Научная статья на тему 'Глобализационные процессы мировой экономики, влияющие на функционирование международной транспортной системы'

Глобализационные процессы мировой экономики, влияющие на функционирование международной транспортной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
993
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ГЛОБАЛИЗАЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / КОНТЕЙНЕРИЗАЦИЯ / ТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ГЛОБАЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА / INTEGRATION PROCESSES / GLOBAL LOGISTICS / MULTIMODAL TECHNOLOGIES / INTERNATIONAL CONNECTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьменко Ю. А.

В статье рассматривается понятие глобализационных процессов на международном рынке услуг морского транспорта, их влияние на развитие международной транспортной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Globalizacionnye processes of the world economy, influencing upon operating the international transport system

The article presents the today state of international transport system. Features the tendencies of globalization of international maritime market. Globalisation process of creation and functioning of uniform world economic and transport services.

Текст научной работы на тему «Глобализационные процессы мировой экономики, влияющие на функционирование международной транспортной системы»

УДК 339.9: 338.47:003

ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ

ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

Кузьменко Ю.А., аспирантка ОНМА

У статтi розглядаеться поняття глобалгзацтних проце^в на мiжнародному ринку послуг морського транспорту на Их вплив на розвиток мiжнародноi транспортной системи.

Ключовi слова: процес глобалЬаци, ттегращя, контейнеризацш, транспортт витрати, мiжнародна торгiвля, глобальна лог1стика

Постановка проблемы и ее связь с научными и практическими заданиями. Одним из ключевых процессов мирового развития насегодняшний день является рост мировой экономики как качественно новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни. Поэтому в системе международных экономических отношений морской транспорт представляет собой важнейший элемент реализации

мирохозяйственных связей. Международная торговля, 70-80 % которой традиционно имеет характер торговли морской, т.е. связанной с доставкой товара морем, не может существовать без морского транспорта. Вместе с тем деятельность морского транспорта в мирохозяйственных связях целиком и полностью определяется международной торговлей: её объемы, география и товарная структура оказывают решающее влияние на развитие морского транспорта, его специализацию и организацию деятельности. В органической связи морского транспорта с международной торговлей заключается одна из его особенностей: судоходство вынуждено быстро реагировать на изменения в международной торговле, обеспечивая адекватность транспортных средств всем видам перевозимых морем готовых товаров -энергоносителей, сырья и сельскохозяйственной продукции, транспортные характеристики которых постоянно меняются в ходе научно-технического прогресса [1].

С развитием мировой экономики связано появление новых тенденций в развитии морского транспорта. Усиление интеграционных процессов формирует факторы глобализации экономических интересов и морской транспорт становится важнейшим условием экономической

устойчивости мировых хозяйственных связей. Благоприятное функционирование мировых хозяйственных связей в условиях глобализационных процессов на международном рынке транспортных услуг в определяющей мере зависит от совершенствования торгового судоходства [4].

© Кузьменко Ю.А.

Научные источники и публикации этого направления пока не многочисленны. Большая часть авторов рассматривает в целом проблему развития рынка услуг морского транспорта, интеграционные проблемы. Решение этих вопросов можно найти в работах Беляцкого С. А., Винникова В.В., Новиковой А.М., Плужникова К.И.

Целью статьи является исследование особенностей процесса глобализации современной мировой экономики с учетом участия морского транспорта в системе обеспечения товародвижения в новых условиях. Следовательно, необходимо определить понятие «глобализационные

процессы» и выявить основные элементы, влияющие на глобализацию, с учетом особенностей рынка транспортных услуг.

Изложение основного материала исследования. Глобализация может быть определена как процесс объединения государств, регионов и географических областей из-за изменений, вызванных экономическими, социальными, технологическими и политическими факторами. Под глобализацией в исключительно экономическом смысле следует понимать однородность рынков, которые функционируют без каких-либо географических ограничений. Глобальная компания воспринимает мир как единый рынок.

Глобализация экономики, в свою очередь, оказывает существенное влияние на морскую отрасль. Судоходство относится к одной из наиболее либерализованных и глобальных отраслей.

