Научная статья на тему 'ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС'

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ФАКТОРЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Еремина В.А.

В статье анализируется процесс глобализации в современном мире и в России. Автор описывает основные факторы и критерии глобализации в различных сферах жизни общества, а также анализирует восприятие молодежи современного процесса глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBALIZATION AS A SOCIO-POLITICAL PROCESS

The article analyzes the process of globalization in the modern world and in Russia. The author describes the main factors and criteria of globalization in various spheres of society, as well as analyzes the perception of youth of the modern process of globalization.

Текст научной работы на тему «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС»

УДК 330.101

Еремина В. А. студент 4 курса факультет социальных коммуникаций Астраханский Государственный Университет

Россия, г. Астрахань

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

В статье анализируется процесс глобализации в современном мире и в России. Автор описывает основные факторы и критерии глобализации в различных сферах жизни общества, а также анализирует восприятие молодежи современного процесса глобализации.

Ключевые слова: глобализация, факторы глобализации, молодежь, глобализация в России.

Eremina V. A. student

Astrakhan state University The 4th course, faculty of social communications

Russia, Astrakhan GLOBALIZATION AS A SOCIO-POLITICAL PROCESS

The article analyzes the process of globalization in the modern world and in Russia. The author describes the main factors and criteria of globalization in various spheres of society, as well as analyzes the perception of youth of the modern process of globalization.

Key words: globalization, factors of globalization, youth, globalization in Russia.

Существует множество теорий глобализаций, большая часть из которых направлена на анализ данного процесса с точки зрения изменения экономического процесса производства, а также усиления механизмов социальной эксплуатации и несправедливости. К классическим теориям глобализации можно отнести три основные: империализм, теория зависимости и теория мировой системы29.

Теории империализма базируется на предположении, что главным движущимся фактором глобализации можно назвать борьбу ведущих гигантов мирового сообщества за новые рынки, источники сырья, сферы приложения капитала, за усиление их политического и культурного влияния. Под империализмом в данной теории понимается такое положение дел в мире, когда имеется ярко-выраженное господство нескольких держав, финансовых монополий и корпораций, а также большое значение принимает слово «капитал» и операции с ним. Теория имеет несколько направлений, в

29 Николаева И. П. Мировая экономика и международные экономические отношения. - М.: Дашков и К, 2013. - С. 105.

частности, социал-либеральную, представителем которой был Дж. Гобсон, исследовавший процессы в Британской империи.

Гобсон опубликовал свой труд в начале 20 века, когда в мире шла активная борьба между странами империями за владение землями в Африке. Гобсон считал. Что причиной возникновения империализма и борьбы за колонии является невозможность крупных стран выгодно реализовать товары на собственных рынках, что вынуждает их искать новые территории для сбыта и обогащения. Таким образом, согласно теории Гобсона, страна заинтересованы как и в том, чтобы найти новые рынки сбыта и увеличить потребление товаров, так и в том, чтобы найти для производства их более дешевое сырье и рабочую силу, что позволит требовать меньших товарооборотов. Так, Гобсон трактует понятие империализма как стремление захватить иные народы и территории, а следствием этого является колониализм - стремление расширить свои владения за счет экспансии.

Данный процесс вел к тому, что страны западного мира быстрыми темпами увеличивали рост своей экономики, а страны третьего мира нищали за счет эксплуатации народа и выкачивания всех производственных ресурсов. Именно это привело с существующему огромному разрыву как в экономическом, так и в социальном плане. В. И. Ленин также обращал внимание на то, что ведущую роль в формировании этого разрыва играют крупные торговые компании. Именно они с разрешения правительств развитых стран эксплуатируют рабочую силу более слабых регионов, диктуют свои правила на рынке и делят сферы производства на выгодных условиях, не давай попасть на рынок представителям регионального производства.

Марксистская теория империализма оказала влияние на многие мировые теории. Однако после изменений на политической арене мира и падении многих колониальных систем, авторитет теории империализма резко угас30. Однако часть теории все равно сохранила право на существование с учетом того факта, что империализм воплощение обычного захвата капитала других стран, а не просто система колониального подчинения, что делает возможным существование некоторых форм империализма даже после распада крупных империй. Позднее, после падения колониальных империй, другие авторы использовали теоретические разработки Гобсона и Ленина, чтобы создать новую теорию неоимпериализма. Так на сегодняшний день колониальные империи прекратили свое существование, а бывшие страны-колонии давно обладают собственным аппаратом управления, ученые решили исследовать современное влияние западных стран на эти регионы. В результате, они пришли к выводу, что сегодня западные страны все также оказывают

30 Арсентьева И. И. Глобализация и перспективы мирового развития // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. -2008. - №81. - [Электронный ресурс] - URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/globalizatsiya-i-perspektivy-mirovogo -razvitiya

мощное давление на развитие стран третьего мира тем, что продолжают диктовать свои условия на мировом рынке, владеют большинством современных технологий производства и в большей степени регулируют уровни цен. Именно это влияние укоренившиеся ещё во времена захватов и образовавшийся отрыв, позволят, по мнению автором, этим странам еще многие годы удерживать свои позиции в мировой торговле.

