Научная статья на тему 'Глобализация и гуманизм в современном мире'

Глобализация и гуманизм в современном мире Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
3645
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / HUMANISM / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALISATION / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / ЧЕЛОВЕК / PEOPLE / ЦЕННОСТИ / VALUES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шорохова Светлана Петровна

В статье гуманизм рассматривается в контексте духовного кризиса, в котором человечество оказалось при вхождении в новое тысячелетие. В условиях техногенной цивилизации гуманизм рассматривается как единственно возможное морально-психологическое пространство, в котором могут решаться политические и иные проблемы современности. Указывается на важность поиска единых нравственных оснований для нового глобализированного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Globalization and Humanism in the Modern World

In this paper, humanism is considered in the context of the spiritual crisis of mankind entering in new millennium. Under the circumstances of technogenous civilisation humanism is treated as only possible moral and psychological space, in which political and many other contemporary problems can be solved. Author points out an importance of looking for uniform moral foundations for a new globalised world.

Текст научной работы на тему «Глобализация и гуманизм в современном мире»

С.П. Шорохова

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ГУМАНИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В статье гуманизм рассматривается в контексте духовного кризиса, в котором человечество оказалось при вхождении в новое тысячелетие. В условиях техногенной цивилизации гуманизм рассматривается как единственно возможное морально-психологическое пространство, в котором могут решаться политические и иные проблемы современности. Указывается на важность поиска единых нравственных оснований для нового глобализированного мира.

Ключевые слова: гуманизм, глобализация, нравственность, человек, ценности.

Во всем мире к глобализации существует весьма неоднозначное отношение. С одной стороны, все чаще происходят разного рода глобализационные форумы, проводимые с участием государственных лидеров и ученых с целью выработать новые подходы к построению человеческого общежития, с другой, - организуются массовые антиглобализационные выступления, нередко оканчивающиеся потасовками и неприятными выпадами в адрес тех, кто видит в глобализации позитивное начало. Представляется весьма затруднительным выработать однозначную позицию относительно сущности глобализационного процесса, как негативных его сторон, так и его ценности.

Всякий раз, когда пытаются очертить круг позитивного и отрицательного влияния глобализации, негативного оказывается больше. И это при согласии в том, что, по мнению диакона А. Кураева, глобализация - «слово хорошее»1.

Но многие сегодня в нем видят угрозу своего существования. Чаще всего это «хорошее слово» произносится тогда, когда нужно

© Шорохова С.П., 2013

сказать о стремлении США к полному диктату над миром. Иногда вспоминают его в связи с финансовыми операциями транснациональных корпораций, перемещающими капитал из одной страны в другую, оставляя за собой руины национальных экономических систем. После 11 сентября 2001 г. многие аналитики стали открыто заявлять о том, что тот мировой процесс, который называют идеологически нейтральным словом «глобализация», есть на самом деле новая мировая война. Таким образом, сущность глобализации сводится к мировой войне за общепланетарное господство, навязываемой Западом во главе с США.

Кроме того, о глобализации говорят в связи с экологическими катастрофами; удвоение планетарного валового продукта безвозвратно разрушает экологические системы, что ставит под угрозу само выживание человечества.

В связи с датой 11 сентября 2001 г. говорят и еще об одном негативном аспекте глобализации, а именно о крахе гуманизма, знаменующим собой наступление новой эпохи в истории человечества.

В качестве одного из отрицательных последствий глобализаци-онного процесса называют кризис религии, происходящий на фоне расцвета «спонтанной» религиозности, что проявляется в эпидемии сект, астрологии, магии и всякого рода колдовства, а также в распространении среди людей некоей «своей веры», избегающей общинности, обрядовости и догматичности.

Таким образом, под глобальными угрозами обычно понимают технико-индустриальные угрозы, экологические проблемы и бедность или неравенство, угрозы применения оружия массового уничтожения, а также, может быть не столь ощутимые сейчас, но не менее значимые по степени воздействия на будущее человечества угрозы духовного опустошения человека, «кризис духовности».

Сегодня уже практически невозможно определить, когда именно началась глобализация. Предпосылки для ее возникновения, ее корни мы встречаем в далеком прошлом, но, тем не менее, особенно яркое проявление этого феномена мы наблюдаем в ХХ-ХХ1 вв. Именно в ХХ в. получила широкое распространение и признание система ценностей и установок, на которых базируется глобализация2.

