Научная статья на тему 'Глобализация и интеграция в сфере инноваций'

Глобализация и интеграция в сфере инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1112
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / РАЗВИТИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / іННОВАЦії / РОЗВИТОК / ГЛОБАЛіЗАЦіЯ / іНТЕГРАЦіЯ / НАЦіОНАЛЬНА іННОВАЦіЙНА СИСТЕМА / INNOVATION / DEVELOPMENT / GLOBALIZATION / INTEGRATION / NATIONAL INNOVATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорина Е. Б.

Предмет исследования: экономические отношения, реализуемые в сфере инновационного развития национальной экономики Республики Беларусь с учетом глобализации и интеграционных процессов. Цель работы научное обоснование дальнейшего инновационного развития страны при переходе к постиндустриальному обществу. Методы и методология: институциональный и компаративный анализ. Научная новизна полученных результатов состоит в рассмотрении институциональных аспектов инновационного развития во взаимосвязи с глобализацией мировой экономики. Область применения: результаты могут быть использованы органами государственного управления при принятии управленческих решений в процессе государственного прогнозирования инновационного развития. Сделаны выводы о том, что дальнейшее инновационное развитие национальной экономики предполагает формирование национальной инновационной системы как совокупности согласованных действий всех сфер управления и производства в поддержку инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scope of study: economic relations implemented in innovative development of national economy of the Republic of Belarus taking into account globalization and integration processes. Purpose of study scientific substantiation of further innovative development of the country during the transition to a post-industrial society. Methods and methodology: institutional and comparative analysis. Scientific novelty of the results is to consider the institutional aspects of innovation development in connection with the globalization of the world economy. Application area: results can be used by the state Department of management indecision-making in the process of state forecasting of the innovation development. The conclusions that further innovative development of the national economy involves the formation of a national innovation system as a set of coordinated action by all spheres of management and production in support of innovation. Keywords: innovation, development, globalization, integration, national innovation system.

Текст научной работы на тему «Глобализация и интеграция в сфере инноваций»

В настоящее время для преодоления вышеуказанных проблем и повышения эффективности систем оплаты труда в Республике Беларусь организациям разрешено использовать гибкие системы оплаты труда, в отличие традиционно используемой тарифной системы оплаты труда, на основе которой формируются повременные и сдельные нормативы оплаты труда.

Распределение фонда мотивации среди структурных блоков (дирекций) производится на основе факторного анализа. Проведение анализа факторов затрат ресурсов структурного блока требует соблюдение следующих условий: бюджетного метода управления, который должен быть внедрен на предприятии; не рассматривается экономия фонда заработной платы, так как соблюдение бюджета заработной платы определено концепцией оплаты труда по конечным результатам деятельности предприятия.

Распределение соответствующей доли сверхплановой прибыли между структурными подразделениями структурного блока предлагается производить пропорционально экономии бюджета структурного подразделения. Структурные подразделения, не обеспечивающие выполнение скорректированного плана расхода ресурсов, в распределении сверхплановой чистой прибыли не участвуют.

Распределение сверхплановой прибыли внутри структурного подразделения между бригадами (секторами, бюро) производиться на основе анализа вклада трудового коллектива показателей установленных заданий.

Такими ежемесячно формируемыми показателями для бригад (секторов, бюро) могут быть: задание по выполнению мероприятий по инновационной деятельности; задания по экономии материальных ресурсов; другие показатели, влияющие на экономию расходной части бюджета или увеличение прибыли. Бригады, не выполнившие показатели по экономии бюджета и внедрению инновационных мероприятий в распределении прибыли не участвуют.

Доля сверхплановой прибыли, подлежащая распределению, распределяется среди бригад пропорционально фактическому коэффициенту трудового (инновационного) вклада бригад.

Распределение доли прибыли среди работников бригады (отдела без выделения секторов или бюро) производиться на основе коэффициентов инновационной активности работника и оценки выполнения работником показателей, влияющих на экономию ресурсов и увеличение прибыли. Доля прибыли i-работника может быть определена различными методами.

