УДК 316.334:37
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЭТНИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ
Ашхамахова А. А., - к.ф.н., доцент
Кубанский государственный аграрный университет
Современный мир переживает один из сложнейших и противоречивых периодов своей истории - период глобализации. Он характеризуется усилением интеграционных процессов во всех областях и сферах общественной жизни. Глобализация общественных отношений - реальность современного мира. Мир становится все более взаимосвязанным и взаимозависимым.
Ключевые слова: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ
Противоречивый процесс глобализации включает несколько взаимосвязанных аспектов: культурно-психологический, социально-
политический, экономический, информационно-технологический, этнический и др.
Результатом многопоколенной (надгрупповой) деятельности людей является формирование национальных культур и национального самосознания: языков, обычаев , символов, героев, материальных
ценностей, идеалов, норм и других подобных феноменов, надстраивающихся над индивидуальными (групповыми) формами, индивидуальным (групповым) самосознанием.
Человечество не только эволюционирует, но и с огромным трудом выживает, иногда не досчитываясь целых народов и культуры. В XX в. человечество осознало, что «мир вошел в крутое пике»[1].
Глобализация в результате мощных интеграционных процессов снижает коммуникативные функции языков малых народов, а также происходит ломка национальных традиций и обычаев.
Те культуры, которые не помнят своего прошлого, имеют столь же мало шансов серьезно строить свои отношения с будущим.
Память о прошлом - это воспитатель аскетического толка: он учит не обольщаться, быть осмотрительным, помнить о преходящем характере удач и достижений.
Что помогает народам Северного Кавказа сохранить свою культуру, язык, музыку, религию и менталитет?
Северный Кавказ один из самых значимых регионов в геополитическом, георесурсном, так и в культурно-цивилизационном отношениях. Одна из главных особенностей региона - ее социокультурное разнообразие. В «Хартии горных народов», принятой на Всемирном горном форуме во Франции в июне 2000 г., отмечается, что в контексте разворачивающейся глобализации горные территории и сообщества народов приобретают «дополнительную привлекательность и ценность», «начинают представлять стратегический интерес».
На Северном Кавказе накоплен уникальный культурно-исторический опыт в процессе человеческой популяции. В условиях горных и предгорных территорий образовались многочисленные этнические общности, которые сформировали в регионе единое социокультурное пространство. При этом этнос и этнические группы, составляющие какое-то пространство, полностью не смешались, не растворились друг в друге. Разумеется, взаимовлияние культур наров народов Северного Кавказа огромно, но при этом каждый народ сохранил свою идентичность и этнообразие региона[2].
Каждый социокультурный феномен: язык, музыка, одежда,
национальная кухня, народная медицина, религия и т. д. - у каждого народа сохранился и дал возможность выжить в данных конкретно-исторических и конкретно-географических условиях.
Вместе с тем, глобализация, как вестернизация, вызывает сопротивление сохраняющихся анклавов традиционной культуры. Когда говорят о традиционной культуре речь идет о том типе культуры, для которого характерно такое социальное регулирование, приспособление к среде и развитие человека, в котором главную роль играет традиция, т.е. санкционированный стереотип поведения и мышления. Сохранение традиционной культуры Северного Кавказа в новых исторических условиях показывает ее способности к самовоспроизводству. Практика показывает как процесс глобализации на Северном Кавказе наталкивается на серьезные социокультурные препятствия. Внешние импульсы (реформы сверху), другие экзогенные факторы (чаще всего европо- и американоцентристские) обычно не дают ожидаемых эффектов.
Срединное положение Северного Кавказа между Востоком и Западом привело к формированию здесь достаточно открытого, пограничного типа культуры, который в принципе способен воспринимать новации, адаптируя их к своей региональной специфике.
Анализ менталитета народов Северного Кавказа в современных российских условиях показывает, что оценивать его как, в прочем, и всех россиян, только как пассивный объект глобализации было бы ошибкой.
Как раз в таком качестве он способен стать неуправляемым. Косвенным подтверждением тому служат события в Чеченской Республике, которая наглядно демонстрирует приоритет сохранения идентичности над рациональностью (вестернизацией). Это подтверждает лишний раз тот факт, что историю невозможно подчинить иерархии рангов, в основу которой было бы положено некое универсальное представление, само собой устанавливающее градацию. Необходим отказ от автоматического, механистического перенесения западных образцов жизнеустройства на российскую, в том числе и северокавказскую почву. Речь не идет об отказе от рациональности как таковой, а о недопущении пересадки тех западных
«имплантантов», которые могут привести к болезни и даже гибели российского «организма». Картина мира должна быть сбалансирована. Из моноцентричной она должна стать многополюсной. История, в том числе и современная, свидетельствует, что глобализация (вестернизация) Востока - это далеко не универсальный рецепт. Восток и пограничные цивилизации (к которым можно отнести как всю Россию, так и Северный Кавказ) обладают значительными резервами для развития. При этом базовые культурные ценности, онтологически связанные с традиционными, не мешают, а часто помогают совершать исторические прорывы. Для нового миропорядка, видимо, потребуется развивать систему этнических ценностей, основанную на справедливости, гуманности, добре и миропорядке.
Литература
1. Давидович В.Е. В зеркале философии. - Ростов н/Д, 1997. С 5.
2. Шадже А.Ю., Дамениа О.Н. Динамика социокультурных трансформаций на Северном Кавказе. - Майкоп, 2002.