ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГУМАНИТАРИСТИКИ
УДК 378:004 ББК 74.48с51
В. А. Исаев, М. В. Исаева
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ВУЗАХ
Рассматриваются системные аспекты цифровизации университетского образования, предлагается комплексный подход к развитию региона при соединении достоинств глобального и регионального образования, анализируются пути и механизмы цифровизации в ходе реализации различных проектов использования образовательного и научного потенциала вузов федерального и регионального уровня в бизнесе и образовании. Основы такой работы рассматриваются с точки зрения перехода от коллективного гетеротрофного к индивидуальному автотрофному подходу в обучении и воспитании в ходе развития идей В. И. Вернадского и современной региональной ноосферной школы и разработки критериев оценки деятельности развивающегося человека как частицы ноосферы. Обобщается опыт взаимодействия государственных структур, университета и общественных организаций в подготовке и реализации областных экологических программ. Даются научно-практические подходы к реализации и развитию регионального университета как системообразующего фактора социального и культурного развития при цифровизации региона в процессе преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.
Ключевые слова: цифровизация, драйверы, видеоконтент, дизайн, обучение, онлайн-обучение, рейтинг.
V. A. Isaev, M. V. Isaeva
GLOBALIZATION AND REGIONALIZATION OF EDUCATION IN THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION IN HIGHER EDUCATION
The article will consider the systemic aspects of digitalization of university education, and propose an integrated approach to the development of the region while combining the merits of global and regional education. We analyze the ways and mechanisms of digitalization in the course of implementing various projects for using the educational and scientific potential of educational institutions of the federal and regional levels, both in business and in education. We consider the foundations of this work in terms of the transition from collective heterotro-phic to individual autotrophic approach to training and education by developing the ideas of V. I. Vernadsky and the modern regional noosphere school, as well as the development of criteria for evaluating the developing human activity as the noosphere particles. The experience of cooperation between government bodies, universities and community organizations in the preparation and implementation of regional environmental programs is summarized. We describe the scientific and practical approaches to the implementation and development
© Исаев В. А., Исаева М. В., 2021 Ноосферные исследования. 2021. Вып. 1. С. 58—64 •
of regional university as a system-forming factor of social and cultural development with the digitalization of the region in the process of teaching of natural sciences and humanities.
Key words: digitalization; higher education; global education; regional education; autotrophic and heterotrophic approach; Vernadsky; human activity as the noosphere particles.
DOI: 10.46724/NOOS.2021.1.58-64
Ссылка для цитирования: Исаев В. А., Исаева М. В. Глобализация и регионализация образования в условиях информатизации в вузах // Ноосферные исследования. 2021. Вып. 1. С. 58—64.
Citation Link: Isayev, V. A., Isayeva, M. V. (2021) Globalizatsiya i regionalizatsiya obrazovaniya v usloviyakh informatizatsii v vuzakh [Globalization and regionalization of education in the conditions of informatization in higher education], Noosfernyye issledovaniya [Noospheric Studies], vol. 1, pp. 58—64.
Цифровизация в образовании, в том числе в разных вузах, происходит уже достаточно давно, но возможности и скорости ее развития неодинаковы. Для сравнительного анализа в качестве примеров нами выбраны такие вузы, как Университет «Синергия» (г. Москва) и ИвГУ (г. Иваново), где работают авторы.
Основой цифровой экономики является гиперсвязуемость, т. е. растущая взаимосвязанность людей, организаций и машин, формирующаяся благодаря Интернету, мобильным технологиям и Интернету вещей [15].
Сутью глобализации, согласно наиболее часто цитируемой в этой области работе известного российского экономиста В. Л. Иноземцева, является формирование системы, позволяющей человеку или компании взаимодействовать с другими людьми, корпорациями или социальными структурами, не прибегая к посреднической роли государства. При этом в современном мире характерной чертой такого процесса является отставание «политической» глобализации от экономической, информационной и социальной [6, с. 31].
