А.Д. УРСУЛ Академик Академии наук Молдавии, доктор философских наук, профессор, директор Центра глобальных исследований, профессор МГУ
имени М.В. Ломоносова*
Т.А. УРСУЛ
доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой социальных наук и технологий Национального исследовательского технологического университета
«МИСиС»
Глобалистика и глобальные исследования в современной науке
Под глобалистикой в отечественной литературе чаще всего понимают междисциплинарно-интегративную область научного поиска, направленную на выявление сущности глобализации и глобальных проблем, причин появления, законов и тенденций их развития, утверждение позитивных и снижение негативных последствий с целью обеспечения выживания человечества и сохранения биосферы1.
Между тем А.Н. Чумаков понятие глобалистики решил определить как «междисциплинарную область научных исследований, направленных на выявление сущности глобализации, причин ее появления и тенденций развития, а также на анализ порождаемых ею позитивных и негативных последствий»2. Здесь уже глобальные проблемы не упоминаются, поскольку считаются последствием многовекового естественноисторического процесса глобализации, закономерным её результатом. С этим положением о порождении глобализацией глобальных проблем можно было бы
Урсул Аркадий Дмитриевич, e-mail: ursul-ad@mail/ru, Урсул Татьяна Альбертовна, e-mail: [email protected]
1 См.: Мазур И.И., Чумаков А.Н. Глобалистика // Глобализация. Энциклопедия. М., 2003, с. 199; Чумаков А.Н. О предмете и границах глобалистики // Век глобализации, 2008, № 1.
2 Чумаков А.Н. Глобалистика в системе современного научного знания // Вопросы философии, 2012, № 7, с. 5.
согласиться, если бы в научной литературе имелись доказательства их однозначной причинно-следственной связи. Это было бы действительно так, если бы глобализация была единственным глобальным процессом, порождающим глобальные проблемы. Однако существуют и другие глобальные процессы, что даже из логических соображений не позволяет считать, что глобальные проблемы оказываются следствием только одной глобализации.
Например, У.Бек полагает, что глобальные проблемы оказываются следствием нелинейного характера всего мирового
о
развития3. С этим в принципе можно согласиться: возникновение глобальных проблем - это результат всего исторического развития человечества, в котором определенную роль, конечно, сыграли и процессы глобализации, причем роль их должна была бы возрастать. Вопрос в том, единственную и главную ли роль играет глобализация в появлении глобальных проблем? Установить же, какие глобальные проблемы являются результатом предшествующих процессов глобализации, а какие - иных глобальных процессов (особенно имеющих негативный характер) и общемирового процесса всего цивилизационного развития, будет непросто, да это и не представляется вполне корректным путем исследования. Вот почему имеют право на существование такие определения понятия глобалистики, которые представляют это направление как изучающее человечество в его целостности и общепланетарности4. Это направление трактовки глобалистики представляется достаточно
3 См.: Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию. М., 2001, с. 23-26.
4 См.: Глобальные проблемы социального развития (философско-методологические аспекты) / Отв. ред. А.Д. Урсул. Кишинев, 1988; Освоение космоса и проблемы экологии, Социально-философские очерки / Отв. ред. А.Д. Урсул. Кишинев,1990; Чешков М.А. Глобалистика: предмет, проблемы и перспективы // Общественные науки и современность, 1998, № 2, с.129; Федотов А.П. Введение в глобалистику: Наброски науки о современном мире. М., 1999, с 20; Урсул А.Д. Глобализация, безопасность и устойчивое развитие // Век глобализации, 2008, № 1.
перспективным, однако его важно дополнить вопросами взаимодействия цивилизации и природы.