Основной целью создания и внедрения системы премирования из экономической прибыли является мобилизация усилии наемных работников предприятия на повышение эффективности деятельности предприятия, активизация инновационной деятельности В результате практического применения указанных систем наемные работники и собственники совместно решают текущие, а иногда и стратегические задачи предприятия.

Список использованных источников

1. Магура, М.И. Создание системы управления персоналом организации / М.И. Магура // Управление персоналом. -2013. - № 5. - С. 56-58.

2. Нехорошева Л.Н., Проблемы повышения инновационной активности и «окна возможностей» как инструмент технологических прорывов // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы 4-й междунар. научно-практ. конф., (Минск, 19-20 мая 2011 г.): в 2 т. - Минск: БГЭУ, 2011. - Т. 1. - С.204-206.

3. Managing the «Unmanageable»: monograph /Daniel Kupper[and the others]. - Boston: BCG, 2013. - 647 p.

References

1. Magura, MI Creating a system of personnel management. // Personnel Management. 2013. № 5. Р. 56-58.

2. Nekhorosheva L.N. Problems of increasing innovation activity and the «window of opportunity» as a tool for technological breakthroughs // The economic growth of the Republic of Belarus: globalization, innovation, sustainability: Proceedings of the 4th Int. Scient. Conf., (Minsk, May 19-20, 2011): in 2 v. Minsk: Belarusian State Economic University, 2011. Vol 1 Р.204-206.

3. Managing the «Unmanageable»: monograph / Daniel Kupper [and the others]. Boston: BCG, 2013. 647 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Довыдова Ольга Григорьевна, магистр экономических наук, ассистент кафедры экономики промышленных предприятий Белорусский государственный экономический университет Пр. Партизанский 26, г. Минск, Республика Беларусь e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Dovydova Olga Grigorievna, Master of Economic Sciences, Assistant Professor of Economics of industrial enterprises Department

Belarusian State Economic University

Pr. Partisansky 26, Minsk, Republic of Belarus

e-mail: [email protected]

УДК [339.9+339.924]:001.895

ГЛОБАЛ1ЗАЦ1Я ТА 1НТЕГРАЦ1Я У СФЕР1 1ННОВАЦ1Й

Дорша О.Б.

Ключов'1 слова: нновацИ', розвиток, глобалiзацiя, нтегра^я, на^ональна ннова^йна система.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В СФЕРЕ ИННОВАЦИЙ

Дорина Е.Б.

Предмет исследования: экономические отношения, реализуемые в сфере инновационного развития национальной экономики Республики Беларусь с учетом глобализации и интеграционных процессов. Цель работы - научное обоснование дальнейшего инновационного развития страны при переходе к постиндустриальному обществу.

Методы и методология: институциональный и компаративный анализ. Научная новизна полученных результатов состоит в рассмотрении институциональных аспектов инновационного развития во взаимосвязи с глобализацией мировой экономики. Область применения: результаты могут быть использованы органами государственного управления при принятии управленческих решений в процессе государственного прогнозирования инновационного развития. Сделаны выводы о том, что дальнейшее инновационное развитие национальной экономики предполагает

формирование национальной инновационной системы как совокупности согласованных действий всех сфер управления и производства в поддержку инноваций.

Ключевые слова: инновации, развитие, глобализация, интеграция, национальная инновационная система.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В СФЕРЕ ИННОВАЦИЙ

Dorina E.B.

The scope of study: economic relations implemented in innovative development of national economy of the Republic of Belarus taking into account globalization and integration processes. Purpose ofstudy - scientific substantiation of further innovative development of the country during the transition to a post-industrial society.

Methods and methodology: institutional and comparative analysis. Scientific novelty of the results is to consider the institutional aspects of innovation development in connection with the globalization of the world economy. Application area: results can be used by the state Department of management indecision-making in the process of state forecasting of the innovation development. The conclusions that further innovative development of the national economy involves the formation of a national innovation system as a set of coordinated action by all spheres of management and production in support of innovation. Keywords: innovation, development, globalization, integration, national innovation system.

