут мировые финансовые клики. Метод — ослабление национального государства через долги, приватизацию и скупку активов и ресурсов, сокращение расходов на социальные нужды, науку и культуру. Государство сокращает свои контрольные функции — и новые богатеи вливаются в глобальную элиту. После кризиса в Мексике появилось 24 миллиардера, а после дефолта 1998 г. в России — 38. Происходит отчуждение населения от государства.
Спекулятивный капитал легко идет на союз с преступным миром. Этот союз соединил две мощные финансовые и органи-
зационные структуры — легальную и теневую, придав им новые степени свободы и маневра. Одним из орудий подрыва государства стало втягивание его в большую коррупцию «постиндустриального» типа. Мы видим многомиллиардные аферы и в транснациональных компаниях, и в солидных банках. Коррупция верхов ведет к перестройке и массового сознания — это мировая информационно-психологическая война. В ходе ее подорвана культура солидарности, внедрен культ денег.
Это — трудный вызов, к нему почти все не готовы. Надо переходить на новый уровень знания и создавать новые социальные формы и защиты. Их никто за нас не создаст. Если будем пережевывать западные учебники 1970-х гг., нас обдерут как липку. Нельзя забывать: страны, обладающие большими природными богатствами, — особый объект вожделений глобальной касты.
Важные функции в программе подрыва государства выполняют разного рода «черные интернационалы». Пример — «Аль-Каида». Ее создали против СССР, а теперь придали глобальный характер. Идет криминализация целых регионов и возникновение «серых зон», из которых уходит государство. В Афганистане под крылом НАТО производство наркотиков выросло в 40 раз.
Во многих точках мира структуры национальных государств подрывают, организуя мятеж-войны с псевдорелигиозными прикрытиями.
Как пишут антропологи, «транснационализация насилия и вызов, бросаемый принципу юрисдикции национального государства, являются особо значительными моментами в развитии глобализма». Иногда внутри государств образуются преступные анклавы, приобретающие признаки государственности. Они разрушают государство, провоцируя гражданскую войну, а затем и внешнюю агрессию.
Наши внутренние проблемы, отягощенные глобализацией
Россия слишком открылась Западу как раз в тот момент, когда эта великая цивилизация переживает очень болезненный кризис.
Нынешняя глобализация — это попытка укрепить мировую систему «центр — периферия». И Россию, как и в начале ХХ в., снова пытаются оттеснить на периферию. Но в этой мир-системе жизнеустройство периферии не может быть таким же, как в центре. Новые технологические уклады возникают в странах периферии в виде анклавов при архаизации труда и быта окружающего их большинства населения. При этом глобальные финансовые потоки обтекают те регионы, в которых не гарантирована высокая прибыль. Так в мире
возникают зоны, где проживают «общности, которые нет смысла эксплуатировать».
Появление в стране анклавов, изымающих ресурсы из природной и социальной среды для глобального рынка, разделяет общество на «первый» и «третий» мир. Складывается новый тип рынка труда — «гибкий», постмодернистский, с краткосрочными контрактами и «забыванием» профессии, с заменой местного населения мигрантами. Избежать такой участи нам очень непросто: Россия ослаблена деиндустриализацией 1990-х гг. и длительным кризисом трансформации. Основные фонды сильно изношены, квалификация работников понизилась. Нужны большие программы консолидации общества и «сборки» нации, создания новых форм межэтнического общежития. Все это осложнено тем, что в нашем экономическом и информационном пространстве орудуют не только недобросовестные конкуренты, но и теневые дельцы. Наши государственные и общественные институты не готовы к работе в такой жесткой среде, утопия «возврата в цивилизацию» демобилизовала и власть, и население. Нам нужны новые, «кризисные» формы управления.
Положение изменила и достигнутая благодаря глобализации своеобразная хозяйственная интеграция Запада с Китаем, который взял на себя роль промышленной «мастерской мира». Эта идея вынашивалась на Западе с конца XIX в., но тогда Китай рассматривался как управляемая периферия, зона пребывания и работы внешнего пролетариата. Парадоксально, но успех этого проекта пришел именно благодаря китайской революции, социалистической индустриализации, современной системе всеобщего образования советского типа.
В результате в конце ХХ в. Китай смог обеспечить квалифицированной, здоровой и дисциплинированной рабочей силой крупномасштабное промышленное производство, удовлетворяющее большую долю мирового спроса на стандартные товары. Запад предоставляет для этого производства технологии, некоторые материалы и компоненты, научную и техническую помощь. При этом он не имеет никаких проблем с многомиллионным внешним пролетариатом — им эффективно управляет Коммунистическая партия Китая и государство КНР.
Сейчас, когда вполне отработано это взаимодействие, избыточной стала и значительная часть трудящихся в самой метрополии — и уже на Западе возникли «общности, которые нет смысла эксплуатировать». Это подстегнуло глобализацию: элита стремится избавиться от всякой ответственности перед населением своих стран. Мы наблюдаем разрыв не только с этикой социального государства,
но и прежней этикой буржуазии как части нации. Ужесточилось трудовое законодательство, резко упростился порядок увольнения работников, увеличилась доля краткосрочных контрактов, расширилось использование рабочей силы мигрантов. Происходит деклассирование рабочего класса метрополии, растет уровень безработицы в среднем классе.
