Научная статья на тему 'Глобализация и новые функции европейских неправительственных организаций'

Глобализация и новые функции европейских неправительственных организаций Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
516
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобализация и новые функции европейских неправительственных организаций»

А.К.Субботин

Глобализация и новые функции европейских неправительственных организаций

Изучение процесса глобализации несет в себе трудности, связанные прежде всего со сложностью и противоречивостью самого объекта исследования. Во-первых, глобализацией занимаются не только профессиональные исследователи, но и журналисты и люди, располагающие свободным временем, которые считают возможным поделиться своими соображениями но не склонные приводить аргументацию тем или иным своим утверждениям. Отсюда - явные ошибки в методологии. Например, в ряде публикаций утверждается, что глобализация началась в XVII, так как некоторые ее признаки проявились уже тогда, а взяв за основу свободную торговлю, можно показать, что процесс глобализации начал формироваться в XVIII в. при Адаме Смите (1). Другие исследователи глобализации датируют ее 70-ми годами ХХ столетия, утверждая, что целый набор признаков глобализации существовал тридцать лет назад, что якобы и определяло развитие этого процесса. На самом деле глобализация - продукт последней четверти ХХ столетия и сформировалась она как фактор мирового развития и как процесс, во многом его определяющий, лишь в 90-х годах прошлого столетия.

------------------------------Глобализация и новые функции европейских

неправительственных организаций

Во-вторых, глобализация является результирующим, собирательным процессом, охватывающим многие явления общественной жизни, и именно ее многоликая природа позволила вводить отраслевые аспекты глобализации и связывать ее с различными сторонами развития общества при рассмотрении их различных сторон.

В-третьих, она чрезвычайно динамична, и происходит постоянное ее наполнение новым содержанием. За десять лет проявились отраслевые аспекты глобализации, сформировалось движение против глобализации, которое сформулировало аргументы против развития этого процесса, апологеты глобализации отказались от многих ее императивов и теперь выступают за более мягкие методы ее использования в качестве регулирования экономики.

Глобализация оказалась главным фактором мирового развития в первой четверти XXI в., действующим практически на все стороны общественной жизни. Принимая во внимание, что глобализация - это процесс перераспределения экономических и политических функций между государством, транснациональными компаниями и международными организациями (2; 3), представляет практический интерес предварительная оценка роли в нем неправительственных организаций Европы. Этот вопрос представляется актуальным еще и потому, что изучение деятельности неправительственных организаций вообще серьезно отстает от роста их социальной значимости. НПО быстро развиваются, растет их численность и соответственно влияние на развитие, что в условиях глобализации делает еще более важным обретение ими новых экономических и политических функций. Особую роль в этом процессе призваны играть европейские НПО.

Десять лет глобализации: мера развития и глубина восприятия процесса

Как и всякое значительное общественное явление, глобализация воспринимается по-разному во времени, и теперь можно более уверенно говорить о ее природе, содержании и как направленности, чем пять лет назад, так как в большей мере раскрылись факторы, которые ее

формировали и в целом она более глубоко изучена, хотя потребуется еще, по крайней мере, одно десятилетие, чтобы этот процесс стал более прозрачным и появилась основа для его прогнозирования. Но первое десятилетие глобализации способствовало таким многочисленным ее проявлениям, которые позволяют сделать, по крайней мере, два важных методологических вывода. Во-первых, само содержание процесса глобализации, которое каждый год пополняется новыми компонентами, характер противодействия этому процессу показывают, что при ее объективной основе вполне можно им управлять как интересах правящей элиты, так и развития всего мирового сообщества, т.е. находить компромисс между этими интересами. Во-вторых, сама глобализация оказалась весьма тонким и деликатным объектом управления, в то время как глобальные компании, инициировавшие этот процесс, на первом этапе воспринимали его упрощенно, вызвав такое общественное противодействие, которое способно надолго затормозить его развитие и получение тех благ, которые глобализация несет в себе.

Поэтому оценка нового содержания глобализации, выявленного в последние годы, представляет ценность лишь в контексте баланса интересов между мировым сообществом в целом и тех, кто претендует на управление этим сообществом, т.е. она обязательно должна включать и положительные, и отрицательные стороны процесса, осознание которых необходимо для принятия решения принципиальных вопросов развития.

Наиболее респектабельным международным форумом, на котором ежегодно обсуждаются проблемы глобализации, является Мировой экономический форум в Давосе. Еще до событий 11 сентября 2001 г. встречи в Давосе руководителей государств, топ-менеджеров глобальных компаний и влиятельных представителей академических кругов проходили под шум демонстраций антиглобалистов. Новая глобальная архитектура создавалась на непрочном фундаменте (4). В идеале глобализация рассматривалась как понятие, описывающее неумолимый марш сил, ускоряющих взаимозависимость планеты до момента, пока можно будет говорить о реальном мировом сообществе. Чарлз Норчи, связывая глобализацию с послевоенным развитием, напоминает, что сразу после Второй мировой войны делегации ООН решили, что теперь действия правительства по отношению к своему

народу на своей собственной земле отнюдь не будет его собственным делом. Универсальная Декларация прав человека, выразившая идею прав -индивидуального выбора и человеческого достоинства, - стала идеологической основой послевоенного развития и пробила брешь в концепции суверенитета государства. Окончание холодной войны резко ускорило создание условий, благоприятных для глобализации (5).

Другим форумом, на котором, в отличие от Давоса, обсуждаются только вопросы глобализации, стал Международный Форум по Глобализации, объединивший 60 организаций из 25 стран. Он тоже стремится совместить корпоративное и политическое лидерство для реструктуризации глобальной политики и экономики, которая, по мнению его участников, может сыграть такую же роль в истории мирового сообщества, которую сыграла промышленная революция (6). В процессе работы того и другого форумов рождались идеи, которые находили отклик в различных научных учреждениях и становились основой для совершенствования творческого процесса.

Одной из идей стало конституционирование глобализации, т.е. придание ей легитимного процесса, которым управляют и за который кто-то несет ответственность. Преимущества глобализации очевидны - открытые рынки, свободная торговля, процветание большего количества людей, развитие общей мировой культуры, большее уважение людей, которые теперь не являются столь дистанцированными и незнакомыми, большее уважение прав человека применительно к индивидуумам и группам в соответствии с западными моделями. К каждому из перечисленных факторов можно предъявить претензии антиглобалистов, но это будет сделано ниже. Здесь же важно другое - довести до нормального восприятия идею конфедера-лизма, на которой строится институализация глобализма. Новый конфе-дерализм строится на трех основах: безопасности, экономической интеграции и защите прав человека. Такие основы позволяют автору идеи, Даниэлю Элазеру, предложить в качестве конституализации глобализации постмодернового оживления конфедеративного устройства в соответствии с американским прошлым и настоящим опытом (7). Не вступая в дискуссию с автором идеи, отметим, что и сама идея, и предложение о развитии «общей мировой культуры» основана на американской модели, отвер-

гаемой большинством стран мирового сообщества даже тогда, когда отдельные ее элементы были бы весьма полезны.

