Научная статья на тему 'Ноосферное образование в контексте идеи современной философии науки'

Ноосферное образование в контексте идеи современной философии науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / GLOBAL CULTURE / INNOVATIVE PROCESSES / NOOSPHERIC EDUCATION / SELF-KNOWLEDGE / SELF-IMPROVEMENT OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серегина Т.В., Терехов С.В.

В статье рассматриваются инновационные изменения, происходящие в современном образовании под влиянием сложных самоорганизующихся процессов коэволюции человечества и биосферы Земли как целостной космологической системы. Обосновывается актуальность создания основ ноосферного образования, предполагающего формирование планетарного мировоззрения и раскрывающего космическое назначение человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOOSPHERIC EDUCATION IN THE CONTEXT OF MODERN IDEAS PHILOSOPHY OF SCIENCE

The article deals with innovative changes taking place in modern education under the influence of complex self-organizing processes of co-evolution of mankind and the earth’s biosphere as an integral cosmological system. The article substantiates the relevance of creating the foundations of noospheric education, involving the formation of a planetary worldview and revealing the cosmic purpose of man.

Текст научной работы на тему «Ноосферное образование в контексте идеи современной философии науки»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 37.017 СЕРЁГИНА Т.В.

кандидат философских наук, профессор, декан философского факультета, заведующая кафедрой логики, философии и методологии науки, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: v_noz@mail.ru ТЕРЕХОВ С.В.

кандидат философских наук, доцент, кафедра логики, философии и методологии науки, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: svterehov@mail.ru

UDC 37.017 SEREGINA T.V.

Candidate of philosophy, Professor, Dean of the faculty of philosophy, head of the Department of logic, philosophy and methodology of science, Orel State University E-mail: v_noz@mail.ru TEREKHOV S.V.

Candidate of philosophy, associate Professor, Department of logic, philosophy and methodology of science, Orel State

University E-mail: svterehov@mail.ru

НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ NOOSPHERIC EDUCATION IN THE CONTEXT OF MODERN IDEAS PHILOSOPHY OF SCIENCE

В статье рассматриваются инновационные изменения, происходящие в современном образовании под влиянием сложных самоорганизующихся процессов коэволюции человечества и биосферы Земли как целостной космологической системы. Обосновывается актуальность создания основ ноосферного образования, предполагающего формирование планетарного мировоззрения и раскрывающего космическое назначение человека.

Ключевые слова: глобальная культура, инновационные процессы, ноосферное образование, самопознание, самосовершенствование личности.

The article deals with innovative changes taking place in modern education under the influence of complex self-organizing processes of co-evolution of mankind and the earth's biosphere as an integral cosmological system. The article substantiates the relevance of creating the foundations of noospheric education, involving the formation of a planetary worldview and revealing the cosmic purpose of man.

Keywords: global culture, innovative processes, noospheric education, self-knowledge, self-improvement of personality.

В настоящее время во всех мировых системах образования происходят изменения, связанные с процессами глобализации и информатизации общества. Стремительное развитие процесса информатизации неизбежно приводит к таким радикальным изменениям, которые требуют своевременного осмысления, что крайне затруднено, поскольку современный мир погружен в состояние нарастающей неопределенности. В условиях глобальной культуры, когда образование часто сводится лишь к предоставлению образовательных услуг, вновь возникает необходимость понимания его особенностей, сущности, своеобразия современного этапа развития. Актуализируются вопросы, связанные с целями и возможностями современной системы образования, с характером взаимоотношений с другими сферами культуры, в частности, с наукой. Изучение специфики воздействия глобальной культуры на образовательный процесс сталкивается с множеством сложностей, поэтому необходима стратегия, ориентирующая современное образование на соответствие стандартам информационной эпохи. Система образования должна отвечать не только темпам изменения социума, но и обрести опережающий характер. Таким «опережающим образованием» может быть ноосферное образование, в котором проявляются новые способы мышления, син-

тезирующие результаты естественных и гуманитарных наук, что невозможно без новых представлений о коэволюции человека и Вселенной.

Ноосферное образование постепенно становится актуальным направлением современной педагогики. По своему методологическому содержанию оно является инновационным и привлекает к разработке своих теоретических оснований многих активных ученых (А.М. Буровский, Г. С. Смирнов. И. В. Дмитриевская и др.). Ноосферная педагогика считает приоритетной проблему становления личности учащегося и духовно-нравственных основ его мировоззрения. Большое значение отводится индивидуальному самопознанию растущего человека, благодаря которому он получает возможность выявлять свои достоинства и недостатки, актуализировать задатки и таланты. Не будет преувеличением заявить, что важнейшей задачей ноосферного образования выступает самосовершенствование личности растущего человека.

