УДК 951 .Об (093.5)
Верхоломов Сергей Александрович
Verkholomov Sergey Aleksandrovich
аспирант кафедры истории и юриспруденции Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета [email protected]
PhD student of the History and Jurisprudence Department, Amur State University of Education Science and Humanities [email protected]
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
GLOBALIZATION: HERMENEUTICAL EXCURSUS
Аннотация:
Summary:
В статье освещена проблема происхождения теории глобализация в работах отечественных и англо-американских исследователей. При этом ведущую роль в формировании концепта глобализации отводится не отдельным сферам человеческого существования, а миру в целом.
The article analyzes origin of the globalization theory in Russian and Anglo-American historiography. Here, the author assigns the leading role in the concept of globalization development not to some spheres of human life, but to the world as a whole.
Ключевые слова:
глобализация, историческая социология, мир-системный анализ, экономика, культура, политика, холодная война, третий мир, империализм.
globalization, historical sociology, world-system analysis, economics, culture, politics, Cold War, Third World, imperialism.
Keywords:
Глобализация является самым модным, но при этом противоречивым понятием. Его используют в своих высказываниях и научных трудах журналисты, политики, ученые, сходясь во мнении, что глобализация является аспектом описания современной жизни. При этом каждый из них вкладывает собственный смысл в раскрытие этого понятия, будь то экономическое, культурное или социальное явление. При таком разнообразии мнений происходит размывание данной концепции, ей грозит опасность превратиться просто в модное словечко. Стоит помнить, что глобализация - это теоретическая конструкция, появление которой в нынешний момент должно быть тщательно продумано [1]. Определение истоков происхождения данной концепции позволит сузить круг вопросов, которых с каждым выпущенным трудом, посвященным глобализации, становится все больше.
Проблема глобализации первоначально была освещена в работах американских и французских авторов в 60-е гг. XX в. Данная тема стала интересна авторам, так как мир в тот период столкнулся с проблемами планетарного масштаба. Российский философ А.Н. Чумаков связывает это с наметившимся дисбалансом в отношении общества и природы, который достиг угрожающих размеров, а адекватные действия не только на международном, но и на национальном уровне практически отсутствовали [2, с. 43].
Ответом на появившуюся проблему стала публикация серии работ американских экономистов Р. Хейлбронера, Д. Медоуза, Г. Кана. Согласно их концепциям, глобальные проблемы «либо не могут быть решены и неминуемо ввергнут человечество в экологическую катастрофу (Р. Хейлбронер), либо могут быть решены лишь ценой так называемого нулевого роста экономики и населения земного шара (Д. Медоуз), либо для их решения достаточно одного лишь научно-технического прогресса (Г. Кан)» [3, с. 127].
Качественный скачок в создании теории глобализации произошел в 80-е гг. XX в. и связан с именем английского социолога Р. Робертсона. Под глобализацией Р. Робертсон понимает процесс, протекающий не только внутри отдельных государств или даже цивилизаций (на уровне повседневной жизни и идентичностей), но и между различными обществами, несущий с собой онтологические изменения. Для него главный смысл заключается не только в объяснении значения понятия «глобализация», но и в описании логики формирования данного термина. Концепт глобализации возникает в рамках исторической социологии, которая получает второе рождение в 60-е гг. XX в. вследствие поворота социологии в левую сторону и всплеска интереса к неортодоксальному марксизму. Автор замечает, что теория глобализации могла возникнуть раньше, ведь об этих тенденциях писали К. Сен-Симон, К. Маркс, Г. Гегель, И. Кант, М. Вебер. Однако под влиянием фашизма и сталинизма исследования по данной проблематике ушли в прошлое. По мнению Р. Робертсона, появление теории, описывающей глобализацию, возникло и благодаря начатому И. Валлерстайном приблизительно в 1970 г. критическому анализу теории модернизации,
которая вытекала из его теории зависимости, впоследствии оформленной в самостоятельную теорию мир-системы [4]. Причем не только Р. Робертсон указывает на то, что на формирование концепта глобализации существенно повлиял мир-системный анализ. Этого мнения придерживаются американский социолог Дж. Хоули, А.Н. Чумаков, канадский социолог П. Бейер (список можно продолжить). Исследователи связывают данный факт с тем, что в мир-системном анализе объектом изучения выступает не какая-то отдельная сфера, явление или регион, а мир в целом. По мнению И. Валлерстайна, процесс глобализации - это распространение зародившейся в XVI в. европейской мир-экономики на весь остальной мир, которая, создав собственное географическое пространство, делит мир на центр, полупериферию и периферию [5].