На другом конце спектра концепций о глобализации стоит книга профессора биоэтики Принстонского университета Питера Сингера «Один мир: Этика глобализации» (8). В главах, посвященных окружающей среде, торговле, эволюции международного права и помощи развитию, автор ставит два вопроса: до каких пределов политический лидер может игнорировать бедность людей, необязательно живущих в его стране, и в каких случаях государство, не подвергшееся нападению само может принять участие в войне. Примечательно, что эти вопросы ставит гражданин США. Появление этической составляющей в исследованиях глобализации свидетельствует о многом и прежде всего о том, что на новом историческом этапе люди не хотят предать забвенью собственные социальные достижения, которым посвятило свою жизнь не одно поколение людей.

Всемирный форум по глобализации (9) трактует глобализацию как свершившийся факт. В любой сфере человеческой деятельности - от науки до торговли, религии и культуры, политики и средств массовой информации - взаимодействия между людьми становятся более связанными, взаимно более активными и происходят на глобальном уровне. Этот процесс межсекторального и международного взаимодействия известен как глобализация, особенно в финансовой и деловой сферах, где экономики «свободного рынка» в сочетании с преимуществом в науке и технологии объединили мир в единую все более интегрированную систему с такими компонентами, как окружающая среда, культура, социальные аспекты. Эту восторженную характеристику глобализации можно было бы принять, если бы мир, на который она распространяется, не ограничивался одним миллиардом жителей планеты, остальные пять миллиардов никакого отношения к описываемым явлениям не имеют (10).

Документ, лежащий в основе политики, управляющей так называемой экономической глобализацией, получил название «Вашингтонского консенсуса» и ставит целью глобализации осуществить интеграцию национальных экономик в единую глобальную экономику без границ, в которой товары, услуги и капитал могут перемещаться свободно под действием рыночных сил с минимальным вмешательством правительств. Основанная на пред-

посылках возросшей эффективности и статусе закона, эта политика устремлена в приватизацию общественных услуг и активов, а также способствует укреплению безопасности инвесторов и частной собственности. Процесс глобализации трактуется как результат неизбежных и необратимых исторических сил, приводящих в действие мощный двигатель технологических инноваций и экономического роста.

«Вашингтонский консенсус» касается непосредственно стран, получающих гранты и займы МВФ, т.е. совсем недавно все его положения относились непосредственно и к России. В этом контексте авторы документа преследуют следующие десять целей: сбалансированный бюджет или небольшой бюджетный дефицит; приоритет общественных расходов на здравоохранение и образование; налоговая реформа - основа для налогов должна быть широкой, ставки маргинальных налогов невысокими; определяемая рынком, положительная, но скромная норма прибыли; конкурентоспособный - идеально плавающий - обменный курс как «первый существенный элемент экономической политики, направленной на внешние рынки»; либерализация импорта - в значительной мере политика свободной торговли с уменьшением тарифов; открытость иностранным инвестициям; приватизация - «основанная на идее, что приватизированная промышленность управляется более эффективно, чем общественные предприятия»; дерегулирование экономик; защита прав собственности (11). «Вашингтонский консенсус» идеально отражает интересы американских глобальных компаний в процессе глобализации, но он, мягко говоря, гораздо слабее связан с интересами компаний большинства других стран.

Американские профессора Ричард Фолк и Эндрю Страусс считают, что глобализация нуждается в демократии. По их мнению, на уровне управления государством наблюдается рост внимания к демократизации управления, а вот в глобальном масштабе этому вопросу почти не уделяется внимания, хотя он носит фундаментальный характер. Они видят глобализацию как инструмент создания глобального гражданского общества, состоящего из неправительственных организаций, транснациональных корпораций, институтов труда, средств массовой информации, культуры, религии, сетей и индивидуалов - космополитов. Для того чтобы прибли-

зить такое общество, американские профессора предлагают инновацию -создание Глобальной Ассамблеи народов (12). Эта сладкая фантазия рассчитана на мечтателей, но таких на планете пока немного.

Было бы большим преувеличением полагать, что американская трактовка глобализации вызывает бурю восторга даже в таких сдержанных и нейтральных международных институтах, как ООН. Так, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ООН вынужден был выступить с Заявлением о глобализации. В документе отмечается, что глобализация угрожает значению прав человека, которое эта категория занимает в соответствии с Уставом Объединенных Наций вообще и Международным Биллем о Правах Человека в частности. Право образовывать и присоединяться к профсоюзам может оказаться под угрозой вследствие ограничений свободы ассоциаций - ограничений, объявленных необходимыми в глобальной экономике (13). Но глобализация - слишком сложный и противоречивый, процесс, чтобы только одна социальная группа все время получала от него дивиденды. Та же ООН следит за тем, чтобы тот, кто обретает больше власти, нес на себе больше ответственности. Именно поэтому 13 августа 2003 г. были приняты новые «Нормы ООН по ответственности транснациональных корпораций и других деловых предприятий в отношении прав человека» (14).

Некоторые индувидуальные исследователи, например профессор Нью-Йоркского университета УК.Тэбб (15), высказывают весьма трезвые взгляды на экономическую природу рыночной экономики, которая породила глобализацию. По его словам, глобализацию относят к процессу, снижающими барьеры между странами и способствующему экономическому, политическому и социальному взаимодействию. Глобализация могла бы значительно увеличить возможность людей всюду улучшить их жизненные стандарты посредством обмена знаниями и результатами труда через эти барьеры. Конечно, этого не происходит. Далее УК. Тэбб цитирует Ричарда Фолкера, которого, по его мнению, слишком часто игнорируют: «Накопление служит основной движущей силой мировой экономики, с ним взаимодействует конкуренция капиталов и эксплуатация труда капиталом. Поэтому есть смысл говорить о «капиталитической системе» в большей мере, чем о «глобальном рынке». Величайший экономический миф состоит в том,

____________________________ Глобализация и новые функции европейских

неправительственных организаций

что, якобы, принципиальной целью рынка является обслуживание человеческих потребностей, а не рост благосостояния капиталистов и их корпораций» (16).