Понятия «глобализм», «глобалистика», «глобальные исследования», а также другие, связанные с ними понятия, отражающие особенности нового направления науки, происходят от термина «глобальный» (или «глобальность»). Причем важно отметить, что существуют различные трактовки понятия «глобальный». В этой связи заметим, что В.И. Вернадский выделял два значения того понятия для наук, которое сейчас трактуется как глобальность. Во-первых, это науки, объекты которых и, следовательно, «законы - охватывают всю реальность - как нашу планету и ее биосферу, так и космические просторы, - это науки, объекты которых отвечают основным, общим явлениям реальности. Другой тип связан с явлениями, которые свойственны и характерны для нашей Земли.
В этом последнем случае можно теоретически допускать два случая научных объектов, научно изучаемых: общепланетные явления и индивидуальные, чисто земного явления.
Сейчас нельзя, однако, с достоверностью и с достаточной степенью уверенности всегда различать эти два случая. Это дело будущего»5. Здесь ученый, вероятно, одним из первых в науке выделяет основные варианты термина «глобальный» («глобальность») и «локальный», естественно, без упоминания таких наименований.
Смысл понятия «глобальный» («глобальность») может существенно меняться в зависимости от типа глобальных исследований. Следует отметить, что понятие глобальности в литературе по проблемам глобализации, начиная с работ Р. Робертсона, связывают с развитием человеческой деятельности,
См.: Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991, с. 145.
обретением ею свойства мироцелостности в том или ином смысле6. В современной глобалистике и глобальных исследованиях, особенно в их широкой трактовке, важно выявлять и учитывать не только это, но и все, или, по крайней мере, основные возможные значения понятия глобальности, от которого в лингвистическом аспекте они берут терминологическое начало. От этого зависит понимание места и статуса глобальных направлений исследования.
Глобалистика в научно-исследовательском аспекте представляет собой основную предметную область, своего рода «ядро» того направления глобальных исследований, которое в англоязычной литературе именуется «global studies». Хотя это словосочетание обычно переводится в нашей литературе как глобалистика, но это было уместно лишь на начальном этапе «сравнения» отечественных и зарубежных исследований в аналогичных или близких областях. Если ограничить предметное поле глобалистики лишь глобализацией или добавить сюда еще глобальные проблемы, то другие глобальные феномены, по определению не входящие в глобалистику, окажутся на предметном поле глобальных исследований. Здесь также находится пока еще неопределенное и не всегда очевидное различие между глобалистикой и глобальными исследованиями: поскольку сейчас никто не может дать окончательное определение понятия глобалистики, то все оставшиеся глобальные процессы войдут в глобальные исследования. Кстати, глобалистика также в этом смысле становится частью глобальных исследований, поэтому в какой-то мере определение ее предметного поля оказывается не столь принципиальным, как это казалось ранее (хотя это тоже важно и необходимо).
6 См.: Robertson R. Interpreting Globality // Ed. by Robertson R. World Realities and International Studies. Glenside (Pa), 1983; Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. L., 1992.
В настоящее время вряд ли можно сказать, стоит ли отождествлять глобалистику и глобальные исследования, как это довольно часто происходит. Время покажет, уместно ли было это делать, но уже сейчас можно считать, что глобальные исследования гораздо шире глобалистики, по крайней мере, хотя бы потому, что ряд направлений этих исследований пока не включен (и не будет включен) в глобалистику (особенно в узких определениях этого понятия). Далее будет понятно, почему от глобалистики имеет смысл переходить к глобальным исследованиям и даже к такому гораздо более широкому процессу, как глобализация науки.
Глобалистика, независимо от ее узкого или широкого определения, представляет собой такую междисциплинарно-интегративную область научных знаний, которая как «глобальный аттрактор» уже стала присоединять к себе другие различные отрасли знания, тем самым расширяя свое предметное поле. В этом смысле глобалистика, даже если она будет изучать лишь феномен глобализации, все равно будет расширять свое предметное поле за счет взаимодействия с другими научными дисциплинами. И это уже эмпирический факт: на стыке ряда наук появились философская, историческая, политическая, информационная, правовая, космическая и некоторые другие направления глобалистики, которые увеличили ее предметно-отраслевое поле и даже создают впечатление, что этот процесс вот-вот захватит если не всю науку, то большинство её отраслей.