В крупных столичных частных вузах, например в Университете «Синергия», привлечение инвестиций подобным образом происходит практически постоянно, а эффективность их использования для цифровизации при системном подходе к реализации мегапроектов по развитию малого и среднего бизнеса, а также создания десятков онлайн-курсов за короткий срок оказывается высокой. Университет «Синергия» вошел в международный рейтинг QS EECA University Ranking 2021.
С точки зрения развития цифровизации образования для вузов в регионах глобализация означает использование, прежде всего, готовых образовательных ресурсов, программных продуктов, оборудования и т. д. в рамках тех сложившихся производственных или бытовых условий участников научного процесса и обучения, когда быстрой и достаточной поддержки ждать от федеральных или региональных государственных структур не приходится, а системные решения на местах реализовать во всех подсистемах не удается.
В связи с этим уже давно разрабатываются подходы к регионализации вузов как части региональной политики в области образования. Это направление представляет собой переход от преимущественно отраслевого к преимущественно региональному развитию системы высшего образования, а также к переходу от преимущественно федерального к федерально-региональному управлению вузами. Реализация этого тренда требует поддержки со стороны органов законодательной и исполнительной власти региона, а также федеральных орга-
нов системы управления образования. Обстоятельное рассмотрение всех аспектов этой проблемы было дано еще в 1997 году Г. Ф. Шафрановым-Куцевым, бывшим в ту пору ректором Тюменского университета, а в 2004 году переопубликовано на портале высшей школы [14]. Оно в основном остается актуальным и при переходе к цифровизации.
Проблемы регионализации неоднократно поднимались и в нашей области на разных уровнях, где конкуренция между вузами за образовательные услуги высока, а Ивановский государственный университет среди них является крупнейшим по численности обучающихся.
Так, гуманитарное и естественнонаучное обоснование роли университета как системообразующего фактора социального и культурного развития региона России в ИвГУ было сделано еще в начале 2000-х годов [3, 7, 8, 13], но до настоящего времени (2021 г.) создание регионального университета в области так и не стало реальностью, хотя процесс регионализации образования постепенно усиливался, например, из-за того, что выпускники наших школ после учебы в столичных вузах не возвращались к нам, а большинство тех, кто поступал в ивановские вузы, были из нашей Ивановской области и после окончания вуза оставались работать в ней. Разрабатываемые в настоящее время проекты перспективных планов ИвГУ до 2025 года рассматривают кроме научно-исследовательской и образовательной компонент также участие вуза в развитии территорий региона, в том числе участие в формировании социокультурного пространства, развитии новых форм взаимоотношений с социальными и экономическими институтами [12]. Реализация таких планов требует анализа уровня готовности к решению этих задач, поиска возможных путей и механизмов выполнения намеченных планов в условиях происходящей информатизации и цифровизации в разных подсистемах и звеньях вуза.
Принципиальная схема взаимодействия акторов (значимых групп, оказывающих существенное влияние) в ходе управления развитием территорий предложена В. П. Ждановым [4], им же описаны ее участники, не последним из которых является экспертное сообщество (рис.).
Рис. Взаимодействие акторов в ходе реализации проектов развития территорий [4]
Опыт формирования различных научно-исследовательских программ и проектов, таких как «Программа экологического оздоровления Ивановской области», «Программа экологического образования Ивановской области»,
«Отходы», «Красная книги Ивановской области» (в двух томах), разрабатывавшихся нашим университетом, а затем утвержденных и реализованных на региональном уровне, показывает, что ИвГУ имеет для решения этих задач необходимый научный потенциал. Однако, например, ряд последующих исследований особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Ивановской области показал, что появляется конкуренция за ресурсы их финансирования на региональном и федеральном уровнях, при этом не всегда при конкурсном отборе для изучения ООПТ эти средства получает наш регион, или университет. Данная ситуация показывает, что необходимо выстраивать определенную экологическую политику, находить механизмы кооперации для эффективного решения проблем региона.
Одним из таких механизмов в ИвГУ может стать биосферно-ноосферный центр, объединяющий работы в области экологических, биосферных и ноосфер-ных исследований1. Он ориентирован на системное изучение взаимосвязей и потребностей региона, выработку целостного взгляда на природные и человеческие ресурсы региона и помощь органам государственного и муниципального управления в разработке среднесрочных и долгосрочных планов развития региона [3, 8].