Подводя итог концептуальному противостоянию идеологов глобализации и их критиков, следует отметить, что история повторяется по спирали: на новом уровне развития, когда американский капитал вновь чувствует свое превосходство, миру нечего ждать от него признания им же самим провозглашенных и, казалось бы, принятых мировым сообществом ценностей. Но есть силы, которые пока еще не в полной мере продемонстрировали свой потенциал, что связано, в частности, с национальными осро-беннностями капитализма.

Антиглобализм и альтернативные пути глобализации

Многие исследователи, обозреватели, политики рассматривают глобализацию не как объективный процесс, а как нечто, порожденное ведущими американскими ТНК или, как они сами себя теперь называют, глобальными компаниями специально для создания благоприятных условий своего собственного развития. Но, во-первых, хотя формально инициатива глобализации действительно исходит от американских глобальных компаний, их интересы во многом совпадают с глобальными компаниями ряда других стран, во-вторых, глобализация как процесс мирового развития много шире, чем это связано или диктуется глобальными компаниями, в-третьих, им можно управлять, и не только в интересах бизнеса. Поэтому представляет определенный интерес рассмотрение аргументов антиглобалистов, суммирующих отрицательные проявления глобализации, чтобы на их основе сделать попытку построения альтернативных путей развития глобализации.

Можно назвать по крайней мере шесть отрицательных позиций, к которым ведет глобализация и которые часто фигурируют в аргументации антиглобалистов: расширение разрыва между богатством и бедностью, эксплуатация труда, отсутствие прозрачности и демократической ответственности, эрозия традиционных ценностей и права локального самоопределения, деградация окружающей среды, рост гражданского неповино-

вения и насилия (17). Все шесть позиций имеют место и без глобализации, т.е. если бы завтра глобальные компании заявили, что им больше глобализация не нужна, то все перечисленные негативные тенденции все

равно бы остались, и речь, по-видимому, идет о том, что мировое сообщество, и в том числе те, кто им управляет, загнали себя в тупик, так как основополагающие тенденции его развития пока не несут в себе разрешения острейших проблем (18).

Антиглобализм оказывается зонтиком, под которым прячется широкий набор игроков, использующих различные философии, цели и предположения. Антиглобальное движение аморфно, гетерогенно, противоречиво, но тем не менее в последние годы оно постепенно превратилось в новую важную силу глобальной политики. Интересно, что сама глобализация как объект исследований с четкими границами и содержанием имеет возраст всего одно десятилетие, в то время как антиглобалисты и антиглобальное движение как объект исследования формируются уже два десятилетия (19), и этому есть причины - составляющие развития, которые привели к глобализации, с самого начала своего проявления вызывали протест.

В основе недовольства глобализацией лежит тот факт, что она представляет собой с точки зрения многих культур «Запад для остальных» (West for the rest). При этом идеи, политика и технология воспринимаются как результат исследований, деятельности миссионеров и военных операций. Права человека и его ценности при этом представляют собой предпосылки глобализации, которые должны реализовываться в зависимости от того, как культура их воспринимает. С другой стороны, силы глобализации призваны нести процветание цивилизации, а сама цивилизация определяется как доступ к капиталу, образованию, современным коммуникациям. Тем самым признается, что речь идет о поверхностном слое общества. Отсюда делается вывод, что глобализация носит не глобальный, а локальный характер (20).

Профессор Пенсильванского университета Эдвард Херман рассматривает глобализацию как угрозу идеологии, экономического провала, подрыва демократизации мирового сообщества. По его мнению, оно находится уже на половине пути к антидемократической контрреволюции, в которой глобализация и ее императивы используются для ослабления популярной и избранной власти в пользу системы с доминированием сверх-

граждан (олигархов. - Авт.) и ТНК. Этот процесс сеет семена уничтожения существующей системы, служит меньшинству, наносит ущерб большинству, порождает финансовую нестабильность, стимулирует кризис окружающей среды. Этот разрушительный процесс ведет к взрыву, если демократия не будет реабилитирована (21).

Есть и еще один фундаментальный признак, определяющий будущее глобализации. Президент Перу Аленджаро Толедо считает, что глобализация не имеет смысла, если она не способна уменьшить бедность и нищету в мире. Борьба с бедностью, по его мнению, это задача правительств и сторонников глобализации. «Если мы не сможем создать приличные рабочие места и снизить уровень бедности, будет трудно обеспечить устойчивую глобализацию» (22).

Важной составляющей глобализации, согласно ее инициаторам, является свободная торговля. Как ни странно, эта мечта в практике американской экономической политики всегда связана с войнами. Например, на Лозаннской конференции в 1 922 г., обсуждавшей вопрос о проходе военных судов западных держав через проливы Босфор и Дарданеллы, американский делегат вновь поставил вопрос о политике «открытых дверей» в торговле между странами - участницами конференции, хотя, как и сейчас, к такой политике готовы прежде всего сами США и только до момента, пока это им выгодно. По мнению иорданского экономиста Фахеда Фа-нека, глобализация может привести к процветанию, если отсутствует угроза войны (23).

Бриджит Грэнвилл, руководитель Международной экономической программы Королевского института международных отношений в Лондоне, считает, что «мирный дивиденд», получивший право на жизнь в результате окончания холодной войны и проявившийся в быстром росте доходов, может быть утрачен из-за войн, которые ведут США. Она приводит данные, согласно которым администрация Буша планирует десятилетний бюджетный дефицит в 2 трлн. долл., при этом президент Д.Буш дополнительно запросил 80 млрд. долл. на военные расходы в Ираке, что составляет 0,8% ВВП. По ее мнению, это может подорвать мировую политическую систему, создаваемую экономическую архитектуру и в конечном итоге -глобализацию (24).

/

А.К. Субботин

Руководители разведывательных ведомств США предупредили администрацию, что глобализация, будучи движущей силой роста мировой экономики, превратилась в серьезную угрозу безопасности Соединенных Штатов. «При определенных условиях глобализация может быть позитивной силой, создающей политический, экономический и социальный контекст устойчивого прогресса, - сказал вице-адмирал Лоуэлл Джекоби, директор Управления разведки министерства обороны. - Но отсутствие возможности использовать эти преимущества может привести к значительному ухудшению положения многих людей, обострить местную и региональную напряженность, увеличить возможности конфликтов, усилить тех, кто будет наносит нам вред». Джордж Тенет, бывший в то время директор ЦРУ, считал, что глобализация оказалась «глубоко разрушительной силой, с которой столкнулись правительства при управлении» (25).