Было бы неправильно сводить появление концепта глобализации к работам, которые указывают на тот или иной источник глобализации, будь то капитализм или формирование новой идентичности. Исследователи Ф. Мак-Майкл, Хирст и Дж. Томпсон подчеркивают, что появление концепции глобализация обусловлено экономической интеграцией. Американский социолог Ф. Мак-Майкл отмечает, что начавшаяся индустриализация мира после окончания Второй мировой войны «показала ограниченность понятия «экономическое развитие», лежавшего в основе представлений о прогрессе как эволюции хозяйственной деятельности, призванной непрерывно повышать жизненный уровень людей» [6, с. 90]. В 80-е гг. ХХ в. происходит переосмысление этой идеи, которая позволила привести мир к глобальной экономической интеграции. «Произошел качественный сдвиг в способе организации, характеризующий исторический переход капиталистического мирового порядка на новую ступень». Английские социолог П. Херст и экономист Г. Томпсон определяют глобализацию как экономическое явление, способствующее формированию международной взаимосвязанности. Появление данного феномена, по их мнению, является результатом бурного роста экономики, проявившееся в сфере торговли, потока капиталов и миграции [7].
Однако не все исследователи поддерживаются такой точки зрения. Американский социолог Н. Флигстин полагает, что «объем мировой торговли в последние два десятилетия не был столь значительным, чтобы его можно было отнести к числу важнейших факторов, способствовавших формированию глобальной экономики. Только в 1994 г. объем мировой торговли впервые превысил рекордный показатель, зафиксированный в этой области в 1913 г.» [8, с. 85]. Кроме всего прочего, он отмечает, что между рынком и государством существует тесная связь. Автор использует метафору «рынок как политика», указывая на то, что рынок является инструментом выстраивания социальных отношений. «Экономические миры - это миры социальные. Следовательно, подобно социальным мирам, они действуют согласно неким принципам. Акторы совершают политические действия по отношению друг к другу и конструируют локальные культуры, направляющие это взаимодействие» [9].
Ряд исследователей отмечает, что проект «глобализация» является результатом изменений в сфере культуры. Российский экономист М. Делягин определяет глобализацию как трансформацию общемирового финансово-информационного пространства, преимущественно на базе компьютерных технологий [10]. В работе американского социолога П. Бергера «Культурная динамика глобализации» глобализация ассоциируется с распространением западной культуры и ценностей. Среди них он выделяет давосскую культуру, клубную культуру интеллектуалов и религиозные движения [11].
Все эти факты свидетельствуют о том, что глобализация является результатом преобразования мировой системы под влиянием экономического, политического и культурного факторов. Однако в начале XX в. о похожих преобразованиях, интеграционных процессах, изменениях в сфере коммуникаций, культуры писали В.И. Ленин, Дж. Гобсон, М. Вебер, О. Шпенглер. При этом данный феномен исследователи начала XX в. называют не глобализацией, а империализмом, интернационализацией. Соответственно проблемы происхождения исследуемой концепции лежат не только в областях, отмеченных выше. Поэтому необходимо также сравнить эпохи, в которых шло развитие теории глобализации. В начале XX в. происходит формирование монополий не только в сфере промышленного производства, но и в сфере финансов. Однако данные интеграционные процессы стали возможны благодаря разделу сфер влияния между государствами. В.И. Ленин отмечал: «Эпоха новейшего капитализма показывает нам, что между союзами капиталистов складываются известные отношения сношения на почве экономического раздела мира, а рядом с этим, в связи с этим между политическими союзами, государствами, складываются известные отношения на почве территориального раздела мира, борьбы за колонии, «борьбы за хозяйственную территорию» [12].
В середине XX в. шло соперничество между двумя идеологическими и материальными системами - капиталистического мира с США и коммунистического, во главе которого стоял СССР. Если в начале XX в. шло соперничество между национальными империями, за счет ко-
торых и шел процесс интеграции и формирования многополюсного мира (о чем пишут американский политолог Д. Хелд и английский политолог Э. Макгрю), то в середине XX в. под влиянием окончания Второй мировой войны и развернувшейся холодной войны происходит распад колониальной системы, из-за чего и начинается процесс глобализации. По мнению канадского социолога И. Сземана, глобализация является набором современных преобразований, относящихся к понятию постколониальных исследований [13]. Дж. Арриги, И. Валлерстайн, И. Сземан доказывают, что усиление позиций глобализации происходит с развалом Советского Союза и формированием на базе этого однополюсного мира. Упадок Восточного блока вынудил противника на Западе переосмыслить всю систему международных отношений и сформировать новый способ объяснения особенностей и характера нового мирового порядка.