Key words: innovation, development, globalization, integration, national innovation system.

Введение. Глобальный кризис обозначил переход от индустриального способа производства к постиндустриальному. До сих пор в экономической науке не изучены многие фундаментальные вопросы, связанные с исследованием взаимосвязи категорий «глобализация»-»интефация»-»инновация». Требуют обоснования вопросы, обусловленные выявлением и сопоставлением основных тенденций и закономерностей развития институтов инновационного развития в отдельных странах в условиях глобализации и интеграции. В процессе глобальной эволюции во всех странах действует широкий спектр устойчивых тенденций, на основе которых происходит «самоорганизация» экономической системы, формирование новых институтов в сфере инновационного развития.

Актуальность. Одной из актуальных проблем развития современного мира является построение глобального информационного общества, формирование развитой инновационной среды, необходимой для создания, хранения, обработки и распространения информации; осуществления всех форм информационного и инновационного взаимодействия.

Проблематика, связанная с инновациями и с реализацией государственной инновационной политики, обладает в условиях современной Беларуси чрезвычайной актуальностью. Прежде всего это связано с тем, что инновации играют важную роль в обеспечении экономического развития государства. В настоящее время именно они определяют уровень конкурентоспособности национальных товаров и всей экономики страны в глобальной мировой системе.

Мировой опыт показывает, что глобальные перемены, обусловленные развитием науки, новейших информационных технологий и международной конкуренцией, оказывают преобразующее воздействие на все сферы жизни современного общества, что непосредственно влияет на роль государства. Одним из таких преобразующих воздействий являются институциональные изменения.

Степень исследования данной проблемы учеными. Методологическим основанием концепции постиндустриального общества, информационного общества, теории информации является принцип технологического детерминизма и гуманистический подход к характеру социально-экономических отношений в обществе. Постиндустриальное - это общество интеллектуалов, «познающее общество», в котором первостепенное значение придается всестороннему развитию его членов. В нем главную роль начинают играть теоретические знания, поэтому его основной проблемой являются вопросы организации науки. Трансформация охватывает и формы собственности на средства производства, и социальную структуру общества. Развитие информационного производства, по его мнению, осуществляет переворот как в технике и технологии производства, так и в характере социальных отношений в обществе.

По M. Кастельсу, глобальная сеть явилась результатом революции в области информационных технологий, создавшей материальную основу глобализации экономики, т.е. появления новой, отличной от ранее существовавшей экономической системы. Новые информационные технологии являются не просто инструментом для применения, но также процессами для развития, в силу чего в какой-то мере исчезает различие между пользователями и создателями. Впервые в истории человеческая мысль прямо является производительной силой, а не просто определенным элементом производственной системы. В институциональном отношении усложнение строения систем связано с зарождением нового способа координации связей и гармонизации интересов [a, c. 294].

Особую актуальность приобретает формирование концептуальных направлений реализации институциональной методологии как основы функционирования и инновационного развития национальной экономики в целях реализации концепции устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны. Однако, несмотря на большое внимание к изучению данной проблематики, системных исследований в данном направлении до сих пор не существует -отсутствует разработанная методологическая основа институционального развития национальной инновационной системы, сохраняется проблема создания действенных институтов отечественной инновационной сферы.

Нынешняя ситуация характеризуется наличием серьезного отставания Республики Беларусь от ведущих в экономическом отношении государств как применительно к уровню инновационной активности, так и к общему уровню хозяйственного развития. Среди причин, сдерживающих инновационную активность, можно выделить следующие:

- недостаточное правовое обеспечение научно-технической деятельности;

- недостаток собственных финансовых средств и внешних заимствований для инвестиций в высокотехнологичную сферу;

- высокая стоимость нововведений и большой срок их окупаемости;

- невосприимчивость предприятий к новациям 5-го и 6-го технологического уклада;

- высокие риски и недостаточная проработка маркетинговых вопросов продвижения наукоемкой продукции;

- высокие административные и бюрократические барьеры.