В общем виде мировой рынок можно разделить на составляющие: рынок товаров, рынок услуг, рынок рабочей силы, рынок капиталов.

Остановимся более детально на анализе рынка услуг. Примерно V* международной торговли услугами приходится на транспортные услуги. С помощью транспорта товар перемещается с места его производства в место его потребления. Транспортировка товара является особым видом услуг. Транспорт продолжает

Вкник економши транспорту i промисловосп № 31, 2010

процесс производства товара в сфере обращения, прибавляя к его первоначальной стоимости стоимость произведенной транспортной продукции во время процесса перемещения [6].

Транспортные затраты слагаются из следующих элементов: подготовка товара на складе отправителя, его упаковка, маркировка; погрузочно-разгрузочные работы, стивидорные в пунктах отправления, назначения, перевалки; транспортировка грузов на отдельных видах транспорта от пункта отправления до пункта назначения; транспортно-экспедиторское

обслуживание, оплата таможенных пошлин и сборов; страхование груза; аренда транспортного оборудования и перегрузочных средств, захватных приспособлений [3].

Устойчивый рост населения в мире требует повышения уровня и объемов транспортных услуг. Международная торговля привлекает все большее число стран, формирует новые требования и критерии качества к технологиям грузоперевозок, автоматизации и информатизации

технологических и информационных процессов, которые сопровождают перевозочный процесс.

По прогнозам ВТО в 2010 году объемы международных грузоперевозок на основных транспортных направлениях и маршрутах могут вырасти в два раза по сравнению с 2000 годом. В первую очередь ускоренными темпами будут расти контейнерные перевозки.

Контейнерные перевозки развиваются в контексте общих тенденций глобализации и информатизации международной торговли.

Рост объемов контейнерных перевозок приводит к консолидации рынка этих перевозок и слиянию судовладельческих компаний. Контейнерная технология перевозок грузов сегодня предполагает глобализацию рынка транспортных услуг, включая не только морские, но и наземные перевозки [3].

Одной из основных перспективных тенденций развития транспорта является увеличение объемов перевозки грузов укрупненными грузовыми единицами, главным образом, в контейнерах. Объем перевозок грузов в контейнерах напрямую связан с объемом торговли товарами.

Морской транспорт оказывает влияние на глобализацию мировой экономики. Развитие транспорта является одним из четырех основополагающих факторов глобализации мировой экономики вместе с развитием телекоммуникации, либерализацией торговли и международной стандартизацией, которая

повышает эффективность услуг портов и судоходных компаний.

Глобализация мировой экономики привела к росту объемов мировой торговли. Поскольку процесс глобализации, по всей видимости, будет

продолжать развиваться и далее, объем мировой торговли, в частности ее морской составляющей, будет продолжать возрастать в обозримый период. В результате глобализации экономики и развития торговли будет возрастать спрос на услуги морского транспорта.

Глобализационные процессы мировой экономики вызвали необходимость использования концепции логистики, выражающейся в консолидации участников системы движения товаров в целях обеспечения непрерывности и бесперебойности [5].

Мировая экономика становится все более единой, пронизанная все большим числом взаимосвязей между поставщиками ресурсов, логистическими системами, производственными предприятиями и рынками. Такие взаимосвязи вполне естественно принимают форму региональных объединений, способствующих географическому сближению участников и достижению экономии за счет масштабов деятельности.

Сложность глобальной логистики становится особенно очевидной,так как отрасль морских и океанских грузоперевозок тесно взаимосвязана с логистической системой. В условиях современной конкуренции морские грузоперевозки приобретают ключевое значение для удовлетворения потребности в своевременных поставках на производственные предприятия с учетом сезонных колебаний спроса. Большинство глобальных логистических потоков опирается на использование водного транспорта. С повышением надежности морского транспорта благодаря внедрению электронных систем обмена данными и созданию условий для смешанных перевозок этот вид транспортных услуг становится все более привлекательным для компаний как по срокам, так и по затратам [7].