По мнению Р. Робертсона, теория глобализации не могла появиться в начале XX в., потому что наука того времени была европоцентрична. Всемирная история была в значительной степени сосредоточена на проблеме превосходства Запада над остальным миром. Восток, изучаемый Марксом, Гегелем, Вебером и другими авторами, не был включен в проект универсальной истории [14]. Лишь после возвышения третьего мира, которое происходит после мировых войн 1914-1945 гг. и процесса деколонизации, возникает потребность в формировании новой теории, в фокус исследования которой попадал бы весь мир.
Американский политолог П. Готфрид считает, что соперничество между двумя мировыми системами привело к подрыву марксизма на Западе, вследствие чего научный вакуум был заполнен идеями мультикультурализма, пришедшими из США. В результате происходит подмена понятий с «империализма», марксистского понимания развития мира, и, следовательно, негативного отношения, на «глобализацию» - понятие, разработанное в рамках либерализма, несущее позитивный смысл [15]. Такого же мнения придерживается российский специалист по международной экономике В.Л. Иноземцев. Вытеснение понятий «европеизация» и «вестернизация» термином «глобализация» стало прямым отражением происходивших в тот период событий. После окончания холодной войны данная методология проникает в страны третьего мира (к которым автор относит и государства бывшего соцлагеря) и охватывает умы различных социальных групп. Посредством чего формируется глобальная эпистемология. Тем самым, по мнению В.Л. Иноземцева, рождается то восприятие мира, под которым воспринимается глобализация - интеграция различных обществ в единое социальное пространство [16].
Нельзя не отметь влияния лингвистического фактора. Американский историк В. Шэфер указывает на то, что все живые языки имеют определенную степень глобальности, но очень немногие из них имели, имеют или будут иметь космополитический аспект. Среди всех языков данного типа этому критерию отвечает английский язык. Поэтому участие стран на мировых рынках товаров и услуг предполагает формирование в качестве государственной задачи обучение иностранному языку. В результате чего совершается «символическое насилие» по отношению к мировому порядку - формируется глобальное языковое пространство [17].
Американские исследователи Дж. Д. Хантер и Д. Йейтс указывают, что на формирование осмысленной концепции глобализации сыграло распространение английского языка. Использование англо-американских терминов, рыночных теорий и учений о правах человека другими народами приводит к формированию у них соответствующего мировоззрения. Посредством этого происходит приобщение к глобализации [18, с. 356].
Таким образом, при всем многообразии взглядов на данную проблему появление понятия «глобализация» является не просто ответом на преобразования в сфере культуры, экономики и политики, а эпохальным сдвигом. В результате процесса деколонизации и развернувшейся холодной войны происходят изменения во всех сферах человеческого существования. Глобализация - это теоретическая конструкция, которая не просто должна помочь объяснить развитие мира в XXI в., а на ее базе должна вырасти полноценная концепция, объектом исследования которой будет не отдельно взятая область или проблема, а мир в целом, мир как система.
Ссылки:
1. Szeman I. Globalization // Jonh Hawley Encyclopedia of Postcolonial Studies. Westport, GT, 2001. P. 209-217.
2. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира : монография. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2011. 432 с.
3. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М., 2001. 719 с.
4. Robertson R. The New Global History: A Sociological Assessment. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.iea.usp.br/english/articles/ (дата обращения: 11.03.2011).
5. Валлерстайн И. Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация. М., 2008. 176 с.
6. Глобализация: контуры XXI века : реф. сб. / РАН ИНИОН. М., 2004. Ч. I. 264 с.
7. Hirst P., Thompson G. The Future of Globalization. [Электронный ресурс]. URL: http://people.cas.sc.edu/coate/Readings/Hirst_and_Thompson.pdf (дата обращения: 17.11.2011).
8. Глобализация: контуры XXI века : реф. сб. / РАН ИНИОН. М., 2004. 4.II. 252 с.