Это расширение имеет пока недостаточно определенные границы, но ясно, что нельзя в глобалистику «втиснуть» всю науку, пусть даже на этапе все усиливающейся её глобализации. Глобальные исследования выходят за пределы глобалистики как междисциплинарного направления, в принципе затрагивая если не все, то очень многие отрасли науки (заранее исключая лишь те, которые имеют принципиально
локальный или региональный характер). Глобалистика может разделить судьбу космонавтики, которая в результате практического освоения космоса существенно расширилась, но вместе с тем породила достаточно много дисциплин с «космической приставкой» - космическую физику, космическую биологию и медицину и т.д.
Поэтому наряду с дальнейшим становлением глобалистики и глобальных исследований развернулся процесс глобализации научного знания, которому подвергается все более значительное число его отраслей. По-видимому, подавляющее число отраслей науки все же не станет «отдавать» свои области глобальных исследований предметному полю глобалистики, как это уже произошло с глобальной экономикой (пока не встречается наименование «экономическая глобалистика» именно по этой причине). То же самое можно сказать и о глобальной экологии и ряде других дисциплин с «глобальной» приставкой. Не исключено, что даже уже получившая наименование «правовая глобалистика» все же сменит свое название на «глобальное правоведение» или продолжит глобальные исследования в этом направлении7.
Тем самым происходят два тесно взаимосвязанных, но все же разных процесса - глобализация знаний (в ходе широко понимаемых глобальных исследований) и становление глобального знания в основном благодаря развитию собственно глобалистики. Этот процесс глобализации (как планетизации) науки предвидел В.И. Вернадский, когда говорил о влиянии науки на нашу жизнь, на живую и мертвую (косную) окружающую нас природу: «Наука и создающая ее научная мысль выявляет в этом переживаемом нами росте науки XX в., в этом социальном явлении истории человечества, глубокого значения,
7 См.: Урсул А.Д. Глобализация права и глобальное право: концептуально-методологические проблемы // Право и политика, 2012, № 8; Он же. Глобальное измерение права // NB: Вопросы права и политики, 2012, № 05.
свой иной, нам чуждый, планетный характер. Наука вскрывается нам в
о
нем по- новому»8.
Глобалистика, а тем более глобальные исследования, как уже неоднократно отмечалось в литературе, оказываются мультидисциплинарными, захватывающими значительное число научных дисциплин, областями научных исследований. Причем явно прослеживается тенденция становления многих понятий глобалистики и глобальных исследований не просто меж- и трансдисциплинарными понятиями, а даже общенаучными категориями. Важно также выяснить (а это уже широко дискутируется), что представляет собой продуцируемое исследователями «знание о глобальном» в современной науке: науку (в смысле дисциплины) или же только междисциплинарное научное направление?
Уместно обратить внимание, что такие же проблемы стояли и перед В.И. Вернадским, когда он анализировал синтез научных дисциплин на примерах физической химии (и химической физики) и особенно - биогеохимии, основоположником которой он является9.
С одной стороны, следуя «логике специализации» и дифференциации науки можно предположить, что в виде глобалистики и глобальных исследований появились новые дисциплины (отдельная наука, отрасль науки). Ученые уже привыкли к тому, что при появлении новых областей знания уместно вести речь о новой дисциплине, или отдельной науке как отрасли (компонента, единицы) науки как целостного образования. Тем самым наука в этом случае мыслится в смысле дисциплины, или отрасли научного знания. Это соответствует уже сложившейся дисциплинарной организации науки, где дисциплина выступает наиболее значимой структурной единицей науки, образующей инвариантную, относительно ус-
8 См.: Вернадский В.И. Указ. соч., с. 39.
9 Там же, с. 118-124.