Вместе с тем, исследование государственной инновационной политики как важного явления, присущего современному этапу экономического развития, может позволить найти оптимальные пути и средства ее реализации в республике, способные содействовать преодолению существующего отставания страны от Запада и вхождению в перспективе Беларуси в круг наиболее развитых государств мира. В свою очередь, более высокий уровень хозяйственного развития республики, призванный явиться следствием эффективного осуществления отечественной инновационной политики, способен обеспечить существенное увеличение степени удовлетворения потребностей ее граждан в разнообразных благах и услугах.

Беларусь является малой экономикой открытого типа, успешное инновационное развитие которой зависит от внешних факторов развития мировой экономики. Расширение и углубление международных экономических связей Беларуси в рамках региональных интеграционных структур создает прочную основу для развития научных и технологических связей и реализации совместных

инновационных проектов. На потенциале подобного сотрудничества благоприятно сказывается историческая и языковая общность стран-участниц, общее научное и образовательное наследие и традиционно сильные экономические связи.

Инновационный путь является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Республики Беларусь, которая определяет стратегическую цель государственной научно-технической и инновационной политики - создание благоприятных правовых, экономических и социальных условий для развития инноваций и постоянного повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции, уровня и качества жизни населения, укрепления национальной безопасности. Реализация этого приоритетного направления требует превратить научно-инновационный потенциал в один из важнейших ресурсов устойчивого экономического роста.

Основной целью Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. является создание конкурентоспособной, инновационной, высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной экономики.

Основные задачи [Ь, с. 75]:

- создание принципиально новых высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики (биотехнологии, нанотехнологии, микроэлектроника, технологии тонкой химии, информационные технологии, производство новых материалов, лазерно-оптические технологии, коммуникационные технологии, атомная и возобновляемая энергетика, генная инженерия);

- достижение максимального роста добавленной стоимости в производстве на основе его технологического обновления, образования многопрофильных холдингов, кластерных структур;

- снижение материало-, энерго- и импортоемкости производства, повышение его экологобезопасности;

- формирование благоприятных правовых, экономических и социальных условий для технологического развития национальной экономики и привлечения инвестиций (в том числе прямых иностранных инвестиций и венчурного капитала);

- развитие рынка научно-технической и инновационной продукции, повышение эффективности охраны интеллектуальной собственности, совершенствование механизмов коммерциализации результатов инновационной деятельности;

- ускорение инновационного развития регионов;

- формирование инновационного общества, создание эффективной системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, специалистов и руководителей для инновационной экономики.

Степень развития национальной инновационной сферы формирует основу устойчивого экономического роста, является необходимым условием полноправного участия страны в мировом разделении труда. Инновационная система позволяет повысить интенсивность экономического развития страны за счет использования эффективных механизмов получения, передачи и использования в хозяйственной практике результатов научно-технической и инновационной деятельности.

В современном мире задача построения эффективной инновационной экономики - одна из приоритетных для многих государств. При этом существование целостной и гибкой национальной инновационной системы возможно только при условии наличия высокого уровня межстрановой кооперации и использования институционального потенциала сотрудничества и интеграции. В связи с этим постоянно осуществляется процесс организационной перестройки государственной и межгосударственной системы управления НИОКР и инновациями, развивается государственно-частное партнёрство, формируются региональные, межрегиональные и международные инновационные кластеры, совершенствуется инновационная инфраструктура университетских комплексов.

Мировые трансформационные процессы связаны прежде всего с глобализацией - объективным процессом превращения экономик отдельных стран из относительно замкнутых систем в элементы единого мирового хозяйства. В основе глобализации лежит международное разделение труда и связанные с ним экономические, политические и другие отношения между государствами, организациями, фирмами, общественными институтами, объединяющие национальные экономики и формирующие единый мировой рынок.

Несмотря на широкое употребление термина «глобализация», этот процесс изучен недостаточно. Даже в определении самого термина нет единообразия, ему придается неоднозначное значение. Прежде всего, это вызвано тем, что глобализация - многоплановый и широкомасштабный процесс, охватывающий все стороны жизни общества. Кроме того, глобализация представляет собой всемирный процесс, связывающий национальные социально-экономические институты в единую мировую и общественную систему.