9. Флигстин Н. Рынки как политика: политико-культурный подход к рыночным институтам. [Электронный ресурс]. URL: http://group27.narod.ru/ucheba/files/ecsoc-s3-456.pdf (дата обращения: 04.10.2010).
10. Бархатов И.В. Формы и модели глобализации как основополагающая тенденция мирового развития. [Электронный ресурс]. URL: http://oldcsu.csu.ru/files/history/068.pdf (дата обращения: 25.10.2010).
11. Многоликая глобализация / под ред. П. Бергера и С. Хантингтона ; пер. с англ. В.В. Сапова под ред. М.М. Лебедевой. М., 2004. 379 с.
12. Ленин В. Имеприализм как высшая стадия капитализма. [Электронный ресурс]. URL: http://esperanto-mv.pp.ru/Marksismo/Lenin_Imperialism/imp.html (дата обращения: 29.11.2009).
13. Szeman I. Ibid.
14. Robertson R. The New Global History: A Sociological Assessment. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.iea.usp.br/english/articles/ (дата обращения: 11.03.2011).
15. Готфрид П. Странная смерть марксизма / пер. с англ. Б. Пинскера. М., 2009. 249 с.
16. Иноземцев В.Л. Современная глобализация и ее восприятие в мире // Век глобализации. 2008. № 1. С. 31-44.
17. Schafer W. The Globality of English // Lean Globality Studies. 2007. № 7. May 28. [Электронный ресурс]. URL: https://globality.cc.stonybrook.edu/?p=81 (дата обращения: 18.11.2011).
18. Многоликая глобализация...
References (transliterated):
1. Szeman I. Globalization // Jonh Hawley Encyclopedia of Postcolonial Studies. Westport, GT, 2001. P. 209-217.
2. Chumakov A.N. Globalizatsiya. Kontury tselostnogo mira : monograph. 2nd ed., changed and added. M., 2011. 432 p.
3. Filosofskiy slovar' / ed. by I.T. Frolov. 7th ed., changed and added. M., 2001. 719 p.
4. Robertson R. The New Global History: A Sociological Assessment. [Electronic resource]. URL:
http://www.iea.usp.br/english/articles/ (date of access: 11.03.2011).
5. Vallerstayn I. Istoricheskiy kapitalizm. Kapitalisticheskaya tsivilizatsiya. M., 2008. 176 p.
6. Globalizatsiya: kontury XXI veka : ref. sb. / RAN INION. M., 2004. Ch. I. 264 p.
7. Hirst P., Thompson G. The Future of Globalization. [Electronic resource]. URL: http://people.cas.sc.edu/coate/Readings/Hirst_and_Thompson.pdf (date of access: 17.11.2011).
8. Globalizatsiya: kontury XXI veka : ref. sb. / RAN INION. M., 2004. Ch. II. 252 p.
9. Fligstin N. Rynki kak politika: politiko-kul'turniy podkhod k rynochnym institutam. [Electronic resource]. URL:
http://group27.narod.ru/ucheba/files/ecsoc-s3-456.pdf (date of access: 04.10.2010).
10. Barkhatov I.V. Formy i modeli globalizatsii kak osnovopolagayushchaya tendentsiya mirovogo razvitiya. [Electronic resource]. URL: http://oldcsu.csu.ru/files/history/068.pdf (date of access: 25.10.2010).
11. Mnogolikaya globalizatsiya / ed. by P. Berger and S. Khantington ; transl. from Engl. V.V. Sapov ed. by M.M. Lebedeva. M., 2004. 379 p.
12. Lenin V. Imeprializm kak vysshaya stadiya kapitalizma. [Electronic resource]. URL: http://esperanto-
mv.pp.ru/Marksismo/Lenin_Imperialism/imp.html (date of access: 29.11.2009).
13. Szeman I. Ibid.
14. Robertson R. The New Global History: A Sociological Assessment. [Electronic resource]. URL:
http://www.iea.usp.br/english/articles/ (date of access: 11.03.2011).
15. Gotfrid P. Strannaya smert' marksizma / per. s angl. B. Pinskera. M., 2009. 249 p.
16. Inozemtsev V.L. Sovremennaya globalizatsiya i ee vospriyatie v mire // Vek globalizatsii. 2008. № 1. P. 31-44.
17. Schafer W. The Globality of English // Lean Globality Studies. 2007. № 7. May 28. [Electronic resource]. URL: https://globality.cc.stonybrook.edu/?p=81 (date of access: 18.11.2011).
18. Mnogolikaya globalizatsiya.