Нравственной основой современного глобализированного мира являются такие понятия как толерантность, плюрализм и гуманизм, ставшие «интернациональными»; их использование помогает легче преодолевать языковые барьеры.

Слово «толерантность» (от латинского Швтаийа - терпение) первоначально функционировало в роли термина, использующе-

гося в физиологии, где оно означает способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. Более широкое значение этого слова - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Говоря о толерантности, предполагают чаще всего безграничную (в соответствии с общей концепцией современного глобализованного «мира без границ») внутреннюю готовность принимать, оправдывать, допускать всё и вся.

«Плюрализм» - термин противоположный «монизму» был предложен немецким философом Х. Вольфом в начале XVIII в. для обозначения философской позиции, которая отрицает единство мира и утверждает, что в основе мира лежит множество самостоятельных и независимых начал бытия. В последующие эпохи гносеологической основой плюралистических концепций становится релятивизм, то есть утверждение условности всякого знания и отрицание устойчивости вещей и явлений. В современном мире плюрализм развился и в социологическую теорию, согласно которой общественно-политическая жизнь представляет собой конкуренцию множества социальных групп, партий и организаций. В более широком значении, плюрализм - это сосуществование разных форм политической, экономической, культурной жизни как главный принцип устройства правового общества, а также многообразие взглядов и мнений, дающее возможность свободы выбора.

Гуманизм - это общефилософский, методологический принцип, лежащий в основе бытия современной индустриально-технологической цивилизации, образно называемой «Западом». Как известно, общепризнанного определения понятия «гуманизм» не существует. Обычно под гуманизмом понимают стремление к человечности, к созданию условий для максимального развития способностей человеческой личности, для достойной человека жизни. В реальной жизни принципы гуманизма формулируются в трех основных категориях: 1) общечеловеческие ценности; 2) права человека; 3) идеал всемерно развитой, гармоничной личности.

Именно гуманизм сегодня считается самой передовой идеологией, признаком цивилизованности того или иного народа. Принципы гуманизма пропагандируются как самые передовые и прогрессивные, используются в качестве политического инструмента воздействия на другие государства и народы при решении разнообразных, в том числе экономических, социальных, политических вопросов в области международных отношений и в координации внутренней политики различных государств. Однако, для того, чтобы понять, каково истинное значение гуманизма для современ-

ной цивилизации и его роль в истории человечества, следует обратиться к истокам этого явления.

Время рождения гуманизма относят к концу XIII - началу XIV вв., когда в Западной Европе начинается процесс, связанный с изменениями во всех сферах жизни человека - в области философской мысли, в литературе, в области художественного творчества, в научном и религиозном аспектах, в социально-политических представлениях. Этот процесс оказался настолько значительным, что позднее был признан отдельной эпохой в истории западноевропейских народов - Эпохой Возрождения.

Сам термин «Возрождение» (от французского renaissance - возрождение, Ренессанс) появился в XlX в. Смысл употребления данного термина в том, что в XIV-XVI вв., во-первых, происходит возрождение интереса к античной культуре в целом - к философии, религиозно-мистическим учениям, литературе и изобразительному искусству. Во-вторых, в этот период как бы рождается новая культура уже самих западноевропейских народов, противоположная традиционной христианской культуре Средних веков.

Новое миропонимание заключалось прежде всего в том, что мыслители Эпохи Возрождения стали совершенно иначе, нежели христианские теологи, относиться к проблеме человека. На смену христианскому теоцентризму приходит возрожденческий антропоцентризм, когда человек, проблемы личности становятся центром и целью всякого познания, мышления в целом. Данте писал, что из всех проявлений Божественной мудрости человек - величайшее чудо. В дальнейшем отношение к человеку как к некому чуду, даже как к центру Вселенной вообще, сохраняется и становится определяющим.