В то же время, поскольку объективное содержание глобализации составляют разнородные по их происхождению, сферам проявления, механизмам и последствиям процессы, ее следует рассматривать как качественно самостоятельную, сложную систему явлений и отношений, целостную в системности, но внутренне весьма противоречивую. Таким образом, в общем смысле глобализацию можно определить как постепенное преобразование разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения, видоизменения мировоззрения, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия [с, с. 155].

Глобализация в значительной степени способствовала тому, что произошел резкий скачок в информатизации, базирующейся на новейших достижениях в области электроники и систем связи. Поэтому необходимо развивать новые направления исследований, анализирующие изменение экономических институтов при переходе к информационному обществу.

Глобализация несет с собой не только дополнительные возможности ускорения экономического развития, но и новые сложные проблемы. Усиливая взаимозависимость национальных хозяйств, она делает их тем самым более уязвимыми в случаях возникновения негативных процессов на мировых товарных и финансовых рынках. В особенности это относится к сфере финансов, интернационализированной, как отмечено выше, в наибольшей мере. Основная проблема связана с потенциальной региональной или глобальной нестабильностью. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия.

Финансирование - крайне важная часть инновационного процесса, особенно на его начальных этапах. Доступ к внешнему финансированию имеет принципиальное значение для инновационной деятельности. Напротив, недостаток финансовой поддержки служит мощным тормозом для инноваций. Доступность акционерного и долевого финансирования (фондовые рынки, неформальные инвесторы, венчурный капитал) будет во многом определять динамику догоняющего развития белорусской экономики. Эффективный банковский сектор и инфраструктура финансирования, а также создание благоприятных стартовых условий для роста фирм являются важными элементами любой стратегии развития [с1, с. 45].

Государственное регулирование международных связей в инновационной сфере должно базироваться на ряде общих принципов, таких, как взаимная выгода, недопущение дискриминации, эквивалентная технологическая зависимость сторон, рациональное сочетание либерализации и протекционизма и т. п. Как и при воздействии на внутренние научно-инновационные процессы, здесь используются прямые и косвенные связи.

Государство может инициировать и непосредственно финансировать из бюджетных средств двусторонние и многосторонние международные инновационные программы, деятельность международных: исследовательских организаций и технологических центров и т.д. Среди косвенных методов регулирования можно назвать как общеэкономические (например, налоговые и кредитные льготы участникам), так и специфические - таможенное регулирование, экспортные и импортные квоты, международные патентно-лицензионные механизмы и др.

В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот, стимулирующие инновационную деятельность:

• предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т. е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;

• уменьшение налога на прирост инновационных затрат;

• «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;

• льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;

• снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР;

• связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;

• льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;

• уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям;

• вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;

• зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.

Возрастающую роль в современном мире играет глобальное технологическое сотрудничество и партнерство. Технологическое сотрудничество возникает тогда, когда две или более различные компании решают создать совместное предприятие (осуществить совместный проект), основной целью которого становится развитие знаний и создание инновационных продуктов. Кроме того, речь идет и о сотрудничестве компаний из разных стран, проявляющемся в обмене научно-технической информацией.

В условиях глобализации, становления информационно-сетевой экономики, интеграции инновационных и инвестиционных процессов возникает новая форма инновационного процесса, которая получила название сетевой модели инновационного развития. Особенность современного инновационного процесса обусловлена институциональной структурой, деятельностью венчурных инвесторов. Крупные компании генерируют нововведения, а малые фирмы, создаваемые венчурными фирмами, их дорабатывают и коммерциализуют, осуществляя технологический прорыв. Сетевая модель инновационного процесса зародилась в США в крупнейшем комплексе, получившим название «Силиконовая Долина».