Подводя итоги дискуссии по отрицательным аспектам глобализации, нельзя не дать оценку ее связи с неолиберализмом, которую весьма рационально сформулировал Д.К. Гэлбрэйт в своем эссе «Совершенное убийство: Неравенство в век глобализации», где он характеризовал его следующим образом: «Не случайно влияние либерализма на глобальном уровне напоминает государственный переворот на национальном уровне». Нельзя обвинять ни глобализацию, ни технологию. Вина лежит на правоориентированной элите, использующей победу в холодной войне 1989 г., которая «прогресс» интерпретирует как неприемлемые условия неравенства, нео-колониальную зависимость периферии от центра, использование долгов как инструмента зависимости (26).

Многие в Европе чувствуют, что самой большой угрозой глобализации являются не государства - источники зла, а доминирование Соединенных Штатов, т.е. их потребность сбросить оковы договоров и многосторонних организаций (27). Однако отрицательным аспектам глобализации есть альтернатива. Дело в том, что и американское общество, и американская финансовая элита неоднородны, они несут в себе и конструктивное начало. Значительная часть из приблизительно 240 американских миллиардеров правильно представляют себе будущее мирового сообщества, частью которого они являются, в условиях финансовых кризисов, увеличивающейся напряженности, вызванной активизацией ми-

____________________________ Глобализация и новые функции европейских

неправительственных организаций

рового терроризма, дальнейшим возрастанием разрыва между бедностью и богатством. В ХХ в. американский капитализм вынужден был пойти на уступки ради своего выживания и создания условий, благоприятных для дальнейшего развития бизнеса. Так в 60-х годах были созданы условия гарантированного минимально допустимого уровня качества жизни для всех граждан США. Теперь встает существенно более сложная задача - ликвидировать абсолютную бедность на планете. Это условие глобализации как процесса перераспределения экономических и политических функций между государством, ТНК и международными организациями (28).

Неправительственные организации в начале XXI столетия

Международные организации можно разделить на два типа - межправительственные и неправительственные. Применительно к глобализации передача ряда функций международным межправительственным организациям является техническим вопросом, так как делается это по согласованию с правительствами государств. Обретение же новых функций неправительственными организациями представляется качественно более сложной задачей по многим причинам, которые раскрываются по мере познания классификации, структуры деятельности, проблем неправительственных организаций. НПО делятся на международные и национальные, однако национальный статус не мешает многим НПО активно участвовать в решении международных проблем. Тем не менее существует правовой подход к статусу НПО, который позволяет избегать многих трудностей организационного порядка.

Одной из особенностей международных неправительственных организаций является высокий динамизм их деятельности и развития. Например, в период 1850-1895 гг. их количество не превышало 50, а в 2000 г. общее число международных организаций составило более 40 тыс., причем количество межправительственных не превышало одну тысячу, т.е. основная часть приходилась на МНПО. Средняя продолжительность жизни МНПО, обслуживающих бизнес, в США составляет пять лет, наиболее продолжительный период действуют организации, строящие свою работу на

решении какой-либо проблемы, не имеющей быстрого разрешения, например проведение международного геофизического года (29, 30).

Наибольшие представления об общей структуре бесприбыльных организаций (НПО) дает адаптированная Университетом Джона Гопкинса Международная классификация бесприбыльных организаций, в основе которой лежит Международная промышленная система классификации ООН(31). Согласно этой классификации, бесприбыльные организации делятся на 12 групп: культура и отдых; образование и исследования; здравоохранение; социальные услуги; окружающая среда; развитие и жилье; законодательство, адвокатура, политика; филанропическое посредничество и добровольные пожертвования; международные проблемы; религия; бизнес и профессиональные ассоциации, союзы; не относящиеся к каким-либо классификациям.

Другой тип классификации представлен в Ежегоднике международных организаций (32), где за основу взят ряд других показателей, не связанных с принадлежностью к тому или иному правительству. В нее входит 15 типов международных организаций: федерации международных организаций; организации с универсальным членством; организации с межконтинентальным членством; организации, членство которых определяют регионы; организации, имеющие происхождение от места, личности, принадлежащих продуктов или других объектов; организации, имеющие специальную форму, включающую финансовые и нефинансовые фонды; национальные организации с международной ориентацией; пассивные или ставшие членами других организации; недавно объявившиеся организации, не подтвердившие свой статус; отделения или внутренние компоненты других внутренних частей организаций; национальные организации; религиозные организации, братства и светские организации; автономные серии конференций (без секретариатов); многосторонние договоры и соглашения; в настоящее время пассивные, не включенные в договоры или не подтвержденные организации.

Функции НПО в условиях глобализации заслуживают особого внимания, так как глобальные компании придают им в своих планах особое значение, не раскрывая до поры до времени свои замыслы, которые, кстати, также до конца не определены. Однако НПО еще до эры глобализации

имели функции, зафиксированные в некоторых документах, которые могут быть положены в основу тех, которые хотят возложить на них глобальные компании (33). В связи с отсутствием разработанной сети НПО, т.е. наличием неупорядоченного конгломерата субсетей, в целом они менее функциональны, чем могли бы быть. Тем не менее существуют международные неправительственные организации, эффективно координирующие свою работу, особенно в областях, где их цели совпадают. Например, в области охраны окружающей среды, подготовки кадров для развития, обеспечения прав человека и т.д. Такие МНПО, как правило, совершенствуют свою деятельность и являются ассоциированными с организациями или подразделениями ООН, такими как ЭКОСОС, ЮНЕСКО и т.д.

В этом случае МНПО при межправительственных организациях могут играть роль консультативной компании, выполнять программы по контракту с МПО, служить каналом, с помощью которого МПО оказывают воздействие на общественное мнение, содействовать социальному развитию. Применительно к интересам бизнеса МНПО способны создавать международные ассоциации потребителей. Сами они представляют собой конкретный рынок для туристических компаний, обслуживающих широкий спектр международных мероприятий. Кроме того, они представляют собой канал для передачи интеллектуальных ресурсов, информации, контактов, финансовых ресурсов, а также являются механизмами взаимодействия и защиты конкурирующих бизнес-структур (34).

Определенная часть НПО уже заняла свое место в инфраструктуре управления мировым сообществом, обрела ассоциативный статус в ООН и зафиксировала свои функции. Это организации, занятые охраной окружающей среды и устойчивым развитием, правами человека, ролью женщин в развитии (35).