тойчивую структуру знания, системой отсчета, позволяющей упорядочить все многообразие единиц анализа науки10. Научная дисциплина имеет общие предмет исследования, принципы и методы исследования, общие социально-организационные институты, образовательные формы и структуры, а также единые способы формальной и неформальной коммуникаций между учеными и между ними и обществом. Дисциплина в целостной системе «наука» выступает естественно сложившейся и необходимой формой существования и систематизации знания, его развития, распределения и потребления.
Причем дисциплина и наука, как замечает И.Т. Касавин, понятия не тождественные, хотя в современном науковедении они нередко не различаются11. Именно в этой парадигме научного мышления, прежде всего, рассматривается появление новых областей научного знания. В таком ключе рассуждений новое глобальное направление науки, как упоминалось, получило в нашей стране наименование глобалистики, а за рубежом - глобальных исследований (хотя в СССР нередко речь шла о «западной глобалистике»).
Вопрос, как именовать эту область исследований -глобалистикой, глобальными исследованиями или как-то ещё, зависит и от того, как она позиционируется в системе научного знания. Не исключено, что это - наука в смысле дисциплины, но только в какой-то своей части, которая действительно интегрирует и обобщает самые фундаментальные знания о глобальных феноменах. В этом смысле глобальные исследования напоминают в какой-то мере синергетику, которая выделилась из физики и развивалась вначале в дисциплинарном ракурсе. Вместе с тем сейчас синергетика, по
10
См.: Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М., 1980; Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.
11 См.: Касавин И.Т. Междисциплинарное исследование: к понятию и типологии // Вопросы философии, 2010, № 4.
мнению Е.Н. Князевой, доходит до определенных пределов своего
12
дисциплинарного расширения12.
Г. Хакен назвал синергетику именно дисциплиной, причем, как он считал, такое наименование дано не только потому, что в ней исследуется совместное действие многих элементов систем, но и потому, что для нахождения общих принципов, управляющих самоорганизацией, необходимо кооперирование многих различных
Л ^
дисциплин13. Причем именно эти многие дисциплины придают синер-гетическому подходу своеобразную целостность благодаря именно эффекту синергизма и системности.
«Междисциплинарность и трансдисциплинарность не противоречат статусу синергетики как особой дисциплины, - полагает В.С. Степин. - В этом качестве она сегодня конституируется, и с этим связаны дискуссии относительно ее места в современной системе наук. Она должна очертить свою предметную область, определить систему методологических принципов исследования и включить их в
14
состав сложившейся системы научного знания»14.
Такие же процессы осознания места в науке затрагивают глобалистику и глобальные исследования. Глобалистика, если считать её вновь появившейся дисциплиной, также выходит уже за пределы дисциплинарного расширения и видения. Это обычно подчеркивают, но многие ученые продолжают считать ее в духе дифференциации и дисциплинарного мышления отраслью знания - дисциплиной (наукой), и кажется, что это выглядит логически противоречивым. Ведь странно было бы называть этот научно-исследовательский феномен «междисциплинарной дисциплиной». Но может быть, стоит именовать
12 См.: Князева Е.Н. Настоящее и будущее трансдисциплинарных исследований // Будущее фундаментальной науки: Концептуальные, философские и социальные аспекты проблемы / Отв. ред. А.А. Крушанов, Е.А. Мамчур. М., 2011, с. 256.
3 См.: Климонтович Н. Синергетика: лозунг или наука // URL: http:// http: //spkurdyumov.narod.ru/VvedenievSyner.htm
14 Степин В.С. О философских основаниях синергетики // URL: http: //spkurdyumov.narod.ru/Philos.htm#Ph408
(учитывая, что все-таки наука и дисциплина - это не совсем тождественные термины) «междисциплинарной наукой»? Такой термин нередко употребляется например, в Википедии, причем там к таким наукам относят, например, биохимию и биофизику.