С теорией неоимпериализма связан другой подход, именуемый теорией зависимости. Теория зависимости сложилась, исходя из результатов исследований стран Южной Америки. В соответствии с ней лишний раз доказывается и объясняется наличия неравенства между странами в мире. Так, авторы теории называют США, Европу и Японию эконмическим центром мира, ядром, которое в некотором смысле доминирует над остальными государствами, особенно третьего мира. Объясняется подобная зависимость тем, что она формируется на основе того какой уровень колонизации был в стране и кем оно был осуществлена. Также эта зависимость обычно выражается в том, что экономика стран третьего мира держится на плаву за счет производства для более богатых мировых «господ»31.

Например, Бразилия была и остается крупнейшим производителем и экспортером кофе. В качестве примеров других товарных культур можно назвать сахар, каучук и бананы (отсюда презрительное название банановые республики, закрепившееся за нестабильными регионами Южной Америки благодаря тем, кто проводит грань между ними и процветающим Севером). Ведение сельского хозяйства исключительно традиционными методами, а также выращивание товарных культур для экспорта помешало развитию в южноамериканских странах современного промышленного производства. По мере того как они все дальше отстают от индустриальных государств Европы и Северной Америки и попадают в зависимость от их поставок промышленных товаров, в этих странах начинается стагнация.

Российский ученый Ю.В. Яковец описывает глобализацию следующим образом: «...процесс глобализации далеко не новый, многочисленные нити культурных, торгово-экономических связей столетие за столетием крепли и умножались, охватывая населенную часть земного шара...». В то же время отмечает, что в последние десятилетия XX века этот процесс приобрел лавинообразную форму, и подчеркивает как историческую преемственность глобализации, так и ее современное своеобразие. Автор выделяет пять основных факторов глобализации.

Фактор глобализации техносферы связывается с формированием глобального общемирового технологического пространства и переходом к постиндустриальной экономике, что создало опасные противоречия, которых не знали предшествующие эпохи. Резко увеличился

31 Арсентьева И. И. Глобализация и перспективы мирового развития // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. -2008. - №81. - [Электронный ресурс] - URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/globalizatsiya-i-perspektivy-mirovogo -razvitiya

технологический и экономический разрыв между ушедшими вперед и отставшими в освоении новых технологических систем отраслями, регионами, странами, цивилизациями.

Фактор экономической глобализации - явление сложное, не исключающее наличия собственного экономического лица каждой глобальной цивилизации, каждой страны. Процесс глобализации экономики идет неравномерно как по сферам деятельности и отраслям, так и в пространстве, по странам и цивилизациям32. Отстающие страны и цивилизации в разной степени вовлечены в процесс глобализации и выступают в нем, как правило, в качестве объекта эксплуатации. Интегральные процессы в мировой экономике приводят к такой взаимозависимости национальных экономик, что можно говорить о глобальной экономике как самостоятельной системе.

Геополитический фактор определяется противостоянием двух взаимоисключающих моделей: монополярного атлантизма и многополярной модели. При сохраняющемся экономическом превосходстве Запада восточные цивилизации, многократно превосходящие Запад по численности населения, играют все более заметную роль в мировой политике.

Фактор социокультурной глобализации в области культуры, науки, образования, этики, идеологии - по мнению автора, носит наиболее острый и противоречивый характер. Здесь автором подчеркивается, что даже начинающиеся современные дезинтеграционные процессы в культурной сфере не могут остановить постоянную, присущую массовой культуре универсализацию и стандартизацию информации в духовной сфере.

Фактор демографо-экологической глобализации, Яковец связывает с постоянным ростом численности населения в странах. По его мнению, данный рост ведет к усилению активизации социально-политическую жизнь, порождает возникновение все новых проявлений экспансии, которые служат источником политических конфликтов, войн, а также столкновений внутри самого государства33.

В.Г. Федотова полагает, что глобализация порождается модернизацией и имманентно присуща ей, так что если, например, нет модернизации (или она прекращается), то нет и глобализации (или она прерывается). Специально останавливаясь на этой проблеме, она пишет: «Глобализация XIX в. ознаменовалась развитием свободной торговли, в которой более всего преуспела Англия. Но этому витку глобализации были оказаны серьезные системные сопротивления в виде коммунизма, фашизма и национализма.

