Научная статья на тему 'ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
глобализация / информационное пространство / система образования / модернизация / ценность / национальная культура / обучение. / globalization / information space / educational system / modernization / national culture values / education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадирова Мухайё Абдужабборовна

Данная статья посвящается проблеме развития тенденций глобализации в сфере образования, наряду с объективной необходимостью повышения конкурентоспособности экономики и человеческого потенциала страны, которая требует безальтернативного обновления течения, содержания, экономической и институциональной организации отечественного образования в условиях направления на соответствие мировым и европейским стандартам. Однако акцент на активное включение образования в рыночные отношения в современных условиях означает коммерциализацию и его агрессивную прагматизацию при реальном отстранении государства от финансирования образовательных структур и формирования социального заказа в сфере образования и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадирова Мухайё Абдужабборовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBALIZATION AND PROBLEMS OF PRESERVING THE VALUES OF NATIONAL EDUCATION

This article is devoted to the problem of the development of globalization trends in the field of education, along with the objective need to increase the competitiveness of the economy and the human potential of the country, which requires a non-alternative update of the course, content, economic and institutional organization of domestic education in terms of the direction of compliance with world and European standards. However, the emphasis on the active inclusion of education in market relations in modern conditions means commercialization and its aggressive pragmatization with the real removal of the state from financing educational structures and the formation of a social order in the field of education and upbringing

Текст научной работы на тему «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАДИРОВА МУХАЙЁ АБДУЖАББОРОВНА

старший преподаватель кафедры теории и методики обучения родному языку ГОУ «Худжандский государственный университет имени Бободжона Гафурова»

Аннотация: Данная статья посвящается проблеме развития тенденций глобализации в сфере образования, наряду с объективной необходимостью повышения конкурентоспособности экономики и человеческого потенциала страны, которая требует безальтернативного обновления течения, содержания, экономической и институциональной организации отечественного образования в условиях направления на соответствие мировым и европейским стандартам. Однако акцент на активное включение образования в рыночные отношения в современных условиях означает коммерциализацию и его агрессивную прагматизацию при реальном отстранении государства от финансирования образовательных структур и формирования социального заказа в сфере образования и воспитания.

Ключевые слова: глобализация, информационное пространство, система образования, модернизация, ценность, национальная культура, обучение.

GLOBALIZATION AND PROBLEMS OF PRESERVING THE VALUES OF NATIONAL

EDUCATION

Summary: This article is devoted to the problem of the development of globalization trends in the field of education, along with the objective need to increase the competitiveness of the economy and the human potential of the country, which requires a non-alternative update of the course, content, economic and institutional organization of domestic education in terms of the direction of compliance with world and European standards. However, the emphasis on the active inclusion of education in market relations in modern conditions means commercialization and its aggressive pragmatization with the real removal of the state from financing educational structures and the formation of a social order in the field of education and upbringing.

Keywords: globalization, information space, educational system, modernization, national culture values, education.

Современный мир невозможно представить без тех изменений и явлений, которые привнесли с собой конец 20 века, которые принято называть процессами глобализации. Стремительное развитие глобализации экономики отражает основные тенденции и реалии экономики в общественной жизни, такие как значительная фрагментация рынка, усиление конкуренции между производителями, борьба сверхдержав за доступ к ограниченным видам природных ресурсов. Исследователи выделяют два взаимосвязанных аспекта процесса глобализации: экономическую глобализацию, включающую в себя развитие процессов экономической организации транснациональных связей и отношений, и культурную глобализацию, которая понимается как формирование единой глобальной культуры сознания и имеет локально- национальный, этнический, конфессиональный характер.

Естественно, что проблемы и угрозы глобализации затрагивают национальные системы образования и способствуют соответствующей трансформации. Образование выступает более стратегически как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики и ее устойчивого развития. В современном мире, где все больше доминирует логика постиндустриализма, решающее значение имеет состояние системы образования, и оно

признается мировым сообществом в целом, и становится все более понятным избранным руководителям и лицам национальных государств.

Развитие модернизации образования является основой и необходимым условием модернизации, определяющим фактором преодоления длительного «развивающегося» этапа любого государства и народа. Образование в современном мире является главным условием экономического развития, основой социально-экономического благополучия страны, стратегическим источником динамичного и стабильного развития нации. Однако в каждом конкретном историческом положении ситуация остается более сложной. Прежде чем национальная система образования станет субъектом модернизации страны, она должна стать объектом глубокой и всесторонней модернизации, что в принципе невозможно только для ее образования, внутренними усилиями, без активного участия общества и государства. [1.23].