В будущем технологическая и инновационная политика должна фокусироваться не на изолированных предприятиях и учреждениях, а на содействии их организации в инновационные сети и кластеры. Для этого, прежде всего, необходимо усиление стимулов к кооперации и сотрудничеству, в том числе между государственным и частным секторами, к созданию кооперационных сетей и четкой правовой регламентации движения интеллектуальной собственности.

Интеграционное взаимодействие Республики Беларусь осуществляется в самых разнообразных сферах. Одна из таких сфер -интеграция инновационной инфраструктуры. Проблема участия государства в экономике инноваций не сводится только к его участию в научных исследованиях и разработках. Главной отличительной особенностью инновационной экономики является то, что инвестирование в новые технологии, в образование, в новые отрасли происходит как за счет средств частного бизнеса, так и за счет средств государства, и осуществляются не только с целью развития изолированных инновационных цепочек и сфер, но и с целью формирования, развития и повышения конкурентоспособности национальной инновационной системы в целом.

Важное значение для развития интеграции в инновационной сфере имеет изучение зарубежного опыта и применение его в практическом плане. В Беларуси имеется опыт осуществления госпрограмм инновационного развития и мониторинга выполнения проектов в рамках этих программ, в России накоплен достаточный опыт привлечения финансовых средств, в т.ч. частных, в исследования и разработки, в Казахстане - содействия инновациям через государственные акционерные общества и фонды, в Украине - опыт внедрения инноваций в промышленности на региональном уровне. Во всех странах развивается научно-техническая инфраструктура. В рамках международной интеграции необходимо максимально эффективно использовать данные наработки при реализации как национальных, так и межгосударственных проектов.

Для успешной интеграции инновационных потенциалов международных участников должны соблюдаться при этом три условия:

1. Совместное предприятие должно быть не продуктом случайного взаимодействия, а основано на прочных связях и глубокой кооперации;

2. Компании сохраняют свои права собственности на создаваемые инновационные продукты;

3. Сотрудничество должно быть основано на обмене ноу-хау и разработке новых продуктов и процессов.

Появление многочисленных международных коммерческих проектов за последние несколько десятилетий вызвало к жизни большое разнообразие экономических механизмов, направленных на снижение затрат, включая затраты на ведение инновационной деятельности, и максимизацию эффекта от сотрудничества.

Можно говорить о создании к настоящему времени глобальной научно-технической и технологической среды, важными структурными элементами которой являются университеты и исследовательские сети. Становится очевидным, что ядро современной науки образуют сети ученых, научных институтов, организаций, лабораторий всех стран мира, вовлеченных в проведение совместных исследований и выполнение совместных научно-исследовательских проектов. Для повышения эффективности их взаимодействия необходимо целенаправленное формирование научной среды и научно-исследовательской инфраструктуры, ориентированной на сотрудничество - так называемой кооперативной научной среды. Формирование кооперативной научной среды предполагает использование особой системы распространения информации, которая позволит каждому участнику исследования получать доступ к нужным сведениям и тесно взаимодействовать с коллегами на протяжении всего периода совместной работы. Очевидно, что примером подобной системы могут послужить компьютерные сети, обеспечивающие пользователям доступ к информации по всему миру.

Следствием формирования глобальной научно-исследовательской среды станет создание глобального научного пространства, что позволит ученым, независимо от их гражданства и национальности, реализовывать идеи и творческий потенциал в рамках любых интересующих их научно-исследовательских проектов.

Таким образом, основной предпосылкой успешной межгосударственной интеграции в инновационной сфере является развитие процессов тесного взаимодействия в экономике, науке и образовании.

Выводы.