Основные принципы ноосферного подхода к образованию оформлись в российской педагогической науке в конце ХХ века в виде двух самостоятельных подходов к инновационному внедрению актуальных идей отечественной философской мысли в педагогическую практику. Первый подход делает акцент на рассмотре-

© Серёгина Т.В., Терехов С.В. © Seregina T.V., Terekhov S.V.

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (82), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 82. 2019

нии ноосферного образования в качестве уникального направления в отечественной педагогике, а другой трактует его как особую линию развития уже вполне успешно функционирующего экологического образования. Краеугольным камнем в основании первого подхода являются философско-педагогические исследования А.М. Буровского, Г.С. Смирнова и другие. Второй подход может быть представлен исследования И.В. Дмитриевской.

А.М. Буровский, полагает, что образование получает статус ноосферного, если с его помощью учащиеся осознают единство мироздания и неразрывную взаимосвязь человека и природы. Он заявляет, что «построить ноосферную школу, значит построить много авторских школ в рамках концепции» [1, с. 6]. К формам «ноосфер-ной» образовательной деятельности А.М. Буровский относит различные педагогические методики позволяющие: 1) сформировать у учащихся взгляд на мир как на целостную систему, неотъемлемой частью которой является человек, порождающий своей деятельностью локальные и глобальные проблемы современности; 2) отказаться от отраслевого деления научных знаний осваиваемых школьниками в процессе учебы в пользу их интеграции в междисциплинарные курсы, основанные на принципах проблемно-ориентированного обучения; 3) выработать у учеников понимание важности и значимости гуманистической деятельности в сфере философии, литературы, искусства и др [2].

А.М. Буровский предлагает целый ряд ноосферных инноваций, характерных для современного образовательного процесса, которые проявляются: «во введении интегративных курсов, позволяющих получать более цельные предметные знания; во введении синтезных интегрированных курсов, показывающих мир как единое целое и принципиально не расчлененное целое; во введении специальных антропологических, экологических и культурологических курсов, носящих мировоззренческий характер и показывающих единство мира и единство человека с этим миром; во введении в учебный план новых предметов, осуществляющих как интеграцию предметных областей, так и философизацию образования в целом; во введении новых форм преподавания, объединяющих вербальные средства обучения с невербальными за счет включения детей в разные формы деятельности, в процессе самостоятельного получения знаний и т. п.; введении структуры обучения (и образования в целом), которая уравнивает по значению и своей культурной ценности развитие разных сторон человеческой личности и культуры» [2, с. 29-30].

Организуя работу «Ноосферной школы» в г. Красноярске, А.М. Буровский уделяет основное внимание активной практической деятельности учащихся, полагая, что «только в деятельности, можно узнать о сформированное™ у человека необходимых качеств и черт характера, ... сформировать определенный тип человека, иначе осмысливающего мир, чем современный носитель культур европейского круга» [1, с. 20].

Г.С. Смирнов - один из основателей «Ноосферной

школы» в г. Иваново указывает, что «внедрение но-осферной парадигмы образования и формирование ноосферного сознания - актуальная задача совершенствования современной общеобразовательной и университетской системы» [5, с. 21]. Разрабатывая понятие «ноосферной парадигмы», он полагает, что данная парадигма является наиболее актуальной на сегодняшний день попыткой обобщить основные исследовательские подходы в современной философии науки (глобально-эволюционный, синергетический, гуманистический и другие). Новая парадигма способна включить в себя уже существующие представления в качестве отдельных, взаимосвязанных и в то же время самостоятельных механизмов описания ноосферной сущности современного мира. Построение современной образовательной системы в русле ноосферной парадигмы позволяет учащимся глубже понять сущность и причины глобальных проблем современности; осознать взаимосвязь экологии и экономики, демографии и геополитики; создать условия для активизации образования; освоить нравственные принципы экологического воспитания, в основе которых лежат, сформулированные в рамках философии русского космизма, базовые постулаты учения о ноосфере.

В рамках исследования механизмов функционирования ноосферной парадигмы Г.С. Смирновым была разработана система основных принципов ноосферного образования в число которых вошли принципы: фундаментальности; целостности; гуманизации; экологизации; развивающего обучения. Исходя из полученных результатов, он приходит к выводу: «Опыт осмысления лицейского ноосферного образования позволил в 2000 году сформулировать концепцию Российского но-осферного университета - новой формы образования, свидетельствующей о своеобразном переходе к модели «постнеклассического университета». Классический университет с ноосферной ориентацией в максимальной степени отвечает главному императиву эпохи перехода к новому тысячелетию: «мыслить глобально - действовать локально». Развитие идей ноосферного университета идет в русле комплексных ноосферных исследований, которые имеет возможность осуществлять развитый классический университет» [4, с. 109].