Другие группы НПО занимаются отдельными проблемами, решение которых представляет практический интерес для мирового сообщества. Например, более 1 300 организаций, большая часть которых является НПО, в 180 странах занимаются эффективностью производства и потребления энергии под эгидой МНПО «Всемирная ассоциация энергетической эффективности» (36). Другая группа МНПО способствует созданию возобновляемых источников энергии, что противоречит текущим интересам ведущих

нефтяных компаний, но это не останавливает деятельность МНПО (37).

Неправительственные международные и национальные организации в значительной мере уже определили свое место в инфраструктуре мирового сообщества, однако все это не идет ни в какое сравнение с функциями, которые НПО должны на себя взять в процессе глобализации.

Есть несколько проблем, не решенных в глобальных масштабах, старых и новых, часть которых будет возложена на НПО, причем многие из них подвергнутся реструктуризации под решение этих проблем, будут созданы также новые НПО. Перечень таких проблем не несет в себе ничего нового, но существующая инфраструктура бессильна перед ними. К этим проблемам относятся: бедность, масштабы которой с каждым годом увеличиваются; внесение существенных изменений в международное право, связанных с новой трактовкой суверенитета, и пресечение использования силы в международных отношениях в соответствии с этими поправками; борьба с международным терроризмом; разработка и развертывание новой финансовой инфраструктуры мира; создание нового мирового порядка, обусловленного глобализацией с соблюдением прав человека и т.д. Как конкретно будет происходить перераспределение функций между государством, ТНК и международными организациями, покажет недалекое будущее, но нельзя ждать, что появится орган, который даст конкретные распоряжения. Очень многое будет зависеть от инициативы людей, которые чувствуют себя активными членами мирового сообщества.

Функциональные недостатки и проблемы, стоящие перед НПО

Взаимодействие бизнеса и государства носит сложный, противоречивый характер, отражающийся на многих сторонах деятельности НПО. Не следует преувеличивать независимость неправительственных организаций, и, прежде чем оценивать позицию НПО по тому или иному вопросу, целесообразно сначала поинтересоваться источниками ее финансирования. Это могут быть частные или государственные фонды, и ответ на этот вопрос многое прояснит. Как правило, НПО работает по своим собственным программам, программам национальных правительственных или междуна-

родных межправительственных организаций. Вопросами эффективности НПО на Западе серьезно занялись еще в середине 70-х годов, когда встал вопрос о новом международном порядке, и МНПО могли сыграть в этом значительную роль. Поэтому было положено начало исследованиям эффективности деятельности НПО и МНПО, которые выявили целую группу проблем. В основе их лежали многообразие функций НПО и неспособность мирового сообщества координировать их деятельность.

Всего зафиксировано 34 недостатка и проблемы деятельности МНПО (39), некоторые заслуживают особого внимания. Политическую эффективность МНПО считают низкой, и в условиях глобализации эта позиция может быть изменена. Гораздо сложнее представляется проблема отсутствия их идентификации, так как МНПО не рассматривают себя группой организаций, объединенной общими целями и потому имеет слабую базу для коллективных действий. Одной из проблем является фрагментарный характер направлений деятельности МНПО, обусловленный тесными связями многих из них не с одной межправительственной организацией, а с несколькими из них, что и определяет такой характер.

Несмотря на то что многие МНПО дублируют деятельность друг друга, какая-либо координация этой деятельности отсутствует, что можно было бы в значительной мере исправить, если бы были созданы мощные федерации МНПО по группам родственных организаций. Общее число МНПО быстро растет, и это не позволяет быстро распознать природу каждой из них и оценить соответствующий потенциал. Пока непреодолимой проблемой остается несовместимость членов некоторых МНПО, вытекающая из различия национальных культур, государственного устройства, экономических систем. Отсутствие международного опыта, обусловленное медленным распространением глобального мышления, приводит к неунифицированным сетям организаций, что означает своеобразный «международный вакуум». При этом группа МНПО, осуществляющая деятельность в определенном направлении, может с удивлением обнаружить, что другая группа организаций занимается тем же самым.

Многие проблемы МНПО вызваны их отношениями с межправительственными международными организациями. Например, недостаток у них финансовых средств для поддержания контактов со специальными агент-

/

А.К. Субботин

ствами ООН, проявления «наивности» в отношениях с МПО из-за отсутствия сложности или квалификации в их деятельности, неадекватная реакция некоторых МНПО на деятельность МПО, вызванная тем, что ряд солидных международных неправительственных организаций начал свою деятельность задолго до появления ООН и соответственно весьма критически рассматривает некоторые аспекты ее работы.

Принципиальным вопросом является доступ МНПО к финансовым ресурсам, при этом он распадается на несколько: локализация источников ресурсов для этих организаций, локализация каналов, по которым осуществляется финансирование программ, механизмы распределения фондов, препятствия передачи фондов организациям. Все это предстоит освоить сначала сотням, а потом тысячам МНПО российского происхождения, чтобы влиять на соответствующие направления развития мирового сообщества.

Широкий диапазон тем, которыми занимаются МНПО, многочисленность их форм, источников финансирования, быстрый рост общего числа создает много преимуществ и одновременно служит источником многочисленных проблем. Например, интересы многих МНПО могут не совпадать с тем, что является в данный момент приоритетом международных межправительственных организаций. Или многие МНПО не могут рассматриваться как репрезентативные, так как в них не представлены отдельные регионы или страны, или они могут не быть ассоциированными членами ООН.

Серьезным недостатком МНПО, занимающихся вопросами развития, считается расположение секретариата в западной стране, что вызывает подозрительность ее членов в западной ориентации. То же самое происходит, если МНПО берет за основу западную организационную модель даже в тех случаях, когда такая модель является объективно лучшей из существующих и оптимально подходит для решения задачи.

Существует также ряд противоречий между стремлением к независимости МНПО и их финансовым положением. Это выражается, прежде всего, в неспособности иметь необходимое оборудование, что отрицательно сказывается на эффективности их деятельности. Не только отсутствие статистических данных, но и отсутствие субъекта, который их собирает и об-

рабатывает, способствует тому, что потенциал организаций используется только частично. Сущность деятельности МНПО, как и вообще их существование, воспринимается неадекватно, поэтому часто МНПО как категорию просто игнорируют. Много проблем вызывает также получение национального и международного статуса МНПО, а также статуса его персонала (40).

Краткое рассмотрение проблем и недостатков деятельности МНПО свидетельствует о том, что, во-первых, эта область вообще слабо изучена, а во-вторых, НПО представляют собой мощный, пока неэффективно используемый потенциал мирового сообщества. Глобализация может раскрыть его в полной мере, если она сама будет развиваться в соответствии с интересами мирового сообщества в целом.