В условиях цифровизации индикаторами успешного выполнения такой работы могут стать такие апробированные нами ранее элементы в научно-исследовательской работе и обучении, как разработка мультимедийных лекций и занятий, проектов, вебинаров, видеоконтента, работа в MOODLE, ЭИОС и 2оот-конференциях, сравнение трендов адаптации студентов к новой ситуации — расширенному использованию дистанционных технологий в сочетании с очным обучением [9], анализ форм представления обучающего контента, способов проверки освоения материала и изменение рейтинга студентов в ходе этого процесса [10], проверка содержания и формирование специальной компетенции при использовании в преподавании цифровых технологий ППС в вузе [11], а также восприятие студентами этих изменений и применение в практике.
Ниже приведены новые данные по улучшению аудиовизульной информации в ходе преподавания в первом семестре естественнонаучных дисциплин у студентов магистратуры и бакалавриата.
При использовании таких ролевых экологических игр, как «Путешествие» в бакалавриате (о посещении различных зарубежных стран и предупреждении ряда опасных заболеваний, которые распространены на этих территориях) отрабатывались тактические разработки, связанные с быстрым изменением санитарно-эпидемиологической ситуации в мире и изменениями при поездках в страны, где распространены тропические заболевания. В ходе работы со студентами в 2020 году по сравнению с 2019 годом, когда такая работа проводилась очно, был отмечен интерес студентов к изучению не только паразитарных, но и инфекционных заболеваний. Кроме стремления побывать в других странах, отмечены наличие длительных контактов некоторых наших студентов в интернет-сообществе с молодежью других стран, знание культуры, достопримечательностей, природных особенностей избранных для виртуального посещения стран. Изучение таких предметов, как «Экологическая паразитология» и «Медицинская зоология», в ходе которых разрабатывался проект «Путешествие», в ходе обучения стало более интересным, привнесло дух соревнования, эмоциональную
1 Научно-образовательный центр «Комплексные ноосферные исследования».
составляющую в запоминание тех знаний и навыков, которые студентам пришлось осваивать совместно. В целом разнообразие и актуальность видов подачи учебного контента способствовала повышению креативности студентов, что приведет в дальнейшем к повышению их предприимчивости [5], а значит, к воспитанию более совершенного человека и активизации потенциала инициаторов прогресса в цепочке взаимодействия заинтересованных сторон.
В ходе разработок в магистратуре дополнительного проекта «Я и биосфера», в котором предлагалось оценить свой текущий вклад в сохранение биосферы и возможности реализации своего творческого, научного и образовательного потенциала в ближайшие 20—25 лет, было установлено, что студенты-биологи нашего вуза используют полученные знания и навыки не только в образовательной, педагогической и научной работе. Они применяют их в практике ведения хозяйственной деятельности в своих домах, на огородах и дачах. Часть студентов активно участвует в общественной работе, в том числе, посещает приюты для бездомных животных, берет их на воспитание домой, помогает детям-инвалидам, является волонтерами. Многие студенты уже сейчас активно работают в школах с обычными классами и в учреждениях дополнительного образования с одаренными детьми, например, по развитию навыков робототехники и т. д. В ходе онлайн-конференций студенты рассказывали и показывали, как они экономят воду, электричество, утилизируют отходы, пользуются экологически чистым транспортом.
В отличие от популярных среди студентов бакалавриата ролевых игр, охвативших весь мир, таких как «Среды жизни и их обитатели», «Стать человеком. 5-й уровень» [9], в проекте студентов магистратуры «Я и биосфера» («Мы и биосфера») ставились также и региональные образовательные и воспитательные задачи, расширялось интерактивное взаимодействие преподавателя и студентов, заложенное ранее в экологических курсах, использовались разные каналы восприятия у студентов, формировалась способность к реальной деятельности по сохранению биосферы и осуществлению перехода к той ноосфере, которая, по определению В. И. Вернадского, представляет «новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся» [1, с. 183]. В процессе оказания помощи другим людям, осознания ценности каждого разумного, развивающегося, в определенном качестве «автотрофного» человека как частицы ноосферы, у таких студентов происходило расширение представлений о возможностях формирования и распространения ноосферного сознания в реальной жизни.