Обобщая разные трактовки, В. Г. Федотова выделяет некоторые этапы современности, просматриваемые более или менее концептуально:

1) период меркантилизма, захвата торговых путей, мировой торговли,

32 Тужба Э. Н. Глобализация: основные измерения и подходы к пониманию // Общество: социология, психология, педагогика. - 2011. - №1-2 - С.14.

33 Тужба Э. Н. Глобализация: основные измерения и подходы к пониманию // Общество: социология, психология, педагогика. - 2011. - №1-2 - С.15-16.

колонизации других народов;

2) эпоха буржуазных революций - становление и расцвет капитализма;

3) время раннего индустриализма;

4) период после второй промышленной революции (использование электричества, изобретение конвейера в начале XX века, открытие радиоактивности и пр.);

5) эпоха научно-технической революции, начавшаяся в середине 50-х годов XX века34.

В рамках написания данной работы был проведен пилотажный опрос среди студентов АГУ. Выборку составили 30 студентов, среди которых было 15 девушек и 15 юношей. Цель исследования состояла в том, чтобы изучить особенности отношения к процессу глобализации со стороны студенчества.

Первый вопрос заданный студентам был направлен на то, чтобы выяснить какой синоним они бы назвали к понятию «глобализация». Таким образом выяснилось, что большая часть студентов (43%) ассоциирует ее с объединением, далее следуют ответы денационализация (31%) и кооперация - 17%. При этом только 15% респондентов ассоциируют глобализацию с поглощением.

Таблица 1.

Синоним понятия «глобализация»

Вариант ответа В %

Объединение 43

Кооперация 17

Поглощение 15

Денационализация 31

Второй вопрос анкеты был обоснован необходимостью узнать отношения студентов к глобализации в различных сферах жизни общества. Им было предложено оценить такие сферы как экономика, политика, культура и информационная сфера.

Самой противоречивой в оценках сферой можно назвать культуру. Здесь к ней определенно положительно относится 28% студентов, 23% скорее положительно, 29% скорее отрицательно и 20% определенно отрицательно. Таким образом, перевес отношения в положительную сторону составляет всего 1% процент и показывает нам, что сфера культуры здесь, как и во многих других исследованиях, испытывает самые жесткие противоречия и проявления как негативных, так и положительных изменений глобализации.

Глобализация в информационной сфере, наоборот, суммарно у 75% опрошенных вызывает положительную оценку, только 8% из всех студентов отметили, что относятся к ней определенно отрицательно. Данный факт также соответствует позиции многих людей, которые в первую очередь ценят доступность и обширность полезной информации появившейся в

34 Там же. - С.17-18.

процессе глобализации.

Также 67% студентов в целом положительно оценивают идею глобализации в экономической сфере. Доля людей относящихся к ней резко отрицательно составляет всего 2%, а скорее отрицательно к ней относится около трети респондентов. Данный факт объясняется тем, что большинство изменений глобализации в начале ее процесса охватывает именно сферу производства и финансов. Данный процесс приносит новые технологии производства, строительства, международный опыт в управлении рыночной системой, не говоря уже об организации международных компаний и объединений на рынке.

Наконец, в политической сфере жизни общества студенты отмечает скорее свое отрицательное отношение в целом, сюда входят соответственно 38% и 17% всех участников опроса. Доля положительно настроенных студентов составляет 46%. Таким образом, можно говорить об идеи невмешательства в суверенные дела государства, которая поддерживается большинством опрошенных. Действительно ни в одном исследовании из проанализированных автором позитивные стороны глобализации не были отмечены в сфере государственного управления. Более того, в современном мире, в том числе и у нас в стране, все больше продвигается идея независимого ведения политики, невмешательства мировых объединений в личные дела граждан и их власти.

Также, в ходе опроса, было выявлено, что на данный момент, по мнению студентов АГУ, глобализация идет на спад, постепенно затухает, а также начинается ее обратный процесс (так ответили 38%). Однако 36% студентов также считают, что глобализация сейчас находится на пике своего развития. Становится видно, что мнения респондентов разделились практически в равной степени, что характеризует промежуточный этап развития глобализации. И только 11% опрошенных ответили, что данный процесс только начинает свое развитие в мире.

Таблица 2.

Текущий этап развития глобализации

Вариант ответа В %

Подъем, постепенное распространение в мире 11

Пик, наивысшая стадия глобализации 36

Спад, постепенное затухание глобализации или ее обратный процесс 38

Затрудняюсь ответить 15

Также студентам АГУ были заданы два вопроса о непосредственной роли России в процессе мировой глобализации. Первый из них предлагал оценить, какая сфера жизни российского общества сейчас в наибольшей степени подвержена глобализации. Выяснилось, что таковой 35,8% респондентов считают экономику, далее за ней следует культура (28,2%) и информационная сфера (23,7%). Наименее глобализированной в России

студенты считают сферу политики, ее выбрали только 12,3%.