Глобализация и роль европейских НПО в ее реализации

Глобализация требует распределения ролей прежде всего между основными игроками. США взяли на себя роль ее инициатора и проводника, причем с такой агрессивностью, которая не устраивает их союзников ни в Европе, ни на Дальнем Востоке. Россия пока проявляет пассивность в целом комплексе вопросов, связанных с глобализацией, и причины этого очевидны. Но ей не уйти от роли, которая ей в этом предназначена из геополитических соображений - генерирование конкретных инициатив по управлению мировым сообществом и адаптация американского видения глобализации на Ближнем Востоке, в Южной и Восточной Азии. Япония и Китай намерены взять у США значительную часть дивидендов от глобализации, которую они наметили для себя и выставить свою собственную концепцию мироустройства, которая не всегда совпадает с американской. Европа же априорно взяла на себя роль сдерживающего фактора и трансформатора американского эгоцентризма и наступления на интересы наименее развитых стран.

Такая позиция Европы просматривается и в направленности деятельности международных неправительственных организаций. Как известно, именно Европа положила начало деятельности МНПО еще во второй половине XIX в. В 1919 г. Сформировалась Лига обществ Красного Креста, которая сыграла важную роль в формировании деятельности организации

Международный Красный Крест. Это была, возможно, самая влиятельная организация такого типа в начале ХХ столетия. Сейчас вряд ли можно назвать направление деятельности, которым бы ни занимались европейские НПО. Эти организации прежде всего заняты решением социальных проблем Европы, но в целом они охватывают и другие континенты. Например, важным направлением их деятельности является содействие созданию гражданского общества в развивающихся странах.

Неотъемлемой чертой политики европейских НПО является способность воспринять исторический опыт в подходах к решению той или иной задачи. Так, в 90-х годах стало ясно, что укрепление гражданского общества служит предпосылкой устойчивого развития. Таким образом, содействие гражданскому обществу укрепляет процессы демократизации и способствует обеспечению прав человека. Вместе с тем создание гражданского общества в развивающихся странах представляет собой многогранный и противоречивый процесс. Так, он несет в себе некоторые важные функции, в частности, усиление плюрализма, а значит, переход к соответствующему управлению. Но нельзя примитивно использовать для решения этой задачи НПО, так как правящие круги могут, в свою очередь, использовать существующие и создать новые НПО для балансирования и даже блокирования организаций, критически воспринимающих правительство (41).

Важная роль европейских НПО в содействии появлению гражданского общества в развивающихся странах обусловлена тем, что эта деятельность финансируется уже в течение 20 лет не только самими организациями, но и Европейской комиссией. Действуют одновременно две стратегии: с одной стороны, фонды используются прямо на проекты или программы, отводящие НПО роль консультативных фирм как контракторов Комиссии. С другой - фонды передаются через консорциум европейских НПО, но это влечет за собой риск концентрации НПО, так как деятельность больших организаций проще координировать. Европейская комиссия видит в НПО интеграторов совместных программ развития государств, для которых эти программы осуществляются (42).

Оценки показывают (43), что максимальные потери от глобализации понесут наименее развитые страны, расположенные в основном в Африке. Поэтому такое большое значение придается инициативе «Новое парт-

нерство для развития Африки», в реализации которой большую роль призваны сыграть европейские НПО. В соответствии с этой инициативой предполагается поднять годовой рост ВНП в среднем всех стран континента до 7% и поддерживать его таким в течение 15 лет. При этом НПО призываются разделить подход к задаче принимающих государств.

Европейские НПО отличаются тесным взаимодействием с правительствами европейских стран. Это находит свое отражение в том, что многие мероприятия проводятся одновременно с участием правительственных и неправительственных организаций, значительно повышая их эффективность. Такими в прошлом десятилетии оказались Венская конференция по правам человека (1 993), Копенгагенская конференция по социальному развитию (1 995), Конференция по положению женщин (1 995), Европейская конференция по окружающей среде (1996) и многие другие. Много внимания уделяется деятельности НПО, направленной на становление переходных экономик и политических систем в Восточной и Южной Европе. При этом работа ведется в первую очередь силами организаций, созданных на территории этих стран. Удачным примером является Сербия, где действует более 500 НПО, причем основными направлениями их деятельности являются экология, молодежь и студенты, развитие сообщества, социогуманитарные проблемы, образование, наука и исследования и т.д. (44).

Процесс перераспределения экономических и политических функций между государством, ТНК и международными организациями займет не одно десятилетие. НПО Европы предстоит занять ключевую роль в этом процессе по направлениям, отражающим слабость глобализации. К ним относятся увеличение разрыва между бедностью и богатством, эрозия традиционных ценностей и прав на самоопределение, деградация окружающей среды и т.д. «Горящие» проблемы в первую очередь будут отданы НПО, и в первую очередь европейским, так как именно они могут снять напряженность и направить решение в нужном направлении. В этом проявляется их реальная сила и полуторавековой опыт практической работы.

Создание нового богатства и соответствующие направления

деятельности НПО

Среди многочисленных направлений деятельности НПО практически отсутствует финансовая сфера, и этому есть причины. НПО по своей природе призваны играть вспомогательную роль, в то время как финансы -базовая отрасль мирового хозяйства, и те, кто ее контролирует, не собираются отдавать даже часть этого контроля кому-либо. Глобализация -объективный процесс, и сейчас преждевременно говорить о ее результатах, но неправительственные организации могут сыграть неожиданную роль именно в этом вопросе.

Только отдельные примеры дают представление о деятельности европейских НПО в финансовой сфере. Международная финансовая корпорация является старейшим учреждением такого типа, к тому же выполняющим свои прямые инвестиционные функции. Другим МНПО, которую лишь частично можно отнести к этому типу организаций, является Всемирная торговая палата в Париже, одним из направлений деятельности которой является борьба с финансовым мошенничеством. В середине 90-х годов палата распространила письмо об участившихся случаях финансового мошенничества в особо крупных размерах при попытках организовать высокодоходные финансовые программы. Действует и относительно новая НПО «Транспэренси интернэшнл», цель которой - предотвращение коррупции в финансовом секторе мировой экономики (45).

Между тем именно финансовая сфера является самым мощным инструментом и одновременно самым слабым звеном глобализации. Вызвано это спецификой американской экономики вообще и послевоенным устройством мировой валютно-финансовой системы в частности. Известно, какую роль в мировой экономике играет доллар и то, что на экономику США поэтому работают экономики многих стран, включая Россию. Применительно к роли, которую могут играть в этой области европейские НПО, важны две тенденции: интенсивное накопление так называемого «нового богатства» в 90-х годах, в основном американскими компаниями, и расхождения во взглядах на это богатство в Европе и в США.