Вопрос о том, возможно ли словосочетание «междисциплинарная наука», представляется пока дискуссионным и в «конкурсном отборе» наиболее подходящего наименования дисциплин и для глобалистики и для глобальных исследований еще пройдет некоторое время, пока название установится. Но для этого необходимо доказать или хотя бы предположить в качестве науковедческой (или эпистемологической) гипотезы, что в принципе могут существовать такие комплексные «дисциплинарно-междисциплинарные» научные феномены.
Именно такой точки зрения придерживался В.И. Вернадский, имея в виду, прежде всего, основанную им биогеохимию, которая «теснейшим образом связана с определенной областью планеты -целиком с одной определенной земной оболочкой - биосферой и с её биологическими процессами в их химическом атомном -выявлении»15. Он рассматривает синтез различных научных дисциплин в биогеохимии (и прежде всего интегрированных в её наименовании, которое не определяет точно её положение в системе знания) несмотря на то, что «как это ясно сказывается в её названии, химические представления и химические явления играют ведущую роль по сравнению с геологическими и биологическими проблемами и явлениями»16. Ученый, тем не менее, полагает, что биогеохимия является отдельной (сложной и молодой) научной дисциплиной, причем повторяет эту мысль неоднократно на протяжении своих оригинальных рассуждений о биогеохимии17.
15
Вернадский В.И. Указ. соч., с. 119.
16 Там же.
17 Там же, с. 119-122.
Если термин «междисциплинарная дисциплина» выглядит логически и редакционно противоречивым, а потому неудачным и вряд ли будет употребляться, то термин «междисциплинарная наука» может в какой-то степени обрести «права гражданства». Но для этого придется ввести новую понятийную нишу для самого термина «наука», который в основном употребляется в двух значениях. Во-первых, в значении науки как целостно-системного образования (независимо от гносеологической, деятельностной и иной ее трактовки), например, как составляющей культуры в её отличии от других составляющих. Во-вторых, как отдельной отрасли, или научной дисциплины упомянутого выше целостного феномена (или, как пишет В.И. Вернадский,
Л й
«отдельной науки»18). Эти два значения сложились ещё в рамках дисциплинарного видения науки, когда интегративно-междисциплинарные процессы еще не сильно влияли на понимание термина «наука». В свете же рассматриваемых здесь проблем может появиться и третье - «кентаврообразное» значение термина «наука», когда термин «наука» будет употребляться в значении «междисциплинарная наука». Впрочем, более приемлемым и уже широко употребляемым представляется термин «междисциплинарные исследования» (нежели «междисциплинарные науки»).
Среди существующих точек зрения на статус глобалистики уместно упомянуть мнение М.А. Чешкова, которому глобалистика видится как совокупность разных дисциплин, имеющих лишь общий «лейбл» или, по-другому, глобалистика сформируется как множество разных наук19. Близкую к этой точку зрения на глобалистику разделяет А.Н. Чумаков, который полагает, что во «избежание неправомерных аналогий и методологической путаницы важно подчеркнуть, что глобалистику не следует понимать как какую-то отдельную или
18 Вернадский В.И. Указ. соч., с. 118.
19 См.: Чешков М.А. Глобальность как базовое понятие глобалистики // Век глобализации, 2008, № 2.
специальную научную дисциплину, которые во множестве возникают, как правило, в результате дифференциации научного знания или на стыке смежных дисциплин. Она рождена противоположными -интеграционными процессами, характерными для современной науки, и представляет собой сферу исследований и познания, где различные научные дисциплины и философия, по большей части в тесном взаимодействии друг с другом, каждая с позиции своего предмета и метода, анализируют всевозможные аспекты глобализации, предлагают те или иные решения глобальных проблем, рассматривая
их как в обособлении друг от друга, так и вкачестве целостной
20
системы»20.