Тенденция глобализации образования проявляется в стремлении создать единое образовательное пространство с едиными подходами и базовыми стандартами. Однако неолиберальные подходы, составляющие теоретико-идеологическую основу глобализации, требуют, чтобы национальная система образования рассматривалась, прежде всего, как элемент рынка и объект рыночного регулирования. С одной стороны, такой подход способствует повышению прозрачности системы образования для семей со средним достатком, а также ее адаптации к динамике мирового рынка труда.

Коммерциализация образования также означает повышение конкурентоспособности его деятельности, что может положительно сказаться на качестве образования. Однако в нынешних условиях мира, в том числе и Таджикистана, где уровень жизни большинства населения остается средним, а доходы многих семей не превышают уровень жизни, происходит коммерциализация и приватизация образования, снижение его финансирования из госбюджета сужает реальные возможности, это становится полем для людей, которые выходят не только из маргиналов, но и из мейнстрима. Большая часть населения, особенно молодежь, остается далекой от сферы воспитательного влияния образовательных структур. [2, с. 372].

Негативное влияние идеологии глобализации проявляется в деструктивных изменениях направленности и качества образовательного процесса. Рыночное мышление, пронизывающее всю систему образования, приводит к масштабной перестройке ценностных ориентаций и мотиваций как педагогов, так и учащихся. Выведение образовательного компонента из образовательного процесса и сосредоточение его на ограниченных профессиональных целях способствует возвращению сознания обучающихся к удовлетворению потребности в прибыли, потребительских ценностях и потребительских запросах.

Формируется преклонение перед материальным обеспечением, формируются мнения об обязательной связи профессиональной деятельности с богатством и коммерческим успехом. Однако, как отмечает Г. Маркузе, потребительские ценности становятся основой социальной интеграции и ведут к замыканию культурного пространства, утрате своего духовного аспекта, в результате чего формируется «одноуровневый человек». Как С.М. Миронов подчеркивает, что идеалом, к которому должно стремиться образование с точки зрения общечеловеческих интересов (в первую очередь) и интересов национальной безопасности, должны быть нравственно и духовно богатые патриоты, профессиональные специалисты. Возникает вопрос, соответствует ли формирующаяся сейчас система образования такому идеалу или нет?

По мнению А. Запесоцкого [3], игнорирование духовных основ национальной культуры представляет серьезную опасность, поскольку ослабление духовной силы общества ведет к утрате способности сохранять свою жизненную сущность. Речь идет об умеренном осуществлении процесса социокультурного обновления, предъявлении подрастающим поколениям основных социальных ценностей и идеалов.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Внедрение в пространство национального образования представлений об эгоцентризме как наиболее гуманном типе социальной организации нарушает древние традиции национальной духовности: попытку воспитать учащихся в духе самопожертвования и служения общему благу. Духовно-профессиональный контекст образования, напротив, ориентирует на цели и ценности индивидуального выживания, побуждая к рассмотрению навыков, позволяющих адаптироваться в условиях усиливающейся конкуренции, а также формировать инициативные и лидерские качества.

По мнению К.Д. Ушинского, характер и направленность народного образования «является продуктом длительного исторического развития нации, чего нельзя брать у других наций» [4, с. 1].

Нельзя игнорировать роль и место прошлого опыта работы и взаимодействие культурных процессов. Как подчеркивал Б. Гершунский [5, с. 127], в общественном мышлении и личном мышлении по отношению к определенному поколению всегда присутствуют одни и те же элементы, которые были произведены предыдущими поколениями. В то же время индивидуальное мышление современных людей не всегда отражает предпочтения общества, существующего одновременно с этими конкретными людьми. Поэтому внедрение образовательно-познавательных культурных моделей с точки зрения социокультурной эффективности несет в себе серьезный риск. Здесь мы можем увидеть научную точку зрения А. Запесоцкого: «...игнорирование духовных основ национальной культуры ведет к утрате способности общества сохранять свою жизненную сущность». [6. с.46]

Таким образом, реконструкция образовательной деятельности в соответствии с идеями индивидуализма и самооценки, на основе которых формировалась трудовая и профессиональная этика западной цивилизации, в то же время не привела к усилению мотивации к творческой работе, напротив, была отвергнута большим количеством молодежи. По результатам опросов чувство патриотизма, человечности и справедливости у молодежи снижается по мере снижения трудовой мотивации.

Инотипность или новизна национальной системы образования воспринимается молодежью как ее отсталость, что ведет к снижению престижа и ценности образования в целом. По статистическим данным, 21 % опрошенных молодых людей с учетом того, что система образования неэффективна и не отвечает современным требованиям, имеют желание учиться за границей по каким-либо причинам, у 41 % молодых людей финансовые проблемы мешают им сменить место получения образования, 53 % считают его незаконченным иностранными языками, 42 % имеют недостаточный уровень знаний, полученных в общеобразовательной школе.