К сожалению, следует отметить, что по отдельным биологическим дисциплинам пока наблюдается недостаток размещения на открытых онлайн-платформах видеоконтента. Техника создания обучающих лекций, интервью, мастер-классов, проведения практических занятий на высоком уровне отработана в Университете «Синергия», что подтверждается получением грантов для создания курсов на онлайн-платформах.
Как мы уже писали ранее, ценность таких форматов, как мультипликация, игры, включение анимационных отрывков, визуализации в лекции создает более открытую и доверительную среду между студентом и преподавателем, что повышает их стремление к взаимодействию. Конечно, такая работа может быть организована и в ИвГУ. Она потребует обновления образовательных платформ и сервисов, финансирования и организации отдела по созданию учебного видеоконтента, покупки современного оборудования [10].
Будет ли способствовать такая работа развитию территорий? Да, для средне- и долгосрочных целей, если подготовленные нами студенты, например, будут содействовать снижению затрат семей, сохранению природы, привлекательности жизни вне городской среды, но с городскими удобствами, т. е. деурбанизации [3]. В результате роль городов во многих сферах изменится и могут материализоваться, например, такие наши учебные проекты, как «Экодом» вне города, а разработки по робототехнике, искусственному интеллекту, технологии обработки больших данных, которым сейчас учат одаренных детей, войдут в жизнь достаточно широкого круга людей. Кроме того, в университет в процессе его развития будут привлекаться дети и внуки, тех, кто сейчас в нем учится. Дополнительно для этого необходимо укреплять все формы связей с учреждениями довузовского общего, дополнительного и среднего профессионального образования, на протяжении длительного периода сохранять преемственность научных и педагогических школ, привлекать для этой работы молодые кадры. Роль взаимодействия государственных и общественных структур с университетом в создании устойчивого развития на всех этапах получения образования в регионе в этих процессах будет достаточно велика [7].
Как писал В. И. Вернадский, «тот народ, который сумеет возможно полно, возможно быстро, возможно совершенно овладеть новым, открывающимся в человеческой жизни знанием, совершенно развить и приложить его к своей жизни — получит ту мощь, достижение которой и направление которой на общее благо является основной задачей всякой разумной государственной политики» [2, с. 190].
Библиографический список
1. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // Вернадский В. И. Начало и вечность жизни. М.: Советская Россия, 1989. С. 166—189.
2. Вернадский В. И. Наука и общество // Вернадский В. И. Начало и вечность жизни. М.: Советская Россия, 1989. С. 190—226.
3. Егоров В. Н., Исаев В. А., Назаров В. И., Смирнов Г. С. Биосферно-ноосферный центр в классическом университете: региональные проблемы устойчивого развития // Состояние и проблемы развития гуманитарной науки в Центральном регионе России: сборник трудов 6-й региональной научно-практической конференции, Калуга, 26— 29 мая 2004 г. Калуга: Полиграф-Информ, 2004. С. 73—78.
4. Жданов В. П., Плюхин М. Ю., Приходько С. В. Управление развитием территорий. Как выполнять эту трудную работу: учебное пособие для повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. М.: Дело, 2019. 496 с.
5. Живица О. В., Сульчинская Э. Э. Формирование личностной готовности профессиональной деятельности в процессе обучения студентов по направлению «предпринимательство» // Роль бизнеса в трансформации общества: сборник материалов XV Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации общества — 2020». Ч. 1. М.: Университет «Синергия», 2020. С. 398—404.
6. Иноземцев В. Л. Современная глобализация и ее восприятие в современном мире // Век глобализации. 2008. № 1. С. 31—44.
7. Исаев В. А. О взаимодействии государственных структур, университета и общественных организаций в подготовке и реализации программы экологического образования населения Ивановской области // Образовательный и научный потенциал Ивановского государственного университета: вклад в развитие региона: материалы к научно-практическому семинару «Гуманитарный университет как системообразующий фактор социального и культурного развития региона России». Иваново, 29 сентября — 1 октября 2003 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. С. 164—175.