Когда речь идет о глобалистике и глобальных исследованиях, то достаточно очевидна мульти-, или полидисциплинарность этих областей научного знания, поскольку включаются знания из различных дисциплин (и здесь уместна аналогия с рассмотренной В.И. Вернадским биогеохимией). Полидисциплинарность предполагает участие ряда наук в разработке той или иной проблемы, в данном случае глобальных проблем и процессов, но при этом входящие в проблемную область науки (дисциплины) могут лишь «соседствовать» друг с другом, не подвергаясь существенному взаимодействию или синтезу.
Однако фактически подавляющее большинство исследователей глобальных феноменов констатирует междисциплинарность этой области исследований, поскольку они включают пересечение и взаимодействие ряда наук (дисциплин, или отраслей научного знания). Междисциплинарные исследования часто понимаются как такой способ организации научной деятельности, который предполагает взаимодействие в изучении одного и того же объекта представителей
20 Чумаков А.Н. Глобалистика в системе современного научного знания // Вопросы философии, 2012, № 7, с. 4.
различных дисциплин, возможно, даже какую-то форму их интеграции. Глобалистика и глобальные исследования, без сомнения, уже представляют собой такую форму и способ научного исследования.
Выделение глобалистики и глобальных исследований - это не только процесс интеграции, но вместе с тем и специализации и дифференциации науки: ведь выделившаяся область научных исследований отличается от уже существующего знания, от тех научных дисциплин, которые были до её появления. Поэтому такое выделение - это все же процесс дифференциации науки (а не только ее интеграции). Но возникшее таким образом специальное (дисциплинарное) глобальное знание обладает вместе с тем и определенным междисциплинарно-интегративным потенциалом, как, например, науки о безопасности, экологии, устойчивом развитии или о созидании ноосферы, которыми охватывается значительное количество других существующих дисциплин.
И здесь хотелось бы отметить, что подобные вопросы или проблемы определения места и статуса вновь возникающих научных феноменов в научном знании уже неоднократно обсуждались и ранее, когда появлялись новые области знания и проявлялся достаточно выраженный их интегративный потенциал. Например, несколько десятилетий тому назад возник дискурс о кибернетике, когда задавался вопрос: можно ли считать её частной наукой (дисциплиной)
О'1
или же научным направлением?21 Было высказано мнение, что научное направление представляет собой систему научных дисциплин и проблем, имеющих достаточно общую исследовательскую программу, которая для кибернетики заключалась в познании общих
закономерностей информационной связи и управления в
00
биологической и социальных сферах22. Причем чаще всего не
21 См.: Урсул А.Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы. М., 1981, с. 204-216.
22 Там же, с 207.
отрицалось, что кибернетика - это одновременно и частная наука (отдельная дисциплина) и в то же время - междисциплинарное научное направление.
Такая же проблема возникла, как выше отмечалось, и в отношении научного статуса несколько позже возникшей синергетики. Как видим, эта точка зрения совпадает по своему содержанию с выводами, сделанными ранее на базе исследования биогеохимии, кибернетики и некоторых других аналогичных научных феноменов. Эти выводы представляются вполне уместными и для глобалистики, и для исследований безопасности, устойчивого развития, экологии, ноосферологии и многих других междисциплинарных исследований. Междисциплинарность и трасдисциплинарность глобалистики в её исследовательском ракурсе в свете развиваемой здесь точки зрения вовсе не противоречит её дисциплинарному статусу, хотя для этого в самой этой научной дисциплине должны существовать некоторые необходимые условия.
Для появления меж- и трансдисциплинарного потенциала и статуса в любой вновь появившейся науке (дисциплине) важно, чтобы основные понятия и концептуальные идеи выделившейся новой научной дисциплины оказались бы достаточно широкими и благодаря этому они начинали свою экспансию по пространству научного знания. Причем чем шире идеи и понятия новой области научного поиска, тем больше возможностей у неё обрести меж- и трансдисциплинарный статус. Если же выделившаяся новая область исследований в своем понятийном поле не выходит за рамки дисциплины, в которой она появилась, то ей придется продолжать развиваться по пути специализации и конкретизации, углубляясь в уже существующую сферу исследований. Поэтому на междисциплинарный статус претендуют лишь те новые специальные исследования, которые в своем теоретическом арсенале содержат более широкие и
фундаментальные понятия и идеи, чем те, которые использовались ранее.