Г. С. Смирнов отмечает, что происходящие в системе отечественного образования инновационные процессы, направленные на постепенное развёртывание ноосферно-ориентированных педагогических программ подтверждают, что «...в российской образовательной системе постепенно вызревает понимание тех задач, которые должны будут решать выпускники вузов во второй четверти XXI века. Эффективным станет не навязывание тенденций искусственного развития сверху, которые подчас разрушают уже достигнутое, а естественное вырастание нового качества российского образования, отвечающего информационно-экологическому обществу, которое создается в результате сложных и противоречивых процессов перехода биосферы в ноосферу» [4, с. 110].

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Систематизация представлений о ноосферном образовании, выявление закономерностей его развития осуществлялось д.филос.н., профессором И.В. Дмитриевской, которая отметила, что: «становление ноосферной парадигмы в образовании проходит в два этапа: первый - этап формирования ноосферно-го сознания, который включает в себя развитие ноос-ферных знаний, ноосферного понимания и убеждения; второй - этап формирования ноосферного поведения и ноосферной деятельности. Каждый из этапов системно организован» [3, с. 47]. Подчёркивая важность но-осферного этапа развития современного образовании И.В. Дмитриевская заявляет: «Познание ноосферы как системно организованного Всеобщего, а также воспитание ноосферного отношения к природе и человеку связано с наиболее высоким уровнем рефлексии познающего субъекта. Воспитание ноосферного отношения к реальности, в свою очередь, позволяет выявить и развить ноосферное качество в структуре личности самого субъекта» [3, с. 48].

Следует отметить, что конечной целью современных

инновационных процессов, направленных на развёртывание многоаспектного комплекса ноосферного образования, служит систематизация знаний об окружающем человека мире, осмысление глобально-эволюционных тенденций развития биосферы и её перехода в ноосферу, а также выработка актуальных представлений о характеристиках и закономерностях ноосферного будущего человечества.

Таким образом, создание основ ноосферного образования предполагает формирование планетарного мировоззрения, раскрывающего космическое назначение человека. Для современного общества необходимо осознание процессов коэволюции, синергии сложных самоорганизующихся систем, представленных человечеством, биосферой земли и космологической системой. В ноосферном образовании как опережающем дана новая картина мира, новое понимание природы человека. Его опережающая функция заключается в том, что оно может спасти мир, а может его окончательно дестабилизировать.

Библиографический список:

1. Буровский А.М. Концепция ноосферной школы //Ноосферная школа: концепция и программы /Под ред. А.М. Буровского. Красноярск: Изд-во НМ - НЭО, 1995. С. 6-21.

2. БуровскийА.М. Ноосферное образование: рождение идеи и проблема внедрения //Ноосферная парадигма образования: от лицея к университету: Мат. лицейско-университет. науч.-метод. конф. /Под ред. Г.С. Смирнова. Иваново: Изд-во ИВГУ, 1997. С. 27-30

3. Дмитревская И.В., Портнов A.H., Смирнов Г.С. Ноосферная динамика России: Философские и культурологические проблемы: Ч. 1 // Ноосферные исследования. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2002. Вып. 1. -158 с.

4. Смирнов Г.С. Современное ноосферное образование: региональный аспект // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2005 № 2 С. 105-112.

5. Смирнов Г.С. Философские и культурологические проблемы становления ноосферного сознания: диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11. Иваново, 1998. 349 с.

References

1. BurovskyA.M. the Concept of the noosphere school Noospheric school: concept and applications /ed. by M. A. Burovskii. Krasnoyarsk: Publishing house of NMC-neo, 1995. Pp. 6-21.

2. Burovsky A.M. Noosphere education: the birth of ideas and the problem of implementation // Noosphere paradigm of education: from the Lyceum to the University Lyceum University. scientific.-method. Conf. /Edited by G. S. Smirnov. Ivanovo: Publishing house of ISU, 1997. Pp. 27-30

3. DmitrevskayaI.V., Portnov A.N., Smirnov G.S. Noospheric dynamics in Russia: Philosophical and cultural problems: Part 1 // Noosphere researches. Ivanovo: Ivanovo state University, 2002. Vol. 1. 158 p.

4. Smirnov G.S. Modern noospheric education: regional aspect. Questions of modern science and practice. University them. V. I. Vernadsky. 2005 № 2 Pp. 105-112.

5. Smirnov G.S. Philosophical and cultural problems of noospheric consciousness formation: dissertation ... doctor of philosophy: 09.00.11. Ivanovo, 1998. 349 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.