8. Исаев В. А. Биосферные и экологические исследования — истоки природолю-бия за последние 30 лет в России и Ивановской области // Природа и человек: материалы IV научно-практической конференции. «Природа и человек. Антропогенные воздействия на окружающую среду» / под ред. В. А. Исаева. Иваново, 23—24 ноября 2005 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2005. С. 5—12.
9. Исаев В. А., Исаева М. В. Ролевая экологическая игра: offline и online // Российский университет в неустойчивом мире: глобальные вызовы и национальные ответы: материалы национальной научно-практической конференции. Иваново, 5—8 февраля 2019 года. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2019. C. 88—93.
10. Исаев В. А., Исаева М. В. Драйверы цифровизации и изменение рейтинга студентов при онлайн-обучении // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете: традиции и инновации: материалы Международного научно-практического фестиваля, Иваново, 15—29 апреля 2020 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2020. С. 257—260.
11. Исаева М. В. Формы использования вебинаров в образовательном процессе и формирование специальной компетенции ППС в вузе // Образовательная среда сегодня и завтра: материалы XI Международной научно-практической конференции. Москва, 28— 29 ноября 2016 года. М.: Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский технологический институт, 2016. С. 43—45.
12. Лекция А. А. Малыгина «Миссия университета: tertium data» [Электронный ресурс]: URL: http://www.ivanovo.ac.ru/about_the_university/news/7726/ (дата обращения: 9.10.2020).
13. Образовательный и научный потенциал Ивановского государственного университета: вклад в развитие региона: материалы к научно-практическому семинару «Гуманитарный университет как системообразующий фактор социального и культурного развития региона России». Иваново, 29 сентября—1 октября 2003 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. 184 с.
14. Шафранов-Куцев Г. Ф. Регионализация высшей школы: проблемы и решения // Университетское управление. 1997. № 3 (3). С. 16—24.
15. Deloitte (2019). What is Digital Economy? URL: https://www2. deloitte.com/mt/en/pages/technology/articles/mt-what-is-digital-economy.html (дата обращения: 18.05.2020).
References
Inozemtsev, V. L. (2008) Sovremennaya globalizatsiya i yeye vospriyatiye v sovremen-nom mire [Modern globalization and its perception in the modern world], Vek globalizatsii [The Age of Globalization], no. 1, pp. 31—44.
Isayev, V. A. (2003) O vzaimodeystvii gosudarstvennykh struktur, universiteta i ob-shchestvennykh organizatsiy v podgotovke i realizatsii programmy ekologicheskogo obra-zovaniya naseleniya Ivanovskoy oblasti [On the interaction of government agencies, the university and public organizations in the preparation and implementation of the program of environmental education for the population of the Ivanovo region], in Obrazovatel'nyy i nauchnyy potentsial Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta: vklad v razvitiye regiona [Educational and scientific potential of the Ivanovo State University: contribution to the development of the region], Ivanovo: Ivanovskiy gosudarstvennyy universitet, pp. 164—175.
Isayev, V. A. (2005) Biosfernyye i ekologicheskiye issledovaniya — istoki prirodo-lyubiya za posledniye 30 let v Rossii i Ivanovskoy oblasti [Biosphere and ecological research — the origins of love for nature over the past 30 years in Russia and the Ivanovo region], in Isayev, V. A. (red.) Priroda i chelovek. Antropogennyye vozdeystviya na okruzhayushchuyu sredu [Nature and Man: Anthropogenic impact on the environment], Ivanovo: Ivanovskiy gosudarstvennyy universitet, pp. 5—12.
Isayev, V. A., Isayeva, M. V. (2019) Rolevaya ekologicheskaya igra: offline i online [Role-playing ecological game: off-line and on-line], in Rossiyskiy universitet v neustoychivom mire:
global'nyye vyzovy i natsional'nyye otvety [Russian University in an unstable world: global challenges and national responses], Ivanovo: Ivanovskiy gosudarstvennyy universitet, pp. 88—93.