Современные тенденции экономического развития предполагают комплексное

использование основных факторов производства. При этом с целью оптимизации совокупных макроэкономических результатов формируется тенденция глобализации экономических отношений и транспортных структур, нацеленных на устойчивость развития и функционирования. Поэтому возрастает роль морского транспортного комплекса в обеспечении непрерывности производственных операций [2].

В течении периода глобализационных и интеграционных процессов, несмотря на цикличность экономического роста и кризисы, достигнуто устойчивое приращение морских грузопотоков, что является основным фактором развития флота и торговых портов ведущих морских держав.

Тенденция поддерживания высоких темпов контейнеризации грузопотоков и более низких, с

Вкник економши транспорту i промисловосп № 31, 2010

увеличивающимся разрывом, темпов роста перевозки грузов относительно параметров международной торговли являются следствием интеграционных процессов комплексности развития морского транспорта.

Выводы. Таким образом, можно заключить, что современная мировая экономика характеризуется усиливающейся

интернационализацией и, как следствие, глобализацией производства, обмена и потребления. Начало 90-х годов ознаменовалось зарождением следующих долговременных тенденций: повышение роли внешнего фактора в хозяйственном развитии, глобализация

финансовых и транспортных рынков, усиление взаимозависимости национальных экономик, «деиндустриализация», развитие региональных интеграционных процессов.

Глобализация проявляется в увеличении масштабов мировой торговли и других процессов международного обмена в условиях более открытой, интегрированной мировой экономики. Экономические отношения между странами все больше выходят за рамки двусторонних и приобретают характер многосторонних отношений, связывающих ряд стран и оказывающих порой весьма существенное влияние на систему мирового хозяйства[6].

Таким образом, глобализация может рассматриваться как процесс создания и функционирования единого мирового

экономического пространства, сохраняя при этом равноправие участия в функционировании мировой экономики национальных экономических систем [4].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Забелин В.Г. Фрахтовые операции во внешней торговле

Учебное пособие. - М.: РосКонсульт, 2000. -

256 с.

2. Винников В.В. Проблемы комплексного развития

морского транспорта: Монография / Ин-т проблем рынка и экономико-экологич. исследований НАЛУ; ОНМА - О.: Феникс, 2005.300 с.

3. Винников В.В., Гармаш Н.А. Экономические аспекты эффективного функционирования морских портов в системе международных транспортных коридоров. Монография / ОНМА. -Одесса, Автограф, 2008. -182 с.

4. Миюсов М.В., Примачев Н.Т., Винников В.В., Винников

СВ., Примачева Н.Н. Стратегия позиционирования национального морского транспорта в глобальном транспортном рынке. — Одесса: Автограф, 2006. - 234 с.

5. Примачев Н.Т., Бойко П.А., Винников СВ., Голубкова И.А., Примачева Н.Н., Савельева И.В., Сенько Е.В., Сотниченко Л.Л. Экономические основы функционирования морского рынка транспортных услуг. - Одесса: Автограф, 2004. - 320 с.

6. Беляцький С. М1жнародний економ1чний взаемозв'язок 1 взаемозалежнють: проблеми, тенденцп / Економ1ка Украши. - 2004. -№9.-С 7883.

7. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика:

интегрированная цепь поставок. 2-е изд.-М: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. - 640 с.

Аннотация. В статье рассматривается понятие глобализационных процессов на международном рынке услуг морского транспорта, их влияние на развитие международной транспортной системы.

Ключевые слова: процесс глобализации, интеграция, контейнеризация, транспортные расходы, международная торговля, глобальная логистика

Summary. The article presents the today state of international transport system. Features the tendencies of globalization of international maritime market. Globalisation - process of creation and functioning of uniform world economic and transport services.

Key words : integration processes, global logistics, multimodal technologies, international connections

Рецензент д.э.н., профессор ОНМА Примачев Н. Т. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТЯкименко Н.В.

ЕЯсник' екоиомши транспорту i промисловосп № 31, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.