Два фактора способствовали дополнительному обогащению американской бизнес-элиты около десяти лет назад: бум в информационных технологиях и ослабление контроля со стороны государства за фондовым рынком, которое произошло при президенте Б.Клинтоне. Это привело к бурному росту спекулятивных сделок и резкому падению доли физического капитала, т.е. материального обеспечения доллара. Одним из способов восстановления равновесия доллара являются военные заказы, отсюда - стимулирование военных операций в Югославии, Афганистане, Ираке.

Противоречия между Европой и США в финансовой сфере основаны на двух принципиальных вопросах - построении новой финансовой архитектуры мира и регулировании финансовых рынков. Как и всем, европейским странам надоело обслуживать доллар, они хотят создать новую валютно-финансовую систему. Но новая финансовая архитектура упирается в создание многополюсного мира, против чего категорически возражают США. Процесс формирования многополюсного мира носит объективный характер, но он идет медленней, чем хотелось бы его сторонникам, поэтому пока приходится заниматься более прозаическими делами - регулированием финансовых рынков. Но здесь у европейцев жесткая позиция. «Да, - говорят они своим заокеанским оппонентам. - Рынок знает лучше нас. Но мы будем регулировать рынок». Это принципиальное расхождение происходит от того, что Европа не располагает такими мощными финансовыми резервами, как США.

Европейские НПО в ближайшее время пополнят свою деятельность двумя новыми и стратегически важными направлениями: они начнут заниматься исследованиями в области финансов и развернут мониторинг мировой финансовой системы. И то и другое необходимо для того, чтобы лишить определенные социальные группы возможности декларировать «прозрачность» финансовых операций и одновременно осуществлять непрозрачные операции. Достаточно напомнить, что кипрский офшор, в котором аккумулировались миллиарды долларов, всегда был «плохим» и недостаточно прозрачным, а карибские офшоры, в которых нашли прибежище триллионы долларов, был «хорошим» и, естественно, достаточно прозрачным.

Именно европейским НПО предстоит таким образом открыть дорогу финансовым потокам, предназначенным для развития, которые в течение почти полувека не доходили до своего адресата - населения наименее развитых стран и регионов мира.

Роль европейских НПО в управлении мировым сообществом

Пока роль НПО в управлении мировым сообществом невелика, но неправительственные организации набирают потенциал, который позволяет им сказать свое слово. Уже ясны основные направления, по которым их деятельность приведет мировое сообщество к более рациональному, сбалансированному и устойчивому развитию. Это уменьшение масштабов бедности, контроль за использованием военной силы в международных отношениях, мониторинг финансовых потоков, охрана окружающей среды, наблюдение за образовательным и научным секторами мирового хозяства.

Каждый квартал журнал «Форбс» публикует список миллиардеров. Их всего насчитывается около пятисот, из них около половины являются гражданами США. Тот же журнал публикует списки ведущих компаний мира - 1 000, 800, 500, 1 00, 50, 25. 500 крупнейших компаний мира называют себя глобальными. Именно они претендуют на инициативу в процессе глобализации и именно эти компании во многом определяют, как этот процесс будет развиваться. Практическое совпадение числа миллиардеров и глобальных компаний не случайно -именно эти люди в основном принимают основные принципиальные решения, определяющие мировое развитие на том или ином отрезке времени. Поэтому, если на НПО будет приходиться определенная роль в выполнении экономических и политических функций в результате их перераспределения между государством, ТНК и международными организациями, то, во-первых, нужно четко определить, какие группы НПО финансируются прямо или косвенно транснациональными компаниями, во-вторых, эти компании должны четко сформулировать им задачу. Разумеется, на практике этот процесс будет в значительной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мере закамуфлирован, но ни финансирование, ни реальное направление работы НПО будет скрыть невозможно.

Если международных неправительственных организаций насчитывается более сорока тысяч, то национальных неправительственных организаций только в США зарегистрировано более 1 млн. Эти организации, работа которых носит профессиональный, технический, научный, социальный или религиозный характер, часто не определяют себя неправительственными, хотя нередко имеют международную составляющую своей деятельности (46). Констатируя громадное разнообразие НПО, приходится признать, что вероятность упорядочения и координации их деятельности весьма невелика. Но совершенно ясно, что значительная часть наиболее влиятельных НПО имеет устойчивые каналы финансирования и три основных источника финансовых ресурсов: правительства государств, межправительственные международные организации, частные компании. Определенная часть НПО имеет свои собственные каналы финансирования того же происхождения, что и указанные выше НПО, но они менее зависимы от одного источника финансирования и потому могут демонстрировать более независимые взгляды на пути развития.

Европейские НПО несут в себе несколько черт, которые особенно важны в условиях глобализации. Это, во-первых, функционально во многом скоординированные с американскими НПО направления деятельности, обусловленные общностью взглядов ТНК, которые их финансируют, на развитие. Во-вторых, в деятельности европейских НПО, которые занимаются вопросами развития, проявляется более гибкая позиция, которая лучше по сравнению с американской адаптирована к национальным и культурным особенностям принимающей страны. В-третьих, выделяется среди других страновых и региональных НПО эффективность социальной деятельности европейских организаций. Например, Франция, используя каналы НПО, затратила 1 млн. долл. на строительство водопровода в Ханое. Эмоциональный эффект этого проекта был значительно выше, чем строительство Советским Союзом дорог, энергосооружений и других объектов инфраструктуры.

Наиболее перспективным с точки зрения планирования деятельности НПО, в том числе европейских, является появление группы НПО, которая

занимается непосредственно проблемами управления мировым сообществом (47). Хотя указанное направление деятельности НПО находится пока на начальной стадии развития, оно имеет значительные перспективы, но это - тема отдельного исследования.

Список литературы

1. Reid G.C. Free Trade, Business Strategy and Globalization. University of St. Andrews, Scotland. http:/www.51-and.ac.uk/~www_crieff/papers/ dp0009.pdf-146-View as html.

2. Осьмова М.Н. Государство в эпоху глобализации // Глобализация мирового хозяйства и эволюция экономической роли государства/ Под ред. Кулакова М.В. и Осьмовой М.Н. - М.: Теис, 2001. - С.5-9.

3. Субботин А.К. Границы рынка глобальных компаний. - М.: УРСС, 2004. - С. 178-181.