1. Переход экономики Беларуси в новое качественное состояние предопределяет значимость активизации инновационной деятельности, что в свою очередь требует институциональных изменений в структуре общественного производства, системе управления, образовании на основе знаний и информации. С учетом этого необходимо существенно преобразовать институциональные условия ведения бизнеса, сформировать благоприятный инновационный климат, осуществить прорыв в сфере использования современных информационных и коммуникационных технологий, как в области воспроизводства знаний, так и в отраслях, использующих нововведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Роль государства в регулировании инновационной системы определяется решением следующих проблем: создание конкурентной среды для долговременного развития хозяйствующих субъектов; организация процесса производства знаний; корректировка с использованием передового зарубежного опыта институциональных инструментов, обеспечивающих инновационное взаимодействие между наукой, бизнесом и государством; поддержание баланса между конкуренцией и кооперацией предприятий, а также государственных структур при создании и продвижении инноваций; содействие трансферу технологий и информации от научной среды к бизнесу; развитие процессов имитации и адаптации иностранных технологий; оптимизация механизма финансирования инновационного процесса (разработка новых форм кредитования крупных инновационных проектов, предоставление государственных гарантий по привлеченным в инновационную сферу кредитам, консолидация государственных и частнопредпринимательских финансов); содействие формированию международных и региональных технологических стратегических альянсов и т.д.

3. При переходе к инновационной экономике особое значение приобретают вопросы охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности. В среднесрочной перспективе необходимо завершить формирование нормативной правовой базы в этой области, обеспечить проведение мероприятий по закреплению прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет средств республиканского бюджета.

4. Современное инновационное развитие невозможно без соответствующих инновационно-венчурных фондов, направляющих часть средств на финансирование рисковых инновационных проектов в обмен на долю в акционерном капитале создаваемых для их реализации инновационных организаций, что будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности в Республике Беларусь.

5. Развитию новых технологий будут способствовать следующие меры: выявление и поддержка технологий, освоение которых обеспечит белорусским предприятиям конкурентные преимущества; создание с помощью государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов НИОКР; субсидирование импорта новых иностранных технологий; государственные закупки современной техники (в том числе импортной) и передача ее в лизинг предприятиям на цели модернизации основных фондов.

Список использованных источников

1. Кастельс М. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология /Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. С. 292 - 308.

2. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы / Гос. комитет по науке и технол. Респ. Беларусь; руков.: М.В. Мясникович [и др.]. - Минск: ГУ «БелИСА», 2011. - 164 с.

3. Дорина, Е.Б. Проблемы институционализации в контексте глобальной интеграции и трансформации мировой экономики /Е.Б. Дорина //Вестник экономической интеграции. - 2009. - №11-12. - С.152-162.

4. Дорина Е.Б. Финансирование инновационного развития на региональном уровне / Е.Б. Дорина // Финансы в условиях модернизации региональной экономики // Сборник материалов Международной научно-практической конференции, г. Киев, 25 апреля 2014 г. / Редакция В.К. Присяжнюк, А.Б. Кондрашихин, К.В. Савченко. - К.: Академия муниципального управления, 2014. - С. 44-46.

References

1. Kastel's M. Mogushchestvo samobytnosti // Novaya postindustrial'naya volna na Zapade: Antologiya /Pod red. V.L. Inozemtseva. M., 1999. S. 292-308.

2. Gosudarstvennaya programma innovatsionnogo razvitiya Respubliki Belarus' na 2011-2015 gody / Gos. komitet po nauke i tekhnol. Resp. Belarus'; rukov.: M.V. Myasnikovich [i dr.]. Minsk: GU «BellSA», 2011. 164 s.

3. Dorina, E.B. Problemy institutsionalizatsii v kontekste global'noy integratsii i transformatsii mirovoy ekonomiki. // Vestnik ekonomicheskoy integratsii. 2009. №11-12. S.152-162.

4. Dorina E.B. Finansirovanie innovatsionnogo razvitiya na regional'nom urovne. //Finansy v usloviyakh modernizatsii regional'noy ekonomiki // Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, g. Kiev, 25 aprelya 2014 g. /Redaktsiya V.K. Prisyazhnyuk, A.B. Kondrashikhin, K.V. Savchenko. K.: Akademiya munitsipal'nogo upravleniya, 2014. S. 44-46.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Дорина Елена Борисовна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой национальной экономики и государственного управления

УО «Белорусский государственный экономический университет» 220070, г. Минск, Партизанский проспект, 26 e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Dorina E.B., Doctor of Science (Economies), Professor, Belarus State Economic University Minsk, Republic of Belarus e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.