Но ведь эти процессы идут и в России: наш рынок промышленной продукции сдан Китаю. В этих условиях необходимая России новая индустриализация становится чрезвычайно трудной задачей. Политика России (и политология) столкнулись с совершенно новым и необычным вызовом.
Один из главных инструментов глобализации — экспорт потребностей. Потребности обусловлены культурно, а не биологически. Глобальный капитал стремится, чтобы жажда потребления становилась все более жгучей, нестерпимой. Потребности, удовлетворяемые только через Запад, позволяют «вербовать» элиту, превращать ее в антинациональную силу. Глобализация, втягивающая человечество в общество потребления, приводит к стрессу и расщеплению сознания. Происходит «ускользание национальной почвы» из-под производства потребностей. По замечанию Маркса, такие общества можно «сравнить с идолопоклонником, чахнущим от болезней христианства» — западных источников дохода нет, а потребности западные. Это порождает фрустрацию и быстрый регресс хозяйства с распадом системы солидарных связей. Растет массовая преступность и теневая экономика. Это национальная трагедия многих народов.
Есть риск, что общество и культура не справятся с революцией в информационных технологиях. Говорят, что глобальную компьютерную сеть построили люди, сплоченные единой технологией и типом мышления. Эта сеть формирует и миллиарды ее пользователей. Глобальное сообщество с его технологией, утрачивая разнообразие, становится нестабильной системой. Значит, что нас ждут кризисы высокой волатильности, неустойчивости в самых разных сферах. Новым явлением было потрясение рынков Европы и всего мира из-за небольших на мировом фоне бюджетных проблем Греции. Опасным симптомом стал случай, когда индекс Dow Jones неожиданно упал на 9 %, а через несколько минут вернулся к прежнему уровню.
Одним из массовых эффектов глобализации в России стала играизация — внедрение принципов игры в жизненные стратегии, что позволяет людям как-то адаптироваться к хаосу «переходного периода». Люди непрерывно конструируют для себя виртуальную реальность, при этом реальная жизнь все более приобретает хао-
тическое содержание. Стираются различия между реальностью и ее восприятием, происходит нарушение мира смыслов, размывание идентичностей. Наблюдается сдвиг к более низким, примитивным социальным действиям, к деструктивности поведения: раннее употребление алкоголя, табака, потом и наркотиков, тяга к действиям, связанным с рисками и мистикой, невиданный ранее индивидуализм, рост молодежной преступности.
Все это — вызов культурной политике, но мы к нему не готовы. Контент практически всех игр задается фирмами США, а в играх «упакованы» жесткие ценностные установки. Но своих игр мы на рынок не поставляем. Значит, мы не можем пресечь враждебных нам процессов, которые создают в обществе зоны «контролируемого хаоса».
Пессимизм глобализации
Это важный и опасный фактор. Глобализацию проектировала и ведет часть элиты Запада, проникнутая глубоким пессимизмом. Это делает многие шаги непредсказуемыми.
Глобализация была задумана как венец холодной войны. Но эта война носила мессианский характер, победа в ней была названа «концом истории». Лео Шраус, основоположник философии неолиберализма, так определил ее цель: «Полная победа города над деревней или Запада над Востоком». И дал потрясающее своим пессимизмом пояснение: «Завершение истории есть начало заката Европы, Запада и вследствие этого, поскольку все остальные культуры были поглощены Западом, начало заката человечества. У человечества нет будущего».
В докладе Римскому клубу «Первая глобальная революция» (1991) прогноз таков: «К середине следующего столетия в сегодняшних промышленно развитых странах будет проживать менее 20 % всего населения земного шара. Способны ли мы представить мир будущего, в котором кучка богатых наций, имеющая новейшее вооружение, защищается от огромного количества голодных, необразованных, не имеющих работы и очень злых людей, живущих во всех остальных странах?».
У жителей Запада искусственно вырабатывается «синдром осажденной крепости», который нередко доходит до состояния психоза. По словам президента Римского клуба, жители Запада «все более превращаются в некое гетто, которое окружают возмущенные, готовые к бунту орды голодных, неграмотных и безработных».
Тяжелое потрясение вызвал и теракт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. Он обнаружил хрупкость и незащищенность постиндустри-
ального информационного общества Запада. Славой Жижек сказал по этому поводу: «Ощущение того, что мы живем в изолированном, искусственном мире вызывает к жизни представление, что некий зловещий агент все время угрожает нам тотальным разрушением извне».
К чему же ведет такая мрачная глобализация? В том же докладе Римскому клубу предсказывается: «Приток мигрантов может вызвать резкое усиление "оборонительного" расизма в странах въезда и способствовать установлению в них на волне популизма диктаторских режимов... Технологические нововведения дают преимущества передовым странам в ущерб тем, которые находятся на более ранней стадии экономического развития. Таким образом, нашим настоящим врагом является само человечество».
Вот исторический вызов российской политике — всеми средствами предотвратить скольжение в пропасть войны Запада с «самим человечеством».
У нас много ошибок и слабостей, но придется сосредоточиться и с другими народами выполнить долг удерживающего.