4. Norchi C. The global divide, from Davos. Global policy forum. - Boston: Globe, 2000. -February 1. - Mode of access: http://global-policy.igc.org/socecon/tncs/davos/davos10.htm.

5. Ibid.

6. About the International forum on globalization. International Forum on globalization. http:// www.ifg/org.

7. Elazar D.J. Constitutionalizing Globalization: the Postmodern Revival of confederal arrangement // Jerusalem Center for Public Affairs. http://www.jcpa.org/dje/books/ congob-intro.htm.

8. Martinez A. «One World»: The moral and practical challenges of Globalization. - New York times, 2002. - Dec. 1. http://globalpolicy.igc. org/globaliz/ define/1201singer.htm.

9. The Challenge of Globalization. State of the World Forum. Commission on Globalization. http:/ /www.worldforum.org/commossion/challen-ge.html.

10. См.: Субботин А.К. Границы рынка глобальных компаний...

11. Globalization // The World Economy. Part V. - P 422.

12. Falk R., Strauss A. Globalization Needs a Dose of Democracy // International Herald Tribune, 1999, October 5. http://www.globalpolicy.org/ globaliz/define/ demo.htm.

13. Statement on Globalization. UN Committee on Economic, Social and Cultural Rights. Global Policy Forum, 1998, May 11. http://globalpolicy.igc.org/ globaliz/define/unstate.htm.

14. Nongovernmental Organizations Welcome the New UN Norms on Transnational Business. Human Rights Watch. http://www.hrw.org/press/ 2003/-8/un-jointstatement.htm.

15. Tabb W.K. Progressive Globalism: Challenging the Audacy of Capital. Global Policy Forum, 1999, February 1. http://globalpolicy.igc.org/ globaliz/ define/progglob.htm.

16. Ibid.

17. The Challenge of Globalization. State of the World Forum. Commission on Globalization. http:// www.worldforum.org/commission/challen-ge.html.

18. См.: Субботин А.К. Границы рынка глобальных компаний. - С.205.

19. Griffith M. Globalization and its Critics. Examination of the «anti-globalization movement». Globalisierung und Perspektiven internationaler Verantwortlichkeit, Eds. R.C. Meier-Walser, P. Stein. -Baden-Baden: NOMOS, 2003.

20. See: Norchi C. The Global Divide.

21. Herman E.S. The Threat of Globalization. Global Policy Forum, 1999, April. htpp://global-policy.igc.org/globaliz/define/hermantk.htm.

22. Africa A. Presidents Call for Inclusive Globalization, Less Poverty // Global Policy Forum, 2003, January 27. http://globalpolicy.igc.org/ globaliz/define/2003/0127socialglob.htm.

23. Fanek F. Globalization Needs Peace to Thrive // Global Policy Forum. - Daily Star, 2003, January. http://globalpolicy.igc/org/globaliz/ define/2003/01peace.htm.

24. Granville B. Will the War Kill Globalization? // Global Policy Forum. - Taipei Times, 2003, March 31. http://globalpolicy.igc.org/globaliz/ definr/2003/ 0331war.htm.

25. Alden E. Globalization Cites as Threat to US Security // Global Policy Forum. - Financial Times, 2003, February 11. http://global-policy.igc.org/ globaliz/defene/2003/021 1/021 1security.htm.

26. Nairn T. Are there Alternatives? // Global Policy Forum. - Open Democracy, 2003, February

20. http://globalpolicy.igc.org/globaliz/ define/ 2003/0220alt.htm.

27. Micklethwait J. and Wooldridge A. Rebuilding the Politics of Globalization. Global policy Forum. - New York Times, 2003, April 13. http:// globalpolicy. igc.org/globaliz/define/2003/ 0413rebu.htm.

28. См.: Субботин А.К. Границы рынка... -С. 181.

29. Skjelsbaek K. International Nongovernmental Organizations and their Functions. htttp:// www.laetusinpraesens.org/docs/functun.php.

30. International Organizations and International NGOS. Union of International Organizations. http://www.uia.org/organizations/faq/php.

31. Salamon L.M. The International Classification of Nonprofit Organizations: ICNPO-Revision 1, 1996. The John Hopkins University, Institute for Policy Studies.

32. Types of International Organizations. The Yearbook of International Organizations. http:// www.uia.org/uiadocs/orgtyped.htm.

33. Skyelsbaek K. International Nongovernmental Organizations and their Functions. http:// www.laetusinpraesens.org/docs/functun.php.

34. Ibid.

35. Non-governmental Organizations Research Guide. Duke University. Perkins Library. http://does.lib.duke.edu/igo/guide/ngo.

36. Government and Non-government Activities in Other Countries. Energy Crossroads. http:// eetd.lbl.gov/eXroads/oc.html.

37. Renewable Energy Nonprofit Organisations in the World by Business Name. Source Guides. http://energy.sourceguides.com/ business/byB/ org/byN/byNameI/shtml.

38. Problems Hindering Actions of International Nongovernmental Organizations. Laetus in Praesens. http://www.laetusinpraesens.org/ docs70s/ingopot.php.

39. Chalenges to the Actions of International Nongovernmental Organizations. Laetus in Prae-sens. http://www.laetisinpraesens.org/ docs/ ingo.php.

40. Ibid.

41. White L.C. The Role of Nongovernmental Organization. World Governmen // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. UN, 1949, July. - Vol. 264.

42. Borsig V. The Role of European Nongovernmental Organizations in Promoting Civil Society in Developing Countries. EU Development Seminar. Deusche Stiftung fur international Entwicklung. http://www.dse.de/ef/eu/bac110e.htm.

43. Finnish President Halonen's Speech at ILO World Commission on the Social Dimension of Globalization // Global Policy Forum. - Arusha, Tanzania, 2003, February http://globalpolicy. igc.org/globaliz/define/2003/0206social.htm.

/

А.К. Cy66oTUH

44. Paunovic Z. Profile of Nongovernmental, non-profit Sector in the Federal Republic of Ygoslavia. Centar Razvo Neproatnog Sektora. http://www.crnps. org.yu/proekti/analize/ profil.html.

45. International Nongovernmental Organizations. International Organizations and Movements. http://www.politicalresources.net/ int2.htm.

46. Judge A. NGOs and Civil Society: Some Realities and Distortions the Challenge of «Necessa-ry-to-Governance Organizations» (NGOs) // Global Policy Society. - Union of International Association, 1994, December. http://www.globalpolicy. org/ ngos/role/intro/def/ 2000/civso/htm.

47. NGO Coordination. Varieties of bodies coordinating nongovermental action. http:// www.uia.org/organiz/coordngo.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.