В качестве других препятствий отмечаются различия в социальных и культурных нормах и трудности в бытовом общении. Таким образом, молодые люди, имеющие позитивное желание участвовать в глобальном образовательном процессе, не готовы к реализации своих жизненных стратегий. Такая непоследовательность приводит к недовольству тем, что молодое поколение критически оценивает состояние системы образования, но превращается в стороннего наблюдателя, указывая на невозможность реализации своих мечтаний в современных условиях.

В то же время очевидно, что альтернативы процессам глобализации и европейскому процессу для национальной системы образования нет. Отказ от интеграции в европейское и мировое образовательное пространство может привести к окончательной потере перспективы вхождения в ряд развитых стран. Неизбежное вхождение в глобальное разделение труда оборачивается частью «мировой периферии» со всеми негативными последствиями для нации: утратой экономического суверенитета, культурным и политическим отчуждением, духовным упадком.

Распространение этой тенденции на все сферы общественной жизни и культуры создает единый тип мышления, лишенный национальных особенностей и, как правило, связанный со специфическим концептом, основанным на «англо-американском» языке. Этот тип современного мышления является продуктом культурной глобализации, и его понимает в основном молодежь, на которую больше всего влияют все положительные и отрицательные стороны глобализации.

Результатом такого влияния у молодежи, прежде всего студенческой, является формирование космополитического мировоззрения, и они считают себя скорее «гражданами мира», чем гражданами своей страны. Это способствует расширению международных связей в сфере образования, развитию программ международного студенческого обмена и зарубежных стажировок в условиях экономической и технико-технологической отсталости, слабости материальной базы отечественной системы образования, создает серьезный риск увеличения «утечки мозгов».

В условиях возрастающего спроса на качество человеческой силы, превращающего ее в решающий фактор национального развития, угроза потери наиболее талантливых и образованных кадров является очень чувствительным вопросом для национальной безопасности каждой страны. Эта угроза имеет объективную основу и исходит из нарастающего противоречия между вызовами глобализации и необходимостью максимальной открытости системы образования, с одной стороны, и необходимостью защиты культуры и духовности нации с другой.

Мы считаем, что единственным эффективным способом разрешения этого конфликта является продолжение шагов восстановления и обновления отечественной системы образования и корректировка существующих идей и подходов с учетом национально-культурных особенностей, традиций национального образования и воспитания, необходимостью укрепления патриотических ценностей и возродить интерес подрастающего поколения к истории, культуре и духовности нации.

Нравственные ценности должны стать центральным ориентиром образовательного процесса, сохраняя важность профессиональных принципов и ценностей, и только в этом случае профессиональных знаний и специальных умений, помещенных в позитивный и творческий психологический контекст, для совершенствования реальной международной политической жизни и экономическая ситуация страны будет работать.

Таким образом, развитие тенденций глобализации в сфере образования, наряду с объективной необходимостью повышения конкурентоспособности экономики и человеческого потенциала страны, безальтернативно требует модернизации течения, содержания, экономической и институциональной организации образования. национальное образование в направлении соответствия мировым и европейским стандартам. Однако акцент на активное включение образования в рыночные отношения в современных условиях означает коммерциализацию и его агрессивную прагматизацию при реальном отстранении государства от финансирования образовательных структур и формирования социального заказа в сфере образования и воспитания.

Однако активное включение образования в рыночные отношения в современных условиях означает его стремительную коммерциализацию и прагматизацию с фактическим отстранением государства от финансирования образовательных структур и формирования социального заказа в сфере образования. Кроме того, глобализация образования направляет его на воспроизведение уникальных образцов мировой культуры и в сторону от духовных ценностей национальной культуры, что не только утрачивает уникальные образовательные технологии национальной культуры, но и грозит ограничением роли системы образования в процессе реконструкции личности. Применение этих позиций позволяет прогнозировать распад и последующую быструю дестабилизацию общества.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Днепров Э.Д. Срыв модернизации (2004-2005 гг.) рыночный экстремизм в образовании. URL: www.oim.ru

2. Российская молодежь: Проблемы и решения. М., 2005.

3. Запесоцкий А.С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности // Педагогика. 2002. № 1.

4. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. М., 1998.

5. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998.

6. Запесоцкий А.С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности // Педагогика. 2002. № 1.

7. Глобализация как фактор модернизации социальных ценностей российской молодежи // Relga - научно-культурологическое сетевое издание для интеллигенции. 2006. 10 июля. № 13 (135). URL: http://www.relga.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.