Человек в Эпоху Возрождения воспринимался во всей его целостности - материальная природа человека интересовала мыслителей той поры не меньше чем его духовные качества. Наиболее ярко внимание к человеческому телу проявилось в искусстве Ренессанса. Возрождение интереса к красоте человеческого тела, опора на античные идеалы и пропорции человеческого тела - одна из характерных черт произведений искусства того времени. Новое понимание проблемы человека сказалось и на новом понимании проблемы Бога мыслителями Ренессанса. Вместе с антропоцентризмом на смену теоцентризму приходит пантеизм, философское учение, которое признает слияние Бога с природой, когда Бог воспринимается не как всемогущая личность, а как некая сверхъестественная, существующая во всех природных объектах сила. По сути дела мыслители-пантеисты обожествляли саму природу, считая,

что Божественная сила как бы разлита в природе, в том числе присутствует и в самом человеке. Подобное отношение к идее Бога сказывалось и на отношении к церкви. Гуманисты не были атеистами, т.е. не отрицали необходимость веры. Однако многие из них критически относились к церкви, считая, что она неправильно трактует понятие Бога и, следовательно, ведет всех верующих людей по ложному пути. Поэтому для Эпохи Возрождения характерны в большей степени антиклерикальные настроения, проявившиеся во многих произведениях XIV-XVI вв.

Именно в это время принципы и методы познания античной философии возводятся гуманистами в абсолют, а научное знание начинает приравниваться к религии. Следует подчеркнуть, что по убеждению гуманистов наука и должна была стать основанием новой религии. С этой целью гуманисты обращают внимание на таинственные способы познания - магию и мистику, в которых они видели важнейшие средства постижения Божественных истин. Магию и мистику они возводили в чуть ли не высшие формы научного знания. Поэтому возрождение интереса к античной культуре сопровождалось и возникновением интереса к античным религиозно-мистическим учениям. Само определение человека как «великого чуда» уже несет в себе мистическое содержание, ибо чудо невозможно познать, а необходимо принять таким, как оно есть.

Одна из основных черт гуманистического движения состояла в убеждении, что разработка новых гуманистических идеалов возможна только в том случае, если христианское вероучение удастся заново обосновать с помощью древних мистических и магических учений, а также с помощью античной философии. Что необходимо разработать единую религиозно-философскую концепцию, совместив древнюю мистику, философию со Священным Писанием. В соответствии с такой логикой возникает концепция «всеобщей религии».

Гуманистическое мировоззрение, распространившееся в Европе в XIV-XVI вв. нашло свое отражение и в создании новых политических и этических учений. Общая философская направленность на признание человеческой личности центром Вселенной оказала значительное влияние на тогдашних мыслителей, интересующихся проблемами политики и этики. Объяснение этих проблем стало строиться не на неких высших, Божественных идеалах, а исходя из интересов отдельного конкретного, реального человека. В сочинениях Томаса Мора формулируется общественно-политический идеал гуманизма - «Утопия», как образ «идеального государства». В основе этого идеала лежит не только отрицание частной собст-

венности и признание собственности общественной, но и некая религия «почитания Божественной природы». Еще более религиозно-мистическое содержание вкладывал в свой «Город Солнца» Томмазо Кампанелла, автор учения о «естественной магии».

Итак, культура и философия гуманизма - это грандиозное и противоречивое, а во многом и противоестественное смешение христианства, античной философии, позднеантичной и восточной магии и мистики. На основе смешения различных религиозных, научных, литературных и мистических традиций в Эпоху Возрождения и рождалась будущая западноевропейская культура. Именно это смешение позволило мыслителям гуманизма порвать с традиционным христианским мироощущением и объявить личность отдельного человека если еще и не равной Богу, то, во всяком случае, приближающейся к Богу по своим возможностям, способностям и, главное, по своей степени свободы. Иначе говоря, человек, как «великое чудо», должен был обладать такой же свободой, как и сам Бог.

Таким образом, гуманизм изначально формулировался как религия, которая должна была заменить собой христианство. Главными постулатами этой религии были: вера в божественную сущность природы, вера в свободного человека, вера в человеческий разум и в безграничные возможности науки и, наконец, вера в силу магии и мистики.

В ХУ1-Х1Х вв. религиозно-философские установки гуманизма стали методологической базой всех основных религиозных, философских, этических, политических, экономических, эстетических учений западноевропейской цивилизации. Это относится к протестантизму (во всех его разновидностях), а также к рационализму, эмпиризму, к «теории естественного права», Просвещению, английской политэкономии, к немецкой классической философии, к марксизму и позитивизму и т. д.