Здесь прослеживаются тенденции схожие с ответами респондентов в проанализированных нами исследованиях. Опрошенные в них люди также отмечали основные изменения глобализации сфере науки, культуры, расширения эконмических возможностей и огромных поток информации, хлынувшей из других стран в мировое информационное пространство.

Неоднозначность оценки вовлеченности России в процесс глобализации была выявлена при анализе ответов на пятый вопрос анкеты. Оказалось, что 42,5% респондентов считают, что Россия вовлечена в данный процесс, но поддерживает далеко не все инициативы мирового сообщества. Однако также довольно большая доля студентов (34,3%) ответила, что наша страна практически не участвует в процессе глобализации или только интегрируется в него. При этом 9,5% студентов считают, что данный процесс вообще не затрагивает РФ и не интересен для нее в принципе. Видно, что процесс глобализации в России носит нечеткий характер, не проявляется достаточно ярко во многих сферах жизни или же просто отсутствует, что не дает респондентам возможности подтвердить полное участие нашей страны в нем.

Таким образом студенты АГУ по большей части все же ассоциируют процесс глобализации с понятием объединения. При этом они в большей степени положительно оценивают идею глобализацию многих сфер жизни общества, кроме, пожалуй, политической. В нашей стране наиболее задействованной в процессе глобализации они считают эконмическую сферу.

Однако также студентами в равной степени была предъявлена позиция, что данный процесс сейчас как своей наивысшей точки развития, так и проявляет тенденции к обратному возвращению и росту индивидуализации стран. Касательно нашей страны, студентами было отмечено, что Россия предпочитает принимать изменения и тенденции процесса глобализации не во всех сферах своей жизни и в какой-то мере этот процесс даже становится неактуальным и не нужным для российского студенчества.

Подтверждается тот факт, что глобализация сегодня носит мировой характер и является одним из самых масштабных и неоднозначных процессов. Отношение к ней постепенно сдвигается с исключительно положительного на критическое, под влияние негативных последствий ее развития. На фоне этого силу набирают различные антиглобалистские движения и начинания, а также идея о суверенитете государств и обратной национализации культур.

Использованные источники:

1. Арсентьева И. И. Глобализация и перспективы мирового развития // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - №81. - [Электронный ресурс] -URL: http://cyberleninka.ru/article/n/globalizatsiya-i-perspektivy-mirovogo-razvitiya

2. Инфографика ВЦИОМ: Сегодня в каждом деле нам женщины под стать... - [Электронный ресурс] - URL: http s: //info graphics .wciom.ru/theme -archive/society/religion-lifestyle/gender-problems/article/segodnja-v-kazhdom-dele-nam-zhenshchiny-pod-stat.html

3. Николаева И. П. Мировая экономика и международные экономические отношения. - М.: Дашков и К, 2013. - 152 с.

4. Тужба Э. Н. Глобализация: основные измерения и подходы к пониманию // Общество: социология, психология, педагогика. - 2011. - №1-2 - С. 13-20.

УДК 159.922.8

Ишпанов А.Р. студент 3 курса факультет клинической психологии Оренбургский государственный медицинский университет научный руководитель: Маликов Л.В., к.психол.н.

доцент Россия, г. Оренбург ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЛОРОЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Аннотация. Статья посвящена проблеме взаимосвязи полоролевых особенностей и направленности личности в юношеском возрасте. Нами проведено определение взаимосвязи направленности личности на себя и полоролевых особенностей личности. В данном исследовании мы опираемся на теорию С. Бем и классификацию направленности личности Б. Басса.

Ключевые слова: полоролевой подход, полоролевые особенности, личность, направленность, направленность на себя, юношеский возраст.

Ishpanov A.R. student

3rd course, faculty of clinical psychology Orenburg state medical university Russia, Orenburg Scientific advisor: Malikov L.V. candidate of psychological Sciences, assistant professor CORRELATION BETWEEN SEX-ROLE PARTICULARITIES AND

PERSONALITY DIRECTION IN ADOLESCENCE Abstract. The article is dedicated to the problem of correlation between sex-role particularities and personality direction in adolescence. We identified the correlation between focus on oneself and sex-role particularities. In the frameworks of this research we draw on Sandra L. Bem theory and personality directions' classification that is created by Bernard M. Bass.

Keywords: sex-role approach, sex-role particularities, personality, personality direction, focus on oneself, adolescence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.