Isayev, V. A., Isayeva, M. V. (2020) Drayvery tsifrovizatsii i izmeneniye reytinga stu-dentov pri onlayn-obuchenii [Drivers of digitalization and change in the rating of students in online learning], in Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' v klassicheskom universitete: traditsii i innovatsii [Research activities at the classical university: traditions and innovations], Ivanovo: Ivanovskiy gosudarstvennyy universitet, pp. 257—260.
Isayeva, M. V. (2016) Formy ispol'zovaniya vebinarov v obrazovatel'nom protsesse i for-mirovaniye spetsial'noy kompetentsii professorsko-prepodavatel'skogo sostava v vuze [Forms of using webinars in the educational process and the formation of special competence of the teaching staff at the university], in Obrazovatel'naya sreda segodnya i zavtra [Educational environment today and tomorrow], Moscow: Negosudarstvennoye obrazovatel'noye uchrezhdeniye vysshego obrazovaniya Moskovskiy tekhnologicheskiy institut, pp. 43—45.
Shafranov-Kutsev, G. F. (1997) Regionalizatsiya vysshey shkoly: problemy i resheniya [Regionalization of higher education: problems and solutions], Universitetskoye upravleniye [University management], no. 3 (3), pp. 16—24.
Vernadskiy, V. I. (1989) Nauka i obshchestvo [Science and Society], Vernadskiy, V. I. Nachalo i vechnost' zhizni [Beginning and eternity of life], Moscow: Sovetskaya Rossiya, pp. 190—226.
Vernadskiy, V. I. (1989) Neskol'ko slov o noosfere [A few words about the noosphere], in Vernadskiy, V. I. Nachalo i vechnost' zhizni [Beginning and eternity of life], Moscow: Sovetskaya Rossiya, pp. 166—189.
Yegorov, V. N., Isayev, V. A., Nazarov, V. I., Smirnov, G. S. (2004) Biosferno-noosfernyy tsentr v klassicheskom universitete: regional'nyye problemy ustoychivogo razvitiya [Biosphere-noosphere center in a classical university: regional problems of sustainable development], in Sostoyaniye i problemy razvitiya gumanitarnoy nauki v Tsentral'nom regione Rossii [The state and problems of the development of the humanities in the Central region of Russia], Kaluga: Poligraf-Inform, pp. 73—78.
Zhdanov, V. P., Plyukhin, M. YU., Prikhod'ko, S. V. (2019) Upravleniye razvitiyem ter-ritoriy. Kak vypolnyat' etu trudnuyu rabotu: uchebnoye posobiye dlya povysheniya kvalifikatsii gosudarstvennykh i munitsipal'nykh sluzhashchikh [Management of the development of territories. How To Do This Difficult Job: A Study Guide for Advanced Training of Government and Municipal Officials], Moscow: Delo.
Zhivitsa, O. V., Sul'chinskaya, E. E. (2020) Formirovaniye lichnostnoy gotovnosti profes-sional'noy deyatel'nosti v protsesse obucheniya studentov po napravleniyu «predprinimatel'stvo» [Formation of personal readiness of professional activity in the process of teaching students in the direction of «entrepreneurship»], in Rol' biznesa v transformatsii obshchestva [The role of business in transforming society], Ch. 1, Moscow: Universitet «Sinergiya», pp. 398—404.
Статья поступила в редакцию 01.12.2020 г.
Сведения об авторах
Исаев Владимир Анатольевич — доктор биологических наук, профессор, Институт математики, информационных технологий и естественных наук, Ивановский государственный университет, г. Иваново, Россия, [email protected]
Исаева Мария Владимировна — продюсер онлайн-курсов, Университет «Синергия», г. Москва, Россия, [email protected]
Information about the authors
Isaev Vladimir Anatolievich — Dr. Sc. (Biology), Professor, Institute of Mathematics, Information Technology and Natural Sciences, Ivanovo State University, Ivanovo, Russian Federation, [email protected]
Isaeva Mariya Vladimirovna — Online courses producer, University «Synergy», Moscow, Russian Federation, [email protected]