Таким образом, именно гуманизм стал орудием идеологического разрушения традиционного христианского общества Западной Европы. С другой стороны, он явился средством создания нового общества, известного нам под разными именованиями - «правовое государство», «гражданское общество», «капиталистическое общество», «современная западная цивилизация» и др. Важно и то, что учения и политические течения, боровшиеся в Западной Европе с капитализмом, также основывались на гуманистических принципах - например, марксизм. Ведь коммунизм, как идеал общественного развития, - это идейное оформление одной из самых радикальных форм гуманизма. Недаром идеологи коммунизма усматривали свои истоки в «Утопии» Мора и в «Городе Солнца» Кампанеллы.

Впрочем, уже с середины XIX столетия в учениях западноевропейских мыслителей все более утверждается неверие в гуманистические идеалы. Поэтому можно выделить две главные тенденции в философии и общественной мысли Западной Европы в XVII-XX вв.: первая из них связана с убежденностью во всесилии человеческого разума и науки и, как следствие, порождает оптимистический взгляд на человека и его будущее; вторая утверждает критическое отношение к безграничным возможностям человека, показывает его неспособность не только преобразовать, но и познать мир, и, таким образом, является основой пессимистического понимания настоящего и будущего человека и человеческого общества. В свою очередь, конкретными выразителями этих тенденций стали различные по своему содержанию философские учения.

В итоге, к XX столетию гуманизм в философии явно исчерпал себя, что подтверждает историческая реальность. Каких результатов достигло человечество, опираясь на философию гуманизма? Первое - это научно-технический прогресс, активное познание природы, создание многообразных, не существующих в природе технологий. Второе - мощное экономическое развитие в XIX-XX вв., приведшее человечество к созданию «постиндустриального общества». Третье - идеология и практика «правового государства» и незыблемые в своей основе «права человека». С другой стороны, с тех пор, как гуманизм стал общефилософским принципом бытия западной цивилизации, человечество оказалось ввергнуто в бесконечную цепь социальных конфликтов и войн. Это вполне объяснимо - человек, признав себя равным Богу, принялся бороться за лучшие условия своего существования, начал преобразовывать социальное пространство и природную среду в соответствии с собственными представлениями. В итоге XX век науки и техники, век атома и космоса, век торжества человеческого разума и философии гуманизма, принес человечеству наибольшие разрушения. Сегодня мир стоит на грани самоуничтожения. Однако вероятно не стоит утверждать, что гуманизм, как религиозно-философская, нравственная основа бытия человечества, ныне полностью исчерпал свою созидательную функцию, превратившись исключительно в фактор разрушения человеческого общества.

В современном глобализированном мире гуманизм не должен быть отделен от политики, изолирован от политической жизни. Гуманизм провозглашает основные политические ценности (свобода, демократия, гражданское общество, верховенство закона); выполняет общеполитическую гуманизирующую функцию, апеллируя с помощью толерантности и плюрализма к лучшим гражданским,

правовым и моральным чувствам каждого. Гуманизм является единственным приемлемым морально-психологическим полем, на котором могут обсуждаться и решаться политические разногласия и конфликты. Сегодня речь идет об изменении мировоззрения, о том, что человечество должно научиться мыслить по-новому. Это позволит рассматривать глобализацию с качественно иных позиций, как процесс, в котором формируется новое качество общественного бытия, не вписывающегося в привычные рамки национально-государственных образований.

Очевидно, что объектом воздействия глобализации является не столько экономика, политика, культура, сколько само человеческое сознание: трансформируются представления человека о мире, обществе, меняются сами механизмы выбора жизненных стратегий. Глобализация ставит индивида перед проблемой внутреннего самоопределения, построения новой иерархии ценностей. Задача, во все времена стоящая перед человеком, - найти свое место в новом мире - предельно усложнилась. Представления о таких фундаментальных понятиях, на которых строится жизнь общества, как социум, гражданство, политическая власть, право, международные отношения стремительно изменяются. Глобализация сталкивает прошлое, настоящее и будущее в сознании одного человека. На наших глазах разворачивается формирование нового мирового порядка. И это не просто очередная экономическая система или система международных отношений. Перед нами открывается попытка формирования нового целостного мироустройства, для которого необходимо найти единые основания, в том числе и нравственные.

Примечания

1 Кураев А.В. Глобализация и ее антихристианские черты // Община XXI в. Православ-

ное обозрение. [М., 2002]. URL: http://www.21v.ru/newspaper/?issue=13&article=04 (дата обращения 22.02.2013).

2 Бек У. Что такое глобализация? М.: Прогресс - Традиция, 2001. 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.