Впрочем, в этом случае нередко междисциплинарность трансформируется в трансдисциплинарность (термин, введенный Ж. Пиаже в 1970 г.), что является очень важной формой (способом) обретения наукой своего единства, о котором мечтал К. Маркс. Трансдисциплинарность предполагает выход той или иной области науки за дисциплинарные границы, предполагает использование универсальных форм и методов научного исследования за пределами конкретной дисциплины в процессе междисциплинарных взаимодействий. Трансдисциплинарные понятия, методы и теории вначале возникают как обобщение определенных дисциплинарных представлений и когнитивных схем, прежде всего в физике, химии, биологии, математике. Кстати, математика являет собой классический пример дисциплины, проявляющей свои трансдисциплинарые возможности в ходе математизации научного знания. Когнитивные трансдисциплинарные формы и средства исследования вначале развиваются в дисциплинарном лоне, затем отрываются от истоков, распространяются по пространству научного знания и развиваются на своей собственной теоретической основе, проходящей проверку использованием в других областях исследования.
Существует, однако, важное «историческое» отличие глобалистики от многих научных дисциплин и областей исследований (включая и глобальные исследования), на которое обратил внимание А.Н. Чумаков: оно «состоит в том, что осмысление глобальных тенденций и принципиальное преодоление порождаемых ими проблем требует не только теоретических исследований, но и соответствующих им результативных практических действий. Глобалистика тем самым объективно выполняет мировоззренческую и интегративную роль в сфере науки и практики, заставляя многих
ученых, политиков и общественных деятелей по-новому посмотреть на современный мир и осознать свою сопричастность единой судьбе человечества. Она заставляет задуматься над тем, что глобализация и порождаемые ею проблемы не оставляют человечеству иного выбора, как, преодолевая раздробленность и разногласия, идти к своему единству, по возможности сохраняя самобытность культур, вековых традиций и основополагающих ценностей отдельных наций и народов. Но такое единение и согласованность действий может обеспечить лишь адекватное понимание происходящих в современном мире процессов и событий, знания о которых вырабатываются и формулируются в глобалистике, где ближайшие цели и отдаленная
по
перспектива рассматриваются в тесной взаимосвязи»23. Впрочем, эта особенность глобалистики (в отличие от глобальных исследований) характерна для ряда междисциплинарно-интегративных направлений, скажем космонавтики, информатики и т.д., которые также представляют собой сплав научных исследований и определенных практик.
Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобалистика и глобальные исследования в современной науке. Авторы высказывают свое мнение о статусе глобалистики, месте научного освоения глобальных процессов в современной науке и оценивают перспективы других глобальных исследований. Предполагается, что глобалистика, независимо от узкого либо широкого определения ее предмета, представляет собой и научную дисциплину, и меж- и трансдисциплинарное направление как часть глобальных исследований, и важную составляющую общего процесса глобализации науки.
Ключевые слова: глобалистика, глобальные исследования, глобальное знание, глобальные процессы, междисциплинарные исследования, трансдисциплинарность.
Ursul A.D, Ursul T.A. Globalistics and global studies in modern science. The
authors express their opinion on the status of globalistics, site of scientific exploration of global processes in modern science and the outlook for other global studies. It is assumed that globalistics, regardless of the narrow or broad definition of its subject, is a scientific discipline and the inter and transdisciplinary direction as part of a global studies and an important component of the overall process of globalization of science.
23 Чумаков А.Н. Глобалистика в системе современного научного знания // Вопросы философии, 2012, № 7, с. 8.
Key words: globalistics, global studies, global knowledge, global processes, interdisciplinary research, transdisciplinarity.